Четыре ступени в истории человеческой культуры


Рассвет
 Share

Recommended Posts

ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

«Современное право – это право человеческое. В мире существует одно Божественное право».

 

Учитель

 

 

Существуют четыре ступени в истории человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ – НАСИЛИЕ

 

В насилии есть животный элемент. Поскольку закон насилия – это закон животного царства, в котором царит право сильного, то правовая норма появляется только в человеческом мире. Только в человечестве возникает идея о праве. Вместе с правом появляется человеческий мир, выходящий из животного мира.

 

Насилие всегда рождает неразумное ограничение. Учитель говорит:

 

«Если начинают ограничивать человеческие мысли, чувства и действия, в мир приходят несчастья и катастрофы».

 

Насилие совершается тогда, когда сила хочет навязать себя и вершить беззаконие над другими. Сила без любви ведёт к насилию. Разумная Природа всегда на стороне слабого. Каждый, кто злоупотребляет правом других, кто пользуется правом сильного, всегда в итоге приходит к вырождению и страданию. Учитель говорит:

 

«Сейчас вы хотите силы в мире. Сила без любви всегда приносит разочарования, страдания, а сила, связанная с Божией Любовью, всегда несёт великое благо.

 

Сила без любви приносит человеку несчастье.

 

Этот закон подтверждается повсюду – начиная с личности и кончая семьёй, народом и всем человечеством».

 

 

 

 

 

 

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ – ПРАВО

 

Над миром насилия высится мир права. В жизнь входит идея о праве.

 

Появление идеи о праве знаменует выход из животного мира и вхождение в мир человеческий.

 

Это всё яснее ощущается начиная со времени древнегреческой эпохи, когда человеческий элемент начинает входить в жизнь человечества. Животный элемент уже прёодолён, хотя поначалу ещё только в сознании наиболее пробуждённых душ.

 

Право возникает как чисто механический процесс для обезвреживания насилия. Право – первый шаг к освобождению от любого вида насилия.

 

В греко-римскую эпоху развивается человеческое самосознание. Поэтому не случайно именно в это время появляется общий закон о соблюдении человеческого права и достоинства. Римское право – основа современного права.

 

Право показывает, что благодаря развитию самосознания человек постепенно выходит из эпохи рабства и бесправия и начинает всё яснее осознавать свои права и обязанности. Человек осознаёт, что имеет известные права, которые никто не должен ущемлять, – право на жизнь, право на свободу, право пользоваться плодами своего труда. Он осознаёт, что вправе потребовать возмещения, удовлетворения, если кто-либо нанёс ему материальный ущерб.

 

Право как сумма норм поведения налагается государственным институтом внешним образом, силой угрозы, правовым принуждением. Следовательно, воздержание от преступления может являться не плодом разумного самообладания, а следствием страха перед законом.

 

Если кто-нибудь думает, что может владеть каким-либо существом, то он на ложном пути. Первым шагом к разумной жизни должно быть уважение элементарных прав каждого индивида и каждого народа. И наконец, некоторые государства заявили, что не позволят лишить прав ни один народ. Это показывает, что сознание человечества пробуждается.

 

Великие народы не должны применять материальное или моральное насилие по отношению к малым народам.

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ – СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ИЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО

 

Право – это шаг вверх по отношению к насилию. Справедливость – это шаг вверх по отношению к праву. Она исключает любые предпочтения, любые интересы каких-либо классов, сословий, которые при помощи государственного механизма могут использовать правовые нормы в своих личных или групповых интересах.

 

 

 

 

 

 

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ – ЛЮБОВЬ

 

Над этими тремя состояниями – насилием, правом и справедливостью – высится любовь. Любовь – великая цель Бытия. Любя, человек служит добру, не прибегая к закону. Он помогает, работает ради возвышения всех существ, он – соработник в великом плане Бытия. Он живёт ради любви, которая является целью мироздания.

 

Насилие имеет отношение к старозаветному миру тьмы.

 

Право имеет отношение к новозаветной эпохе, новозаветной культуре – культуре соблазнов.

 

Справедливость имеет отношение к миру праведного.

 

Любовь связана с мировоззрением ученика – нового человека, человека новой эпохи. Учитель говорит:

 

«Право всегда на стороне любящего. Кто любит, тот прав. Единственное право, с которым человек родился, это право любить, как любит Бог. Это – его Божественное право.

 

Ты не имеешь права требовать денег у своего должника. Ты дал ему известную сумму, но эти деньги – не твои. Предоставь ему свободу самому выплатить свой долг. Человек имеет право только на Божественное, с которым он родился. Человеческие права преходящи, временны.

 

Держитесь любви как единственного права, благодаря которому вы можете наладить свою жизнь».

Link to comment
Share on other sites

 Share