Перейти к содержанию

Учреждение соборов


Рассвет

Recommended Posts

УЧРЕЖДЕНИЕ СОБОРОВ

 

Каждый год Учитель призывал учеников на встречу. Эти братские встречи были названы соборами. Первый из них состоялся в Варне в июле 1900 года. На этот собор Учитель пригласил только троих учеников: одного Сливена – д-ра Мирковича и двоих из Бургаса – Пеню Кирова и Тодора Стоименова. На этой встрече Он познакомил их с начальной, подготовительной работой – предисловием к той большой работе над человечеством, которую Великий Разумный Мир намеревается совершить здесь, на земле. Он говорил им о той великой культуре любви, братства и свободы, предвестники которой уже ощущались.

 

Тогда один из учеников подумал про себя: «Вот, нас здесь только трое, и то один из нас уж стар и проживёт недолго. Нас же двоих слишком мало для этой важной миссии».

 

На эту его мысль Учитель ответил так:

 

«Действительно, вас мало, но в будущем вас станет тысячи и миллионы».

 

В последующие годы соборы становятся традицией. Они проводятся в августе, и это не случайно. Это связано с определёнными силами, которые действуют в это время в природе и являются теми условиями, которые Учитель разумно использует.

 

В следующие два года соборы происходят в Бургасе, а затем опять в Варне. С 1910 года они проходят в старопрестольном городе Тырново, одном из самых живописных городов Болгарии. Этот город связан не только с политической, но и с духовной жизнью болгар. Он был важнейшим центром во времена возникновения и распространения богомильства.

 

Незабываемы эти ежегодные встречи учеников с Учителем. К ним готовятся заранее. Учитель говорит:

 

«Приготовьтесь и очиститесь все, чтобы Божий Дух мог работать. Пусть каждый восстановит в себе Царство Божие».

 

В старопрестольном городе Тырново соборы происходят за городом на винограднике, где среди пышной зелени ютятся небольшие дачи. Подготовка и организация встреч проводится под руководством Учителя братьями и сёстрами, прибывающими на несколько дней раньше. Для размещения гостей нанимаются соседние дачи, но их недостаточно. На одном из виноградников возникает палаточный лагерь. В назначенный день со всех концов страны приезжают гости. Всех сердечно встречают и устраивают, оживление велико, но порядок образцовый. Одна великая идея, один священный огонь, один зов прозвучал в глубине каждой души, сплотив всех в большую семью. Мы называем себя братьями и сестрами. Учитель говорит:

 

«Братство есть выражение любви к Богу. Каждое учение, которое положит братство в основу человеческой жизни, бессмертно. Братство – это условие появления любви между людьми. В будущей религии все люди будут рождены от Бога, они составят одну большую семью. Каждый будет готов пожертвовать собой ради других. Тогда не встретишь человека, который бы в чём-либо нуждался».

 

Наряду с пожилыми братьями и сестрами приезжает и много молодёжи, они вносят новую струю – силу, свежесть, устремление. Красиво, когда молодые чувствуют прогрессивное и находятся на передовой, когда они становятся работниками нового. Учитель рад молодым и разговаривает с ними с большой любовью. Они пришли к Нему в поисках красоты возвышенного идеала, который бы наполнил смыслом их жизнь и дал верное направление их чистой мечте. Он говорит им:

 

«Будьте чисты и светлы, чтобы исполнить свою задачу на земле».

 

Лица учеников озарены внутренним светом, в их глазах читается радость нового, грядущего дня. Священное присутствие проникает в их души и наполняет их миром и гармонией. Каждый готов служить другим. Приказы не отдаются, работа распределяется естественным образом: одни работают на кухне, другие носят воду, третьи следят за чистотой в лагере. Воспитатели берут на себя заботу о детях. Каждый счастлив, что может сделать что-то для других. Учитель говорит:

 

«Служение есть самая высокая точка, которой может достичь человек. И здесь, и наверху нет ничего более высокого, чем служение».

 

Во время собора мы питаемся сообща. Сидя за длинными столами под вековыми вязами, мы чувствуем себя одной семьёй. Трапеза сближает, вызывает чувство родства, устраняет преграды между людьми. Дежурные обслуживают быстро. Доброе расположение, как благословение, излучают все лица.

 

Наступает первый день собора. Открывается новая страница великой книги вечности и дарит нам своё откровение. Восток уже зарумянился, ранним утром прохладно и свежо. Ещё до восхода солнца все собираются на поляне. Учитель уже здесь, на востоке видны очертания его красивой фигуры.

 

Начинается утренняя молитва. В торжественной тишине мы все вместе, будто одним голосом, произносим священные слова Доброй молитвы. В тайной молитве, которая следует за ней, души обращаются к Великой Реальности в мире. Затем начинают тихо звучать и подхватываются многими голосами молитвенные утренние песни, данные нашим любимым Учителем. Они отражают гармонию, царящую в душах в этот миг. В глубоких тёплых тонах этих песен улавливается и голос многих душ того возвышенного мира, который не может быть увиден, но ощущается всеми,– это разговор чудной красоты, содержательный и понятный.

 

Восход солнца – торжественный момент, священный миг для учеников.

 

«Великая идея сокрыта в солнце. Люди, не любящие солнца, не любят и Бога. Солнце не хочет, чтобы ему поклонялись или служили. Оно само даёт и говорит: «Возьми от меня, сколько хочешь». Как вы отплатите Великому? Великое само даёт, а ты лишь прилагай то, что тебе даётся».

 

После восхода солнца мы выполняем гимнастические упражнения. Это гармоничные движения, свободные и плавные, они выполняются медленно и сосредоточенно. При каждом упражнении произносится определённая мысль. После упражнений все отправляются туда, где будет говорить Учитель. В первые годы Учитель проводил беседы в зале, но вскоре зал оказывается мал, так как число братьев и сестёр росло с каждым годом по тому естественному внутреннему закону, по которому Разумный Божественный Центр всё организует.

 

Теперь Учитель говорит в открытой беседке под большими ясенями. Слово Учителя в соборные дни проясняет многие волнующие нас вопросы. Постепенно Учитель открывает нам великое Божественное знание о живой Разумной Природе, о силах, работающих в ней, о существах, которые её населяют, о человеческой душе и её пути к Богу, о силах, вложенных в неё. Он даёт правила и методы, показывающие, как эти силы развивать и правильно направлять, чтобы они способствовали подъёму души. Каждый шаг на этом трудном пути Учитель внимательно подготовляет. Всё то, что Он даёт, не превосходит сил и возможностей человека. Чтобы создавать человеческий характер, необходимо знание. Всякое знание превращается в силу, когда прилагается.

 

Музыка была одним из любимых методов работы, применяемых Учителем. Иногда Он давал новые песни, которые мы разучивали вместе с Ним.

 

Едва ли кто-то из учеников забудет тот момент, когда Учитель впервые спел песню «Фир-фюр-фен». Он исполнил её с движениями, вложив в исполнение чудесную светлую силу, заполнившую наши души, придавшую нам веру, смелость и упование на могущественный и светлый мир, который заботится о нас и нам помогает. Потом и мы пели эту песню с движениями, она стала гимном ученика.

 

Стало красивой традицией, когда раз или два в соборные дни Учитель выступал перед гражданами города. Тогда все отправлялись в старопрестольный город1, где большой зал заполнялся народом. И образованные, и простые люди с большим интересом приходили слушать беседы Учителя. Нетрудно было отличить учеников среди множества людей:

в их одежде преобладал белый цвет, а их лица выделялись радостным светом. Мощные песни Братства заполняли зал и проникали за стены, разносясь далеко над городом и по всему миру, как зов к новой жизни. Они повсюду несли надежду на будущий день, веру в то Великое, что кроется в человеческой душе и ожидает своего проявления во всей силе и красоте, ожидает рождения нового человечества, новой жизни.

 

Каждый соборный день Учитель проводил с учениками одну или две беседы. Он раскрывал им некоторые законы жизни, необходимые им на пути, постепенно давая то знание, которое нужно было прилагать и испытывать. Он давал ученикам задания и упражнения, и они их выполняли в свободное время. Собор был школой.

 

Так Учитель подготовлял учеников к истинно духовной работе, объясняя их положение среди данного народа и те задачи, которые им предстоит решить в связи с его подъёмом и духовным пробуждением. Он говорит:

 

«Материальное состояние народа не может улучшиться без его духовного подъёма. Когда в народе имеются хорошие люди, Господь работает больше и помогает ради этих хороших людей».

 

В другом месте Учитель говорит:

 

«Силён только тот, в ком Бог обитает и пребывает Своим Духом».

 

В свободные часы ученики собирались группами, обсуждали различные вопросы, интересовавшие их, обменивались мнениями.

 

Иногда Учитель предлагал им задавать Ему вопросы, на которые Он отвечал. Разговоры с Учителем были для учеников самым любимым временем. Тогда мысль поднималась до недосягаемых мистических высот, где витает свободный и просветлённый человеческий дух. В течение всего года воспоминания об этих светлых днях все хранили в душе и черпали в них силы для работы.

 

Под вечер, когда заходит солнце, лагерь приобретает другой вид. Воздух насыщен нежным запахом тысяч цветов. Слышны отдельные разговоры о том, что пережито за день, о планах работы, но и эти разговоры вскоре стихают. Ясный покой опускается на лагерь.

 

Я прогуливаюсь вдоль палаток, созерцаю лес и звёздное небо. Тишина. Все вы, пришедшие из ближних и дальних мест, чтобы узнать друг друга, получить новое представление о жизни, новый стимул, все вы жаждете нового порядка на земле. Вы работаете ради культуры любви, вы хотите, чтобы то, о чём мечтали все пророки и вдохновенные души, стало плотью и кровью на земле. Вы не праздные мечтатели, у вас трезвый взгляд на будущее и ясное осознание тех трудностей, которые нужно преодолеть, вы куёте лучшую судьбу многострадальному, измученному человечеству

 

 

1 г. Тырново.– Прим. перев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...