• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Elena

Терпение

В теме 1 сообщение

 

 Терпение

26 лекция 3-мок 

Молодёжного оккультного класса

13 апреля 1924 года

г. София

Тайная молитва.

Прочитали несколько работ на тему: «Цели современной науки». 

 

Сейчас задам вам тему, над которой вы будете работать самостоятельно. Она такова: «Наилучший метод самообладания». Тема № 23. Прежде всего проведите один опыт и затем выскажитесь о том, какой метод самообладания лучший. Каждый пусть высказывается самостоятельно. Что напишите, примените это. 

Изучая природу, вы должны соблюдать, по крайней мере, два правила: 1) природа всегда пользуется картинами, образами; 2) она переходит от видимого к невидимому, то есть от того, что близко к человеческому духу, к тому, что далеко от него. Поэтому при первых ваших исследованиях возьмите у неё одну картину так, как она существует в природе, без каких-либо комментариев, как дети, и посмотрите, какое впечатление эта картина произведёт на вас. Вы удивитесь: «А зачем именно так нужно делать?» В согласии со следующим очень простым законом: помещая пшеничное зерно в землю, нужно ли начинать перед ним философствовать? Это пшеничное зерно прежде всего попробует понять  почву.  А что будет делать потом? Опустит свои корни вниз. Оно всего лишь хочет понять почву, без всяких комментариев, и едва оно опустит свои корни в почву, первый процесс можно считать начавшимся. Это значит, что пшеничное зерно хорошо поняло свою задачу. Второе желание пшеничного зерна - понять то, что над почвой. Если эта картина не оставит в вас глубокого впечатления, вы никогда не сможете понять внутренний смысл этого образа, потому что образы природы живые. 

Каждый из вас представляет собой один образ. Ваши тела - это живые образы. И что же вы делаете? Встречаете одного друга и тут же хотите понять его. Нет, не стремитесь к этому! Позвольте этому образу, или телу вашего друга, произвести на вас определённое впечатление, как это происходит с детьми. Это самый простой путь понимания данного образа и самый естественный способ приобретения истинного знания. Если же вы позволите философии вашего объективного ума возобладать над вами, он уведёт вас на неверный путь и вы совершите одну ошибку. Современные учёные именно в этом месте делают ошибку: они стремятся объяснить конечные тайны природы по-философски. Как они могут это понять? Ведь они не понимают природы, не применили пока её глубоких законов, не проникли в её внутренние образы. Спросите современных психологов, рассуждающих о душе человека, о его разуме, о его сердце, как понять этот ум, это сердце, эту душу - они не ответят вам ничего положительного, потому что они не знают определённо, где находится человеческий ум. Они утверждают: ум человека находится в мозгу. 

Да, но в каком месте он сосредоточен? Где находится сердце человека, тоже не знают. Я сказал вам, что, когда природа хочет определить, каков ум человека, она определяет это по носу, по величине лба, по подбородку. После этого она определяет направление сердца. Направление сердца ровно диаметрально противоположно направлению ума. Тогда движение сердца обозначит линия CD.  Вы можете проверить это, когда посмотрите на нос кого бы то ни было.  У людей с сильными интеллектуальными стремлениями нос внизу более сжатый, у них не широкий нос. Такие люди больше думают и меньше чувствуют. Когда мы говорим, что некоторые люди много думают, это вовсе не означает, что они могут всё это осуществить.

Мысль - это то, что может осуществиться. И чувства тоже должны быть реализованы. Вопрос не в том, чтобы человек только чувствовал. Знаете, на что похоже чувствование? Представьте, что я повар, готовлю еду, а вы приходите ко мне в гости, приближаетесь к кастрюле, начинаете вдыхать запах, воображая, что вы это уже едите. А едите ли вы по существу? Нет, еда не реализована. Может ли человек жить с таким чувством? Вы ощущаете только пар, выходящий из кастрюли, но в рот к вам ничего не попадает. Так могут питаться только умершие, а живой человек должен вкушать еду. Этот закон точно так же должен быть применён и к сердцу, и к уму. Кто-то сообщает: «Я думаю». Я спрашиваю: а что за объект у этой мысли? Может ли твоя мысль быть приложена? 

Как вы теперь можете применить это учение? Допустим, что у какого-то человека на ноге есть рана, он говорит, что ходить не может. Понимающий законы, услышав, как человек жалуется на боль в ноге, даст ему лекарство, излечит его, и тот сможет ходить. Хорошо, ещё пример: два человека из класса не могут поладить друг с другом. Каким будет ваше лекарство в этом случае? Если вы интеллектуальные типы, вы начнёте говорить, что нужно жить по-братски, договариваться, быть людьми идейными, иметь стремление к добру и т.д. Всё это очень хорошо, но эти два ученика в ссоре, вопреки их идеям. Один входит, другой поворачивается к нему спиной, говоря: «Я сейчас занят, я думаю».  Что у него за мысль? Повернуться спиной. Один поворачивается правым боком, другой левым. Что за философия в этом? Вы видели, как делают петухи? Один наступает, тут же другой наступает и говорит: «Ты думаешь, я настолько тупой!»  Даже петухи делают то же, что люди, и у них есть определенная логика. Но в этом, тем не менее, нет никакой философии. Это определённые навыки, но если мы начнём рассуждать и попытаемся понять природу разумно, мы должны будем провести с собой один опыт. Вот почему я задаю вам тему для письма: «Наилучший метод самообладания». И я хочу, чтобы вы написали что-то, что вы пережили сами. Это будет ценным вложением. У каждого ли из вас есть такой метод? Запишите ваши методы самообладания. Любые силы, которые задействованы природой, имеют свои определённые направления. Единственное, что от вас требуется: никогда не создавать никаких препятствий природе, которая в вас действует, чтобы не спотыкаться. Природа, действующая в вас, живая. Многие даже говорят: нет лучшей учительницы, чем природа. По крайней мере, я не нашёл учительницы лучшей, чем она. Если вы её слушаетесь, она может дать вам ценные прозрения и наставления, может исправить почти все ваши ошибки, сделать жизнь на земле разумной, даже счастливой. Все вы делает такую ошибку: читаете роман, написанный каким-то автором, воспроизводящим жизнь некоего героя. Этот герой вам так сильно нравится, что вы начинаете ему подражать. Но из вашего подражания не создаётся такого успеха, как в романе. Все авторы, пишущие романы, представляют свои художественные картины, но это не их опыт, это не то, что они пережили. Никто из авторов сам не получил того опыта, что описывает. Он только воображает нечто и решает: герой должен жить так или иначе, должен жертвовать собой. Героиня тоже должна пожертвовать своей жизнью и тому подобные вещи. Но всё это лишь воображаемые картины, образы, редко бывающие в действительности. 

Прежде всего отделите реальные вещи от нереальных, чтобы знать, сколько из того, что вы думаете в данный момент, вы можете реализовать. Сейчас, к примеру, мы говорим о терпении. Терпение - это нечто необходимое всем вам. Знаете ли вы, какой знаменатель у терпения? Каким числом мы обозначим идеальное терпение? Я скажу вам. Знаменатель идеального терпения 100 000 000. Какую часть от идеального терпения составляет ваше терпение? Каков будет числитель терпения? Знаменатель уже есть, сделайте вычисления, чтобы понять, каким будет числитель. Числитель будет таким же, что и знаменатель. Таким образом, у нас есть такая дробь: 100 000 000/ 100 000 000. Вычислите теперь, каким будет числитель вашего терпения. («Единица»). Единица не может быть. Поясню это.  Терпение самого крошечного существа в мире равно 1/ 100 000 000 части целого. Самая малюсенькая клеточка, которая едва вступает в свою первоначальную жизнь, будет иметь единицу в числителе. Теперь вы, естественники, найдите, сколько миллионов форм имеют все существа, и в какой форме находитесь вы. Когда обнаружите это, найдёте сначала по форме и ваш числитель. Сейчас я говорю о той единице энергии, что вложена в самую простую форму клетки: 400 000 / 100 000 000 = 4 / 1000 = 1 / 250.

Этому числу равен ваш нынешний знаменатель. Органически это так. Как теперь вы воспринимаете терпение? Какова сила терпения человека? Чему оно служит? У терпения существует две стороны: одно сознательное, разумное, а другой вынужденное необходимостью. Сейчас мы говорим о разумном терпении, в котором принимают участие сердце и воля. При таком терпении человек свободен. Только абсолютно свободный человек может быть терпелив. Не абсолютно свободный человек может нести в себе только неволю, то есть он вынужден терпеть ограничения. В таких случаях терпение - это то, к чему его принуждают. Вы вот сейчас терпеливы, сидите за столами, но это то, что вас вынудили делать, это не терпение. В терпении есть одна отличительная черта: терпеливый человек получает удовольствие, он работает для достижения конечного результата. Вот художник некий, он может быть терпелив, математик может трудиться с большим терпением над решением определенной задачи, которое может занять у него 1, 2, 3, 4, 5, 10 лет, но он находит удовольствие в самой работе. Несмотря на встречающиеся препятствия, он всегда терпелив, не отчаивается. Терпеливый человек всегда весел, и поэтому он не может потерять своего равновесия. Ограниченный человек всегда теряет своё равновесие, а это уже не терпение. Внутри терпеливого человека мир. Он всегда тих и спокоен. Поэтому, говоря о терпении, понимайте его именно так, тогда у вас могут быть хорошие результаты. Вам, например, иногда необходимо видеть, сможете ли вы выдержать испытание и как долго вы можете выдерживать его. Предположим, у вас есть некая неприятность, вы чем-то недовольны. 

Спросите себя, почему вы недовольны определённым состоянием дел. Нет ничего хуже, чем недовольство. Вы знаете, что, для того чтобы находиться в этой комнате, на вас работали и на небе, и на земле, и ангелы тысячи и миллионы лет. Тысячи существ работали над тем, чтобы поместить вас в эту комнату, чтобы дать вам эти знания, а вы недовольны, вы думаете: как так, почему я ограничен? Я спрашиваю: а в каком ином месте вы могли бы быть в данном случае? Сделаю свою мысль более ясной. Представьте себе бурную ночь, повсюду валит сильный снег. Где бы вы могли быть в этот момент? Вне комнаты вы не можете быть. Ваша комната - единственное место, где бы вы могли быть. Вы скажете: «Но я могу выйти». Можешь, но куда пойдёшь? Это значит, что человек может выйти из этих ограничивающих его условий только тогда, когда найдёт духовный путь. Птицы, например, тысячи лет размышляли, пока сотворили свои крылья, и только тогда они смогли перемещаться в пространстве свободно, перелетать из одного места в другое. И вы должны применить этот закон. Если у вас есть некое препятствие в жизни, вам следует работать долгое время, чтобы найти метод, подобный тому, который нашли птицы. Не думаете же вы, что птицы с лёгкостью создали свои крылья и хвост? Тысячи лет, множество поколений работали, пока придумали это и воплотили в жизнь. Поработав так много в прошлом, именно поэтому птицы решают свои проблемы легче сейчас. И у вас сейчас лучшие условия, чем были в прошлом. Тем, кто не работал над своим терпением в прошлые века, потребуется больше времени. Вам нужно меньше времени. Но не думайте, что приобретёте его за час или два.

Иногда вы бываете недовольны. Скажите себе: «А сейчас я буду терпеливым». Попробуйте быть терпеливым хотя бы полчаса. Что это значит? Представьте, что все ваши дела улажены и идут как по маслу. Вы можете спросить себя: «Ну как я смогу так думать, когда мои дела совсем не улажены!» А, не улажены! Разумеется, при нынешнем состоянии общества вам всегда будет противостоять такая философия, которая выбьет вас из колеи. А вы скажите себе: вступая в общественные отношения, я выдержу всё. Да, вы говорите так, но, встретившись с реальностью, с грубой жизнью, вы скажете иначе: «Нет, так же нельзя, нужно жить, как люди». Тогда вы отодвинете в сторону новую философию и решите: эта философия, это учение невозможно приложить. Возможно, возможно приложить. Вы все занимаетесь сейчас только невозможностями. В вашем уме живёт идея, что эти вещи невозможны. В вашем уме живёт и ещё одна ошибочная идея. Вы говорите: «Мы пока молоды, у нас есть определённая энергия, так поживём немножко, вот когда постареем, тогда и займёмся этими вещами». Нет, каким будет дитя, когда вырастет, видно сразу. Можете провести опыт. Дайте малышу поползать, а я по его ползанию скажу вам, выйдет ли из него гений - гениальное дитя и ползает особым образом. Он не делает это, как другие дети, он иначе ставит руки, особенно. У него свои особые приёмы.

Так что отныне вы должны проявлять качества вашей души, её свободу, не ограничивайте её.  Вам нужно отбросить все внешние ограничения, дать простор своей душе, проявить всю её одарённость, все способности, которые заложены в ней природой. Не нужно ограничивать и друг друга. В деревнях я нередко встречал очень чутких людей обоих полов. Вот например, заходит некая девушка в один дом, а матери там не находит, в доме только дети. Она сразу начинает работать: подметёт, наносит воды, замесит и испечёт питу, так что мать, вернувшись с работы в поле, всё найдёт готовым. Эта внимательная девушка не ожидает распоряжений. Она видит, в чём в этом доме есть нужда, это и делает. И хозяйка, вернувшись, благодарна ей. А вы всё время ждёте распоряжений, будто солдаты. Нет, вы сами должны быть чуткими, сами можете проявлять инициативу. Куда ни войдёте, посмотрите, какая там есть работа, и делайте её, не ожидая указаний. Таков Божественный закон. Когда придёте куда-либо, сделайте то, на что другой не обратит внимания. В классе, например, столько работы, которую необходимо выполнить, а вы ждёте распоряжений, перекладываете ответственность друг на друга. Собираете комиссии, решаете, обсуждаете, но ни один из вас не имеет собственной инициативы поработать. Вы рассуждаете о том, как обстоят дела в миру, собираетесь заново и во второй, и в третий, и в четвёртый раз, а дело всё ещё не сделано. Немножко чуткости, немножко свободы необходимы вам. Это практическое внимание, оно необходимо для вашего развития. Мучения, с которыми вы сейчас встречаетесь, не значат вообще ничего, они неизбежны. Есть определённые препятствия в жизни, которые требуется преодолеть, в этом и состоит ваша учёба. 

Скажите, кто, по-вашему, самый терпеливый человек в классе?  Какими внешними признаками обладает, по-вашему, терпеливый человек? Я бы хотел знать, как вы определите, кто терпеливый, а кто нет. («Терпеливый спокоен внешне»). А если внешнее спокойствие лишь кажущееся? Нет, должна быть ещё какая-то черта. Скажу вам, как узнать терпеливого человека. Если войдёт весёлый терпеливый человек, вы почувствуете радость, от него веет весенним ароматом. Есть люди, они даже смеются, но у вас не возникает ощущения, что они веселы. От того, чьё сердце весело, веет весенней свежестью. Терпеливый человек проявляет отличное качество: какую бы ошибку в его присутствии ни сделали другие, его мир не нарушается, он на всё смотрит весело и спокойно. Какую бы неприятность вы ни принесли ему, он останется тихим и спокойным, притом не внешне, а внутренне. Вот отличное качество! Если, к примеру, вы не принесли ему вовремя обещанную книгу, он не рассердится, не скажет, что вы не сдержали своего обещания, да и ничего подобного не сделает. Он встретит вас так, будто вы принесли книгу вовремя, и будет весёлым. А как поступаете вы? Предположим, что кто-то из друзей дал вам обещание прийти ровно в девять. Вы ожидаете, волнуетесь, смотрите на часы, нервничаете. Проходит минута от назначенного часа, и сердце ваше сжимается, ещё минута, три минуты, вы уже выходите из себя. Топаете ногой, говорите: «Вот человек, не держащий своего слова!» Но представьте, что ваш друг владеет умением переводить время назад. Вы смотрите на часы, вот определённый час. Через час приходит ваш друг. Ты говоришь: «А ты знаешь, что ты опоздал на час?» «Посмотри на часы! Я обещал прийти в девять». Ты смотришь на часы и что видишь? Ровно девять. Терпение живёт не по часам. И действительно, когда два терпеливых человека что-то обещают, они точны так, как точна земля в своём движении. Терпеливый человек, пообещав вам что-то, придёт и без часов, не задержавшись ни на минуту. Терпение определяет время. Значит терпение - одно из самых разумных качеств человеческой души. Это значит, что терпеливый, сказав, будет точно вовремя. Но если другой допустит, что тот вовремя не придёт, то это будет с его стороны преступлением. Если у меня есть друг и он терпелив, я знаю и без часов, для меня это правило, что он придёт точно вовремя. 

А теперь испытайте своё терпение. Необходимо наблюдать себя. Я называю такие опыты психологическими маневрами. Иной раз вы занимаетесь какой-то вещью или задачей, которую решить не можете. Отставьте свою задачу немного в сторону, поговорите о другом, а потом вернитесь к ней опять. Не терзайте книгу! Нет, рассмотрите этот предмет тихо и спокойно. Может пройти и день, и два, и три, но вернитесь к нему опять. Через терпение вы сможете решить всё. Это первое: учитесь быть терпеливыми. Приобретя это качество, увидите, что оно из самых ценных качеств в жизни. Без терпения вы не можете и шага вперёд ступить. Только приобретать знания недостаточно - их надо уметь удерживать. Недостаточно лишь приобрести добродетели, но нужно обладать силой удержать их в себе. И вы должны знать, что вещи удерживаются с помощью разумного терпения. В человеке должно быть присутствие духа. 

Так вы приступите к развитию этого разумного терпения в себе. Придумывайте себе упражнения сами. Допустим, вы рассердились на какого-то своего друга и топнули на него ногой. Сосредоточившись в себе, скажите: задам себе такое упражнение на терпение. Какое упражнение вы бы себе задали? Как бы вы себя наказали? Но вы говорите: ну что я буду себя наказывать! Что такого плохого я сделал? Ну, топнул ногой. Представьте, что вы солдат, стоящий перед своим отрядом, ваш офицер видит, как вы топаете ногой и говорит вам: «Сними свою обувь, возьми котёл с водой, пройди босиком с этим котлом от одного конца города до другого и вернись». Разве вы не сделаете этого? Сделаете. И второй раз, когда вам велят топнуть ногой, что вы скажете? «А ты ходил босиком с полным котлом воды по городу?» А подобное часто происходит в общественной жизни. Так люди воспитывают друг друга. Зачем нужно ждать какого-то командира, который вам прикажет взять этот котёл? Мы сами себе приказываем.

На будущее я бы посоветовал тем нетерпеливым из вас, кто топает ногой, сказать себе: «Слушай, во вторник будешь работать в поле безвозмездно». И нужно это исполнить. Как только топнете ногой, так каждый день работайте по два часа без денег. Как только впряжёте этого неразумного в себе в работу, он перестанет топать ногой. Если бы у нас была  возможность организовать сад, в котором работали бы только те, кто топает ногой! Входя туда, вы бы знали, что этот сад только для тех, кто топает. И тогда такой сад мы назовём «садом обучения терпению». А у каждого нетерпеливого будет в нём своё особое место. Будем знать, каков прогресс в терпении. Каждый посеет определённые продукты, а когда те вырастут, мы по ним определим, приобрели вы уже терпение или нет. Если картошка окажется очень красивой, терпение развивается хорошо; если картошка не такова, копайте ещё. Соответствие здесь в том, что гармоничные действия передаются и почве, передаются и растительному царству. Если кто-то работает терпеливо и радостно, растения развиваются лучше, чем у того, кто нетерпелив и думает лишь о том, как бы поскорее освободиться от работы. Из этого следует, что всё в жизни определяется терпением и работой духа. Наилучший метод обретения терпения - работа. Чтобы стать терпеливым, человек не должен работать, мучаясь и страдая, а работать разумно. 

Сейчас хорошо испытать любого из вас, посмотреть, насколько он терпелив. Вот чем можно испытать ваше терпение. Допустим, к вам пришли два очень хороших друга и вы с ними разговариваете. Приходит третий и говорит тебе на ухо: «Сходи, пожалуйста, принеси воды». Если вы терпеливы, вы скажете своим друзьям: «Извините, у меня сейчас небольшое дело, сделаю его и вернусь к вам. Поговорите пока сами, я скоро вернусь». Но вы пока отвечаете так: «Ты что, не видишь, что я сейчас занят?» Разумный человек должен быть всегда учтив со своими близкими. Сходите, принесите воды и вернитесь опять, будто всё находится в гармонии и порядке. Именно так действует живая природа. Она работает неустанно, воспитывая таким образом людей. Если приходит к вам какая-то неприятность, примите ситуацию весело, сделайте своё дело, а потом опять разговаривайте. Любая другая философия не принесёт вам пользы. Вы можете философствовать о том, как прекрасно быть терпеливым, уметь делать то, это и так далее. Это всё прекрасно, но один поступок, совершённый вовремя, намного ценнее философских теорий. Теории хороши, можно ими заниматься, но когда нет работы. Но как только доходим до ситуации в жизни, когда нужно обладать терпением, важно всё это применить. Если бы у вас было терпение, то не возникали бы такие противоречия, которые возникают сегодня. 

Тайная молитва.

Бог Любви не Бог мёртвых, но Бог живых. 

Перевод Elena Ludevig

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты