Рассвет Posted October 10, 2014 Report Share Posted October 10, 2014 ЧЕЛОВЕК НОВОГО Сейчас прочту двадцатую главу Евангелия от Иоанна: 1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. 2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 3 Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. 5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. 6 Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 8 Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых. 10 Итак ученики опять возвратились к себе. 11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. 13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. 14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! 17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. 18 Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сиё же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Что бы ни говорили людям, у них всегда было внешнее восприятие жизни. Мы видим, что и после воскресения Христа люди искали и ищут Его тело в гробу. Тем более, что по тогдашним обычаям тело умершего нужно было помазать маслом. Евреи как народ — крайние материалисты. Они хотели видеть тело Христа, чтобы убедиться, что действительно Он умер и погребён. И современные люди — материалисты не меньше евреев. Когда кто-то из их близких уходит на тот свет, они плачут не столько о самом человеке, сколько о его теле, что уже не смогут увидеть его, не смогут поговорить с ним. Переводя на обычный язык: мы плачем больше об одежде, чем о своём теле. Я говорю: решая определённые вопросы, человек всегда должен иметь в виду две важные вещи. Первое: он не может разрешить вопроса жизни своим сердцем. Второе: он не может разрешить этого же вопроса и своим умом. Почему? — Потому что сердце человека всегда привязывается к видимому. Оно не верит в то, чего не видит. Своим умом человек всегда привязывается к формам вещей. И в этом отношении между умом и сердцем идёт соперничество. Под словом «форма» подразумевается нечто установившееся, с определёнными границами и рамками. Часто мы слышим, как люди судят о ком-то, высказываются о морали, о нравах и тому подобном. На основании чего они судят? — На основании известных норм и правил, для которых у людей есть определённые формы. Например, многие считают хорошим человеком того, кто приглашает людей в гости, хорошо их угощает, разговаривает с ними любезно и приветливо. А если не делает этого, то он — нехороший человек. Тогда и разбойник — хороший человек, ведь он своих друзей встречает хорошо, а если не встречает их как должно, то он — нехороший человек. Я спрашиваю: какая мораль у хорошего человека? Представьте себе, что кто-то попадает в общество хороших людей. Однажды эти люди отправляются на прогулку, и он хочет пойти с ними. Но оказывается, что у этого человека сломана нога и он не может ходить по горам. Что должны сделать эти люди? Они поднимутся вверх, в горы, а он останется дома, он не может идти с ними. Вопреки их искреннему желанию, чтобы и он пошёл с ними, они не могут взять его с собой. Условия в горах таковы, что только человек со здоровыми ногами может подняться вверх и дойти до вершины. В данном случае следует ли этих людей считать плохими? Допустите другое положение: у этого человека здоровые ноги, но он опоздал и отстаёт на пятьсот, на тысячу шагов от большой компании, так что, когда они уже спускаются с горы, он только поднимается. Стоит ли этому человеку сердиться и называть их плохими людьми только за то, что они его не ждут? При этом они даже не подозревают, что он идёт за ними, поэтому и не ждут. Что он получит, если пойдёт вместе с ними? Теперь представьте себе, что этого человека зовут на богатый пир, но желудок у него расстроен. Идёт он в гости, но ничего не может есть. Глядит он: все едят, весёлые, в хорошем настроении, а он не может ни одного куска съесть. Кто в этом виноват? Люди его пригласили, поставили на стол еду и для него, и для всех остальных, но он сам воздерживается, не хочет есть. Какая польза ему от того, что добрые люди его пригласили и угощают? Может быть и по-другому. Зовут этого человека на пир. Желудок у него здоров, но он приходит на пять минут позже других. Все гости уже едят, и он садится, начинает есть. Желудок у него здоров, и хотя он немного отстал от других, ему всё нравится, он доволен едой. Он догонит остальных, он спокоен, не спешит, не тревожится. Теряет ли он что-нибудь оттого, что отстал от всех? Следовательно, человек должен понимать смысл, дух происходящего. Итак, первым будет тот, кто может воспринять Истину и применить её. Последним — тот, кто не может воспринять Истину: раз он не может её воспринять, он не может её и применить. Кто-то говорит: «Я первым дошёл до такого-то места, первым прочёл Евангелие, первым услышал эту речь» и так далее. Первый не тот, кто первым проявил себя во времени и пространстве, но тот, кто первым проявил себя в применении. Такой человек сам знает, первый он или нет. Зачем ему спрашивать других, применяет ли он Истину в своей жизни? Смешно человеку, наевшись досыта, спрашивать других людей, наелся он или нет. Он сам знает, наелся ли он. Он сам это знает, он сам хозяин положения. Когда речь идёт о добре, о доброте, нужно иметь в виду следующий закон: добро всегда приходит вслед за любовью. Это значит, если человек вас не любит, он не может быть с вами добрым. Если он вас любит, он непременно будет добрым к вам. Вы говорите: «Я — добрый человек». — Только если ты любишь, ты можешь быть добрым. Плод не может появиться раньше дерева, а дерево — плод Любви. Следовательно, вы не можете ожидать плода, пока не придёт любовь. Когда придёт любовь, появится и плод. Я говорю: у многих современных людей поверхностные представления о жизни. Эти представления можно уподобить цветам-однодневкам или однолетним деревьям, которые не дают плодов. Положительные представления о жизни подобны цветам или деревьям, приносящим плоды. Какая вам польза от цветов или деревьев в саду, если они не дают никаких плодов? Такие цветы, которые не дают плодов, люди называют вестниками. Например, подснежники и крокусы — первые вестники или трубачи Любви. Они говорят людям: «Почему вы ещё спите? Что вы собираетесь делать? Вставайте, любовь уже идёт!» Эти цветы действуют на обоняние, на зрение, на слух людей и таким образом заставляют людей просыпаться. Когда-нибудь они спросят людей: «Знаете, почему вы остались бесплодными? — Потому что спали». Если все люди вовремя проснутся, тогда и бесплодные растения начнут приносить плоды. Если люди спят и не могут пробудиться, то это показывает, что эти люди ещё не поверили в Бога. Когда все поверят в Бога, не останется растения на земле, которое не давало бы плодов. Вы спрашиваете: «Почему каждый год засыхает так много цветов и деревьев?» — Потому что люди много грешат. — «Почему пересыхает так много источников?» — Потому что много людей умирает. Когда человек умирает, одновременно с ним пересыхает и какой-нибудь источник. Как только человек оживает, этот источник заново начинает течь. Почему озёра пересыхают? — Потому что многие люди не живут по Богу. Почему горы разрушаются? — Потому что вера многих людей рушится, у них нет положительной веры. Теперь, чтобы объяснить людское неверие, приведу следующий пример. Представьте себе ученика, который полностью доверяет своему учителю: что бы учитель ему ни сказал, он всё слушает и всё исполняет. Через какое-то время он встречает другого учителя, который ему кажется учёнее, интеллигентнее, и он сближается с ним, начинает считать его авторитетом. Но одновременно с этим сознание ученика раздваивается. В таком же положении находятся люди по отношению к Богу. Почему люди не верят в Бога? Потому что верят в мир. Многие верят в учёность людей, в их изобретения и из-за этого забывают об истинном авторитете в жизни. Что это за философия? Когда чёрный адепт пришёл в рай к дереву, у которого сидела Ева, он сказал ей: «Если вы будете есть от этого дерева, вы станете богами, подобными Богу, и сможете делать всё, что Он делает. Зачем вам нужно, как детям, во всём слушаться Бога? Вы и без Него можете идти правильным путем». Ева послушала этого адепта, а потом на себе испытала последствия того, что не послушалась Бога. Итак, современные люди не верят в Бога, потому что они сами — боги. Следовательно, если кто-то скажет, что не верит в Бога, это подразумевает, что он — сам для себя бог. Если вы понаблюдаете, как живёт и действует этот человек, вы увидите, что он стремится проявиться особым образом, не так, как другие люди. Однако через двадцать-тридцать лет вы видите, как этого бога везут в особой повозке, а перед ней идёт священник с кадилом в руке и отпевает его. Потом его зарывают в землю и на могилу ставят камень с надписью «Здесь покоится такой-то. У него были особые заслуги перед обществом и перед отечеством». Встречаете вы ещё кого-нибудь, кто тоже считает себя божеством, но через два-три дня видите, как у него из глаз текут слёзы в четыре ручья. Почему он плачет? Обидели его какие-то люди, сказали ему обидные слова. Я спрашиваю: разве не смешно такое положение? Разве божества плачут? Следовательно, сегодня все люди плачут. Почему? — Потому что они стали богами, но некому в них верить, только они сами верят в себя. Это одно из объяснений плача. Когда люди не верят в Бога, Он даёт им возможность испытать последствия своего неверия. Кто-то спрашивает: «Что же тогда делать?» — Каждый должен себя спросить: «Если я считаю себя божеством, тогда где небо и земля, которые я создал? Где небесные светила? Где растения и животные? Если я действительно божество, я обязательно должен создать что-то великое вне себя и внутри себя, что подтверждало бы мою божественность. Если я сам не вижу созданного мной, на каком основании я требую от людей, чтобы они мне верили?» Приходит ко мне человек и спрашивает: «Знаешь, кто я такой?» — Знаю, ты человек, который ещё ничего не создал. А раз ты ничего не создал, лучше молчи. Если же ты создал что-то, скажи, что? ты создал. Написал человек книгу или стихотворение и хвалится, что создал нечто. Я говорю: поскольку этот человек жил на земле и многое видел, сейчас он описывает это своим пером, как художник рисует своей кистью, но это не им создано. Он много раз видел восход солнца, луны, звёзд и описывает их. Человек должен иметь ясное представление обо всём и знать, что такое оригинал, что такое творение и что такое копия. Современные люди часто спрашивают: «Во что должен верить человек?» Я говорю: верь в то, что растёт; верь в то, что даёт плод; верь в то, что бьёт ключом, как родник; верь в то, что утоляет жажду; верь в то, что даёт свет и указывает людям путь; верь в то, что несёт знание; верь в то, что несёт жизнь всем существам. И, наконец, верь, что в мире есть только один Бог. Если ты веришь, что в мире много богов, ты разделишься в своём сознании. Многие люди путают понятия, когда толкуют о триединстве Бога, и спрашивают: «Кто такой Господь? Кто такой Иисус? Кто такой Дух Святой». Един Бог. Если вы знаете Его — то Он один, если не знаете Его — то богов много. Если вы знаете Бога, лучше Его нет. Вы спрашиваете: «Тогда почему люди страдают?» — Потому что не знают Бога. — «А почему они радуются?» — Потому что знают Бога. Кто-то говорит, что не знает Бога, а при этом радуется. Его радость именно и означает знание Бога. Когда человек радуется груше? — Когда видит её, вдыхает её запах и пробует её на вкус. Только таким образом он может получить знание о груше. И после этого приходит кто-нибудь ему советовать, чтобы он не трогал груши и не ел её, потому что причинит ей большие страдания. Сообразно этой философии, когда человек радуется свече: когда она горит или когда не горит? Разумеется, когда горит. И свеча радуется, когда она горит, потому что тогда она проявляет свою жизнь. Она благодарна, когда вы её зажигаете, и говорит: «Хотя я живу только один день, но я хочу видеть свою жизнь и радоваться ей». Такая жизнь свечи стоит многих тысяч дней. Если свеча не горит, это мёртвая, забальзамированная свеча. В этом состоянии она может провести целый год, но всё равно останется мёртвой. Прожить один день, но использованный разумно, стоит больше, чем жить целую вечность, но использовать её неразумно. Итак, человек плачет, потому что некому в него верить. Он страдает, скорбит, потому что некому в него верить, он отчаивается, потому что некому в него верить. Каждый человек одинок в мире. Если кто-то придёт ко мне жаловаться, что он одинок в мире, я ему скажу: Я знаю ещё одного, кто, как и ты, одинок. Давай, я отведу тебя к нему. — «Кто это?» — Это создатель неба и земли. Когда Он тебя увидит, Он поверит в тебя и скажет: «Вот человек, из которого выйдет кое-что. Поскольку ты хочешь стать божеством, Я войду в тебя и буду проявляться, радуясь всему, что ты делаешь. Я буду работать изнутри, а ты — снаружи». Эту идею Христос высказал в стихе: «Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя. Как научил Меня Мой Отец, так и говорю». Следовательно, человек мыслит, чувствует и действует, но должен осознавать, что внутри него работает Бог. Это — истинное положение. Если человек подумает, что он всё делает сам, он уже на кривом пути. Если вы говорите «я», «ты», «мы», «он», «они», нужно сознавать, что в этих лицах всегда проявляется Бог. Кто-то что-то сделал и воображает, что он — автор этого, однако, чтобы показать своё благочестие, он говорит: «Бог сделал эту работу». Нет, человек должен быть искренним в себе и сознавать, что это Бог работает в нём, а сам он только проявляется вовне. Итак, я говорю о тех состояниях людей, которые мешают им правильно развиваться. Часто они попадают в следующее положение. Например, питается человек регулярно, ест по три-четыре раза в день, и вы видите, что он бодр, весел и доволен своим положением. Если он не поест несколько дней, он становится кислым, недовольным, настроение его меняется. Это происходит не только с обычными людьми, но даже и со святыми. Подержите святого десять-пятнадцать дней голодным и вы увидите, каким недовольным он станет. Он будет ходить туда-сюда, сердиться на окружающих, что они заставляют его голодать. Все должны есть, и святой должен есть. Многие говорят, что не нужно много есть. Верно, не нужно много есть, но не нужно и мало есть. Еда — это процесс, посредством которого человек воспринимает великую жизнь. Поэтому Христос говорит: «Кто ест плоть Мою и пьёт кровь Мою, будет иметь в себе жизнь». Следовательно, хлеб для человека то же самое, что и вера. Хлеб и вера — пища для поддержания жизни. Хлеб даёт жизнь и поддерживает жизнь, поэтому мы должны быть в постоянном общении с ним. Воспринимать хлеб, то есть Слово Божье, изнутри — это и означает быть свободными и независимыми. Если мы воспринимаем Слово только извне, мы будем зависимыми. Разумеется, должен прийти кто-то извне, кто передаст нам это Слово. Однако наша задача состоит в том, чтобы воспринять это Слово в себя, переработать его и сделать его плотью и кровью. Булочник должен выпекать хлеб, земледелец должен сеять пшеницу, садовник должен ухаживать за плодовыми деревьями. В будущем хлеб, плоды, вообще вся пища будут в самом человеке. Ему будет достаточно только подумать о груше — и она сразу же возникнет перед ним. Если он в горах, ему достаточно будет подумать об источнике, и этот источник забьёт перед ним. Но это будет только для верующих в Единого Бога. Кто верует во многих богов, тому придётся и пахать, и копать. Следовательно, люди страдают, потому что верят во многих богов. Пока они верят во многих богов, они будут рождаться и умирать, будут жениться и разводиться и тому подобное. При таком положении люди будут терять веру друг в друга, будут терять и веру в себя. Пока отец богат и может поддерживать своих детей, они верят в него. Когда отец обеднеет, дети теряют веру в него. Они говорят: «Не нужен нам такой отец». То же самое происходит и с отцом. Пока отец надеется, что дети будут смотреть за ним в старости, он в них верит, если же они не оправдывают его надежд, он теряет веру в них. Отношение современных людей к Богу точно такое же, как и отношение детей к отцу. Сегодня люди движутся в широком мире, созданном Богом, радуются солнцу, луне, звёздам, всем растениям, животным, но не знают, кто создал всё это. Современные люди не знают своего Отца и не верят в Него. Пока они не верят в Бога, они говорят, что это принадлежит Ивану, Драгану. Однако, если обратятся к Нему, они поймут, что всё в мире принадлежит Богу. Если они дойдут до осознания этого, они станут Сынами Божьими, наследниками всех Его богатств. Кто-то может спросить: «Зачем мы пришли в эти горы? Чтобы здесь одичать?» — Нет, вы пришли сюда, чтобы осмотреть имение вашего Отца. Вы уже столько лет живёте и не знаете, какие богатства у вашего Отца. Например, позавчера мы поднимались на Еленину вершину. Кое-кто колебался, идти или не идти. Одна из старших сестёр не решалась пойти, но потом сказала: «Мне уже столько лет, а я до сих пор не была там. Когда-нибудь я буду жалеть, что не видела красот природы». Но, возвращаясь назад и устав от трудного пути, она сказала: «Следующий раз не пойду в такую длинную прогулку по камням и кручам». Полезная сторона всякого подъёма и спуска в том, что в сознании человека происходит такой же подъём и спуск. И эта сестра, отдохнув час-другой, сказала: «Сейчас я уже готова к новой прогулке. Я чувствую себя бодрой, свежей всем довольной». Если мы за четырнадцатичасовую прогулку по горам смогли полюбоваться такими чудесными видами, сколько мы смогли бы увидеть, если бы целый год гуляли по имению нашего Отца? Так что, мы пришли в мир увидеть то, что Бог создал, войти в связь с Ним, принять участие в Его работе. Это означает: мыслить, чувствовать и работать, как Бог. Сказано: «Мы странники, пришельцы в этом мире». Я говорю: человек — странник, но странствует он в своих заблуждениях, поскольку думает, что многое может сделать, а на самом деле ничего реального перед собой не имеет. Человек — странник, потому что он верит в то, что делают люди. Но дела людей настолько же надёжны, насколько надёжны и они сами. Садится человек на телегу и верит, что она его довезёт до места назначения. В пути у него ломается колесо. Слезает он с телеги и идёт пешком. Итак, реально только то, что принадлежит Единому живому Богу. В этом смысле Любовь — первое проявление Бога. Где Любовь, где добро, там проявляется Бог. Любовь, добро — реальное в мире, поэтому и Бог говорит: «Испытайте Меня и увидите, что Я благ». Проходит человек мимо огороженного сада своего брата и видит в саду на деревьях красивые зрелые груши. Он перелезает через ограду, залезает в сад и срывает одну-две груши. Хозяин сада видит это, хватает человека, который залез в его сад, за руку и спрашивает: — Кто тебе дал право рвать плоды в моём саду? — Кто создал этот сад, Кто создал эти плоды, Тот и дал мне право сорвать несколько плодов. — А кто это такой, что дал тебе это право? — Господь. — Неужели? Никакого Господа здесь нет! — Тогда извините меня. Сколько стоят ваши груши? — Они стоят двадцать левов. — Я дам вам сорок левов, чтобы быть полностью свободным. — Благодарю вас, вы такой благородный человек. — Да, нужно поблагодарить за то, что я пришёл поесть ваших плодов и так мы смогли познакомиться. Я спрашиваю: у кого из двоих мораль лучше? Если ты кому-то что-то даёшь, он считает, что это плохо. Если не даёшь — тоже плохо. Что тогда нужно делать? В чём истинная мораль? Истинная мораль состоит в следующем: всё, что человек делает, должно быть продиктовано любовью и добром. Всё, в чём нет любви, всё, в чём отсутствует добро, это преступление. Всё, в чём есть ложь, это преступление. Вы спрашиваете: «Как узнать, кто говорит истину, а кто говорит ложь?» Представьте себе, что вы идёте к человеку, который даёт вам чашу чистой, свежей воды и предлагает вам выпить этой воды, попробовать её. Вы пьёте воду и говорите: «Этот человек говорит истину». Почему? — «Потому что он сказал, что вода хорошая, и она оказалась хорошей». Если вы пьёте воду и окажется, что она нечистая, застоявшаяся, значит, этот человек не говорит истины, он вас обманул. Следовательно, где нет любви, там преступление, ложь и зло. В таком положении человек всегда будет испытывать скорбь. Он может скорбеть, или когда у других людей нет любви, или когда у него самого нет любви. Если он скорбит, когда у людей нет любви, он должен им дать от своей, если же он скорбит о себе, что у него нет любви, он должен пойти к Богу и попросить Его Любви. Я спрашиваю: стоит ли плакать в том и в другом случае? Сидит человек у себя в комнате и плачет, потому что хочет пить. Я говорю: — Зачем плакать? Иди в горы, там ты найдёшь чудесные родники и будешь пить, сколько хочешь. — Не с кем туда пойти. — Как это не с кем пойти? Скажи сначала своей голове, что хочешь пойти и подожди немного. Голова прикажет рукам и ногам, чтобы те отправились с тобой, и они её послушают. Когда все будут готовы, ты пойдёшь в горы. — Но я там буду один. — Ну и что из того, иди один. — А если источник далеко? — Чем дальше источник, тем вода в нём чище и свежее. Близкое не так хорошо, как далёкое. Близкое получить легко. Вот ряд правил, которые вы должны положить в основание своей жизни, если хотите освободиться от ложных богов, от ложных убеждений. Например, думает человек о себе, что он умён, что очень добр и силён, что многое может сделать. Каждый день этот человек должен задавать себе маленькую программу, которую он непременно должен выполнить. Например, сегодня воскресенье. Каждый должен сделать что-то, что отвечало бы программе этого дня. Один может сделать то, что в точности отвечает этому дню, а другой может думать о вещах, которые не имеют ничего общего с его жизнью. Этот человек может мечтать о том, как он сядет на самолёт или на дирижабль и будет летать по воздуху. Я спрашиваю: что он получит от того, что поднимется на аэроплане? — Обязательно что-то получит: узнает, насколько он боязлив. Если он поднимется на десять километров, он начнёт кричать, просить, чтобы его опустили на землю. Опустившись на землю, он скажет: «На такой высоте нельзя жить». Но если человек верит в Живого Господа и Ему служит, он дойдёт до такого состояния, что сможет подняться и на самолёте, и на дирижабле, сможет долететь на них до Луны, до Солнца и оставаться там столько времени, сколько захочет. При том эти самолёты будут так устроены, что смогут остановиться на любой станции, на какой вы пожелаете. Например, вы остановитесь на Луне, поговорите с её жителями, они вам покажут все замечательные места, после этого вам преподнесут подарки и торжественно проводят вас. Точно так же вы побываете и на Солнце. Вернувшись на землю, вы будете рассказывать, что вы видели на Солнце, что вы видели на Луне и прочее. Слушая меня, многие из вас скажут, как турки: «Даже если это так, всё равно не верьте». Я спрашиваю: если человек верит в себя, что он божество, почему бы ему не поверить и в мои слова? Пора уже сеять новое! Человек должен быть чист, последователен в своих взглядах и никогда не должен колебаться. Например, воспримет человек новое учение, но вскорости начинает колебаться и говорит: «Может мне лучше вернуться к своим старым взглядам?» Отпустили как-то свинью в лес на свободу. Она провела там несколько месяцев, а когда пришла зима, сказала: «Вернусь-ка я в хлев к своему прежнему хозяину! Там он меня кормил по пять раз в день». Таково положение человека, который держится только за временное, за преходящее. Пока человек зависит только от пищи и думает о том, что ему есть и что пить, он находится в положении животного, в положении свиньи, то есть у него взгляды животного, взгляды свиньи. Когда я говорю о свинье, я рассматриваю её как символ поверхностной мысли. Она мыслит неглубоко. Роясь в земле, она считает, что всё находится в земле и нужно рыть, чтобы извлечь то, что там лежит. Бог дал человеку ум и этим Он хочет ему сказать, что не следует рыться в земле. Итак, человек должен отказаться от привычки рыться в земле. Например, когда человек спрашивает о таких вопросах, которые ему невозможно понять, он роется в земле. Один спрашивает: «Кто создал мир? Как создан мир?» Эти вопросы ещё не для его ума. Другой спрашивает: «Как создана груша?» — Сегодня каждый может создать грушу. — «Как?» — Возьми семя груши, вырой пальцем ямку в земле и посади семя, а через какое-то время груша прорастёт и даст плод. Тогда возьми один из её плодов, съешь его и посмотри, что произойдёт у тебя во рту. Через полчаса вырастет целая груша, которая закроет тебе рот. — «Но я не хочу, чтобы что-то мне закрывало рот». — Если не хочешь, не спрашивай, кто создал грушу. То же самое происходит и с мыслями, которые вы воспринимаете извне. Если в ваш ум входит мысль, она падает туда, как семя в землю, и через какое-то время даёт плод. Когда дерево даёт плод, оно меняет своё место, то есть его плод уже переходит в другое место, где его заново сажают. Следовательно, установившиеся взгляды — не что иное, как взгляды умерших людей. Взгляды и мысли людей в основе своей должны быть одинаковы во все времена и эпохи, но должны отличаться способом своего применения. Кто-то говорит: «Когда был молодым, я думал одно, когда стал старым, думаю другое». Я говорю: что в молодости одно, а в старости другое, — то не истина. И когда ты молод, и когда ты стар, истина одна и та же. Солнце и когда восходит, и когда заходит, одно и то же, оно всё равно остаётся Солнцем. Оно отличается только тем, как восходит и как заходит. Я говорю: каждый день человек должен становится моложе. Стать моложе — это идея, которая показывает, что в мире существует только один Господь, который проявляется в жизни через Любовь, через Мудрость и через Истину. Если человек поверит в жизнь, Бог освободит его от всех ограничений. Тогда он увидит, что во всём есть смысл. Во всём, в чём есть смысл, есть и Бог; во всём, в чём нет смысла, там Бог отсутствует. Где Бог присутствует, там добро; где Бог отсутствует, там зло. Следовательно, кто идёт прямым путем, тот на пути добра; кто идёт кривым путем, тот на пути зла. В тот момент, когда Бог проявляется, человек – хороший, в тот момент, когда Бог не проявляется, человек – плохой. Когда Бог приходит к человеку, тот становится радостен, весел, готов к любому служению. Если человек отказывается от служения, Бог его покидает. Сегодня все люди хотят, чтобы их любили. И если не найдётся никого, кто их полюбит, они страдают, жалуются, что одиноки. Я спрашиваю: что значит, что кто-то вас любит? Когда вы полюбите грушу, что вы с ней делаете? Вы берёте её в зубы и пробуете. Когда люди вас любят, они точно так же берут вас в зубы. Значит, когда люди любят друг друга, они начинают есть друг друга, как едят груши. Это обратная сторона любви. Если кто-то хочет, чтобы ты его любил, ты должен его съесть. А если кто-то тебя любит, он тебя будет есть. Скажет кто-нибудь: «Не хочу, чтобы меня ели». — Если ты не желаешь, чтобы тебя ели, не желай, чтобы тебя любили. — «Тяжко мне, когда никто меня не любит». — Тогда выбери одно из двух: или тебя будут любить и ты позволишь себя есть, или тебя не будут любить и не будут тебя есть. Если вы любите кого-то, вы непременно будете его есть или пить. Например, вы любите воду, поэтому пьёте её. Так что, когда вы говорите о любви физического человека, вы должны знать, что это ещё не истинный человек. Итак, когда какой-нибудь человек вас любит, он живёт в ваших мыслях и чувствах. Таким способом вы его почувствуете и поймёте. Сказано в Писании: «И Слово стало плотью». Это значит: когда человек примет Божье Слово в себя, оно входит в него, как живое тело, как целое, которое нельзя разделить на части. Если бы Слово, которое стало в человеке плотью, можно было бы делить на части, тогда каждый стал бы просить, чтобы из любви к нему ему отрезали бы по кусочку. Каждому, кто вас любит, скажите: «Я не дам из моей плоти делать котлеты». Пока человек живёт только физической жизнью, у него будет желание отрезать кусок от вашей плоти, чтобы отведать вас. Такова любовь мясоеда. Я говорю: в своей любви человек должен подняться на ступень выше, перейти в фазу вегетарианства и войти в духовную жизнь. Если придёт такой человек к вам и спросит вас, любите ли вы его, достаньте из своей сумки яблоко и дайте ему. Если он опять вас спросит, дайте ему грушу. Если он ещё будет вас спрашивать, дайте ему булку. После всего этого имеет ли смысл спрашивать, любит вас этот человек или нет? Яблоко, груша, булка, которые он вам даёт, — это письма, которые говорят сами за себя. — «Я хочу знать, от сердца ли вы это даёте?» — Если бы я не был расположен к тебе, я бы не давал их тебе. Я ношу эти плоды в сердце и оттуда их достаю. Сердце и означает сумку, из которой я достаю эти плоды и даю их тем, кого люблю. Следовательно, когда мы встретимся в новой жизни и вы спросите меня о любви, я скажу: у кого есть сумка, у того есть любовь; у кого нет сумки, у того нет любви. Сегодня можно верить только тому человеку, у кого есть сумка. Когда я вижу какого-нибудь человека, я уже издалека смотрю, несёт он на спине сумку или нет. Затем смотрю, полная у него сумка или пустая. Если сумка у него полная — это человек Любви. И тогда я говорю: вот человек, который верит в Единого Бога. Если я встречаю человека, который говорит о небе, об ангелах, о Боге, а на спине несёт пустую сумку, я говорю: это один из учеников Ходжи Насреддина. Если вы хотите стать истинными учениками Христа, вам нужно освободиться от всего старого, что вам мешает. Возьмите ваши старые теории, ваши старые взгляды и бросьте их в какое-нибудь озеро. Если они удержатся на воде, положите их обратно, если они не удержатся на воде, исчезнут в чистых водах озера, оставьте их там и благодарите, что освободились от преходящего и временного. Тогда возьмите новые теории, создайте себе новые взгляды, чтобы узнать, что в жизни значит друг. Эти теории будут с вами повсюду: и на том, и на этом свете. Все люди говорят о любви, стремятся к ней, вздыхают о ней, ищут кого-нибудь, кто бы их любил. Вы говорите: «Не любят меня близкие, не любят меня друзья». — Это верно, что вас не любят ни друзья, ни близкие, но и вы их не любите. Кому из них вы что-то дали? Они закрыты для вас, но и вы закрыты для них. Все люди должны открыть свои сумки и начать давать. Вы должны вложить в свой ум мысль, что надо быть щедрыми. Бог щедр, и вы должны быть щедрыми. Бог благ, и вы должны быть благи. Бог — свет, и вы должны быть светом. Бог — Любовь, и вы должны быть любовью. Кто заботится, беспокоится о повседневных делах, в том нет любви. Кто в жизни не тревожится из-за обычных, мелких дел, тот несёт в себе любовь. Многие беспокоятся, будет ли этим летом собор или нет. Всегда был собор и сейчас будет. Важно, однако, что получит для себя человек на этом соборе. — «Приедут ли братья и сёстры из провинции?» — Как всегда приезжали, так и сейчас приедут, но все с пустыми сумками. Это правильное положение: прийти с пустыми сумками, наполнить их и то, чем наполнили, использовать в течение года и для себя, и для других. Встречаю я одну сестру, идёт она куда-то, но с пустой сумкой. Я говорю ей: сестра, там, куда ты идёшь, людям не нужны пустые сумки. Приходи ко мне, я наполню твою сумку доверху, и потом ты продолжишь свой путь. На всём пути раздавай то, что получила, и когда придёшь к людям, тоже раздавай. Научись раздавать! «Даром получили, даром давайте!» — сказано в Писании. Когда я встречаю того, кто побывал у меня, я знаю, что у него в сумке что-то есть и он может дать из неё каждому по яблоку, груше или булке. Если он готов давать и не прячет того, что получил, в нём есть любовь. Этот человек признаёт только одного Бога. Если из сумки этого человека не достаётся каждому по яблоку, груше и булке, он признаёт многих богов. Он никому ничего не даёт, потому что богов много, и они съели всё, что он нёс в своей сумке. Сейчас вы видите, что я смеюсь, но почему — не знаете. Я смеюсь над пустыми сумками. Когда я вижу человека с пустой сумкой, я смеюсь, когда вижу человека с полной сумкой, я становлюсь серьёзным. Кто-то недоволен, в плохом настроении, потому что его сумка пуста, другой жалуется, что у него нет денег. Я говорю: тот, у кого нет денег, пускай принесёт свою сумку, я её наполню доверху. Знаете, каков закон наполнения сумок? Закон следующий: каждый должен нести свою сумку сам. Если человек хочет многого, а не может столько нести и ищет кого-то, кто бы ему помог, он на неправильном пути. Невидимый мир знает, кто сколько может нести. Один может нести десять килограммов, другой — двадцать, третий — тридцать. Но мало кто может нести на спине семьдесят килограммов. Одно нужно знать: сколько бы килограммов золота вы ни несли на спине, из них только три монеты ваши, а всё остальное — для других людей. Где бы вы ни прошли, повсюду должны раздавать. Когда дойдёте до Софии, сумки ваши должны быть совершенно пустыми. Кто хочет, чтобы его сумка наполнялась только для него, тот так и останется с пустой сумкой. Вот, сегодня воскресенье, собор. Этот день – соборный для тех, кто понимает и может его использовать. Для тех, кто не понимает, сколько бы ни было соборов, они ничего от них не получат. К примеру, все говорят о воскресении Христа, об ангелах, но я спрашиваю: что они получат от этого, если не понимают, что такое ангелы и что такое воскресение? Для людей, которые этого не понимают, и воскресение Христа, и существование ангелов ничего не значат. Почему? Потому что они и Христа не видели, и ангелов не видели. Когда я вижу грушу, я разговариваю с ней и говорю: это — Христос. Вы спросите: «Неужели Христос, такая огромная величина, может скрываться в маленькой груше?» — Разумеется, может. Как груша входит в мой организм и организм воспринимает её, так и я разговариваю с Христом. Так что, когда меня спрашивают, где Христос, я говорю: Христос повсюду. Он во всех плодах и растениях, во всех деревьях, во всех источниках, во всех камнях, во всех животных и людях. Следовательно, люди должны дойти до такого уровня, что не будут умирать, стареть, скорбеть и плакать, не будут впадать в безверие и малодушие. Все эти отрицательные состояния остались у них от прошлых веков, к ним не нужно сейчас возвращаться. Вы скажете, что вы уже состарились. Кто носит старость в своём уме, тот не знает Господа. Старость — это ветхая одежда, которую человек должен снять и надеть новую. — «Но мы поседели, наши глаза плохо видят, желудок у нас уже не работает». Всё это так, поскольку вы не верите в Господа. Если вы поверите в Единого Бога, вы полностью обновитесь. Каждый день человек должен обновляться. Это новая философия жизни. Я говорю: в каждый момент будьте бодрствующими, активными, готовыми к любой новой работе, к любому новому импульсу. Представьте себе, что кто-то предлагает вам подняться на высокую горную вершину. Вы сразу же отказываетесь под предлогом, что у вас нет настроения, что вы уже ходили на прогулку, что уже видели много высоких вершин. Нет, вы не знаете, что такое истинная прогулка, какое это богатство — подняться на высокую вершину. Кто-то говорит: «Я поднялся на такую-то вершину и много чего узнал». — Ничего ты ещё не узнал. Для нас день имеет смысл настолько, насколько в течение этого дня мы могли видеть Бога, скрытого в необъятной природе. В этом смысл жизни. Так что, если вы пойдёте на Еленину вершину или на какую-нибудь другую вершину, вы должны считать, что там вы увидите Бога. Когда увидите Бога, скажите себе: «Я желал бы всю свою жизнь видеть Бога». Если кто-то говорит, что устал и в другой раз не собирается лазить по вершинам, это показывает, что он не видел Бога. И сейчас, когда мы выходим каждое утро, кто-то говорит: «Зачем выходить так рано? Что мы получим от этого?» — Мы выходим рано утром, чтобы увидеть Господа. Сегодня, например, Господь поговорил с нами немного, послав нам дождь. Поскольку братья и сёстры давно уже не очищали своих палаток от пыли, Господь послал им немного дождя, чтобы как следует их вымыть. Этот дождь вымыл палатки не только снаружи, но и полы изнутри. Так что, каждый проверил, насколько надёжна у него палатка. Сейчас вы должны понять, в чём заключается сущность дня. С этой целью я рассматриваю перед вами одну общую Божественную идею, а именно: в чём заключается сущность каждого дня? О сегодняшнем дне, например, я говорю: сущность этого дня — Любовь, связанная с Добром. То же самое относится и к любому другому дню. Жизнь в настоящем; она несёт в себе условия и возможности для завтрашнего дня, который тоже станет настоящим. Следовательно, на сегодняшний день человек должен знать, что есть только один Бог и одна Любовь, одна Мудрость и одно знание, одна Истина и одна свобода, одна Правда и абсолютное равновесие, одна Добродетель, одна сумка с благами. Кто верит в единого Бога, в единую Мудрость, в единую Истину, в единую Правду, в единую Добродетель, только тот — человек нового. Вне этого, вне этих единиц измерения, всё другое — пустые слова. Кто хочет быть учеником в полном смысле слова, тот должен понять и применить эту беседу, которую я считаю вступительной беседой при поступлении ученика в школу. Если у вас нет полных сумок, какие бы усилия вы ни делали, учениками не можете стать. Кто-то говорит: я буду много учиться, много читать. Да, ты будешь читать, пока будешь в состоянии давать из своей сумки всем, кого встретишь, по груше, яблоку и булке. Вечером, вернувшись домой, пересчитай, сколько груш, яблок и булок ты дал, кому именно дал, и запиши всё это в специальный дневник. Потом ты узнаешь, почему луна растёт и убывает. Многие из современных учёных не знают истинных причин роста и убывания луны, а рассуждают о создании солнца, почему оно создано и тому подобное. Учёные создали ряд теорий о сотворении земли и неба, но они ещё далеки от абсолютной и положительной истины по этому вопросу. Как созданы небо и земля, зачем солнце восходит и заходит — это вопросы, по поводу которых будущая наука скажет своё последнее слово. Когда человек начинает искать Истину, его солнце восходит. Пока он её ищет, его солнце непрестанно светит. Как только он скажет, что нашёл и познал Истину, его солнце заходит. То же самое происходит, когда человек начинает и заканчивает читать какую-нибудь книгу. Пока человек читает и изучает книгу, она открыта перед ним. Как только он её прочитает и изучит, он её закрывает. Когда он открывает книгу и читает её, — это восход солнца. Когда он заканчивает читать книгу и закрывает её, — это заход солнца. Открывать Библию и читать её — это восход, закрывать Библию — это заход. Значит, на восходе солнца человек учится, а на заходе он уже выучил свой урок и повторяет его, чтобы не забыть. Когда человек радостен, когда он что-то приобретает, в нём наступает восход. Когда он печален, когда что-то теряет, в нём — заход. Следовательно, когда солнце восходит, человек учится; когда солнце заходит, он уже выучил свой урок. Если он не выучил своего урока, он должен помолиться Богу, чтобы Бог ещё немного продлил день. Для самых одарённых, самых способных учеников день продолжается двенадцать часов; для менее одарённых день продолжается двадцать четыре часа; для обычных учеников день продолжается шесть месяцев. Итак, обычные ученики приходят с северного полюса, потому что для них день продолжается шесть месяцев, пока они не выучат своих уроков. Слова «северный полюс» в данном случае подразумевают неблагоприятные условия. Когда ученик находится в неблагоприятных для своего развития условиях, это показывает, что он не одарён. Кто-то говорит: «Много страданий я перенёс. Почему?» — Потому что ты не из одарённых учеников. — «От отца мне осталось большое наследство, но я раздал его людям и сейчас страдаю». — Радуйся, что ты раздал его другим. О том, что ты уже сделал, не сожалей. Когда ты сожалеешь, это означает: «Многих людей я любил, распылил свою любовь, а сейчас никто меня не любит». — Радуйся и этому. Пока у тебя есть, давай из своей сумки и не жалей. Если твоя сумка не наполняется и не опустошается, ты не на правильном пути. Твоя сумка всегда должна быть полна! — «Я никого больше не люблю». — Почему? — «Потому что и меня никто не любит». — Тогда ты торговец, у которого только купля и продажа, убытки и прибыли. Пока люди рассуждают таким образом, они не могут создать ничего нового. Если таким способом образовать какое-либо общество, люди в нём всё равно будут умирать, будут страдать и ничего нового не создадут. Так что, истинный человек никогда не сожалеет о том, что любил людей; он любит и не интересуется, любят ли его другие. Кто вас любит, тот находит, что всё в вас прекрасно. Возьмите, например, мать. Что бы ни сделал её ребенок, она радуется, находит, что всё в нём хорошо. Я говорю: человек любви — это человек нового. Если вы хотите освободиться от старого, примите в себя любовь. Сегодня старое не имеет никакой цены. Одно время оно чего-то стоило, но сейчас оно никому не нужно. Кто хочет освободиться от старого учения, тот должен заменить его новым, с помощью которого он может стать человеком. — «А что нам делать со старым учением?» — Продайте его мне, я его куплю как антиквариат, дам за него пятачок. И запишу имя того, у кого его купил. Вы спрашиваете: «Тогда что же надёжно в жизни?» — Надёжно только то, что может выдержать в жизни все испытания. Кто-то говорит: «Я болел долгое время и обратился к Богу как к самому надёжному месту, но моя молитва не была принята». — Значит, есть причина для этого. Ты не падай духом, ещё молись, пока не получишь ответа на свою молитву. Реальность, или надёжная основа жизни, заключается в нашей связи с Богом. Если мы связаны с Богом, наша молитва всегда будет принята. Кто-то говорит: «Когда умру, тогда многое узнаю, тогда познаю Бога». Я спрашиваю: а ты уверен, что когда умрёшь, ты пойдёшь к Богу и познаешь его? Если ты умрёшь и не пойдёшь к Богу, тогда ни страдания, ни смерть не имеют смысла. Но если после смерти ты пойдёшь к Богу и познаешь Его, тогда и страдания, и смерть оправданы. Когда молодая девушка идёт в горы, чтобы встретить своего возлюбленного, все её трудности будут оправданы, если ей удастся встретить его. Однако, если она идёт в горы и не встречает своего возлюбленного, её страдания не оправданы. Одно нужно знать: возлюбленный человеческой души — только Бог. И тогда, если человек поднимается в горы, чтобы встретить Бога, у него обязательно это получится. Если вы найдёте Господа, вы найдёте всех людей. Если вы найдёте Господа, вы приобретёте устойчивость и скажете: «Сейчас я богатый человек, моя сумка полна, и я могу раздавать всем, кто имеет в этом нужду». Без Бога каждый несчастен. Почему? Каждый жалуется, что у него нет денег, нет дома, нет друзей и тому подобное. Я говорю: кто поверит в Единого Бога, в единую Любовь, в единую Мудрость, единую Истину, единую Правду, единую Добродетель, у того будет всё в мире. Итак, какое положение вы предпочитаете: чтобы вы сами пошли к Господу или чтобы Он пришёл к вам? Кто идёт к Господу, у того сумка должна быть полна, он должен принести с собой что-нибудь хорошее. И Бог поглядит, несёт ли человек что-то в сумке или идёт пустым. Бог не любит людей с пустыми сумками. Иными словами, сердце человека должно быть наполнено любовью. Если Бог видит, что сердце человека наполнено любовью, Он ему даст кое-что. Но и человек должен что-то дать Богу. Если Бог придёт к человеку, Он ему принесёт полную сумку. Что в ней? — Подарки. Подарки, которые Бог даёт людям, — это разумные страдания. В них скрываются великие тайны жизни, которые люди должны понять и изучить. В них скрывается духовный опыт, который нужно использовать. Современные религиозные люди, не понимая языка духовного мира, впадают в заблуждение и самообман. Например, кто-то говорит: «Я видел Господа, одетого в белый шопский* кафтан. Спрашиваю: а зачем Господу одеваться в белую шопскую одежду?Наверно, от любви к тебе, потому что ты — шоп. Действительно, когда Бог посещает кого-то, Он спускается до его уровня. Из-за этого человек сомневается, посещал его Бог или нет. Чтобы понять и познать Бога, человеку нужна не одна, а несколько вечностей. Поэтому, если Бог посетит человека, тот должен только радоваться и не копаться в себе: Бог его посетил или кто-то другой. Человек должен освободиться от старой привычки копаться. Он должен сказать: «Когда-то, когда я был свиньей, поросёнком, я ковырялся рылом в земле. Но сейчас я буду копать землю пальцами, сделаю ямки в земле и в каждую ямку посажу по семени». Если вам придёт подобное желание копаться, возьмите в руку перо, зажмите его между пальцами и, вместо того чтобы копаться, напишите какую-нибудь красивую мысль. Таким способом вы будете воспитывать свинью, заставляя её не рыться рылом, а пальцами закапывать семена в землю и записывать пальцами красивые мысли и стихотворения. Сейчас я сделаю перевод слова «свинья». Она — символ неразумной жизни, неразумной философии. Плохое в свинье — её привычка копаться. Как только она залезет в какой-нибудь сад, сразу же начинает копаться в земле, не думая о том, что может повредить прекрасные цветы и плодовые деревья. А разве не то же самое делают современные люди? Они приходят в какой-нибудь дом или в какое-нибудь религиозное общество и начинают учить людей, как жить, как молиться Богу и так далее. Если вы хотите научить человека молиться Богу, приведите его в плодовый сад, остановитесь перед каким-нибудь деревом, увешанным плодами, и скажите: «Подними руки и сорви прекрасный спелый плод!» Когда он поднимет руки, вы ему скажите: «Вот так должен молиться человек!» Потом покажите человеку, как становиться на колени. Когда человек поднимет руки, чтобы сорвать плод, но не сможет его поймать, он должен стать на колени и поднять его с земли. Значит, человек станет на колени, чтобы поднять плод, который упал с дерева и скажет: «Господи, я согрешил, не смог поймать плод, созданный деревом жизни». Но стать на колени может только тот, в ком есть смирение. Если человек не готов стать на колени перед любой страдающей душей и помочь ей, значит он никогда не становился на колени. Когда вы видите страдающую душу, не спрашивайте, почему она страдает, но дайте ей плод и не учите её, как его есть. Скажите этому человеку: «Брат! Весь мир: небо, земля, солнце, луна — всё создано для тебя. Зачем тебе страдать?» — «А ты не обманываешь меня?» — «Нет, я говорю тебе истину. Бог всё создал для людей, чтобы они учились и работали». После этого дайте ему несколько золотых монет и скажите: «Брат, ты молод, у тебя есть возлюбленная, которая не хочет видеть тебя в таком жалком виде. Купи себе новую одежду, приоденься и иди к ней. Купи себе часы, чтобы определять время». У каждого должны быть часы, чтобы измерять время. Так он будет ориентироваться в жизни и сможет правильно решить некоторые из своих задач. Когда я говорю о часах, я рассматриваю их как символ жизни. Всякое прикосновение к часам напоминает о часах, минутах, секундах. Это пробуждает человека, и он уже не теряет ни секунды своего времени. Есть люди, которые дошли до такого положения, что не теряют часов своего времени. Другие пошли ещё дальше: они не теряют напрасно своих минут. Но мало кто дошёл до такого положения, чтобы не терять секунд. Человек минут встречает кого-то по дороге, сразу достаёт из сумки грушу и даёт ему. — «Зачем ты мне даёшь эту грушу?» — Он берёт грушу назад, кладёт её в сумку и идёт дальше. А тот, другой, удивляется, зачем ему давали грушу. То, что одного заставляет не брать, другого заставляет давать. Тот человек долго молился о каком-нибудь плоде, а когда ему его дают, удивляется, почему это произошло. Эта груша — не что иное, как ответ на его молитву. Кто несёт сумку с плодами, тот почтальон, и где кого встретит, каждому даёт плод. И все его будут спрашивать, зачем он даёт им этот плод. Вопрос этот похож на вопрос, который люди себе задают: «Любит меня этот человек или нет?» Плоды у тех, кто вас любит, безупречны, без малейшего дефекта. Возьмите плод, который они вам предлагают, попробуйте его и вы увидите, что он необычайно вкусный, свежий, только что сорван с дерева. Многие говорят: «Мы должны наладить свою жизнь». Как можно наладить жизнь? Без любви жизнь нельзя наладить, без добра жизнь нельзя наладить, без участия ума, сердца и воли жизнь нельзя наладить. Те, кто думает, что жизнь на земле наладить нельзя, говорят: «Каким ты родился, таким и уйдёшь». А другие говорят: «Хоть бы после смерти нам было лучше!» Нет, смерть не может решить вопросов жизни. Смерть приходит, когда человек недоволен тем, что Бог ему дал. Она говорит: «Бог послал меня, чтобы я научила вас быть благодарными». Смерть — это палка, которая говорит человеку: «Открой свою сумку!» Он открывает свою сумку, и смерть начинает его бить, отбирает всё, что в ней есть. Любовь всё даёт, смерть всё берёт. Следовательно, смерть имеет смысл только тогда, когда она освобождает человека от зла. Но она не имеет смысла, если освобождает человека от Любви. Умереть человеку из-за своих старых взглядов — в этом есть смысл, но умереть из-за Божьих благ — в этом нет никакого смысла. Смысл в жизни, а не в смерти. И мы пришли в горы, чтобы жить, чтобы радоваться имению своего Отца. Раз уж вы пришли сюда, по крайней мере, на время забудьте всё. В ваших взглядах должен произойти большой переворот, все вы должны обновиться, начать мыслить, чувствовать и действовать по-новому. Я говорю для тех, кто интересуется этими вопросами. Только они получат что-то из сумки. Кто не интересуется, тот ничего не получит. Многие меня спрашивают: «Каким путём, каким способом можно стать учеником?» Кто хочет стать учеником, у того должна быть полная сумка, то есть сердце. Сердце должно быть наполнено любовью. Иногда у человека сердце бьётся сильнее обычного, и он пугается этого. Ничего страшного в этом сердцебиении нет. Сердце постоянно открывается и закрывается, то есть берёт и даёт. Что страшного в том, что ваша сумка открывается и закрывается, сжимается и расширяется? Именно так и происходит кровообращение: сумка то раскрывается, то сжимается. В те моменты, когда сумка открывается или закрывается, человек что-то из неё берёт или что-то в неё кладёт. Открываться и закрываться, сжиматься и расширяться — это два процесса, происходящие и в самой природе. Когда сердце сжимается, Бог что-то из него берёт, когда сердце расширяется, Бог что-то в него кладёт. Бог даёт, Бог берёт. Я говорю человеку: «Раздавай!» — «Что?» — «То, что в твоём сердце. Сожми его немножечко, и кровь сразу же выйдет из твоего сердца. Тому дашь крови, этому дашь крови — и все радуются». С одной стороны входит артериальная кровь, с другой стороны — венозная. Только так человек может увидеть все процессы, посредством которых Бог учит нас жить. Человек должен держать в уме следующую мысль: сколько он даст, столько же и получит, плюс маленькая добавка, равная процентам на эту сумму. Например, если кто-то сделает добро, ещё до вечера оно может к нему вернуться, но уже с процентами. Если кто-то сделает усилие подняться в горы, то, как только вернётся оттуда, он получит маленькую прибыль, которая благотворно отразится на его организме. Таков закон. Следовательно, каждый день человек должен делать хотя бы самое маленькое добро, выражающееся в мысли, чувстве или действии. Он может сделать добро какому-нибудь растению, животному, мошке или человеку. Каким бы маленьким ни было это добро, его нужно сделать. Самое маленькое добро — это проявление Божественного учения, внутреннего закона в человеке. Если человек живёт так, то и ангелы, и святые, и добрые люди будут знать его и будут его навещать. И, наконец, его Учитель навестит его. Только тогда человек получит правильное и высокое представление о Боге. Сейчас я хочу вам представить Божественное учение в доступной форме, чтобы вы могли применять его уже сейчас, а не в будущем. Если понимание и применение оставить на будущее, значит это учение не понято. Например, многие ожидают собора. Я говорю: если они не могут понять сегодняшнего собора, то и следующий останется непонятым для них. Понять Божью Любовь — это собор, понять Божью Мудрость — это собор, понять Божью Истину — это собор. Если мы соберём всё это вместе, оно будет представлять собой самый великий собор в мире. Если мы соберёмся в одном месте, чтобы обменяться своей любовью, своей добротой, чтобы послать в мир свою мысль, чтобы утешить бедных и страждущих, это будет величайшим собором. Так что, цель, ради которой мы здесь собрались, — это тоже собор. Кто-то спрашивает: «Простит ли Бог мои грехи?» Я говорю: Бог не может не простить грехов того, кто Его любит, какими бы ни были его грехи и как бы ни были они велики. Любовь всё стирает. Без любви грехи никому не прощаются. Это закон. Если Любовь войдёт в жизнь как основа, все грехи, какие только существуют, исчезнут, всё старое сгорит. А добро — это условие реализации любви. Когда человек добр, любовь непременно проявится в его жизни. Кто-то спрашивает: «А заслуживают ли люди моей любви?» Имейте в виду следующее правило: каждое живое существо заслуживает любви, заслуживает, чтобы его любили. Почему? — Потому что каждое существо произошло от Бога. Если это существо не похоже на вас, это ничего не значит. И муха заслуживает любви, хотя и кусает. Муха кусает, потому что и более высокие существа кусают. И человек иногда кусает. Муха должна знать, что если она будет кусаться, она недалеко уйдёт. Если кто-то её и простит, то другой накажет её за укус. Муха оправдывается тем, что это привычка, от которой она не может освободиться. Но за эту плохую привычку она платит своей жизнью. Я спрашиваю: почему мухи кусают? Муха говорит: «В своё время Бог послал нас в мир, чтобы мы кусали животных, поскольку они были очень ленивыми. Наши укусы были для них кнутом». Сегодня муха кусает не только скот, она кусает и человека, который окончил четыре факультета и не нуждается в таком кнуте. Этот человек может легко справиться с мухой: он закрывает в комнате все окна, ловит муху, накалывает её на специальную иглу и начинает изучать. Потом пишет под ней дату исследования, место, где она поймана, и её название по латыни. Этим жизнь мухи заканчивается. Я говорю, у людей есть привычки, похожие на привычки мух, комаров, змей, ящериц и других подобных существ. Это — неестественные остатки прошлого. Если человек начнёт проявлять в себе одну из этих привычек, он должен сказать себе: «Мне не следует возвращаться к прошлому, не следует проявляться подобным образом. Когда-то я кусал, жалил, но сейчас я человек и обязан вести себя благородно». Если человек скажет так, он внесёт смысл в существование всех живых существ, стоящих ниже него. Сегодня человек должен вести чистую и святую жизнь. Любовь должна изливаться из его сердца, как из источника. Он должен исполнять Божью волю и радоваться всему, что его окружает: камням, деревьям, источникам, животным. Когда человек поднимается в горы, он должен рассматривать, изучать все картины, открывающиеся перед его взором. Когда вы смотрите на картину какого-либо художника, вы знаете, что он хотел нарисовать, какими красками пользовался, чтобы воссоздать образ как можно вернее и точнее. Иногда цвета и черты переданы удачно, иногда неудачно. Точно так же каждый камешек, каждое дерево или источник помещены в картине живой природы на своё место в соответствии с представлениями художника или декоратора. Вам предстоит прекрасная задача — изучать эти картины. У природы человек будет учиться законам совершенства и будет применять их в своей жизни. Итак, человек должен стремиться к совершенству. Этого можно достичь, когда человек исполнителен по отношению к Любви, готов на все жертвы ради неё. Когда человек придёт к такому состоянию, его сумка всегда будет полной. Если сумка у человека полная, а дела его идут плохо, в чём причина этого? Причина в его скупости: он или очень редко открывает свою сумку или никогда её не открывает. У многих современных людей прекрасные сумки из шёлка, из льна или из другой тонкой материи, полные разных плодов и булок, но поскольку они нечасто их открывают, то плоды у них высохли, а булки превратились в сухари. Кто-то говорит: «Знаешь, что я несу в сумке?» Знаю: засохшие яблоки, груши, сливы, булки. По моему мнению, любое сердце, которое не открыто с утра до вечера, чтобы отдавать всё, что имеет, и принимать всё, что ему дают, — это ненормальное сердце, оно бьётся не так, как должно биться. Нормальное сердце — это сумка, которая постоянно открывается и раздаёт из себя бедным и страждущим. Себе же оно оставит только одно яблоко, одну грушу, одну булку и будет благодарить Бога за всё, что Он ему дал. Тогда Бог поглядит благосклонно на это сердце и скажет: «Это сердце поняло смысл жизни». Итак, у всех сумки должны быть полными, чтобы было что раздавать. Именно об этом сказано в Писании: «Даром получили, даром и давайте!». В этом отношении природа подаёт нам пример абсолютного бескорыстия. Вот уже столько времени мы здесь и бесплатно пользуемся дровами, чтобы согреться, приготовить еду. Вечером, когда мы собираемся у большого костра, у нас есть возможность попеть, немного поиграть на инструментах и поблагодарить Бога за блага, которыми пользуемся в течение дня. Братья, играющие на скрипках, подали хороший пример бескорыстия. Пришёл один из них к костру, взял свою скрипку и начал раздавать. Скрипка — это сумка, из которой он достаёт одно музыкальное произведение вместо яблока, другое — вместо груши, третье — вместо булки. Все братья и сёстры, играющие на скрипке, должны исполнить самое большее по три произведения. Каждый вечер они будут нам играть по три произведения и всегда новые. Истинный скрипач располагает большим репертуаром. Это — новые взгляды, которые должен применить каждый, кто хочет быть учеником. Сумка ученика должна быть полной, и он должен щедро раздавать из неё. Спрашивает кто-то: «Простятся ли нам грехи?» — Если ты любишь, простятся, если не любишь, не простятся. «Окрепнет ли моя вера?» — Если ты любишь, твоя вера окрепнет. «А смогу я стать учёным человеком?» — Если ты любишь, сможешь стать и учёным, и философом, и поэтом, и художником. Если ты любишь, если в тебе есть любовь и ты раздаёшь её всем живым существам, ты сможешь стать всем, чем пожелаешь. В любви скрыты все возможности для роста и развития. Если вы хотите чего-то большего, чем любовь, вы получите палку. Апостол Павел спрашивает: «С палкой прийти к вам или с любовью и духом кротости?» Часто в древности учителя пользовались палкой как методом воспитания. Когда давали материал, они не пользовались палкой, но, когда спрашивали учеников, наказывали палкой того, кто не знал урока. И современные учителя пользуются палкой, но она превратилась в отметки. Например, единица и двойка — это палка для ученика. Когда ученик получает единицу или двойку, он возвращается домой мрачный, недовольный тем, что не смог понравиться своим учителям. Эта беседа относится к тем ученикам, которые хотят закончить школу. Одно из основных правил в этой школе: у каждого ученика должна быть хорошая сумка с вкусными плодами. Второе основное правило: ученик должен раскрывать свою сумку вовремя и раздавать всем, кто в этом нуждается. Таким должен быть человек нового времени! Вы спрашиваете: «Как мы должны проповедовать?» Проповедуйте, как булочник или, как тот, кто продаёт плоды. Нагрузите на коня две корзины, одну с яблоками, другую с грушами, а в руке несите корзину с булками, ходите из города в город, из села в село и кричите: «Кому груши, яблоки, булки!» Люди начнут собираться вокруг вас, просить у вас яблок, груш, булочек. Бедным давайте даром, людям среднего достатка продавайте дёшево, а богатым — подороже. Когда эти люди встретятся, они будут говорить друг другу: «Удивительное дело! Встретил торговца, который раздавал плоды бедным людям бесплатно». — «А я купил у него фрукты, но очень дёшево». Богатый говорит: «А мне он продал немного дороже». Однако всем им очень нравятся плоды этого торговца. Так что, в самом скором времени я хочу увидеть вас с конём, нагруженным двумя большими корзинами с плодами и с корзинкой булочек в руке. Вы скажете, что вам неудобно это делать. Спрашиваю: а что вы будете делать, если именно таков приёмный экзамен в ученики? И вы должны не только продавать, но и кричать: «Сюда, сюда, здесь прекрасные яблоки и груши!» Кто-то скажет: «Всё могу сделать, но это задание никак не могу выполнить!» Кто хочет быть учеником, тот должен выполнять все задания, которые дают в школе. Если он выбирает задания — одно выполняет, а другое не может выполнить — он не ученик. Сейчас вы хотите знать, будет ли сегодня ещё одна беседа. Я говорю: сегодня весь день моя сумка будет открыта, и каждому, кто придёт ко мне, я дам по одному яблоку, груше и булке. Сейчас я дал каждому по одному яблоку, на обед дам вам по одной груше, вечером дам по одной булке. Яблоко, груша и булка — это символы, которые надо перевести. Яблоко представляет собой жизнь, которая рождается от любви. Груша представляет собой мудрость, а булка — это слово, то есть Истина. Сказано: «Глава Слова есть Истина». Следовательно, в Божьей Любви, Мудрости и Истине заключается совокупная Жизнь, целая Вечность, как и счастье, благо для всех душ. Если вы хотите поступить в Божественную Школу, Любовь, Мудрость и Истина должны быть основой вашей жизни. Только так вы поймёте смысл всего, созданного Богом. Именно для этого мы и пришли на Рилу: изучить и понять смысл Божьих творений. Вы скажете: «Но братья и сёстры, которых здесь нет, будут жалеть об этом». Представьте себе, что все они здесь, но желудки у них испорчены. Какая им польза от благ, которые Бог им дал? — «По крайней мере, два-три раза прогулялись бы по горам». — Представьте себе ещё, что они здесь, но ноги у них вывихнуты и они не могут идти, а только шум поднимают. При таком их состоянии какая им польза от этих высоких вершин? Если вы думаете о братьях и сёстрах, которых здесь нет, вот что вам надо сделать: всё, что вы получили, нагрузите на коня, и, когда вернётесь в Софию, раздайте это всем, кого не было с вами. Сейчас вы должны перевести, что означают конь и осёл как символы. Никто не может войти в закон посвящения, если не ведёт с собой осла. Никто не может сражаться, если не ездит на коне. Следовательно, осёл — символ посвящения, конь — символ сражения. Когда невидимый мир хочет научить человека законам смирения и жертвы, он заставляет его сесть на осла, который запоёт ему свою сладкую песню и вынудит его каждый день молиться. А конь, на котором ездит человек, скажет ему: «Хозяин, ты каждый день должен точить свою саблю, должен быть смелым и решительным и твёрдо защищать свои взгляды». Большие уши осла говорят, что человек должен быть щедр. Смелость и решительность коня в сражении показывает, что человек во время сражения должен быть смел и решителен и всё отнять, отобрать у тех, с кем воюет. После этого он вернёт, всё что взял, и скажет: «Убирайтесь от меня!» Так что, на осле человек даёт, а на коне берёт. Отличительная черта коня — привязанность. Конь легко привязывается, а осёл трудно. У коня есть творчество, а в осле живёт стремление к истине, к правде. Осёл любит водить стадо, потому всегда идёт впереди. Конь любит сражаться, он говорит: «Я не могу водить овец». Я говорю: это посторонние вопросы. Первое, что важно и необходимо для всех — это иметь полные сумки, полные сердца. Сердце должно быть наполнено любовью, светом и свободой. У кого такое сердце, тот вечно молодеет. Сейчас люди стареют, потому что живут только своими трудностями. Они говорят: «Как было раньше! А что сейчас?» Что было раньше — это неважно. Сегодняшнее время, сегодняшний день важен. Прошлое сыграло свою роль, это старое время, а сегодня — новый день, день молодости. Сегодня человек должен помолодеть! Он должен обновить своё сердце, ум и волю и внести в них стремление к истине. Кто-то говорит: «Я разочарован! Я потерял молодость, силу, жизнь». — Отставьте в сторону свои разочарования! Отставьте в сторону всё потерянное! Не ищите того, что потеряли. Если вы хотите приобрести модные часы, которыми вы не можете пользоваться, зачем они вам нужны? То, что сегодня Бог вам даёт, стоит больше того, что Он дал вам в прошлом. — «Раньше я вкусно ел!» — Как ты ел раньше, это не имеет значения; сегодняшний обед, например, стоит больше вчерашнего, он стоит тысячи радостей. Забудьте прошлое, используйте то, что несёт сегодняшний момент. Не думайте о завтрашнем дне, он сам позаботится о себе. Прошлое позаботилось о себе, сегодняшний день сам заботится о себе. Следовательно, и мы, те, кто в сегодняшнем дне, должны думать и заботиться только о нём. Многие из тех, кто пришёл сюда, обеспокоены, озабочены тем, что у них недостаточно средств, что палатки у них не очень надёжные и тому подобными вещами. Я говорю: пока перед человеком вкусные яблоки, груши и булки, пусть он забудет всё, пусть свяжется мыслью с ними и скажет: «Господи, благодарю Тебя за всё, что Ты мне дал». Если он испытывает эту благодарность к Богу, всё прочее — знание, добродетели, богатство — придёт само собой. Добродетели приходят к человеку, как ангелы. Когда ангел видит доброго человека, он сразу же сообщает и другим ангелам, что видел доброго человека на земле. Один за другим эти ангелы начинают приходить к доброму человеку, и каждый приносит ему по одному ценному подарку. Я спрашиваю: что может быть лучше для человека, чем стать объектом внимания ангелов, святых и добрых людей? Разве у жизни может быть более великий смысл? Вы спросите: «Как нам помолодеть?» — Откройте свои сумки, раздавайте страждущим и нуждающимся и вы помолодеете. Кто состарился и отстал, тот не открывает своей сумки и ничего никому не даёт. Открывайте и закрывайте свою сумку, если хотите быть молодыми и полными радости. И тогда, если придёт к вам скорбь, радуйтесь! Если придёт к вам радость, тоже радуйтесь! Радость будет отличаться тем, что радости вы будете радоваться только один раз, а скорби — два раза. Сказано в Писании: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит, скорбь её превращается в радость, потому что родился человек в мир». Воспитывая современных людей, нужно вносить новое, чтобы оно коренным образом изменило их взгляды на жизнь. Например, что плохого в скорби? При всякой скорби в душе человека рождается что-то новое, великое. Человек скорбит, пока что-то новое не родится в его душе. Как только родится новое, он уже не помнит своей скорби, и радость его вдвое больше скорби. В скорби человек видит Бога, и поэтому должен радоваться. Сегодняшний день мы назвали днём проявленной Божьей Любви, днём Божьей доброты. При этом заметьте, как готовился к этому дню невидимый мир! Сегодня девятнадцатое июля, да ещё и полнолуние. Вчера и позавчера у нас была большая чистка: дождь вымыл палатки снаружи и изнутри. Кроме того, эти дни были и немного влажными — это показывает, что нечто должно расти. Кроме всех этих благоприятных сочетаний природы, у нас была возможность покататься по озёрам на лодке. Вы скажете: «Какое чудесное совпадение, что у господина из Чехии, гостящего на Риле, была лодка, на которой мы могли покататься по озеру». Внешне это выглядит как совпадение, но это символы, имеющие глубокий внутренний смысл. Удивительны и велики Божьи дела! Бог велик в малых делах. И когда мы исполняем Божью волю, Он всё записывает. Сейчас и я открыл свою сумку и каждому что-то дал. Благодарите Бога, что я вовремя открыл сумку! Благодарите ещё и за то, что вы услышали! В следующий раз, когда я приду к вам, моя сумка опять будет открыта, и мы достанем из неё кое-что получше. Всё более и более великие и красивые вещи я буду доставать из этой сумки, но вы должны разумно их использовать. Я желаю всем вам быть, как погода сегодня: с умами чистыми и ясными, как небо, с сердцами тёплыми и любящими, как солнце, с духом бодрым и свежим, как воздух. Седьмая беседа Учителя 19 июля 1931 года, 5 часов утра Человек нового Човекът на новото Chelovek_novovo-rus.pdf Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts