Перейти к содержанию

Восходящее Солнце


Рассвет

Recommended Posts

ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ

 

"Я Свет
1
пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не остался во тьме"
2

 

 

 

Слово Я в прочитанном стихе заменяет нынешнее слово Дух. Когда идеи старых и молодых людей различаются по форме, они не различаются по содержанию; когда они различаются по содержанию, то не различаются по смыслу, и, наконец, когда различаются по смыслу, они не различаются по сути. Это различие между молодыми и старыми естественно. У молодых и старых, наблюдающих две разные фазы Солнца – восход и заход – две различные перспективы в жизни: для одних свет увеличивается, а для других уменьшается, следовательно, они не могут одинаково смотреть на мир. Если люди скажут, что они отличаются друг от друга, то я приведу следующее сравнение: от восхода Солнца до полудня у людей один вид идей, а после полудня и до захода Солнца – другой вид идей. Так что, когда люди говорят, что они отличаются друг от друга, я спрашиваю, какие у них идеи: идеи восходящего Солнца или заходящего, утреннее или вечернее у них понимание. Есть и другие категории людей, у которых идеи различаются так: от захода Солнца до полуночи и от полуночи до восхода Солнца. Итак, есть четыре категории людей, отличающихся своими идеями. Две категории относятся к виделине, а две другие – к темноте. Говоря о виделине и темноте, я подразумеваю движение Земли, соответствующее отношениям к сознательной жизни. Раз есть движение, то будет и свет, и темнота, а это подразумевает, что Земля движется к центру, к Солнцу, она стремится к нему. Движение означает Любовь: всеми существами движет Любовь. Когда известная материя имеет кинетическую энергию, то есть энергию, производящую движение, то это означает проявление Любви во всех её формах.

 

Виделина – одна из форм Любви. Христос говорит Я, то есть Дух, но вы этого не видите, потому что вы видите только тени вещей, просто видите отражение света от поверхности тел. Ты говоришь: "Я видел на дороге человека". Что ты видел? Его тень; отражение от его тела попадает в твой глазной нерв, вызывает сотрясение, создаёт впечатление, проектирует тень наружу, после чего ты говоришь, что встретил такого-то господина, – просто тень его встретила тебя. Спрашиваю: когда восходит Солнце, вы ли его встречаете или оно вас? Кто встречает: кто привлекает или кто привлекается? В этом философия. Когда кто-то скажет, что он движется, то я хочу знать: привлекается он или привлекает? Когда ты движешься, ты можешь быть привлечён, а можешь и привлекать; привлекать – это одно, а привлекаться – другое, это два различных положения. Когда тебя вовлекают в движение, ты ограничен, когда же ты привлекаешь, ты свободен. Когда вы говорите, что пришли на Землю, то это происходит потому, что она вас привлекает, вы привлечены ею, она приковала вас здесь и держит. Вы ходите или она ходит? Я думаю, что Земля ходит в вас. Это лишь наброски философских мыслей. Земля ходит и движется, она великолепная дама, я не видел столь изящной походки, как не видел и дамы, которая двигалась бы так пластично и столь приглядно. Передвигаясь в пространстве, она

I ic производит никакого шума, не поднимает никакой пыли и отличие от современных дам. Земля столь учтива, что, проходя, никого не хочет разбудить, и потому никто её не чувствует, а всё оттого, что она впилась глазами в Солнце, в своего любимого. А современные дамы поступают наоборот. Все, кто ропщет в этом мире, ещё не впились взглядом в своих любимых, или, говоря иначе, они безыдейные люди. Говоря безыдейные люди, я не подразумеваю, что у таких людей нет никаких идей, но их взгляд, их движение, их стремление не так фиксированны в известном направлении, как у Земли.

 

Когда Христос говорит: "Я пришёл", Он подразумевает приход не человека, а великой идеи, и мы обманываем себя, если думаем, что идёт или пришёл человек. Приходит какой-то проповедник, и мы говорим: "Он исправит мир". Пришёл Христос 2000 лет тому назад, и тогда сказали: "Он исправит мир", но мир так и не исправился. После Него приходило много других, но мир, согласно нашему пониманию, так и не исправился. Почему? Потому что мир исправляется не здесь, а в другом месте. Я задам вам вопрос: когда художник рисует великую картину, к чему он устремляет свой ум? К полотну картины, и на нём он делает поправки. Идея в его уме совершенна, но, проецируясь вовне, на полотно, она уже не столь совершенна, как в уме. Следовательно, жизнь, которая есть внутри нас, совершенна. Говорят, что жизнь одних людей мирская, а других – духовная. Жизнь, сама по себе, не может быть ни мирской, ни духовной, но когда в человеке живёт нечто животное, она становится мирской, а когда в человеке проявляется человеческое, жизнь становится духовной. Если в абсолютно чистую воду положить какое-то горькое или сладкое вещество, вода воспримет его вкус, но значит ли это, что сама вода сладка или горька? Она ни сладкая, ни горькая – это непонимание, это вы её делаете такой. Так происходит и с людьми: одни вносят в чистую, Божественную жизнь некий элемент, порочащий её, и он делает её мирской, а другие вносят в жизнь добро, и она становится духовной. По этой причине некоторые люди очень духовны. Но сегодня люди так опорочили свою жизнь, что я не вижу никакой разницы между духовными и мирскими людьми: когда дело доходит до защиты своих идей, тогда и тот, и другой содержат дома и берут плату за наём. Один считается сладким, другой-горьким; горький горек для людей, а не для самого себя, и сладкий сладок тоже для людей, а не для себя. Таковы понятия людей.

 

Следовательно, свет и темнота – это два процесса, служащие для понимания всех существующих отношений; свет – это ясное понятие о вещах, а темнота – смутное, путаное понятие о них. Сейчас многих из вас считают мирскими людьми. В одних отношениях я хотел бы быть мирским человеком, а в других – духовным: если я хочу отдохнуть, посидеть в тени какого-нибудь дерева с густой листвой, возле какого-нибудь источника, я буду духовным человеком; взяв же в руки мотыгу, стану мирским человеком, потому что многим червячкам отсеку головы. Поэтому духовные люди не берут мотыги в руки, и их прозвали лентяями, а мирских зовут работящими. Мирские люди разрешают вопросы остриём меча, а люди идей – своим пером. Мирские люди – чернорабочие, пролетарии, а духовные – буржуа. Неплохо человеку быть буржуа. После того, как долгое время он работал на поле как пролетарий, он будет отдыхать и станет буржуа, исправит мир со своей точки зрения. Чтобы в мире был порядок, человеку не следует отдыхать больше, чем требуется, но не нужно и работать больше, чем позволяют его силы. Свет и темнота – две сменяющие друг друга фазы в Природе: при свете мы работаем, в темноте отдыхаем. Когда мы работаем, свет у нас снаружи, а темнота внутри, а когда отдыхаем, свет внутри, а темнота снаружи.

 

Только так, осмысливая и понимая жизнь, мирские и духовные люди найдут точки соприкосновения, будут в согласии между собой, уяснят закон труда. Христос говорит: "Я пришёл", то есть пришёл Дух. Когда в вас войдёт Дух, он даст вам ясное представление о жизни. Христос пришёл ради вас, чтобы не ходил во тьме всякий верующий в Него. Я беру веру не в обычном смысле, как её понимают многие, вера может быть только у самого чистого, безгрешного человека, только он может верить во всё и ни в ком не сомневаться. Это будет вера, а не "верование". Вера – качество Ангелов. Некоторые говорят: "У меня есть вера". Нет, у тебя верование, твоя вера, как паутина, меняется сто раз за день: то ты веришь, то не веришь. Однажды я встретил одного молодого человека, студента, занимавшегося известными оккультными науками, и он сказал мне, что верил, что есть Господь. Но потом, начав изучать социализм, он признался, что растоптал свою идею о Боге и теперь уже стал человеком. Под словами растоптал своего бога я понимаю, что он растоптал свой эгоизм. Когда кто-то скажет, что верит в Бога, это значит, что он верит в самого себя и считает себя божеством. Все современные люди – "божества", и когда те или иные говорят, что верят или не верят в Бога, это означает, что у одних есть доблесть признавать, что они верят в себя, как в божество, а другие это скрывают. Сегодня мир полон одних божеств, христов, богородиц, святых Иванов, никол и прочих, мир страдает от них. Истинного Господа ещё нет. Где Он? Вот где: когда в душе своей ты вдруг возлюбишь всех людей, это будет означать, что в этот момент Господь послал тебе луч. Когда же все противоречия исчезнут из твоего ума, когда ты осознаешь свой долг и будешь готов пожертвовать собой, тогда в тебе проговорил истинный Господь, и в этот момент ты и Он – Одно. Христос говорит: "Я пришёл с Господом, Который живёт во Мне, Я пришёл с Ним, чтобы через Него дать всем виделину, дабы они поверили". Кто поверит? Те малые чистые души; и какое это великое дело – быть чистым человеком в этом мире! На этой чистоте покоятся все идеи, всё счастье, всё здоровье и блаженство человечества. Если человек будет чист, он не будет ходить в темноте, у него будет ясное представление о жизни, он сможет устроить её как надо.

 

Я знаю двоих братьев из Варны. Один из них поступил в военное училище, стал офицером и постепенно продвигался по службе, пока не достиг чина полковника. Его брат ничего не окончил и, отбывая воинскую повинность, был на службе простым солдатом. Однажды этот солдат встретил своего брата на улице и не отдал ему честь. Полковник остановил его и спросил, почему тот не отдал ему честь. Солдат ответил: "Да ведь ты мне брат, могу тебя и не приветствовать". – "Я прежде всего офицер, а уж потом твой брат, поэтому ты должен меня приветствовать, – ответил брат-полковник, – отдаю тебя под арест на двое суток". И сейчас мир полон полковников снаружи и простых солдат внутри, буржуа и пролетариев, – этой эмблемы света и темноты. "Когда человек становится буржуа и когда пролетарием?" Ты рождён ни буржуа, ни пролетарием, ты рождён человеком, способным мыслить

– понимать закон света и темноты. Свет подразумевает богатство, а темнота – бедность, но и в свете есть различия, существуют разные степени света. Например, есть свет при восходе Солнца, есть свет около полудня и есть свет при заходе Солнца. Тот буржуа, у которого Солнце взошло, будет смотреть на вещи одним образом, а тот, у кого Солнце зашло, будет смотреть по-другому.

 

Сегодня Христос разрешает великий общественный вопрос – вопрос о так называемой классовой борьбе. Это не идейная борьба, она та же, что существовала 8000 лет назад, и выражается следующим положением: "спустись ты, чтобы поднялся я". До сих пор управляли меньшинства, л в будущем будет управлять большинство. До сих пор работали "меньшевики", а в будущем будут работать "большевики". Это может произойти. Вы скажете: "Как п о возможно, чтобы аристократ работал ради простого человека, пролетария?" Спрошу вас: как возможно, чтобы мать и отец, то есть буржуа, работали на своих детей, пролетариев в мире: вставали рано утром, чтобы их накормить, добывали им все средства к существованию, жертвовали для них бессонными ночами и так далее? Родители знают, что таким образом они должны исполнять свои обязанности по отношению к своим детям, потому что когда-нибудь этот пролетарий будет мстить. Мать, то есть любовь, а так же и отец работают: эти буржуа должны менять пелёнки, прислуживать пролетариату, потому что однажды этот пролетариат выгонит их из их дома, силой заберёт их деньги и заставит работать. Так было и будет. До коих пор? Пока не исчезнет эта чисто материалистическая классовая борьба, она лишь переходная стадия в жизни человечества. Через тысячи лет наступит другая эпоха, когда люди будут жить по-другому, а эту борьбу заменит лад и порядок в жизни. Сегодня мы рассматриваем человека и его отношения к ему подобным в соответствии с изречением "человек человеку волк", но я говорю, что человек человеку брат. Если мы возьмём теорию Дарвина о происхождении видов и проследим, при каких условиях родился и жил волк, мы увидим, что первоначально в его характере не было тех качеств, которые он развил позже, вследствие условий, в которых он жил. Волк представляет собой некую культуру далёкого прошлого, и сейчас он проявляется в человеческом обществе и в жизни. Почему? Потому что люди не понимают великих законов, управляющих жизнью. Представлю вам образно отношения людей в нынешней жизни. Допустим, корни некоего дерева обладают глубоким сознанием, и в какой-то момент от корня отделяется маленький корешок и движется своим путём, однако встречает большие препятствия. Не умея найти выхода, этот корешок опять возвращается к своему отцу и с ним перекрещивается. Отец не знает, что это его сын, и начинает с ним бороться. Так все люди сегодня борются с собой, со своими детьми, пытаясь их отрезать от себя, освободиться от них, – это всё те же корни, встретившие препятствия в своей жизни, иначе не возникла бы дисгармония.

 

Христос говорит: "Я пришёл показать истинный путь всем, кто верит и имеет чистоту Ангелов". Человек ещё только рассуждает, будет он жить после смерти или нет, имеет ли жизнь смысл или нет, – это не жизнь, а лишь осадок той темноты, в которой он живёт. Жизнь одна, она не может ни умирать, ни рождаться. Если я вылью воду из своего кувшина, умрёт ли он? Кувшин никогда не был живым и не может умереть, следовательно, в своём физическом состоянии человек – некий кувшин, в который налита жизнь. Кувшин – лишь условие, а жизнь – это всё. Когда кувшин наполнится, он оживает, когда опустошится, умирает. Жизнь в теле разнородна, а в смерти – однородна. Нынешние учёные говорят, что материя-де однородна. Это верно на 50 процентов: из однородного не может родиться разнообразие. Если бы в красках не было paзнородности, от их однообразия ничего не могло бы родиться. Что такое разнообразие? Это все необходимые формы, в которых должно проявиться бытие, жизнь. Жизнь не может проявиться лишь в одной форме, она проявляется в ряде бесконечных форм. Когда эти формы сочетаются, выражая собой более великую форму, мы говорим, что жизнь однородна, то есть у всех форм есть одинаковое стремление к проявлению высшей формы. Но в отношении этой великой однородной формы можно сказать, что она не одна, наряду с ней есть ещё такие формы, которые соединяются и образуют другие миры. Изучая Природу, мы видим, что существует этот великий закон однородности и разнообразия, однако это не должно нас останавливать. Человек, пребывающий в темноте, отдыхает, он даёт наставления молодым; это может быть писатель, поэт, князь, и он будет в тени, внизу. А если он пролетарий, то будет работать только тогда, когда есть свет. Следовательно, Господь создал мир не для буржуа, а для пролетариев, то есть для работников, которые движутся к прогрессу. Уподобим богатых людей богатству, накопленному в прошлом, а бедных людей – богатству, которое собирается сейчас, тогда богатые люди – это люди прошлого, а бедные – люди будущего. И тогда выбирайте: если ты богат – ты человек прошлого, если беден – ты человек будущего. В еврейском языке есть только два времени: прошедшее и будущее, а настоящего нет. Евреи говорят, что всё, что происходит – это уже прошлое, а то, что наступает, – будущее; настоящее – только переходный момент, это точка, не занимающая никакого пространства. Так что будьте людьми будущего.

 

Итак, Христос говорит: "Я пришёл дать свет людям, дать его бедным – людям будущего, чтобы они не ходили во тьме, путём богатых, то есть путём прошлого". Все грехи – это грехи прошлого. Мы носим грех, как тень, и каждый, кто хочет освободиться от него, должен стать человеком будущего, иначе он будет нести свой грех, как змея носит свою кожу. Когда кто-то скажет, что хочет жить в будущем, я понимаю, что он хочет жить без греха; когда кто-то хочет быть богатым, я понимаю, что он хочет грешить. Итак, бедные – это люди добра и света, а богатые – люди греха и темноты. Возможно, эти слова покажутся вам горькими, но пусть кто-то выйдет и докажет, что это не истина. Я считаю богатым человеком не только имеющего деньги, но и того, у кого есть знание и сила, но он употребляет их не во благо своим ближним, а чтобы удерживать их во зле. Такого человека я называю буржуа. Людей, исполняющих волю Божию, я называю пролетариями, или людьми будущего. Пролетариев я называю ещё пчёлками, работниками новой культуры. Слово пролетарии классовое, это не точное выражение, следует сказать: работники новой культуры, новой науки. Что это за новая наука? Она в том, чтобы все жили в свете, были счастливы и не разрушали ни своего счастья, ни счастья других. Я могу всего лишь двумя словами разрушить ваше счастье так, что и за сто лет вы его не найдёте. Представьте себе, что я позову вас и положу перед вами бомбу с запалом. Что станет с вами, если бомба взорвётся? Так и в каждой вашей мысли есть взрывчатое вещество, которое, произведя взрыв, образует все те условия, которые мы называем злом. Зло я объясняю так: это материя, которую мы не можем контролировать, потому что она не подчинена нашей воле; а материю, которая в нашей воле и которую мы можем контролировать, я называю добром. Внешний мир контролируется другой волей, а внутренний – нашей. Если бы и Господь, контролирующий материю извне, потерял Свою нить, прекратилось бы всякое существование. Потому и мы должны держать за повод своего коня, ибо, если мы отпустим повод, конь понесёт и всё опрокинет, а от этого и происходят несчастья. Это общие и простые идеи.

 

Каждый день ваш конь, то есть ваш ум, идёт, подняв пост и насторожив уши, он смел, ничего не боится, но если кто-то пройдёт мимо и что-то скажет ему, он сразу и вздрагивает. Какой-то богатый еврей идёт себе смело но дороге, но его встречают и говорят, что ему осталось жить всего два дня. Конь, то есть ум этого еврея, пугается, он сразу принимает меры: закрывает свой магазин и говорит себе: "Отныне ты будешь праздновать". Так пугаются и все люди. С начала войны и по сей день я всё слышу, как рассуждают о том, что станет с Болгарией, многие боятся больше, чем нужно. Болгария не единственная ценность, есть и другие ценности. Скажите, когда Господь создавал мир, были ли тогда болгары, сербы, французы, немцы, англичане? Их не было, они появились позже сами. Вы можете мне возразить, но спрашиваю: рождает ли мать чюих детей профессорами, учителями, священниками, судьями и так далее? Она рождает детей, и те потом становятся по службе учёными, генералами, докторами, инженерами и прочими. Службы, исполняемые нами в жизни, это разные роли, которые мы играем на сцене. Пока мы на сцене, мы облечены в формы, мы актёры, а когда сойдём со сцены, мы уже братья. Уйдя на Небо и вспоминая различные случаи из своей жизни на Земле, мы посмеёмся над прошлой борьбой. Разъясню вам на примере то положение, в котором вы находитесь. Один индусский бог, насытившись прекрасной жизнью на Небе, захотел, чтобы ему позволили сойти на Землю и пожить там. Ему позволили; он выбрал себе форму свиньи, воплотился в молодого поросёнка и начал жить, как все поросята: рылся в нечистотах, лежал в тени и толстел. Потом он женился, у него родились детки, 10-15 поросят; он жил себе мирно и счастливо. Ждали его на Небе год, два, три, десять, – он всё не возвращался. Позвали его оттуда, но он не захотел вернуться. "Мне и здесь прекрасно", говорил он. Тогда решили забрать у него поросят, чтобы принудить его вернуться, но и при этом несчастье он не захотел вернуться. Потом забрали у него жену, но не помогло и это, он начал искать себе другую. Наконец решили поразить его самого и для этого послали ему тяжёлую болезнь, она-то и вернула его на Небо. Очнувшись на Небе, он стал смеяться над жизнью, проведённой на Земле.

 

У многих современных людей есть опыт этого бога, но они не знают, кем они были прежде. Многие имеют опыт буржуа, они роют и решают на Земле разные вопросы, и чтобы вразумить людей, приходят разные несчастья, но лишь оставив форму свиньи, люди поймут, каким было их состояние. Что представляет собой форма свиньи? Это существующий ныне крайний материализм. В чём он заключается? Вот в чём: люди собираются, разговаривают о том, о сём, о том свете, о добре в мире, но при этом у каждого есть свои гуси, курочки, винцо, и живут они себе на широкую ногу. Бедные люди, слыша их разговоры, говорят себе: "Эти люди всё говорят о том свете, живут для Бога, но умеют жить и на этом свете". И беднякам так нравится способ жизни богатых, их материализм, что они воспринимают его как идеал и стремятся его достичь; этот идеал становится целью жизни бедных людей, и так создаётся учение о материализме. Бедные говорят богатым: "Мы хотим жить, как вы". Поскольку богатые стали причиной отклонения бедных от правильного пути, Господь поставит богатых на место бедных, чтобы они исправили свои ошибки, – таков закон. Поэтому Христос говорит: "Я Свет3, пришёл в мир, чтобы разъяснить вещи". В Природе нет противоречий, но мы создаём их сами. Как? Частью материи, данной нам Богом, мы не можем управлять и поэтому создаём зло. Начало всех грехов – в материи, каждый грех имеет форму; покажите мне грех, который не имел бы формы. О ком-то говорят, что он эгоист. В чём состоит его эгоизм? Он хочет иметь дома, деньги, хочет господствовать над женой и так далее. О некоторых говорят, что они алчные, ненавидят людей и прочее. У всех грехов своя материальная подкладка. Когда мы изгладим все плохие формы, грех исчезнет. Следовательно, плохие формы создают зло, поэтому людям рекомендуется создавать себе красивые формы. Соберутся двое учёных и предлагают разные теории о Солнце, о его состоянии и прочем. Другие учёные начинают спорить, чьё мнение более верное, и разделяются на последователей одного и другого. Сегодня все учёные спорят о том, у кого из научных авторитетов больше последователей; два священника спорят, у кого из них больше последователей-прихожан и так далее. Христос и Моисей не в согласии друг с другом, они не могут договориться в мире, между Христом и Магометом нет согласия на Земле. В мире нет такого Моисея, нет такого Магомета, нет такого Христа, а Христос, Моисей или Магомет, ставшие причиной разделения людей, – не служители Божии. Когда человек послан принести некую великую Божественную идею, он не имеет права порабощать людей и искать своего блага. И Христос говорит: "Я, Дух, несу этот Свет1 тем, кто верит, то есть имеет чистоту". Например, верите ли вы в то, что я вам говорю? Вы скажете, что ещё не проверили это. А верите в Христа? Уже 2000 лет, как люди всё проверяют Христа.

 

Насколько верите в меня, настолько же вы верите в Христа. Верят ли евреи в Моисея? До сих пор я не встречал в мире человека, который бы полностью верил в своего учителя. Люди, утверждающие, что верят в Христа или в кого-то другого, не говорят самой истины: верить в Христа – не значит встать в церкви и стоять там с благоговением, но это значит быть в таком расположении, в таком состоянии, какое было у Христа в Его душе. Не говорю вам о религии, мы уже сыты религиями; нам нужно жить в Божественной любви, в Божественной обичи3, в Божественном Духе. Нынешние религии пусть останутся для буржуа, для людей прошлого, а людям будущего нужна Божественная жизнь. Некоторые думают, что мы хотим ввести людей в новое заблуждение, я далёк от этой мысли, во мне существует Любовь, движущаяся сверху вниз. Я понимаю, что такое обичь, то есть движение человеческой души, направленное снизу вверх; понимаю и Божественного Духа, то есть Силу, держащую всё в гармонии.

 

Пока вы держитесь нынешних религиозных представлений, мы с вами никогда не сможем придти к согласию. Можете ли вы сказать, как Христос: "Я Свет1 миру"? Можете ли вы быть виделиной себе и своим близким? Это требуется от вас, потому что в этом смысле вы все можете стать спасителями мира. Пока мы ждём спасения мира от одного человека, мир никогда не исправится и в нём не будет порядка, нам всем нужно заботиться о его исправлении и устроении, а этого мы достигнем, если будем поддерживать Божественный порядок вещей и будем стремиться его не нарушать. Когда кто-то спрашивает меня, верю ли я в Христа, я нахожу, что это банальнейший вопрос, – это всё равно что спрашивать меня, верю ли я в свет, в Любовь. Я хожу в свете, какая ню необходимость верить в него? Каждый день я разговариваю с Богом, как мне не верить в Него? Если мне задают такие вопросы, значит, меня хотят лишить моего положения, представить демоном, антихристом, буржуа. И не хочу быть ни буржуа, ни пролетарием в сегодняшнем понимании людей. Я говорю вам не об историческом Христе, а о Живом Христе, Который в вас и среди вас. Выбейте из своего ума этот клин, эту мысль, что Христос вне вас. Этот Христос есть Дух, и когда вы поймёте Его, мы будете видеть Его в каждом человеке. Пока вы ищете Христа только в одном человеке, вы никогда Его не найдёте. Я и раньше вам говорил: если кто-то захочет вас узнать, сможет ли он понять вас лишь по вашему волосу? Если кто-то любит человека и возьмёт себе волос с его головы, можно ли сказать, что в этом кроется вся его любовь? Это была бы идиллия! И вот я вижу, как религиозные люди берут волос Христа, смотрят, смотрят на него, и опять кладут на место, они его не понимают. Берут не только волосы, но и кусочки Его креста, а мир всё не исправляется. Почему? Потому что они занимаются только физической стороной Христа. А Христос сказал: "Кто исполняет волю Отца Моего, тот будет жить в свете".

 

Говоря это, я не имею в виду личную жизнь людей, но хочу очищать канавы. Я решил очистить мутную воду не потому, что она мне противна, а чтобы она дала место чистой воде, а сама поливала сады, где посажены перец, капуста, морковь и другие овощи. Для садов нужна мутная вода, а путникам жизни, возвращающимся к Богу, необходима чистая вода. Вот идея! Когда Господь создал мир, в нём не было народностей, мир был счастливым, но сегодня, с тех самых пор, как появились древние египтяне, ассирийцы, сирийцы, римляне, греки, филистимляне, счастье исчезло с Земли. Меня интересуют современная наука и жизнь, и при всех встречаемых мною противоречиях, я всё же нахожу много полезного. Гораздо больше я восхищаюсь босым ребёнком, чем богатым и хорошо одетым. Этот бедный ребёнок прекрасен, потому что с ним можно разговаривать, он скромен; у хорошо одетого ребёнка есть внешние формы, манеры, но неискренние, ими он хочет показать, что он не прост. Встречаю пьяного, много выпившего человека, он извиняется передо мной и говорит: "Извините, господин, я осёл, я сильно выпил". Отвечаю: "Ты не осёл, потому что ослы не выпивают, но ты откровенный человек, и за это я тебя уважаю". Иногда, напившись, человек может стать буржуа, потому что работящий никогда не напивается. Все пьяницы – буржуа.

 

Итак, вернёмся к Богу и будем жить без религии ненависти, зависти и корыстолюбия. Этим я не хочу сказать, что нужно отбросить религию, пусть существует и классовая борьба, потому что и она нужна, как нужны дождевые червячки, разрабатывающие почву. Земледелец говорит: "Я вспахал поле". Нет, не ты его вспахал, а червячки, живущие глубоко в земле. Так и в классовой борьбе: пролетарии и буржуа – это те червячки, которые годами работали и окислили почву. После этого появятся Ангелы со своими сохами, засеют эту почву и скажут: "Вы достаточно поработали, мы вас благодарим, потому что на тысячи лет вперёд вам будет что есть и пить, и все вы будете братьями". Христиане говорят, что в эти блаженные времена они будут в раю, а турки говорят, что у них будут целые горы плова и так далее. Какая идиллия: плов без талонов! Но Христос говорит: "Я Свет1 пришёл в мир", а виделина – это смысл жизни, пища для ума, души и сердца, что означает, что человек внутренне доволен, сыт и имеет энергию и желание работать в жизни. Сейчас, вернувшись домой, вы начнёте философствовать: "Может ли человек жить без религии?" Когда Господь создал мир, религии не было, религия появилась в мире с приходом дьявола. Прежде люди жили в любви, и каждое учение, которое не руководствовалось любовью, не признавалось Божественным. По моему мнению, религия – это санаторий, религия – это больница для больных людей. Когда девушка разочаровывается в жизни или когда юноша теряет свою возлюбленную, они становятся религиозными. Следовательно, все религиозные люди – это разорившиеся буржуа, а люди, которые служат Богу из любви, это люди без религии. Тем, кто находится в больнице, я не советую преждевременно уходить оттуда, а если они хотят уйти, пусть спросят врача, пора ли им уходить, правильно ли функционирует их организм, и если врач разрешит, пусть выходят на широкий путь жизни, где живут без религии. "Вы свободны", – должен сказать врач и подписать свидетельство о том, что вы свободны. Церковь сегодня – это больница, а священники и проповедники в ней — санитары и врачи. Сейчас некоторым из вас предстоит выйти из больницы, и я у её дверей. Хоть я и незваный проповедник, пророк без портфеля, я вас спрошу: "Приятна ли была ваша жизнь в больнице, выучили вы там свой урок?" Вы скажете: "Ох, и замучили нас эти инъекции". Врач говорит: "Человек, не живущий в Боге, испытает наши иглы и будет жить в больнице". Говорю: у меня нет ни игл, ни ножей, никакой аптеки, я не ношу с собой сумки, но предлагаю дышать чистым воздухом, смотреть вверх, не ходить в темноте, пусть вас согревает Солнце, чтобы вы опять не попали в больницу. Если же снова попадёте в больницу, это будет опасно, потому что ваше положение усложнится, опять придёт врач, применит все научные средства, будет наблюдать, как температура постоянно повышается, и вот больной уже терпит полный крах, и его выносят из больницы. При такой высокой температуре жизнь невозможна, его внесут в анатомический театр, вскроют мозг, желудок, кишки и увидят, по каким причинам он был уволен. Христос говорит, что можно жить и без термометров. Не смущайте себя вопросами, что полезно в жизни, а что нет, – всё полезно; но давайте перестанем думать, что жизнь есть только в больнице. Больница, церковь, концертный зал, школа – всё это преходящие вещи, а жизнь представляет собой нечто наиболее серьёзное. В истинной жизни не должно быть никакого смущения, беспокойства, а должна быть постоянная работа.

 

Тремя словами я определю вам то, что говорит Христос: мучение, труд и работа. Иной ученик говорит: "Я долго мучился, пока поступил в гимназию, и много трудился, пока её закончил". Когда помучаетесь и потрудитесь, наступает время работы – вот учение, которое я проповедую вам сейчас. Тем, кто мучился, я говорю, чтобы больше они не мучились, а трудились. Тем, кто мучился и трудился, говорю: не нужно больше мучиться и трудиться, приходите ко мне, я научу вас работать. Вот слова Христа, Который говорит в цитируемом стихе: "Я, Мой Дух, придёт и научит вас, что вам делать". Для тех, кто окончил школу, сейчас настал момент остановиться и предъявить своё свидетельство или диплом, ибо прежде они были невеждами. Сегодня повсюду в мире требуют дипломы, и, не имея таковых, ты не можешь стать ни учителем, ни министром, ни судьёй и так далее – будущая жизнь будет не такой, как жизнь в прошлом. Христос говорит: "В будущем не будет нужды в свидетельствах", а сегодняшняя жизнь послужит основой будущей, выработает новые формы, и мы знаем, какими будут эти формы: братство и любовь.

 

Итак, кто не поступил в школу и не знает света, будет мучиться и трудиться. Тех, кто работает, мало – это только некоторые поэты, художники и музыканты. Работа состоит в том, чтобы не иметь никакого беспокойства в уме. Христос говорит: "Я несу вам Божественную Любовь, войдите в неё, проявите вашу обичь, и тогда Дух придёт и войдёт в вас, и вы поймёте внутренний смысл жизни".

 

Беседа состоялась 4 мая 1919 года в Софии.

 

 

1 В Цариградской Болгарской Библии издания 1885 года: виделина. – Прим. перев.

2 Ин 12:46

3 Божественная обичь – любовь творения к Создателю. – Прим. перев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...