Перейти к содержанию

1921_11_13 В Египет


Ани

Recommended Posts

В ЕГИПЕТ

13 ноября 1921 года,
София
Перевод Татьяны Драгавцевой


«Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является
во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и
Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не
скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы
погубить Его».
Матфей 2:13


Есть два взгляда на жизнь; то есть эти два взгляда существуют только у людей, а у животных – у рыб, птиц, млекопитающих – и у растений есть только один взгляд. Таким образом, у человека есть два взгляда на жизнь и потому человек называется «человеком», а первоначальное значение этого слова – «существо противоречий», поскольку вся философия заключается в противоречиях. Чтобы какое-то существо начало мыслить, оно должно столкнуться с противоречием. Этот факт психологически точен. Дети, не встречающие противоречий, не умеют думать. То же самое относится и к взрослым людям, у которых всего в изобилии, – они не умеют думать. Выражение в изобилии в полном смысле слова означает, что у человека есть всё, что душе угодно, а такие люди не умеют думать. У них только один взгляд на жизнь – это взгляд рыб, птиц и животных. Мы начинаем думать только тогда, когда почувствуем какое-то противоречие в жизни.

Современные философы объясняют противоречия одним образом, религиозные люди объясняют их другим образом, у людей практической жизни тоже есть свои объяснения. Религиозные люди возлагают всю ответственность за противоречия на грех. Они говорят, что когда-то пало некое существо – они не знают, когда, сколько тысяч лет назад это произошло – и это существо завидовало человеку. И, следовательно, этот дух (они его называют демоном, который их мучает) и породил все противоречия. И кто виноват во всём, что происходит в религиозной жизни? Всё тот же старый дьявол. Произойдёт ли где-то убийство, измена, украдут ли деньги, жену, начнётся ли война, говорят: «Откуда взялся этот дьявол? Причина в нём». То есть мы рассматриваем жизнь субъективно. Мы решаем этот вопрос одним махом, утверждая, что во всём виноват дьявол, – вот и вся философия. Однако философы находят противоречия в самой материи, в силах, в самом механическом устройстве вселенной. А практические люди уверены, что дьявол – это экономические условия, или хлебушек, как говорят дети. Нет хлебушка – ничего нет, а если он есть – тогда есть и благо, потому что хлебушек создаёт все блага. И, по их мнению, этот хлебушек, самое лучшее, что может быть, и создаёт все противоречия и является причиной всех зол. И я думаю, что практические люди гораздо ближе к истине, чем люди религиозные. Да, в хлебушке, по их философии, – причина зла. Они говорят, что способность грешить вошла в человека вместе с первым попавшим в его рот куском. И они правы, потому что девственно-чистая Ева, вкусив первый раз хлебушка, осквернила и себя, и всех. Таковы их аргументы. Я не поддерживаю ни тех, ни других, но говорю то, что есть. 

И, следовательно, в нашем земном существовании жизнь либо разумна, либо неразумна. Либо всё строго математически определено, либо всё – совпадение, возможность, вероятность. Таковы два взгляда, существующие сейчас. Одни говорят, что всё случайно: люди случайно рождаются, случайно едят, случайно женятся, случайно дерутся и умирают тоже случайно. Потерял ты деньги или приобрёл – всё дело случая. А другие говорят, что всё строго определено, нет ничего случайного. Ты должен есть, потому что на то имеются причины. Нет сомнений, что эти причины разумны. Ты сам навлекаешь неприятности на свою голову: ты хочешь иметь больше денег. Но ведь когда ты их получишь, то и другой захочет иметь больше денег, и из-за этих денег тебя же и побьют. Ты сам привлекаешь к себе эти неприятности и в результате будешь бит. А современные техники и инженеры или материалисты говорят: «Когда какая-то сила встречает на своём пути сопротивление, всегда возникает трение, огонь, взрыв». Следовательно, в этом случае деньги или любые блага – это противодействие, и когда энергии, функционирующие в нас, встречаются с этим противодействием, сразу происходит взрыв.
Кто-то может спросить, верно ли это. Это верно. Пусть жена залезет в кошелёк мужа, где лежат 10 тысяч левов, и возьмёт их, – муж сразу закричит: «Где мои деньги?», и равновесие утрачено. Эти деньги лежали на дне корабля, они служили для парохода балластом и пароход сохранял равновесие. А жена, не понимая закона балласта, забирает его со дна корабля, и муж сразу говорит: «Где балласт?» – «Но мне нужно». – «Разве ты не знаешь, что мы можем утонуть?»

Итак, из-за этого балласта в мире часто возникают споры, иногда приятные, а иногда неприятные; иногда они улаживаются по-дружески, а иногда улаживаются методом Дон Кихота или методом Санчо Пансы. Не думайте, что Санчо Панса был намного умнее Дон-Кихота, просто он был практичным человеком, близко знал жизнь. А Дон Кихот был идеалистом, понимал идейную сторону жизни, но с практической стороны он её не знал. Читая, мы смеёмся, но и Санчо Панса прав, и Дон Кихот прав. И современный мир полон приверженцев Дон Кихота и Санчо Пансы. Говорю это не в обиду, я констатирую факт. Если вы придёте в школы, то обнаружите там много программ, построенных в соответствии с идеалами Дон Кихота, – в них нет ничего практического. В других школах обучение имеет практическую направленность, но нет идейной. И тогда возникает спор. Когда придёт Дон Кихот, он установит свои законы. Первым делом он начнёт с Бога, повесит вывеску, – мол, сначала надо преподавать религию, Закон Божий, а потом всё остальное. Приходит Санчо Панса: «Долой, – говорит, – эту вывеску! Это несовременно, необходимы практические знания, людям нужно жить, нужно есть, им нужен хлебушек. Вот наедимся, а потом будем думать о Господе». И Санчо Панса размышляет так: сначала, чтобы человек мог думать, ему нужно быть сытым. Может ли думать голодный человек? И Санчо Панса говорит: «Голодный человек будет думать о том, как украсть, а сытый будет заниматься философией». 

Теперь: современные люди скажут: «Мы не являемся приверженцами ни Дон Кихота, ни Санчо Пансы». Я рад, что это так, но вам нужно поженить Дон Кихота и Санчо Пансу, чтобы родилось дитя, оно будет третьим, и у него будут взгляды Санчо Пансы и Дон Кихота. От соединения этих двух взглядов вы получите нечто новое. И мир спрашивает, каким образом придёт спасение. Спасение придёт, когда вы пожените Дон Кихота с Санчо Пансой. Это символы: Санчо Панса может быть мужчиной, может быть и женщиной. Всё может быть и мужчиной, и женщиной, я имею в виду – по форме. Тот, кто писал «Дон Кихота», изобразил его мужчиной. Почему? И Санчо Панса по форме тоже мужчина. Но Дон Кихот воюет ради своей возлюбленной, ради своей Дульсинеи. Причина, побуждающая его проявлять геройство, – женщина. Какие бы подвиги он ни совершал, его мысли заняты красивой женщиной, ради неё он готов жертвовать жизнью. И Санчо Панса верит в своего господина, но у него совсем другой взгляд на жизнь. Он говорит Дон Кихоту: «Когда ты завладеешь своим царством, дай мне немного землицы, чтобы я мог её обрабатывать и кормить своих детей». Поэтому Дон Кихот сухощав, высок ростом, у него длинные, худые руки, нос длинный и тонкий, глаза проницательные, лоб прямой. А Санчо Панса – коротышка, около 145 см ростом, похож на бочонок, руки у него коротенькие, пальцы очень толстые у основания, губы толстые, нос толстенький. Садясь поесть, он расплывается в улыбке, как луна, и говорит: «Вот он, смысл жизни!»

Теперь: если современные люди, критикуя роман или пьесу, видят в них только смешное, то они не поняли их высокого смысла. Современные люди безыдейны, это люди переживаний, это не учёные, образованные люди. Человек прочёл какую-то книгу и воображает себя князем или графом, но этого недостаточно, в тебе должна течь кровь этого князя. Следовательно, в этом мире нам необходимо приобрести идеи, а их можно приобрести только при наличии противоречий. Закон эволюции требует противоречий как необходимости. Этот закон действителен только для человеческого царства. В других царствах нет греха, грех есть только в человеческом царстве, и все существа, прямо или косвенно связанные с людьми, заражены грехом. Грешными существами являются в мире только люди, других грешных существ нет. Все другие существа живут в мире и любви и понимают Бога, и только люди Его не понимают и думают, что весь мир перевёрнут вверх дном. Судьи, философы и учёные хотят убедить нас, что грех пронизывает всю вселенную, и называют это мировой скорбью; они спрашивают себя, откуда взялся этот грех. Скажу, чему я уподобляю таких писателей. В Южной Америке есть известная пустыня, проходя по которой путники поднимают такую пыль, что перестают видеть белый свет, и поэтому думают, что весь мир лежит во мгле, хотя эта мгла простирается вокруг всего на двести метров. И такая философия проецирует и грех в другие миры, но там, как я знаю, живут очень хорошо. Мне скажут: «Приведи в доказательство данные». И я скажу: «Приведите и вы свои данные». Я могу доказать это рядом данных, могу доказать это математически, поспорить с математиками.

Я могу доказать, что грех ограничен известным пространством мироздания, человеческим телом, то есть он существует при наличии определённой формы. И люди увидят, что так оно и есть. Но это отвлечённый, математический вопрос, и если бы я решился доказывать его, знаете, чем могло бы обернуться дело? Один знаменитый скрипач приехал в Париж дать несколько концертов, и ему удалось снискать всеобщую симпатию. Вечером накануне отъезда состоялось его последнее выступление. Он хотел, чтобы его запомнили и написали в газетах о его прекрасной игре. К несчастью, он начал играть очень длинное произведение, играл несколько часов, слушатели устали и один за другим стали покидать зал, и в конце концов остался только прислужник с ключом. Скрипач продолжал воодушевлённо играть. Прислужник подошёл к нему и сказал: «Господин, простите, мне пора спать, возьмите ключ, и когда закончите вашу пьесу, закройте театр». И я нахожу, что современные философы похожи на этого скрипача: они выходят и рассуждают так долго, что мы им говорим: «Возьмите ключ и когда закончите вашу диссертацию, закройте ваш театр, потому что мы идём спать». Особенно не любят слишком длинных диссертаций болгары. Болгарин практичен: «Скажи в двух словах, что ты хочешь мне сказать. Есть Господь или нет? Есть тот свет или нет? Скажи, не тяни. У меня нет времени, мне надо идти в поле. Есть Господь или нет? Если нет, я пойду пахать. Если Господь есть, я пойду Ему служить, а если нет, буду работать на себя». Так он решает этот вопрос: «Спрашиваю: есть тот свет или нет? Скажи!» И если ты скажешь ему, что тот свет есть, болгарин спросит: «А ты туда ходил? Ты его видел? У тебя есть такой опыт?» И если ты ответишь ему, что ходил на тот свет, он скажет: «Неужели можно ходить на тот свет? Ну, тогда и я пойду!» Он очень практичен, хочет всё проверить на опыте, и всё готов сделать, но если вдруг почувствует, что ты хоть раз солгал – тогда всё меняется.

Бог есть, потому что в мире существует Любовь. И тот мир существует, потому что существует этот мир. И тот мир, и этот мир – это один и тот же мир. Когда ты говоришь о том мире, ты говоришь о мире, которого не понимаешь, а когда говоришь об этом мире, ты говоришь о мире, который тебе понятен. Следовательно, мир, которого я не понимаю, я называю тот мир, а мир, который мне понятен, я называю этот мир. Есть тот мир, которого мы не знаем, и этот мир, который мы знаем. Следовательно, известное мы называем физическим, а неизвестное называем духовным. Но что такое физическое и что такое духовное? Физический мир – это проявленный мир, а духовный мир – не проявленный. Когда я говорю не проявленный, это не значит, что, по сути, он не существует, но это значит, что тот мир ещё не оформился для наших чувств, а оформился лишь для наших понятий; он вне наших чувств, и мы называем его духовным миром. И этот духовный мир является причиной всего происходящего на земле.
Вы можете при желании проделать любой опыт. Вы говорите: «Я думаю, что я сам себе господин, у меня есть воля, я могу делать, что хочу». Но ты не можешь делать то, что хочешь, а можешь делать только то, что тебе приказывают, как солдату на поле боя: ты будешь стрелять, потому что тебе приказывают. Ты священник, ты служишь в церкви, потому что тебе платят. Будешь служить, народ этого хочет. Ты говоришь: «Я свободен служить или не служить». Нет, ты не свободен: кто стал попом, тот не свободен; кто стал проповедником, тот не свободен. И при этом мы хвастаемся, будто можем мыслить. Мыслить могут только свободные люди, а несвободные лишь повторяют сказанное другими, и поэтому современные люди повторяют и повторяют, декламируют. По-моему, это отличные декламации. «Ты зелен, лес мой, пахнешь младостью, но в сердце мне вселяешь лишь скорби и печаль». Ах, отличный поэт, он отлично декламирует. «Я, – говорит, – верю в триединого Бога». Это декламация. «Господь существует». Ты декламируешь. «Я болгарин». Декламируешь. «Но я учёный». И это декламация, только и всего.

Ты говоришь, что ты болгарин, твои отец и мать болгары, ты родился в этой среде. Ты декламируешь. Скажите мне, какова болгарская кровь? Чем отличается болгарская кровь? Некоторые говорят, что я не умею рассуждать. Сегодня я буду рассуждать философски и очень объективно. Анализировали ли эти учёные химики, естественники болгарскую кровь, знают ли они, чем она отличается от английской крови, и т.д.? Где их таблицы и вычисления? Что такое болгарская кровь? Я хочу видеть, какова эта кровь, хочу видеть результаты исследований. Чем она отличается? Когда натуралист говорит о каком-то семени, он должен описать не только его внешнюю форму и признаки, но и внутренние особенности, и даже указать, что в результате получится из того или иного семени. У тебя болгарская кровь. Какова твоя кровь? Не только болгары не определили, чем отличается их кровь, но и англичане. Они говорят: «Я англичанин, в моих жилах течёт английская кровь». Но и английские химики не определили, какова их кровь. Чем она отличается? Собираются болгары, англичане, французы, русские, американцы, и болгарин говорит: «Во мне течёт болгарская кровь». И англичанин говорит: «Во мне течёт английская кровь». Так и течёт болгарская, русская, американская кровь, но что это за кровь? Все люди оперируют неизвестными числами, предположениями. И, следовательно, я выношу своё суждение и говорю: эти болгары отлично декламируют, и немцы, англичане, французы, американцы – все декламируют, и отлично декламируют, но думать они ещё не умеют. Теософы определяют человека как манас, мыслящее существо. Да, первые люди, пришедшие на землю, создавшие землю, мыслили, но те, кто остался ею управлять, перестали мыслить.

Теперь: вижу, как иной раз, прослушав беседу, выдернут из неё несколько фраз и говорят: «Он развращает болгарский народ». Ну, ладно, назовите элементы моей развращающей речи, укажите тот элемент, который изменяет жизнь. Я не имею ничего против того, чтобы меня критиковали, но пусть критики будут разумными и приведут доказательства, что они считают элементами развращения. Согласно нашему пониманию, развратить означает «отвернуть». То есть если ты открутишь привёрнутые на колесе болты, ты совершаешь развращение, и люди, находящиеся в машине, могут пострадать. Спрашиваю: скажите мне, пожалуйста, на какой вашей машине какой болт я открутил? Кто свидетели? Я готов выслушать. Пусть мне скажут: «На заднем колесе в таком-то месте ты открутил такой-то болт», и тогда я признаю, что я открутил, развратил, и была опасность, что люди пострадают. Я употребляю слово открутить в очень мягкой форме. Каждому надо мыслить, и я хочу, чтобы все, кто слушает меня, мыслили предельно здраво, а не декламировали. «Я верю в Господа». – Это не вера, это декламация. Готов ли ты умереть ради того Господа, в которого веришь, готов ли пожертвовать собой, отдать всё, что имеешь? Можешь ли ты умереть за свою жену, за своих детей? Вот что такое убеждённость. Даже если это и заблуждение, но всё же это идеал, в котором люди находят смысл. Герой тот, кто умирает за идею. А ты, правоверный, веришь в триединого Бога, но не готов отдать и волоса из своей бороды. Позволь мне усомниться в твоей правоверности. Нам нужно рассуждать правильно: мыслим мы или нет? Тебе следует знать, течёт ли в тебе болгарская кровь или не течёт, и откуда эта болгарская кровь ведёт своё начало. Ведь у каждой реки есть свой исток? Откуда ведёт своё начало болгарская кровь, и откуда ведёт своё начало английская кровь? Я буду рад, если мне скажут, где находится источник вещей. Буду искренним, в крови людей есть существенные различия.

Какой оттенок придаёт лицу болгарина болгарская кровь? Черноватый. Значит, в болгарской крови преобладает углерод, или углеродная энергия, заставляющая болгарина держаться ближе к земле, и поэтому он пахарь, садовник, пастух. А в крови англичан преобладает водород, водородная энергия, поэтому они торговцы, плавают по всем морям, этих людей встретишь по всему свету. Да, говорю, в крови англичанина больше воды, и если хочешь стать другом англичанину, напои его хорошей водой. А если хочешь стать другом болгарину, дай ему надел земли, и он будет тебя помнить и говорить: «Он дал мне очень хорошую землю». Итак, болгары стали болгарами, когда в их крови стал преобладать углерод; англичане стали англичанами, когда в их крови стал преобладать водород. Это энергии, существующие в природе. Но однажды эти энергии изменятся. И нынешний болгарин изменится, от него произойдёт нечто новое, и он не будет называться болгарином. Настанет время, когда и англичане изменятся. Они будут называться не англичанами, у них будет новое имя. А современные болгары и современные англичане останутся в архиве, где их будут изучать как древности – какими они были в прошлом. 

Итак, всем нам нужно совершить поворот, начать мыслить и рассуждать, прежде всего, о самих себе, а не заниматься посторонней философией. Сначала нам нужно заняться великой философией нашего тела, теми великими причинами, которые действовали вначале, причинами, создавшими руку. Рука ещё не имеет законченного вида. О чём думала природа, создав глаз, ухо, человеческий рот, язык, нос, какой смысл имеют все эти органы? Каково их предназначение? Разве цель человеческого языка только в том, чтобы переворачивать пищу? Люди думают, что язык млекопитающих предназначен только для того, чтобы переворачивать пищу. Однако, в сущности, у языка три службы: он не только отправляет пищу в горло, но и оценивает её на вкус, различает виды пищи, и третья его служба – говорить и петь. Всё это службы языка. Теперь спрошу: если природа дала людям эти органы, то каким был её первоначальный замысел? У вас об этом нет никаких воспоминаний. Вы видите, что у вас есть язык, есть глаза, но о том, как созданы эти глаза, как создан язык, как созданы ваше ухо, ваш мозг, вы не имеете абсолютно никакого понятия. А если бы я спросил кого-то из вас, знаете ли вы, сколько нервов в человеческом теле? Сколько в теле нервных волокон, благодаря которым оно функционирует? Их 700-800 миллионов – отдельных маленьких нервных волокон, благодаря которым существует эта великая держава. Столько здесь проводочков, посредством которых функционируют всевозможные природные энергии и происходит восприятие. Знаете, сколько вам понадобится дней, чтобы их сосчитать? Вам придётся немного поднапрячься, чтобы досчитать до миллиона, а потом подсчитайте, сколько лет вы потратите, чтобы досчитать до 800 миллионов. А знаете, сколько времени потратила природа и сколько миллионов существ работали, чтобы создать эти проводочки? Знаете, какие в невидимом мире работали электротехники, проложившие эту проводку внутри нашего тела? И кто-то сидит и говорит: «Удивительно и страшно создан человек». Но как всё это создано? 

Пророк писал: «Удивительно и страшно». Он думал, но чем он думал? Да, это страшно – 800 миллионов проводов, длинных верёвочек, понимаете? И знаете, если бы вас послали на некую фабрику изготавливать эти провода и установили бы плату, то даже десяти миллиардов было бы недостаточно? Некоторые из них настолько тонкие, что фабрикант скажет: «Мы на нашей фабрике не умеем делать такие тонкие провода». А если бы вы предприняли специальную экспедицию к Солнцу, Марсу, Сатурну или куда-то ещё, чтобы сделать такую проводку и вернуться… Думали вы о такой прогулке? Иногда из невидимого мира приходит инженер, чтобы сделать изобретение; он возвращается на землю, работает; проходит много времени, и вы слышите: в таком-то месте появились новые провода. Рассматривая мозг существ, стоящих ниже человека, мы обнаружим в его передней части белые нервные волокна в зачаточном состоянии, а у человека эти нервные волокна длинные, и благодаря им проявляется и функционирует человеческая мысль. Знаете, на какой фабрике они сделаны? Некоторые пытаются нас убедить, что они созданы в мозге. Эти частицы природа изготовила в очень далёких пространствах, и они переправлены на землю посредством четырёх видов энергии (сейчас я заменяю индусские термины нашими): это углеродные, водородные, азотные и кислородные энергии.
Я употребляю слово водород для обозначения энергий, связанных с атомом водорода. И на то, чтобы какой-то атом стал углеродным или водородным, существуют гораздо более глубокие причины, чем думают современные химики. Существуют совсем другие причины, на которых мы не станем останавливаться. О таких областях знания мы будем думать в будущем. Это великая, глубокая наука. Эти энергии пересылались по частям, и тогда пришёл великий электрик и начал делать проводку и ваш мозг начал работать – вы начали мыслить. Произвести некоторые из этих проводков на ангельской фабрике стоит 10 миллиардов левов золотом. Эти проводки длиной всего два-три миллиметра и очень тоненькие. А вы тут сидите и говорите: «Зачем Господь дал мне голову, дал бы денег!» Друг, у тебя в голове есть проводок, на который потрачено 10 миллиардов, и не банкнотами, а золотом, наличностью, только для того, чтобы ты думал. А ты сейчас говоришь: «И зачем Господь дал мне эти способности, эти таланты, если я не могу себя проявить?» Это декламация. Смешно сыну обвинять отца: «Зачем отец купил мне скрипку и смычок, если я не умею играть? Я хочу плясать». Твой отец взял тебе отличного учителя, купил тебе ноты и всё, что нужно, только играй. И современные люди тоже декламируют: «Это очень глубокие вещи; если мы начнём думать, то спятим, и, следовательно, чтобы не спятить, думать не нужно. И всякий, кто осмелится утверждать подобное, – еретик, лжец, он обманывает людей».

Ну, хорошо, я хотел бы услышать, в чем заключается ваша истина? Не имею ничего против, но если мы говорим лжец, то это очень сильное слово. Каково происхождение слова "лъжа" или слова "лижа" в болгарском?1 Если здесь есть студенты-филологи из университета, я хотел бы их попросить, чтобы они были так любезны и спросили своих профессоров, откуда происходит корень слова ложь. Чисто ли болгарское это слово, или славянское, или оно ведёт своё происхождение от какого-то более древнего языка? Вы окажете мне большую услугу. Лгать – значит, отклоняться от истины? Хорошо; но тогда дайте мне определение, что такое истина. Если мы рассуждаем об истине и лжи, то нужно их определить как две величины. Чем они отличаются? Когда в человека входит истина, она вносит в него элемент смелости. Зная истину о какой-то идее, человек готов за неё умереть. А когда в человека входит ложь, она делает его трусливым. Следовательно, всё, что делает людей трусливыми, по логике вещей, есть ложь. Всё, что делает человека трусливым, содержит в себе ложь, а всё, что делает человека смелым и решительным, что побуждает его думать и рассуждать, приближает его к истине. Так обстоит дело на практике. Делает ли вас трусливыми то, о чём я вам говорю? Если это делает вас трусливыми, то я лгу; но если мои слова делают вас смелыми, решительными и счастливыми, значит, я говорю вам истину. И тогда, кто говорит истину, и кто лжёт? Дело не в том, чтобы приободриться на какой-то момент, нет, нет. Выпив винца, вы становитесь смелыми и говорите: «Знаешь, кто я такой?» Но потом, протрезвев, признаётесь: «Я и сам не знаю, кто я». В истине не бывает такой смены состояний, там ты будешь узнавать себя всё больше и больше, и будешь смелым всегда. Следовательно, говоря истина, я подразумеваю, что она неизменна и несёт свет. И по силе всех крепких и здоровых растений я могу судить о том, что они находились под влиянием солнечного света. А цветы, выросшие в подвале, очень хрупкие, слабые, потому что им недоставало солнечного света. Итак, истина делает всё гибким и пластичным, а ложь – хрупким и неустойчивым.

Теперь вы зададите мне вопрос: «А что там с твоим 13-м стихом?» Так ведь число 13 фатальное, я говорю именно о числе 13. Оно означает: думает ли сейчас этот человек? Иосиф – человек, который думает и рассуждает.

«И возьми Матерь Его». Мать – это противоречие, заставляющее нас думать. В еврейском языке буква М означает смерть. Значит, в природе смерть использует два процесса: один разрушает, а другой строит. Ты не можешь строить, если чего-то не разрушил. Эти два процесса в природе работают одновременно, и благодаря им появляется мысль. И все видоизменения несут с собой жизнь и смерть. Мария – это женщина, приход которой всё разрушает и всё очищает. Она родила ребёнка и испортила людям всё дело, этот ребёнок принёс им сплошные бедствия. И знаете, сколько людей погибло из-за этого ребёнка? Одна только инквизиция сожгла 50 миллионов людей. А сколько людей убил Нерон, римский император? А сколько людей полегло сейчас на полях сражений? Значит, Мария, родив ребёнка, навлекла на людей бедствия. Следовательно, она хочет очистить, искоренить всё прежнее и насадить нечто новое.

Когда пришёл Христос, Ангел Ему сказал: «Иди в Египет». А Египет – это физический мир. Чтобы этот ребёнок понял мир, ему надо было отправиться в Египет учиться. Для чего существует земля? Материальный мир, физический мир – это мир учёбы. И когда вас откуда-то гонят, Господь говорит вам: «Иди в Египет учиться, и когда вернёшься, ты сможешь рассуждать о вещах, созданных природой». И если вы спросите меня, зачем мы живём на земле, я отвечу: чтобы учиться. Страдание сопутствует всякой учёбе, но сама учёба – не страдание, она лишь производит страдание; страдание же служит основой для изучения некоторых вещей. Следовательно, в физическом мире мы учимся. Ну, хорошо! Чему нам нужно учиться?

Один говорит: «Я болгарин», другой скажет: «Я серб». И потом сербские филологи скажут: «Вы должны считать болгар своими врагами, потому что они чинят препятствия сербам». И болгары скажут: «Вы должны ненавидеть сербов, потому что они препятствуют развитию болгарской культуры». И те, и другие молятся Богу, призывают Господа, как будто Господь не знает Своего дела и им нужно Его учить. Сербы, правоверные отцы народа, говорят: «Господи, неужто Ты и знать не хочешь, что делаешь с нами?» А Господь посмотрит сверху и скажет: «Эти Мои высокообразованные дети стали отличными философами, они разделились на болгар, сербов и т.п. и думают, что их игры так серьёзны, что и Мне нужно играть с ними. Но вы можете играть тысячи лет, и однажды, когда поумнеете и перестанете быть болгарами и сербами, Я приду вразумить вас». Это не мои слова, это учение Христа. И апостол Павел говорит: «В Христе нет ни иудея, ни эллина, ни скифа, ни раба». 

Следовательно, все эти противоречия проистекают от декламаций; мы не думаем, а повторяем и повторяем, мы всё декламируем и декламируем, и так будет, пока не прекратится эта декламация. Но уже настало время и для мысли, для серьёзной мысли. Декламация уже поистёрлась и стала бессмысленной. Приходит экзаменационная комиссия, ей не нужны декламации. Тебе дают задачу, решай её. Шпаргалки из рукавов выбросят, и друзей-подсказчиков не будет. Я хочу, чтобы ты рассуждал серьёзно. А этот способ всем известен: ученик заглянет в рукав и скажет: «Я знаю». Говорю: «Отвечай». А когда его вызовут к доске (у доски работают только способные ученики, а неспособные глотают готовое), он начинает писать формулы, раскрывает их и доказывает математическими выкладками. А кто не знает, смотрит на учителя и просит: «Подскажите что-нибудь». Но учитель далеко, поскольку пришла комиссия; в мир пришла комиссия, и всех вас вызовут к доске, теперь уже – никаких декламаций, решай задачу. Поэтому я говорю, что время декламаций закончилось. Я желал бы, чтобы это время продлилось, но Господь вызовет вас к чёрной доске, даст конверт с заданием, и никого рядом с вами не будет. Там, у доски, вам придётся попотеть. И когда экзамен окончится, комиссия скажет вам, умеете ли вы думать или умеете только декламировать. Она отправит рапорт в невидимый мир: «Такой-то священник – отличный проповедник, но он не умеет думать». «Такой-то, Иван Драганов, отличный профессор, дипломированный астроном; другой, Иван Стоянов, преподаёт биологию, но не умеет думать»; «Драган Стоянов преподаёт философию, но не умеет думать». Все декламируют, но думать не умеют. Комиссия наверху решает: «Они не умеют думать». Что они делают? Декламируют. Это отличные дети-декламаторы, которые слывут профессорами.

Итак, Ангел говорит: «Возьми Сына и Матерь Его, и идите в Египет учиться». Этот Ангел приходит сейчас и говорит вам: «Давайте, идите в Египет». Вы будет грустить об Иерусалиме. Но Иерусалим – место жертвоприношений, а в Египте – мудрость, лад и порядок. И почему Господь разрушил Иерусалим? Евреи стали совершать там столько жертвоприношений, что храм стал пахнуть кровью, и Господь сказал: «Разрушьте этот храм, Я не хочу крови. Я хочу, чтобы люди думали, служили своим умом, сердцем, своей душой». Господь идёт, и если современные люди не научатся, Он скажет и им то же самое, и все храмы будут разрушены, как Иерусалимский храм, и Он всех пошлёт в Египет. Так будет по всему миру, всё будет разрушено. «Э-э, – скажете вы сейчас, – докажи это!» Я предложу вам взглянуть на храмы, когда они будут разрушены, и скажу: «Посмотрите на них! Так верно ли это?» – «Почему это случилось?» Потому, что вы не думали, исполняли не волю Божию, а свою волю. Вы не учились, а говорили: «Ты лжёшь!» Когда кто-то приходит возвестить истину, вы хотите его прогнать. Ложь разрушает, а истина строит.

Но если бы я был первым, кто принёс вам истину, я сказал бы: вы почтенные люди, я вас уважаю. Что ж, посмотрю на вашу культуру, на ваши тюрьмы, ваши церкви, школы, посмотрю на ваших женщин, на ваших девушек и юношей, на вашу семейную жизнь. Я желал бы поучиться вашей возвышенной морали. Я готов прийти к вам. Есть ли у вас такая мораль? Если вы такие умные, то откуда у вас такие долги? Вы должны больше 20 миллиардов. Десять или пятнадцать ваших министров убиты на улице, как собаки. Откуда всё это? И только ли это? У меня достаточно мужества, чтобы сказать вам истину. Я не желаю вам зла. Не заблуждайтесь: такие проявления свойственны не болгарам, а варварам. И когда западные народы хотят дать определение болгарам, они говорят: «Вы варвары», и в какой-то мере они правы. Болгары – варвары, а сами они идут позади варваров.

Теперь: нам важно решить этот вопрос. Можете ли вы решить этот вопрос? Потому что болгар как индивидуумов не существует. Это коллективная единица, состоящая из многих единиц.
Теперь спрошу вас: «Вы можете любить?» Вы скажете: «Можем, и прекрасно! Потрогай, какое теплое у нас сердце!» Я рад, рад, я желаю вам любить, но спрашиваю: можно ли на вашей любви, на её огне выковать что-то полезное, можно ли соткать какую-то нить? Или так: могут ли под лучами вашей любви зреть плоды – яблоки, сливы, груши? Вы скажете: «Сейчас мы в тяжёлом положении!» Почему? Да, когда под лучами нашего сердца начнут зреть плоды, тогда этот мир исправится. Это возможно – от тепла человеческого сердца могут созревать самые лучшие яблоки. Под лучами любви могут зреть самые лучшие груши, черешня. И когда я так говорю, то слышу от некоторых: «Это очень загадочный язык». Он не загадочный, потому что если вы начнёте изучать человеческое тело, вы увидите в нём всю природу; человек – это космос в миниатюре. Что происходит во всей вселенной, то происходит и в человеке. В человеке зреют все плоды: яблоки, груши, черешня, виноград! Следовательно, эти груши, яблоки зреют не при солнечном свете, а под лучами твоей любви, и всякий, кто их отведает, скажет: «У этого человека отличный виноград».

«Встань! – говорит Ангел, – возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет». Египет – это тело, здесь его будут поедать черви. И в тело того, кто не умеет рассуждать, войдут черви, чтобы научить его рассуждать. Тот, кто не изучил свой желудок, говорит: «Желудок – это брюхо, которое Господь уничтожит. Мозг не надобен, то не нужно, это не нужно». Религиозные люди говорят, что можно обойтись и без тела. Светские люди впадают в другую крайность. Религиозные люди – донкихоты. Извините меня, я не хочу вас обижать. Таков ход рассуждений. Мы будем жить для Бога, мы не станем себя пятнать, как Дон Кихот. В своём воображении Дон Кихот живёт только для Дульсинеи, его ум занят только ею. А рассуждения Санчо Пансы сводятся к еде, он трясётся над телом, и если у него что-то заболит, сразу зовёт: «Господин доктор», и тут же – ягнята да индюшки: «Только так и может жить человек». Он практичный человек: он думает, что желудок это мельница; по его мнению, желудок должен молоть. Если ты предложишь нетрезвому человеку пить воду, он скажет: «Для нас Бог создал вино, а вода – для жаб». Так говорит Санчо Панса. Можете ли вы доказать мне, что вино создал Господь? Я знаю, что вода создана Богом, а вино – людьми. Господь создал виноград, а вино – ваше произведение. Следовательно, вы декламируете, а не думаете. И тогда берут это вино и делают его «Христовой кровью». Но вино, которое должно стекать с нашего языка, – это разумное слово. 

Человек не должен лгать, понимаете? Я говорю вам всё это, потому что у меня сердце болит за вас, я вижу, что вы сами создаёте себе все несчастья. А я очень хочу, чтобы вы не страдали. Спасение перед вами. Только повернитесь на пол-оборота, и линия вашего фронта изменится. Так происходит всегда, когда человеку становится невыносимо. И когда вы сетуете: «У меня большая беда», я говорю: повернись на пол-оборота, сделай полукруг, и счастье придёт. Вы говорите: «Мы сделали уже столько кругов!» В таком случае идите в направлении севера и востока и приложите все свои силы. Но вы скажете: «На север? Разве ты не знаешь, что там холодно? А на востоке восходит солнце, что я там забыл? Пойду на юг и на запад». Говорю: в этих двух местах и создавались все твои несчастья. Юг производит тепло, а запад сгущает. Материя стала такой плотной, а огонь, проникающий в эту материю, стал таким сильным, что ты сам себя мучаешь. Иди к Истине, иди на восток и на север. Огонь ослабеет, и образуется тепло, при котором смогут зреть твои плоды. 

Сейчас вы скажете мне: «А ты можешь это доказать?» Хорошо, пойдём со мной, мы будем идти рука об руку, ты будешь думать так же, как я, будешь чувствовать, как я, и если в течение года ты не увидишь результатов моей науки, тогда можешь высказаться по этому поводу; но до истечения года ничего не говори.

Кто-то говорит: «Я думаю». Друг, до сих пор ты не думал, тебе приказывала жена – конечно, если ты женат. Ты идёшь по улице и берёшь влево, а полицейский велит тебе идти вправо: «Вернись, туда нельзя». А ты говоришь: «Я умею рассуждать, я принял решение вернуться». Вернёшься – что тебе остаётся делать? Поскольку существует закон о легитимации2, ты говоришь: «Не буду выходить на улицу, нет настроения». Нет, нет, ты не свободен, ты боишься. Ты думаешь о документах, выданных полицией, а не о Божественной легитимации. Тебе и в голову не приходит жить по Богу – жить чистой, моральной и возвышенной жизнью. Вы говорите: «Сейчас, пока мы молоды, поживём в своё удовольствие, а когда состаримся, будем целыми днями молиться». Но покажите мне старого человека, который бы молился Богу, – нет ни одного.

Нет, нет, нужно, чтобы молодое поколение было духовным, а не только прикрывалось такой вывеской. Мы должны объяснить молодым глубокие законы, объяснить, почему нужно жить свободно и духовно, а не иначе. Пусть они поставят опыт. Говорю это не в упрёк. Побудите молодые поколения мыслить, предоставьте им свободу мыслить. А старые говорят: «Сынок, ты не докапывайся до корней, а старайся стать человеком». Как стать человеком? По-вашему, вот как: если ты – чиновник, крутани рукой, когда Господь спит, залезь в кассу, возьми деньги, а потом сделай доброе дело, помоги сиротам, и Господь тебя простит. И вы думаете, что тогда сын скажет: «Это мораль»? Вы хотите, чтобы при такой религии молодое поколение пришло в церковь? Нет, молодому поколению требуется другая религия, религия истины, религия, делающая молодых смелыми и решительными. А сегодня девушки и юноши кончают жизнь самоубийством, говоря: «Жизнь не имеет смысла». Почему? Потому что в их кровь проникла ложь, она сделала их хрупкими, и они не находят никакого смысла в жизни и говорят: «Не хочу жить». Студенты слушают лекции в университете, учатся в гимназии, но среди этой молодёжи не найти ни одного, кто рассуждал бы здраво. Молодёжи порвали эти ниточки в мозгу, повредили ум. Молодому поколению необходима свежая, кристальная мысль, Божественная мысль, которая даст их душам простор полёта, возможность перемещаться в пространстве, зарядит энергией, позволит мыслить, и мыслить серьёзно. 

Следовательно, вот что необходимо и что ты в силах сделать: прими истину в свою душу, и когда истина станет достоянием общественной жизни, мы сможем исправить эту жизнь, – имея знание, мы сделаем это быстрее, чем без него. Когда ломается автомобиль, требуются не философы, а работники; когда строится здание, нужны мастера; когда убивают человека, нужна мать, чтобы снова вернуть его в жизнь. Знаете, что значит быть матерью? Если ты станешь матерью, тебе нужно родить ребёнка, вырастить его и воспитать. А сейчас матери вводят дочерей в заблуждение, рассказывая им о моде, о шляпках, о том, о сём, а о существенном – ни слова. Юноша и девушка сходятся, каждый из них о чём-то думает, но когда начнутся жизненные невзгоды, как они научатся их преодолевать? Им говорят: «Как мы сами научились, так и вы научитесь». Это не так. Нынешним юношам и девушкам необходимо знать, в чём заключается смысл жизни, как создаётся человеческое тело, каковы обязанности матери, отца, учителя, и не только формально, но и по сути. Все должны знать свои обязанности и самым добросовестным образом исполнять их во благо ближнему. И нам незачем осуждать друг друга. Ангел говорит Иосифу: «Встань! Возьми Младенца и Матерь Его и беги из Иерусалима!» То есть беги от нынешней цивилизации, извратившей всякую мысль, – она приговорена: она сделала людей безликими и уравняла их.

Есть оккультный рассказ о человеке, который отправился изучать восточную науку и, кто знает какими путями, попал к слепым адептам: у всех у них были ввалившиеся глаза. Они схватили его, ощупали руками и сказали: «Всё, как у нас, только глаза не такие, как наши. Нужно их сравнять». И стали давить ему на глаза, чтобы они стали такими же, как у них. И в то единственное, благодаря чему человек способен найти путь, они влезли своими пальцами: «Станем одинаковыми». И говорят: «Мы хотим уравнять всех людей, чтобы у всех глаза ввалились». Господь устроил правильно наши глаза. Когда болгарин говорит о ввалившихся глазах, он очень хорошо понимает, что это означает, а когда глаза вваливаются у религиозных людей, сразу говорят: «Он стал праведным». У каждого человека, когда он теряет всё – имущество, жену, детей, – глаза вваливаются, а когда всё в порядке, его глаза возвращаются на своё место. Наши глаза должны быть такими, какими их создал Господь, они не должны вваливаться. И я против ввалившихся глаз. И если ваши глаза начнут вваливаться, это говорит не о том, что вы стали святыми, а просто вы находитесь в болезненном состоянии и скоро покинете этот мир, так и не поняв, зачем сюда приходили.

Вам следует знать один великий закон: нужно иметь чистые мысли и понимать, зачем созданы ваши тела. Задерживались ли вы когда-нибудь на мысли, почему руки иногда бывают сухими? У вас болит живот, вы зовёте врача, и он ставит вам диагноз. Никто ещё не понял причины. Врач не может знать причину. И если у тебя болит рука, знаешь, о чём она тебе говорит? «Хозяин, сожалею, что ты использовал меня для многих дел, но для того существенного, главного дела, которое мне предназначено, ты меня не употребил». Вы будете похожи на того мальчика, которому отец купил скрипку и смычок, а он принялся колотить смычком свою сестрёнку и сломал его. Он не играет, а дерётся. Вы считаете, что рука создана, чтобы бить и колоть, и говорите кому-то: «Побей его!» Нет, рука создана не для того, чтобы бить и колоть. Рука создана, чтобы играть на музыкальном инструменте, таково её предназначение. Играл ли ты ею? – «Нет». Ты не понял смысла жизни. Твоя рука создана, чтобы отирать слёзы плачущим; она создана, чтобы дать пищу голодному; она создана, чтобы спасти погибающего.

Вы поняли меня? Вы будете декламировать или думать? Ответьте сейчас, вы будете декламировать? Что касается декламации, то и я декламирую этим утром. И первое, что я начал декламировать: «А когда Иисус родился в Вифлееме…». Иной раз я декламирую очень правильно, иной раз останавливаюсь – это исключение – и тогда кто-то может сказать: «Здесь он не так декламирует». И в декламации есть искусство, но в ней нет мысли. Иосиф должен думать. Вы скажете: «Где он нашёл всё это в 13-м стихе? Есть ли всё это в 13-м стихе?» Я оттуда извлекаю эту мысль. У тебя есть мозг, это то реальное, что есть в жизни. 

И современные люди правы, говоря, что нам нужно начать с видимого мира, чтобы понять истинные нужды нашего тела, а затем перейти к изучению того, как человеческая жизнь проявляется в физическом мире. Многие культуры появлялись и исчезали на протяжении веков, но мир ещё не достиг необходимого уровня. Почему? Потому что люди ещё не думают. Но та комиссия, которая сейчас идёт, заставит людей думать.

Теперь предприму небольшую диверсию по ходу моих философских рассуждений. Они не столь очевидны, потому что я должен, с одной стороны, рассуждать и корректировать, а с другой стороны – сажать семена. Опишу вам положение, в котором находятся современные люди, расскажу одно предание. Не могу сказать, насколько оно достоверно, но оно сохранилось в человеческой памяти и датируется временем Нерона. Речь идёт о знаменитой римлянке, дочери патриция Верония, которую звали Винциллой. Она была одной из красивейших девиц Рима, столь красивой, столь грациозной, столь благородной и смелой, что все ей дивились. Однажды, к счастью или к несчастью, её случайно увидел император Нерон, который, по своему обыкновению, на всё обращал внимание как актёр и художник, ученик Сенеки, но особенно он любил женщин, и она привлекла его внимание. Вечером он посылает к её отцу: «Я хочу, чтобы вечером ваша дочь пришла ко мне для беседы и провела вечер в моём дворце». Когда отец сообщил ей об этом, она сразу сказала: «Нет! Я предпочитаю смерть дворцу Нерона!» Она отказывает посланцам Нерона, и те возвращаются ни с чем. Нерон, который был очень гордым, сказал: «Что ж, хорошо». Он посылает нескольких преторианцев: «Возьмите её и утрите нос этой гордой римлянке, поцелуйте её несколько раз». В Риме все без исключения должны были считаться с волей Нерона. Говорю: эта девица не знала жизни, понимаете? Когда она оказалась в тюрьме, её встретили очень грубым поступком. Это случилось с нею впервые.

Вы, современные люди, скажете сейчас: «Что плохого в том, чтобы пойти во дворец Нерона?» Современная мораль допускает небольшие отклонения, но это была мыслящая девушка, понимаете? У неё был свой идеал, у неё была воля: «Не хочу идти! Ни за что не пойду во дворец!» Итак, повеление Нерона было исполнено с применением силы, и после этого, по приказу Нерона, девушку отпустили. Она покинула Рим, уехала очень далеко, в её душе появилось отвращение к римской цивилизации: «В Риме нет ничего благородного, это позор для Рима, отныне я не хочу быть римлянкой».

И она отправилась на юг, в Африку, в некую горную местность. Там подвизался отшельником другой римлянин, по имени Финиций, который стал христианином. Он очень глубоко понимал жизнь и был отличным философом. Это был молодой человек лет тридцати пяти, и подвизался он уже пятнадцать лет. Он хотел избавиться от своей красоты, служившей соблазном для женщин, но с течением времени становился всё красивее. Каждый день он брал зеркало и, посмотрев в него, видел, что стал ещё красивее. Он молился Христу и просил: «Господи, пусть этот дьявол, эта соблазнительная внешность, покинет меня!» Чтобы быть угодным Богу, он хотел лишиться своей красоты. «Господи, явись и покажи мне путь, я хочу жить чистой и святой, возвышенной, незапятнанной жизнью». Длилась эта его молитва пятнадцать лет. 

Однажды около полудня он увидел в пустыне направлявшуюся к нему Винциллу и сказал себе: «О, дьявол и здесь меня нашёл, пропала моя душа». Он борется, и в ней происходит борьба: ей отвратителен разврат, царящий в Риме, во дворце Нерона, отвратительно бесправие. Финиций, подвижник, говорит себе: «Ко мне приближается дьявол, в этой красивой женщине я вижу дьявола, и мне придётся воевать. Если сейчас я не выдержу экзамена, то я пропал, погиб навеки. Сейчас или никогда!» А она подходит к нему со словами: «Святой отец, пожалуйста, будь так добр…», и начинает плакать. «О, как хитёр этот дьявол!» И он падает на колени к её ногам: «Пожалуйста, сестра, не искушай меня, я очень грешен, уходи, ты меня погубишь!»

Вы, современные люди, подобны этому святому и этой римлянке. Мы не понимаем друг друга. Вы сейчас – та римлянка, которую насильно, против её воли, целовали в тюрьме, и которая покинула Рим. А православные, правоверные, католики, евангелисты, магометане, буддисты, все они – Финиций. Они постоянно молятся в своих церквях, и когда мы хотим показать им путь истины, отвечают: «Убирайтесь, вы разрушите нашу церковь!» Что касается Финиция, я вижу, что не было более удобного случая помочь этой девушке. Её душа разрывалась от бессмысленности жизни, она не могла понять главного: зачем человеку жить на земле? И раз судьба ей изменила, она перестаёт думать. Финиций должен был помочь ей разрешить это противоречие. А он сказал: «Уходи, я большой грешник». Она не может его понять, просит: «Покажи мне путь, я хочу знать истинный путь». И теперь я задаю тот же вопрос и этой римлянке, и Финицию. Они оба ещё не нашли смысла жизни, Христос к ним ещё не пришёл. Они оба ищут Его, она – в Риме, он – в пустыне, подвизаясь пятнадцать лет во имя Христа. Они встречаются, но не понимают друг друга, он – как христианин, она – как язычница, жившая согласно своим познаниям. А истину покажет им тот живой ангел, который сойдёт. Я оставляю эту историю без заключения. Заключение сделайте сами.

Итак, многих из вас целовали в тюрьме. «О!» – воскликнете вы. Вас целовали в тюрьме Нерона, многих из вас целовали там по приказу Нерона, многие из вас приглашены к нему во дворец. Как вы решили этот вопрос? На этом я останавливаюсь, но говорю: вы находитесь на распутье, где пересеклись пути этой римлянки и молодого святого. Вы стоите на распутье, и как вы решите этот вопрос? Оставляю вас, мужчин и женщин, решать этот вопрос. Будущая культура зависит от вашего решения.

«Возьми Сына и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе вернуться».

И сейчас я слышу голос этого ангела и говорю: «Вернись!» Желаю, чтобы мой Господь послал вам Свой свет, Свою мудрость, Свои знания, чтобы вы воссияли. Пусть этот Господь Любви, которому я служу, этот Господь Мудрости, этот Господь Истины пошлёт вам всё Своё благословение, чтобы вы познали Его и поняли, сколь глубок внутренний смысл этой жизни, которого вы ещё не знаете. Желаю вам быть не болгарами, а сыновьями и дочерями этого Господа, создавшего всю вселенную, иметь доступ в Его Царство, свободно передвигаться. Будьте достойны Его Любви, и благодарите и славьте Его.
Желаю этого всем вам!

Да благословит Господь всех вас величайшим благословением. Пусть Он даст всем вам силу и мужество!
И я верю, что вы будете героями будущей культуры Любви, будущего нового человечества, девиз которого – «Любовь ко всем!»
 
---------------
 
1   Лъжа (болг.) – ложь; лижа (болг.) – лизать. 
2   Легитимация – признание и подтверждение законности власти, организации; статуса, полномочий человека.  (Новейший словарь иностранных слов, 2005). 
 
 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...