Перейти к содержанию

1920_02_01 Земное и небесное


Ани

Recommended Posts

Из книге "Да возлюбишь Господа"

1 февраля 1920 года, София

ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Иоанн 3:12

 

Христос говорит, что человек свои знания черпает из двух миров: земного и небесного.

«Если Я сказал вам о земных делах, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесных?» Христос употребляет слова не верить в особом смысле. Когда мы изучаем человеческий язык, нам надо проникать в глубокий смысл его, в способ, которым связаны слова. Когда мы изучаем музыку, то видим, что она основана на известных законах и ключах, у нее, как и у языка, есть свои знаки. Ключ в музыке имеет большое значение. Как споешь песню, если в начале пятилинейного нотного стана не поставлен ключ? Ты говоришь: «Знаю, что нота соль стоит на второй линии из пяти линий нотного стана, си – на третьей линии». Это так, но места этих нот зависят от ключа: если ключ не соль, а какой-то другой, то ноты другие.

На том же основании говорю: когда мы употребляем известные слова, нам надо знать, в каком ключе мы разговариваем. При этом надо знать, в какой гамме написана данная песня, в мажорной или минорной. Если она написана в мажорной гамме, она звучит одним способом; если написана в минорной гамме, она звучит другим способом. Музыкальная пьеса может быть написана и в хроматических гаммах, где мажорная и минорная гаммы переливаются одна в другую. Что представляют эти гаммы? Мажорная гамма представляет ум, минорная – сердце, а хроматическая – жизнь.

В каком ключе вы изучаете религию, или какую бы то ни было науку? Скажете, что религия и есть религия, незачем интересоваться гаммами. Это так для невежи, но не для посвященного. Для невежи и шум, и гармоничные тоны – музыка, он бьет в барабан и воодушевляется, думает, что и это музыка. Для музыкального человека это шум, а не музыка. Вы бьете в барабан или слушаете музыку? Сегодня большинство людей бьет в барабан, потому что это самое легкое искусство. Шопы очень любят бить в барабан. Если ударить по барабану, его голос слышно даже в другом селе. Большой шум поднимает барабан. Неплох барабан, но он не выражает всю целокупную жизнь.

«Если Я сказал вам о земных делах, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесных?» Говоря другими словами: «Если вы не понимаете земных дел, как поймете небесные?» Что такое земные дела? Все вы изучали геометрию, знаете, что такое квадрат. Это фигура, то есть пространство, ограниченное четырьмя равными сторонами и четырьмя прямыми углами. Что означают прямые углы? Найдите ключ, на основе которого построен квадрат, и переведите его в постоянную величину. Человек – сложная величина. Чтобы познать человека, надо разложить его на составные элементы, то есть на составляющие его величины. В математике эти величины рассматриваются как элементы тел. Что такое элемент? Элемент – это определенная величина, которая входит в состав тел. Значит, элемент и величина – это одно и то же. Мысли и чувства – это тоже величины. Какое число представляет каждая величина, вы не знаете. Одна величина может быть 10, другая – 100, третья – 1000. Каковы соотношения между различными величинами? Современные люди многого не знают в геометрии, но вопреки этому построили свои дома на квадрате. Квадрат – это не что иное как телега с четырьмя колесами в движении, – два спереди и два сзади, углы прямые. Квадрат – плоскость, на которую падают все тяжести жизни. Следовательно, когда человек страдает, это показывает, что его жизнь построена на квадрате, на который стека­ются тяготы жизни. И болгарин построил свою телегу на квадрате, который движется. Прямой угол – тот центр, вокруг которого силы движутся кругообразно. Четыре стороны квадрата являются диаметрами четырех окружностей. В геометрии кроме квадрата изучаются еще и треугольник, пятиугольник и другие фигуры, они рассматриваются как сечения сложных величин. И в геометрии по данным величинам могут быть найдены неизвестные.

Когда говорится о пути, который человеческий ум проходит при своем движении, я его обозначаю словом вектор. Что означает вектор? Движение в определенном направлении. Прямая линия ab представляет путь, по которому движется ум: a ---- b. Точка a является началом вектора, b – концом вектора. Значит, каждая мысль, которая начинается с a и заканчивается b, есть вектор, расстояние, пройденное в известном направлении. Слово добро также пред­ставляет движение, прошедшее в определенном направлении. Когда вы переведете эту величину в жизнь, вы поймете внутренний смысл добра. Выговорив слово бомба, вы сразу же представляете себе ее внешнюю форму и эффект, который она производит при взрыве. Между словами добро и бомба большая разница: первое имеет отношение к духовному миру, а второе к материальному.

«Если говорю вам о земных делах, и вы. их не понимаете, как поймете небесные?» Это значит: если вы не понимаете ключей земных дел, как поймете ключи небесных? В чем заключается смысл земной жизни? В движении снизу вверх. Так человек развивается, становится благороднее, разумнее и чистосердечнее, а его отношение к Богу и ближним становится правильнее.

Каково различие между небесной и земной жизнью? Земная жизнь занимается земными делами, которые имеют отношения к желудку. Небесная жизнь занимается небесными делами, которые относятся к мозгу. Это перевод Христовых слов в величины первой степени. Есть величины второй, третьей, четвертой степени, одни из которых движутся в восходящей степени, а другие – в нисходящей. Когда я говорю, что желудок имеет отношение к земле, я имею в виду его нужды. Все, что происходит от земли, услуживает желудку. Если человек видит земное благо, он сначала кладет его в рот, а оттуда оно идет в желудок. Нет земного блага, которого не попробовал бы человек.

Христос говорит: «Если не родитесь заново, не сможете войти в Царство Божие». Это значит: если ваша земная жизнь не имеет определенной формы, содержания и смысла, то она не сможет связаться с небесной, где все вещи строго определены и точно измерены. На земле люди щупают друг друга, разглядывают, пока не познают друг друга. На небе не так, там люди видят друг друга. Видение подразумевает внутренний свет человеческого ума и сердца. Тут не делают различия между смотрением и видением, как многие смешивают понятия душа и кровь, душа и дух, дух и ум, и в этом причина того, что люди говорят на непонятном языке. Поэтому они называют друг друга невеждами. Все вы невежды, потому что говорите на непонятном языке, в непонятных ключах. Если душа – это кровь, тогда что такое кровь? Душа и кровь – это два разных понятия, две разные величины. Если ты говоришь на понятном языке, это означает, что у каждого слова будет точно определенный смысл. В Божественной математике каждое слово, каждое число имеют строго определенный смысл, а в человеческой жизни каждое слово становится понятным, только когда человек страдает. Страдание – метод, с помощью которого человек учится говорить кратко, правильно и содержательно. Кто страдает, говорит кратко и ясно: «Братец, помоги мне!» Он не говорит лишних слов, не говорит: «Братец, ты добрый, благородный человек, если хочешь, можешь мне помочь». Он исчерпывает вопрос двумя словами: «Помоги мне!» Эти слова содержат такую силу, что кто их слышит, тут же приходит на помощь.

«Если о земных делах сказал вам, и вы не понимаете, как поймете небесные?» Если вы не понимаете дела, которые пережи­ваете каждый день, которые близки вашему сознанию, как поймете дела небесные, которые далеки от вас? Нынешние матери и отцы не понимают своих сыновей и дочерей, которые постоянно с ними. Если вы спросите мать, какая у нее дочь, она опишет ее внешне. Мать скажет, что дочь ее русая, красивая, грациозная. Это внешние черты дочери, а не внутреннее ее содержание. Завтра придет юноша и зажжет фитиль ее огня, и ты удивишься, что твоя дочь может быть такой вспыльчивой. Твоя дочь сердится, гневается, взрывается, пока однажды не происходит самый большой взрыв, – она остав­ляет твой дом и отправляется куда-то далеко, куда ее ведет юноша. Все говорят: «Девушка стала женой юноши». Говорю: эта девушка проявилась, ее форма рассеялась, ее содержание развернулось. Она расцвела, как цветок, отцвела и завязала плод.

«Если не понимаете земных дел, как поймете небесные?» Сегодня немногие понимают Сына Человеческого, сына любви и мудрости. Почему? Потому что Сын имеет отношение к небу, а не к земле. Пока ум не войдет в душу человека, последний не сможет понять небесных дел. Земные дела понимаются чувствованием, а небесные – мыслью, поэтому надо, чтобы человек научился мыслить. Если кто-то скажет, что не может терпеть людей, это показывает, что его вера слаба, и он не научился мыслить.

– Я думаю, что у меня сильная вера.

Тогда у тебя нет терпения.

– Я терпелив.

Значит, у тебя мало любви. Чтобы терпеть людей, тебе надобны большие вера и любовь.

– Я думаю, что у меня есть любовь.

Тогда ты не слушаешь Господа. Любовь определяется послушанием. Когда слушаешь кого-то, ты его любишь. Когда ученик долгое время слушает своего учителя, он начинает его любить и верить всему, что тот говорит. После этого он готов слушать и исполнять его заповеди.

– Как мне полюбить?

Вложи в свою душу желание любить и больше не думай об этом. Это желание будет работать в тебе и даст свой плод. Дай ход своему желанию, дай ему дорогу и не беспокойся.

Что надо сделать с ручейком, который протекает через твой сад? Ты говоришь: «Меня не интересует этот ручей, я занят обще­ственной работой». Ручеек течет, но не выполняет работы. Через некоторое время ты видишь, что цветы в твоем саду засохли. Только на один момент останови свое внимание на ручейке, направь его течь через цветы и овощи, чтобы он поливал их, и снова займись своей общественной работой. Ручеек – это твое желание любить людей, оно принесет свой плод. Эта любовь спасет нас. Дай дорогу любви в себе: пройдя через твой сад и напоив все, что встретит на своем пути, она напоит тебя. В противном случае любовь придет и уйдет, а ты не будешь спасен.

Итак, без веры нет жизни, как без солнца нет роста. Вера – это причина роста. Если ты растешь и крепнешь, у тебя есть вера; если потеряешь веру, перестанешь расти и ослабеешь. Что будет с тобой, если ты сомневаешься во всех людях? Станешь маньяком, начнешь всего бояться и, в конце концов, заболеешь. Каждый человек – это величина, которую надо понять. Ты встречаешь эти величины, не понимаешь их, бежишь от них, и так теряешь меру всяких отношений и становишься невозможным и для себя самого, и для окружающих. Какая болезнь страшнее этой?

– Как мне вылечиться?

Начни думать, что люди добры – хотя бы как ты. В мире нет плохих людей, но есть голодные люди. Если моя сума полна, и кто-то меня подстерегает, чтобы ее взять и наесться, я ему скажу: «Братец, не пытайся украсть. Скажи, что голоден, и я тебя накормлю». Как только я его накормлю, он станет добрым.

Когда Бог создавал мир, Он одновременно создал и волка, и коня. Волк остался недоволен конем и завел против него дело. Это было первое дело в мире. В своих обвинениях против коня он писал следующее: «Мой сосед-конь так сильно лягнул меня задними ногами, что выбил два клыка. В том обществе, где я нахожусь, утверждают, что Бог создал коня, а значит, и его копыта. Но я не могу себе предста­вить, что Бог создал такие твердые и жесткие копыта, чтобы выби­вать зубы. Посмотри, насколько мягки мои лапы». Судья сказал: «Дай посмотреть твою лапу». Волк подал лапу, старательно пряча свои когти. Затем судья обратился к коню и спросил его: «Что ты скажешь в свое оправдание?» Конь ответил: «Господин судья, мой сосед нарушил основное правило, которое мы соблюдаем в нашем обществе. Вот это правило: когда к нам приходит друг, то он идет к нам лицом. Тогда мы обнюхиваем друг друга, узнаем и начинаем разговаривать. Кто идет сзади, тот недруг нам. Мы бьем его задними ногами, чтобы научить, как надо знакомиться и здороваться. Это Божественный закон. Всякий, кто нарушит этот закон, попробует наши задние ноги».

И нынешние люди часто ведут дела о своих сломанных зубах.

– За что им выбивают зубы?

За то, что не соблюдали законы общества. Когда ты хочешь познакомиться с человеком, встань перед его лицом, а не за его спиной. Кто крадет, лезет в карман человека опять же сзади. Другой вор входит в дом человека, когда тот спит, это тоже значит стоять за его спиной.

Христос говорит: «Если не понимаете земных дел, как поймете небесные?» Следовательно, раз вы живете на земле, не спрашивайте, почему приходит зло, но поймите, что оно собой пред­ ставляет. Зло – результат однообразия, а добро – разнообразия. Когда в вашем уме рождается мысль, и вы постоянно о ней думаете, то это преступление.

– Как можно мне считать злом то, что меня постоянно зани­ мает одна мысль? Если я постоянно думаю о Боге, разве это преступление?

Не думай постоянно о Боге, но постоянно работай для него. Бог – та величина, которая охватывает все. Следовательно, если ты думаешь о Боге и работаешь для Него, то будешь думать о всех существах, которые живут в Нем. Бог везде и во всем, а не только на небе, на солнце или на звездах. Не упрекаю вас, но говорю, что иногда ваши взгляды правильны по отношению к добру, а иногда они правильны по отношению ко злу. Значит, если ты скажешь, что ты – добрый человек, ты прав по отношению к добру, которое выражается в разно­ образии. Если ты скажешь, что ты – плохой, ты прав по отношению ко злу, ты вошел в однообразие жизни. Живи в разнообразии, люби всех и работай для всех.

Итак, чтобы понять друг друга, первым делом настроим свои ключи, чтобы знать, кто в каком ключе говорит. Если один играет в мажорной гамме, а другой в минорной, они не смогут понять друг друга. Это все равно, что одному хоронить своего отца, а другому радоваться, что у него родился ребенок. Чтобы понять друг друга, им надо подождать известное время, пока они не придут к одной гамме. Тому, чей отец умер, надо немного успокоиться, чтобы прошла большая скорбь. Когда и у него родится ребенок, они поймут друг друга. Христос сказал: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Это значит: похороним свои мертвые мысли и заживем с радостью. Будем радоваться рождающемуся новому. Все, что обессолилось, мертво. Обессоливание происходит там, где исчезает содержание и смысл вещей.

Какой смысл имеют сегодняшние кольца, цепочки и другие укра шения? Смотришь на свое кольцо и радуешься ему. Но за это кольцо тебя могут продать. Не тот ли это недоуздок, который тебя огра­ ничивает? Если кто-то строит дом и этим хочет тебя связать, стой подальше от этого человека: это недоуздок, которого следует осте­ регаться. Пусть тебе обещают целый мир, стой в стороне. Любому добру, которое делается на земле, надо быть принятым на небе. Если оно не принято на небе, это не истинное добро. Этого требует закон справедливости, который один и тот же и для земли, и для неба. Мы это называем международным правом. Основной закон этого права гласит: что на небе, то и на земле; и что на земле, то и на небе.

Нынешние люди не соблюдают этот закон, из-за чего преждев­ ременно стареют. Не зная этого, они говорят, что их старение вызвано их близкими. Мать стареет из-за дочери; учитель из-за своих учеников; торговец из-за своих клиентов; пастух из-за своих овец. Сегодня пастух потеряет одну овцу, на другой день другую, на третий день – третью, пока его лицо не покроется морщинами. Видя его лицо, говорю: друг, ты много пережил.

– Откуда ты знаешь?

На твоем лице все написано, ты потерял своих овец. Все люди страдают и стареют всё от своих подчиненных. Это те отношения, которые вам надо правильно разрешить. Только так вы войдете в новое учение. Вы спрашиваете: «Какое отношение эти вещи имеют к квадрату, к треугольнику и к остальным фигурам?»

Чтобы понять живую геометрию, о которой я говорю, изучайте свой нос, свои губы, брови, уши, глаза. Например, нос имеет форму треугольника. Хорошо изучите свой нос, его линии, форму и вели­ чину, чтобы постичь живой треугольник. Потом изучайте свои брови, чтобы понять их происхождение. Скажете, что брови предназначены, чтобы беречь глаза от пыли и пота. До некоторой степени это верно, но брови имеют и другое предназначение. Замечено, что люди, объективный ум которых сильно развит, имеют широкие брови. Они смелы и решительны, у них сильная воля, чувства их грубы. У людей, объективный ум которых слабо развит, тонкие брови. Чувства их деликатны. Значит, брови показывают, какие у человека чувства, грубые или нежные. Научитесь переводить внешние формы, чтобы понимать их глубокий смысл и предназначение. Когда нос у осно­ вания широк, это говорит о человеке с сильно развитыми чувствами. Когда развивается интеллект, нос удлиняется и сужается. Какой нос предпочтительнее: длинный и узкий, или короткий и широкий? Носу надо быть хорошо развитым, иметь соответствие между шириной и длиной. Если пропорциональность не сохраняется, между умом и сердцем нет гармонии. Нос – барометр, им измеряют внешние и внутренние условия. Это наука, которую нельзя дать людям, потому что у них еще нет нужной культуры. Если бы они изучили эту науку, то стали бы издеваться друг над другом. Если кто-то на вас рассердится, он скажет: «Посмотри на свой нос, он такой короткий, неправильный, а твои чувства очень грубые и необработанные». В этом случае предпочтительнее невежество, чем знание, которое вас разрушит.

Зная человеческие сердца и умы, Христос сказал тогдашним ученым: так как вы извратили Израиль, переиначили его жизнь, вам нельзя рассказать о небесной жизни. Вам еще нельзя дать египетское знание, о котором Моисей говорил евреям. Это знание подразуме­ вает схождение духа в человека. Следовательно, пока вы не примете в себя сына мудрости, пока не примете в свою душу живого Господа, Дух вас не посетит. Духу надо войти не только в человека, но и в церкви, и в школы. Когда Дух посещает человека, Он раскрывает ему все, и человек начинает ясно понимать вещи. Это не значит, что не надо учиться. Вы будете учиться, будете приобретать знания, но положительные. Чтобы обрести эти знания, нам нужно терпение, основанное на Божией любви.

– Как обрести терпение?

В окрестности одного поместья было большое лягушачье болото. Лягушки днем и ночью квакали и хвалили помещика. Две лягушки были посмелее, они решили вылезти из болота и пойти в дом помещика проверить истинность этих похвал. Однажды они вылезли из болота и смело зашагали к дому помещика. Они вошли прямо на кухню, где увидели большое ведро со свежим, только что надоенным молоком. Они забрались в ведро и стали исследовать белую жидкость. Она оказалась приятной на вкус. Они спрашивали друг у друга, что это за жидкость, непохожая на воду. Им было страшно оттого, что они не могли выбраться наружу. Стали они кружиться в ведре, лишь бы найти способ выбраться оттуда. Одна говорит:

– Я очень устала, спущусь на дно.

– Дно опасно, спустишься, и там и останешься, – ответила вторая.

– Не могу больше выдержать.

Вторая лягушка употребила все свое терпение и продолжила кружиться в котле, пока, наконец, не взбила масло. Потом наступила на него и вылезла вон из котла. Следовательно, если хочешь обрести терпение, тебе надо выдержать и самые большие трудности.

Сейчас вы часто спрашиваете друг друга, что представляет собой мир. Он представляет большое ведро, полное молока. Каков смысл жизни? Спустись в ведро с молоком, взбей масло, взберись на него, чтобы войти в широкий, безграничный мир, – это значит, что ты обрел терпение и спасся. Я говорю о спасении не в том смысле, в каком его понимают религиозные люди. И они правы, и я прав. И Моисей прав, и Христос прав. Все ученики правы: как правы ученики начальной школы, прогимназии и гимназии, так правы и ученики университета. Почему? Потому что между тем, что изучают дети средней школы, ученики прогимназии и гимназии и тем, что изучают студенты университета, есть известное соотношение.

Что вы скажете, если эти ученики соберутся вместе и начнут рассуждать по данному вопросу? Поймут ли они друг друга? Нет, не смогут. Ученику первого класса я скажу: друг, ты не можешь понять того, кто закончил гимназию или университет.

– Я-то его понимаю, но он еретик, он не понимает.

Не еретик он, а его сознание шире твоего. И ты для себя прав, и он для себя прав. Вы будете постепенно продвигаться все выше, пока не поймете правильно великий Божественный смысл жизни. Павел говорил: «Когда был младенцем, рассуждал как младенец, а как стал мужчиной, оставил младенческое». Пока ученик в средней школе, он считается младенцем. Следовательно, если ты входишь в религиозное общество, которое делит людей на праведных и грешных, и таким образом их изолирует, это религия для младенцев. Студенту нужна религия, которая охватывает все человечество, эта религия основана на любви, она дает право и свободу людям думать и чувствовать так, как Бог их научил. Кто принимает религию любви, тот входит в бессмертие.

Вернемся к приговору, вынесенному по делу волка и коня. Судья наложил резолюцию, в которой запретил волку в следующий раз разговаривать с конем в качестве недруга, а если он захочет говорить с ним, вставать спереди, а не сзади. Коню было дано такое нака­ зание: оплатить расходы на установку двух новых клыков волку.

Через некоторое время к тому же судье пришли две кошки судиться за желудок ягненка. Одна кошка держала желудок в лапах и говорила, что он принадлежит ей. Другая тоже настаивала, что желудок ее. «Смотри, – сказала она судье, – как у меня исца­ рапано лицо моей подругой». Судья пожелал посмотреть, каким оружием она исцарапана, и увидел на лапах кошки крепкие острые когти. Судья задумался, как решить дело, и сразу понял, что они ссорятся из-за того, что не является их собственностью, и сказал: «Ни у одной из вас нет прав на этот желудок. Ягненок имеет право его требовать». В этот момент появился ягненок, пожаловался, что две кошки стащили его желудок, и попросил его вернуть. Судья взял у кошек желудок, установил его на место и отпустил ягненка.

Современные люди и доныне ругаются из-за желудка ягненка, каждый тянет к себе, каждый хочет его присвоить, сделать своей частной собственностью. Тот, кто не может взять его себе, спраши­ вает: «Должна ли существовать частная собственность?» Отвечаю: частная собственность не может существовать. Ты можешь чем-то владеть, но прикрепить ему табличку, что это – твоя частная собственность, не имеешь права. Ты можешь владеть своим телом, можешь владеть своим домом, но владение есть нечто временное. Как ты назовешь частной собственностью зарезанного ягненка, курицу, поросенка? Ты не имеешь права строить громадные здания, это доказывает тебе сама природа. Как? Землетрясениями. Земля жалуется, что несет больший груз, чем надо, и Бог посы­ лает землетрясение, чтобы ее освободить. Земля не должна нести такие тяжелые грузы. Это показывает, что частная собственность не позволяется. Это Божий глас. Вы можете построить себе дом, но если начнете бороться за него, судья скажет: «Отдайте желудок ягненку, мы установим его на место, и ягненок оживет». Это хотел сказать Христос в стихе: «Если вы не понимаете земных дел, как поймете небесные?»

Вы говорите: «Значит, и Христос был против частной собствен­ности. Что мы будем делать, если откажемся от нее?» Примените владение. Сколько времени длится цветение растения? Любой цветок временен. Как цветок и плод не вечны, так и частная собственность, и владение – временные вещи. Когда я высказываюсь против частной собственности, то не имею в виду ваши дома. Я говорю о той частной собственности, против которой вы и сами протестуете. Например, муж считает свою жену частной собственностью; жена считает своего мужа частной собственностью. Им надо жертвовать собой ради другого, а не владеть друг другом, и не считать друг друга частной собственностью. Это не означает, что муж оставит свою жену, или жена оставит своего мужа. Надо, чтобы связь между женой и мужем была внутренней и покоилась на законе любви, в которой нет измены. Павел говорит: «Кто связан, да не развязывается; и кто развязан, да не связывается». Пока ты пашешь, будешь с недоуздком; как только перестанешь пахать, бросишь недоуздок и пойдешь есть. Так учатся терпению. Тому, кто не выучит этого урока, кладут на спину суму и повторно отправляют на ниву. Так что не говорю, чтобы муж оставил свою жену, а жена своего мужа, но определите свои отношения друг с другом. Ум не может спуститься к желудку, и желудок не может подняться к уму, но им надо определить свои взаимные отношения. Если твой муж – мозг, дай ему все свое уважение и почтение; если желудок, дай ему возможность использовать свою функцию, как надо. В математике есть законы, которые приводят члены уравнения к условиям, удобным для решения, только так задачи становятся ясными и понятными. И вам многие вещи неясны; чтобы прояснить их, вашему уму надо лететь, подняться в более высокие сферы. Когда выходите вечером наблюдать звездное небо, вы видите звезды, но не узнаете их, ничего о них не знаете. Чтобы понять больше, вашему уму надо летать, подниматься высоко в небесное пространство.

Христос сказал: «Когда придет Дух, Он вас научит всему». Сказано, что в мире существуют два начала: Христос – доброе начало и антихрист – зло, или частная собственность. Если ты присвоишь данного человека или некое общество, если остановишь внутреннее стремление души к Богу, ты антихрист. Если ты содей­ ствуешь развитию Божественного в человеке, ты для него Христос. Пока все органы тела служат целому организму, они связаны с Христом, как только они отделяются, и каждый служит себе, у них связь с противоположным началом. Кто отдаляется от Бога, сам себя осуждает на смерть. Один Бог, мы Его члены. Один Христос, мы Его члены. Каждому надо знать свое место и свою службу в великом Божественном организме – нос ли он, глаз, ухо, или палец.

– Почему надо заниматься своей рукой?

Занимайся своей рукой, как величиной, через которую ты приложишь свою волю. Рука представляет собой преобразованный квадрат; четыре пальца, без большого, – это четыре колеса телеги, с помощью которых она движется. И человек подобен телеге: двумя колесами, то есть ногами, он движется по земле; верхними колесами – руками – он рассекает воздух.

Христос говорит: «Если не понимаете земную жизнь, не сможете понять и небесную». И обратное: если понимаете небесную, поймете и земную. Мы начинаем снизу вверх: сначала поймем земную жизнь, потом небесную. Идет ли человек сверху вниз или снизу вверх, ему надо понимать, что его частной собственностью или его владением является только его тело. Если человек позволяет кому-то другому разместиться в нем и владеть им, он запутывается. Это состояние врачи называют безумием, умопомешательством. О таком человеке я говорю, что он потерял свою частную собствен­ ность, то есть в него вошло другое существо. Если ему помогут, это означает, что он вступит во владение своим телом. Как лечить такого больного? Священники читают ему молитву, чтобы выгнать из него плохого духа, а врачи делают ему инъекции. И у тех и у других есть желание выгнать незваного гостя вон. Есть в жизни случаи, когда истинный собственник теряет себя на несколько лет. В это время в его теле живет гость. По прошествии десяти лет первая личность возвращается и начинает свою деятельность с того, на чем остано­ вилась. Где было это лицо целых десять лет, не время объяснять, это сложный вопрос, он имеет отношение к психологии, и для его объяснения нужно много времени.

Говорю: человек может выйти из своего тела, то есть из своего дома, по желанию, без того, чтобы у других существ была нужда его присвоить и выгнать вон. Есть законы, согласно которым человек может сохранить свое владение. Вы говорите, например, что ваш отец умер и отправился к Богу. В сущности, ваш отец выгнан, другие взяли его частную собственность, и он остался в положении бездо­ много. Вазов называет бездомных «не милы, не дороги». Это герои человечества. Все самые большие злодеяния и беззакония в мире происходят из-за частной собственности. И деньги, и пища – все это частная собственность. Если вы хотите хорошо жить и быть в гармонии с великой разумностью, откажитесь от частной собствен­ ности. Только так вы поймете глубокий смысл Божественной жизни.

Есть в мире свобода, но есть и закон. Когда приходит закон? Когда мы подходим к коню сзади. Копыто коня – закон. Как можно избежать этого закона? Подходи к коню спереди, к голове. Голова – это Христово учение. Если ты кому-то скажешь, что он плох, ты приветствуешь его неправильно, ты идешь ему за спину. Если скажешь, что он добрый, ты приветствуешь его в лицо. Кто приветствует человека за спиной, потеряет два клыка. Когда ты преступаешь Божественный закон, тебя непременно посетит какое-нибудь несчастье. Зная это, ищите причину в себе, а не в других. Если болгары несчастны, то причина в них, а не где-то еще. В их несчастии не виновны ни сербы, ни греки, ни англичане, ни немцы, ни французы. То же самое относится и к другим народам, каждый народ сам виновен в своем несчастье. Если бы болгары приветствовали коня спереди, в лицо, то не получили бы этого удара копытом. Поскольку они подошли к нему сзади, то получили тяжелый урок. Сказано: «Какой мерой меришь, такой и тебе отмерится». Болгары поверили, что их сделают великими, но расчет их был неверен. Никто никого не может сделать великим. Только тот народ может стать великим, который верит в Бога и исполняет Его волю. Когда у народа есть любовь и готов­ ность пожертвовать собой за великую правду, он всегда побеждает. Когда все священники, проповедники, учителя, судьи и правители, матери и отцы живут в добре и его прилагают, они ведут свой народ к победе. Только такой народ может стать великим.

Новые времена приходят для человечества, новая культура, новая жизнь. Чего требует новая культура? Дать человеку свободу проявиться. Как проявляются люди сегодня? Мать проявляется, притесняя дочь. Если дочь проявляется, она притесняет мать. Так борются силачи: один наверху, другой внизу. Потом наоборот. Сначала мать сверху, дочь снизу; затем дочь сверху, а мать снизу. Так они чередуются, пока не устанут. Так вопросы не разрешаются. Сегодня подминают Болгарию, а другие поднимаются. Завтра других подомнут. Когда будут разрешены эти вопросы? Кто-то приходит и говорит, что он сильный. Приходит второй, и он говорит, что сильный. «Тогда пошли, испытаем свои силы». Начинается борьба. Вопрос решится правильно, когда оба скажут: «И ты сильный, и я сильный, но нам незачем бороться, разбивать себе головы. Лучше будем жить по-братски, а свою силу употребим для общего блага, будем просвещать умы и сердца наших близких, научим их создавать свои дома». Великое искусство создать дом. Сегодня повсюду, в каждом доме разногласия. Почему? Потому что люди не могут жить правильно, не знают, как приветствовать друг друга. Все привет­ ствуют друг друга со спины. И это неплохо. Но для такого привет­ ствия есть закон. Пусть существует закон строгий и справедливый, а не жестокий.

Беря это за основу, Христос вступает в новую фазу и говорит: «Если не родитесь заново, не сможете войти в Царство Божие». Это значит, что если вы не вернетесь на прямой путь, от которого отклонились, и не начнете мыслить, как Сын Человеческий мыслит, вам нельзя понять небесного, и, следовательно, нельзя улучшить свою жизнь. Если вы не понимаете внутренней жизни, нельзя понять и внешней.

Для объяснения этой мысли воспользуюсь следующим примером. Представьте, что вы живете во дворце, в нем сто больших комнат, – это внешний мир. Комнаты закрыты, воздух ниоткуда не поступает. Вы живете в этом дворце, переходите из одной комнаты в другую, изучаете все, что в них есть, но постепенно начинаете тяготиться тем, что нет воздуха, и света вам тоже мало. Вы говорите, что окна надо сделать больше, чтобы входило больше света и воздуха. Вы расши­ ряете окна, но вокруг вас поднимается пыль, собираются нечистоты. Вы в недоумении, не знаете, что вам делать, чувствуете, что нужен выход наружу, на природу, в широкий Божественный мир. Таково положение сегодняшних людей, которые живут только в физическом мире, они знают много вещей, изучали философию, историю, право, восхищаются римским правом. Это превосходное право, но оно относится главным образом к римским гражданам. Такое право есть у каждого народа. Римское право защищало римского гражданина. Горе тем, кто не римский гражданин.

Говорю: есть одно право, называемое Божественным. Это право для всех людей, для всех живых существ земли. Об этом праве говорил Христос. Кто примет это право и великие Божественные идеи, станет гражданином Царства Божия. Это право будет ему покро­ вительствовать повсюду. Сделайте опыт: пусть самый несчастный человек примет это право, чтобы убедиться в его силе. Его жизнь улучшится, люди станут его любить, дела его пойдут вперед.

Опять повторяю: берегитесь идеи частной собственности, которая душит человека. Идея быть первым в мире, быть самым сильным – это идея частной собственности. Эта идея загонит вас в гроб. Она задушит человека, как любой кусок, который попадает в дыхательное горло. Горлу и сердцу надо открыться и расшириться, чтобы человек дышал свободно. Извлеките кусок, который попал не в то горло и душит вас.

Каково это новое, чего ждать от новой жизни? Какие блага несет эта жизнь? Она превращает гусеницу в бабочку и учит ее, как извлекать сладкий нектар из цветков. Она освобождает человека от идеи частной собственности. Не высказываюсь против ваших тел как частной собственности, как личного владения, говорю: берегите свои тела, чтобы, когда придет ваш господин, вы смогли дать отчет в том, что получили от него. Скажите: «Господи, я очень хорошо провел время в твоем доме. Возвращаю его тебе с выполненными улучшениями. Если у Тебя есть намерение опять послать меня на землю, дай мне дом еще лучше, чтобы мне добиться большего, чем теперь».

Итак, новое время, которое идет ныне, требует от вас терпения. Терпение требует веры, вера – любви, любовь – послушания, а послушание – знания и мудрости. Только умный может любить. Любовь – нечто великое и разумное. Любить кого-то, значит, беречь его, как зеницу ока. Истязать человека, это не любовь; убивать людей, это не любовь. Вы скажете, что любовь несет стра­дание. Страдает только тот, кто не понимает эти вещи и не знаком с ними. Христос пришел научить людей любить, чтобы они знали, почему они страдают.

В Писании говорится о воде и духе. На научном языке вода – это магнетизм, то есть она несет в себе магнетическую силу, а дух – носи­тель электричества. Христос говорит: «Кто прошел воду и дух, может войти в Царство Божие». Это означает: если ваш ум возродится от электричества, а симпатическая нервная система – от магнетизма, вы станете гражданами Царства Божия. Если вы обрабатываете свои мысли электричеством, а чувства магнетизмом, вы поймете великий Божий закон и будете носителями веры и любви.

Запишите следующие мысли: терпение требует веры, вера – любви, любовь требует послушания, а послушание несет знание и мудрость. Думайте над ними, комбинируйте их различными способами, чтобы они внесли в вашу душу новую струю жизни. Что вы испытываете, когда кто-то говорит вам, что вас любит? Свет и радость. Что-то засветится в вас, и вы обрадуетесь. Когда мать скажет своей дочери, что любит ее, дочь сразу обрадуется. Если господин скажет своему слуге, что любит его, и тот станет радостным и веселым. Если господин начнет сердиться на своего слугу, тот огорчается и падает духом. Каких учеников любит учитель? Добрых и послушных.

Желаю всем приложить любовь в своих отношениях. Примите новое учение и внесите его в свои дома, передайте его своим детям и близким. Проводите опыты, не огорчаясь. Проведите и сто опытов, важен успех. Может быть, сотый опыт даст результат, ваши глаза, наконец, откроются, и вы скажете, как тот слепой: «Когда-то я был слеп, но сейчас вижу».

Многие меня спрашивают: «Веришь ли ты в то, что пропове­дуешь? Ты ходил ли на тот свет, что говоришь о нем?» На тот свет не ходил, но живу в нем.

– К Богу ты ходил?

Не ходил, но в Нем живу, и изучаю Его во всем: в камнях, в растениях, в животных, в воде, в воздухе, в свете. Бог во всем живом, я вижу Его и в самом малом, и в самом большом, радуюсь и веселюсь, когда слышу Его тихий голос. Есть ли в этом что-то удивительное? Вы ожидаете увидеть Господа после смерти. Если вы живете по-человечески, то если и умрете, опять окажетесь на земле. Человеку надо умереть для своего эгоизма и превратиться изо льда в жидкость, только так человек может спастись. Иначе, если ты умрешь, но не превратишься изо льда в жидкость, ты снова будешь в опасности. Примите новые идеи, которые приходят свыше.

– Где Бог?

Он в профессоре, который просвещает; в священнике, который поучает; в хозяйке, которая заботится о своем доме; в судье, который хорошо решает дела; в солдате, в офицере, Бог повсюду. Он во мне, который говорит вам, в вас, которые слушают меня. Бог говорит: «Это Мои дети, они слушают Меня, в будущем они станут отличными людьми. Я рад, что они преобразятся». Некоторые говорят, что вы грешники и отправитесь в ад. – Все временно. Если сегодня они грешники, то завтра очистятся и преобразятся. Сейчас они в аду, но завтра выйдут из него. Какой может существовать ад страшнее земли? Бог пришел на землю, чтобы извлечь нас из этого ада, и Он нас извлечет. Он заливает нас своей любовью, направляет ее нам и так усиливает в нас веру и терпение.

Желаю всем вам быть Сынами Божиими. Говоря в широком смысле, слушайте голос Бога, исполняйте Его волю так, как вы ее понимаете, и больше не бойтесь.

__________________________

Переводчик А. Драгавцева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...