Перейти к содержанию

1930_12_19 Язык природы


Ани

Recommended Posts

Язык природы  
 
Лекция Учителя 
19.12.1930 София, Изгрев 
Перевод А. Левицкой
 
 
(Читается тема: Когда дела человека идут лучше всего?)
 
Тема к следующему разу: когда человек страдает сильнее всего
 
Жизнь современных людей, это жизнь не настоящего, а прошлого. Наука, которой занимаются сегодня, это наука не настоящего, а прошлого. Религия, которую исповедуют, и она — религия прошлого. Вообще, все, что вы видите вокруг себя, все это — прошлое. Люди пока что не занимаются настоящим. Могут ли дела человека идти хорошо, пока он заниматся только прошлым. Могут ли дела купца идти хорошо, пока он занимается только сбором старых долгов? Пока купец собирает старые долги, дела его не идут вперед. Пока человек занимается старыми делами, он не может быть здоров. Изучая душу человека, психологи интересуются тем, что происходит в его сознании сейчас, а не тем, что было когда-то. Человек постоянно возвращается к своей молодости и говорит: «Какое было время!» — Что было в те времена, не важно. Каков ты сейчас, что ты можешь сделать сегодня, это важно. Кто-то говорит: «У меня высокие идеалы, которые воплотятся в будущем» — Начни работать над их реализацией уже сегодня. Работу над реализацией идеалов будущего мы называем настоящим. 
 
Какова разница между молодым человеком и старым? Молодой — оптимист, старый — пессимист. У молодого ясный взгляд на вещи, а старый плохо видит и поэтому заблуждается. Молодой легок, подвижен, быстро предолевает препятствия; а старый тяжел, неподвижен, спотыкается, падает, ошибается. Следовательно, молод человек или стар, если в уме у него мысли, которые его тормозят,  он непременно ошибется и упадет. Так что молодость и старость не в  годах человека, а в его сознании. Чтобы не постареть, не держите в уме противоречивые мысли исключающие друг друга, не держите в сердце противоречивые чувства, которые периходят в столкновение. Чтобы мысли не исключали друг друга, а чувства не сталкивались, они должны быть направлены по параллельным линиям. О параллельных линиях известно, что они не пересекаются нигде, кроме как в вечности, на бесконечном расстоянии. Чтобы произошло пересечение двух параллельных линий, необходимо, чтобы условия изменились. Они входят в какое-то новое измерение. Если условия не меняются, никакого нового измерения не появляется, и параллельные линии не могут пересечься. Следовательно, утверждение, что параллельные линии пересекаются в вечности настолько же верно, насколько верно утверждение, что параллельные линии не пересекаются, даже в вечности, на бесконечно большом расстоянии.
 
И вот, сколько ни говори о пересечении параллельных линий, это вопрос отвлеченный. — Почему? — Потому что он относится к вечности, к бесконечным величинам. Другое дело, если это пересечение происходит на близком расстоянии. Скажете, что это магия какая-то. — Почему магия? — Потому что необъяснимо. По-моему, магия подразумевает разумное объяснение и действие. В магии нет никакого произвола. Маг — это физик, химик, естествоиспытатель, математик и т.п. Он работает с природой, берет у нее и свое отдает. Входя в природу, он чувствует себя таким близким ей, будто находится в собственном банке: открывает чековую книжку, выписывает чек, берет столько денег, сколько нужно, и уходит. В этом отношении все люди могут быть магами. И если у них не получается, то это потому, что им чего-то не хватает. Чего не хватает нынешним людям? Тут можно найти много разного, но нужно определить конкретно, чего не хватает современному человеку. Если вас спросят, чего не хватает нищему, вы ответите сразу же: скажете, что ему не хватает денег. Чего не хватает невежде? — Знания. — Больному? — Здоровья. В каждом случае необходимо что-то конкретное. Например, что вы поймете, если я вам скажу, что, пока вы напишете числа от 1 до 1000, ваше состояние изменится? Одних только слов недостаточно. Чтобы вы меня поняли, я должен вам сказать следующее: если вы в плохом состоянии духа, раздражены, недовольны, нужно сосчитать медленно, спокойно от 1 до 1000. Другое дело, однако, если вы следите за собой, следите, как меняется ваше состояние при произношении того или иного числа. Делая эти наблюдения, вы заметите, что при разных ваших состояниях на вас действуют разные числа. Это упражнение могут делать все люди. Но им нужна вера: кто не верит, пусть не делает этот опыт.
 
Верящий движется в широком мире, из-за чего некоторые вещи ему не ясны. Он верит, что все устроено разумно, хотя сам этого не проверял. Кто-то вам рассказывает о том свете: о садах, полях, горных вершинах, водах; и вы верите его словам. Но если пойдете в эти места и начнете проверять то, что вам говорили, вы скажете, что теперь у вас истинное знание. А что вы скажете, если пойдете в какое-то место и не найдете там ничего? Поэтому описывайте все так, чтобы не было необходимости что-то к этому добавить, а что-то убавить. Значит, описывайте вещи такими, какие они есть они в действительности. Вы не можете верить тем, кто описывает их приблизительно. Такому человеку вы спокойно можете сказать, что вы ему не верите.
 
Представьте себе, что вам весной или зимой описали какое-то место в горах. Вы пришли туда летом и удивляетесь, почему то, что вы видите, не соответствует описанию. — Кто ошибся? — Оба: и тот, кто описал, и тот, кто на это место пришел проверить. Ошибка в несовпадении времени. Проверяющий должен придти на это место в то самое время, когда было сделано описание, и двигаться в одном направлении с тем, кто говорил. Не плохо, что два человека движутся в противоположных направлениях, но они должны знать, что результаты у них будут различны.
 
Идеалист, к примеру, рассматривает жизнь весной, материалист — зимой. Идеалист одет в тонкую, легкую одежду, на нем легкая шляпа, а материалист обут в тяжелую обувь, на голове у него плотная, теплая шапка. Оба они любят жизнь, но материалист говорит: «Холодно, не могу одеваться легко». Раньше он был там же, где сейчас  находится идеалист, но спустился работать в густую материю. У идеалиста пока что нет опыта материалиста. Идеалист движется в разреженной материи, где сопротивление меньше, он еще не спустился в густую материю. Значит, материалист это материализовавшийся идеалист, оформившийся. Старый человек — материалист, но этап идеализма он проходил. Какие только картины он себе ни рисовал! Каких только иллюзий ни  создавал! Состарившись, он оставил идеализм: создал себе дом с удобствами, обзавелся слугами. Ему достаточно позвонить в звоночек, чтобы прибежали слуги. Он приказывает, а исполняют другие — другие делают его работу. У идеалиста нет слуг, свою работу он делает сам. Он подобен старым евреям в Египте — те сами обжигали кирпичи для строительства. Материалисты подобны египтянам, которые ждали готовенького — ждали, что кирпичи им готовые принесут. Евреи говорили, что им не делать кирпичи нельзя; египтяне говорили, что другие могут сделать это за них. Нищий говорит, что из-за своей бедности он не все может сделать, богатый говорит, что за свои деньги он может сделать все. То, что невежа не может сделать, делает грамотный человек, то, что грешник не может сделать, делает праведник, то, что больной не может сделать, делает здоровый. 
 
Следовательно, чтобы придти к Истине, всегда рассматривайте в уме две противоположные мысли. Например, если вы хотите понять, что представляет собой зло, невежество, ненависть, сначала изучите добро, мудрость, любовь. Отрицательные проявления жизни — это отклонения. Занимайтесь сначала положительными вещами, а потом отрицательными — то есть, отклонениями. Поступая наоборот, вы заплатите дорого. Только сильный, свободный, ученый человек может заниматься отрицательными силами в жизни. С помощью положительных энергий человек закаляется, приобретает силу, знание и свободу, чтобы впоследствии он мог изучать и отрицательные.
 
Вы молоды и хотите быть счастливыми. Обоснованно ли ваше желание? Это как если бы богатый хотел стать богатым, а тот, кто хорошо видит, говорил бы о том, что хочет видеть. У зрячего не может быть желаний слепого. Если у него есть такое желание, это означает, что он боится потерять зрение. Не вносите в свой ум отрицательные мысли. Может ли здоровый говорить, что хочет быть здоров? Ему незачем желать большего здоровья, чем у него есть. Так что, когда вы говорите, что вы хотите быть счастливыми, мы понимаем, что вы несчастны. Несчастный может искать счастья, но счастливый? Какой человек счастлив? Что вы понимаете под словом счастье? Если вы поищете слово счастье в словарях, вы найдете много значений, но ни одно из них не соответствует истинному значению слова «счастье». Счастье исключает смерть. Условия, определяющие счастье, должны идти в гармонии с человеком, а не против него. При этом счастье должно искать человека, а не человек — счастье. Человек должен быть необходим счастью. Пока счастье вас ищет, вы живете в благоприятных условиях. Если вы его начинаете искать, ваши условия становятся неблагоприятными. Сколько вы знаете людей, которые искали счастье и нашли его? Счастье подразумевает связь человеческой души с ПервоПричиной вещей. Где счастье, там вечная жизнь, там Любовь, там изобилие, там и мудрость.
 
Счастливый человек связан с разумными и любящими существами. Чего бы счастливый ни пожелал, на свои желания он всегда получает отклик. Его желания разумны, они не похожи на желания тех, кто ищет счастье. Об этих, последних, мы можем сказать, что у них собственных желаний нет  — они стремятся реализовать чужие желания, оставшиеся от прошлого. Например, что вы скажете о желании старого столетнего человека потанцевать с молодыми парнями и девушками? Это желание из прошлого, сегодня он не может танцевать — ноги его не держат. Вы скажете ему, что с помощью магии он сможет помолодеть. Он выслушает вас, скажет, что, может, так оно и есть, но сделать что-либо для того, чтобы помолодеть, он и не попробует.
 
Следовательно, говорить человек может о многом, но не всё это он может применить. Все люди говорят, что человек может помолодеть, но мало у кого попытка сделать это оказывается успешной. Процесс омоложения происходит и в природе, но это длительный процесс. Когда природа хочет, чтобы человек помолодел, она усыпляет его и, пока он спит, стирает из его памяти всякое воспоминание о старости. Человек становится молодым, когда забывает, что когда-то был старым. Человек освобождается от определенного состояния, только когда забывает его.  Кто-то во время тяжелой болезни говорит: «Я не могу забыть эту болезнь». Однако он выздоравливает, и через какое-то время из его памяти всё стирается. Другой где-то упал, сломал ногу и думает, что будет вечно помнить свою боль. Но проходит время, и он все забывает. Есть состояния тягостные для человеческой души, которые непременно должны исчезуть из его сознания и никогда больше не повторяться. Какой смысл человеку помнить свои страдания и мучения? Нужно ли студенту всю жизнь помнить, как профессора срезали его на экзменах? Опыт провала на экзаменах должен остаться, но тягостные состояния должны исчезнуть из его сознания. В большинстве случаев  причина провала на экзаменах внешняя. Она результат некоторого опьянения: или студент переоценил свои способности, из-за чего недостаточно учился, или он поддался влиянию друзей, с которыми ел и пил, и упустил время для подготовки.
 
Один американский проповедник поднялся на амвон читать проповедь, которую предварительно выучил наизусть. Он всегда носил с собой свои заметки и время от времени посматривал в них, чтобы чего-нибудь не забыть. В этот день он забыл их дома, но, несмотря на это, чувствовал себя уверенно и не потерял присутствия духа. Он хорошо начал свою проповедь, помнил все. Но тут открылась дверь и в комнату вошла дама. Проповедник увидел ее черные глаза и в тот же момент забыл все, что собирался сказать своим слушателям, и никак не мог вспомнить. Он остановился и хотел, было, извиниться, сказать, что плохо себя чувствует и не может продолжать проповедь. Однако в этот момент в комнату вошел молодой красивый парень. Проповедник взглянул на него и — о чудо! — проповедь проявилась в его сознании так ясно,  как если бы была написана на бумаге. Обрадованный таким счастливым стечением обстоятельств, проповедник продолжил проповедь. По какой причине его проповедь прервалась и потом восстановилась? — С научной точки зрения это можно объяснить гармоничным и дисгармоничным влиянием сил на этого человека. Некая черноглазая дама привела силы организма проповедника в дисгармоничное состояние, и он смешался, забыл все, что знал. Молодой человек подействовал на него гармонично. Как ученикам, вам важно научиться менять свои состояния и таким образом справляться с трудностями. Представьте себе, что вы попали в чужую страну без пяти копеек в кармане. Уже три дня у вас не было ни крошки хлеба во рту, вы ходите туда-сюда, работы у вас нет, знакомых тоже. Как вы поможете себе? — Мыслью. Приведите в действие свою мысль и веру, чтобы  каким-то образом найти хлеб, свяжитесь с добрыми и учеными людьми, используйте возможности страны, в которую вы попали.
 
Вы живете в природе, но не можете ее использовать. — Почему? — Вы не знаете ее законов. Вы изучаете законы физики, химии, разные грамматики, но что касается языка природы, то вы отказываетесь его понимать. Если вы хотите быть в гармонии с природой, пользоваться ее благами, начните изучать ее язык. Чтобы добиться понимания языка природы, вы должны изучить формы тела, их содержание и смысл. Только таким образом вы сможете выучить азбуку природы. Выучив буквы, вы постепенно научтитесь сочетать их, составляя слоги, слова, и, наконец, сможете составлять целые предложения. Узнав одно слово на языке природы, вы станете одним из ученых, гениальных людей. Это странно, что единственное слово из языка природы может сделать человека богатым. Сколько золота должно быть у человека, чтобы он стал миллионером? Чтобы сделать его миллионером, достаточно дать ему один алмаз, большой, как куриное яйцо. Вот это знание языка природы. Оно содержит в себе мощную силу. С ее помощью человек становится ученым, добрым, сильным и богатым.
Мы не говорим о простых ученых, которые повторяют то, что создали истинные ученые, мы говорим об ученых, несущих в себе силу знания. Каждый человек может черпать эту силу в природе, как и в целостной жизни. То, что он может приобрести, является его богатством. Он несет его в себе, и никто не может его у него отнять. Всем людям дано немного этого богатства, но не все используют его одинаково: кто-то больше, кто-то меньше. Всякий человек пользуется благами природы соответственно степени своего развития. Человек способен, даровит, но не подозревает об этом. И должен придти кто-то посторонний, обратить на внимание на его способности, и только тогда человек начнет работать над ними, чтобы они проявились. Пока человек не сознает сил, вложенных в него, он не может проявить ни своего знания, ни доброты. Осознав их, он проявляется, как ученый и добрый человек. Часто вы слышите, как кто-то говорит: «Ничего у меня не получается: к языкам я не способен, к музыке и науке тоже, и человек я не добрый, не знаю, что из меня выйдет». Этот человек мыслит неправильно. Он должен знать и верить, что несет в себе силы, которые, как почка, ждут, пока пригреет солнце, и вот тогда они рацветут и проявятся.
 
Чем отличается человек от животных? — Своей мыслью. — Человек, когда он мыслит и чувствует, связывается со всеми существами, которые над ним и под ним, воспринимает их состояния. Так он обогащается знаниями. Замечено, что, чем чувствительнее человек, тем легче он воспринимает вибрации внешней среды, вибрации окружающих, и, в соответствии с этим, может настроиться гармонично или дисгармонично. Достаточно человеку расположить свою правую руку под левой рукой другого человека, чтобы воспринять его состояние, его мысль: восходящая она или нисходящая, при этом он может и определить его возраст. Это возможно,  потому что каждый человек образует вокруг себя специфическую атмосферу, специфические вибрации, соответсвующие его состоянию. И чувствительный человек их сразу же воспринимает. Если у какого-то человека вибрации нисходящие, люди начинают его сторониться. Если он попадает в восходящий поток, его вибрации становятся восходящими, и люди снова его окружают. Пессимисты, мрачные и отчаявшиеся люди обычно одиноки. Состояние студента, провалившегося на экзаменах, ухудшается настолько, что близкие начинают его избегать. По той же причине люди избегают больных, боятся заразиться и попасть в подобное состояние. Каждый ищет здоровых, жизнерадостных, сильных людей, потому что может от них что-то воспринять. Каждый ищет горный источник, потому что может черпать его кристально-чистую воду.
 
Первое, к чему нужно стремиться, это увеличить свою магнетическую силу, чтобы воспринимать и передавать добро. Для человека это значит обогатиться. Есть много способов, какими человек может раскрыть себя. Например, он может раскрыть себя с помощью науки, религии, искусства. Чтобы не впасть в однообразие, он должен сочетать эти методы и развивать одновременно и умственные силы, и сердечные, и силы действия. Вы спросите: «Что добавляет математика, геометрия для раскрытия человека?» — Они его расширяют, его способности растут, становятся обширными. 
 
Например, из геометрии вы знаете, что кратчайшее расстояние между точками — прямая. Это математическое утверждение  является рассмотрением  данного вопроса по форме. Углубляясь в изучение этой истины, человек рассматривает ее и в другом отношении: по содержанию и по смыслу. Следовательно, истина вечна, если она проявлена одновременно в физическом, сердечном и в умственном мире, то есть, проявлена по форме, содержанию и смыслу.
 
Итак, мы говорим, что пути короче, чем по прямой, нет. Это верно в отношении пространственного мира. В непространственном мире, однако, пути длиннее, чем по прямой, нет. Когда тело находится в непространственном мире? — Когда оно в абсолютном покое. — Когда тело в абсолютном покое? — Когда оно является господином положения, в котором находится. В абсолютном покое, как и в движении, могут пребывать только разумные существа, обладающие сознанием. Машина тоже может быть в абсолютном покое, может быть и в движении, но происходит это не по ее воле — какое-то разумное существо со стороны управляет ее движением или оставляет в покое. И тут появляется вопрос: По какой причине разумное существо может быть в движении или в покое? — Этот вопрос нас не интересует. Он не имеет отношения к настоящему моменту. Для каждого человека важен текущий момент, важно, что он может решить сейчас, сегодня. Какую задачу он будет решать в будущем — это вопрос будущего. Сегодня я должен двигаться и ничего больше. Что я буду делать в другой день, меня не занимает. Есть коллективная, широкая философия, которая решает все вопросы: и настоящего, и будущего, но до нее дошли немногие. Большая часть людей занимается личной философией. Она, однако, вопросов не решает. Мы говорим о философии настоящего момента. Решайте те вопросы, которые несет вам текущий момент. Вам этого достаточно. — «Но ведь Кант же сказал вот так, а Спенсер — вот так». Что бы ни говорили философы, всем им чего-то не хватает. Когда они найдут то, чего им не хватает, они исправят мир. Вы скажете, что определенные вещи недостижимы. Это утверждение так же верно, как и обратное: эти вещи достижимы. — От условий зависит. При каких-то условиях эти вещи недостижимы, а при других — достижимы. Например, утверждение: «Смерть человека невозможна». — Когда невозможна? — Когда он абсолютно праведен. Или утверждение: «Смерть человека возможна». — Когда? — Когда он абсолютно грешен. Жизнь и смерть находятся в зависимости от соблюдения великих законов природы. Человек, если он соблюдает эти законы в абсолютном смысле слова, доходит до бессмертия. Если не соблюдает, он находится в области смерти.
 
Мы говорим об изучении языка природы в связи с бессмертием, но многие ли желают изучать этот язык? Нет языка красивеее, чем язык природы. Кто занимается изучением языка природы, должен соблюдать ее правила и законы.  Например, человеку  запрещено самому отпирать и запирать двери природы. Если он хочет войти в одну из ее комнат, пусть остановится перед дверью и тихо, внимательно три раза постучит. Если ему откроют — пусть входит, если не откроют, пусть возвращается назад — он еще не готов. Когда будет готов, он войдет и увидит богато накрытый стол. И он не приступит к трапезе, пока не почувствует, что все присутствующие согласны принять участие в общем обеде. Если найдется хотя бы кто-нибудь, кто не согласен присутствовать на общей трапезе, он возвратится назад. В обители природы существуют полная гармония и единство. И в нее допускается только тот, кто в состоянии их поддерживать. Как узнать, что какой-то человек владеет языком природы? — Он будет всеми забыт. Разве это не хорошо, когда вас забывают ваши кредиторы? Это значит, что вас забывают, как человека старого, со старыми долгами и недоразумениями. И вас узнают, как человека нового, как носителя любви и света, знания и свободы. Изучение языка природы подразумевает готовность освободиться от всех старых теорий и знаний и воспринять новое знание, которое никто состоянии извратить. Вот что значит воспринять правую мысль, которая не терпит никакого отклонения.
 
Идеал нового человека — человека шестой расы — изучение языка природы. Это идеал будущего человечества — носителя новой любви, нового света и свободы, нового мира.
Только светлый путь Мудрости ведет к Истине.
 
В Истине есть скрытая жизнь.
_____________________
Лекция Учителя 
от 19.12.1930 
София, Изгрев.
 
Из книги «Путь к жизни» 
1 — 21 лекция Молодежного окккультного класса, 10-го года, т.II (1930 г. — 1931 г.),  
проведенных Учителем (по стенографическим запискам), изд. София, 1941
 
 
Перевод А. Левицкой
 
 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...