• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Рассвет

1914_09_21 Необходимость познать Бога

В теме 1 сообщение

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЗНАТЬ БОГА

«Сия же есть жизнь вечная, да по­знают Тебя, Единого Истинного Бо­га,

и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ио, 17:3)

 

Жизнь — самое естественное и самое сильное стремление человеческой души; это богатство, которое она хочет обрести. Это стремление возникло не сейчас, а существует тысячи и миллионы лет, и не только у человека, но и у других мле­копитающих, у птиц, рыб, и даже у растений. Различны толь­ко методы обретения жизни у этих разных существ.

 

Для нас, для нашего развития важно человеческое стрем­ление к жизни. Вы приходите, например, в музыкальную школу не только для того, чтобы слушать, но и чтобы учить­ся. Вам дают скрипку, дают смычок, ставят струны на скрип­ку, учат вас, как ее настраивать, дают вам учителя, чтобы он учил вас основным правилам музыки, и вы начинаете уп­ражнять свой ум, руки, пальцы. И таким образом с течением времени вы обретаете искусство скрипача. Таким же обра­зом Господь хочет научить нас, хочет, чтобы мы усвоили метод, способ обретения жизни.

 

Человек обладал когда-то вечной жизнью, но потерял ее. Потерял по простой причине, и сейчас стремится исправить свою ошибку. Эта его ошибка стала причиной смерти, и лишь когда человек начал испытывать постоянное разру­шение своей души, своего ума, сердца, организма, — всего того, что созидает, — только тогда он понял, что потерял.

 

В первой главе Книги Бытия говорится, что Бог помес­тил человека в раю и сказал ему, чтобы он все в нем обра­батывал и использовал, но запретил прикасаться только к одному дереву — древу познания добра и зла. Однако человек захотел осуществить небольшой опыт непокорства, и этот опыт первой начала женщина. Говорится в этой главе, что змея обвилась вокруг дерева познания и начала раз­говор с Евой, задав ей вопрос: «Как так вы, будучи хозяевами рая, пользуетесь всеми райскими деревьями, а не поль­зуетесь деревом, которое кроет в себе великую тайну?» — Женщина спросила: «Какую тайну?» — «Если вы будете есть плоды этого дерева, будете иметь познание Бога, будете знать, зачем живете, познаете добро и зло, будете очень сильны на земле, как Бог силен.» — И в женщине за­родилось тогда тщеславие, и она сказала себе: «Стать как Бог — это мое горячее желание,» — и сорвала запретный плод, попробовала его и потом стала убеждать мужа, и он тоже попробовал. И вследствие этого, говорит Писание, оба обнажились — увидели себя голыми.

 

Когда люди обнажаются? Некий богатый отец умер и оставил сыну деньги, поместья и леса. Сын нашел приятелей, начал гулять и веселиться, все истратил и стал голым — стал голым не просто так, а от еды, питья и лености. Это наводит нас на мысль, что Адам и Ева долго ели плоды этого дерева и начали закладывать рай, и тогда Господь им сказал: «Что закладываете, ваше ли это имущество? Вон отсюда! Отныне трудом и в поте лица своего будете до­бывать пропитание, чтобы постичь этот великий закон — ценить жизнь, которую Я вам даю.»

 

Человек легко может обеднеть. Один американский мил­лионер, отец которого оставил двадцать миллионов долларов наследства, имел слабость к цветам. Он начал собирать цве­ты со всех концов земли, посылал даже специальную экспедицию за некоторыми особенно редкими цветами. Через несколько десятков лет он истратил все, что имел, и когда умер, пришлось его хоронить за общественный счет.

 

Но вы спросите: «Как может человек потерять свою жизнь?» — Я вам скажу, так. Вот есть у вас сын, здравый и невредимый, учившийся за границей. И вот рождается в его уме мысль стать великим, знаменитым, получить крест Св. Георгия. Он говорит: «Я отправляюсь сражаться ради славы,» — и отправляется. И вот в него попадает пуля; он обретает славу, но теряет жизнь. Адам и Ева пожелали иметь такой крест, и Господь отправил их на поле боя. Они ушли из рая, отправились, чтобы завладеть миром, но потеряли свою вечную жизнь.

 

Вернемся к мысли Христа. Тратить деньги, терять жизнь мы умеем, но как обрести жизнь — не знаем. Христос пришел лишь для того, чтобы нас научить, как обрести потерян­ную жизнь. Я разовью перед вами эту мысль. Христос гово­рит: «Я есмь жизнь.» — Чем отличается жизнь от других сил? Это сила, которая строит, воздвигает, соединяет, объ­единяет, дает радость и веселье человеческой душе.

 

В последнем стихе из главы, которую я вам прочел, важны три слова: «жизнь», «познание» и «Бог». Жизнь — это цель, к которой мы стремимся, познание — метод дости­жения этой цели, а Бог — это среда или условия, из которых мы можем почерпнуть эту жизнь.

 

Вопрос о жизни имеет двоякий смысл. Я могу развить перед вами его чисто философскую сторону, могу объяснить вам биологическое происхождение жизни, ее физиологические или психические проявления, и т. д., но это не принесет вам пользы, как если бы голодному человеку, вместо того, что­бы дать хлеб, я начал бы рассказывать, как хлеб приготов­лен, из какой муки сделан, какая женщина его замесила, как его пекла, какие в нем есть элементы, как химики обнару­жили их в лаборатории и т. д. Человек говорит: «Я голоден, дай мне поесть, мне не нужно знать, какая женщина заме­сила хлеб; какие элементы в нем есть, мне тоже неважно. Единственное, что меня сейчас интересует — это поесть, а уж после этого я могу и послушать, что ты мне расскажешь про все это.»

 

Так и мы скажем сейчас философу: «Не хотим знать, из каких элементов составлена жизнь, как и чем замешана, как произошла. Мы хотим есть, хотим принять вечной жизни, а уж потом можем с вами поговорить сколько хотите об этих вещах. Сейчас мы хотим избавиться от смерти.» — И я ду­маю, что это правильное решение вопроса.

 

Как можно обрести вечную жизнь? Вы еще не жили. Вы думаете, что живете, вы говорите: «Я живу.» — Действи­тельно у вас есть жизнь, но она не ваша, это жизнь за­ложенная; завтра явится тот, кому вы должны, и предста­вит закладную на ваш долг, бросит вас в темницу и от­нимет вашу жизнь. Вас положат на носилки, и поп просто придет подтвердить приговор, читая о вас заупокойную мо­литву, чтобы помянул вас Господь в Своем Царстве, то есть был милостив к вам. После этого певцы споют уста­новленное песнопение, и вас зароют.

 

Что это такое — зарыть человека? Это значит заключить его вниз, в темницу, чтобы он выплатил свой долг. Каждый, кто вместо того, чтобы идти отплатить долг, идет искать Георгиевский крест, будет зарыт в землю, чтобы выплатил сначала долг, научился обретать себе жизнь. Все люди плачут, когда кто-то из близких умирает, но плач не спасает.

 

Сколько бы мы ни плакали, тот, кому причитается с нас получить, не смилостивится, а скажет: «Плати долг.» — И смерть, когда приходит, говорит: «Мне не нужны ваши слезы, мне нужно, чтобы вы платили долг — вы мне должны.»

 

Чтобы освободиться от смерти, нужно знать основной закон жизни. Приведу вам пример для объяснения этого. Во время болгарского рабства, в эпоху янычаров, некий ту­рецкий даалия-пехливанин (богатырь-разбойник) завладел целой местностью и приводил все население в страх и трепет. Кого ни схватит — бьет, избивает, ранит и убивает. И всю­ду он хвалился тем, что гяуры его боятся. Никто из мест­ного населения не смел повысить голос, все молились Богу, чтобы Он избавил их от этого зла. У всех мужчин были на теле следы от этого даалии. Но никто не смел головы поднять. Каждый от страха нес свое ярмо.

 

Однажды проходил через эту местность молодой бол­гарский пастух, опрятно одетый и обутый, с толстым посохом в руке. Входит он в лес, турок-разбойник его видит издали и кричит: «Эй, гяур, стой! Кто тебе позволил тут ходить?» — «Я чабан, стадо веду.» — «Брось-ка палку!» — «Но я тебе ее несу в подарок — она полна золотом. Моя бабушка мне ска­зала, что дед ее принес из рая. Она никогда меня не об­манывала, и дорогу мне прокладывала.» — «Смотри, какие глупости этот дурак-гяур говорит! Я тебе покажу, из ка­кого она рая, из вашего, или из нашего! Насажу на нее твою голову!»

 

Однако смелый пастух первым же взмахом расколол саблю пехливанина надвое, от второго взмаха правая рука пехливанина повисла как плеть, третий взмах переломал на­двое его левую ногу, и молодец-разбойник рухнул на зем­лю. — «Не сказал ли я тебе, что моя палка всегда говорит правду, что она вышла из рая? Пока тебе хватит тех трех слов, которым она тебя научила. Бог хорошо платит. В дру­гой раз моя палка еще три слова тебе скажет и голову тебе снесет.» — «Верю — ответил молодец-разбойник, — в твою палку, и применю ее слова в своей жизни. Могу ли я про­тивиться палке, которая вышла из рая и всегда говорит правду? Пусть отныне ваши люди будут свободны, такова воля Аллаха.»

 

Этот поэтический рассказ я привожу, чтобы передать истину в народной форме. Турок из рассказа — это смерть. Население той местности — это мы, люди. Есть ли место в мире, куда бы этот пехливанин не пришел? Есть ли дом, в котором он не был? Что говорят кресты на гробах? Все в этом мире про молодца-разбойника рассказывают, о его подвигах говорят матери и отцы. Целые тома написаны о его истории, о его силе. Все одну песню поют — непобедим в этом мире наш пехливанин-даалия. И если кто-нибудь попробует сказать, что можно освободиться от него, сразу слышится: «Ты в своем ли уме? Это невозможно, мы не верим, это пустые слова, глупые фразы, юношеские иллюзии.» — Но достаточно молодого болгарского пастуха со своей палкой, вышедшей из рая, которая лжи не говорит, с ее тремя уда­рами — против ножа, в правую руку и в левую ногу раз­бойника, — чтобы опровергнуть лживую теорию, что моло­дец-разбойник непобедим. Однако нужно мужество, нужна воля для такой гигантской борьбы.

 

Но кто-нибудь возразит, сказав: «Я не вижу, какой глу­бокий смысл может быть в этом обыкновенном примере.» — Вы правы со своей точки зрения, поскольку не даете себе труда привести вещи в порядок. Но что вы скажете, если в этой форме скрывается следующая истина. Молодой пас­тух представляет собой разумного неиспорченного человека, его бабушка — это Божья Любовь, которая постоянно гово­рит в нашей душе, что свобода — это право человека. Дед представляет собой Божью Мудрость, которая дает палку, то есть Божьи Законы, и вручает ее разумному существу, чтобы защищать свою душу от порабощения. Нож — при­родные силы, идущие вразрез человеческому прогрессу, рука пехливанина — испорченная человеческая воля, а левая но­га — развращенное человеческое сердце. Мы думаем, что ес­ли противопоставить эти силы так, как в этом рассказе, то можно отстранить разрушительные действия.

 

В этом именно смысле нужно понимать слова: «Кто победит* до конца, тот спасен будет.» — «Победа — условие обретения жизни. И слова Христа: «Сильнейший, войдя в дом сильного, лишь тогда, когда его свяжет, может разграбить его дом.» — подразумевают ту же идею. Поэтому не­обходимо знание законов обретения жизни. Женщина, ко­торая хочет соткать полотно, прежде всего, должна уметь вымыть и спрясти шерсть, приготовить стан, соткать основу и навесить ее на кросна, натянуть и после этого начать ткать по определенным правилам этого искусства; челнок должен постоянно двигаться то влево, то вправо, неся на уток нитки, которые, переплетаясь с основой, образуют за­думанную ткань.

 

Художник, который хочет нарисовать хорошую картину, должен знать законы этого искусства, понимать сочетание красок и владеть своей кистью. Скульптор, который хочет изваять статую, должен владеть молотком. Кто строит дом, должен знать, как его строить, как его возводить и устраи­вать. Врач, который хочет стать полезным и известным, дол­жен хорошо знать элементы, которые лечат больных. Учи­тель, который учит и воспитывает, должен основательно знать человеческую душу, человеческий ум, и поступать сообразно этому. Так и христианин, который хочет обрести вечную жизнь, должен познать основы этой жизни и применять за­коны, по которым она обретается. Жизнь может быть упо­доблена платку, который нужно сначала соткать, а потом надеть. Это первая одежда, в которую нужно завернуть че­ловеческий дух. Если мы испортим это полотно, то обна­жимся изнутри. Это оголение называют моральным паде­нием.

 

Христос ясно говорит: «Вечная жизнь — познать Бога.» Познать Его — вот тайна обретения вечной жизни. Но вы меня спросите: «Разве мы не знаем Бога?» — Если бы вы знали Его в том смысле, о котором говорит христианство, — не умирали бы. — «Но, — возразите вы мне, — кто же не умирает?» — Так это и опровергает утверждение людей, что они познали Бога. — «Но, — скажете вы мне, — и Христос умер.» — Нет, Он не умер, а воскрес и показался Своим любимым. Вы, когда умрете, воскреснете ли, чтобы явиться своим? Вот важный вопрос для вас.

 

Вы можете иметь о Боге понятие какого-нибудь фило­софа, пантеиста, материалиста, какого-нибудь церковника; но эти понятия не вносят в вас вечную жизнь — то вечное начало, то вечное благо, к которому мы стремимся, кото­рое составляет нашу цель. Вне этого вы будете в положе­нии больного, который ночью стоит под луной и ждет, что она его согреет, или голодного, который издали смотрит на вкусный хлеб, или на жаждущего, который воображает, что пьет чистую воду, и говорит себе: «Я ее знаю.» — Говорю вам: это не познание, это понятие о внешней тени вещей. Когда вы обретете истинное познание Бога, вечная жизнь будет осуществлена в вашей душе, тогда вы встретите смерть как тот молодой пастух. И над вашим гробом не будет надписи: «Тут зарыт молодой и зеленый, подкошенный смертью.»

 

Но вернусь снова к предмету и поясню вопрос неболь­шой аналогией. Каждое живое существо нуждается в среде и в условиях, при которых оно может жить: для растений не­обходима почва, влага, свет, для рыб нужна вода, без ко­торой они не могут жить; для жизни птиц, млекопитаю­щих, человека, эта среда — воздух. Эта аналогия верна и для внешних чувств человека. Среда для человеческого гла­за — свет, для уха — звук, для носа — запах; цветы посто­янно испускают те эфирные колебания, которые составляют пищу этого чувства. Среда для вкуса — пища, все те орга­нические вещества, соки, которые постоянно вливаются в нас и дают жизнь. Если мы теперь поднимемся еще выше по этой лестнице, то заметим, как действует этот закон. Среда, в которой может жить наше сердце — это наши же­лания; среда, в которой может жить и развиваться чело­веческий ум — это мысли: без мыслей человеческий ум ат­рофируется, без желаний атрофируется человеческое сердце. Среда для человеческой воли — это сила, деятельность и энергия для работы: без работы воля атрофируется. По то­му же закону сравнения среда для человеческой души — Бог. Поэтому и Писание говорит: «В Нем живем, движемся и су­ществуем.» Через Него душа может обрести свою первона­чальную жизнь — облечься в бессмертие.

 

Следовательно, Бог — это внутренняя среда, внутренние условия, внутренняя сила, которую постоянно нужно черпать. Как наши глаза связаны со светом, как наши легкие связаны с воздухом, как наш желудок связан со ртом, чтобы впитаться, так и наши сердце и ум — это два средства, с помощью которых душа может принять жизнь. Это подготовительная среда для Божественной среды — Вселенского Божественного сознания, в которое погружена наша душа.

 

Верно, что всегда, когда существо теряет связь со своей средой, оно претерпевает смерть, будет ли это растение, рыба, птица, млекопитающее или человек — закон действует одинаково. Христос, Который глубоко понимал этот закон, настаивал, что необходимо познать Бога, или, говоря научным языком, необходимо иметь связь со своей средой. Но вы скажете: «Мы Его познаем, когда отправимся на тот свет.» — Тот свет — это Бог. Люди, которые думают, что умерев отправятся на тот свет, похожи на преступника, ко­торый, попав в тюрьму, говорит себе: «Пойду, повидаю отца.» — В тюрьме ли увидите своего отца? Вы идете в место исправления. В том мире вы не пойдете к Небесному ва­шему Отцу. Чтобы пойти к Нему, нужно победить смерть, выйти из тюрьмы, быть свободными. Поэтому Христос го­ворит в главе из Евангелия, которую мы прочли: «Я есмь дверь,» — и в другом месте: «Тот, кто через Меня войдет, и выйдет, и пажить найдет.»

 

Скажите-ка мне, входили ли вы через эту дверь, и выхо­дили ли наружу через нее, и как вы сделали это? Если я спрошу вас о доме вашего друга, скажете: «Внешняя дверь его дома выходит на запад, а внутренняя — на север, или на юг», — опишете и величину и как покрашены двери, и как закрываются. Все церковники говорят: «Христос есть дверь» — Если Христос есть дверь, расскажите-ка нам, из чего она сделана — из дерева или из железа, из золота или из серебра, из драгоценных камней, или из чего-нибудь дру­гого. На каких петлях привешена и на какой основе по­коится? — «Так это, — скажете вы, — в переносном смысле.» — Хорошо, переведите, что есть Христос, в каком смысле Он есть «дверь»?

 

Вы скажете: «Христос нас спас.» — Как Он нас спас? — «Он умер за нас.» — Может ли умерший спасти? — «Но Он воскрес.» — Как воскрес? — «Посредством Божественной жиз­ни.» — Значит, Христос был соединен с Богом, познал Бога, и через это познание Бога Он победил смерть, воскрес и при­шел к нашим душам.

 

Сейчас Он с нами. Сначала Он 33 года был вместе с нами в заключении, и теперь Он нас научил, как выйти из этой темницы, как победить смерть и зло. Христос сей­час вовне, на том свете, при Отце Света. Он идет, чтобы посетить наши умы, сердца, и мир Его увидит в этих трех ударах: против ножа, в руку и в ногу. Он разрушит вес ложные учения. Что это за ложные учения? Это те элементы, мысли, желания, действия, которые разрушают челове­ческое счастье, человеческий ум, человеческое сердце, чело­веческую душу, человеческий дух, которые сеют везде смерть, анархию и рабство и сковывают нашу жизнь. А каково уче­ние жизни? Это все те элементы, которые дают счастье, бла­га, добро, просвещение, которое возвышают человеческий дух, человеческое сердце и вносят в него любовь ко всему; это живой Христос. И поэтому Он говорит: «Чтобы иметь те основные элементы, которые внесут в вас жизнь веч­ную, непременно нужно познать Бога».

 

В мире нужно воевать. Но с кем? Со смертью. Однако нужно правильно понимать это искусство. Иначе нас по­стоянно будут преследовать ошибки. Расскажу вам, как одна мать, болгарка, послала сына, кажется в Германию, учиться. Она была женщиной состоятельной, каждый месяц посы­лала сыну по 300—400—500 левов. Но ему этого было мало, денег ему не хватало, и однажды он написал матери, чтобы она прислала ему 1000 левов. Она, однако, ответила ему: «Нет денег, присмотри себе какую-нибудь работу.» — Но он ей заявил: «Если не пришлешь мне денег, покончу с со­бой.» — Тогда она, возмущенная, написала ему так: «Убей себя, я плюну на твой гроб. Мне не нужен сын-трус, кото­рый не хочет работать, который боится работы, боится борь­бы с жизнью и хочет жить, как баба.» — Не буквально так, но что-то в этом смысле. Сын опомнился. И эта телеграмма стоит сейчас в рамке, а на вопросы он отвечает: «Она меня спасла.»

 

Значит, в мире нужно воевать с элементами смерти. А как победить? Только одним способом: познать Бога — нача­ло жизни. Но вы меня опять спросите: «Как можно до­браться до этого начала?» — Это самое простое. Скажем, вы задыхаетесь; что будете делать? Откроете рот и будете ды­шать. Нужно принимать воздух через нос *. Так, чтобы иметь жизнь, нужно иметь познание, нужно иметь свежий ум, восприимчивый, подвижный. И если вы постоянно воспринимаете умом добрые, возвышенные мысли, как постоянно вдыхаете через нос воздух, — вы на пути к вечной жизни, которую ищете.

 

Испробуйте провести маленький опыт, закалить вашу волю: когда приходят дурные мысли и желания, попробуйте отгонять их и воспринимать только добрые мысли и желания; за один год вы можете сделать с собой чудеса: не будет препятствия, которое бы не подчинилось этому усилию вашей воли. Понятно, что тот, кто хочет обрести бессмер­тие, должен иметь сильную волю в истинном смысле слова. Но вы говорите: «Не могу.» — «Кто не может — пойдет туда, в темницу.» — так написано в Божественной книге. Как скажешь «не могу», Бог говорит: «Заприте его. Я на­учу его мочь.» — Нет другого выхода. Такова наша судьба. Если мы хотим соединиться с Богом, жить с Ним, обрести вечную жизнь, — мы непременно должны служить Ему. Ина­че все равно будем служить, но кому? — дьяволам, князьям этого мира, которые будут нас запрягать по три раза в день. Возьмет дьявол кнут и закричит: «Диий!» — Не хочешь ра­ботать на Господа — «Плюуу!» — В конце концов, скажешь: «Нечего делать — буду работать.» — Понятно, потому что на­шлась палка, бьют тебя. Остановишься — опять кнут хлещет.

 

Это два пути. — «Я не хочу служить Господу.» — Не хо­чешь служить Господу, будет у тебя другой хозяин. — «Хо­чу быть свободным.» — Обманываете себя: нет свободы на этом свете, свобода есть только для тех, кто соединен с Богом. Кто имеет сознательную жизнь, тот свободен. Иной раз вы говорите: «Я рассердился, наговорил ему того и сего.» — Думаете, что поступили очень умно. Переспорили его! Кто переспорил? Кого переспорил? — «Побил его.» — Что тебе заплатили за это? — Ничего. Завтра побьют тебя. Что это за свобода: сейчас ты бьешь, завтра тебя побьют, сегодня ты душишь, завтра тебя душат? Это не свобода.

 

Христос говорит: «Нужно познакомиться с основными принципами познания.» — Я хочу, чтобы вы применили то, что я вам скажу. Вы идете в церковь, стоите прямо, скрес­тив руки, закрываете глаза и уноситесь, молитесь Богу. Выходите из церкви — все это забываете. Люди извне го­ворят: «Этот человек ходит в церковь, он набожен, а вый­дет оттуда — жизнь у него другая.» — Значит, вы не нашли правильного, истинного пути спасения. Но говорят: «Христос придет и нас спасет.» — Христос спасает умных и добрых. Он никогда не спасает плохих и глупых людей. Он спа­сает умных и добрых, тех, кто слушает и исполняет Его учение.

 

Первым делом Христос нас учит, как нужно работать для себя. Он говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь.» — Путь — это метод, истина — это ваш ум, посредством кото­рого мы должны узнать, какие вещи плохи и какие хороши. Жизнь — это искусство, которое учит, как соткать плат и надеть его.

 

Проведите с собой маленький опыт. Допустим, вы боль­ны, нервны, нерасположены, а дети ваши не хороши. Оставь­те детей с миром и не беспокойтесь о них, подумайте не­много о себе. Почему вы нервны, почему у вас дурное на­строение? — Для этого есть глубокие причины. Если вы мне скажете: «Хочу пить,» — я отвечу вам: «Напейтесь.» — Ска­жете: «Я голоден,» — «Поешь.» — «Но как я напьюсь, у меня нет чашки,» — Наклонись к горному ручью, встань на колени, — вот элемент, который может утолить твою жаж­ду.» — «Не хочу вставать на колени.» — «Встанешь, или ос­тавайся со своей жаждой.» — «Но брюки, которые я только сегодня купил, испачкаются.» — «Если хочешь уберечь свои новые брюки, оставайся со своей жаждой. Лучше встать на колени и испачкаться, чтобы почувствовать благо воды.» — «Я голоден» — «Идем со мной,» — привожу его в комна­ту: «Вот тебе хлеб, садись на пол и поешь.» — «Но я не при­вык так есть, мне нужна вилка, нож, тарелка.» — «Оставь это, возьми-ка хлеб, разломи его руками и поешь.» — «Но люди меня увидят, стыдно.» — «Если тебе стыдно, оставай­ся голодным. Если тебе стыдно ходить в школу с буква­рем, оставайся невеждой.»

 

Когда человек призван следовать за Христом, не нуж­но думать, что скажут люди; нужно приблизиться к Христу, применить Его учение и стать сильным. Дьявол нам угро­жает, потому что мы слабы. Я не хочу, чтобы вы были сла­быми, хочу, чтобы вы ели. — Как? — Питайте свой ум, свое сердце. Обрести вечную жизнь — это значит накормить не только тело, но и сердце, ум, душу и дух. Вот как надо пи­таться, по глубокому учению Христа. И эту мою утреннюю бе­седу я бы назвал так: «Как научиться питаться». Вы научи­лись только жевать, и хорошо владеете этим искусством. Те­перь от этого идите дальше: ставьте блюдо и накормите ва­ше сердце, накормите свой ум, накормите и свой дух. И если вы будете так питаться, я скажу, что вы очень умны, что усвоили Христово учение и обретете вечную жизнь, по­тому что знаете, как соединиться с Богом.

 

Я ставлю этот вопрос на почву опыта, я говорю вам о вещах, которые понимаю, которые сам испытал. Единствен­ное, что вас останавливает, это что вы колеблетесь, фило­софствуете: «Как обстоит это дело?» — Когда речь идет о практической жизни, нечего философствовать. Женщина при­шла научить вас прясть, а вы говорите: «Я не умею». — На­учишься. Сначала не получается так, как нужно, но посте­пенно, день за днем, через неделю, через месяц, ваша пряжа будет становиться все тоньше; после этого вы научитесь де­лать основу, после этого придет и само тканье. Не думайте, что все сразу пойдет как по маслу, будут препятствия, но если будете упорны — научитесь.

 

Пусть первый ваш опыт будет таким: постарайтесь на две-три минуты оставить ум свободным, не думать об обыкновенных, избитых вещах повседневной жизни. Вы говорите: «Я перестал думать, не думаю ни о чем,» — но через ваш ум проходит бабка, дети, куры, волы, деревья, камни, — и вы думаете, что свободны. Ваш ум движется в хаосе — там и бабка, и мать, и дети ваши — все. Скажите, в конце концов: «Я хочу быть свободным, сегодня я буду думать о Госпо­де — о великой Любви в жизни. Дети, идите во двор, там иг­райте, а меня оставьте свободным, потому что у меня очень важное дело.» — Попробуйте для первого раза хотя бы две минуты. — «Но дети придут, подерутся, заплачут.» — Пусть дерутся, пусть плачут. На две минуты забудьте их и посвя­тите малое время тому, чтобы думать только о Господе Люб­ви. Вот искусство — самое малое. Вы скажете, что это — лег­кое дело. Не такое уж легкое. После этого попробуйте пять минут, десять минут.

 

Прежде всего, Иисус хочет, чтобы вы изгнали из серд­ца волов, кур, коней, волков, лисиц, которые испачкали ваше святилище. Знаете ли, кто эти волки и лисицы? У вас есть волки и лисицы, я их вижу, вот они, с длинными хвостами, с рыжей шкурой, с большими зубами и когтями. Ваша не­нависть — вот волк; ваше лицемерие — вот лиса. Зачем вам эта лиса, какая от нее польза? — Никакой. Выбросьте все прочь и наведите в себе порядок. Тогда позовите вашего священника: «Приди, служитель Бога живого, облекись в свою одежду, возьми кадильницу, с которой куришь ладан Богу.» — Позови и владыку своей жизни. Кто этот владыка? — Твой дух. Позови и певцов; кто это? — твои добрые чувства и же­лания. Скажи: «Давайте запоем, будем служить Господу в этом храме, который воздвигли,» — и тогда придет Христос, и если увидит, что это собрание свободно от тех, кто про­давал голубей, и им подобных, увидит, что они изгнаны вон, — Он скажем: «Мир вам! Пришел день вашего воскресе­ния, ныне будете со Мной в раю.»

 

Знаете ли вы глубокий смысл слов того разбойника, ко­торый был распят по правую сторону от Иисуса: «Господи, помяни меня в Царстве Твоем!»? — Это был человек, кото­рый кнутом выгнал всех гадов, и поэтому Иисус ему ска­зал: «Ты человек, который будет со Мной сегодня в раю.» — Прогоните из себя всех гадов, свиней, лисиц, волков. А другой разбойник, распятый по левую сторону от Христа, что сказал? — «Если ты поистине Сын Божий, сойди с креста, и нас освободи.» — Как его освободить, если он не изгнал из себя всех гадов, если он — раб своего эгоизма?

 

Думаю, что вы меня понимаете: я говорю вам очень ясно. Я хочу говорить с вами так, как может быть, никогда с вами не говорили. Первое — научитесь любить Господа, и эта Любовь свяжет вас с Ним. Вам представляются ты­сячи случаев соединиться с Ним и сделать свою жизнь сча­стливой. Когда вы соединитесь с Ним и войдете в вечную жизнь, в вас все преобразится и встанет на свое место.

 

Итак, поставьте себе задачу сначала на две минуты, по­том на пять минут изгнать из себя посторонние мысли, и, ос­тавшись наедине с собой, начните глубокое созерцание, раз­мышляйте над великой проблемой: почему вы на земле, по­чему вы в дурном настроении, почему у вас нет благород­ных мыслей и благородного сердца, почему нет воли, чтобы разрешить тот или иной вопрос. И Христос вам ответит. Он ответите в такой форме: «Я есмь путь, истина и жизнь; значит, когда вы выбросите все вон и примете в себя Меня, когда познаете как Бога Моего Отца, Который живет во Мне, Который дал Мне вечную жизнь, — Он даст ее и вам.»

 

Нужно принять Христа в себя, чтобы связаться с Бо­гом. И христианство только тогда имеет смысл, когда мы научимся побеждать эту жизнь, чтобы обрести ту, которая именно ценна для нас, потому что вносит знание, силу, благородство в наши чувства, приносит счастье, дает силу духа преодолеть все.

 

Пусть прекратится в мире страх бедности. Это Христово учение. Вы боитесь смерти. Встречайте ее, говоря: «Будем с ней бороться». — Могут захотеть бросить вас в темницу, скажите себе: «Будем бороться против того, кто несет смерть, силой Того, Кто живет в нас, — Единого Истинного Бога.» — Весь мир может против вас ополчиться, могут вас пугать, — не пугайтесь. Человек, который пугается, не может стать гражданином Царствия Божьего. Вы сейчас живете в мире, и когда отправитесь на Небо, дадут вам по Георгиевскому кресту, который будет крестом живым. Вы вернетесь, и тог­да Христос вам скажет: «Приди, добрый раб, который воевал на поле боя.»

 

Человек страдает тысячи лет, но он не страдал за че­ловечество, за правду; до сих пор он все страдал за себя, за волов, коней и пр. В конце концов, надо пострадать за Христа. В этом страдании вы найдете истинную жизнь. И поэтому ап. Павел говорит: «Если уподобимся Ему в стра­дании, уподобимся и в воскресении.» — Потому что Бог вос­кресит и нас таким же образом, если мы живем для Него.

 

Пусть же Дух Христов вселится в нас, да познаем мы истинного Бога и обретем вечную жизнь! Тогда выйдем ра­ботать на наших меньших братьев и сестер, чтобы и они научились обретать богатство этой Божественной жизни.

 

Беседа 21 сентября 1914 г. в Софии

 

Необходимость познать Бога

Необходимостта да познаваме Бога

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты