Новые принципы и методы для воспитания человека


Recommended Posts

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Капитал человека – это добро, вложенное в него; это возможности в жизни, это удача человека. И все люди сейчас ждут, что удача попадет им в руки. Или говорят: «Как Бог даст!» А когда Господь даст, как это Ему угодно, они этого не принимают и говорят: «За что мне дал это Бог?» Говоря «как Бог даст», современные люди всегда имеют в виду ту идею, как это должно бы стать, и говорят себе: «Хоть бы стало так, как я думаю». И если станет так, как они думали, говорят: «Господь так устроил», а случись все по-другому, начинают роптать.

Все противоречия в нашей жизни обязаны тому факту, который мы не можем изменить. Это факт, что мы не можем выправить ось земли. Все пакости на земле происходят из-за наклона ее оси на 23 градуса. Но где мастер, который может поставить ее на место? Было время, когда ось земли была перпендикулярна. Ученые говорят, что вся ее тяжесть тогда приходилась на Южный полюс. Но вследствие известных перемен, которые произошли на земле, стала увеличиваться тяжесть Северного полюса и от этого нарушилось равновесие, и ось наклонилась. И у всех людей сейчас ось наклонена. Нет ни одного из вас, чья ось не наклонилась бы на 23 градуса. И все стремление людей состоит в том, чтобы поставить ось на место, чтобы она стала перпендикулярной. А ось может быть перпендикулярна только между двумя основными точками, между двумя плоскостями. Одну плоскость я называю плоскостью любви, действующей в мире, а другую – плоскостью знания и мудрости. Когда изменяется перпендикуляр между этими двумя плоскостями, приходят все несчастья в мире. Когда человек не понимает закона любви, который действует в жизни, и не понимает закон мудрости, который действует в человеческом мозге, то он встретит противоречие. Это противоречие может исходить от самого человека, а может происходить и от других причин. В таком случае, вы можете пострадать, заслуженно или не заслуженно, без разницы. Если мы думаем, что наши страдания не заслужены, то и радости наши не заслужены. Но люди считают радости в порядке вещей, а страдания - незаслуженными. Все, что человек испытывает, сколь бы мало оно ни было, он этого заслуживает. Если ты имеешь сознание о чем-то, ты его заслужил. Но малые дела в мире создают самые большие пакости. Все недовольства в мире проистекают от малой пыли. Есть такая мелкая пыль, которая проникает через все отверстия. Может быть все герметично закрыто, но эта пыль проникает и накапливается. Сейчас все несчастье человека в том, что в него проникла эта пыль. Человек имеет семь отверстий в голове, через которые эта пыль проникает в мозг. Через глаза, через уши, через рот и через нос она входит и образует в человеческом мозге некую кашу. Вы сейчас оказались в противоречии: почему Бог так сделал? – Бог сделал все очень хорошо, да вы его поправили.

Человеческий мозг не повсюду одинаково организован. Часть его организована на половину. Человеческий мозг еще в процессе развития, и все несчастья в жизни людей проистекают от его неорганизованности. Например, для кого-то его несчастья проистекают от задней части мозга. Его голова сделана так, что сзади имеется мозга больше, чем спереди. А когда сильно развит этот задний, малый мозг, человек любит много есть и пить, получать удовольствия и жить на широкую ногу, и всю свою жизнь он только выплачивает долги. Все беды людей проистекают от малого мозга, который плохо организован и в котором находятся центры эгоистических чувств и инстинктивных наклонностей. Там находятся и половые чувства, и когда этот мозг не организован, то человек больше живет своими чувствами и инстинктами и лишен света мысли, работающей в передней части мозга. Тогда его жизнь полна противоречий, хоть он и имеет добрые стремления. Поэтому необходимо организовывать заднюю часть мозга, чувства должны организоваться и поставиться под контроль разумной воли.

Люди совершают ошибки по единственной причине, что не имеют света. Они не то, чтобы не добры, но не имеют в мозгу света. Поскольку одно полушарие мозга у него совсем не организовано, человек сейчас работает только своим левым полушарием, а правое находится в застое. Кроме того, некоторые из способностей, с которыми работает человек, не очень хорошо развиты. Например, какой-то человек не справедлив и бессовестен; совесть – это чувство, а не способность, и когда у человека нет совести, это показывает, что у него не развито это чувство, и он любит приврать, украсть, что не справедлив. А некоторые люди совестливы, родились такими. У них это чувство развито. Затем, есть люди набожные. Набожность -- тоже чувство. У кого оно развито, тот набожен, у кого не развито, тот безбожник. Есть чувство веры; у кого оно развито, тот верит, у кого не развито, не верит. Когда дойдем до человеческих способностей, то и они связаны с известными центрами передней части мозга.

И, глядя на человека, я вижу, какие способности у человека развиты, и что из него может выйти. Смотрю, у кого-то не развит центр времени, не развит и центр причинности, рассуждать он не может. Наблюдательные способности у него развиты слабо, а он стал торговцем и залез в долги. Он может и имел добрые намерения, но не имел нужных способностей. Потому что для каждого дела требуются соответствующие способности. И всегда на работе, когда вы имеете отношения с каким-то человеком, вы должны знать, какие способности в нем развиты, и развиты ли у него моральные чувства. Вопрос не в том, чтобы его рекомендовали, как морального, набожного и т.п., но чтобы он в действительности имел эти качества. В таких случаях я больше верю своему циркулю, чем словам человека. Набожность – это одно из самых благородных чувств. И когда у человека развито это чувство, он имеет величайшее благородство и сострадание во всех отношениях. Когда это чувство слабо развито, такой человек может над вами поиздеваться. Из европейских народов это чувство сильно развито у славян; у американцев средне развито; также сильно развито оно у евреев.

Когда я рассматриваю народы, то вижу, что у каждого народа и у каждого человека имеются свои плохие и хорошие стороны, и знаю, каковы последствия в одном или другом случае. Например, когда человек имеет слабую совесть, слабое религиозное чувство, веру и некоторые другие, он обескураживается, разуверивается, и жизнь ему кажется бессмысленной. Когда людям проповедуют религию, то хотят развить их религиозные и моральные чувства. Человек, желающий стать набожным, должен найти набожных людей, войти с ними в связь, чтобы могло питаться это его чувство. От набожного человека исходит особый прекрасный свет из центра набожности. На этом месте находится так называемый индусами тысячелистник, с которым связано одно из самых возвышенных чувств – любовь к Богу. А когда это чувство развито, человек религиозен. Современные люди крайне не религиозны. Современные люди не имеют религии и не понимают, что такое религия. Религию может иметь только тот человек, который имеет любовь к Богу. А Бог – это Существо, являющееся образцом для всех людей. Все добродетели и способности, все возвышенное и благородное проистекает от Него. Это Он контролирует вещи. Каждому Он говорит, что надо делать. Не Он, но имеется ряд существ, завершивших свое развитие и руководящих человеческим развитием. Через них Он говорит каждому человеку, что делать. А чтобы человек мог слушать и исполнять то, что ему говорят, он должен организовать свой мозг. Хорошая жизнь – это путь организации мозга. И если человек живет хорошо, это будет в его пользу.

Сейчас человечество стремится в первую очередь организовать человеческий мозг, а для этого требуется наука. Есть способы, по которым человек может перевоспитаться, но не с одного раза. Чтобы перевоспитаться, человеку надо иметь ряд образцов. Например, человек не может обрести религиозное чувство, пока не войдет в связь с людьми, у которых это чувство развито. Когда он попадет к этим людям, он ощутит нечто, передаваемое ему. А дать может тот, кто это имеет. Каждый человек несет свои задатки, которые ему дал Бог, но одновременно он несет и результат усилий, которые он сам проявил в прошлом. Если возьмем двух человек, одного с тонкими бровями, а другого с густыми и нависающими бровями, то увидим, что человек с густыми бровями практичен, объективен – разбирается в физической жизни и может быть справедлив, но в нем нет тонких чувств. Он хочет, чтобы исполнялось то, что он скажет. А тот, с тонкими бровями, уступчив. Он своей большой уступчивостью создает себе большие пакости. Угождая тому или другому, он совершает ошибки. От чего происходит услужливость? Она проистекает от чувства тщеславия, когда чувствительность чрезмерно развита, и человек желает иметь о себе доброе мнение людей. Это хорошо, это служит стимулом, но это чувство должно быть под контролем разумности, потому что человек не может всегда иметь доброе мнение людей. Чтобы иметь доброе мнение людей, ты должен что-то давать. Если не можешь дать людям то, чего они от тебя хотят, ты не можешь получить у них хорошего мнения. Не ищите сначала хорошего мнения людей, но в первую очередь смотрите, разумно ли то, что вы делаете. Ищите прежде всего опору в себе, и потом вне себя. Потому что, если вы идете в своем развитии параллельно с другими людьми, и если их мозг организован, как и ваш, их чувства и способности функционируют, как ваши, вы будете с ними в гармонии и получите от них хорошее мнение. Но если их мозг не организован, как ваш, их чувства и способности не функционируют, как ваши, вы не сможете с ними разобраться, не сможете иметь их доброго мнения. И если вы рассмотрите разные страны, увидите, что их законы различаются. Каждое государство имеет законы согласно степени развития своего народа. Чем выше развит народ, чем лучше организован его мозг в соответствии с законами и правилами, существующими в природе, тем разумнее и его законы. Потому что жизнь не произвольна. В мире есть одно правовое государство, есть совершенные люди. Знаете вы, или нет, не мне вам доказывать. Некоторые хотят доказательств. Как вы докажете маленькому ребенку, что не сможет он схватить Солнце? Как он может себе представить величину Солнца? Даже сегодняшние ученые, которые говорят, что Солнце в 1 300 000 раз больше Земли, не понимают этого, ибо, чтобы понять, сколь велика Земля, нужно ее объять. Чтобы понять землю, нужно объять ее своим сознанием, то есть одновременно видеть ее отовсюду. Суметь увидеть, что происходит на всей земле, это значит понять землю. У вас может зародиться противоречие, кто же может иметь такое сознание. Есть люди, которые живут на земле и охватывают своим сознанием всю землю, и для которых нет ночи, а один только вечный день. Для них Солнце никогда не заходит. Если Солнце для людей восходит и заходит, значит им еще долго усовершенствоваться.

Но вернемся к вещам, более близким к вашему сознанию. Вы находитесь в противоречии, хотите понять вашу жизнь. Природа не оставила вас в темноте. Природа вложила в нас известные чувства, чтобы предохранить нас от несчастий. Иной раз человек чувствует, что через 4-5 лет его жизнь изменится, и нужно принять меры, но он говорит себе, что это иллюзия. И через 4-5 лет та перемена, которую он предчувствовал, наступает, но он не принял меры и создал себе излишние страдания. Поэтому человек должен вслушиваться в голос природы, говорящий в нем. Человек связан с известными существами в природе, которые желают ему добра и напутствуют его через его мысль. Иногда какое-нибудь из этих существ тебе говорит: «Сделай это». И тогда вы говорите, что вам что-то пришло на ум. Эти существа через нашу мысль учат нас, как поступать, и, если мы послушаемся, наши дела идут хорошо. Бывает, вы потеряли какой-то предмет, и кто-то из этих существ покажет вам, где он находится. Они помогают человеку и напутствуют его в жизни. Некоторые люди имеют таких помощников, и дела их спорятся, а у кого их нет, дела идут труднее. Но чтобы человек был в связи с этими существами, его мозг должен быть организован.

И то, что люди называют удачей, это ни что иное, как связь с существами, богатыми опытом и силой, которые могут помочь вам на вашем пути. Их называют боги, святые, ангелы, гении и т.п. Как бы их ни называли, это факт. Я хочу, чтоб вы верили в то, что верно; вы не можете верить, пока вера ваша не развита. Кто-то говорит: верь. Но вера – это закон ума. Что значит верить в Бога? Если Бог тебе приятель, чего тебе бояться? Бог не может стать вам приятелем до тех пор, пока вы не имеете любви к Нему, и сердце ваше не бьется за Него. Он уладит твою жизнь, если ты любишь Его. Потому что, если ты не любишь Его, все сложится не так, как ты ожидал.

Сегодняшние знания людей недостаточны, чтобы объяснить и правильно понять сущность жизни. А также недостаточно эффективны знания и методы воспитания. Современное воспитание говорит: будь добрым, справедливым, разумным, мужественным и так далее. Замечательно. Но как человеку быть таким? Дружи с такими людьми, каким ты хочешь стать. Кто хочет иметь честного сына, тот выберет себе в жены самую хорошую девушку, у которой была бы развита совесть, религиозное чувство, твердость, вера, надежда, вдохновение, память и другие центры, чтобы во всем она была отличной. И если он женится на ней, он будет иметь честного сына. Но и он должен иметь те же качества. И тогда их сыновья и дочери будут честными, справедливыми и со всеми добродетелями. Но вы скажете: «Как Бог даст». Если засеешь поле колючками, Бог не даст тебе пшеницу. Если вы разовьете в себе качества, противоположные добродетелям, вы не сможете иметь гениального ума. Говорят о ком-то, что он гениален. Чтобы быть гениальным, человек должен иметь гениальный ум, должен иметь гениальные чувства и гениальную волю. Чтобы у него были развиты все мозговые центры и организован весь мозг в целом. И каждый человек может стать гениальным, если организует свой мозг. Мозг находится в постоянном процессе организации. За жизнь, проведенную в течение 20-30 лет в организации своего мозга, можно дойти до гениальности. Но если вы думаете добиться чего-то самопроизвольно, не работая над собой, чтобы вы только молились и ждали похвалы то оттуда, то отсюда, что вы хороший человек, то вы ничего не добьетесь. Чтобы стать гениальным, человек должен работать над собой, организовывать свой мозг и развивать все свои чувства и способности. Гениальный человек не должен быть слабым и в своей морали, и в своей любви. Любовь состоит не только в том, чтобы брать, но и давать. При любви как возьмешь, так и дашь, обмен должен быть. И этот обмен должен быть правильным. Тот, кто любит, чем покажет свою любовь? Если в самых трудных положениях вашей жизни он не сможет встать рядом с вами, помочь вам, где его любовь? И если вы не можете так поступить, где ваша любовь? Любовь не выражается словами, но жизнью, делами. Кто-то говорит, любя: «Ты божественна, я готов умереть за тебя». Я не хочу, чтобы кто-то умирал за меня. Я хочу, чтобы люди жили ради меня, и я бы жил ради них.

Сейчас люди находятся на разных степенях развития, и их стремления различны; но люди не имеют знаний, чтобы реализовать свои стремления. Кто-то хочет жениться. Но прежде, чем жениться, он должен увидеть, как устроена голова его возлюбленной. Ее голова не должна иметь никаких дефектов. Если же найдет какой-нибудь дефект, он скажет ей: «Возьму тебя только тогда, когда исправишь свой дефект». Не торопитесь жениться. Поработайте над собой 10 лет и тогда женитесь. Некоторые стараются жениться молодыми. Что они сделают, поженившись? Пожениться двоим, как я понимаю, значит понимать друг друга и помогать взаимно. В этом смысл женитьбы. Женитьба – одна из великих внутренних тайн Природы. Женщина вышла из мужчины и должна вернуться в мужчину. Человек вышел из Бога и должен вернуться к Богу.

Когда женщина вернется к мужчине и мужчина вернется к Богу, тогда наша жизнь уладится. Сейчас женщина вне мужчины и мужчина вне Бога, и из-за этого порождаются в нашей жизни несчастья. Пока женщина вне мужчины, она будет грешить; и пока мужчина вне Бога, и он будет грешить. Женщина, которая не хочет войти в мужчину, согрешит, и мужчина, который не хочет войти в Бога, согрешит. Если мужчина грешит, причина в том, что он не в Боге; и если женщина грешит, причина в том, что она не в мужчине. Она хочет иметь мужа, но чтобы он был, как конь: надеть на него узду и восседать на нем. Этим женщина создает себе самое большое несчастье. И мужчина, который попробует подчинить Божественное, походить на него, тоже создает себе большое несчастье. Когда дойдете до Бога, считайте Его закон священным. И когда женщина дойдет до мужчины, она должна считать его священным. Я говорю о мужчине, который вышел из Бога. Когда женщина найдет мужчину, по которому вздыхает, и начнет жить в нем, и когда мужчина найдет Бога и заживет в Нем, - вот доброе семя, которое человек должен посеять. Это новый человек, в котором должно быть посеяно доброе семя. А сегодняшние сорняки вы оставьте, не выдергивайте. Заметил какой-то дефект, не мучайся его выдергивать. Это не говорит о том, что надо быть слепым к своим погрешкам, но не нужно бороться с ними, искоренять их. Человек должен только подпитывать и проявлять Божественное. Опираться надо на свои сильные положительные черты, и оттуда начинать разрабатывать все другие чувства, силы и способности. Дружите с людьми, имеющими веру, чтобы развить свою веру. И любовь в своем проявлении подлежит развитию. Дружите с людьми, у которых развиты те качества, которых вы не имеете, чтобы подпитывать их у вас и развивать. Это правильный путь для воспитания и облагораживания человека.

И все религии в мире – это методы для воспитания и облагораживания человека. Когда человек начнет себя воспитывать, он должен знать, как себе помочь. Он должен иметь правильные взгляды на вещи и явления в жизни. Он не должен считать, что несчастья и противоречия, наступающие в его жизни, являются чем-то неизбежным. Что это судьба, карма и прочее, это полу-объяснение явлений. Все ошибки человека могут исправиться в одной жизни. Все запущенные чувства и способности могут развиться. Для этой цели человек не должен держать в уме ошибки и недостатки свои, либо других людей, а должен держать в своем уме возвышенное и благородное. Не опирайтесь на отрицательные стороны в человеческой жизни, поскольку там не с чем заниматься. Всегда останавливайтесь на положительных вещах, которые имеет человек, потому что от них может быть польза. А на дефектах людей не останавливайтесь, поскольку этим вы создадите себе только несчастья. И когда в Писании говорится, чтобы мы возлюбили ближнего своего, подразумевается, чтобы мы искали добро, которое Бог вложил в нашего ближнего, а не его недостатки. Потому что добро нам будет полезно, а если найдешь его недостатки, то скажи ему, если знаешь, способы для их исправления.

Допустим, что один человек не сострадателен, не милостив. Как вы заставите его стать милостивым? Скажете, что он не любит давать деньги. Сейчас люди нуждаются не в деньгах а в том, чтобы дать человеку хорошую мысль. Подвергните его испытанию. И себя человек должен подвергнуть испытанию.

Каждый человек должен использовать внешние условия, в которых он находится, и внутренние возможности, которые он имеет, для того, чтобы подняться выше. И после того, как поднимется, он должен будет работать для подъема других. Работники требуются для подъема мира. Во всех областях требуются работники. Мы сейчас ожидаем лучшего порядка, но все люди должны перевоспитываться и пересоздаваться. Тогда мы будем иметь такое общество, какого мы желаем. Но если мы хотим создать новое общество с теми чувствами и способностями, которые имеем сейчас, у нас ничего не выйдет. Чтобы создалось новое общество, люди должны перевоспитать и пересоздать все свои чувства и способности.

Делаются усилия в науке, в жизни, в воспитании, всюду требуется знание, чтобы двигаться по тому пути, который Природа начертала тысячи лет назад и постоянно корректирует нас. Это новая наука и новое знание, которые сейчас входят в жизнь и должны изучаться. Религиозные люди скажут: «Когда придет Дух, Он нас научит». Это слишком общая фраза. Человек должен изучать вещи, созданные природой. Доброе семя, которое уже посажено, должно вырасти. Работайте над этим семенем, работайте над органами вашего мозга и не огорчайтесь. Когда приходит огорчение, это показывает, что надежда ваша слаба. Когда вы впадаете в безверие и начинаете сомневаться, ваша любовь к Богу слаба. Когда вы говорите, что не надо делать много добра, это показывает, что ваше милосердие слабо. Когда кто-то запаздывает или торопится, это показывает, что центр времени у него слабо развит. Все должно происходить точно вовремя. Потому что, если вы сделаете что-то не во время, то получите большое разочарование. В Божественной жизни всему полагается свое время.

Когда все люди займутся развитием всех своих сил и способностей и организацией своего мозга, они войдут в новый мир, в котором противоречия постепенно исчезнут, и они заживут новой жизнью любви.

 

 

Беседа Учителя от 2 сентября 1934 года.

 

 

Новые принципы и методы для воспитания человека

Новите принципи и методи за възпитание на човека

Link to comment
Share on other sites

 Share