Перейти к содержанию

Музыкальное творчество Учителя


Рассвет

Recommended Posts

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ

 

 

«Когда природа обновляется, птички поют.

В начале каждой божественной культуры люди поют.

Когда мир переустраивается, ангелы поют».

 

Учитель

 

 

Музыка сопутствовала Учителю повсюду. Она была выражением той жизни, которую Он нёс, выражением той внутренней полноты, мира, гармонии и красоты, которые наполняли Его. Она отражала каждый момент нашей с Ним жизни. Музыкой Он воздействовал также, как и Своим Словом. Учитель начинал и завершал каждое дело музыкой. Разумная жизнь проявляется музыкально.

 

В первые годы жизни общества в появившихся небольших кружках пели религиозные и церковные песни. Этого было достаточно, чтобы выразить тогдашнее религиозное настроение. Эти песни создавали благоприятную атмосферу для первых зачатков духовной жизни, потому что музыка всегда была самым простым, естественным и непосредственным выражением жизни, она всегда отвечала её требованиям. В те времена музыка была проникнута молитвенным духом, это были псалмы и хваления Вечному – благодарственные песни. Эту музыку Учитель принял и сохранил, потому что Он всегда начинал с того, чего человек достиг. Он улучшал то, что находил, затем начинал закладывать основы нового и строил дальше. Учитель ничем не пренебрегал, Он использовал и самое малое приобретение как строительный элемент, находя ему место. Поистине, смирение – качество великих душ. Он говорил:

 

«Если ты в пути и несёшь с собой воду, не выливай её, пока не дойдёшь до источника».

 

Учитель улучшил эту музыку, внёс порядок и ясность в её исполнение. Постепенно Он создал внутренние условия для сознательного пения. Так музыка нашла своё истинное место, приобрела своё значение.

 

В дальнейшем Учитель даёт свои первые песни. Они имели прежний характер, но в них уже чувствовался трепет новой жизни. Одна из первых песен, данная Учителем, была: «Страдна душо, ти копнеешь» («Страждущая душа, ты мечтаешь»). В этой песне есть что-то древнее, вечное, непреходящее. Человеческая душа разговаривает с Творцом она открывается Ему, раскрывает свои чувства и мечты с чистосердечием ребёнка. Эта песня – прекрасное выражение самого священного моменте в жизни души, когда она трепещет от Любви к Вечному. Мелодия старинная, благородная, как самородное чистое золото. Она завершается затихающими, ласкающими тонами, которые утешают, успокаивают, водворяют мир.

 

Постепенно, по мере того, как усиливалась и разрасталась духовная жизнь, Учитель давал новые песни. В некоторых из них слышатся мотивы борьбы древних богомилов, неустрашимых борцов за свободу и правду. Так постепенно новые песни, выразители новой жизни, заняли своё место. Прослеживая песни того времени в той последовательности, в которой они даны были Учителем, мы можем судить о состоянии душ в то время, о среде, в которой жили люди, о внешних и внутренних трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться, о борьбе, которую они вели. По этим песням мы можем проследить шаг за шагом ту благотворную работу, которую совершал Учитель, ощутить тот импульс к сознательной жизни, который Он дал.

 

Песни «Събуди се» («Пробудись»), «Стани» («Встань»), «Милосърдието» («Милосердие»), «Зора се чудна зазорява» («Занялась чудесная заря») отражают жизнь этого периода.

 

В песнях «Роена капка» («Капля росы»), «На белия цвят» («Белому цвету»), «Ний сме славейчета горски» («Мы соловушки лесные») слышится уже радостный ритм и свежее дуновение раннего утра. По сравнению со старой религиозной музыкой эти песни революционны не только текстом, но и характером мелодической линии, а также свежим и бодрым ритмом, наполняющим их. Они уже говорят о выходе сознания из замкнутого круга религиозных форм с их жёсткими традициями, застывшими понятиями и представлениями, навстречу пробуждающейся природе, навстречу радостной жизни нового дня.

 

К тому же периоду относятся и благодарственные утренние песни: «Благославяй» («Благословляй»); «Ще се развеселя» («Развеселюсь») – красивая мелодия на текст из Исайи1. В них чувствуется момент ожидания, готовность перед началом истинной работы и учения. Песни: «Изгрява вече ден тържествен» («Уже восходит день торжественный»), «Сине мой» («Сын мой»), «Изгрей, изгрей ти, мое слънце» («Взойди, взойди моё солнце») – выражают тот же момент жизни. Все эти песни показывают, что человек готовится к предстоящей сознательной работе, к работе, требующей постоянства, терпения и любви.

 

В это же время Учитель даёт гимн Белого Братства – «Напред да ходим смело» («Вперёд пойдём мы смело»), В этой песне есть мощное устремление, это гимн светлых сил, которые идут на помощь человеку, чтобы поднять его и освободить. Позднее Учитель дал и другие гимны. Во всех них чувствуется бодрый шаг пробуждённого человека, который сознаёт свою силу, знает свой путь, видит цель. К этому периоду относится «Песента на гласните букви» («Песня на гласные буквы»). Это первое вокальное и дыхательное упражнение. У этого простенького упражнения бодрый ритм новорожденной жизни. Если вы споёте его последовательно с каждой из гласных букв – А, О, У, Е, И, то ваше плохое настроение трансформируется и станет хорошим. Это упражнение знаменует начало сознательной работы.

 

С открытием Школы Учитель вводит учеников в новую область жизни и, следовательно, в новую область музыки. Перед музыкой ставятся новые требования, новые задачи, она нераздельно связана с жизнью учеников, повсюду им сопутствует. Они обращаются к музыке во всех случаях, она становится важным методом работы в школе, методом воспитания и самовоспитания. Музыка не только выражает настроение и чувства, это не только искусство, но и наука. Это – сила. Такая музыка должна изучаться и применяться. Учитель называет её оккультной музыкой, органической музыкой или музыкой природы. Он говорит:

 

«Изучайте музыку как науку и искусство, как условие построения человеческого характера».

 

Учитель проводит следующее сопоставление музыки оккультной и обыкновенной:

 

«Поскольку обыкновенная музыка развилась технически, она является подготовительной ступенью к оккультной музыке. В обыкновенной музыке есть два момента: один – момент радости, второй – скорби. Первый момент представляет созидание, второй – разрушение. Однако в этом созидании и разрушении нет ничего определённого, нет идеи, нет направления, поэтому эта музыка всегда остаётся незавершённой. Она оставляет в душе чувство неудовлетворённости, печали, в то время как музыка должна оставлять нарастающее чувство радости. В музыке есть творчество. Истинная музыка – нее скорби инее радости, она уравновешивает силы, которые вызывают эти состояния в человеческой душе. Музыка – это искусство, которое строит. Без музыки ничто не может совершиться.

 

Самая лучшая песня обыкновенной музыки становится оккультным упражнением, но она никогда не может стать оккультной песней. Оккультное упражнение может стать наилучшей песней, но оккультную песню нельзя превратить в обыкновенную песню, это немыслимо. Если же вы пригладите оккультное упражнение, то постепенно придадите ему характер обыкновенной музыки. Вибрации оккультной музыки более сильные, более мощные, их проникновенность более глубокая. Некоторые из великих музыкантов приближаются к границам оккультной музыки, но их немного.

 

Оккультная музыка отличается своей предельной мягкостью, ясностью, выразительностью и обилием образов природы.

 

Оккультная музыка – это музыка природы. Она действует посредством картин и образов. Все картины в природе – символы тех живых сил и законов, которые работают в ней. Чтобы проникнуть во внутреннюю сторону жизни, человеку нужно понимать эти образы.

 

Диссонансы допускаются в оккультной музыке, чтобы сохранить равновесие. Зло с музыкальной точки зрения это диссонанс в жизни. Диссонанс необходим, за ним следует гармония.

 

Между всеми явлениями природы существует тесная связь, такая же, как между тонами музыкальных гамм. Явления в природе упорядочены по законам образования гамм. Эту последовательность явлений мы называем природными гаммами. Если изменяется место одного из её тонов, изменяется вся гамма. Когда человек попадает в одну из этих гамм и гармонизирует силы своего организма, он вступает в мир природы, начинает понимать её, и, вдохновлённый тем, что окружает его, незаметно из глубины души начинает петь. Это означает, что он вошёл в гармонию с музыкой природы и подпевает природе, это значит, что человек в гармонии с Божественным в природе. Не существует более великого искусства и более великой музыки, чем искусство и музыка природы. Все великие люди переводили эту музыку природы. Они улавливали её и выражали в слове, песне, мысли, деле, в любом своём поступке. Смысл совершенства в том, чтобы человек гармонизировал себя с силами Великой Разумной Природы, слышал музыку Мироздания».

 

Иногда в наших экскурсиях по горам Учитель останавливал нас у какого-либо красивого ручья и обращал наше внимание на песню вод среди камней. В некоторых местах эта музыка особенно красива. В других местах Он предлагал нам подолгу перекладывать камушки, пока песня вод не станет гармоничной, красивой. Музыка природы воспринимается не только ухом, она воспринимается душой.

 

Мотивы оккультных упражнений взяты из природы также как образы и ритм. Учитель дал первое упражнение:

 

«Сила жива, сила жива,

Кажи ми, кажи ми,

де вода извира».

 

(«Живая сила, живая сила,

Скажи мне, скажи мне,

Где источник воды».)

 

В нём – ритм, чистота, простота и красота горного потока, который скачет по камушкам вниз. Это музыкальное выражение идеи о том, что природа живая. Упражнение написано в мажорной гамме, живом, бодром темпе. Его исполнение вносит в человека жизнь, пробуждает силу. Простые и ясные слова вызывают красивые образы и картины. Учитель говорит:

 

«Только живой свет даёт живые картины, они незабываемы. Следовательно, музыка поможет вам развить то, что заложено в вас, чтобы вы могли создать новые образы. Внешний образ должен быть красивым, он должен также содержать идею».

 

Слова «где источник воды» подразумевают, что мы ищем источник, Высокий источник. Это образец оккультного мотива. Во второй части упражнения мелодия и ритм меняются.

 

«Скръбта си ти кажи,

сърце си ти отвори

на слънчеви лъчи».

 

(«Скорбь свою поведай,

сердце своё открой

солнечным лучам»),

 

Тут уже состояние скорби.

 

Это упражнение — метод превращения отрицательного состояния в положительное, метод использования отрицательных сил в творческой работе. Скорбь рождается от отсутствия света. Когда приходит свет, скорбь исчезает. Солнце лечит скорбь.

 

Иногда Учитель создавал песни сразу, как ответ на вопрос, как решение задачи, как метод выхода из какого-либо состояния.

 

Однажды мы были с Учителем на тёплом южном склоне у озера Махабур, сидели над ароматным можжевельником, освещённым солнцем. Состоялся один из тех незабываемых разговоров, когда души раскрываются свету, как цветы. Вершины были прозрачны, а внизу на воде озера играли солнечные лучи и наполняли трепетом всю долину. Все были радостны и счастливы. Лишь одна ученица сидела в стороне грустная и безучастная. Она не видела ни солнца, ни чудесных пейзажей вокруг, душа её была закрыта для Слова Учителя.

 

Прервав разговор, Учитель посмотрел на неё, встретил полные слёз глаза и, взяв скрипку, начал играть нежную, тихую мелодию. Потом Он запел, прозвучали слова:

 

«Весел ти бъди,

бодър ти стани,

грижите на живота са товар бесполезен...»

 

(«Будь весёлым,

стань бодрым,

заботы жизни – груз бесполезный...»)

 

Песню подхватили все. Светлая мелодия разнеслась над ароматными полянами. Ученица перестала плакать, посмотрела изумлённо, улыбнулась, душа её открылась красоте жизни, и она запела вместе со всеми. В другом случае, подобном этому, Учитель спел:

 

Да имаш вяра, вяра,

Да имаш вяра...»

 

(«Имей веру, веру,

имей веру...»)

 

как ответ на состояние безверия, сомнения.

 

Эти песни стали методами, с помощью которых человек может превратить отрицательное состояние в положительное, направить силы к добру.

 

При оккультном пении важен результат. То, что поёшь, нужно переживать умом, сердцем, всей душой. Тогда всё Бытие принимает участие в пении, а ум и сердце наполняются новыми силами. Учитель говорит:

 

«Если твоё пение может подействовать на скупого, и он откроет свой кошелёк, – это оккультное пение.

 

Если твоя музыка исцеляет больных, она оккультна, Божественна. Ты можешь работать, используя её. Музыка – это сила».

 

Иногда Учитель брал одно единственное слово и по-разному напевал его, пока нам не раскрывалось в пении содержание этого слова.

 

Так, с помощью одного только слова, благодаря содержащейся в нём музыке, Он вводил нас в прекрасный мир. Это слово становилось ключом, открывающим этот мир. Однажды Учитель пропел слово «Благость», из него Он создал песню о свете. В дальнейшем Учитель дал песни «Вдохновение», «Вехади», «Аум». Это мантры, это священные песни для гармонизации с Божественным в природе, они обладают силой.

 

У Учителя есть песни, которые преодолевают любое недовольство и нерасположение, вносят в душу бодрость, здоровье и радость. Эти песни поднимают дух, вселяют надежду на добро и вносят в жизнь красоту. К таким песням относятся песни: «Сладко медено», «Тъги, скърби са богатство» («Печали, скорби – это богатство»), «Блага дума на устата» («Благое слово на устах») и другие. Учитель говорит:

 

«Встав утром, спойте небольшую песню и после этого начинайте работать. Пропойте песню про себя – и дела ваши пойдут хорошо. Без музыки ничего нельзя совершить. С помощью музыки вы можете создать свой характер».

 

Оккультные упражнения нужны для тонирования организма. Если вы хотите тонировать себя, восстановить свой мир и хорошее расположение, пойте.

 

Оккультная музыка – это вспомогательное средство для развития ума и сердца, их способностей и сил. Вместе с тем Учитель говорил:

 

«Не ожидайте больших результатов. Большие результаты всегда были препятствием. Ожидайте малых результатов, микроскопических, в них – сила. Рост в природе едва уловим. Благодарите за самые малые приобретения».

 

Оккультные упражнения – это песни природы. Их ритм несёт здоровье. Учитель говорит:

 

«Эти упражнения даются вам готовыми, и это сокращает труд. В противном случае вы искали бы их в Рильских лесах, в горах, у источников, в народе, но нужен слух и понимание, чтобы уловить истинные мотивы».

 

В природе тихое и громкое пение отражают определённые идеи. В оккультной музыке все чувства выражаются образно. Учитель говорит:

 

«Нужно знать, как выразить чувство. В оккультной музыке есть идея и скрытая поэзия».

 

Музыка – это разговор, выразительный и ясный, он должен отвечать содержанию. Когда говорит Любовь, она говорит тихо. Тихое пение облагораживает. Громкое пение – это скорее волевое пение. Учитель говорит:

 

«Когда вы хотите придать нечто возвышенное, благородное вашей мысли, вашим чувствам, вы должны петь тихо».

 

Учитель воспевал прекрасные явления жизни вдохновенно, просто и сильно. Он брал самые красивые, самые чистые образы, окружал их любовью, пронизывал светом, пока через них не начинал струиться Вечный Свет* Великого, Неизменного мира. Тогда эти образы наполнялись содержанием и смыслом.

 

Среди оккультных упражнений, которые нам дал Учитель, есть небольшой гимн восходящему солнцу. Он начинается с простых и ясных слов:

 

«Изгрява слънцето,

праща светлина.

Носи радост за живота тя».

 

(«Восходит солнце,

посылает свет,

он вносит радость в жизнь».)

 

Мелодия, столь же простая, сколь и совершенная, вызывает картину восходящего солнца. Эта песня сопровождается широкими, плавными движениями, как будто душа раскрывается, чтобы принять этот свет. Учитель поясняет:

 

«Когда поёте это упражнение, пусть ваше солнце восходит. Мы не имеем в виду солнце в природе. Мы поём не о внешнем солнце. Когда восходит наше солнце, оно посылает нам свет, несущий радость жизни, и тогда приходит сила: «Сила жива изворна течуща» («Живая сила, текущая из источника»). Приняв эту силу, человек становится живым источником – изъявлением Вечного».

 

В третьей части песни следует текст на неизвестном древнем языке. Если перевести движения, сопровождающие эти слова, они означают: «Правильно отдавать и принимать». Отдавание – это начало сознательной жизни.

 

Многие правила для ученика облечены в красивые музыкальные одежды. Учитель вложил в них соответствующий ритм, создав цикл небольших песен. Кто проникается их мелодией и ритмом, понимает, что это правила самой жизни. К этому виду упражнений относятся: «Мисли, право мисли» («Думай, правильно думай»), «Сила, здраве е богатство» («Сила, здоровье – это богатство»), «При всичките условия на живота» («Во всех условиях жизни»), «Тъги, скърби са богатство» («Печали, скорби – это богатство»), «Сила, живот и здраве» («Сила, жизнь и здоровье»), «Аз мога да любя, добър да стана» («Я могу любить, стать добрым») и прочие.

 

У Учителя жизнь, слово и музыка были одним – хвалой Вечному. Лучшие гимны, созданные Учителем, будут звучать в Вечности, будут разноситься по всей земле, будут говорить с людьми на языке, который понятен их душам, независимо от того, на какой широте и долготе земного шара они обитают. Это – песнь Слова, наполняющая Мироздание, ставшая доступной человечеству.

 

«Бог е Любое Вечна, Безгранична,

пълна с живот живот на Благия Божи Дух».

 

 

(«Бог есть Любовь Вечная, Безграничная,

полная жизни – жизни Благого Божиего Духа».)

 

К таким песням относятся: «Духът Божий», «Химн на Великата Душа» («Гимн Великой Душе»), «Махар Бену Аба», «Венир Бенир» и другие. Последние две песни даны на древнем праязыке, давно забытом человечеством. Каждое слово этого языка само по себе песня, даже без перевода эти слова говорят душе о Непостижимом, Безграничном, Непознанном.

 

Учитель ощущал музыку красоты слова и мог воспеть её. Так Он положил на музыку текст первой главы Евангелия от Иоанна: это песни «В начало бе Словото» («В начале было Слово») и «Имаше человек, изпратен от Бога» («Был человек, посланный от Бога»), эти песни величественны, полны драматизма, в них глубина и сила. Мелодия передаёт мистическое содержание текста, она его разъясняет.

 

К таким песням мы можем причислить и последнее произведение Учителя «Новото Бытие. Седемте Божествени дни» («Новое Бытие. Семь Божественных дней») на текст Бытия, расширенный и дополненный Учителем. Торжественные, проникнутые глубоким драматизмом и мистикой мелодии сопровождают вечные слова, которые Бог изрёк человеческой душе, когда для неё начались дни творения.

 

Это произведение состоит из семи мелодий – для каждого из семи дней, причём каждая из них последовательно начинается и заканчивается одной из ступеней натуральной до-мажорной гаммы. Непрерывно следуют дни творения, они длятся целую вечность. Божии слова не однократны, они непрерывно существуют и вечно исполняются для всех душ.

 

Когда Учитель говорил о музыке и пении, Он имел в виду прежде всего жизнь и её проявления. Жизнь для Него была музыкой. В продолжение длительного времени Он постепенно раскрывал перед нами глубокий смысл музыки. Учитель говорил:

 

«Когда я говорю о музыке и пении, то рассматриваю их в широком смысле. Каждая правильная мысль, каждое правильное чувство, каждый правильный поступок представляют собой правильное сочетание тонов. Быть добрым, быть учёным – это тоже музыка. Изучайте жизнь философов и учёных, и вы увидите, что они были музыкальными людьми. Пока в человеке звучит музыка, он мыслит. Если музыка исчезнет, то и мысль прекратится».

 

Ученикам Он советует:

 

«Живите разумно. Занимайтесь музыкой, чтобы развить свой слух и правильно её воспринимать. Музыкальное ухо улавливает не только целые полутоны, но и четверть и восьмую тона. У каждого человека есть инструмент – сердце, на котором он играет. Сердце – Божественный инструмент человека. Струны – это мысли. Настройте струны, настройте свои мысли в согласии с Разумной волей – играйте и пойте. Хорошего музыканта любят все».

 

Учитель говорит:

 

«Без музыки и гармонии человек не может мыслить. Если он не может правильно мыслить, он не может иметь никаких достижений.

 

Музыка необходима для сознания и души человека, она расширяет сознание, поднимает дух, облагораживает душу и помогает мысли».

 

Музыкальный человек легко справляется с противоречиями и трудностями в жизни. Как музыка влияет на мысль, так и мысль влияет на музыку. Существует правило: необходимо правильно мыслить, то есть принимать лишь чистые мысли, чтобы хорошо петь и играть, то есть чтобы хорошо жить.

 

Природа построена на тонах музыки. Учитель говорит:

 

«Прежде всего мы будем изучать природную музыку, чистые неискаженные тоны. Во всех песнях, которые я дал, есть нечто важное – чистота тонов. Они освобождают человека от жизни прошлого».

 

Говоря о тоне, Учитель имеет в виду не только ступень гаммы; Он подразумевает некое состояние в жизни, степень пробуждения сознания, достижения на пути ученика.

 

«Музыкальный тон имеет три качества: первое качество музыкального тона – светлая мысль, второе качество – возвышенное благородное чувство, третье качество – хороший поступок».

 

Ступени гаммы соответствуют следующим состояниям:

 

ДО – начало, напряжение; семя, посеянное в почву;

РЕ – движение в определённом направлении, прорастание;

МИ – первый шаг, достижение и рост. Это первая терция – человек самоопределяется;

ФА – укрепление, гармонизация сил ума, сердца и воли. Готовность к работе в сознательной жизни;

СОЛЬ – жизнь сердца, расцвет, проявление красивых чувств, красота;

ЛЯ – развитие, созревание, принятие благ жизни;

СИ – зрелый плод, завершённый результат, хорошая жизнь, благодарность.

 

Это ступени сознательной жизни, которые человек проходит на своём пути восхождения. Учитель говорит:

 

«Музыка, пение – это пробуждение, проявление любви в вашей душе».

 

Рассмотренные таким образом тоны приобретают смысл, наполняются содержанием. Этот закон соблюдён в песнях Учителя: каждая из них начинается с тона, отвечающего её содержанию. Язык 7-ми тонов – это голос Вечного, который зовёт человеческую душу, поднимая её до себя. Учитель говорил:

 

«Я говорю о сознательной музыке, а не о статичной».

 

«Музыкой» Учитель называет сознательную жизнь.

 

«Занимаясь музыкой, внесите прежде всего гармонию в мысли, чувства и поступки, и после этого пойте».

Музыка не внешний, механический процесс, это прежде всего глубокое внутреннее переживание, глубокая внутренняя жизнь. Тоны – это средство, они не просто звук, они обладают содержанием и смыслом.

 

Каждая ступень в ряду тонов отвечает какой-либо добродетели, какому-либо качеству души, способности ума, чувству сердца. Взять верный тон, значит правильно проявить эту добродетель. Петь хорошо означает жить хорошо, мыслить хорошо, чувствовать хорошо, поступать хорошо. Когда Учитель говорит о переходе одной гаммы в другую, Он подразумевает переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Музыкальность означает гармоничное проявление всех способностей ума, всех благородных чувств сердца, всех возвышенных идей души.

 

«Музыка – это одежда добра».

 

Разумная жизнь проявляется по законам музыки – такова новая философия музыки, которую Учитель преподаёт в Школе. Музыкальный человек вносит нечто новое во всё, что он делает: в каждую мысль, чувство и поступок, в каждый тон, который берёт, в каждую песню, которую поёт.

 

«Музыкально смотрите на всё, что происходит в мире, согласуйтесь с Разумным Началом. Мы живём и движемся в Боге, в этом движении – гармония».

 

То, что люди называют музыкой, поэзией и наукой, представляет собой внешнее отражение Божественной музыки, поэзии и науки, которые улавливаются человеческим умом и сердцем и переносятся в жизнь.

 

Пение должно выражать правильную мысль и благородное чувство, которые смягчают и облагораживают характер человека. Истинное пение должно включать в себя три элемента. Во-первых, оно должно проистекать от Разумной Любви. Во-вторых, нужно иметь веру, которая придаёт голосу широту и объём; и в-третьих, в нём должна присутствовать надежда, что то, о чём поётся, сбудется.

 

Если в пении есть вера, надежда и любовь – жизнь проявляется. Пение должно быть в жизни человека непрерывным побуждением.

 

Учитель ясно определил задачу музыки:

 

«Помните одно: пение и музыка имеют смысл лишь тогда, когда служат облагораживанию человека.

 

О характере человека судят по его музыкальности. Чем музыкальнее человек, тем более устойчив его характер.

 

Музыкальный человек не тот, кто умеет играть и петь, а тот, в ком есть глубокое внутреннее ощущение музыки.

 

Музыка вносит расширение в душу человека, силу и мощь – в дух, мягкость и тепло – в сердце, свет и свободу – в ум.

 

Когда мы говорим о музыке, то обнаруживаем, что истинно музыкальных людей не так много. Большинство начинает с технической стороны музыки. Музыка имеет много сторон, у неё сложный характер. Техника – лишь одна из её сторон.

 

Мы интересуемся музыкой главным образом с точки зрения воспитания. Воспитательная сторона музыки представляет собой её научную сторону».

 

В красивом пении есть чувство и мысль, свет и тепло. В этом смысле пение – необходимый предмет в Школе. Кто не умеет петь, не может быть учеником.

 

Для ученика музыка – это броня. Она его оберегает от внешних и внутренних неблагоприятных условий. Музыка обеспечивает равновесие, она оберегает человека от увлечения дурными сторонами жизни и одновременно укрепляет его. Где бы ни находился человек, если он поёт, он в безопасности.

 

Между музыкальным чувством и рассудительностью есть соответствие. Чем музыкальнее человек, тем больше развиты его способности к рассуждению.

 

Музыка – это наиболее возвышенное выражение любви. Без музыки любовь не может проявиться в материальном мире. От современных людей требуется одно: петь правильно и с любовью, так как перед музыкой, как и перед любовью, зло отступает; только так настанет мир и радость на земле.

 

Правильное пение подразумевает правильное понимание вещей.

 

Хорошее пение подразумевает правильное их выражение.

 

Учитель создал цикл небольших художественных песен, в которых много радости, надежды, света. Это песни, воспевающие новую, грядущую жизнь. К ним относятся: «Добър ден е светлият ден» («Хороший день – это светлый день») – спокойная, светлая песня о прекрасном; «Там далече зная чуден край» («Там, далеко, я знаю чудесный край»); «Цветята цъвтяха» («Цветы цвели»); «Красив е живота на нашата душа» («Красива жизнь нашей души»); «До ще ден» («Будет день») и другие. У человеческой души есть священный идеал, о котором она мечтает, к которому стремится. О нём она поёт и когда печальна, и когда радостна. В нём черпает она силы, чтобы идти своим путём.

 

Среди музыкальных упражнений, которые дал Учитель, есть песни, в которых воспеваются сложные противоречия в жизни. Эти песни имеют характер концертных художественных арий. В них выражены те тяжёлые состояния, через которые душа проходит на своём пути, но они отличаются просветлённостью, они проникнуты глубоким сознанием примирения и упования на Всемогущего. Это трудные моменты жизни. Тут необходимы все силы души и духа, чтобы человек перешёл из мира мрака и ограничения в мир света и свободы – от старой жизни к новой. Эти два момента выражены с непревзойдённой глубиной и силой в таких песнях Учителя, как «В пустинята на живота» («В пустыне жизни»), «Обетована земя» («Обетованная земля»), «Скръбта и странник» («Скорбь и странник»), «Буря», «Студен си ти» («Холоден ты»), «Страшен беше вятърът» («Был страшный ветер») и др. Их отличает новое отношение к противоречиям и страданиям. Если человек выдержит их, изучит и поймёт, он вступит в Обетованную землю.

 

Учитель говорит:

 

«Когда дойдёшь до того постоянного света, который не угасает, когда дойдёшь до того постоянного тепла, которое не убывает, когда дойдёшь до постоянной силы, ты уже в пределах своей собственной семьи, ты – е Божием Царстве, где ты можешь служить. Это есть Обетованная земля. Ты придёшь туда, пройдя свой путь, и там тебя встретят твои близкие, которые думают, чувствуют и поступают, как ты. Они пожмут твою руку и скажут: «Мы очень рады, что ты прошёл долгий путь и пришёл к нам».

 

«От тьмы – к свету, от холода – к теплу, от бессилия – к силе».

 

Учитель в течение продолжительного времени работал над болгарскими народными песнями. Он хорошо их изучил ещё во время путешествий по стране. Много ценных народных песен было собрано им. Он часто играл их нам и объяснял. По музыке болгар Он судил, где и как они отклонились от правильного пути. Долгие годы Он работал над болгарской песней, пока не восстановил её первичную чистоту, Учитель дал несколько образцов истинно народной песни.

 

Все тяжёлые положения и события, через которые прошёл болгарский народ на своём историческом пути, отразились на народной песне, они внесли в неё мотивы скорби, отчаяния, безнадёжности, неверия, ненависти, отмщения, изменили её содержание, исказили мелодию и ритм. В неё проникли и чуждые тенденции. Она уже не могла оказывать на болгарина своего благотворного влияния, не могла его утешать, вдохновлять, вести по пути, а именно это было её первоначальным предназначением.

 

Учитель восстановил её первичную чистоту и дал несколько образцов, в которых сохранил её особый характер, очистил мелодию и ритм, внёс в текст чистую жизнь, наполнил смыслом образы, вложил в них изначальные идеи – юноша, девушка, мать, отец, источник, нива, стадо – эти образы наполнились новым, светлым содержанием и смыслом, приобрели своё первоначальное значение.

 

Все образы здесь, на земле – это символы Вечного, Реального мира, в нём нужно искать прообразы вещей.

 

Священная задача жизни, а также музыки как искусства – облагораживание и возвышение человека. К этому типу песен Учителя относятся: «Абре, синко» («Послушай, сынок»), «Ставай, дъще» («Вставай, дочка»), «Угледна мома» («Пригожая девушка»), «Идилията», «Духай ветре» («Вей, ветер»), «Татунчо» («Папочка») и другие.

 

Музыкальное творчество Учителя велико, как и Его Слово, оно является выражением высшей жизни Любви, Мудрости и Истины.

 

«Путь, Истина и Жизнь – это три основных тона идеальной гармонии, которая существует во Вселенной. На ней строится разумная жизнь. Божественная гармония создаёт красоту в природе, из неё черпает вдохновение и силу каждое живое существо.

 

Светлые мысли, благородные стремления, добрые поступки – выражение этой гармонии в человеке. На них покоится его жизнь, здоровье и счастье.

 

В новой грядущей расе музыка достигнет своего расцвета.

 

Гармония, в которую Любовь вносит жизнь, гармония, в которую Мудрость вносит свет, гармония, в которую Истина вносит силу,– это самые желанные вещи для человеческой души. Это то будущее

 

благо, которое с приходом новой расы будет внесено в мир».

 

 

 

 

 

***

 

 

«Все движения в природе, которые имеют разумное побуждение, музыкальны.

 

Паневритмия вносит в человеческую душу жизнь, силу, радость и красоту.

 

Паневритмия – это наука о восприятии разумных движений природы».

 

Учитель

 

 

Движение, как и музыка, как и слово, выражает реальность. Сочетанием слова, музыки и движения достигается полнота, глубина и сила.

 

Учитель дал гамму, исполняемую с движениями. Это самое простое упражнение, где сочетаются эти три выразительных средства. Выполняя его, делая широкие, свободные, полные смысла движения и пропевая гамму, вы почувствуете лёгкую радость и освобождение. Эти простые тоны наполняются содержанием, о котором мы до сих пор не подозревали. Безотчётно, незаметно соприкоснётесь вы с той неуловимой, неопределимой реальностью, которая скрыта за тонами. Это побудит вас изучать их, и их содержание будет постоянно раскрываться вам и обогащать вашу жизнь.

 

Однажды один из молодых братьев исполнил 132 псалом с движениями, он научился этому у Учителя, и мы почувствовали тогда силу, красоту и смысл этого псалма.

 

«Когда музыка соединяется с движением, она красива; соединяясь с речью, она становится ещё красивее.

 

Движения подчинены тем же законам, что и тоны,– они должны быть музыкальны».

 

Учитель дал систему упражнений, в которых музыка сочетается с движениями и словом. Двадцать восемь упражнений, связанные определёнными внутренними законами в красивое действо, выражают светлую восходящую жизнь. Учитель назвал это действо Паневритмией. Он давал музыку и движения последовательно. Это великое дело Учитель творил просто и скромно, создавая его незаметно, начав как бы случайно.

 

Однажды тёплым летним вечером мы собрались вокруг Учителя на поляне. Незадолго до этого прошёл дождь. Воздух был свеж и влажен, насыщен тем сладостным запахом сосен, который придавал ему вкус лесного мёда. В травах уже застрекотали кузнечики, солнце спускалось к лесу.

 

Часы и минуты возле Учителя были подобны посланникам из далёкой страны, нагруженным драгоценными дарами. Каждый миг приближался с почтением, слагал свой дар и молча удалялся с поклоном. В присутствии Учителя полнота чувствовалась даже тогда, когда Он молчал.

 

Многие из присутствующих братьев и сестёр были музыкантами. Разговор шёл о народной музыке и танцах, которыми так богат болгарский народ. Учитель объяснял некоторые шаги в народных танцах, раскрывая их значение, затем Он сыграл несколько мелодий, указав, какие мотивы в них первичные, чистые, а какие привнесены позже.

 

Многие народные песни и танцы берут начало в древних оккультных школах. В них сокрыто знание, они представляют собой методы, которыми человек может помочь себе при разрешении некоторых жизненных задач. Народу, как и детям, знание, необходимое в жизни, передавалось в танцах и песнях. Традиция, живая народная летопись сохранила их до настоящего времени, хотя, вследствие неправильной жизни ряда поколений, и в искажённом виде.

 

Учитель сыграл некоторые мелодии, которые Он восстановил и очистил, и попросил нескольких братьев и сестёр сопроводить их движениями. Каждый выразил ритм и музыку в соответствии со своим внутренним чувством. Получилось пёстрое разнообразие. Учитель играл на скрипке и наблюдал, не поправляя. Затем Он сам показал самые простые и естественные движения, которые могут сопровождать какую-то мелодию. Некоторые из присутствующих повторили их, и спонтанно, естественно, как бы случайно началась работа. Это стало началом Паневритмии. Многие движения, которые показывали братья и сёстры в тот вечер, вошли в неё потом как элементы. Учитель использовал всё, что шло из глубины жизни, что было самородным, но поправлял и согласовывал это с законами, которые знал. С того вечера началась регулярная работа, она разрасталась как большое и прекрасное пламя, озаряя всех. Идеи рождались и осуществлялись сразу же. Эта работа увлекла всех, музыканты постоянно были возле Учителя – с утра до вечера. Иногда они сидели с Ним у пианино в зале, проверяли и записывали мелодии, а потом на поляне подбирались шаги и движения. Каждый торопился закончить свои обычные обязанности и прийти в салон. Учитель давал новые мелодии, новые движения, соединял их, разрабатывал, проверял, изучал, поправлял, пока не достигал желаемого. Он работал неутомимо, с любовью, и эта любовь передавалась всем. Возникли группы, которые разучивали упражнения; музыканты исполняли музыку и записывали новые мелодии. Изгрев наполнился музыкой, движением, новой жизнью. Вечером допоздна большая лампа освещала поляну, и было светло как днём. Слышались звуки скрипок и гитар, разучивались упражнения Паневритмии. Прекрасная работа увлекла и пленила всех, и Учитель жил ею постоянно. До поздней ночи наверху в Его комнатке слышались звуки скрипки; на другой день Он давал новые песни, новые упражнения. Так в продолжение нескольких месяцев была создана Паневритмия. Под руководством Учителя её разучивали все. С тех пор она исполнялась в ранние утренние часы в круге, образованном из участников, стоящих парами. В центре играл небольшой оркестр. Учитель исполнял Паневритмию внутри круга один, показывая упражнения.

 

Паневритмия состоит из двадцати восьми упражнений, последовательно, гармонично связанных в одно целое согласно определённым внутренним законам. Паневритмия – это совершенная гармония мелодии, ритма и движений. Мелодии в ней ясные, солнечные, жизнерадостные, и воздействие Паневритмии осуществляется благодаря этим приятным и чистым мелодиям, красивым, простым и плавным движениям, живому, гармоничному ритму. Красивая местность, где исполняется Паневритмия, свежесть раннего утра, пробуждающаяся природа, далёкие просторы, – всё сливается в единой гармонии. Человек вступает в прекрасную, полную жизнь, которой он не знал прежде. И эту гармонию Паневритмия вносит в исполнителей, а когда человек в гармонии со своими близкими, он испытывает радость и внутреннее облегчение.

 

Ритм и движения в Паневритмии взяты из природы; гармонизируя человека с ней, они его тонируют, обновляют и укрепляют, вызывают в нём подъём.

 

Движения в Паневритмии сменяют друг друга соответственно мелодии и ритму, в них участвует всё тело. Между силами в человеке и силами живой природы происходит правильный, гармоничный обмен, воздействие Паневритмии глубокое и всестороннее.

 

Есть упражнения, которые воздействуют на ум, есть и такие, что воздействуют на чувства, иные же регулируют токи сил в физическом теле. Одновременно с этим они оказывают глубокое воздействие на душу; и если человек выполнял их со вниманием, он ощущает прилив сил во всём организме и бодрость духа.

 

Упражнения должны выполняться сосредоточенно, с пробуждённой мыслью и чувством, неосознанное выполнение приносит мало пользы. Паневритмия ободряет, освежает, укрепляет нервную систему. Это красивый диалог между человеком и Живой Разумной Природой. В движениях Паневритмии заключён и более глубокий смысл, а порядок, в котором упражнения следуют одно за другим, представляет собой процесс пробуждения сознания в человеке. В этих движениях, музыке и ритме символически представлен путь подъёма человеческой души. Паневритмия пробуждает в человеке возвышающие его силы, связывая его с такими же силами Живой Природы. Некоторые из упражнений представляют собой методы, используя которые человек может помочь себе в трудные моменты своей жизни.

 

Движения Паневритмии – это язык, он должен быть переведён. В движения вложен глубокий смысл, они выражают идеи, силы, которые начинают работать в жизни сейчас. Паневритмия – это средство, помогающее этим силам и идеям достичь человеческих душ, чтобы их возродить и возвысить. Основные идеи, вложенные в Паневритмию, можно приблизительно перевести следующим образом:

 

Между человеком и природой происходит непрерывный обмен силами. Человек принимает от природы и отдаёт. В этом обмене возобновляется и поддерживается жизнь. Человек оторвался от природы и вследствие этого стал беднее. Паневритмия – способ восстановить связи с природой, это способ общения с ней, и общение должно происходить правильно, гармонично, по законам музыки.

 

В природе существуют два вида сил – творческие и разрушительные. Посредством красивых гармоничных движений человек связывается с творческими силами и воспринимает их. На этом основывается обновляющее воздействие Паневритмии.

 

Есть движения отдавания и есть движения принятия, есть движения нисхождения и движения восхождения. Когда человек стремится к высшей жизни, он на пути восхождения. Когда человек принимает от природы, он открывается, он – вовне, затем он уходит в себя, чтобы обработать то, что получил. Так человек открывается и закрывается, то есть мыслит и чувствует разумно.

 

Сегодня человечеству посылается призыв к свободе. Он переводится так:

 

«Выйди из жизни Вечного заката и войди в жизнь Вечного Восхода. Оставь цепи смерти и войди в свободу жизни. Выйди из тёмных подземелий безлюбия и войди в радость любви».

 

Этот импульс, выраженный музыкой и движениями, мыслью и волей, работает в коллективном сознании человечества. Когда человек достигает освобождения, он радостен. У радости своё выражение. Чтобы человек был здоров, нужно вносить в жизнь чистые мысли, чистые чувства и поступки.

 

Слово жизни – семя, а человеческая душа – та почва, в которую оно должно быть посеяно. Чтобы оно выросло, необходимы свет и тепло. Движения света волнообразны. Свет несёт слово жизни.

 

Человек сначала воспринимает Любовь, затем – Мудрость и потом движется вперёд к Истине. Приложение Любви и Мудрости ведёт нас к Истине, к Великой Реальности, которая лежит в основе Бытия.

 

Когда Любовь и Мудрость прилагаются в жизни, рождается радость. С радостью приходит благодарность Великому, Божественному, Которое работает в мире.

 

Положительные и отрицательные силы в природе созидают каждый организм. Этот процесс может быть представлен движениями. Действия положительных и отрицательных сил должны гармонизироваться как внутри нас, так и вовне.

 

Человеку нужно правильно воспринять мысль, которая идёт из Разумного, возвышенного мира и, восприняв её, претворить в жизнь. Такова идея упражнения «Мисли, право мисли» («Думай, правильно думай»).

 

Человек находится под влиянием сил, идущих из двух центров – центра солнца и центра земли. Великое искусство жизни – их узнавать, различать и правильно связываться с ними. Усвоив это искусство, человек становится разумным господином всего, что приобрёл, и тогда он приносит плод.

 

Дыхание и питание – это не только внешние процессы, это внутреннее отношение человеческой души к Божественным благам. Человек принимает их в изобилии и с благодарностью, совершенно свободно. Воспринятые из Божественного мира и перенесённые на землю, эти энергии поляризуются. Между этими двумя полюсами проявляется жизнь.

 

Живой круг Паневритмии – эмблема совершенной, гармоничной жизни, к которой стремится человечество. Он – предвестник новой, возвышенной грядущей культуры. Он–живой центр тех сил Разумной Природы, которые действуют сейчас в человеческой душе. Живой круг Паневритмии – это обращение ко всем людям земли, призыв к новой жизни любви, гармонии и братства.

 

После Паневритмии Учитель дал упражнение «Пентаграмма». Это упражнение исполняется группами из пяти пар, которые располагаются по прямой линии, как лучи, вокруг общего центра. Музыка энергичная в темпе победного марша. Движение вперёд начинается размеренными, ритмичными шагами с широким размахом рук в стороны. Пройдя определённое для каждой пары количество шагов, участники, завершая первую часть упражнения, располагаются таким образом, что образуют пять вершин Пентаграммы. Затем в том же ритме пары поворачиваются лицом к центру Пентаграммы. После этого они меняются местами через одну, причём сначала переходит первый стоящий в паре, а затем – второй. Следует четвёртая часть: все поворачиваются опять лицом вперёд по ходу движения и, идя такими же энергичными шагами, сопровождая их прежними движениями рук, опять выстраиваются в один ряд. Пятая часть начинается торжественным маршем, руки движутся широкими круговыми движениями вверх и в стороны, описывая полный круг.

 

Пентаграмма – это волевое движение, в ней заложен глубокий смысл. Это – символическое и магическое упражнение. Духовная природа человека представлена пятью основными добродетелями, это – Любовь, Мудрость, Истина, Правда и Добродетель. Их следует вывести из инертного, неподвижного состояния и включить в работу, как в человеке, так и во всём человечестве. Вот почему из Великого Божественного мира идёт мощный импульс. На своём духовном пути человек работает последовательно с пятью добродетелями, строя с помощью сил, которые они содержат, свой дом. Через Пентаграмму всему человечеству даётся импульс привести в действие пять добродетелей.

 

Торжественный марш в конце означает момент, когда это достигнуто и человечество вступает на путь подъёма.

 

После Пентаграммы Учитель дал «Солнечные лучи». Это упражнение более сложной композиции. Оно разработано по мотивам болгарских народных песен и танцев. Солнечные лучи исполняются группами, расположенными в виде двенадцати лучей. Участвующие обращены лицом к центру, пары в луче расположены одна за другой. Когда участников много, из пар образуется ещё и внешний круг вокруг этих лучей. Движения сменяют друг друга, следуя мелодии и ритму, они напоминают некую старинную вышивку, это красивый танец, богатый движениями, мелодией и ритмом. Ему очень подходит быть освещённым солнцем. Мотивы взяты из болгарских народных песен, но они сияют новым, чистым нарядом.

 

Идеи, заложенные в этом сложном и богатом по композиции танце, можно перевести приблизительно так: из Великого Божественного центра идёт космический поток, который вливается в мир, проходя через всех существ и приводя в движение колесо жизни. Это движение сообщает импульс всем существам на их пути восхождения.

 

Двенадцать лучей приближаются к центру и отдаляются от него. Удаляясь, они достигают внешнего круга. Эти движения символизируют великий процесс, который происходит во Вселенной. Когда лучи приближаются к центру, они воспринимают этот космический поток; при удалении от центра они передают его внешнему кругу. Так приводится в движение колесо жизни. Затем в каждой паре происходит движение по кругу. Замкнутый круг символизирует личную жизнь – жизнь в ограничениях, с непробуждённым сознанием; человек живёт во тьме и плутает по бездорожью. Но вот наступает момент, когда пары берутся за руки и поют торжественную радостную песнь: «Ти си ме, мамо, човек красив родила» («Ты, мама, родила меня красивым человеком...») Это момент, когда человек выходит из замкнутого круга личной жизни и входит в мир Любви, и тогда душа, освобождённая от всех оков, начинают петь торжественную песнь. Такой момент однажды наступает как для отдельного человека, так и для всего человечества, ибо путь индивида – это путь человечества.

 

Сегодня мы в переходной эпохе, когда человечество находится на пороге своего освобождения, оно перед выходом из замкнутого круга личной жизни и вступлением в необъятную жизнь Мировой Любви, служения, братства. Это освобождение несёт подъём и рост всем способностям человеческой души, это пробуждение человеческой души. Пробуждённая душа понимает своё отношение к Вечному Началу, понимает, что нужно проявить Разумность и Любовь.

 

Песнь продолжается: «Умен да стана, добре да мисля, добре да любя». («...Чтобы я стал умным, правильно думал и правильно любил»),

 

В болгарской народной музыке есть два вида песен: одни – весёлые, хороводные, другие – печальные. Но ни в тех, ни в других болгарин не решает своих задач, не находит пути в жизни. В одних песнях он печалится о чём-то утраченном, о чём мечтает и чего не может найти его душа. В весёлых песнях болгарин хочет забыть тоску о потерянном, хочет забыться в веселье. Но ни в тех, ни в других песнях нет никакого выхода. Болгарская музыка, по мнению Учителя, выражает жизнь человека, попавшего в безвыходное положение, в замкнутый круг. Восстанавливая чистоту народных мотивов, Учитель указывает болгарину выход из этого положения. Он указывает тот идеал, о котором мечтает душа, – идеал, который она некогда утратила и о котором тоскует. Путь к нему – это путь к простору и свободе, и тогда перед человеком открываются двери новой жизни. Учитель говорил:

 

«Сорок лет я работал, пока не вывел болгарскую народную музыку из замкнутого круга».

 

В «Солнечных лучах» Он разрешает эту проблему, даёт образец новой народной музыки – указывает болгарам путь восхождения.

 

Изучая песни Учителя, мы видим, что они, как и Его Слово, как и Его жизнь, есть путь, ведущий к Единому, Вечному, Безграничному.

 

 

1 Ис 61:10 «Радостью буду радоваться о Господе...».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...