Рассвет Опубликовано 4 февраля, 2012 Жалоба Share Опубликовано 4 февраля, 2012 ВАЖНОСТЬ МАЛЫХ ВЕЩЕЙ «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного» (Матфея, 18:10). Люди — как мужчины, так и женщины, — имеют стремление к великим, к большим вещам. Каждый по внутренней слабости презирает малые дела. Дают вам пятачок, вы говорите: «Он ничего не стоит. Если бы тысяча, десять, сто тысяч левов — понятно, а пятачок — я не нищий!» Дают вам орех: «Ты меня обижаешь, дал бы 5—10 килограммов, — понятно, а один орех, — да ты, господин, издеваешься надо мной?» — Стремясь к большим делам, мы стараемся познакомиться с высокопоставленными людьми — с царем, премьер-министром, с начальниками, учеными, философами; про людей низкого общественного положения мы говорим: «Это невежда, простак!» — От края до края жизни мы видим презрение к малым делам и поиски только больших вещей. Но Христос обращается к Своим ученикам и предупреждает их, чтобы не презирали малых. Почему? «Не презирайте их, потому что вы обижаете их ангелов, которые им служат на небесах. Если презираете малых, вы презираете ангелов, чьи дети — эти малые». Когда мы хотим расщепить дерево, прежде всего мы делаем маленькие острые клинья, и они, войдя в щель, создают место для больших. Если бы клинья были большими и тупыми, как бы мы их вбили? Так что малые вещи открывают путь большим. И весь процесс развития в мире начинается с этих мелочей, которые вы презираете. Им обязана вселенная своим прогрессом. Мы говорим, что соха весь мир кормит, что когда пахарь хорошо вспашет ниву и засеет ее — она дает большой урожай. Это так, но не нужно забывать и ту роль, которую играют те миллиарды червячков, которые тоже перепахивают землю. Поскольку мы воспитаны так, что презираем слабых, мы и, обратившись в христианство, сохраняем под овечьей шкурой инстинкты волка, и — смотри-ка — время от времени под этой невинной одеждой видны наши когти. Мы не забываем свои старые навыки: если кто-то у нас возьмет один грош, мы сразу подаем в суд, а если кто-то украдет 5—10 тысяч левов, кричим ему: «Браво!» — Однако тот, кто крадет много, не сразу приобрел этот навык. Сначала он взял у отца пол-гроша, потом грош, пять грошей, десять, и так далее. Этот закон справедлив во всех отношениях. Презирая малые причины, мы упускаем большие следствия в своих делах. Можно сказать, что все наши нынешние несчастья, общие и частные, происходят из-за этого презренья в прошлом к малым вещам. И поэтому Христос обращается к Своим ученикам и говорит им, чтобы они не презирали «этих малых». Кто же эти «малые»? Кто-нибудь может сказать, что это наши дети. Верно, что дети. Но когда мы попытаемся полностью применить Христов закон, то увидим, что есть много других вещей, которые не нужно презирать. «Не презирайте малых сих.» — Я объясню вам смысл, который скрыт в этих словах. Один индус дал сыну орех и велел исследовать его. Сын разбил орех и съел его. «Что было в орехе?» — спросил отец. — «Ничего особенного — маленькие ядрышки, приятные на вкус.» — Индус опять спросил сына: «Не нашел ли ты в этом орехе еще чего-нибудь?» — «Ничего.» — «Сынок, в этом орехе кроется великая сила, и если бы ты его не съел, а посадил в землю, из него выросло бы большое дерево, и ты увидел бы величие этого малого, которое есть зародыш великого». Господь вам посылает одну маленькую мысль, одно яблочное семечко, вы говорите: «Это ничто» — и отбрасываете его. Но Господь говорит: «Поинтересуйтесь, какую силу оно содержит, посадите его, и вы увидите, какое вырастет из него дерево». Именно из-за этого постоянного презрения к малым мыслям мы дошли до такого положения, и говорим, что мир плох. Мы самые умные! Христос говорит: «Не презирайте эти малые вещи, не стремитесь к большим, научитесь распознавать, какая сила кроется в малых вещах, и используйте их: они вам помогут обрести большие.» — Ведь и ваш дом построен весь из маленьких, микроскопических зернышек, сгустков. На таких малостях, как пшеничное зерно, плоды и другие мелочи, стоит наша ежедневная жизнь. Это по отношению к телу; но по отношению к уму именно малые мысли и желания приносят радость и веселье в жизнь. Иной раз мы смеемся над детьми, что они занимаются мелочами, мелкими мыслями. Малые мысли — как зернышки, которые помогают развитию больших. А почему нужно не презирать малых? Почему нельзя преступать вторую Божью заповедь, «возлюбить ближних?» — Ни одно живое существо, которое имеет отношение к кому-нибудь, которое приносит пользу, нельзя презирать. Это существо может быть голубем, курицей, овцой, волом, конем, ослом — для каждого из них есть книга, в которой пишется: «Сегодня так нагрузили осла, завтра — так.» — Там все пишется, и если посчитает ему Господь по 5 левов в день, то через 100 лет, — если, скажем, служил вам осел всю жизнь, — какой капитал вы должны будете ему заплатить? Однажды окажется, что вы как тот должник, — вы должны ему 10 тысяч талантов. Вы скажете: «Я не помню» — но Господь записал в книге, сколько вы ему должны. Так что все мы должны этим малым. Нашим нынешним развитием, нашими мыслями, нашими нынешними желаниями мы обязаны этим малым, о которых говорит Христос. И, следовательно, раз мы им должны, нужно иметь к ним любовь, знать, что они работали на нас, а теперь мы должны работать на них. Попутно я вам разъясню одну загадку. Меня часто спрашивали, почему ангелы интересуются людьми, что у них с нами общего. Одно время, когда ангелы были в нашем положении, как люди на земле, мы были в положении животных и им служили. Они нам многим обязаны, и сейчас Господь заставляет их расплачиваться. Так и великие ангелы не презирают своих меньших братьев, потому что те работали на них. У вас может быть слуга невежда, но вы не знаете, какое отношение он к вам имеет, не знаете, почему Господь привел его в ваш дом. Ваша с ним связь возникла не сейчас, этот слуга много раз бывал в вашем доме. Вы не знаете, но Господь знает. Может быть, этот слуга много раз спасал вашу жизнь от гибели; следовательно, вы должны иметь всю любовь и снисходительность к нему. Так мы объясним себе этот великий Божий Закон — иметь любовь к малым. Любовь направлена не к великим людям, к ангелам, к святым; она для малых, бедных, пропавших братьев. Вот почему у матери возникает такая сильная любовь к ребенку. Она его любит в силу этого Божьего Закона, любит его неким внутренним огнем, потому что в него неузнанным вошел Господь. Вы хотите видеть Господа, а когда Он войдет в этого ребенка, вы говорите: «Зачем, Господи, ты дал мне этого ребенка?!» — Каждый день зовете Господа, и каждый день Его гоните. И считаетесь умными людьми! Такого поведения держитесь не только вы, но и весь мир. Господь каждый день испытывает ваш ум, чтобы увидеть, насколько вы Его любите и насколько говорите истину. Одно время, когда мир испортился, разнесся слух, что Господь пошел по земле, чтобы посмотреть, как люди живут. И люди стали говорить: «На Небе теперь нет Господа, некому нас контролировать, будем жить посвободнее.» — Господь увидел в одном месте, как кто-то продает слепого коня и говорит покупателю: «Ей Богу не слеп.» — «Раз веришь в Бога, поверю тебе», — и купил коня. Господь проходил мимо одного дома и видел, что муж бьет жену: «Ради Господа — прости!» — он ей простил.* Эти двое явились потом на Небо и говорят: «Мы, Господи, на земле проповедовали Твое имя.» — И нынешние люди зовут Господа, когда хотят продать слепого коня или побить жену. Священники призывают: «Верьте в Господа,» — но что им скажет Господь? — «Не знаю вас, потому что вы употребили Мое имя не ради Моей славы, а чтобы обмануть людей, чтобы совершать преступления и покрывать их.» Именно эти малые дела создают несчастья. Есть у вас слепой конь, вы хотите его продать во имя Божье. Но посмотрите, и дайте себе отчет, что делаете. Знаете ли, что такое этот слепой конь? Это ваше тело. Люди говорят о нем дурное, и все его наказывают. Все говорят, что в нем кривда. Не тело виновато. Один человек напился в корчме и говорит: «Не давайте коню есть», — сам грешит, а наказывает коня. Не презирайте тело, не путайте плоть со своими желаниями и похотями. От них нужно отречься, а не от плоти, потому что это значило бы отречься от всех мыслей и дел, которые происходят через нее. И не нужно мучить свое тело — это храм, который Господь создал. Следовательно, к своему телу нужно быть очень снисходительными, потому что пока оно здорово, вы можете работать. Христос, говоря «их ангелы», подразумевает те разумные существа, которые ведут счет нашим поступкам. То, что мы называем «совестью», и есть эти ангелы, которые живут в нас и отмечают каждый наш поступок, хороший или дурной. Они говорят: «Ты поступил хорошо,» — или: «Ты поступил дурно.» — Обидишь кого-нибудь, его ангел тебе говорит: «Ты неправильно поступил.» — Ты начинаешь оправдываться: «Извини, я немного нервничал, был в плохом настроении, такие были условия.» — То, что ты был в таком состоянии, не имеет ничего общего с правилом, что не нужно презирать этих малых; на нем стоят Божьи Законы. Эти малые дела иной раз приносят и большую пользу, и большой вред. Один волк любил говорить, что он герой, и царь среди животных. Лиса ему отвечала: «Не хвались так, потому что если комар влезет тебе в нос и тебя ужалит, ты ничего не сможешь ему сделать.» — «Как дуну носом, вылетит,» — ответил волк. Однажды действительно комар влез ему в нос, ужалил его, внес заразу, и волк умер. И в нашей жизни малые причины часто могут в том или ином отношении содействовать нашему развитию, но могут и помешать нам. Причины, которые нас делают хорошими или дурными, не плохи сами по себе, плохо их употребление. Возьмите, например, воздух. Когда вы принимаете его в легкие, он очищает кровь, но если он попадет вам в желудок, у вас будет болеть живот. Одно и то же производит в разных случаях такое разное действие. Если вы поместите в желудок углерод в растворенном виде, вам будет приятно, но если он попадет вам в легкие, он вас отравит. Следовательно, под теми малыми вещами, о которых говорит Христос, Он понимает целокупную человеческую жизнь, с которой мы тесно связаны. Можете ли вы, например, сказать, как сформировано ваше тело, ваше сердце, ум? Знаете ли, как все это возникло? Когда человек только появился на земле, он не был большим, он был микроскопическим. Определенные условия дали ему возможность развиваться и стать таким, каков он сейчас — в миллион раз больше, чем он был первоначально. Его сила поначалу была скрыта в зародыше. Так и в нашей нынешней жизни мысль содержит великую Божественную основу, и она, если падет на добрую почву, может возродить нашу жизнь. То, что мы называем возрождением, существует как закон Духа. Это тот внутренний Божественный процесс, который возвышает и обновляет сердце, ум, душу и дух человека. Это процесс восхождения снизу вверх. И в этом Божественном стремлении создается наше возвышение, избавление и спасение. Вот почему все существа, от самых больших до самых малых стремятся обновиться, возвыситься; в молодости кроется расцветание человеческой души. Когда мы говорим, что нужно быть снисходительными к малым, это исходит из принципа — не огорчать Господа. Потому что когда мы огорчаем человека, мы огорчаем не собственно его, а Господа, Который в нем. И когда делаем добро, мы помогаем Господу. Если мы помогаем кому-нибудь, то и его ангел, который на Небе, будет к нашим услугам. Следовательно, если мы хотим иметь друзей на Небе, нужно служить малым, и их отцы, ангелы на Небе, примут нас в свой дом и угостят, мы будет там как у себя дома. Услуга за услугу, любовь за любовь — таков мир. Знаете ли, почему Христос обратился с этой мыслью к Своим ученикам? Презрение — это состояние, которое мы должны изгнать из своей души. Например, встречаете вы человека, которого не знаете, и в вас зарождается презрение, предположение, что он стоит ниже вас. Если вы просто констатируете невежество и поможете человеку — это другое; но если вы отнесетесь к нему с презрением — вы вносите отраву. Из презрения родился современный аристократизм, касты, — одни благородные, другие неблагородные, одни богатые, другие нищие. Если мы поймем отношения вещей, то увидим, что не нужно стыдиться бедности, потому что это служба, которую нам поручили нести. Нужно быть малыми, нужно быть бедными, чтобы стать богатыми. Это два противоположных полюса, между которыми и лежит развитие. И всегда движение происходит от больших к меньшим, то есть Господь всегда стремится к малым. Он не занимается великими делами. Он создал мир, но управление всем миром не доставляет Ему столько удовольствия, как занятия детьми. Его дело, — когда Он видит, что люди грешат, — их учить, и этим Он дает нам пример в том, чтобы не презирать малых, а терпеть их и учить, — это наш отдых. Когда учитель занимается своими учениками, это ему доставляет удовольствие, и он хвалит учеников, если они учатся. Святые, священники занимаются грешниками, чтобы обернуть их к Господу. И наша общая задача — обратить взгляд к слабым людям и к мелким, вещам. Когда кто-то говорит: «Не могу отдохнуть», — я понимаю, что он занимается большими делами, большими мыслями. Как отдохнуть, если он положил на спину мешок, который для него тяжел — 10, 20, 50 килограммов золота? Когда он оставит в ранце только один наполеон, — увидит, как отдохнуть. И сейчас Господь идет сказать: «Долой мешки, снимите их,» — Он идет освободить мир от них. — «Долой оружие, которое разрушает ваши умы и сердца. Все должны стать как дети: не презирайте малых, которых Я создал!» — Господь хочет вернуть людей в то чистое первоначальное состояние, которое люди называют одичанием, но которое в сущности не есть одичание. Я желаю людям так «одичать». «Див» («дикий» по-болгарски) на санскрите означает «чистый». Станем же чистыми и приблизимся к Богу, вместо того, чтобы огрубеть и стать злыми. Я хотел бы, чтобы весь мир скорее «одичал», стал чистым, благородным, не презирал малых вещей, которые Бог любит, поставил Любовь, Правду, Мудрость, Истину и Силу на то высокое место, на котором они должны быть. В этом спасение. Беседа 3 августа 1914 г. в Софии Важность малых вещей Важността на малките неща Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Recommended Posts