Перейти к содержанию

1924_02_03 Элементы в геометрии


Ани

Recommended Posts

16 лекция 3-мок

Молодёжного оккультного класса третьего года 

3 февраля 1924 года

София

Элементы в геометрии

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

Размышление.

Прочли резюме сочинений на тему: «Польза воображения».

К следующему разу пишите на тему № 18: «Основные элементы в геометрии». Этот вопрос несколько философский. Если вас спросят, каковы основные элементы химии, вы их знаете, не так ли? Я бы хотел, чтобы у каждого из вас был список всех тем, заданных в течение трёх лет, с отметками дат каждой темы, чтобы видеть порядок их движения. Эти темы входят, как камни в строящееся здание. Так же и любой предмет, на котором останавливается ваш ум, принесёт вам в каждом конкретном случае или пользу, или вред. Вам необходимо думать, но вы не можете пренебрегать законами мысли. Если вы двигаетесь не по её законам, вы будете мыслить неправильно, то есть ваша мысль будет двигаться по искажённому пути. Есть только два способа думать: один - это думать в темноте, другой - это мышление в белом свете, то есть в свете вообще. В нынешних условиях жизни вы не можете быть нейтральными. А любой, кто говорит, что он может быть нейтральным, тот, должно быть, божество. Даже божества не могут быть нейтральными. Так что любой, кто думает, окажется или в одном, или в другом положении, или в обоих, не в один и тот же момент, они чередуются.

Теперь кто-то может спросить: «Разве нельзя, чтобы наши умы были заняты какими-то более важными вопросами?» Потому что вы не можете заниматься вопросами, какими пожелаете, в ваш ум придут совершенно посторонние мысли, даже без того чтобы вы этого желали. В ваш ум придут абсолютно посторонние темы, но вы учитесь его дисциплинировать, именно в этом ваше ученичество. Дисциплинировать свой ум - это величайшее искусство. 

Недисциплинированный ум может быть уподоблен дикому коню, перескакивающему все преграды, и сколь бы высокими они ни были, он перескакивает и через барьеры и через горы. Чтобы его укротить, нужна большая сила. Иной раз, когда он разбушуется, ты видишь, что он и от тебя вырвался, и от дрессировщика, перенёсся через гору, а ты озираешься туда-сюда, ищешь его. Поэтому занимайтесь работой со своим умом, дисциплинируйте его. Дисциплинированный ум - это великая сила в природе. Тот, кто дисциплинирует свой ум, создаёт и характер в себе. То, что в ваш ум входят плохие мысли рядом с добрыми, вас не должно смущать. Считайте это явление необходимым. Вы не можете изменить порядок вещей. Придут и зло, и добро. Они существуют в этом мире. Потому что о чём-то вы не можете знать, но одну вещь вы знать должны: вы не можете изменить отношение добра и зла к вам. Чтобы изменить эти отношения вам необходимо понимать законы вашего ума. Когда начнёте справляться со своим умом, и притом разумным способом, поймёте и отношения добра и зла к вам. Сейчас вы думаете, что вы очень сильны и можете создать в своём уме большую остановку. Но знаете, какая катастрофа может случиться с вами, если вы создадите в своём уме такую остановку? Только очень маленькую остановку вы можете в нём разместить. С другой стороны, вы должны изучать и законы вашего сердца. Одни жалуются на свой ум, другие на своё сердце, третьи на свою волю. Незачем жаловаться ни на свой ум, ни на свою волю, ни на своё сердце - они очень хороши. Ваш ум очень хорош, ваше сердце - очень хорошо, ваша воля - очень хороша. И ваш ум, и ваше сердце, и ваша воля на своём месте, но есть только одно, что тормозит их работу: вы забыли правила, по которым двигаются ум, сердце и воля. Так что знайте: самое важное для учеников всех оккультных школ - дисциплинировать свой ум. В них ученики тратят по меньшей мере по 10-15-20 лет, чтобы дисциплинировать свой ум. Если бы, к примеру, вам в этом классе удалось дисциплинировать себя, вы дошли бы до состояния, когда вам удаётся сидеть тихо и спокойно, не смущаясь ничем, что происходит рядом с вами, как будто вы одни. 

Видел несколько дней назад, девушку, которая пришла в одну деревню, знаете, как она умеет концентрироваться? Ум её тих и спокоен, мысль движется правильно, гармонично. Я говорю: если бы у вас была такая концентрация, знаете, какой это бы стало для вас силой? И вы некогда обладали способностью концентрироваться, но потом потеряли её. Сейчас её необходимо восстановить снова. Теперь вы думаете, что стали очень плохими, а раньше были лучше. Всё наоборот: раньше вы были хуже, а сейчас стали лучше. Раньше в вас было меньше света, но вы не видели этого. Сейчас, поскольку в вас больше света, вы видите, какие вы. Значит, хорошие вы или плохие, зависит от света, которым вы обладаете. Есть действительно разница между тем, какими вы были прежде, и тем, какие вы есть сейчас. Эта разница заключается в следующем: в свое время у вас было меньше расходов на еду и питьё, у вас было меньше отношений с людьми, у вас было меньше соблазнов и испытаний, а теперь у вас больше отношений с людьми, больше соблазнов, вы в целом более уязвимы. Приведу вам такой пример: возьмите образованного человека, который постоянно рассуждает о морали, и посмотрите, как старательно он смягчает свои ошибки. Разобьёт он, к примеру, одну чашку, и в его уме сразу рождается мысль, как ему лучше оправдаться, как смягчить свою ошибку. Что ему необходимо сделать? Если бы в этом человеке было больше света, он бы констатировал этот факт, не занимаясь поисками оправдания. Часто и вы поступаете так. Бывает, совершаете и другие ошибки. Даётся вам какая-либо тема, и вы внутри себя решаете: эта тема маловажная. Говоря так, вы совершаете в своём уме ещё одну ошибку. Возьмите, например, ту тему, которую я дал вам сегодня: «основные элементы геометрии». Это достаточно трудный вопрос. 

Какой элемент геометрии один из первых? («Точка»). Как философски объяснить точку, как один из важных геометрических элементов? Занимает ли точка место геометрически? («Нет»). Как образовалась прямая линия? («Движением точки»). Тогда я вас спрашиваю: если точка не занимает никакого пространства, как образуется прямая линия? Здесь мы уже сталкиваемся со схоластической философией, её философствование может вовсе и не привести ни какому выводу. Итак, точка - это первый элемент геометрии. Какой элемент второй? («Линия»). Третий? («Плоскость»). Четвёртый элемент? («Тело»). Пятый элемент? («Больше четырёх нет элементов»). А теперь размышляйте дальше. Рассмотрите понятие «элемент» так, как оно располагается в геометрии, как нечто, на чём она основана.

1924-02-03-19_fig1.png

Что представляет эта кривая линия на чертеже? («Параболу»). Эта кривая линия образуется, когда вы держите большой и указательный пальцы раскрытыми. Тогда скажите мне, в чём разница между параболой и гиперболой? («Гипербола имеет два ответвления, парабола одно»). Хорошо, если какое-то тело начнёт двигаться из центра кривой линии большого пальца и будет двигаться по ней, откуда оно вернётся опять в ту же точку? 

Если это тело, к примеру, отправится из точки С, оно придёт в точку D. Какова была материя в точке С - более густой или более разреженной, когда оно начало движение? Каковы были силы, действовавшие в точке С? Следили ли вы за тем, как совершается процесс мысли в вашем уме? Сначала идея расположена в уме неопределённо, то есть её границы слабо очерчены, но чем больше вы думаете, тем более и более определяется эта идея, пока, наконец, она обретёт способность материализоваться вне вас. Возьмите в качестве примера какого-либо изобретателя. В его уме некая идея первоначально является лишь как проект, все колёса, все части машины действуют, двигаются первоначально в его уме, а затем он ищет способ осуществить эту идею вовне. Когда определенная идея, которая зародилась в вашем уме, проецируется в физический мир, но не может осуществиться, она возвращается назад. И очень много людей страдают от неосуществлённых идей. Вся опасность заключается в том, что эта энергия возвращается к своему источнику. («А это вредно - возвращение энергии к своему источнику»?) В большинстве случаев это отражается вредно. Например, хочет человек закончить университет, но ему не удаётся, в нём зарождается тоска, что он не смог осуществить свою идею. Именно поэтому все благородные идеи должны осуществляться - не в своих крайних пределах, но в человеческом сознании, чтобы придать им импульс или открыть поле новой деятельности. В вашем нынешнем новом положении вместо того, чтобы в вас развивался ум, чувствительность, милосердие, развивается ваша чувствительность, и притом не чувсбтво милосердия, а личные чувства, честолюбие и сильно стимулируется энергия задней части головы. Каждый из вас считает, что он самая важная личность на свете, что он некое божество. Все люди так думают, никто не желает признать истину. Так обстоит дело не только с людьми, но и с животными. Возьмите собаку, хлопните её всего лишь по хвосту, она скажет: «Хозяин, что это ты позволяешь себе толкать меня?» Ты не смеешь прикасаться к моему хвосту! Именно здесь, как ученики, вы должны быть очень внимательны. А если вы невнимательны, то пострадаете. Сейчас вы, как ученики оккультной школы, изучаете внутреннюю сторону жизни, в которую входят все прочие науки. Изучая науку жизни, вы должны понимать, что если вы невнимательны по отношению к другим людям, и они не будут внимательны по отношению к вам. Если вы любите критиковать, будут критиковать и вас. Вы говорите: «Ничего, пусть терпит. Он должен знать правду о своих ошибках». Хорошо, но завтра что-то скажут и о вас. Тут вы мгновенно говорите: «Как так, почему это он позволяет себе говорить так обо мне?» А ты что себе позволяешь? Если ты себе это позволяешь, должен иметь мужество, когда говорят о тебе, сказать: «Пусть говорят, я всё вытерплю». Ты должен стереть свою ошибку! Если какой-то факт верен, почему бы не признать своей ошибки? Вы говорите кому-то: «Ты нетерпелив, ты груб в обхождении с другими людьми, ты немилосерден, ты никого не приглашаешь в свой дом и т.д.». А является ли всё это фактами? Если это верно, просто признай, и радуйся, что тебе есть над чем работать. Но, возражает он, не настолько уж я плох. Это другой вопрос. То, что верно, каждый из вас должен признать как факт настолько, насколько он верен, а именно на 75 из ста, на 50 из ста, на 25 из ста. Если же какой-либо факт абсолютно неверен, тогда скажи: «Хорошо, я подумаю над этим». 

Я не сторонник такого метода воспитания, когда следует критиковать, искать ошибки друг у друга, но пусть каждый сам в себе пробуждает сознание. Некоторые люди быстро вскипают. То, что вскипают, это очень хорошо, а то им было бы хуже. Но, вскипев, должны понимать, что делать с этой энергией. У человеческого организма есть свой отдушник, свой клапан, через который эта энергия может быть выведена наружу. Каждый из вас должен отворить такие отдушники в сердце, в уме, в воле, чтобы эта энергия закипания могла выходить через них, поднимая в них шум. Входит такой человек в свой дом, начинает кричать, размахивать руками, поднимать шум, подпрыгивать и говорить: «Я сделал то, я сделал это, вы прекрасно знаете. А потом садится за стол и начинает работать. Многие учёные лечатся от гнева работой. Вот, например, один учёный, оболганнный критиками, гневается, но тут же берёт грабли и начинает делать что-то, почистит несколько грядок и успокоится. Или возьмёт перо и пишет, пока не укротит себя. Хорошо бы и нам иметь в распоряжении такой сад или виноградник, чтобы, как только обидится кто-то или больше не может чего-то выносить, мог прийти туда, взять мотыгу - и за работу. Так что чередуйтесь друг с другом. Вы скажете, что это смешно. Да, смешно, но приятно. Идёшь на виноградник, копаешь его, разговариваешь с ним - это хорошо, в этом что-то приятное. Только таким образом сможем найти истинный путь воспитания. 

В жизни всех людей встречаются мучения. Не думайте, что человек легко воспитывается. В человеке есть нечто необузданное. Иной раз рассердишься на кого-то и решаешь: «Не буду больше вообще ничего ему говорить». Призадумаешься немножко и скажешь: «Ну как не разговаривать с ним? Потому что он считает, что я такой-сякой? Лучше поговорю с ним». То, что человек вскипел, неплохо. Это всё силы, работающие внутри человека. Я бы написал пометку «7» на человеке, который вскипает. И в работу бы брал таких коней, что хоть и лягаются и кусаются, но дело делают. Такой конь хоть и кусает, и лягает, но, впряжёшь его в повозку, тянет её. Говорят: «Этот конь лягается». Да, хочу такого коня, он дело делает! А конь, что внешне очень кроток, не лягается, не кусается, но впряжёшь его в повозку - он её и не тянет, не работает! Лучше иметь в себе силу, которая заставляет нас работать, чем не иметь ничего. Не жалуйтесь на зло, которое в вас. Оно великая сила, великое благо. Я беру зло в самом широком смысле. Вскипание, гнев, все отрицательные качества в вас - такое большое богатство, это такое удобрение, которое вы должны уметь применять. В будущем оно принесёт вам свои блага, но вы должны знать, как справиться с ним. 

Когда вы оказались в школе, то некоторые из вас решили, что на этом пути им не встретится искушений. Нет, мир не увенчает вас венками, да и на руках не понесёт. Может, когда-нибудь и случится нечто подобное, но не сейчас. Это значит, что в этот раз путь, которым вы идёте, всё ещё тесен. Вам нужно знать, что вы встретите страдания и в физическом мире, и в науке, и в вашей собственной этике. При этом, чем больше вы знаете, тем больше будут увеличиваться ваши мучения и страдания. Но что лучше: знать человеку и страдать или не знать и тоже страдать? («Разумеется, знать»). Дам вам упражнение, которое вы должны делать в течение семи дней (с 3.02 - 10.02). Упражнение состоит в следующем. Предположим, что в первый день, понедельник, вы оказываетесь в дурном расположении духа. Сразу нарисуйте точку, за этим прямую линию и рядом с ней треугольник. Отметьте в своей тетрадке, какая погода в этот момент. Наблюдайте также, какими будут те состояния, которые вас изменят. На второй день, во вторник, рядом с треугольником на том же листе нарисуйте квадрат. Тем же способом отметьте время и своё состояние. На третий день, в среду, нарисуйте в своей тетрадке рядом с четырёхугольником пятиугольник. Пятиугольник может иметь форму домика, но ещё лучше, если он будет правильным пятиугольником. На четвёртый день, в четверг, нарисуйте шестиугольник. На пятый день, в пятницу, - семиугольник. На шестой день, в субботу, - восьмиугольник. На седьмой день, в воскресенье, - девятиугольник. Таким образом, в продолжение этих семи дней у вас появятся фигуры, треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник и девятиугольник. Вы должны знать все эти фигуры. Они символы, выражающие живые силы природы. Она знает эти символы.

1924-02-03-19_fig2.png

Прежде всего вызовите эти фигуры у себя в уме, а потом нарисуйте их в тетради, но очень правильно, чисто, красиво. Фигуру, которую вы в этот день нарисуете, держите в уме весь день. Какое бы состояние ни имели, хорошее или плохое, каждое утро рисуйте по одной фигуре. Геометрические упражнения отлично воздействуют на человека. Поэтому, когда человек не в духе, пусть занимается геометрией или решает задачи по математике. Но математика более отвлечённая. Легче начинать с геометрии, а заканчивать математикой. Итак, нарисовав точку, спроецируйте её в свой ум, размышляйте над её смыслом. А линия - это выражение точки в движении. Размышляя так о каждой фигуре, вы придёте к состоянию, что постепенно они начнут жить в вас. Благодаря этому, вы поймёте происхождение своего плохого настроения. Я объясню вам, откуда берётся такое состояние в человеке. Представьте, что дом, в котором вы живёте, хорошо сделан, у него хорошие стены, крепкие, но приду я или кто-то ещё и снимем крышу с вашего дома. Тогда природа вашего дома изменит свой вид, сверху у него будет плоско. Как вы думаете, что произойдёт с вами, будете ли вы спокойны в своём доме? Думаете, дождь будет церемониться с вами? Нет, и одежда ваша и всё в доме будет подставлено под дождь, будет в опасности. Тогда отношения вещей в вас изменятся, изменятся и ваши чувства. То же самое произойдёт и в вашем уме. Часто вы снимаете крышу со своего ума, ваш треугольник сверху, и остаётся лишь четырёхугольник, только открытая плоскость, при этом нарушается равновесие вашего ума. Что нужно делать? Говорю: поместите треугольник, крышу вашего дома, сверху на четырёхугольник, покройте его черепицей, заштукатурьте стены, сделайте крепкие двери и тогда сможете быть спокойны духом. Это ли не философия?

На чертеже представлена только основание треугольника одного дома (ab).

1924-02-03-19_fig3.png

Этот треугольник, хотя и в таком виде, приведён в действие. Он представляет собой некую лодку, которая движется по воде. Вершина С выражает мачту, на которую помещён парус А. Если вы уберёте среднюю высоту, то есть мачту вашей лодки, что произойдёт с ней? («Она будет стоять в воде без движения»). Мачта выражает силу, которая может заставить лодку двигаться. Если уберёте её, ваша лодка будет отдана на произвол судьбы. И после всего этого вы спрашиваете: «Почему на меня валятся все эти неприятности?» Говорю: потому что вы сбросили свою мачту в воду. «Что же делать тогда?» Когда выберетесь на сушу, установите на своей лодке мачту заново. Лодка - это ваше сердце. Мачта С - это некий объект любви. Вы частенько говорите: «Не хочу любить, все люди плохие». Как только скажете, что все люди плохие, это всё равно что вы выбрасываете своё направление в воду и ваша лодка остаётся без цели. «Что необходимо делать?» Поместите мачту на её место. Ваша жизнь должна иметь цель. Любовь к одному или ко всем - это одно и то же. Закон один и тот же. Некоторые говорят: «Я не могу любить всех». Ты и не должен любить всех. Когда любишь одного, через него можешь любить всех. Вот как это существует в умственном мире. Если твоё сердце теряет свой объект, оно теряет треугольник сверху. Следовательно, говорю: держите руль вашей лодки против ветра, которым являются ваши желания. Поступите ли по этому закону движения, преспокойно сможете выйти на берег, к которому стремитесь. И тогда я вас спрашиваю: как себя чувствует ваша крыша? Или как расположен ваш пятиугольник? И ещё вот что спрошу: есть ли у вашей лодки направление? Работает ли труба на вашем пароходе? Открыты ли отдушники? Достаточен ли запас воды, угля и т.д.? И после всего этого, когда вы будете достаточно сильны, когда обретёте необходимое самообладание, вы будете заниматься и современной и оккультной науками. Если не станете сильными, богатство, которое вы приобретёте от этой науки, не принесёт вам пользы, но лишь увеличит ваши страдания. Не говорю, что страдания не имеют смысла или бесполезны, но говорю, что в этом мире можно пройти и с меньшими страданиями. Сейчас, когда вы убираете треугольник вашего дома, что будете делать с оставшимся его квадратом? Человек, продающий свой дом, должен купить сад или огород, чтобы, обрабатывая его, создать новый капитал. Тогда он уже не нуждается в треугольнике, но должен обрабатывать сад. В этом случае лучше дому его стоять на своём месте. 

Если хочешь иметь дом, должен любить. Если не хочешь любить, будешь иметь сад. Ты можешь не любить, но тогда у тебя должна быть мотыга и ты должен целый день работать с землёй, ухаживать за огурцами и другими овощами. Может ли смутиться огурец и смутит ли он тебя? Нет, ты можешь смотреть за ним, сажать его, он не скажет тебе ни одного обидного слова, не поднимет против тебя бунт. Тебе незачем любить и тебя не за что любить. В мире есть различные занятия, а в Оккультной школе есть различные методы. Некоторыми из этих методов ты можешь превратить более низшую энергию в более высшую. И энергиям необходимо преобразовываться. Ты в плохом состоянии духа. Ты можешь преобразовать это состояние за 5-10-15-20 минут. Как? Иди покопай немножко в саду. Поэтому стань на несколько минут садовником и, пока копаешь, столь интенсивно сосредоточься, что преврати своё состояние не в духе в хорошее состояние. Мысль должна быть настолько интенсивна, чтобы ты пропотел. Иной раз можешь даже просто сидя сосредоточиться так интенсивно, что со лба потечёт пот.

Все эти методы, которые я даю вам сегодня, будут необходимы вам в будущем. Когда какой-либо человек болен или не в духе, он может лечиться трансформацией энергий. Он может пользоваться этими линиями, этими геометрическими фигурами и таким образом переводить энергию мозга в энергию лёгких. Эта трансформация энергий должна происходить правильно. Геометрические формы - это соединительная нить, через которую энергии могут трансформироваться. Разумеется, это трудно постичь мгновенно. Необходимо проделать много опытов. Проведите 5-10 опытов, чтобы убедиться в истинности моих слов. Когда проведёте один удачный опыт, не останавливайтесь, продолжайте, проделайте 10, 15, 20, 50, 90, 99 опытов, чтобы у вас было положительное знание, исключающее любые сомнения. 

Я хочу, чтобы упражнение, которое я дал вам на неделю, было проделано очень хорошо. Возьмите лист бумаги и чертите на нём фигуры очень правильно, чисто, с циркулем и линейкой. Если они чертятся так, для виду, только бы сделать, это не геометрия, это кажущаяся геометрия. Законы геометрии не допускают неточности, неправильности. 

Упражнение 1. Руки вытягиваются вперёд, с вибрацией кистей. Затем разводятся в стороны, опять с вибрацией кистей (в локтях они не напряжены). Руки опять вперёд и в стороны с движением, как порхание. Поднимаются вверх, затем вниз, всё с тем же движением порхания. Руки вперёд и соединяются перед грудью. После этого вверх, вниз, опять перед грудью. Вибрации усиливаются всё больше и больше. Руки опять вверх, вниз, вперёд, с движением только кистей и притом очень быстрым. Движение кистей усиливается всё больше и больше, затем уменьшается, затем опять усиливается. Кисти движутся только вверх и вниз. Руки в стороны, движение только кистей вверх и вниз. 

Чему можно уподобить это движение? («Похоже на пчёл, проветривающих свой улей»). 

Упражнение 2. Руки, несколько согнутые в локтях, движутся спереди одна вверх, другая вниз, как весы. Движение усиливается. Правая рука вниз, левая вверх. Сначала легко, затем движение всё сильней. Движутся только кисти с двух сторон головы. Движение постепенно уменьшается, ослабевает. Ощущаете ли вы в пальцах и рядом движение как бы электричества? Движение рук от груди вверх, в стороны, вниз. Кругообразные движения много раз. Руки перед лицом с быстрыми маханиями по кругу. Руки вперёд.

Тайная молитва. 

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

____________________________

Превод - Elena Ludevig

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ани changed the title to 1924_02_03 Элементы в геометрии
×
×
  • Создать...