Рассвет Опубликовано 11 апреля, 2012 Жалоба Share Опубликовано 11 апреля, 2012 НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТРУДЕ МУЧЕНИЕ, ТРУД И РАБОТА «Мучение проистекает от насилия. Трудиться побуждает долг. А работа всегда совершается с любовью». Учитель Человечество движется ко взаимному сотрудничеству и объединению. Вопрос в том, как гармонично сочетать свободу и коллективизм, свободу и взаимопомощь? На первый взгляд идея свободы и понятие коллективизма исключают друг друга. Вместе с тем, их гармоничное сочетание – высший идеал человечества. Оно достигается благодаря новому направлению труда, которое называется ещё «жизнью ради Целого». Эту идею Учитель разработал в своих беседах и лекциях. Здесь мы изложим её основные черты. Посмотрим, какими были основные побуждения к труду. Учитель говорит: «Существует три главных побуждения, три основных стимула к труду». Чтобы объяснить эти три формы труда, воспользуемся для большей наглядности тремя картинами. Некогда в древности египетские рабы изготавливали и обжигали кирпичи, строили здания, обрабатывали поля. Всё это выполнялось под бичом надсмотрщика. Эту форму труда Учитель называет мучением. Здесь побуждением к труду является насилие. Теперь рассмотрим вторую картину. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек вынужден пахать поля, засевать их, возделывать огороды и сады, и за свой труд он получает определённое материальное вознаграждение – плоды земли. Он может выполнять какую-либо другую работу самостоятельно или у какого-то работодателя. И опять он получает вознаграждение за свой труд. Этот вид деятельности Учитель называет трудом в узком смысле слова. Это уже шаг вперёд, здесь явного насилия нет. В труде существуют стимулы различных уровней. Обычный стимул для труда – вознаграждение. Высший стимул, который может быть в труде, это долг. Представим себе третью картину. Девочка проходит мимо старика, у которого развязались шнурки на обуви. Она останавливает его, наклоняется и завязывает их. Другая картина. Группа молодёжи видит, что тяжело нагруженная телега не может подняться по крутой дороге. Молодые люди толкают телегу, чтобы преодолеть подъём. Музыкант бесплатно даёт концерт в бедном квартале. В организованных нами трудовых общинах участники вдохновлены общей идеей, общим интересом, и человек вкладывает свой труд в общее дело. Общие интересы стоят над личными. Форму труда в примерах последней категории Учитель называет работой. Что является побуждением в работе? Здесь стимулом является любовь! Когда человек работает для своего господина, это мучение. Вторая форма труда или труд в узком смысле слова, – это когда человек работает для себя. Третья форма деятельности – это работа для Целого. Учитель говорит: «Тот, кто живёт в беспорядке, – мучается. Несовершенный – трудится. Только совершенный работает!» Три вида деятельности – мучение, труд и работу – можно сравнить с бутоном, цветком и плодом. Учитель говорит: «Мучение – это бутон. Труд – это цветок. А работа – плод». Эпоха мучения прошла, хотя и не полностью. Сейчас идёт эпоха труда. Работа будет характерна для новой, наступающей культуры. Работа – это новое направление в труде. Работа будет приложением новой идеи – жизни ради Целого. Учитель говорит: «Любовь должна стать связью между людьми. Если вы не используете взаимопомощь в своей жизни, какой другой любви вы хотите?» В РАБОТЕ СУЩЕСТВУЕТ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ «Истинная работа – только в служении Богу. Под работой понимается исполнение Воли Божией. Христос говорит: «Отец мой работает, и я работаю». Все должны работать для Бога, а не для себя. Это и есть идейная работа». «Если вы установите связь с Богом, то будете сильными и мощными. Если вы имеете внешние и внутренние связи с Богом, то и Бог создаст внешние и внутренние связи между вами. Тогда мы составим внутренний коллектив, внутренне образуем общий организм и будем понимать друг друга. Только таким образом Небо установит с нами правильные отношения, нас будут посещать наши Продвинутые Братья: они интересуются этими внутренними связями». Если мы говорим о коллективе, то должен быть Божественный центр, вокруг которого строится этот коллектив – душа этого коллектива. Всякий коллектив, не имеющий такого Божественного центра – это механический коллектив, это механизм, в котором не души. Свобода существует только тогда, когда Божий Дух руководит начинанием. Наш организм представляет собой великий коллектив. И если бы не было Разумного Начала, работающего в организме, этот организм был бы машиной, роботом, автоматом. Коллектив имеет смысл, если в нём есть разумная душа. В целом сегодняшние коллективы механичны. Мы – за коллективную работу, в основе которой лежит основная Божественная идея, и все служат из любви к этой Божественной идее. Что означает Божественная идея? В великом Целостном Божественном плане природы каждый организм существует постольку, поскольку в этом плане на него возложены определённые задачи, он исполняет определённые функции и, значит, он имеет разумное отношение к Целому. С учётом всеобщего развития великий Божественный план возлагает на каждую культуру определённую задачу. Эта задача состоит в разработке определённых идей, в развитии определённых добродетелей, обработке определённых качеств и способностей. Великий Разумный Мир всеми способами содействует исполнению этой задачи. Какая Божественная идея может быть душой коллектива? Любовь к Первопричине, к Богу! Существование индивида и коллектива обретает смысл только в том случае, если их деятельность включена в общий разумный план Природы. Истинный труд – это труд, в который человек вкладывает самое дорогое, самое ценное, что исходит из святилища его души. А когда это происходит? Когда стимулом к труду является любовь, когда человек работает для Целого, для Бога. Коллективность подразумевает служение всех высокому Божественному идеалу, ради которого ты готов с радостью пожертвовать своими личными интересами. АКТИВНОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЕ ДУШИ «Бог сотворил этот мир не для рабов, а на забаву своим любимым детям. Если человек решит работать с любовью, его душа и дух пробуждаются, он входит в связь с физическим, духовным и Божественным мирами. Только так человек может понять отношения, существующие между этими мирами, а также и смысл всеобщей жизни». Учитель Внешняя активность, которую проявляют люди, ещё не является истинной, так как при этом многие душевные силы остаются непроявленными. Человеческая деятельность не должна быть чем-то механическим, в ней все силы человеческого сознания должны быть активными. Есть нечто более высокое, чем личность, – это душа, это возвышенное в человеке. Моменты внутреннего озарения, подъёма, радости, когда человек любит всех, хочет жить ради других, жертвовать собой, – это проявление высшей человеческой природы. В большинстве наших поступков мы не участвуем целиком; совершая их, мы достигаем только тех целей, которые ставит личность. Тогда мы живём ограниченной жизнью. Как правило, наши поступки не исходят из глубокого источника нашей истинной природы, в этих поступках участвует не вся человеческая природа. Вот почему мы ещё не живём во всей полноте. Человек ещё не проявлен на земле. Нынешняя культура механична. В сегодняшних формах труда человек не проявляет своей Божественной природы, поскольку стимул к труду идёт не изнутри, из глубины души, а извне. Вне любви всё мертво, бессознательно, механично. Сознательная работа – это работа с любовью и знанием. Вот почему нынешняя культура ведёт к обезличиванию. Обезличивание – это любая деятельность, в которой человек не проявляет своей глубокой, Божественной природы. Физическая и любая другая деятельность не должны служить лишь физическому укреплению человека, приобретению определённых познаний, умений или благ. Она должна быть средством для проявления всего человека – того красивого мира, который существует в нём. Любовь – это не увлечение, это та великая сила, что даёт возможность проявиться всем существам от мала до велика. В безлюбии нет истинного проявления человека. Оно бывает только в любви. До тех пор, пока побуждением к труду будет личный интерес или принуждение, труд не может вызывать радость: он приводит в движение лишь неглубокие, поверхностные силы души. Нынешняя форма труда сопряжена с недовольством, мучением и горечью. Сегодня человек трудится по необходимости, поневоле, и это отравляет ему жизнь. Он чувствует себя угнетённым, пленником, лишённым свободы. Это происходит оттого, что нынешний труд лишён любви, человек не вкладывает в него своей души. При нынешней форме труда душа живёт как в тюрьме. Сегодня все – и работники, и работодатели – рабы механической жизни, все в цепях: одни в видимых, другие в невидимых. Так труд становится невыносимым грузом и тормозом, а жизнь теряет свою красоту и краски. При новом способе труда жизнь наполняется поэзией. Источник красоты жизни – внутренний, а не внешний. При новой форме труда человек будет в жизни активным – все его силы и способности придут в действие. А при сегодняшней форме труда всё самое возвышенное в человеке не активно, внутренний человек пассивен. Сегодня человек – колесо, винтик в огромной машине, он проживает безрадостные, бесцветные дни. До тех пор, пока стимул к труду не исходит из глубины души, пока он не затрагивает самых возвышенных её струн, труд будет тяжестью, бременем, хотя и неизбежным. Пока будет проявляться темная, отрицательная сторона труда, это будет труд по принуждению. То обстоятельство, что душа современного человека не участвует в труде, унижает человеческое достоинство, поскольку при таком способе труда человек является не самоценной душой, а машиной. Поэтому сегодня все чувствуют себя несчастными, испытывают недовольство, скорбят о чём- то неведомом, мечтают о том, чего и сами не могут определить. Отсюда это глубокое стремление души освободиться, проявиться, выйти из тюрьмы, в которую её заточила механическая жизнь. Душа хочет сбросить оковы и проявить свою красоту, свою Божественную природу. Когда свет глубокой внутренней жизни озаряет внешнюю жизнь, тогда проявляется высочайшая поэзия жизни. Полнота жизни появляется тогда, когда в каждом проявлении участвует весь человек. Человек проявляется, когда, совершая поступки, он черпает из внутреннего источника своей природы, и тогда труд приводит в движение глубокие силы человеческой души. В нашей деятельности должен проявиться прекрасный внутренний мир. Тогда труд будет нести красоту, отблеск иного мира, тогда труд будет одухотворённым. А цель и заключается в том, чтобы одухотворить труд, то есть внести в него духовный элемент. Физическая деятельность должна стать духовной, высшим духовным достижением, выражением наших духовных ценностей. Когда в труд вкладывают всё самое ценное, самое возвышенное и красивое, что содержится в человеческой душе? Когда есть любовь! Сегодня душа не может проявиться, она скована и бескрыла, потому что истинное поле, где она работает, – это любовь. Сегодня каждая произведённая вещь связана с мыслями о личных материальных выгодах. Сегодня конечной целью труда является удовлетворение личных материальных интересов. Это относится как к работодателю, так и к работнику. В этом нет никакого преступления, но тогда труд становится преимущественно механическим процессом. Для пробуждения души необходимо, чтобы стимулом к труду стало что-то большее, чем нынешний стимул. Таким стимулом могут стать для работника внешние удобства, более благоприятные внешние условия и прочее. Это хорошо, но этот стимул будет неглубоким, он не сможет привести в движение все силы души. Единственное, что может привести их в движение – это если стимулом станет любовь, то есть если будешь работать из любви. Учитель говорит: «То, что ты выполняешь, нужно делать сознательно, из великой любви, добровольно. Если ты не можешь так выполнить это, то оно не будет принято Богом, то есть не будет в согласии с Великими законами, которые лежат в основе всего Бытия. Если сделаешь это так, оно будет принято Богом!» НОВАЯ ФОРМА ТРУДА – ЭТО СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «Те, кто работает из любви, – свободны. Работа есть высшая деятельность – путь к освобождению». Учитель Новая форма труда предоставляет человеческой душе широкий простор. И только тогда труд освободится от рамок, ограничивающих душу. Творчество – это великий источник счастья и радости. Творчество там, где есть свобода. Человек проявляется свободно только тогда, когда работает из любви к Великому, к Целому, ко всем. Тогда он поднимается к светлым сферам свободы, тогда падают все цепи, сдерживающие человеческий дух. Работа – новый способ деятельности, она всегда связана со свободой. Сегодня человек является рабом труда. При новом понимании труда человек обретёт свободу. Человек свободен только в том случае, если в труд вложена любовь, только тогда он работает. В противном случае он мучается или трудится. ЛЮБОВЬ ОСВЯЩАЕТ ТРУД «Каждый человек, удерживающий для себя то, что он произвёл, не может найти смысл жизни. То, что ты произвёл, – не для тебя. Отдай это кому-нибудь как дар любви». Учитель Всякая работа, выполненная с любовью, священна. Когда ты помогаешь своему ближнему, это священная работа, это проявление любви. Слуга ли ты, учёный ли, поэт, – если есть в тебе Божественное, твоя работа освящается. Если работа для врача только профессия, если она лишь способ заработать на пропитание, то чем тогда она отличается от самой обычной работы? Характер труда, будь он физический, научный, философский, религиозный, художественный или иной, не придаёт ему ценности. Единственное, что придаёт ему ценность, это то, что человек вкладывает в него от души. Какова бы ни была работа, человек облагораживает её тем, что он вкладывает в неё. Физическая ли твоя деятельность, научная, художественная или иная, – это неважно. Важно, является ли твоя деятельность актом любви. Это важно для любого рода деятельности: от самой грубой физической до самой утончённой духовной. Что бы мы ни делали, пусть даже самое малое дело, например, подали кому-то стакан воды, если мы сделали это с любовью, то этот поступок обретает величие и красоту: в этот момент небо проявляется на земле. Красиво, когда человек совершает что-либо для Бога, для Любви, не ожидая для себя ничего. В эту минуту он поднимается в своём сознании к горним вершинам Духа, в эти минуты он священнодействует. А цель и состоит в том, чтобы труд стал священнодействием! Таким образом и самый незначительный, казалось бы, поступок становится религиозным актом – высшим актом проявления человеческой души. Учитель говорит: «Служение не бывает за деньги, служат тому, кого любят. И тот, кого ты любишь, станет благодаря этому бессмертным. Если ты не услужишь ему, он будет бедным и несчастным человеком. Я говорю не о том служении, как вы его понимаете. Существует два вида служения: первый вид – хочешь, не хочешь – служи. Я же говорю о свободном, добровольном служении. Эта идея должна стать основной в вашей жизни, чтобы вы могли обрести знания». Красив тот момент, когда человек совершает что-либо, пусть и самое малое, по любви, не ожидая вознаграждения, платы за труд. Тогда Божественный, ангельский и физический миры сливаются воедино, тогда Светлые Разумные Существа оставляют свою работу и со священным чувством обращают взгляд к земле, ибо здесь, внизу, происходит нечто великое. В этот момент проявляется, присутствует Бог, а там, где Он проявляется, пустыни превращаются в плодоносящие сады и в безводных местах начинают бить источники. Когда человек работает с любовью, Великий работает через него. Учитель говорит: «Животное в человеке мучается, человек – трудится, а Бог – работает. Дайте путь Богу в себе – пусть Он проявится и начнёт работать в вас». Работая таким образом, человек имеет возможность каждую минуту проявлять Бога. НОВАЯ ФОРМА ТРУДА И СРЕДА Человек заблуждается, думая, что живёт изолированной жизнью. Его жизнь отражается на жизни Целого и наоборот. Вот почему недальновидно судить о результатах поступка только по непосредственным внешним признакам: это механическое понимание вещей. Каждый поступок отзывается эхом во всём Бытии. Если человек работает по-новому, тогда та животворная струя, которая проявится в его поступках, окажет поддержку и некоторым благородным начинаниям, поддержит те ослабевшие души, с которыми у человека нет видимой связи. Таким поступком человек приводит в движение новые силы, которые впоследствии продолжат своё благотворное действие в общей жизни. Каждый поступок, совершенный с любовью, вносит в мир свет, который будет работать дальше. Каждым поступком в этом новом духе человек даёт возможность живым силам Божественного мира сойти и проявиться в мире физическом. Свет высшего мира проявляется в каждом бескорыстном поступке, поэтому такой поступок даст импульс душе, испытывающей внутреннюю борьбу. Таким поступком человек вносит в мир жизнь! Всякая работа, совершённая без любви, – преступление, она бесплодна. Певец, который поёт из личных целей, ради денег, карьеры, славы и прочего, не сможет разговаривать с душами своих слушателей, не сможет пробудить в них стремление к более возвышенной жизни, он не затронет священных струн их душ. А когда певец поёт бескорыстно, они будут чувствовать присутствие Бога. Его пение окажет большое воздействие, оно сможет преобразить слушателей, и это будет для него самой лучшей наградой. Волшебным действием обладает каждый поступок, совершенный с любовью. Тогда все существа, с которыми ты входишь в связь, почувствуют благотворное влияние. Они соединяются с тем ценным, что идёт из Разумного Мира. Так объясняются слова Учителя: «Любовь – это закон работы, при которой даже самая малая затрата энергии приводит к большим достижениям». СВЯЗЬ МЕЖДУ ДУШАМИ «Работать даром – это значит получить что-то, заключающее в себе жизнь. Кто-то работает для меня даром – из любви, и я плачу ему любовью». Учитель Только при новом способе деятельности между душами образуется связь. Сегодня, когда труд понимается по-старому, когда каждый сам по себе, связи между людьми механические. В этом отношении нынешняя эпоха – пустыня. Сегодня существует коллективная жизнь, существуют связи, но они не затрагивают внутренней жизни души, это внешние связи. Единение, внутренние связи существуют между людьми только в том случае, когда труд понимается по-новому. Последнее необходимо, чтобы превратить механический конгломерат связей в гармоничное целое. Благодаря новой форме труда преграды между душами исчезнут. Старый способ труда возводит между ними искусственные преграды, вносит чувство разобщённости, отдаляя души друг от друга. ТРУД И КРАСОТА «Всё, что высказано без любви, обижает. Всякое действие, совершённое без любви, обижает. Всё, что делает любовь, – добро. Всё, что сделано без любви, не является добром. За какую бы службу ни взялся человек, если он в основу жизни кладёт любовь, его служба благословенна. Сапожник, работающий с любовью, делает хорошую обувь, и его клиенты довольны. Когда вы месите хлеб, когда готовите еду, вложите любовь. И тогда тот, кто отведает вашего хлеба, будет благословен. Хлеб, вымешенный без любви, вносит в человека яд. Не отравляйте себя, не отравляйте и своих близких. Если в тебе есть любовь, то даже поджаривая лук, чему-нибудь да научишься. Если нет любви, растеряешь и то, что знаешь, даже если будешь учиться в лучшем университете. Загоревшись от искры любви, поэты напишут свои лучшие работы, музыканты создадут свои лучшие произведения, кухарка приготовит самую хорошую пищу, портниха сошьёт самые красивые одежды». Учитель Всё, что есть самого красивого в душе, не должно оставаться внутри. Когда труд понимается по-новому, это красивое обретает внешнее выражение. Тогда человек воспринимает красоту из мира идей и воплощает её в физическом мире. И ничто не может сравниться с той красотой, которую человек проявляет в физическом мире. Даже в чашку воды, поданную с любовью, ты вложил то ценное, что не продаётся, ведь душу нельзя продать. Ты можешь положить свою душу за друга, но продать её не можешь, ибо можно ли оценить то, во что ты вложил своё сердце и свою душу? Потому поступок, совершенный с любовью, стоит больше, чем всё золото мира, он не продаётся. Поясним это аналогией. Когда художник создаёт какое-то художественное произведение, в которое он вкладывает частицу своего сердца, своей души, он его не продаёт, он считает его своим ребёнком. Ему совестно брать за него деньги, потому что оно дорого его сердцу. В этом произведении живёт часть его собственной души. То же самое относиться и к любому поступку человека, совершённому с любовью. Каждый такой поступок столь же священен, как и труд того художника. Представим себе женщину, которая с утра до вечера шьёт одежду на продажу. Её работа однообразна, она равнодушна к своей работе и считает её тяжким бременем. За эту работу она получает какую-то подённую плату. Она выполняет работу по необходимости, вынужденно, чтобы что-то заработать. Но в другом случае та же самая работа может быть выполнена со священным трепетом. Представим себе, что это мать, и она получает известие, что её любимый сын прибывает с чужбины после долгой разлуки. С какой любовью она принимается шить ему новую рубашку, чтобы порадовать его, когда он приедет. С какой любовью украшает её! Целый день она возбуждена, радостна. Эта работа ей приятна, она побуждает её к творчеству. Она вкладывает в эту рубашку нечто ценное от себя! Если художник добровольно украсил картинами стены больницы, сделав это даром, из любви к больным, то в этой больнице атмосфера будет чистой, и больные почувствуют себя лучше. В этой больнице кроме внешней красоты будет и другая, невидимая красота, – нечто, вложенное этим художником от души. Таким образом, понимая труд по-новому, мы внесём невидимую атмосферу красоты, и она напитает собою среду, в которой мы работаем. Большое значение имеет то, с какими мыслями и чувствами ты изготовляешь предмет. Учитель говорит: «Чтобы пшеница была питательной, человеку нужно сеять её с любовью и жать с любовью. Если, изготовляя обувь, ты пребываешь в отрицательных мыслях и чувствах, если ты ссоришься, ругаешься и гневаешься, то это почувствует тот, кто будет её носить. Если у тех, кто строит дом, дурные мысли, если они говорят злые слова, это почувствуют те, кто будет в нём жить. Если обувь сделана с любовью, это также почувствует тот, кто её носит. Есть люди, энергия которых очень тяжела, поэтому я не дал бы таким людям шить мне одежду. Такая одежда создаст плохое настроение тем, кто будет её носить. Есть люди, которые строят дом и оставляют в нём самые плохие мысли и чувства, и потому все, живущие в нём, умирают. Отдай шить твою одежду тому, кого ты любишь. Старый болгарин, у которого было несколько снох, говорил: «Хочу, чтобы самая молодая сноха месила мне хлеб». Почему? Потому что она, вымешивая хлеб, внесёт в него свою живую энергию и окутает его хорошими мыслями». Когда кто-нибудь изготавливает предмет без любви, он тем самым его портит. Таким способом старые формы труда вносят в нашу атмосферу яд. Это показывает, что нынешняя культура не чувствует той глубокой, внутренней стороны жизни, которая одна только и может возвратить нас снова в мир радости и красоты. Учитель говорит: «В будущем школы должны строить самые лучшие мастера, которые не только умелы в технике, в своём искусстве, но и добры сердцем. Если школа построена с любовью, то в ней будет подходящая атмосфера для пробуждения красоты в детских душах. Нечто невидимое, но полное красоты, наполнит собой атмосферу, и душа почувствует это». НОВАЯ ФОРМА ТРУДА НАХОДИТСЯ В ГАРМОНИИ С ОСНОВНЫМ ВЕЛИКИМ ЗАКОНОМ МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ Во всём Мироздании жертва – это великий закон. Жизнь вселенной держится на жертве – жертве, основанной на любви. Закон жертвы – это основа Мировой Державы. Чтобы быть в согласии с этим законом, труд должен быть жертвой, совершаемой по любви! Учитель говорит: «Все мы нахлебники. Тысячи существ отдают свою жизнь ради вас. Пшеничные зёрна отдают свою жизнь ради вас. Яблоки, груши жертвуют для вас свои плоды. Великие Разумные Существа жертвуют для вас свои силы. Все жертвуют собой ради вас, а вы никогда не жертвуете собой». Иной может сказать: «Возможно ли, чтобы жизнь была жертвой, самоотречением?» На это можно ответить следующим образом: такая жизнь уже где-то существует, – это реальность для более продвинутых существ. Учитель говорит: «Небо – это место Любви, Мудрости и Истины. Жители Неба составляют одну большую семью, члены которой прилагают Любовь и самопожертвование». СЛУГИ И СЫНОВЬЯ В хозяйстве слуги работают за плату, это внешние люди. А сыновья работают без денег, поскольку всё принадлежит им. Учитель говорит: «В великом хозяйстве природы мы слуги, если работаем за деньги, ради себя. Если же мы работаем из любви, мы сыновья Бога и сознаём своё сыновнее отношение к Нему». В меньшем масштабе новая форма труда существует и в семьях. Каждый член семьи работает для других по любви, не ожидая платы за свой труд. Разве сын, вспахав поле отца, получает от него плату? Ребёнок, который носит воду в дом, поливает цветы, и старший сын, работающий в саду, – разве они получают плату за свой труд? То, что существует в уменьшенном виде в семье, должно появиться и во всём обществе! Во всём обществе побуждением к труду должна быть любовь! Любовь в новой культуре станет мерой расчёта, формой обмена. Новая форма труда – работа – это самое возвышенное, самое великое в мире. Это великая наука будущего, благодаря которой будет положено начало новой человеческой культуре. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Recommended Posts