Перейти к содержанию

1922_10_11 - Отличительные качества воли


Elena

Recommended Posts

Отличительные качества воли

Вторая лекция 2-МОК

11 октября 1922 г.

София

 

Без страха!

Без тьмы!

К следующему разу пишите на тему: «Отличительные черты жизни». 

Каковы отличительные качества воли? Первое качество воли - твёрдость. Твёрдость - это опорная точка воли. Это значит, что воля должна быть твёрдой и неколебимой, как скала. 

Второе качество воли - это смелость и бесстрашие. Третье качество воли - это приложение, исполнение без промедления. 

В ум часто входят отрицательные мысли. А можно ли волевым усилием остановить человека в его отрицательных проявлениях? Когда мы говорим о воле, мы имеем в виду её положительные проявления. Отрицательные проявления воли - это случайность. Если поезд остановится посреди пути, это случайность. Его остановки определены: от одной станции до другой, случайные остановки вне его маршрута и тарифа. То есть твёрдость, смелость, бесстрашие и приложение - это всё необходимые качества для применения воли в физическом мире. 

Кроме физического, воля проявляется и в умственном мире. Отличительными качествами воли в умственном мире являются улавливание, постижение, понимание и восприятие. То, что ты уловил, постигнешь. То, что постиг, поймёшь. То, что понял, воспримешь. Можно ли от понимания перейти к улавливанию? Нет, двигайтесь последовательно. 

Отличительное качество воли в Божественном мире - её благородство. Воля должна быть благородна, должна проявлять благородный импульс, благородное побуждение.  Зная отличительные качества воли в трёх различных мирах,  вы можете оказывать воздействие на своё тело, на сердце и на свой мозг. Например, улавливание, постижение, понимание и восприятие - это методы, которыми вы можете тренировать воздействие на переднюю часть своего мозга. Чем ближе какой-либо из центров мозга к физическому миру, тем сильнее воздействие на него физических качеств воли: твердости, смелости, бесстрашия без промедления. Развитие верхней части мозга, то есть развитие моральных чувств, достигается через благородное устремление, вызванное милосердием, правдивостью, любовью к Богу и любовью к ближним. Тело дано человеку как пособие для упражнения воли. 

Чтобы войти в контакт, в прямое общение или в правильный обмен с силами природы, непременно нужно знать, как владеть своим телом. Органы тела должны быть под контролем воли. Человек совершает волевые и неволевые движения, волевые и неволевые функции, что означает, что многие вещи не зависят от его воли. Например, сердцебиение, мысли, чувства вне воли человеческой. Оккультная наука даёт ряд методов для контроля мыслей и чувств. Сколько бы ни отрицать факт, что мысли и чувства вне контроля воли, это легко доказать. Достаточно уколоть вас иголкой, чтобы вы мгновенно подскочили и ваше состояние изменилось, вы можете даже и вспылить. Вспыльчивость, гневливость - процессы вне волевого контроля. Это следствие процессов ферментации. Любая ферментация связана с определёнными бактериями, которые становятся причиной закисания. Множество таких бактерий или бацилл существуют и в физическом и в других мирах. Чтобы освободиться от их воздействия, вы должны упражнять волю, чтобы уметь воздействовать на свой мозг, особенно на воображение. Он должен находиться под контролем воли. Воображение - это раскрывание затвора тёмной комнатки, камеры обскура, в которую вставлено светочувствительное стекло фотографического отпечатка. От фотографа зависит  открыть или закрыть эту камеру. Когда он фотографирует, он открывает затвор камеры. Там, где воображение не под контролем воли, отверстие этой камеры открыто постоянно, вследствие чего вовремя и не вовремя, сознательно и несознательно на мозге образуются отпечатки. Если же вы понимаете законы природы, вы знаете, когда отворять и когда затворять её. Бывают случаи, когда совсем не вы нуждаетесь во внешних впечатлениях. 

Например, два человека ссорятся. Вы останавливаетесь, отворяете камеру и принимаете впечатления. Эти впечатления передаются в мозг и потом целых два-три часа  после этого прокручиваются. Должно пройти немало времени, чтобы эти впечатления изгладились в мозгу и он вернулся в своё нормальное состояние. 

Другой случай. Проходите мимо одного ресторана ровно в 12 часов, во время обеда. Хотите войти внутрь, поесть. Ощупываете карман - а денег нет. Идёте по улице недовольный, в дурном настроении, как бы неся образ всех тех людей, которые там едят. Проходите рядом со вторым, третьим рестораном, видите, что едят все. Настроение ваше ухудшается ещё больше, и вы не понимаете, почему сегодня вы должны поститься. Этим постом разумные существа проводят вас через испытания, проверяют вашу волю. Именно в этот день не нужно вам ходить мимо ресторана. У вас же именно в этот момент рождается желание обойти их все в надежде, что какой-нибудь приятель вдруг пригласит вас пообедать. Останьтесь в этот день дома, рассуждая философски: столько лет всё ем да пью. И что приобрёл я от этого? Разве нельзя пропустить хотя бы денёк? Так должен рассуждать оккультный ученик. Поститься один день вовсе не значит истязать себя голодом. Если кто-то не поел день - это вообще случайность, временное событие в жизни, из которого можно извлечь положительный смысл. 

Как видите, методы природы в корне отличаются от человеческих. Все вещи в природе систематизированы не так, как это понимают люди. На первый взгляд, кажется, что всё в ней разбросано. Поднимаясь на вершины гор, вы видите долины, леса, поля, в которых всё в большом  беспорядке: здесь видны большие деревья и сразу рядом с ними маленькие; там перемешаны большие и маленькие цветы; в другом месте большие и маленькие камни или рядом друг с другом или разбросаны. Смотрите и дивитесь этому беспорядку. Если бы человек сажал сад, он бы в первом ряду поместил маленькие цветы, за ними побольше и так рассаживал бы их последовательно. Если бы он располагал камни, то сначала бы расположил поменьше, потом большие и так далее. Однако тот, кто понимает законы, во внешнем беспорядке видит смысл, разумность природы. Человеку важно, находясь среди природы, рассуждать, изучать её методы и законы. Изучаете развитие какого-нибудь дерева и видите, какая гармония присутствует в каждой его части. Видите, что дерево немножко искривилось. Это не случайно. Искривление дерева показывает, что на своём пути оно встретило препятствия. Чтобы преодолеть это препятствие, дерево немного изогнулось. Значит, развитием этого дерева двигала какая-то разумность. Следовательно, встречая в природе искривления или некоторую разбросанность, можно понять, что на земле существовали неблагоприятные условия. Преодоление этих условий и обнаруживает большую разумность всего в природе. 

Точно так же и мысли, и чувства человека разбросаны, то есть негармонично составлены. Почему? Потому что условия, в которых вы живёте, неблагоприятны. Что необходимо делать? Переустроить ваш ум, ваше сердце. Как их переустроить? Вложив в них новое содержание - новые мысли и новые чувства. Переустроить свой мозг - не значит им овладеть. Люди часто говорят, что нужно овладеть природой. Нет, никто и никогда не сможет владеть природой. Природа представляет собой Божественное тело. А из этого следует, что Бог никогда не позволит никому овладеть Его телом и распоряжаться им, как вздумается. Именно потому, что современные люди хотят владеть природой, они навлекают на себя большие несчастья и зло. По этой причине она даёт им хороший урок, показывая, что не могут они овладеть ею. Они должны подчиниться ей и слушаться её. Думаете, что отец позволит своему сыну надеть себе на рот узду и играть с ним, как с конём? Овладеть природой означает овладеть своими мыслями, чувствами и желаниями. Другим неверным утверждением современных людей является мысль, которой они придерживаются, что нужно взаимно влиять друг на друга, чтобы друг другом овладеть. Это легко, но не позволено. У чёрного братства есть ряд методов для этого. Ну если связать ноги и руки спящего человека, ты им тогда овладеешь. Когда проснётся, скажешь ему: «Сейчас я приказываю!» И что приобретёшь этим? Можешь овладеть телом человека, но никогда его умом и его сердцем. Как только освободится от верёвок, он проделает этот опыт с тобой. Пока человек спит, вы можете его связывать и на связанного влиять, но, едва проснётся, влияние останется возможным лишь на его тело, а не на ум, чувства, душу и дух  - они никогда не смогут подчиниться чужому влиянию, они не поддаются связыванию. 

Итак, требования Белого братства при тренировке воли: каждая мысль должна быть чистой, прямой, правильной и благородной. Сильная воля не предполагает грубое, физическое проявление, как считают современные люди, но она выражается в примирительном действии. Допустим, что в некий день вам представится случай сто раз совершить зло и лишь один раз добро. Ваша сила воли будет проявлена, если вы примените волю в примирительном смысле. Но если совершите сто зол и одно добро, добро не сможет компенсировать совершённое зло. Следовательно, каждый должен тренировать свой внутренний контроль, применяя свою волю, чтобы разобраться в своих отношениях с природой и со своими ближними.

Чтобы изучать проявление воли, нужно наблюдать растения. Если вы, к примеру, отправитесь в сосновый лес, вы увидите, что сосны растут близко одна к другой и принимают конусовидную форму. Когда они растут близко друг к другу, они экономят пространство. Сосны передают это своё качество и вязам, а также и другим деревьям, которые растут рядом с ними. Если вязы, например, растут рядом с соснами, то и они принимают конусовидную форму. Если же далеко от них, то они поднимаются вверх и расширяются. Сосны же всегда сохраняют свою конусовидную форму. Это показывает, что сосна имеет свою духовную культуру, она не материалистка. То есть дерево, расширяющееся кверху, проявляет материалистическое стремление воли, а когда сохраняет конусовидную форму, постоянно стремясь вверх, воля имеет духовный характер. 

Сейчас дам вам один метод для развития выносливости воли. Это так называемый примирительный метод. Вот в чём он заключается. Представьте, что вы студент, у вас припасены 25 тысяч левов на ваши нужды, но по какой-то случайности кто-то влезает в вашу комнату и крадёт ваши деньги. Начинается череда испытаний: хозяйка отказывает вам в доме, хозяин столовой не позволяет вам в ней питаться, друзья покидают вас и вы оказываетесь на улице один, без крова, скитающийся с одного места на другое, без всякой помощи. Представляя всё это, наблюдайте за собой, чтобы увидеть, какие чувства в вас пробуждаются. Если вы испугаетесь и скажете, только бы с вами никогда ничего подобного не случилось, вы пропали. Сколько бы вы ни молили, чтобы вам таких испытаний не посылали, вероятность, что вам оно дастся, существует, как и вероятность, что оно вам не будет дано. И одно возможно, и другое. Неужели вы думаете, что, поступив в музыкальную школу, вы не получите трудных заданий? Если ученик попросит своего учителя давать ему лишь лёгкие упражнения, учитель скажет: «Поищи себе другого учителя!» Кто хочет учиться, тот должен быть готов на всё: и на трудные, и на лёгкие упражнения. Пойдёте к какому-либо художнику, и там встретите то же самое. Как только потребуете лёгких упражнений, вам скажут: «Поищи другого учителя!» Из этого следует, что, когда вы поступаете в оккультную школу, вас ожидают трудные задачи. Если у вас есть иллюзии, что задачи будут лёгкими, учитель скажет: «Найди другого учителя! Эта школа не для тебя». 

Следовательно, как в науке, в музыке, в искусстве требуются упражнения, так и в оккультной науке необходимы методы. Если не примените данных вам методов, не достигнете желанной цели, не приобретёте нужных знаний. В мире есть люди с сильной, твёрдой волей. Когда дело доходит до операции, такой человек даёт свою руку и соглашается, чтобы ему сделали разрез без всякого наркоза. Он спокойно наблюдает, и мускул на его лице не дрогнет, а когда операцию закончат, он спрашивает: «Ну что, готово?» Как он развил такую волю? Через упражнения, через применение различных методов (тренировок).  Я бы желал, чтобы и у вас была такая воля. Если нож порежет вас до кости, вы подставите свою рану на руке и через двадцать минут выздоровеете. Человек с сильной воле так может. Потому что он может концентрировать прану из воздуха и отправлять его к своей ране. Чтобы приобрести такую волю, необходимо быть беспощадными к своим ошибкам - не критиковать себя, констатировать вещи такими, какие они есть, как сейсмограф регистрирует землетрясение, как светочувствительная плёнка фиксирует изображение. Не будьте слепы к своим ошибкам, исправляйте их! Как исправляются ошибки? Сходите в музыкальную школу, вы увидите, как учитель исправляет своего ученика. Они играют вдвоём, и, услышав ошибку ученика, учитель говорит: «Сыграл неверно, ещё раз сначала». А если ученик исправляет свою ошибку, учитель говорит: «Продолжай, переходи к следующему отрывку». Если ученик ошибается, должен ли он бросать смычок, скрипку, начинать плакать, и говорить: «Учитель, простите меня, я ошибся»? Не о чем плакать, не нужно бросать скрипку. Нужно двигаться вперёд. 

Итак, сделав ошибку, не откладывайте скрипку и смычок в сторону, но продолжайте, делайте опыт за опытом, пока наконец тоны вашей скрипки не сольются с тонами скрипки вашего учителя. После этого двигайтесь вперёд. Что такое скрипка для человека? Скрипка - это человеческое тело. А что делают ученики музыки? Когда у них не получается, они продают свою скрипку. Священно храните одно правило: и при самых трудных обстоятельствах жизни не продавайте своей скрипки. Скрипач, который в трудных ситуациях продаёт свою скрипку, осуждён на большие страдания. Были долги, которые надо было выплатить. Если есть долги - надо играть. Таким способом легче выплатить долги, чем продав скрипку. С оккультной точки зрения, ученику не позволено продавать скрипку. Если он продаёт свою скрипку, он вне школы. У каждого ученика должна быть своя скрипка, школа не даёт скрипок в долг. Это значит, что, какими бы ни были недостатки вашего тела, они могут быть исправлены. Как? Упражнениями. Как скрипка всё больше обрабатывается упражнениями, так и человеческое тело исправляется и развивается через упражнения, через работу. 

 В этом году, к примеру, я поставлю перед вами задачу работать со своим носом - удлинить его или расширить на один-два миллиметра. Легче расширить нос, чем его удлинить. Чтобы воля ваша стала устойчивой и положительной, нужно изменить большой палец и нижнюю часть подбородка. Нижняя часть подбородка должна немного выдаваться вперёд, чтобы образовалось маленькое углубление. Это оформит подбородок, придаст ему более красивую форму. Большой палец тоже должен расшириться и удлиниться. Если не можете с этим справиться, какова ваша воля? Говорите, что люди влияют друг на друга. А какое влияние оказывали вы, как студенты, в университете? У вас есть убеждения, но вы опасаетесь, как бы кто не узнал о них, и стремитесь остаться незамеченными. Вы хотите, как богатый торговец, пройти незамеченными рядом с разбойниками, чтобы они не обобрали его. Так поступает трусливый человек. У кого есть положительное верую, положительное убеждение, тот готов обосновать своё верую не словами, а проявлением. Человек с убеждениями  как ток, который течёт по проводам. Где протекает, производит свет и тепло. 

Ум большинства светских людей активен главным образом возле ушей, около слепых глаз, из-за чего их мысль не может подняться в верхнюю часть мозга. Опытный садовник направит воду туда, чтобы оросить те (высокие) части, чтобы создать в них более высокую мысль. Так поступает природа. Как она воспитывает материалиста-крестьянина? Пока годы урожайные, он ходит по питейным заведениям, пьёт, чокается с друзьями, ни о чём не думает. Чтобы заставить его думать, природа начинает его воспитывать. Каким образом? Насылает засуху. Крестьянин сеет, урожай маленький, а засуха большая. Он сидит и думает: «И что это за работа? Чем я согрешил перед Господом?» Думает так и возводит глаза свои вверх. Если дождей нет два-три года подряд, посеянное высыхает. Крестьянин ещё больше задумывается, становится кротким. То есть, когда природа хочет воспитать человека, она забирает у него тот предмет, который отвлекает его внимание, мешает ему думать. 

Ещё один метод, которым природа воздействует на материалистов, это забивание клиньев. Этот метод не требует многих слов. Пройдёт мимо какой-нибудь материалист, скажи ему тихонечко: «Ты полагаешь, что материя это нечто реальное?» или: «Неужели ты думаешь, что нынешняя жизнь устойчива?» произнесите эти слова и уйдите. Тогда человек начнёт думать. Цель природы - заставить человека думать, а не убеждать его. Если его мысль начнёт действовать, он станет искать вас, чтобы поговорить с вами о материи. Но и в этом случае не говорите ему долго, пусть он выскажется. Когда выскажется, спросите: «Ты думаешь, что твои взгляды верны?» Это заденет его, и он продолжит говорить, доказывать правоту своих взглядов. Пока он говорит, вы должны слушать его внимательно. Достаточно ему однажды заинтересоваться, чтобы искать случая поговорить с вами. Он не поддаётся, сознательно отталкивается, но мысль его начинает работать. Если заработает его мысль, энергия новой мысли проникнет в него, начнёт поить и верхние центры мозга. Этот метод называется методом выкуривания. Им вы выкуриваете человека с привычного места, заставляя искать возможность выхода в новое. Делайте небольшие опыты в этом направлении, чтобы посмотреть, каковы будут результаты.

Размышление.

Без страха! 

В Любовь безграничную!  

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Hristo Vatev changed the title to 1922_10_11 - Отличительные качества воли
×
×
  • Создать...