Рассвет Posted February 4, 2012 Report Share Posted February 4, 2012 ФАРИСЕЙ И МЫТАРЬ «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь» (от Луки, 18:10). Вы, наверное, спросите, что удивительного в том, что два человека — один фарисей, другой мытарь, вошли в храм. Действительно, нет ничего удивительного для тех, кто понимает вещи, но для тех, кто не понимает, все удивительно. Для тех, кто понимает, все имеет смысл, а для тех, кто не понимает, все — бессмыслица. Я возьму этих двоих, фарисея и мытаря, как предмет моей сегодняшней беседы. Эти два человека — видные представители очень старой культуры. Давайте сопоставим их отличительные черты, чтобы представить себе их быт и духовный характер. Слово «фарисей» произошло от еврейского слова «параш», что значит «разделять». Есть и арабское слово «фарси», которое происходит от того же корня и означает что-то совершенное по форме: знать какой-нибудь язык «фарси» значит знать его очень хорошо. Христос представляет нам в этой главе два различных типа. Талантливый художник, знакомый с наукой о человеке, нарисовал бы людей этих двух типов со всеми их отличительными чертами, и эта прекрасная картина заслуживала бы того, чтобы висеть в каждом доме как образец. Каковы очевидные отличительные черты фарисея и мытаря? Недостаточно сказать «он фарисей», или «он мытарь», нужно знать внешние признаки их лиц, рук, телосложения, устройства головы. После этого нужно добраться до особенностей их душевного склада. Только так мы можем уяснить себе изложенную для нас в тексте идею и пользоваться ею. Христос был великим художником. Он дал характерные черты этих двух характеров, и по ним я опишу фарисея и мытаря. Вы скажете: «Как можно описать человека только по нескольким словам, которые сказаны о нем?» — Это наука. Можно описать. Есть ученые люди, которые долгое время занимались сравнительной анатомией и так хорошо изучили устройство животных, что если им дать самую маленькую часть какого-нибудь допотопного животного, они смогут представить себе его рост, все его кости, прибавить мышцы и жилы и таким образом восстановить исчезнувшую форму. Если дать сведущему ботанику один только лист какого-нибудь растения, он будет в состоянии описать все дерево. На основании этого же закона, так или иначе, я постараюсь описать вам фарисея и мытаря, показать, какие они. Но вы скажете: «Что общего между ними, жившими две тысячи лет назад, и нами?» — В мире живут, два вида людей — мытари и фарисеи. От них произошло много других, но они остаются основными. Вы можете относиться к тому или другому типу, независимо от того, священник ли вы, благородны ли по происхождению, ученый ли вы, или философ, мужчина или женщина. Эти два характера переплетаются и проявляются в жизни каждого. Они останутся навсегда отличительными типами в человеческой истории. Искусство Христа состоит именно в том, что Он немногими словами сумел их выразить и представить так наглядно. Фарисей внешне выглядит благородно. Он человек благообразный, со стройным телом, высокого роста: 175—180 сантиметров — выше обыкновенного. Руки и пальцы длинные, большой палец длинный, симметричный — признак устоявшихся взглядов, присутствия воли, интеллигентности. Указательный палец равен безымянному — это показывает, что если у него зародится идея, то он проводит ее до крайних пределов. Пищеварительная система у него в исправности, в еде и питье он умерен, нет у него слабостей чревоугодника и пьяницы. У него утонченный вкус. Талия тонкая. По возрасту он миновал четыре периода и вошел в пятый, то есть ему исполнилось 45 лет. Плечи несколько круглы, лицо немного продолговатое и грушевидное. Развитая нервная система. Нижняя челюсть правильно сформирована, подбородок продолговатый и заостренный — признак человека с подвижным и понятливым умом. Рот средней величины, губы не слишком толстые и не слишком тонкие, краешки рта чуть приподняты, несколько презрительная улыбка: «Люди — это толпа» — но свое внутреннее презрение он никогда не показывает. Глаза пепельно-серые, брови дугообразные, несколько опущенные, как ветви старого дерева — человек, который долго жил и имеет жизненный опыт. Лоб красивый, высокий, в основании, над носом — выпуклый: признак человека с сильной индивидуальностью, с наблюдательным и практичным умом. Слепочные области развиты средне, уши правильные и близко поставлены к голове — приметы материального порядка. Волосы на бороде редковаты и рыжеваты — примета импульсивности и упорства. Голова круглая, общий размер вокруг над ушами 56—60см, с сильно развитой и приподнятой теменной областью — примета человека с большим самообладанием, достоинством, гордостью, требовательностью и тщеславием. Он обладает религиозным чувством, но односторонне развитым: милосердие проявляет только по отношению к себе и своим близким. Лицо бледно-белое с носом греческо-римского типа. Это человек с эстетическим вкусом, но без поэзии и любви к природе, к возвышенному и идеальному. Человек, обладающий сильной верой, но верящий только в свой ум; имеющий и большую надежду, но надеющийся только на свою силу. У него есть религия, но в этой религии он почитает, уважает только себя. Если мы войдем в его храм, то найдем там на первом месте не образ Иисуса Христа, а его собственный портрет, и на месте Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых — ряд его дедов и прадедов, которым он курит ладан и возносит молитвы: «Славен, велик наш род!» — Интеллигентный человек, собирающий познания в жизни, знакомый с еврейской каббалой и принципами тогдашней цивилизации. Если бы он жил в наше Бремя, то считался бы видным писателем, философом, художником, государственным деятелем или духовным главой. Почему Христос выводит этот тип? Что плохого в его молитве? У фарисея проявляется философия, которая отжила свой век. Это человек, который живет только прошлым, и упускает настоящее и будущее: человек, который влюбился, как юноша или девушка, в свой портрет, и куда бы ни пошел, всюду его носит. Чудно, когда человек влюбляется в собственный образ! Однажды я наблюдал одного болгарского писателя; тот сел на видное место, рядом с ним было зеркало, он закурил сигару, оборачивался и поглядывал в зеркало, как бы со словами: «Ну и красив же я, произвожу впечатление на людей.» — Пустит дым, и позирует перед зеркалом. Если однажды это зеркало разрушится, разрушится и его счастье. Фарисей похож на этого влюбленного в себя человека. И смотрите, как интересны его слова, когда он обращается к Господу: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как другие, я нечто большее.» — Но философия его именно тут ошибочна, потому что Бог создал всех людей. — «Я не такой, как другие» - так какой же? Ангел — не ангел, из той же каши сделан, в твоих жилах течет та же кровь. Он хочет обмануть и себя, и Господа. Вот первая ложь, к которой он прибегает. И Господь ему отвечает: «Неправду говоришь.» Утверждение фарисея отрицательно: он сравнивает себя не с более возвышенными, чем он сам, не с ангелами, а с более низкими типами, с преступниками, отмечает, что-де он не таков, как они. Допустим, что я сравню себя с гадами и скажу: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как эти волы, ослы, псы, ящерицы, змеи» — какое сравнение может быть с ними? Это слабость, которая встречается у всех людей. Несколько лет назад было в Болгарии течение среди гимназистов и студентов: изучая жизнь великих писателей, например, Шекспира, они усваивали его недостатки, поскольку не имели его положительных сторон: «Посмотрим-ка, нет ли этого и у меня» — и, найдя их в себе, говорили: «И я гениален, как Шекспир.» — Рассматривают характер Шиллера и ищут в себе подобную эксцентричность: «И я как Шиллер.» — Изучив так ряд писателей, говорят: «Мы великие люди.» — Да, великие, но в отрицательном смысле, великие, у которых минус один грош. Я предпочитаю человека, у которого ноль грошей, потому что ему ни брать, ни давать не нужно. И фарисей сравнивает и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, что я не как другие, не грабитель.» — Господь ему отвечает: «Если бы я тебя поставил на его место, чем бы ты был?» Однажды один ангел, глядя с неба, как некий человек грешит, обернулся к Господу и сказал Ему: «Как Ты терпишь эту низкую тварь? Если бы я был на Твоем месте, я бы очистил землю от него.» — Господь, отправил ангела воплотиться на землю и поставил его в то же положение, и ангел наделал в два раза больше грехов, чем тот человек, которого он осуждал. Так что не следует человеку осуждать людей за их деяния с того места, на которое он поставил, потому что на их месте и он бы так поступал. Многие, приходя ко мне говорили: «Мы не такие уж плохие люди, мы воспитаны, потому что из знатного рода.» — Не сомневаюсь в ваших словах, в душе я глубоко верю в то, что вы говорите. Мы все из знатного рода, я тоже так считаю. Но ваши и мои деды и прадеды не были так благородны, как мы с вами думаем. Многие из них были большими негодяями, преступниками, злотворцами и последними бродягами. Мы с вами носим на себе свидетельство, которое Господь написал о них. Можно снаружи быть вполне благовидным, но внутри не иметь соответствующего содержания. Наши дурные черты, которые мы унаследовали от дедов и прадедов, которые мы проявляем, по меньшей мере, по два раза в день, показывают, что наши деды и прадеды нe были так чисты, как мы предполагаем. Если бы дед и бабка, отец и мать твои были чисты и добры как ангелы, откуда бы взялись эти черты и дурные проявления в твоей жизни? Если в какую-нибудь жидкость капнете немного горечи или отравы, заметите и проявления, узнаете, что в доброе, примешано нечто плохое. Людей с философией фарисея можно назвать консервативными, это люди из партии «консерваторов» — люди, которые имеют высокое мнение о себе. Не плохо, когда человек имеет высокое мнение о себе, только бы это было правильно и не имело никакого привкуса горечи. Самый большой консерватор и регулятор в природе — азот, который останавливает всякое горение, душит всякую жизнь. Азот — самый старый, самый уравновешенный элемент в природе. Но если бы в природе остался только он, все бы омертвело. При всем том, органический мир многим ему обязан *. Фарисей обращается к Богу не для того, чтобы Он помог ему сгладить некоторые шероховатости его характера — нимало. Он лишь благодарит, что не таков, как другие люди: не хулитель, не грабитель, не убийца, не прелюбодей. Будучи книжником и философом, он должен был бы остановиться на причинах, которые порождают хулительство, грабеж, убийство, прелюбодеяние. Когда мы встречаем людей, которые, допустим, стоят ниже нас, по Христову учению нужно не осуждать их в душе, а извлечь урок, найти причины, которые их довели до такого низкого положения, и если есть нечто подобное в нас — искоренить это. Потому что Тот, Кто установил великие законы жизни, говорит: «Не судите, да не судимы будете.» — В этих словах есть глубокий смысл, и кто их понял, тот добрался до великого закона человеческого блага. Современные зоологи изучают животных и дали миру очень ценные работы, но никто еще не изучил глубокие причины, которые формируют животных. Например, почему одни имеют рога, а другие — нет, почему некоторые ползают, а другие ходят на четырех ногах, почему некоторые едят мясо, а другие — траву, почему они лишены человеческой интеллигентности? Для этого есть глубокие и основательные причины, это не так произвольно, как кто-нибудь может подумать. Когда люди поймут эти глубокие причины, они дойдут до той разумной философии, на которой в будущем будет основан строй общества — «заря новой цивилизации». Вся современная цивилизация основана на взглядах фарисея — это фарисейская цивилизация. Это цивилизация, где люди отличаются по форме, по внешности, по этикету. Она существовала в далеком прошлом в Египте, Индии, Вавилоне, Китае, Персии, Иудее, Греции, Риме. Сейчас в Европе она облечена в красивую христианскую мантию. Я не говорю, что она плоха в своей основе, но говорю, что форма всегда должна иметь в себе определенное содержание. Вне этого форма остается просто скорлупой, в которой могут жить только паразиты. Говорят: «У него чудесные глаза.» — И что из этого? — «Красивые.» — В чем их красота? — «Блестящие, приятные.» — Чем именно они приятны? — У кого-то красив нос. В чем состоит эта красота? Рот красивый, правильный. В каком отношении? У людей есть понятия о некоторых вещах, которые невозможно высказать. Например, в черных глазах, как и в синих, или пепельно-серых, или в зеленоватых, или в каштановых есть определенные скрытые силы. Если посмотрит на нас человек с черными глазами — он создаст в нас определенную мысль, если на нас посмотрит человек с коричневыми глазами — создаст определенное настроение и т. д. Люди с синими глазами холодны. Они как чистое небо, но холодное, студеное. Эти люди не для земли. У них есть вера, но они родились преждевременно. Может быть, это люди, которые только начинают приходить. Я говорю про те синие глаза, которые как образ неба. Предание говорит, что у Христа были такие глаза. О ком-то говорят: «У него рот красив, как роза.» — Что такое рот? Это выразитель человеческого сердца — мягкое оно или грубое; рот показывает, насколько человек энергичен, насколько он откровенен. Вы можете заметить, что у людей, у которых хороший аппетит, губы толстоваты. Это физиологический закон. Больше крови приходит, поэтому губы толстое и красные. Поев, такие люди говорят: «Ха, это приятно,» - и на лице их блеснет деликатная, едва уловимая улыбка, она показывает, что в их душе есть такое расположение. Если взять человека с красивым носом, — это выражение человеческой интеллигентности и ума. Прямой нос или закругленный, римского типа или греческого — это имеет глубокий смысл. Внешний облик лица имеет значение, при этом оно — выразитель также и внутренней жизни человека. Если всмотревшись в лицо человека, мы увидим, что в нем нет симметрии, что одна бровь не похожа на другую, одна более развита, другая более выпукла, если симметрия нарушена — это показывает, что в таком человеке есть что-то неуравновешенное. Проверьте свой нос, проведя прямую линию. Нос — это барометр или термометр, который показывает, в каком состоянии наш ум. Когда машинист управляет паровозом, там есть прибор, который показывает атмосферное давление в котле, и в соответствии с его показателями он или прибавляет угля для увеличения давления пара, или, если пара слишком много, его спускает. Даете ли вы иной раз себе труд увидеть, как машинист, в каком состоянии ваш пар — ваше сердце? Господь вам для этого поставил нос. Подойдите к зеркалу, спросите ваш ум, и он вам расскажет, в каком состоянии ваше сердце. Посмотрев на глаза, вы увидите, каково состояние вашей души. Единственное, что никогда не лжет и не может лицемерить — это глаза. Поэтому, когда человек иной раз хочет солгать, он жмурится или закрывает глаза руками. Ребенок сознает, что мать, посмотрев на него, узнает, что он лжет, и поэтому закрывает глаза рукой. Когда фарисей молился, Христос посмотрел на него и сказал ему: «Твоя душа расстроена. Твои предки не жили такой чистой жизнью, как ты себе воображаешь. Ты думаешь, что ты не такой, как другие люди. Но в прошлом ты был таким же, да и сегодня недалеко ушел от них.» Основной принцип, лежащий в основе всех вещей, остается всегда одним и тем же, каким бы способом мы ни объясняли и ни толковали его проявления: по учению ли индусских философов о перевоплощении, или по учению египетских философов о трансмиграции, или по учению каббалистов и оккультистов об эманировании (истечении) и усовершенствовании Духа, или по современному философскому учению о наследственности. Эти учения и теории для нас только пособия, чтобы мы лучше уяснили себе некоторые вещи, чтобы явления человеческой жизни стали нам яснее и понятнее. Великий закон причин и следствий, деяний и возмездий никогда не лжет, он всегда говорит абсолютную истину. Если ты хорош — в книге жизни пишется, что ты хорош. Если плох — пишется, что плох. Если ты говоришь истину, в книге жизни пишется, что говорил истину. Если солжешь — пишется, что солгал. Если помогаешь своим ближним, жертвуешь собой за свой народ, работаешь для блага человечества, служишь Богу по любви, — это пишется в Книге Жизни. Если насилуешь ближних, предаешь свой народ, задерживаешь развитие человечества, изменяешь Богу — это пишется в той же книге. Закон беспощадно пишет свои показания о человеческих поступках в чертах лба, носа, рта, лица, головы, пишет на руках, на пальцах и на всех других частях тела человека. Каждая кость — это свидетельство за нас или против нас. И мы каждый день читаем эту историю человеческой жизни. На ее старых страницах отмечена жизнь всех наших праотцев; о некоторых из них написано, что они были ужасными преступниками, ворами и разбойниками. Когда мы разворачиваем страницы этой книги и прослеживаем линии, по которым прошли Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Соломон и многие другие, мы находим, что их поступки полностью там отпечатаны. Про Авраама мы узнаем, что он был человеком правдивым, очень умным, обладал широким сердцем, большой верой, возвышенным духом, был знаком с глубокой мудростью Божественных предначертаний о великом будущем человечества. Про Иакова узнаем, что он первоначально был человеком двуличным, хитрым, эгоистичным, что он ложью и обманом сумел отнять первородство у своего брата, и лишь к тридцать третьему году в нем совершился переворот, после того, как он служил дяде своему Ливану четырнадцать лет за двух его дочерей: тогда именно произошла в нем перемена к добру. Про Давида знаем, что он был человеком смелым, решительным, с отличным природным и поэтическим умом, но была у него особенная слабость к красивым женщинам. Он обманом взял жену Урия, и с этого дня начались его испытания. И смелый пророк Натан не побоялся изобличить его прямо в лицо и показать ему дурные последствия, которые этот закон напишет про него в своей книге для будущего потомства. О Соломоне сказано, что он имел отличный философский ум, доброе, но испорченное сердце, чрезмерно сильные чувства и страсти, большое тщеславие и слабую волю; весьма эпикурейски относился к еде и питью и к удовольствиям с женщинами. Христос знает это, знает, как жил Его род, и когда люди Ему говорят: «Учителю благи» — Он возражает им: «Зачем называете Меня благим? — Благ только Бог.» — Этим Он хочет сказать: «Семья, в которой Я рожден, не так благородна, как вы думаете. Потому что у Бога другое мерило, которое вам недоступно. Он требует полной чистоты во всех отношениях. Многие из этой семьи не жили так, как было угодно истинному Богу, Чью волю я исполняю.» — И поэтому Он обращается к фарисею и говорит: «Ты лжешь и себе, и людям, и Богу: многие из твоих праотцев совершали преступления, и поэтому ты не имеешь права говорить, что ты не как они. И поскольку в твоей душе нет смирения, твоя молитва не может быть принята, и ты не можешь быть оправдан. Вы, фарисеи, исказили Божий закон, окутав его покровом лицемерия. Перестаньте представляться такими, каковы вы не есть, потому что Бог — это не человек, который может обмануться вашим внешним видом. Он смотрит на ваше сердце и по нему вас оценивает.» Теперь обратимся к другому типу, к мытарю. Это человек среднего роста, толстоватый, ноги коротковаты, руки толстые, пальцы тоже толстоватые и заостренные, лицо круглое. Пищеварительная система у него прекрасно развита — он любит поесть и попить. «Мне предстоит длинный путь, нужно поесть» — так он философствует, и поэтому становится сборщиком налогов: тут попросит, там возьмет и украдет, наполнит мешок: «Ты уж меня извини, можешь счесть за кражу, но мне нужно. Не хочешь дать — возьму силой или украду.» — Я сказал, что у мытаря лицо круглое, подбородок снизу широкий; что бы он ни предпринял — с успехом закончит. По возрасту ему лет 40—45. У него черная лохматая борода, такие же усы — примета горячего человека. Нос развитый, короткий, толстый, широкий в крыльях — признак хорошей дыхательной системы. Этот человек чувств, импульсивный как ребенок, он всегда готов высказать свою радость. Выпив пол-литра винца, может прыгать и радоваться; протрезвев, начинает плакать, что жена у него больна. Слепоочные области у него сильно развиты, уши большие, почти как у Толстого, как у человека, который крадет, берет, но и дает: «Отец и мать крали, ну-ка я теперь дам, облагодетельствую, может мне Бог простит.» — Глаза коричневые или темно-красные — примета естественной мягкости и добродушия, которые ждут лишь своего времени, чтобы проявиться. Голова правильно развита, как у Сократа. У него отлично развиты домашние и общественные чувства, сильное религиозное чувство, отзывчивое чувство милосердия. Он правильно понимает жизнь, имеет отличный, лишенный софистики ум, сильно развитую совесть, которая ему показывает ошибки, и он не стесняется их признавать и перед Богом, и перед людьми, и перед самим собой. У него нет предвзятых представлений о своем благородстве. В своей религии он ставит в центр образ Доброго Бога, а не свой образ. Он всегда верит, что этот Добрый Бог выведет его к свету, больше верит в Него, чем в себя. У него правильная философия: он не сравнивает себя с ниже него стоящими ворами и разбойниками, а говорит: «Господи, когда я смотрю на Тебя, на ангелов, на святых — что я есмь? Нужно возвыситься, нужно быть как Ты. Я грешник: деды, прадеды и сам я людьми не стали; я ем, пью, но превратился в свинью. Прости, что не могу использовать блага, которые Ты мне дал!» — И что говорит Христос? — «Этот человек, который сознает свои ошибки, имеет возвышенный идеал, и однажды он опередит фарисея.» — Как это может быть? Богатые люди уповают на свою ренту или доходы, не работают, ничего не делают, а только разглагольствуют о политике, об общественной жизни. Другие, кто встает утром рано, работает по десять часов в день, переживают в жизни неудачу за неудачей, но проявляют постоянство и за долгие годы приобретают знания и становятся видными людьми. Среди вас — извините — есть люди обоих типов. Но поскольку Христос дает два противоположных полюса, я вам говорю: возьмите хорошее и от того, и от другого и создайте благородный характер, одновременно фарисейский и мытарский, создайте третий тип — тип христианина, нового человека. Вот в чем моя мысль. Вы говорите: «Так или уж я грешен в своей жизни, как я могу быть фарисеем? Ты меня обижаешь!» — Скажу вам истину. Как случится несчастье в жизни, вы говорите: «За что, Господи, это несчастье? Есть другие, которые грешны больше, чем я,» — тогда не оказываетесь ли вы на месте фарисея — человека, который спорит с Господом? Господь вам скажет: «Ты очень праведен, но знаешь ли, сколько безобразий совершили твои деды, с которыми ты одно время дружил? Вот вексель, подписанный много лет назад, — ты должен платить.» — «Но я не помню.» — «Это ничего не значит. В Моей книге записано. Она не лжет.» — Если с вами случится несчастье — благодарите: «Оно невелико». Тогда вы на месте мытаря, и Христос вам скажет: «Вы войдете в дом Отца.» Вы иной раз осуждаете фарисеев: «Это неискренние люди.» — Но знаете ли, что вы, осуждающие фарисеев, и есть современные фарисеи? Извлеките урок из характера фарисея из притчи, чтобы не иметь его дурных черт, или, если они у вас есть, искорените их, чтобы не идти путем негативной жизни. От того, что было у ваших деда, бабки, отца, матери, — вам нет никакой пользы. Вы знаете поговорку о гусях, которых везли в город. Гуси кричали прохожему: «Что за безобразие творит наш хозяин! Везет нас как стадо, не знает, что наши прадеды освободили в свое время Рим.» — «А вы что сделали?» — спросил прохожий. — «Ничего.» — «Тогда вы достойны того, чтобы вас варили в горшке.» — Ваш дед, ваш отец были такими высокими, благородными людьми, но вы-то какие? Если ты не имеешь благородного характера — приобрети его. Дед, отец могли оставить тебе капитал, но ты можешь его и потерять. И в религии есть свои фарисеи: «Я — православной церкви, я — евангельской церкви, я — католической церкви, я — свободомыслящий». — Я рад, что ты — православный, что ты — евангелист, ты — католик, ты — свободомыслящий, но имеешь ли ты благородные черты Иисуса? — «Нет» — Тогда ты не православный, не евангелист, ты — никакой. Приобрети эти черты, чтобы быть каким-нибудь. — «А я свободомыслящий.» — Есть ли в тебе благородные черты честных свободомыслящих людей? Под словом «свободомыслящий» я понимаю человека, который является другом Истины. Если ты не таков, то ты большой лжец. Часто люди говорят: «Ты отличный человек.» — Люди современного общества собираются по три-четыре человека и начинают друг друга хвалить, похваляться благородством, отличиями: «Твое сочинение мы прочли и в восторге.» — Как уйдет человек, начинают: «Какой дурак!» — Уйдет второй, скажут и в его адрес то же. Третий уйдет — и он такой-сякой. Когда останется человек один, он, понятно, не скажет о себе ничего плохого. Не обманывайтесь тем, что говорят люди, потому что они в ваш адрес могут сказать много неприятных вещей. Никто не говорит истину. Ваши недруги вам скажут: «Ты разбойник, лжец, негодяй,» — они скорее говорят истину, чем те, кто вам льстит, называет благородным. Может быть ты и хорош, но не настолько, не думай, что ты прекрасен. Иной раз идешь распрямившись, размахиваешь руками и тростью, будто разрешил великую задачу Архимеда, думаешь, что другого человека как ты нет. Если ты мытарь, говоришь, себе: «Я буду управлять миром.» — Христос говорит: «Слушай, раньше твои деды и прадеды были правителями, и Я помню, в Моих тетрадях написано, что они совершали преступления. Можешь и ты пойти по этому пути, не обманывай себя!» Поэтому в каком бы положении мы ни находились, нужно принимать в качестве идеала только Господа Бога. В этом мире мы встретим много горького. Можем встретить друга, который нас любит и скажет нам некоторые вещи, которые верны. Не говорю, что нужно подозревать, что все лгут, нет, но если 100 человек вас похвалят, среди них, может быть, истину говорят только трое, другие скажут истину или очень грубо, или в очень льстивой форме — две крайности. Истина не в этом, а в срединном пути: возьмите хорошие черты фарисея — его отличный ум, понимание и порядок, а от мытаря — его милосердие, глубокую религиозность, внутреннее сознание своих ошибок, — и постарайтесь исправить свою жизнь. И в семье есть эти фарисей и мытарь. Вот муж фарисей, жена мытарь: муж высокого происхождения, богат, строен, красив — благородный человек, а жена из простого семейства, отец и дед ее — люди неученые, простые. Он, как на нее посмотрит, говорит: «Знаешь ли, из какого положения я тебя вывел?» — она тушуется. Нечего делать, стушуешься и пойдешь готовить. Каждое движение пальца фарисея, что не хорошо приготовила, — «такая простая, невоспитанная жена мне не нужна» — заставляет ее плакать и слушаться. — В другом месте жена фарисей, а муж мытаре она происходит из богатой семьи, ее отец возвысил мужа, который прежде был у него подмастерьем: «Разве не знаешь, с каким благоволением я тебя взяла, а ты одеться не умеешь, не знаешь, как галстук повязать, как высморкаться.» — Ужасные формалисты эти фарисеи в своих перечислениях! А между тем оба, как один, так и другой, нуждаются в исправлении своей жизни. Христос, говоря, что мытарь более оправдан, чем фарисей, хочет сказать, что и мытарь не полностью прав, но что в его мыслях о жизни, о Божественном порядке, больше понимания, чем у фарисея. Он хочет сказать, что однажды этот мытарь будет много выше фарисея. Если вы не хотите смириться, Господь вас смирит, потому что Он горделивых смиряет, а смирных возносит. Гордость и смирение — синонимы этих двоих, фарисея и мытаря. Вы не знаете, что может случиться с вами в будущем; все ваши благородные черты и все ваши деды и прадеды не смогут вас спасти. Как-то в Англии, кажется, в Лондоне, один из самых видных и богатых англичан вошел в свои подземелья и случайно закрыл дверь за собой, оставив ключ снаружи. Обойдя все свое богатство и порадовавшись ему, он захотел выйти, но обнаружил, что заперт. Сидел день, два, три; около него было золото, огромное богатство, но он не мог ни выйти, ни позвать кого-нибудь. В конце концов, он отдал Богу душу в этом месте, оставив такую записку: «Если бы кто-нибудь дал кусочек хлеба, я отдал бы ему половину своего богатства.» — Если когда-нибудь вам случится оказаться запертыми, как тому богачу, в подземелье ваших благородных дедов и прадедов, один кусочек хлеба может вас спасти. Поэтому Христос говорит: «Хлеб может вас спасти, а не те вещи, за которые вы боретесь!» Знаете ли вы, что многие люди умирают так, запертые в самих себе? Отчаявшиеся люди кончают с собой. И кто же? Не мытари, а фарисеи. Поэты, художники, государственные деятели, говорят: «Мир не может нас оценить, не может оценить наши сочинения, произведения, картины,» — и кончают с собой. Эти фарисеи, эти благородно мыслящие люди, с правильными лицами и рыжими бородами, кончают самоубийством. В Болгарии у фарисеев нет рыжих бород, я вам описываю еврейских фарисеев, наших описал бы иначе. Хотя они похожи друг на друга, но кое в чем отличаются. Но поскольку я говорил не о болгарских, а о еврейских фарисеях, то сделайте выводы сами и ищите эти типы среди болгар. - «Как их искать?» — Примените мою беседу практически в своей жизни. Современные люди проповедуют, что для успеха человеку нужна воля. Воля может быть трех родов: 1) она может быть своеволием, 2) может быть волей, которая имеет в виду только наши интересы, только интересы нашего народа, или 3) волей, которая имеет в виду интересы и нашего общества и народа, и человека, и Бога. Эта последняя воля, объемлющая все обязанности, которые мы имеем по отношению к этому миру, не допускающая никакой силы, которая могла бы отклонить нас от нашего долга, — добрая воля. Воля работать за Славу Божью и за человечество, за свой народ, за свой дом и за возвышение своего характера — это воля. Люди говорят: «Нужно иметь благородный ум.»— Ум, который понимает свое отношение к Богу, который занят применением в жизни возвышенных мыслей — это благородный ум. Вы все имеете зародыши этого. — «Но у меня нос не такой, какой мне хотелось бы иметь.» —Он разовьется. Посмотрите, как маленькие птенцы, у которых еще нет перьев, ждут мать в гнезде, и когда она появляется, открывают рты и кричат: «Чирик!» — и хоп! — мать сует им в: рот червяка. И двадцать раз в день «чирик!» — и снова раскрывает рот. Чем больше птенцы просят, тем больше червей попадает им в рот. И тогда начинают и крылышки расти, и, в конце концов, они начинают летать. Тому же закону должны следовать и вы: открывать рты — молиться. Если вы этого не делаете — вы фарисеи, и Христос вам скажет: «Мир не для вас, Царствие Божие не для вас, будущее не для вас.» — Вот что хочет сказать Христос. Есть люди, которые не любят раскрывать рот, все молчат. Понятно, что молчишь, но когда? — Когда разгневан, когда хочешь обидеть человека, когда завидуешь. Но когда радуешься, или когда нужно сказать слово утешения, — открой рот и скажи. Открывать ли рты, воспитывая детей? Это вопрос, который перед вами встает. Вы воспитываете детей как фарисеи: чтобы они не трогали посуду, чтобы не испачкались, даже руки не испачкали — мать вымоет; чтобы отец купил им новые туфли, часы, цепочки. Отец должен стать рабом этого фарисея. Как придет вечером, смотрят на него хмуро: «Живо, хотим того, хотим этого,» — и он тушуется. Почему Христос сказал: «Горько вам, книжники и фарисеи?» — И дома, со своими детьми, и в церкви, — всюду мы проявляем эти черты фарисейства и удивляемся, почему Царство Божие не приходит. И еще укоряем: «Мир никуда не годится общество негодное, священники такие-сякие, учителя плохи, управители плохи.» — А сам? — святой! И ты такой, как те, кого укоряешь. Остановись и оставь это, потому что мать пришла. Если скажешь «чирик!» — хоп! — и получишь пищу. Это может казаться вам смешным, но это — великие истины; это мелочи, но нужно извлечь урок из примера. В сравнении с небесной жизнью мы — голытьба, и Господь постоянно посылает к нам мать с этими червячками. Приветствуй мать, потому что она несет пищу. Сколько мест она облетела, пока нашла одного червячка! Как благодарить Бога, Который каждый день думает о нас и дает нам пищу? Каждое утро и мы должны говорить «чирик» — молиться Ему. Знаете ли, что это значит? Это имеет глубокий смысл. Что содержит это «чирик»? Если бы вы это знали — вы знали бы слова, которыми говорит Небо. Очень короткое слово, но содержательное. И сейчас вы в храме, Христос обращается к вам и вас спрашивает: «Как молитесь — как фарисей или как мытарь? Как выйдете в мир и как начнете работу — как фарисей или как мытарь? И вы из той же грязи. Но Христос хочет сказать нам, чтобы мы не были фарисеями. У меня голова кругом идет от этих фарисеев. Если есть нечто в мире, что меня беспокоит, так это фарисеи. — «А у такого-то такие-то черты.» — Знаю, но я сначала очищу себя, а уж потом людей. Подождем, пока я своих вшей прогоню, а потом пойду к другому, а то как бы его не заразить. — «Но мы должны его воспитывать.» — Начни с воспитания себя. — «Но нужно проповедовать.» — Если начнем преждевременно проповедовать, запутаем людей. — «Выйди и скажи то и се.» — Что скажу? Буду обманывать людей? Когда выйдешь перед людьми, нужно сказать великую истину и словами, и своей жизнью. Вот что подразумевает Христос. Когда мы начнем учить, нужно работать одновременно и словами, и своей жизнью. Мне очень нравятся те современные учителя, которые, преподавая физику или химию, начинают сразу с опытов: вот так получается кислород, вот так происходит то-то. Войдешь в столярную мастерскую — учитель сразу занимается и теорией и практикой, в швейной — тоже. Христос говорит христианам: «Войдите и возьмите аршин и ножницы.» — Некоторым нужно начать с иглы, а потом уж браться за ножницы. Что это за ножницы? — это ваш язык. Когда вы начнете кроить и шить, нет ножниц лучше вашего языка. Когда начнете резать направо и налево, не думая, ваши ножницы не на месте. «Разве не нужно говорить?» — Нужно, но к месту. Потому что если вы говорите не к месту, не думая — испортите материал. Говорю вам это не для того, чтобы вас обескуражить. Не хочу сказать, что вы рождены фарисеями, но у вас есть расположение к фарисейству. У всех оно есть. И нужно до известной степени его иметь. Но когда вы начнете говорить: «Господи, благодарю Тебя, что я не как другие,» — это фарисей в вас, и трудно от него освободиться. Он живет в затылке, в темени, в ушах, в голове, в носе, во внутренней стороне глаз. Где еще найдете этого фарисея? — Во всех ваших чертах и проявлениях. Итак, сейчас Христос нас спрашивает: «Как правильнее всего принести свою молитву Богу?» — Он имеет в виду молитву в широком смысле — в пользу общественной жизни. Некоторые думают, что молитву можно творить только в церкви. Посмотрите, связана ли эта молитва, которую вы творите в церкви, с вашей семейной жизнью, может ли она вам помочь? И церковь ту нужно найти; где она? Учитель, прежде всего, объясняет ученикам элементы, а потом оставляет их самих решать задачу, найти соотношения определенного закона. В одном месте Писания говорится: «Вы — храм Божий.» — Если мы — храм Божий, как нужно войти в тайную комнатку пред Богом? Если мы войдем как фарисеи, Христос скажет: «Вы не достигли своей цели.» — Если войдем как мытарь и признаем свои ошибки, и пообещаем, что исправим их, — мы добьемся успеха и услышим ответ Христа: «Ты оправдан, у тебя есть будущее.» Если учитель найдет в тетради много ошибок, ученик не должен говорить: «Как он мелочен — всего три ошибки!» — Учитель может испачкать тетрадку, может зачеркнуть 4—5 слов, и ученик скажет: «Он испортил мою тетрадку.» — Если хочешь быть совершенным, ты должен его благодарить за то, что он обратил твое внимание на эти ошибки, потому что из трех ошибок могут вырасти и другие. Исправь их, не оставляй. Ошибка — как вошь: если ее оставишь, через неделю будет тысяча. Достаточно одной ошибки, чтобы отправить человека к позорному столбу. Достаточно, по тому же закону, одной добродетели, чтобы возвысить вас до Небес и поместить среди ангелов. Дайте условия, и если поступок ошибочен, он вас принизит, а если добродетелен, он вас возвысит. Итак, обращайте внимание как на добродетель, так и на ошибку. Если у человека, который вел порочную жизнь, осталась только одна добродетель, — это веревка, брошенная в бурное море жизни, за которую его можно вытащить, на сушу, если он за нее ухватился. Следовательно, последняя ошибка, которая может остаться, достаточно опасна, чтобы погубить человека, как и последняя добродетель достаточно сильна, чтобы его спасти. И та, и другая могут изменить нашу жизнь. Это закон. И поэтому Христос говорит: «Не будьте небрежны.» — У фарисея были более благородные черты чем у мытаря, он стоял во многих отношениях выше, но у него была последняя ошибка — гордость, которая могла отправить его в ад. Мытарь был большим грешником, но у него оставалась последняя добродетель — смирение, и он сказал: «Я буду работать ради своего спасения,» — и Бог дал Свое благословение, потому что можно было надеяться, что в будущем он исправится. Я спрашиваю вас нынешним утром: где вы? В последней вашей ошибке или в последней добродетели? Если в последней ошибке, я о вас сожалею: берегитесь, вы на опасном месте в жизни. Если в последней добродетели, — вы на хорошем месте, и я вас поздравляю: вы на надежной скале, держитесь за эту последнюю добродетель, и Христос будет с вами. Беседа 5 октября 1914 г. в Софии Фарисей и мытарь Фарисей и Митар Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts