Перейти к содержанию

1931_07_21 Отпечатки


Рассвет

Recommended Posts

ОТПЕЧАТКИ

 

Сегодня размышляйте над семнадцатым стихом первой главы Послания Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Сегодня вторник. Мы назвали этот день днём Добра, следовательно, сегодня мы должны делать только добро. Марс связан с этим днём, поэтому нужно воевать. Чем воевать? — Работой вокруг палаток, уборкой, стиркой одежды. Как планеты оказывают влияние на дни, так и люди влияют друг на друга. Это влияние особенно заметно, когда собирается много людей в одном месте. Часто хорошее или плохое людей настроение есть результат их взаимного общения. Например, если вы бросаете нечистоты на чистое место, там непременно начнёт вонять. Так что, какие результаты в физическом мире, такие же будут и в духовном. Вот почему все проповедники прошлого и настоящего рекомендовали и сейчас рекомендуют абсолютную чистоту. Без чистоты — личной и общей — никакого развития быть не может. Чистота — первое и необходимое условие правильного развития человека.

Я говорю: каждый должен работать над собой, а если он работает над собой, одновременно он работает и над другими. Вы видите, что кто-то сделал ошибку. Если можете, исправьте эту ошибку. Исправляя ошибку вашего ближнего, вы делаете добро и себе, и ему. Плохие мысли и чувства вырабатывают в умственном и астральном мире такие же нечистоты, какие вырабатываются и в физическом мире. Мысли, добрые или плохие, вращаются вокруг человека, из которого они вышли, как вокруг центра. Часто человек удивляется, откуда вошла ему в ум какая-нибудь плохая или хорошая мысль, даже не подозревая, что это та самая мысль, которую он когда-то послал в пространство. Зная это, вы должны быть внимательны и поддерживать повсюду самую большую чистоту. От всех требуется физическая, сердечная и умственная чистота. Когда тело человека чисто, он будет физически здоров. Когда сердце человека чисто, у него будет свежее лицо и ясные глаза. Когда ум человека чист, от его лица будет исходить приятный мягкий свет. Если ум человека нечист, он похож на тлеющий огонь, который так сильно дымит, что никто не может подойти к нему погреться. Такой огонь часто можно встретить в деревенских домах, где очаг расположен посреди комнаты и дымит. Весь дом так наполнен дымом, что невозможно глаза открыть: они начинают болеть от дыма.

Я говорю: человек должен постоянно очищать себя, для этого есть ряд правил и методов. Кто-то говорит, что он нечист и сам себя стыдится. Незачем говорить, что ты нечист, это само собой разумеется. В физическом мире человек представляет собой семя, прорастающее из земли. Вследствие этого семя, которое прорастает из земли, нечисто, потому что и земля нечиста. Но, когда оно вырастает, оно уже само себя очищает и создаёт свою ауру. Оно пускает корешки и стебель, поднимается над землёй и освобождается от чёрной, нечистой почвы. Кто обладает ясновиденьем, тот видит это семечко как молодую девушку, которая каждое утро берёт метлу и делает уборку, подметает дом. Здоровье семени зависит от его чистоты. Некоторые садовники удобряют землю, чтобы растения и плодовые деревья лучше росли. Из удобрения семя берёт элементы, необходимые для его развития, и таким образом получает силу, чтобы лучше очищаться. Так что, человек не должен стыдиться своей нечистоты, но должен брать из неё необходимые для себя элементы и очищаться. Нечистота — это удобрение, навоз, из которого человек может взять элементы, необходимые ему, чтобы расти и крепнуть.

У многих из вас есть желание стать чистыми и светлыми, как ангелы, как святые. Я говорю: когда-то человек был в Боге, жил среди ангелов. Почему он ушёл оттуда? Почему оставил небо и пришёл на землю? Человек сам пожелал выйти из Бога, оставить небо и сойти на землю, чтобы учиться. Раз человек сам пожелал сойти на землю, стоит ли ему сегодня жаловаться на своё положение? Нет ничего плохого в том, что человек вышел из Бога и пришёл на землю учиться, но плохо то, что у современного человека очень деликатные руки и он не может работать. Он хочет, чтобы другие люди работали на него, но не находит таких людей и не знает, что делать. Следовательно, истинная причина недовольства человека заключается не в том, что он сошёл на землю, а в том, что он не может найти людей, которые бы работали на него. Человек хочет быть господином, чтобы в его распоряжении было несколько слуг. Он говорит: «Был бы у меня, по крайней мере, один верный слуга, чтобы подметал и убирал мой дом!» Если у него нет такого слуги, он недоволен своим положением.

В эти дни я наблюдал, как одна сестра разговаривала с одним из братьев. Сестра хотела поднять большой камень, но не могла. В это время проходил мимо один брат. Она его остановила очень мягко и деликатно и сказала: «Брат, прошу тебя, подними этот камень. Он очень тяжёлый, я не могу его поднять». Когда брат согласился ей помочь, она сразу же стала очень серьёзной, изменила свой тон. В её тоне уже появились интонации приказа. Этот тон вызвал реакцию брата, и он уже готов был отказать ей, но задумался на мгновение и сказал: «Ничего, я ей помогу. Её работа — это и моя работа». Он взял камень, отнёс его, куда нужно, и ушёл. Я говорю: иногда работу можно выполнить только левой рукой, иногда только правой. Есть случаи, когда обе руки одновременно принимают участие в работе. Одно нужно знать: человек должен относиться с любовью ко всем своим органам, если хочет, чтобы дела его шли хорошо.

Итак, когда работа делается с любовью, она всегда чиста. Если в работе нет любви, значит она продиктована каким-то интересом, корыстолюбием. Например, несколько братьев принесли сюда фотоаппараты, чтобы делать снимки. Если их желание чистое, это хорошо. Они хотят сохранить что-то на память о пребывании на Риле. Я имел случай видеть, как один человек идёт, задумавшись, и вдруг какой-то фотограф щёлкает фотоаппаратом, снимая его. Это уже кража с корыстной целью, чтобы продать фотопортрет и заработать на нём.

Сейчас я говорю об этом факте, чтобы объяснить вопрос, с которым многие сталкиваются. Сказано в Писании: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». Из этого стиха я хочу вывести следующую аналогию: как некоторые фотографы снимают человека, когда он этого не видит, а потом продают ему его портрет, так же поступает и дьявол. Дьявол — не что иное, как разумное существо, которое искушает и праведных, и грешных людей, заставляя их совершить преступление, сделать ошибку. Затем он подстерегает человека, чтобы уловить момент преступления и заснять его своим фотоаппаратом. Так что, дьявол постоянно ходит за людьми, фотографирует все их поступки, хорошие или плохие. Когда человек видит свои поступки, выставленные напоказ, он недоумевает, кто же видел, что он делает, кто же выставил напоказ его поступок, — и начинает страдать, мучаться. Он хочет купить эту фотографию, чтобы оставить её себе, но дьявол не даёт. И человек молится то дьяволу, то Господу, чтобы купить у них фотографии своих преступлений. После долгих молитв ему, наконец, удаётся купить эти фотографии. Теперь он успокаивается, думает, что никто не узнает о его ошибках и преступлениях, что всё уже закончено. Не проходит много времени, и дьявол опять идёт за человеком, следит и, смотришь, опять щёлкает своим фотоаппаратом. Это показывает, что сознание человека должно бодрствовать, он должен думать, что делает. Дьявол любит фотографировать в основном плохие поступки человека, поскольку это в его интересах. Он постоянно следит за человеком, и как только тот приходит в хорошее настроение, показывает ему одну из фотографий, на которых засняты его ошибки. Настроение у человека сразу же портится, и он говорит: «Столько добрых дел сделал, почему же только плохое приходит на память?» Дьявол довольно улыбается и говорит: «Мне нужно плохое, а не хорошее». Психологи объясняют это явление по-другому. Они говорят: «Всякий поступок, плохой или хороший, имеет своё отражение, своё эхо. Так что, единожды совершённая ошибка или преступление повторяются до тех пор, пока эхо окончательно не затихнет». Следовательно, человек должен быть бодрствующим, должен знать, что есть некто, кто с утра до вечера следит за тем, что он делает, и постоянно щёлкает своим фотоаппаратом. Кто не хочет, чтобы его фотографировал дьявол, пусть делает только добрые дела. Дьявол не интересуется добром.

Вы спрашиваете: «Разве нет доброго существа, которое фотографировало бы добрые дела?» — Есть добрые существа, называемые ангелами, которые так же, как и дьявол, ходят за людьми и фотографируют их добрые поступки. Встречает ангел упавшего духом, отчаявшегося человека, который решил покончить с собой. Ангел сразу же достает фотоаппарат, щёлкает им и показывает отчаявшемуся человеку один из его хороших поступков. Человек смотрит на фотографию, улыбается, вздыхает облегчённо и говорит: «Значит, и во мне есть что-то хорошее. Раз так, имеет смысл жить!» Каждый человек проходит через хорошие и плохие состояния, пока не поймёт смысла жизни.

Итак, люди должны понимать глубокий смысл жизни. Если они придут к этому, они ни на что не будут обижаться и не будут поддаваться ни на какую похвалу. Часто люди обижаются на то, что к ним не относится. Например, проходит мимо вас кто-то и говорит: «Ты — плохой человек». Вы сразу же обижаетесь или падаете духом и говорите: «Не выйдет из меня толка!» Я спрашиваю: зачем вы обижаетесь, зачем падаете духом? Это "ты" относится не к вам. Каждый может быть этим "ты". Ты должен сказать: «Это ко мне не относится, я не какой-то "ты"». Это местоимение можно употребить и во множественном числе: о многих людях можно сказать "ты". Каждый человек отдельно — это тоже "ты". Кто-то говорит о себе: «Я — плохой человек». И местоимение "я" тоже охватывает всех людей. Одно нужно иметь в виду: только тогда человеку имеет смысл говорить о себе что-то плохое, то есть констатировать какой-то факт, когда он может исправиться. Но если человек не готов исправить свою ошибку, тогда не имеет смысла говорить, что картина, которую он нарисовал, или письмо, которое он написал, — плохие. Недостаточно человеку разорвать письмо, которое он написал, он должен переписать его несколько раз, пока сам не останется им доволен. Если человек скажет о себе, что он нехорош, это подразумевает что работа, которую он выполнял, сделана плохо. Если он говорит, что он хорош, значит работа, которую он выполнял, сделана хорошо и к месту.

Значит, мы должны говорить о себе только то, что верно. Если мы скажем что-то неверное, это нужно исправить. Вы спрашиваете: «Как узнать, верно ли то, что мы констатировали в себе, или неверно?» — Верное легко узнать. Например, если вы напишете письмо и, после того как прочтёте его несколько раз, останетесь им довольны, тогда письмо содержит верные факты. Если вы недовольны своим письмом, это показывает, что в нём есть неверные факты, поэтому нужно его исправить. Жизнь от начала до конца — сплошные исправления. Начинаешь ты какое-то дело, но оно идёт не так, как нужно, и ты начинаешь его исправлять. Мы посланы на землю выполнить работу, как должно. Каждому человеку дана особая работа, которую он сам должен выполнить. Если он не выполняет своей работы, как того требует Бог, он не может освободиться. Тысячу раз он будет приходить на землю, пока не выполнит свою работу, как Бог требует.

Человеку необходимо много раз приходить на Землю, изучать её законы, соотноситься с ними и применять их в своей жизни. При этом человек живёт не только для Земли, он живёт не только для сегодняшнего дня. Сегодняшний день зависит от вчерашнего, а будущий — от сегодняшнего. Следовательно, настоящее — основа будущего. Исходя из этого: каждая мысль, каждое чувство, которые волнуют человека сегодня, служат основой тех мыслей и чувств, которые придут к нему в будущем. И поэтому, если мы заинтересованы в своих мыслях и чувствах, то мы должны знать, что и невидимый мир заинтересован в них. Когда разумные существа, стоящие выше нас, видят, что мы не можем сами выполнить своей работы, они сразу приходят к нам на помощь. А когда они приходят, ошибки уже легко исправить. Например, ученик способен, но ленив, учится плохо. Учитель его экзаменует, а он ничего не знает, и ему ставят плохую отметку. Ученик расстраивается из-за неудачи и начинает учиться. Как только у него возникает желание учиться, из невидимого мира сразу же приходят к нему на помощь, и потом все учителя говорят об этом ученике, что он одарённый. Со своей стороны, он и сам удивляется, откуда к нему пришло такое вдохновение и желание учиться. Когда ученик получает помощь из невидимого мира, все его дела идут вперёд. Раз вы знаете это, вы не должны тревожиться. Если у вас есть стремление работать, если вы делаете усилия, то и невидимый мир будет вам помогать. Если вы получаете от него помощь, вы станете одарёнными.

Сейчас я хочу обратить внимание ваше на купание в озёрах. Если вы хотите устроить себе холодную ванну, окунитесь в озеро и быстро выходите, не сидите долгое время в холодной воде. Вы можете и десять раз подряд окунуться в воду, но сразу выходите на берег. Какой смысл в том, что вы входите в холодную воду, сидите там какое-то время и после этого вылезаете весь замерзший и дрожащий? При этом человек должен купаться в определённые часы дня, когда в атмосфере тёплые гармоничные течения, которые и воду делают тёплой и гармоничной. Если вы купаетесь в такой воде, вам будет приятно, вы почувствуете себя бодрым, весёлым и в хорошем настроении. Такое купание уже имеет смысл. Когда вы хотите искупаться в холодной воде, понаблюдайте, когда только подходите к ней, притягивает она вас или нет. Если притягивает, входите в воду. Следовательно, есть определённые условия купания в холодной воде, которые нужно соблюдать. Нужны подходящее время, атмосферные течения и ещё ряд условий. Если все эти условия соблюдены, человек почувствует себя в хорошем настроении, будет доволен, что устроил себе холодное купание. А если нет, то он останется недоволен, будет дрожать всем телом и думать, что простудился.

Я говорю: на основе своего личного опыта, как и на основе опыта других людей, человек дойдёт до положительных результатов по вопросу купания в холодной воде. Без опыта ничего нельзя достичь. Разве акробаты, которых мы видим в цирке, сразу пришли к таким результатам? — Нет. Они долгое время упражнялись, пока чего-то достигли. Исходя из этого, каждый человек должен упражняться в той области, в которой хочет чего-то достичь. Жизнь представляет собой непрерывную систему упражнений. В области добра также требуется ряд упражнений. Недостаточно просто делать добро, но его нужно делать вовремя и к месту. Земледелец, например, никогда не бросает семя в каменистую почву. При этом почва, которую он засеивает, должна быть хорошо вспахана. Почву для зла не требуется обрабатывать, но почва для добра всегда должна быть хорошо обработана.

Когда я говорю об обработанной почве, я имею в виду, что её нужно освободить от всех ненужных веществ и добавить к ней новые элементы. То же самое относится и к жизни человека. В целокупной жизни человека, выражающейся в семье, в обществе, в религии и в науке, присутствуют остатки от прошлого, которые сейчас, в новой жизни, не нужны. Он должен от них освободиться, как и от любого атавизма. Например, в религиозной жизни людей много атавистических проявлений и в молитвах, и в обрядах, и в формах служения, от которых нужно освободиться. Некоторые из них полезны, некоторые уже устарели, и их нужно либо обновить, либо полностью выбросить. Многие из убеждений и верований людей — точно такие же старые одежды, которые нужно заменить на новые. Например, по старой привычке кто-то выпячивается, хочет выглядеть смелым, решительным перед людьми. Это — старая одежда, которую пора уже заменить новой. Новая одежда в данном случае — это правильная и светлая мысль человека. Только она в состоянии сделать его смелым и решительным. Светлая мысль — это горящая свеча. Если вы идёте к Богу, ваша свеча должна гореть. Если вы выходите вечером из дома, ваша свеча должна гореть. При этом она должна гореть хорошо, не дымить. От свечи не должно исходить никакого чада. И чувства у человека должны быть благородными, возвышенными. Никакая горечь в чувствах не дозволена!

Вы спрашиваете: «Что нужно делать, когда приходит страдание?» Скорби и страдания к месту. Если приходит какая-нибудь скорбь или страдание, скажите: «Не только я страдаю, в этот момент со мной вместе страдает ещё много людей». Если приходит радость, скажите: «Я сейчас радуюсь, но со мной вместе радуется ещё много людей». Следовательно, скорби, как и радости, бывают личными и общими. Кто-то говорит: «Какое мне дело, что вместе со мною страдают и другие люди? Для меня важно, что я страдаю». Я говорю: насколько важно, что ты страдаешь, настолько же важно, что и другие люди страдают. Почему? — Потому что скорбь, страдание — это работа, которую нужно выполнить. Чем больше людей одновременно страдают, тем больше возможности успешно выполнить работу. Так что, скорби, страдания не случайны, но поскольку у людей неправильные понятия о страданиях, они страдают больше, чем нужно. Для тех, кто понимает страдания, они — Божье благословение. Я не имею в виду ненужные страдания, которые люди сами себе создают, я говорю о тех страданиях, которые являются необходимым условием развития человечества. Как в радостях, так и в страданиях, человек испытывает, проверяет и закаляет себя.

Как-то разговаривали мы с одним нашим приятелем о щедрости. Он говорит:

— Я уже выучил этот урок, я проявлял щедрость много раз и могу смело сказать о себе, что я щедр.

— А можешь ты сейчас проявить свою щедрость?

— Могу, разумеется.

— Тогда дай одному нашему другу пять тысяч левов, он в большой нужде.

—Надо немного подумать.

Я говорю:

— Как вижу, у тебя руки дрожат. А можешь ты сунуть руку в карман и сразу достать пять тысяч левов?

— А меньше пяти тысяч левов нельзя?

— Нет, нужно точно пять тысяч левов.

Я говорю: когда человек научился закону щедрости, он должен быть готов сразу залезть в свой кошелёк и достать, сколько просят. Если вопрос в том, чтобы помочь человеку и вытащить его из очень трудного положения, помогай ему до конца. Если ты скажешь, что можешь ему помочь, открой кошелёк, достань деньги, дай их своему другу и иди с ним на прогулку. О последствиях не думай. Только так ты получишь Божье благословение. Не пройдет много времени, и ты увидишь, что эти деньги вернутся к тебе из другого места.

Вы говорите: «По нашим представлениям, это невозможно. Когда к тебе приходит человек и просит денег, нелегко сразу полезть в кошелёк и дать ему». — Это невозможно для людей, которые представляют собой цистерны, поскольку у кого-то из них воды на донышке, у других чуть побольше. Когда-нибудь, когда все люди станут источниками, родниками, тогда всем, кто к ним придёт, они будут давать изобильно. Попросят у вас пять тысяч левов, вы дадите десять. Это и есть щедрость. Вы дадите каждому, сколько он попросит, потому что всё равно вода переливается через край. Только Бог абсолютно щедр, поскольку Он — неисчерпаемый источник. Если какой-то человек щедр и даёт всем, это означает, что Бог определил ему быть распорядителем Своих благ.

Сегодня люди закрыли свои кошельки, забыли, что они назначены на должность распорядителей Божьих благ, и никому ничего не дают. Кто-то просит у них пять левов, а они говорят: «У нас и пяти копеек нет, не можем тебе помочь». Я спрашиваю: «Что вам стоит дать человеку пять левов?» Замечено, что когда просят у человека денег во имя Бога и он отказывается их дать, он всегда что-то теряет. То же самое относится и к тем, кто просит денег. Кто просит денег для своего удовольствия, не имея в том нужды, тот обязательно пострадает, с ним случится какая-нибудь беда. Если кто-то просит пять левов на хорошую книгу или на еду, не отказывайте этому человеку. Импульс у него правильный, и его нужно удовлетворить. Этот человек будет благодарен вам и оправдает ту маленькую жертву, которую вы сделали ради него. Большое сознание требуется как от того, кто даёт, так и от того, кто берёт. Кто даёт, должен быть чувствителен, отзывчив, он должен понять нужды человека и помочь ему прежде, чем тот попросит. Если вы таким образом будете помогать, вы исполните задачу дня добра.

Сейчас я даю ряд практических правил, а не только теорию. Смысл заключается в применении. Мы пришли на землю для того, чтобы применять, передавать Божьи блага, а не для того, чтобы исправлять мир. Если вопрос в том, кто исправит мир, Бог подумал об этом. Есть специалисты для этой работы. То же самое можно сказать и о жизни отдельного человека. Если кто-то встречает трудные задачи в своей жизни, то найдутся определённые люди, специалисты, которые придут к нему на помощь. А если какие-то поршни в его машине не движутся, и на это имеются специалисты. Они придут, смажут эти поршни, и его машина заработает. Раньше у этого человека машина слегка скрипела, но теперь она будет работать как надо. Только он задумал выполнить большую работу, как приходит специалист, и задуманная работа приостанавливается. Он говорит: «Прервалась моя работа». — Ничего страшного, как только поршни смажут, работа пойдёт лучше. Если у кого-то из вас открутились винты, не бойтесь, их закрутят. Важно, кто их открутил: кто-то из святых или дьявол. И у дьявола есть отвертки, которыми он откручивает винты. Кто бы их ни открутил, когда придут специалисты, они все наладят.

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

 

 

Девятая беседа Учителя

21 июля 1931 года

5 часов утра

 

 

Отпечатки

Отпечатъци

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...