Перейти к содержанию

1923_12_30 Единица и вечность


Ани

Recommended Posts

Единица и вечность 

11 лекция МОК

30 декабря 1923 г.

София

Единица и вечность

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

Размышление.

Прочли резюме тем: «Разница между нравственным и духовным человеком». 

Прочли несколько работ на тему: «Разница между мифом и басней». А теперь, как, с вашей точки зрения, объяснили бы вы возникновение морали? Или как бы вы объяснили возникновение отношений между людьми? 

И как вы объясните себе, отчего проистекает разнообразие в природе? («Разнообразие - это результат всякого размножения»). Те из вас, кто интересуется чисто оккультной химией, или физикой, или биологией и т.д., прежде всего должны рассматривать и изучать плоды, а именно ранние и поздние плоды. Одни плоды созревают в мае или июне месяце, это черешни, вишни; другие плоды вызревают всё лето, а третьи осенью. Кизил (дёрен), например, созревает осенью, черешни или вишни цветут рано и созревают рано. А кизил наоборот: рано цветет, а созревает поздно. Спрошу вас: почему именно некоторые из плодовых деревьев рано цветут и созревают рано, а некоторые  - цветут рано, а созревают поздно? Знаете такой анекдот о кизиле, в нём рассказывается вот что - кизил зацвёл раньше всех прочих деревьев и дьявол сказал: «Поскольку первым я увидел кизил, он мой». Другие деревья, услышав это, принялись зацветать попозже, и поэтому их первыми видят люди. Кизил думал, что, зацветая раньше, он и созреет раньше. Но Господь сказал: «Поскольку кизил зацветает раньше всех, созревать он будет позже всех». И теперь какой закон можно вывести из примера о кизиле? А закон таков: Все условия жизни, кажущиеся благоприятными и надёжными, не всегда дают быстрые результаты. Кизил цветёт раньше всех, но созревание его не раннее. То же самое случается и с учениками в школе. Есть ученики, которые в 1, 2, 3, 4 классах отличники, но, дойдя до 5, 6, 7, 8 классов, или совсем теряются, или оканчивают как последние ученики. А некоторые наоборот: начинают как слабые ученики, а последние классы заканчивают с отличием, как сильные. Психологически рассмотрим этот вопрос, в чём причина, что кизил цветёт рано, а созревает поздно? Какова его побудительная причина рано цвести? Было время, когда кизил и цвёл рано, и зрел рано. Первоначально он был тропическим растением, потом его перенесли в умеренный пояс. Однако, перенесённый в умеренный пояс, он сохранил своё естество, но вследствие горького опыта, который он получил в жизни, сказал: «Не стоит зреть так быстро». Это значит, если какой-либо человек хочет  быть моральным, здоровым, у него должен быть характер кизила. В обычной жизни его используют как лечебное средство. Когда расстраивается живот, сварите кизил или съешьте его свежим, и ваш живот поправится. А черешня действует на живот как слабительное. Обратите внимание, все пятилепестковые растения действуют на живот расслабляюще. Значит, число пять связано с неким правилом, оно проявляет особые свойства.

Разумеется, этим я не желаю рассматривать медицинские вопросы, заниматься лечебными свойствами растений, но хочу обратить ваше внимание на то, что во всех растениях выражена некая внутренняя сторона жизни. Вернёмся опять к вопросу о кизиле. Почему именно он цветёт рано, а созревает поздно? Наконец, почему я задаю вам вот такой вопрос, на который вы и не можете ответить? Не грех, когда человек не может разрешить один вопрос, потому что вся жизнь состоит из таких неразрешённых вопросов. И я считаю самого человека такой неразрешённой формулой. На сегодня едва половина этой формулы разрешена, а в будущем, когда разрешится вся формула, эволюция человека будет завершена. Я говорю об эволюции, которая включает в себя все формы своего бытия. 

Во всех вас должно развиться наблюдение. Не говорю вам быть любопытными, но наблюдательными. Любопытство - плохая черта, а при наблюдении важно извлекать моральную сторону явлений и фактов, которые вы наблюдаете. Наблюдая, улавливайте, каковы отношения между людьми. Например, встречаешь двух человек, любящих друг друга. Наблюдая, сразу заметишь, какова связь между ними, сразу поймёшь, в чём причина, что они любят друг друга. Если встретите друзей А и В, любящих друг друга, а затем друзей А1 и В1, наконец друзей А2 и В2, подумаете ли вы, что их дружба во всех случаях одна и та жа? Подумаете ли вы, что условия и побудительные причины этой дружбы в трёх случаях одни и те же? Нет, именно причины и не одни и те же. Я встречал многих, которых любят кого-то только за их синие глаза. А те же, у кого синие глаза, встречая кого-либо с чёрным глазами, говорят: «Глаз, подобных этим чёрным, я не видел!» Значит, он любит этого человек из-за его чёрных глаз. А тот, кто любит своего друга за его синие глаза, говорит: «Нечто особое есть в этих синих глазах!» И действительно, есть нечто особое в этих ясных глазах. И в этих чёрных глазах тоже есть нечто особое. Встретите кого-то другого с чёрными глазами и скажете: «Этот человек мне не очень приятен». Почему? У него же тоже чёрные глаза! Нет, есть закон, по которому одновременно у тебя не может быть двух друзей. Когда мы говорим, что нельзя иметь двух друзей одновременно, мы подразумеваем одну определённую идею. Это подразумевает, что в физическом мире ты можешь иметь только одного друга, а не двух, и это по очень простой причине: если у тебя есть сосуд, вмещающий один литр воды, ты можешь налить в него лишь один литр воды и не больше. Можешь ли налить в него два литра воды? Не можешь никаким образом. Значит, один литр воды - это один друг, которого можешь поместить в сосуд, двух не можешь. 

Другая ситуация: вы знаете из физики закон сообщающихся сосудов, да? Дружба твоего друга может ли перейти ещё на кого-либо? Теперь по закону сообщающихся сосудов - перетекание жидкостей из одного сосуда в другой - друг твоего друга будет одновременно и твоим другом. И тогда я задам вам такой вопрос: могут ли у вас быть друзья в духовном мире? («Могут»). А какими будут они? У вас есть и были друзья. Можете ли вы описать, что за отличительные качества у ваших друзей? («Можем»). Каждый человек отличается одной характерной чертой, поэтому ваш друг, которого вы любите, должен обладать одной отличительной чертой, которой у вас нет. И у вас должна быть отличительная черта, которой нет у него. Следовательно, то, чего в тебе нет, а в нём есть, и то, чего в нём нет, а есть в тебе, создаёт соединение. Отсюда выводим закон, принадлежащий оккультной науке, согласно которому, равные отношения не могут сложиться. В соответствии с ним единица с единицей в одном месте быть не могут. То, что люди собираются в одном месте, показывает, что они не единицы. Они части одной единицы. Сегодня каждый о себе говорит: «Я единица». Нет, ты не единица. Вы видели, что единица с единицей соединиться не могут. Единица с нулём, к примеру, может соединиться, при этом получится число десять. 

Тогда ваш друг, с которым вы соединяетесь, должен быть ничем, а вы единицей, или вы ничем, а он единицей. Когда соединитесь вдвоём, образуется десяток. И если ты, встречаешь друга, который говорит тебе, что ты ничего не стоишь, скажи ему: «»Я только и делаю, что ищу единицу, чтобы, найдя, увеличить её в десять раз». Если ты единица, иди ко мне, со мной ты станешь в десять раз больше, чем сейчас». Здесь приложение этой единицы становится оригинальным и смешным. Таким образом, вопрос единицы в оккультной математике стоит так: единица с единицей не складываются. Однако это ещё не доказательство, что всё именно так. Чтобы доказать это, необходимо провести 1, 2, 3, 4, 10 - ряд опытов, чтобы убедиться, что эта вещь не случайная, но что это закон. Одно из объяснений единицы и нуля таково: ничто или ноль всегда обнаруживают условия, в которых единица может развиться. Это пустое пространство, в котором единица может защитить своё существование. Значит, круг, ноль, ничто - это условия, в которых развивается разумная жизнь. Следовательно, и это пустое пространство имеет своё сознание. Единица, войдя в сознание этого «ничто», может передать ему своё сознание и проявиться в нём. Ничто само по себе никогда не проявляется. В оккультной науке эта вещь верна и вы испытаете её. Как? Вы может быть окончили три-четыре факультета, но, едва начнёте заниматься изучением оккультной науки, с вами случится много интересного и много смешного. Прежде всего вы начнёте беднеть, пока не дойдёте до нужного места, пока не почувствуете, что вы просты, как «фасоль», как называют это болгары. И вы скажете себе: «С тех пор, как начал заниматься этой наукой, опростился, оглупел, обезумел. Но всё это лишь иллюзия. Это пустое пространство, которое обозначается, как «ничто», это Божественное в человеке, которое сначала опустошится, как следует вычистится и после того, как опустошится полностью, начнёт наполнять тебя заново и даст тебе такие познания, что тебе даже и не снились. Многие из вас пройдут через это пространство, и вы скажете: «Быстрее исчезаем отсюда, здесь нельзя оставаться! Если здесь остаться подольше, то вскоре обезумеем. Быстро уходим». Это правда, но это из-за того, что вы находитесь под законом опустошения. Некоторые боятся оккультной науки, но необходимо знать, что это произойдёт вопреки вашему страху. Природа предусматривает для всего этого свои меры. Она опустошит вас по всем правилам. Вы можете говорить, и что вы обезумели, и что вы поглупели, она не обратит на вас никакого внимания. Этот закон работает и вне оккультной науки и притом очень последовательно - не только для людей, но и для самых высоких, сам развитых существ. Когда эти, более высокие, чем мы, существа хотят спуститься из высших миров, чтобы изучать Вселенную, и в них происходит такое же опустошение. И некоторые из ангелов попадают в такое же положение: принимают их за простых, поглупевших, только удивляются, что те ничего не понимают, но они заново начинают свою эволюцию. А пока они достигают своего первоначального состояния, их знание в 10 раз более утончённо, чем то, с которым они спустились в материю. Некоторые сейчас говорят: зачем мне заниматься этой наукой? Я поглупел, обезумел, во мне не осталось ничего человеческого. Хорошо, но разве все люди, ставшие безумными, не постарели? Вон посмотрите на того старого деда, он всё забыл и говорит что-то детское. В нём проявляются детские желания, капризы, он ничем больше не интересуется. А потом смотришь, он схватился за свою палочку, в неё он верит. Она для него опора в материальном мире. Почему он не уповает ни на что другое? Почему не уповает на Бога? Потому что не понял закона «ничто». И стал простым, как фасоль, и говорит: «Делать нечего, надо смириться». И что происходит после этого? Он умирает. Но, умерев, видит своё заблуждение. Это состояние смерти представляет собой переход Божественного сознания из одного состояния в другое. Всегда между двумя этапами, между двумя границами А и В есть промежуток С, называемой «Долиной смерти».

1923-12-30-19_fig1.png

Это означает, что человек должен освободиться от всех своих ложных взглядов на жизнь. В этом отношении смерть очищает праведного человека, а грешного, упёртого, заставляет нести последствия. 

Итак, вы можете сложить единицу с ничем. В мире существует только одна единица - и она Бог. В мире существует только одна Вечность - она ничто. Проявление всего космоса - это проявление единицы, проявление вечности. Она представляет собой часть целого. Слово «часть», однако, не означает той же идеи. В таком случае мы можем выразить это иначе: в мире существуют идейные формы, которые не создаются, не теряются, а живут вечно. В этом смысле каждый человек является идейной формой этой первоначальной единицы. 

Это одна определенная идея для вас, молодых. Если вы говорите, что решите её в полном смысле, ваша жизнь обессмыслится. Можете ли ответить мне, почему ваша жизнь обессмыслится? Один богатый американец позвал на угощение столь же богатых американцев. Знаете, сколько стоил ему этот ужин? За каждого гостя он заплатил по 12 000 долларов. Сколько долларов он израсходовал, если было приглашено всего 100 гостей? (1 200 000). О чём это говорит? О том, что великие идеи требуют огромных затрат энергии. Человек, занятый решением великого вопроса, взваливает на себя очень трудную задачу. Кто-то скажет: «Я хочу разрешить смысл жизни». Смысл жизни разрешён. Он не может разрешиться, как вы думаете, за один, два или больше дней или за год, два, сто или больше. Его разрешение находится вне времени и пространства. Никогда не пробуйте разрешить смысл жизни. Иду по дороге, встречаю человека, сломавшего ногу. Смысл его жизни в данной ноге, в том, чтобы нога была перевязана. Встречаю ученика, который хочет учиться, но у него нет учебника. У меня есть эта книга, и я даю ему её. В этом случае смысл его жизни в этой книге. Дальше встречаю одну вдову, у которой есть ребёнок, он ходит в школу учиться, но на учёбу не хватает средств. Беру этого ребёнка, привожу в школу, плачу за него. Вот в чём смысл жизни в данном случае. После этого встречаю музыканта, желающего играть, но никто не может вдохновить его, и он обращается ко мне: «Можешь ли посидеть и послушать меня хотя бы полчасика?» Сажусь, внимательно его слушаю. Он играет, вдохновляется. В данном случае тут есть смысл жизни и для него, и для меня. Один играет, другой пусть будет слушателем. В первый раз он играет, я его слушаю, во второй раз я играю, он слушает меня. Если у вас есть друг, и вы поступайте так же в ваших отношениях. Когда один активен, другой пусть будет пассивен, не могут одновременно говорить оба. Порой оба говорят, но лучше, когда один говорит, а другой слушает. Это и значит: один играет, другой слушает. Он играет, я его слушаю, высказываю своё мнение, говорю: «Этот кусочек звучит очень хорошо». Он воодушевляется, радуется. Так осуществляется обмен между людьми. Обмен должен быть разумным. Следовательно, красивое в жизни - это разнообразие. Пока вы стремитесь к Божественному разнообразию, в вас будут жить красивые чувства. Если же станете однообразны, в вас возникнет дисгармония и войдёт грех. Красивое в мире - это первый шаг в жизнь.

Другая ошибка, которой вы должны сторониться, следующая: никогда не завидуйте, что чей-то талант больше вашего. Видишь какого-то поэта или писателя, который хорошо пишет, говоришь: «И я хочу писать, как он». Не желай писать, как он. Видишь музыканта, который хорошо играет, говоришь: «И я хочу играть, как он». Не желай играть, как он. Хоти быть музыкальным, но не выражай музыкальность, как он, а по-своему. Кто-то говорит:  «Я хочу быть религиозен, как тот-то, чтобы чувствовать Бога, как он». Нет, будь религиозен, но не желай выражать религиозность, как тот человек. Вырази её способом своей души. Поступая таким образом, вы будете обладать такой свободой, что не будете зависеть от влияния современного общества. В современном обществе люди влияют друг на друга, вследствие этого обедняют себя. Как узнать, что этот человек обеднел? Если у человека мрачные мысли, если он становится пессимистом, он начинает беднеть. Обеднение - это род морального упадка. Если оно начнёт нападать на вас, обратитесь к закону смирения. Смирение - это способ настройки жизни. Скажите себе: вернусь к тому, что у меня есть, и буду его разрабатывать. В вас много скрытых, неразработанных сил, талантов и способностей, которые необходимо развить. Тогда вы станете мощными и сильными для того, чтобы исполнить всё, что вам даётся. Представьте себе сейчас, что при такой погоде, которая сегодня снаружи, когда холодно, густой снег, ветер, я бы поручил 10 человекам из вас отправиться каким-либо вечером на Чёрную вершину и вернуться. Сколько человек справились бы с заданием успешно? Некоторые могут пойти туда, но вернуться  они лишь астральным способом. Если такую задачу перед вами поставит человек, не понимающий законов погоды, так и будет. При такой погоде ветер обовьёт вас по всем правилам и лишит вас жизни. Но если эту задачу поставит перед вами истинный Учитель, вы все дойдёте до Чёрной вершины и благополучно вернётесь. Прежде всего, в тот момент, когда вы выйдете, действительно будет сильный ветер, но внутри него должен будет находиться сам Учитель. Если он не сможет войти в ветер, ветер будет очень опасен. Что опасного в ветре? Его холод. В таком ветре нет тепла. Умирают ли люди от тёплого ветра? («Нет, умирают от холодного»). Почему софийские шопы (одна из народностей, тесно жили в окрестностях Софии) носят по два кожуха? Они говорят: «От тепла человек не умрёт, а от холода умрёт». (Пар костей не ломит, а холод ломает). В софийском регионе погоды очень переменчивы, шоп говорит: «При такой переменной погоде нужно носить два кожуха на своей спине, иначе опасно». 

Эта шопская мудрость очень верна. Эта шопская мудрость в переводе на духовный язык означает: человек должен иметь знания и свет в своём уме, а в своём сердце - тепло. Это два кожуха. Если они у вас есть, то, какой бы ни была погода, всё пройдёт хорошо. Итак, все эти течения в природе связаны с определёнными бурями, происходящими в ней. И они являются причиной перемен в погоде. А Великий Учитель может изменить эти течения. Он может остановить холодное течение на 6-7 часов, чтобы можно было отправиться и вернуться в определённое место, и потом опять пустить его. Он может остановить бурю, метель, но одновременно может сотворить и нечто другое, а именно влить в вас больше влаги. Вы ещё не занимались живой водой. Христос сказал: «Источник, который я дам вам, будет живым источником в вашей душе».

Есть в жизни определённые ситуации, с которыми вы должны справиться. Если вы порой находитесь в тягостном состоянии, это не должно вас огорчать. В таком состоянии вы ближе к Истине, чем когда ощущаете себя сильными. Апостол Павел, а он оккультист, сказал: «Когда я слаб, тогда я силен». Один дух сказал ему: «Сила моя познаётся лишь в нищете». Когда человек слаб, только тогда в нём может проявиться дух. Это верно и для школы. От учеников, занимающихся математикой, требуется большое внимание, то есть концентрация, напряжение мысли. Какие ученики могут быть хорошими математиками? («Которые могут концентрироваться»). Между всеми силовыми линиями ума существует тесная связь. Поэтому от математика требуется не только механическое решение задачи, но и рассуждение, которое приобретается концентрацией внимания. Этим развиваются математические способности. 

Из всего сказанного до этого, какая мысль самая важная для вас? («Что нужно складывать единицу с ничто»). Да, эта мысль основная для вас, всё другое можете забыть. Это необходимо для вашего развития. Единица - это вы. Ноль, ничто проявляют все разумные существа вне физического мира. А плюс показывает, что человек может дойти до истины только через страдания. При нынешних условиях жизни Истина передаётся человеческим умам и сердцам только через страдания. Знания и облагораживание сердца не могут прийти без страданий. Страдания на данный момент - это лишь переходный этап. Если кто-то думает, что знания могут прийти без страданий, он слева. Именно тогда его страдания удесятерятся. А ты, когда придут страдания, скажи: «У меня столько страданий, сколько необходимо для меня». Любое страдание - со знаком плюс, то есть с маленьким крестиком, оно выражает одно арифметическое действие, а именно сложение. Как только приходит страдание - начинаешь складывать. Что? Сложишь единицу и ноль: 1+0. В другой раз этот знак превратишь в знак умножения. В математике пользуются четырьмя знаками: (+), (-), (умножение - слегка повёрнутый плюс), (:). Эти знаки дополняют друг друга. 

В следующий раз будем в новом году. Поблагодарите старый год, так и научитесь этой Истине, где единица должна складываться с нулём. Старый год говорит: «Хоть я ничему и не научил вас, но ухожу, оставляя вас по крайней мере с этой истиной: единица с единицей не складываются, но с нулём складываются и дают число 10.

Тайная молитва.

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

___________________________________

Превод - Elena Ludevig

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...