Перейти к содержанию

Медвежий капкан


Recommended Posts

МЕДВЕЖИЙ КАПКАН

 

29 июня 1922 г.

 

(Тайная молитва.)

 

 

 

(Читаются сочинения на тему «Польза от восхождения на горные вершины».)

 

Тема к следующему разу – «Происхождение пшеничного зерна». Поду­майте о происхождении пшеничного зерна, о том, когда и как оно появилось. Может ли пшеница расти в диком состоянии? Подумайте о пшенице, но идей­но, без подробностей. Подробности второстепенны. Каждое дело должно сна­чала быть представлено в общих чертах, а потом в подробностях.

 

Ученик должен говорить и писать коротко и ясно. Если он голоден или хочет пить, пусть скажет точно и определенно: «Я голоден, я хочу пить, я хо­чу пойти на прогулку», – и т.п. Если человек говорит, что он очень голоден, что умирает от жажды, что ему было бы приятно прогуляться, – он не ученик. Так говорят только те люди, которые располагают временем, свободны и не знают, чем бы заняться. Поэтому они говорят много слов.

 

Когда пишете свои сочинения, не философствуйте много, но назовите от­личительные черты того, о чем пишете. Например, если нужно написать о во­де, о хлебе, о свете, о Любви, о Мудрости и об Истине, опишите их отличи­тельные черты, – те, которые выступают прежде всего. Какова отличительная черта света? Сказал Бог: «Да будет свет!» – и стал свет. Благодаря созданию света для человека открылся видимый мир. Значит, свет раскрывает мир. Это его первое, отличительное свойство. Свет имеет много свойств, но они второ­степенны. Какова отличительная черта темноты? – Она закрывает мир. Како­вы отличительные черты Любви, Духа, Бога? Подумайте об этих вопросах, ничего не говоря. Если поспешите что-нибудь сказать, наделаете ошибок.

 

Некто скажет, например, что отличительная черта Бога – жертва. Может ли Вечное и Безграничное пожертвовать Собой? Ради кого пожертвует? Даль­ше появится вопрос: какова отличительная черта жертвы? Это философские вопросы, тесно связанные друг с другом. Следовательно, если вы ответите на один из них, появится второй, третий и т.д. Чтобы ответить на все вопросы правильно, нужно иметь знания.

 

Итак, отличительная черта Бога, Безграничного заключается в Его жела­нии дать часть Своей жизни всем формам, даже и самым малым. Он хочет воз­высить и самые малые существа, а не уничтожить их, поэтому останавливает­ся перед самым маленьким мотыльком и дает ему дорогу. Бог останавливает движение всего космоса, только чтобы не воспрепятствовать самой малой жизни. Это мы называем жертвой. Сегодня Бог останавливает Свою колесни­цу ради маленького мотылька, завтра остановит ее ради вас. В этом заключа­ется величие Бога. Подумайте над этим вопросом, чтобы прийти к внутренне­му пониманию жизни.

 

Когда говорят об отличительной черте Любви, могут сказать, что Любовь жертвует собой. Однако только тот понимает жертву, кто жертвовал собой. Жертвовать значит отказаться от какого-то блага ради своего ближнего. Пред­ставьте себе, что для вас накроют стол, поставят вкусную еду – пироги, пло­ды. Вы ждали этого обеда несколько дней, но только вы собрались приступить к еде, как дверь открывается и входит бедный, изнемогший путник, который не ел три дня. Если вы в тот же момент можете отказаться от своей доли и от­дать еду путнику, вы совершили жертву. Вы приглашаете его сесть, подаете ему еду и с радостью смотрите, как он ест. Если вы не можете этого сделать, вы еще не готовы жертвовать. Только тот может жертвовать собой, кто дошел до прямой и правильной мысли. Если человек начнет спрашивать, почему он должен жертвовать, он не может быть истинным учеником. Жертва – предмет для изучения.

 

Что должен делать ученик, поступив в школу? – Учиться. Каждая школа имеет свою программу. Известно, какие предметы будут изучаться, какие учебники и пособия одобрены. Задача ученика – учиться. Он не имеет права критиковать учителей, программу или учебники, которые введены. Если он позволит себе критиковать, он не сможет учиться. Некоторые ученики не слу­шают, что преподает учитель, а роются в различных учебниках, сравнивают их и после этого спрашивают учителя, по какому учебнику учиться. Учитель отвечает: «Пока вы в классе, слушайте, что я преподаю. Когда выйдете из школы, можете брать любые учебники. Но если вы не слушаете меня, нечего приходить в школу».

 

Следовательно, пока вы находитесь в Школе Природы, изучайте ее язык. Когда выйдете из Школы Природы, можете делать, что хотите. В живой при­роде как Школе жизни все предвидено и устроено по плану: программа, учеб­ники, учителя и пр. Ученику не остается ничего другого, кроме как учиться. Все в природе является предметным учением для ученика.

 

Если вас спросят, почему перо и карандаш остры, вы скажете: «Чтобы ими писать». Зачем нож острый? – «Чтобы им резать». Каково предназначе­ние горных вершин? Мы встречаем в природе горы и долины как два проти­воположных состояния, выражающих противоположные энергии. Горы пред­ставляют собой позвоночник Земли. Когда-то она была мягкой, без гор, но по­степенно оформлялась, пока не выработала себе опору – позвоночник. Реки представляют собой артериальную и венозную кровь Земли. Что горы соби­рают большое количество энергии, что через них проходит много узлов, мно­го жил, подобных ганглиям и нервам в позвоночнике человека, – это факты, которые испытаны и доказаны. На вершинах гор, как в человеческих головах, сосредоточены миллиарды клеток, которые содержат большие богатства. Ра­зумные существа, которые создавали горы, имели определенную цель, скры­тую от нынешних ученых. Когда-нибудь геологи поймут, для чего в сущности созданы горы, а сегодня они лишь отчасти знают истину.

 

Ваша задача как учеников – не копаться в тайнах природы, а учиться, вы­полнять упражнения, справляться со своими трудностями. Как проснетесь ут­ром, не начинайте с мыслей о том, что будете есть и пить, сначала пойдите к матери и отцу и поздоровайтесь с ними. После этого свяжитесь мысленно с природой, чтобы достичь успеха в своей работе. Еда придет сама по себе. Ког­да поедите, идите в школу, чтобы услышать, что нового вам скажет учитель. Если вы не пойдете к матери и отцу, вы не сможете понять природу. Если не поймете природу, не сможете быть учениками.

 

Кто не знает природу, тот и Бога не знает. Он ищет Его снаружи, но не на­ходит. Ищет Его вокруг, в людях, в себе, но не находит. Не сумев нигде Его найти, он в конце концов начинает сомневаться. Почему сомневается? Пото­му что связь прервана. Он думает, чувствует, но остается в одиночестве, он изолирован от всего мира, не имеет возможности войти в связь хотя бы с од­ним существом.

 

Попав в такое положение, человек ищет виноватых вне себя. Смешно, когда человек обвиняет окружающих в своих ошибках. Как будто другие мо­гут быть виноваты в том, что через ваш ум прошла дурная мысль! Никто не может замутить глубокий и мощный ручей. Следовательно, если кто-то извне вас замутит, это показывает, что вы – не глубокий ручей.

 

Причина замутнения – в самом тебе. Ты допустил в свой ум нечистую мысль, которая прервала все твои связи с внешним и внутренним миром. При таком положении не остается ничего другого, кроме как звать на помощь су­ществ разумного мира, то есть разумной природы. Она имеет в своем распо­ряжении верных служителей, которые придут на помощь и восстановят пре­рванные связи. Это может произойти за час, а может – за несколько дней, в за­висимости от того, насколько велико повреждение.

 

Одна из задач ученика – знать причины своих состояний и различать, ка­кие состояния – физические, какие – духовные, а какие – Божественные. Фи­зические состояния ограниченны и мимолетны, они быстро меняются. Пред­ставьте себе, что вы в хорошем настроении, думаете, что никакие силы и ми­ре не могут вас лишить равновесия. Однако приходит приятель и колет вас иголкой в руку, на глубину один-два миллиметра. Вы сразу подпрыгиваете, а потом сердитесь на приятеля, что уколол вас. Ваше хорошее настроение исчезает, потому что у вас болит рука. Через некоторое время боль проходит, и ваше хорошее настроение восстанавливается. Если бы вы имели самообладание, не потеряли бы хорошего настроения.

 

Если кто-то украдет у вас перстень, который вам нравится, или какую-ни будь книгу известного автора, ваше состояние сразу изменится. Другое дели если бы вы носили знание в голове или были внутренне богаты. Ученый, богатый, сильный человек не поддается внешним влияниям, он устойчив. Такой человек в состоянии посредством своей мысли парализовать всякий удар, который ему наносится извне.

 

Должен ли человек противопоставляться внешним условиям? Конечно должен. Для этого ему даны ум, сердце и воля, – чтобы он мыслил, чувство­вал и действовал. Если какая-то неразумная сила приходит извне и ударяет вас по голове, используйте мысль и волю, чтобы с ней справиться. Другое дело, если сила разумна и несет с собой определенное благо.

 

Так что пока вы на земле, вы будете получать удары различного характе­ра – физического, духовного и умственного. Если вы разумны, вы будете пра­вильно их использовать и с каждым днем становиться умнее. Глупый же че­ловек вместо того, чтобы поумнеть, глупеет. Следовательно, испытания могут быть кармическими или не кармическими, но человек должен быть умным, должен знать, как с ними справиться.

 

Под Казанлыком один крестьянин поставил около загона для скота кап­кан на медведя. Каково же было его удивление, когда утром он обнаружил в капкане не медведя, а собственного осла! Почему осел попал в медвежий кап­кан? Потому что был любопытен и захотел посмотреть, что там такое, что это его хозяин оставил около загона.

 

В мире много медвежьих капканов, но попадают туда не медведи, а лю­ди. Почему? Потому что люди проявляют любопытство. Они начинают тро­гать капкан с разных сторон, пока не попадут в его клещи. Если бы люди не проявляли любопытства – не попадали бы в капканы. Астральный мир полон медвежьих капканов в виде красивых цветов, сладких соков, разнообразных хороших вещей, которые издали привлекают человека. Разумный мир предупреждает человека, чтобы он был внимателен, не попал в какой-нибудь кап­кан. Учитель говорит ученикам: когда проходите через определенные места, будьте внимательны, ничего не трогайте, не останавливайтесь около чего-либо. Пройдите быстро. Будьте довольны тем, что видели издалека, этого вам достаточно.

 

Нынешние люди мыслят правильно, но поступают прямо наоборот: где ни пройдут, все трогают, все рассматривают и не подозревают, что за красивыми по видимости вещами кроется какой-нибудь медвежий капкан. Если ученик захочет испробовать все красивые вещи в мире, у него преждевремен­но побелеет голова, и в конце концов он убедится, что ничего не приобрел, а только потерял.

 

Медвежьи капканы есть не только вне Школы, но и среди вас, в Школе, поэтому все вы должны бодрствовать и быть внимательными, не проявлять любопытства. Задача каждого человека – самому себя беречь. Если он будет невнимателен, будет часто попадать в капканы и потом жаловаться, спраши­вать, почему существуют капканы в мире, почему человек в них попадает, и т.д. Будет говорить о карме, сетовать на свою судьбу и ничего не приобретет.

 

Какие объяснения ни давай, если человек невнимателен, его ждут кап­каны. Некая женщина порвала шелковую блузу и начинает искать причину. Есть много причин: она была невнимательна, или чего-то испугалась и по­бежала, или зацепилась за проволоку. Однако при всех этих объяснениях одежда остается порванной. Для вас как учеников важны не объяснения и не причины вещей, вам важно научиться искусству строить, быть хорошими мастерами.

 

Каждый должен научиться новому искусству – строить, и отказаться от старого – рушить. Не спрашивайте, почему нечто происходит так, а не иначе, почему кто-то вас обидел, почему остановил, а искренне пожелайте в себе сделать некое доброе дело, какого вы никогда не делали: примириться со все­ми своими близкими, с которыми вы были в плохих отношениях, пожертво­вать собой ради ближнего и этим его возвысить. Стремитесь к этим вещам, не останавливаясь перед обидами и огорчениями, которые близкие вам причиня­ют. Тот факт, что они поступили нехорошо, означает, что они попали в некий медвежий капкан. Не сердитесь на них, но поищите способ помочь им вы­браться оттуда.

 

Достаточно задумать доброе дело, чтобы на вашем пути возникло мно­жество капканов. Пока вы не сильны в добре, вы всегда будете попадать хо­тя бы в один из этих капканов. Слышите, как некто вам нашептывает: «Что это ты собрался делать добро? Сейчас не время, отложи это до более благо­приятных условий». Это нашептывание – медвежий капкан, поставленный на вашем пути.

 

Кто пришел в Школу, тот подвергнется большим искушениями и испыта­ниям. Вам не нужно знать, почему и зачем приходят эти испытания. Важно учиться справляться с искушениями. Чем лучше человек с ними справляется, тем большему научится. Искушения придут и извне, от окружающих, и изну­три, от самого ученика. В уме появятся противоречивые мысли, а в сердце -

противоречивые чувства. Не спрашивайте, почему появляются эти противоречия, но разрешайте их правильно.

 

Ваша задача как учеников – прежде всего действовать, а потом думать. Просыпаетесь утром, и вам на ум приходит мысль сделать нечто хорошее. Не думайте, нужно ли это делать, а сразу приступайте к действию. Если к вам приходит Божественное и шепчет вам что-то, вы сразу должны действовать, это нельзя откладывать. Когда выполните работу, можете подумать. По ре­зультатам вы поймете, почему нужно было поступить таким образом. Не го­ворите о поступке прежде, чем он даст результат. Осуществляйте опыты и молчите. Если вы будете говорить о какой-то работе, прежде чем ее начали, вы непременно встретите противодействие, которое вас отклонит или задержит.

 

Упражнение. В течение недели наблюдайте, какая мысль первой придет вам в голову, когда вы проснетесь. Будьте искренни и заметьте первую мысль, которая появится. Например, некоторым из вас, хотя вы и вегетарианцы, мо­жет прийти мысль о жареной курице – отметьте ее. Может быть, кто-то усом­нится в пути, по которому идет, – тоже отметьте эту мысль. Кто-то, может быть, подумает, как получить побольше денег, и так далее. Какая бы ни была первая мысль, хорошая или плохая, отмечайте ее в тетради. Если случится, что вам на ум приходят только хорошие мысли, – тем лучше для вас. Это зна­чит, что вы проходите через хорошую местность в умственном мире.

 

Проводите опыты, выполняйте упражнения, чтобы приобрести опыт и знания. Некоторые ожидают всего готового, ждут, что Бог их просветит. И это возможно, но если Он увидит, что вы находитесь слева от Него, Он применит к вам один метод, а если справа – другой. Если вы находитесь слева, Он пере­местит вас направо, потом вперед, и тогда будет вам заниматься. А такое пе­ремещение приносит страдания. Невозможно оказаться справа от Отца, пока не пройдешь через большие страдания.

 

И мать должна поступать таким же образом. Если ребенок слева от нее, она должна его обнять и переместить направо, после этого поставить его пе­ред собой, поцеловать и начать с ним разговаривать. Вы спросите, почему так, нельзя ли без перемещения и т.д. Попробуйте, и сами себе ответите. Если вы – отец или мать, проделайте опыт со своими детьми. Если у вас нет своих де­тей, попробуйте с чужими. Пойдите в какое-нибудь бедное семейство или в детский приют и там проведите опыт. Не думайте о том, что скажут о вас лю­ди. Важно проделать опыт. Дети, с которыми вы проведете опыт, будут до­вольны. Есть дети в приюте, которые не знают материнских объятий и поце­луев. Они удивятся, откуда взялся этот добрый человек, который их обнимает и целует. Но пусть этим занимается только тот, кто готов проделать опыт по закону Любви и Мудрости. Кто не готов, путь не делает этого, чтобы не впасть в искушение.

 

И ангелы проводят такие опыты. Бог посылает великого ангела на землю, чтобы он помог некоему грешному человеку. Он должен обнять и поцеловать этого человека, чтобы его возвысить. То же делает и святой. Он идет к некое­му падшему, грешному человеку, чтобы очистить и возвысить его душу. В нем нет никакого колебания. Если ему дают такую задачу, он принимает ее с бла­годарностью и выполняет с любовью. Он знает, что Божественный огонь сжи­гает и очищает. Нет греха, преступления или ошибки, которые могли бы усто­ять перед Божественным огнем. Будьте готовы исполнять Божью волю, чтобы Божественный огонь проник в ваше сердце и вы очистили им себя и своих ближних.

 

От вас не требуется стать святыми. Совершайте опыты, применяйте Бо­жественные законы, чтобы познать себя. Например, кто-то думает, что щедр. Пусть испытает себя, проверит, насколько щедр. Если он – торговец и распо­лагает ста тысячами левов ежегодного дохода, пусть посмотрит, сколько он может дать бедным и как дает. В первый момент он готов дать десять тысяч левов, но пока дойдет до кассы и вынет деньги, начнет колебаться и скажет: «Десять тысяч – много, дам пять». И продолжает уменьшать сумму, пока дой­дет до тысячи левов. Разумные существа наблюдают за ним и говорят, что он не щедрый человек, не готов к жертве.

 

Ученик должен держать свое слово. Сказав что-то, он должен это испол­нить. Прежде чем сказал, надо было думать, но если уж обещал что-то, нуж­но исполнять. Если сказал, что должен дать десять тысяч левов, не нужно из­менять свое слово. Что бы ни случилось, ученик должен исполнить свое обе­щание. Вот что значит характер.

 

Вопрос не в том, чтобы дать много, но в исполнении обещаний, данных перед Богом. Каждая добрая мысль и хорошее чувство идут от Бога, и их нуж­но исполнять. В этом заключается послушание человека. Давайте путь в себе Божественным мыслям и чувствам. Только так вы узнаете, откуда они идут. Поэтому сказано в Писании: «По делам их познаете их».

 

 

 

(Тайная молитва.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...