Рассвет Опубликовано 2 апреля, 2012 Жалоба Share Опубликовано 2 апреля, 2012 РАСЦВЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Крайняя точка развития человеческого сознания (в указанном выше направлении) – это современная западно-европейская культура, и особенно культура 19 века. В настоящее время процесс индивидуализации достиг своего крайнего предела. Коллективное сознание в 19 веке достигло своей низшей точки. Связи, соединяющие души, всё в большей степени распадаются. Эта крайняя индивидуализация в соответствии с вышеупомянутым законом отражается в атомистической теории английского химика Дальтона начала 19 века. Его атомистическая теория, в отличие от атомистической теории Демокрита, уже научно обоснована. Современная индивидуализация сознания очень ярко отражена и в литературе, например, в некоторых рассказах французского беллетриста Ги де Мопассана, особенно в его рассказе «Одиночество». Один из героев этого рассказа говорит: «Из всех тайн человеческой жизни есть одна, которую я постиг: наибольшие муки нашего существования проистекают от того, что мы всегда одиноки. И все наши усилия, все наши поступки направлены на то, чтобы избежать этого уединения. Вот и те влюблённые пары, приютившиеся на скамейках под открытым небом, стараются, подобно нам, подобно всем тварям, хотя бы на миг прервать своё одиночество. Но они остаются одинокими. Одни чувствуют это сильнее, другие слабее – вот и всё. С некоторых пор я испытываю великую муку: я постиг, я осознал это одиночество. С тех пор как я осознал одиночество моего существа, мне стало казаться, что каждый день я всё больше спускаюсь в тёмное подземелье, конца которого не нахожу, конца которого не знаю. Мы более отделены друг от друга, чем эти звёзды, а главное, мы более изолированы, потому что мысль неисповедима». Эта индивидуализация сознания ясно выражена в книге Макса Штирнера «Индивид и его собственность». Эта книга не могла быть написана в другом веке кроме 19 (например, тысячу лет назад). Она отражает ту фазу, через которую тогда проходило человеческое сознание, и является важным симптомом в истории человечества 19 века. Основная идея этой книги может быть выражена так: каждый отдельный индивид – это самое важное существо для самого себя. Для отдельного индивида нет другого существа более важного и ценного, чем он сам. Его личные интересы важнее всего. Интересы других малоценны, маловажны. Всё, что существует вне его, – лишь средство для достижения его личных, индивидуальных целей. Весь мир, вся вселенная, все люди, все другие существа важны для него постольку, поскольку они могут служить средством для удовлетворения его собственных нужд, интересов, желаний и стремлений. Всё, что вне его, – малоценно, маловажно. И для каждого индивида центр мира – это он сам и ничто другое. Эту индивидуализацию сознания в 19 веке отразил Ницше. Его книга «Так говорит Заратустра» рассказывает о сверхчеловеке, о человеке, поглощённом собой. Даже в стремлении к совершенству все люди, все существа для него – лишь условия, средство. Он существует как самоцель. Чтобы подняться, он может взобраться по трупам своих ближних. Милосердие для него – пустая сказка, признак слабости, мягкотелости. Эти идеи Ницше показывают, что сознание человечества в 19 веке достигло крайнего предела индивидуализации. Сознание человечества за последние несколько веков совершенно утратило свою широту, сузилось и, в результате своего развития, охватывает только индивида, но, с другой стороны, возросла ясность, пробуждённость сознания. Наибольшей ясности и пробуждённости сознание достигает в последние несколько веков. Одновременно развивается и ум. Вот почему отвлечённая, логическая философская мысль сильнее всего развивается в последние несколько веков. Также интенсивно развиваются науки, тесно связанные с развитием ума и исследованием материального мира, особенно естественные науки. Поэтому 18 и 19 века дали человечеству Канта с его «Критикой чистого разума», «Критикой практического разума» и ещё ряд философов, развивавших отвлечённую философскую мысль, например, Фихте, Шеллинга, Гегеля и других. За последние несколько веков, особенно в 18 и 19 веках, большое развитие получили естественные науки. Одновременно с развитием естествознания идёт и развитие техники. Почему в последние несколько веков достигли блестящего расцвета именно естественные науки? Потому что сознание человечества направлено преимущественно к материальному. Человеческое сознание проникает в материальный мир. Материализм был невозможен несколько тысячелетий назад. Процесс перехода к материализму заметен и ранее, он набирает силу в течение тысячелетий. Следы материалистической философии можно заметить ещё в Индии. В древней Греции появляется материалистическая философия Демокрита, хотя и не имеющая большого значения. Она была забыта и не оставила следов. Погружение человеческого сознания в материю усиливалось постепенно. В 18 веке во Франции возникает сильная материалистическая волна, которая позже распространяется в Германию. Крайняя индивидуализация человечества приходит параллельно с крайним материализмом. Западная Европа – центр современной культуры, оттуда она распространилась по всем направлениям и теперь господствует во всём мире. Человек пятой культуры исследует силы электричества, пара, тяжести и прочие и с их помощью видоизменяет окружающую действительность в значительно большей степени, чем это делали древние народы. Культура становится всё более материалистической. Современная эпоха – это эпоха машин. Другое явление, развитие которого идёт параллельно с постепенной индивидуализацией человеческого сознания,– это чувство свободы. Развитие этого чувства началось в конце атлантической эпохи с состояния слабого побуждения, чтобы, постепенно усиливаясь в каждой последующей культуре белой расы, достичь своего расцвета в 19 и 20 веках. У каждого современного человека есть чувство свободы. Он не может терпеть насилия над собой. Современный человек имеет такое стремление к свободе, что оно исключает рабство из разумной жизни. Поднимается женщина. Она выходит из своего состояния подчинения, стремится к свободе. Развитие чувства свободы выражается и в появлении в 19 веке анархизма, представленного Максом Штирнером, Бакуниным, Кропоткиным, Себастьяном, Фором и другими. Стремление к свободе нашло выражение и в драмах Ибсена. Ибсен выразил тот момент в истории человечества, когда индивидуализация и стремление к свободе достигли большой силы. Анархизм – такое же отражение этого стремления к свободе. Последовательным борцом против всякого насилия был и Лев Толстой, которого можно назвать духовным анархистом. В своих книгах «Современное рабство», «Царство Божие внутри вас», «В чём моя вера» и других он говорит о различных видах насилия, царящего в современном обществе, и восстаёт против них. К духовным анархистам можно отнести и духоборцев – борцов против всякого насилия. Как упоминалось ранее, постепенная индивидуализация сознания отражается и на экономическом строе общества. Коллективная собственность, которая являлась выражением первобытного коллективного сознания, постепенно исчезала и в 19 веке почти совсем исчезла. Её заменила частная собственность, и сегодня – эпоха частной собственности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Recommended Posts