Перейти к содержанию

Инволюция и эволюция


Рассвет

Recommended Posts

ИНВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

 

Теперь рассмотрим тот же процесс развития сознания с другой точки зрения.

 

Что такое человеческая душа? Она – луч Бога, Божественная искра, содержащая в себе все возможности, ибо она – Бог в человеке. Божественное естество человека, исходя от Бога, обладает великими способностями, силами, заложенными в нём подобно семенам, оно проходит через формы минерала, растения, животного и человека, всё более проявляя силы, вложенные в него в виде способностей. До каких пор продолжается это нисхождение? До тех пор, пока человек не начинает сознавать себя индивидом здесь на земле, в физическом мире. До этого человеческое я ещё в вышнем, оно не проявилось здесь, на земле, через самосознание. Это индивидуальное сознание становится особенно ясным в последние несколько веков – 17, 18, 19.

 

Схождение от Абсолютного, Вечного Начала в материальный мир называется инволюцией или нисхождением. Инволюция означает, в буквальном переводе, завёртывание1, то есть Дух, Божественное Абсолютное Начало, обвивается, завёртывается во всё большее число оболочек, чтобы, в конце концов, проявиться в материальном мире. Достигнув самой низкой точки, Абсолютное, Божественное Начало в человеке начинает обратный путь из материального мира к Богу. Этот процесс восхождения или подъёма называется эволюцией или развёртыванием.

 

Официальная наука не различает этих двух процессов. Она называет весь этот процесс общим словом – эволюция.

 

Христос облекает инволюцию и эволюцию в форму притчи о блудном сыне. Сын покидает дом отца, упросив его отдать принадлежащую ему часть наследства. Он берёт её, отправляется в дальние страны и там проматывает то, что взял у отца; в конце концов, он опускается до того, что нанимается слугой и пасёт свиней. Став свинопасом, он попадает в очень плохие условия. Ему не дают есть даже рожки, которыми кормят свиней. Тогда он раскаивается, что покинул отца, и принимает решение вернуться к нему. Когда он возвращается в отцовский дом, отец встречает его с великой радостью и приказывает заколоть откормленного тельца для угощения по случаю возвращения сына, надевает ему на руку перстень. Отец представляет здесь то Великое, из Которого вышел человек. Блудный сын – это человек. Его уход из отцовского дома – это инволюция. В процессе инволюции человек, спускаясь, попадает в условия, которые становятся всё хуже и хуже, так как он отдаляется от Великого Центра Жизни, от Божественного Начала, и входит в плотный материальный мир. Свиньи, которых он пасёт – символ; они представляют собой те эгоистические, низшие мысли и чувства, которые находят себе пищу в его уме и сердце. Наконец, он раскаивается, что ушёл из отцовского дома. В нём наступает внутренний кризис, переворот. Он решает вернуться к отцу. Это начало подъёма, эволюции, его эволюция начинается с этого момента. Закалывание откормленного тельца означает победу над животным началом в человеке. Перстень, который надевают ему на руку, означает новые силы, пробуждающиеся в нём. Это посвящение, пробуждение человека в более высоком мире. Возвращение блудного сына к отцу означает выход из жизни индивидуальной в жизнь Целого, возвращение к Целому.

 

Что означает бедность, нищета блудного сына? Это духовное обнищание человека, когда он доходит до низшей точки схождения в процессе инволюции. Учитель говорит:

 

«Христос дал толчок или импульс эволюции. Эволюция человечества началась с Христа».

 

Выход из индивидуального сознания и переход к коллективному и космическому сознаниям – это начало эволюции. Во времена Христа только очень небольшая часть человечества начинает свою эволюцию. Другие ещё продолжают свою инволюцию или схождение. Но импульс, данный Христом, уже работает в подсознании всего человечества, и благодаря этому импульсу всё большая часть человечества постепенно переходит от инволюции к эволюции.

 

Как узнать, начал ли человек свою эволюцию? Пока человек ещё в процессе своей инволюции, он опускается вниз. Он ещё в личной жизни. Но когда он выходит из личной жизни и вступает в сверхличную жизнь, то есть в жизнь ради Целого, тогда он начинает свою эволюцию. Человека могут считать общественным деятелем, знаменитым учёным, мудрецом, он, возможно, написал много научных, философских или высоконравственных книг, но если всё это он делает, чтобы обрести личную славу, власть или богатство, то он ещё в процессе инволюции. Но когда он посвящает свои силы, свои знания, свои способности служению Целому, тогда он уже начал свою эволюцию.

 

На границе между инволюцией и эволюцией каждый человек пройдёт через страдание, внутреннее испытание, из которых он выйдет возрождённым, просветлённым, озарённым новой идеей служения Богу. Таков, например, духовный кризис и просветление у Гоголя и Толстого во второй половине их жизни. В такой момент человек осознаёт, что высший смысл жизни в самоотречении, в жертве, в служении.

 

Процесс нисхождения и восхождения или инволюции и эволюции можно представить следующей схемой:

 

 

633113.jpg

 

 

 

Выше мы отмечали, что момент поворота – это пришествие Христа, но говорили также, что для большей части человечества инволюция продолжается. Почему же тогда Христос пришёл прежде схождения человечества к его самой низкой точке? Чтобы в человеческом подсознании работал импульс, толчок, данный Христом, чтобы потом, когда человечество придёт к самой низкой точке схождения, оно имело бы в себе силы подняться, имело бы силы победить личную, эгоистическую жизнь и войти в жизнь ради Целого.

 

 

 

 

***

 

Учитель говорит: «Вопросы имеют инволюционное и эволюционное разрешение. Дело в том, что люди разрешают их инволюционным способом. В этом их ошибка».

 

Что значит инволюционное разрешение вопросов? Это разрешение вопросов методами насилия и безлюбия. В каком направлении развивалась жизнь во время инволюции? Сначала жизнь была духовной, у ума был духовный свет, у сердца – тепло. Налицо были добродетели, но всё это были останки, которые постепенно замирали, исчезали, поскольку культура опускалась, сходила во всё более плотную среду и становилась всё беднее духовными ценностями. На более низких ступенях инволюционного развития человек уже теряет правильное духовное восприятие вещей и потому начинает решать проблемы, прибегая к насилию и безлюбию. Каждая инволюционная культура погибает из-за насилия и безлюбия, этих двух инволюционных методов разрешения вопросов.

 

Эволюционный метод разрешения вопросов – метод любви и свободы.

 

1 Инволюция – от лат. involutio – свёртывание.– Прим. перев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...