Перейти к содержанию

1914_09_11 "Мир вам!"


Рассвет

Recommended Posts

«МИР ВАМ!»

 

«В тот же первый день недели ве­чером, когда двери дома,

где соби­рались ученики Его, были заперты, из опасения от иудеев,

пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоанна, 20:19)

 

Бессмертие — это стремление человеческой души, идеал, к которому она стремится и который всегда желает осущест­вить. Человеческая душа живет на земле, чтобы найти путь бессмертия. Бессмертие регулируется великим Божьим За­коном, который человек должен изучать и применять во всех областях своей жизни. И в этом смысле мы должны посто­янно учиться, чтобы найти те условия, при которых может существовать бессмертие.

 

Человек может быть бессмертным и потерять свое бессмертие, может быть смертным и обрести бессмертие. Смерть и бессмертие — это два положения. На научном язы­ке бессмертие — это равновесие вещей, сил, которые дейст­вуют в природе. Смерть — потеря этого равновесия. Бес­смертие заключает в себе соединение, гармонию; смерть — разъединение, несогласие, дисгармонию.

 

Если люди хотят бессмертия, они должны знать, что именно оно в себе содержит. Понаблюдайте (если вы спо­собны к этому), что происходит в симфоническом оркестре перед концертом. Приходят музыканты со своими инструмен­тами, среди которых больше всего струнных. Они вынимают инструменты из футляров и начинают настраивать скрипки, задавать тон струнам, натягивая их — одни больше, другие меньше. В этой настройке есть известное соотношение. И пос­ле того, как они настроят инструменты на определенные то­ны, они берут смычки и начинают играть. Знаете ли вы, сколько времени нужно скрипачу учиться, чтобы играть в симфоническом оркестре, чтобы научиться владеть своим ин­струментом, своим смычком? Нужно посвятить самое мень­шее 12 лет специальному обучению.

 

У нас часто говорят, что тот, кто играет на скрипке — «цыган», таково прозвание скрипачей. Но этот инструмент — символ. Можно сказать, что скрипка — самый совершенный инструмент, который уже 300 лет, с тех пор, как великий мастер Страдивари его создал, не претерпел изменений, по­тому что почти достиг своего совершенства. Скрипку можно уподобить человеческой душе: у нее четыре струны и один смычок. Скрипка — это человеческая душа, струны — четыре темперамента. Волю человека можно считать смычком. Когда скрипач идет покупать струны, говорит: «Дайте мне такую-то струну — ми, ля, ре, соль» — и когда возвраща­ется домой, он знает, куда поставить каждую струну.

 

В человеческом естестве есть, как мы говорили, четыре темперамента — холерический, флегматический, сангвиничес­кий и нервный. Это четыре состояния человека. Они соот­ветствуют душе, уму, сердцу и жизни человека. Это четыре главные струны, которые нужно уметь натягивать и отпускать. И когда мы настраиваем свой ум и свое сердце, нужно уметь настраивать их на определенный тон. У скрипки четыре струны настроены на четыре разных тона, так чтобы между каждыми двумя струнами было также четыре различных то­на, то есть каждая последующая струна на четыре тона выше предыдущей. Когда настроите скрипку, имеете 4X4=16 то­нов — ступеньки, по которым настроены струны.

 

Настроив свою скрипку, скрипач берет смычок и начи­нает играть. Скрипка — это единственный инструмент, на котором играют накрест. Это инструмент создает приятней­шую музыку, которая по звучанию больше всего приближа­ется к человеческому голосу. Следовательно, когда вы на­строите свою скрипку и возьмете смычок, — вы образуете тот крест, от которого сейчас плачете и говорите: «Зачем, Гос­поди, Ты дал нам этот тяжкий крест!» — Я вам говорю, что Господь дал вам прекрасный инструмент, но вы не умеете его настраивать, и из-за этого носите его на спине как тяжелый груз. Снимите его, настройте и начните играть. Когда апостол Павел говорит: «Я похваляюсь крестом» — как вы это понимаете? Я вижу везде людей, которые носят эти крес­ты, в церкви и повсюду, но не видел человека, который бы играл на своем кресте. Войдите в концертный зал, и увидите, что люди рукоплещут игре на кресте, не думая, что и сами они имеют каждый свой крест — страдания, что и они иг­рают.

 

Но самое важное в этой игре на кресте — это соблюдение такта. Когда капельмейстер возьмет свою палочку и взмахнет ею, все должны быть внимательны и ею руковод­ствоваться. И движение смычков нам приятно, потому что они движутся по известному правилу. Так что когда мы дой­дем до глубокого внутреннего смысла жизни, когда настро­им ее струны — ум, сердце, душу, жизнь, — и впряжем в работу смычок — человеческую волю, через Духа — Капельмей­стера, Который поднимет Свою палочку, мы создадим самую приятную музыку в своей жизни.

 

Обратите внимание, что крест — это великое благослове­ние, с которым Господь нас посещает на земле: от него ис­ходит величайшая симфония, музыка, пение, которое назы­вается спасением. В этом пении — спасение. Когда Христос страдал на кресте, ангелы вверху, на Небе, не плакали, а пели. Все заключенные в аду радовались, что идет их Спаси­тель. И когда Он родился на земле, ангелы известили о Его явлении тоже пением. Значит, когда создавался этот Инстру­мент, эти Струны, этот Смычок нашей веры, ангелы пели вверху, на Небесах.

 

Современный христианин говорит: «Горе нам! Земля — долина слез, жизнь — бремя, в ней нет смысла.» — Для глу­пых людей, которые не умеют и не хотят играть, которые не умеют привести в порядок свои струны, которые не слу­шают Капельмейстера, — для них жизнь действительно не имеет смысла; но для тех, кто может настроить свою скрип­ку и играть, жизнь имеет большой смысл. И скрипачам, ко­торые играют так приятно, очень много платят — по 400, 500, 600, 700, до тысячи левов в месяц, только лишь за то, что они двигают своим смычком.

 

Христос часто приходит к вам и спрашивает: «Умеете ли вы играть?» — Когда я спрашиваю человека: «Умеешь ли страдать?» — подразумеваю: умеешь ли играть. Не хочешь страдать — значит, не хочешь играть. Те, кто не умеет играть, мрачны, на них у меня нет надежды. Говорят: «Человек, ко­торый поет и играет, зла не мыслит.» — Человек, который страдает, значит — поет и играет в жизни, — спасается. Оста­нется ли голодным скрипач, который играет? Кто не умеет играть — будет попрошайничать. Кто умеет, и начнет где-ни­будь играть, получит плату от людей. Кто умеет страдать, тот голодным никогда не останется. И заметьте, люди всегда приходят на помощь тому, кто страдает, так же, как дают деньги скрипачу. Когда я останавливаюсь послушать, как кто-то играет (а другие только смотрят, как смычок движется), я слышу и голос скрипача, и вижу, научился он играть или толь­ко учится. Если учится — он новичок, ему дают сейчас уроки, но через 12 лет он будет в симфоническом оркестре, и тогда вы будете дорого платить за билет, чтобы его послушать.

 

Когда мы постигнем этот великий закон — петь и иг­рать, говоря на современном языке, или страдать в христи­анском смысле (эти слова имеют для меня одно и то же значение), — посредством страдания мы дойдем до другого великого закона — бессмертия: в нем все — гармония, в нем нет дисгармонии. Христос, Который идет на землю, идет на­учить людей, как петь и играть. Он вас научит, как натя­нуть струны вашей души. Струна души — ми, самая высокая струна; струна ума — ля, сердца — ре, жизни — соль. Вот первый урок, который даст вам Христос.

 

Люди нередко спрашивают: «Почему Господь дал мне такое негодное сердце!» — Сердце ли негодное, или ты не­годен? Говорят: «Зачем мне Господь дал такой глупый ум?» — Ум ли глуп, или ты глуп? — «Зачем мне дал Господь эту бессмысленную жизнь?» — Жизнь ли бессмысленна, или ты не знаешь, зачем она?

 

Страдания — это законы, посредством которых Господь содействует нашему развитию. Мы должны петь и играть — чувствовать и мыслить. Мыслить — значит играть, чувство­вать — значит петь. Если два соседа настроят скрипки и нач­нут играть, будет очень приятно. Несколько лет назад я был в одной семье: отец, мать, сын и дочь — все играли, отец брал скрипку, сын — бас и т. д., каждый, что умел. Боль­шинство современных людей — мужчины, женщины, дети не умеют играть, и когда делать им нечего — начинают драться. Для них, разумеется, жизнь бессмысленна. Христос гово­рит: настройте ваши скрипки, натяните смычки, научитесь играть; как соберетесь вечером, возьмитесь играть или петь в такт одну песню, потом другую, третью, четвертую. По­ешьте — и снова начинайте, на другой день — опять на ра­боту в жизнь.

 

Вы скажете: «Какое это имеет отношение к Христову Воскресению?» — Современный христианин задумывается о воскресении и говорит: «Когда попаду на Небо, тогда все узнаю. Это — для того света.» — А на этом свете что нужно делать? Вот в чем нелогичность рассуждения людей. Для того света они очень умны, а для этого — нет. Может ли юно­ша, который хочет учиться в университете, попасть туда пря­мо из дома? — Он должен сначала играть в детские игры, потом поступить в начальную школу, потом — в гимназию, чтобы подготовиться к пониманию высшей науки, а уж тогда поступать в университет. Так зачем нас Господь по­слал на землю, и что она такое? Это — комнаты с игрушка­ми, или классы начальной школы, которые нужно пройти. Если мы не закончим начальную школу — как поступим в гимназию? Вы думаете, что когда отправитесь на тот свет, сразу попадете в гимназию? Нет, никоим образом.

 

Слово «воскресение» заключает в себе великую идею. Оно содержит Божественные тайны. Воскреснуть — значит быть хозяином всех элементов, всех сил, всех мыслей, всех желаний, всех действий. И как человек может воскреснуть, если он не хозяин всему этому? Как вы собираетесь воскрес­нуть, если какая-нибудь лягушка или змейка может вас ис­пугать? Как вы можете воскреснуть, если на земле не мо­жете перенести малого мучения и послужить Господу? Если скрипачу нужно 12 лет постоянного труда, по часу, а то и по 10 часов в день, чтобы научиться играть, сколько же нуж­но нам, христианам играть, чтобы научиться Христову Вос­кресению!

 

Одна из слабостей современной церкви в том, что они думают, что все можно получить в подарок. Господь может дать нам скрипку, струны и смычок даром, Он может на­нять нам учителя и платить за него; но мы должны потра­тить каждый день десять часов, чтобы научиться играть. Уп­ражняться должны мы сами. И тот, кто не хочет упражнять­ся, тот человек ленивый, неспособный, тот не достоин Царства Христова.

 

Когда Христос сказал Своим ученикам «Мир вам!» — в широком смысле это подобно тому, как капельмейстер берет партитуру, взмахивает палочкой, и все сразу слушают и на­чинают играть. Когда Христос говорит: «Мир вам!» — каж­дый должен приготовить свою скрипку, свой смычок, и вос­принимать тот Божественный такт, который постоянно дви­жется от одного края мира до другого. Все люди поют и играют перед Господом. Он их проверяет. Тот, кто не на­учился петь, кривит рот. Плач — это плохое пение. При сме­хе губы поднимаются немного вверх, а при плаче — кривятся вниз. Тот, кто плачет — молод, он еще не научился петь. Так что плач — это «пение вкривь», которое, впрочем, явля­ется подготовкой к хорошему пению. Не плохо плакать, по­тому что через некоторое время этот плач превратится в очень хорошее пение. — Но человеку горько. — Будем снисходительны: он научится петь.

 

Той новой энергией, которую Христос внес в мир Своим воскресением, Он показал путь этого Божественного искус­ства — спасения. И именно поэтому нужно усердно изучать Евангелие. Вы говорите: «То не понимаю, это не понимаю, то нужно, это не нужно, то правильно, это неправильно.» — Спрашивается, что правильно? Некоторые люди не хотят страдать, не хотят петь, другие не хотят работать. Чего же хотят? Плач — это упражнение, это переход к пению. Мо­тыга тоже имеет свой тон. Работать мотыгой, поднимать ее и опускать — значит бить в барабан. И нужно бить в бара­бан. Поднимать топор и опускать — это колокольчики в му­зыке. И когда поднимаешь лопату и копаешь, ты тоже дол­жен мыслить, должен себе сказать: «Господин на меня смот­рит — надо уметь ритмично двигать лопатой.» — Руби дрова, но руби их по всем правилам искусства. Мы говорим: «То бессмысленно, это бессмысленно.» — Что тогда имеет смысл в жизни? Самые малые с виду дела, которым мы придаем самое малое значение, имеют в себе наибольшее содержание.

 

Воскресение — это процесс, который Дух Божий совер­шает в нашей жизни, великий процесс, посредством которого Бог восстанавливает первоначальную гармонию. Однажды, когда ваши уши откроются, и вы начнете слышать немного больше и дальше, чем слышите сейчас, — сейчас они очень грубы, у вас нет даже музыкальных способностей, вы схва­тываете лишь самые грубые тоны, — однажды вы заметите, что по всей Вселенной движутся определенные тоны, порож­даемые ручьями, деревьями, листьями, и услышите великую музыку, которая разносится от одного края мира до другого. Тогда вы поймете внутренний смысл жизни. И Христос Сво­им Воскресением хочет ввести вас в этот концертный зал. Он заплатит за вас, даст вам всем по билету. Но есть ли у вас уши, чтобы услышать эту Божественную музыку, когда вы войдете в этот зал и увидите эту игру? В этом внут­ренний глубокий смысл Христова Воскресения. Это жизнь, которая развивается между ангелами, от самых низших до самых высоких. Божественное проявляется повсюду в мире, но поскольку мы не можем найти внутреннюю связь, мы счи­таем, что между явлениями нет связи.

 

Когда вы слышите слова «Мир вам!» — нужно быть го­товыми к тому, что вам укажет играть капельмейстер — петь или плакать. Когда Господь поднимет Свою палочку и скажет «Мир вам!», — мужчина, который не умеет петь, начинает кричать, и его пение называется уже боем. Он бьет в ба­рабан, но бьет криво. И женщина иной раз криво бьет в барабан. Господь говорит: «Ты не научился бить в барабан, такой-то тон не берешь верно, не исправил голос. Натяни не­много струны своей жизни, своей души.» — Снова скажет: «Мир вам!» — и вы начинаете играть. Опять тебя останавли­вают: «Подожди! Неправильно ставишь пальцы на струны скрипки!» — Ты скажешь: «Мне уже надоело!» — Но нуж­но понять, что искусство приобретается большим терпением и трудолюбием, что для ленивых нет Неба. Поэтому Господь говорит: «Если не станете восприимчивыми как дети, не вой­дете в Царство Небесное,» — потому что дети имеют желание все изучать, а взрослые говорят: «То нам не нужно, это нам не нужно», — и, в конце концов, сгибаются, горбятся, стано­вятся похожими на вопросительный знак. Земля их притя­гивает, и их зарывают в нее. Господь говорит: «Раз эта скрипка не хорошо сделана, опустите ее, пусть будет сделана снова». — Соберут ее снова, и вновь выйдет она в мир, чтобы снова начать учиться.

 

Господь решил, что каждый из вас научится петь и иг­рать. Ему не нужны на Небе дети, которые не хотят на­учиться петь и играть. И апостол Павел говорит, что пе­ренесся на Третье Небо и слышал то, что не может быть высказано человеческим языком. Он слышал пение и игру. Иоанн тоже говорил, что слышал пение и игру.

 

Вот мысль, которую я хочу вам оставить. Знаете ли вы, каков основной тон вашей души? Умеете ли настраивать ва­шу скрипку? Научитесь ее настраивать. Каждое утро, как встанете, настройте вашу нервную систему. Если вы немно­го рассержены, тревожны — это показывает, что ваша скрип­ка не настроена. Остановитесь и настройте ее. Если будете так постепенно настраивать свою скрипку, ваши тревоги ис­чезнут.

 

Как настроить свою нервную систему? Пойдите, помоли­тесь: молитва — это настройка. Некоторые спрашивают: «Зачем нужно молиться?» — Чтобы настроить свою скрипку. Когда настроите, скажите Богу: «Моя скрипка настроена,» — и Господь вам скажет: «Начинайте дневную работу.» И мир придет к вам, и работа будет спориться - Иной день женщина не настроит свою скрипку, и начинает бить то одного, то другого ребенка. Понятно, в этот день музыка не идет как нужно. Она говорит: «Зачем мне Господь дал этих детей! До чего упрямы!» — Кто упрям, дети или мать, — это вопрос. На другой день, когда скрипка на­строена, все идет хорошо, а дети — те же.

 

Поэтому первое, что нужно делать утром, — молиться, чтобы настроить свой ум, свое сердце, свою душу, свою жизнь, и так явиться перед Богом для работы. Будем благо­дарны и скажем: «Мы сегодня хорошо приготовили урок по пению и игре, и наш Отец, когда вернется, будет нами доволен.» — Христос пришел, чтобы посмотреть, как мы иг­раем и поем на земле. Он прикован к кресту, и 500 миллио­нов людей сейчас поют и играют на этом кресте, с которого началась современная цивилизация.

 

Итак, христианство — Божественная музыка, Божествен­ное пение. Научитесь петь и играть, хорошо настройте скрип­ку, правильно держите смычок и слушайте заповеди Капель­мейстера. Весь мир будет двигаться по этому Божествен­ному закону, и вы приготовитесь к другому миру, к дру­гой жизни, которая приближается.

 

Беседа Учителя 11 сентября 1914 г. в Софии

 

Мир вам!

Мир вам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...