Перейти к содержанию

Носители нового


Recommended Posts

НОСИТЕЛИ НОВОГО

Я прочитаю часть десятой главы Евангелия от Иоанна, с первого по двадцатый – стих: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужо­го голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило передо Мною, суть воры, и разбойники; но овцы не послуша­ли их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасет­ся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор прихо­дит только для того, чтобы украсть, убить и погу­бить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходяще­го волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхи­щает ове, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою пола­гаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пас­тырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Мно­гие из них говорили: Он одержим бесом и безумству­ет; что слушаете Его?»

 

Бог есть любовь.

 

Первый стих из прочитанной главы гласит: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью вхо­дит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и раз­бойник». Иисус берёт очень обыкновенное слово «дверь». Любое нечто имеет дверь, любая комната имеет дверь. Естественный путь – это дверь. Когда какой-то разбойник хочет влезть в комнату, он про­бивает дыру и через неё входит. Значит, тот, кто не входит через дверь, отличается своими намерения­ми. Это обыкновенный факт из жизни, но вы желаете знать, что этим хотел сказать Христос. Он делает сравнение, говоря, что вор, который влезает в овчар­ню, приходит, чтобы взять какую-нибудь овцу, чтобы её продать или съесть.

 

Иногда вы спрашиваете, почему существует зло в мире. Если бы вы были на месте какой-либо овцы, как бы вы себе объяснили положение вора, который залезает в овчарню? Какие побуждения толкают его в овчарню? Вы можете спросить, какое зло вы ему при­чинили, ненавидит ли он вас. У него нет к вам ненави­сти, он любит вас и от большой любви залезает в овчарню и уносит вас. На том же основании и некая мысль, влезая в вас, может причинить вам пакость. Есть живые мысли, которые влезают, как живые существа, и причиняют большой вред. Всякая мысль, которая влезает, как этот вор, имеет своё стремление, имеет свою цель. Как вам распознавать добрые и злые мысли? Любая мысль, которая влезает в вашу голову и причиняет вам пакость, не входит через дверь. Например, вы полностью убеждены, что Бог вас любит. Но кто-то придёт и скажет вам, что один ваш приятель плохо о вас отзывался. Не проверив этого, вы сразу насупитесь, нахмуритесь, сожмёте губы, ваше настроение испортится, и вы начнёте думать, почему ваш приятель так говорил. Вы этого не прове­рили, а уже начинаете ему угрожать в душе: «Я ему дам понять, как позволять себе так говорить!». Люди слишком легковерны: истине не верят, а слухам верят, готовы поверить какой угодно плохой мысли.

 

В этом веке вам прежде всего нужно научиться распознавать качества своей мысли, потому что мысли – созидательные силы: каковы мысли челове­ка, таким становится и он. Как только в него начина­ют входить обыкновенные мысли, его лицо грубеет. Целый день он занимается обыкновенными мысля­ми. Обыкновенными мыслями я называю все мысли материального характера, связанные только с зем­ной жизнью. Так человек, связанный только с мате­риальной жизнью, грубеет в духовном отношении точно так же, как грубеют руки человека, выпол­няющего какую-либо грубую работу: на них появля­ются мозоли и волдыри.

 

Сила образованного человека в том, что он знает вещи. Многие из вас иногда замечают известные раз­личия; но большинство не могут даже определить, чем отличаются некоторые плодовые деревья, напри­мер, не могут отличить листья яблони от листьев черешни, сливы, абрикоса, мушмулы. Люди счита­ют эти вещи маловажными. Некоторые из вас не видят разницы между одной физиономией и другой. Вы говорите: «Красивое лицо, округлое, брови кра­сивые», – но какие брови, не можете описать. Гово­рите, что губы очень красивые, но не можете их опи­сать. Точно так же и об ушах ничего не знаете, имее­те только некоторое смутное представление. Потом говорите, что волосы у кого-то очень хороши, но не знаете, тонкие они у него или толстые. Красивый волос гладок, как шёлк. Если вырвешь волос с чьей-то головы и проведешь его между пальцами, ты можешь описать характер этого человека. Вся жизнь написана на одном волосе. Если ты нервный, это написано на волосе – и волос таков. Если ты скупой, то и волос прижимистый, имеет некоторую шерохо­ватость; если груб по характеру, и волос твой грубый, толстый. Если у тебя хороший, возвышенный, благо­родный характер, волос твой гладок по всей длине, и, когда возьмёшь его в руки, тебе приятно, словно что-то вливается в тебя. У святого, прожившего тридцать лет в горах, совсем особенный волос. Поче­му святые носят длинные волосы? Потому что отре­зание волос означает физическую свободу, а если ты их не стрижёшь, ты говоришь: «Что скажет Гос­подь!». А сейчас, остригая волосы, люди говорят: « Что мы скажем!». Часть женщин придерживается правила «что Господь скажет», а часть из них стри­жет волосы и говорит: «Что мы скажем!». Но оста­вим это, это относится к внешней стороне.

 

Если проведёте пальцами по волосам святого по всей длине, то ваше плохое настроение исчезнет, у вас возникнет приятное настроение, и вы подумаете, что есть смысл жить. Поэтому люди любят держать у себя что-нибудь от святых. Если имеешь волос свято­го и пропускаешь его сквозь пальцы так, как женщи­на пропускает нить, когда прядёт, то этот волос пере­даёт тебе то, что содержит в себе. Так и с пищей. Если ваш организм не пропускает эту пищу через себя, чтобы извлечь то, что Бог и солнце вложили в неё, он не может получить пользы от неё. Каждая мысль и каждое чувство отпечатываются в вашем уме. Например, ваш друг сказал какое-то хорошее слово. Если вы повторите это слово, ваше настроение изме­нится. Это верно и в отношении Евангелия: когда его читаете, некоторые слова воздействую на вас; они не утратили глубокого смысла, который содержат.

 

Следовательно, всякая мысль, входящая через дверь, – добрая мысль. Через дверь входят только добрые мысли. Плохие мысли отличаются тем, что имеют другой цвет, другие вибрации, совсем другой звук. Злые мысли – это ужасное безобразие. Всякая мысль имеет форму человека: каков человек, такова и мысль. Поэтому, если думаешь украсть ягнёнка, твоя мысль отражает, как ты украл ягнёнка, как взял его, как заколол и так далее. Если скажете что-то плохое в адрес своего приятеля, в конце кон­цов, начнёте сожалеть. Почему вы сожалеете? Сама плохая мысль содержит в себе яд. Эта мысль прохо­дит через тебя не только когда её воспринимаешь, но и когда отправляешь её в чей-то адрес. Тот, кто посы­лает эту мысль, вредит себе, как пчела: она платит своей жизнью, когда кого-то ужалит. Всякая мысль, исходящая от человека и причиняющая какой-ни­будь вред, умрёт, а эта смерть имеет обратное воздей­ствие на человеческое сознание.

 

Современные страдания происходят от неесте­ственного приложения. Иной раз вы удивляетесь, откуда на вас нападают плохие мысли. Плохие мысли всегда идут из материального мира. Достаточ­но кому-то из вас в прекрасном настроении, испол­ненной любовью к Богу, посетить какого-то своего приятеля, имеющего богато обставленный дом и рас­полагающего средствами, чтобы вернуться домой в плохом настроении. Иной человек видит у богатых людей дома, устланные коврами. Вернувшись домой, он говорит: «Почему у меня нет тех благ, какие имеет богатый». Но он должен понять, что в жизни суще­ствует известное различие. Кит, живущий в море, имеет большое тело и может двигаться повсюду. Нужно ли сожалеть человеку, что он не такой боль­шой кит? Что лучше: быть человеком или китом? Богатый человек – это большой кит, живущий в воде. Ты его посетил и хочешь быть таким, как он, но киты подвержены большим опасностям. Вы хотите иметь положение богатого человека, но богатый человек претерпевает очень большие страдания. У бедняка же только внешние страдания. Иногда он недоедает, но у него нет тех страданий, которые есть у богатого. Бог так обустроил вещи, что богатство имеет свою плохую и хорошую стороны. И бедность, и учёба, и религиозная жизнь точно так же имеют свою хорошую и плохую стороны, потому что и буду­чи учеником, и будучи религиозным, ты имеешь определенные обязанности. Ты живёшь в обществе и не можешь делать, что хочешь. Так, например, если живёшь в культурном обществе, ты будешь говорить то, что прилично, что морально, что люди не осудят. У людей есть внутреннее чутье, и они знают, когда перед ними человек, внутренне хороший. Даже животные распознают хорошего человека.

 

В Варненском округе жил один очень бедный человек, его звали Дэли Василь. Где бы он ни прохо­дил по селу, даже мимо самых злейших собак, рву­щих одежды других людей, они на него не лаяли. Как вы себе это объясните? А ведь все называли Дэли Василя придурковатым Василем. Спрашиваю: «Почему на него не лаяли собаки?». Потому что этот человек их любил. Как только тебя завидит собака, она узнаёт, что ты её любишь, и начинает помахи­вать хвостом. Собаки очень честолюбивы, у них есть чувство, они пробный камень для привязанности. Если посмотришь на собаку с безразличием, она на тебя залает, говоря тем самым: «Ты не благороден!». Собака – олицетворение привязанности. Откуда у неё взялось это чувство? Это психологический феномен, и, если бы люди имели привязанности хотя бы такие, как у собак, они жили бы намного лучше. У собак, помимо чувства привязанности, есть чувство кавалерства. Кобель никогда не сцепится с самкой, в нём есть благородство. Может, и есть какие-то исключе­ния у дрессированных собак, но, по крайней мере, я такого не видел. А так ли у людей? Значит, в собаке есть благородное чувство привязанности и чувство самосознания, долга по отношению к противополож­ному полу. В этом отношении люди должны взять пример с собак.

 

Какова цель религии? Внести самое красивое, самое благородное в человеческую душу. А в нынеш­ний век есть опасность морализирования. Говорят: «Жить нужно вот так!». Я за учение. Каждый чело­век должен стремиться его прилагать, потому что в приложении красота жизни. Кто-то мне рассказы­вал, как ел черешни, сколь сладки они были. Он может мне рассказывать, но если даст мне их попро­бовать, тогда и я поделюсь своим мнением и скажу: «Это верно, я проверил, это действительно так». Вы говорите, что нужно быть добрыми людьми, но есть и застоявшееся добро в мире. Говорите, что нужно быть богатыми, но есть такое состояние, когда любой человек может быть богатым, если человек умён. Каждый день возникает такой момент, когда человек может стать богатым и счастливым, но он его пропу­скает. Когда возникает момент для его счастья, он занимается другими, второстепенными вещами. И как только этот момент пройдёт, когда уже нет ника­ких перспектив для счастья, он отправляется его искать и говорит: «На свете нет счастья». Он отпра­вляется искать добрых людей и говорит, что на свете нет и добрых людей. Это не верно, они есть, но добрые люди проходят через дверь, проходят через царские врата, а те, кто перескакивает через забор, не добрые люди. Если две сестры ругаются, они нахо­дятся по разные стороны забора. Если две соседки ссорятся из-за того, что курица одной снесла яйцо во дворе другой, и не могут поделить яйцо, то спраши­ваю: «Они ссорятся через дверь?». Они ссорятся через дыры в заборе из-за одного яйца. Допустим, что курица всю неделю несла яйца в чужом дворе. Если положим двадцать левов за яйца, то стоит ли спорить из-за двадцати левов? Если хотя бы ссорились из-за нескольких миллионов английских лир (вы скажете, что это большая сумма), а тут ссорятся из-за двадца­ти левов, не составляющих и одного швейцарского франка. Так человек утрачивает своё хорошее настроение и иногда таким образом зря теряет хоро­шие случаи на целый год, и в конце концов человек грубеет. Часто человек произносит необдуманное слово, ошибается, а после говорит, оправдываясь: «Я имею право так говорить, я не глуп». Думаете ли вы, что очень умен тот, кто имеет какие-то свои правила и ходит выяснять отношения с людьми? Если ты ходишь рассказывать, что тот не живёт правильно, этот не живёт правильно, то спрашиваю: «Есть ли кто-то, кто был бы тебе благодарен за то, что ты его запачкал?». По крайней мере, я не встречал такого человека.

 

Есть внутренняя речь и есть внешняя речь. Иной раз человек говорит сам с собой и спорит сам с собой. Он говорит себе: «Этот такой, тот сякой; почему Гос­подь сделал их такими? Не может ли Он их изме­нить?». Он ворчит-ворчит, а потом идёт молиться и говорит себе: «Не слушает меня Господь!». Когда идешь к Богу со своими правилами, чего ты достиг­нешь? Господь не нуждается ни в каких правилах, они Ему абсолютно не нужны. Господь сделал людей столь совершенными, что нет никакой нужды дополнитель­но их «пилить». Если гусеница, что поедает листву, знает, как преобразить свой характер, какой профес­сор будет давать ей наставления? Она перебирается с дерева на дерево, пока, наконец, не превратится в бабочку. Одна сестра хочет воспитывать другую. Мне было бы очень интересно увидеть ту сестру, что стала святой из-за того, что две другие смогли хорошо её «пропилить». Нет такого случая. Я знаю только один случай, когда одна сестра встретила другую, много грешившую, и сказала ей: «Сестра, я очень тебя люблю, хотела бы быть такой, как ты, и сожалею, что не могу. Как мне было бы приятно дружить с тобой, я одинока!». Та ей ответила: «И я одинока, меня счита­ют очень плохой. Давай дружить!». Я думаю, что пер­вая сестра рассуждала очень хорошо.

 

Часто мы не знаем побудительных причин того, что называем злом в мире. Мы не знаем, и какие при­чины заставляют кого-то в данном случае совершить хороший поступок или хорошо себя вести. (Возле Учителя ходит кошка). Вот здесь есть и предмет обучения. Кошка слушает беседу, не понимая её. У неё есть манера гладить свой хвост, потому что она имеет что-то в виду. Я знаю, почему она его оглажи­вает. Она хочет чего-то материального и не хочет ничего идеального. Переведу на человеческий язык, что эта кошка мне говорит: «Если сестры принесут тебе что-то вкусное, оставь и мне! Если тебе принесут хороший сыр, дай и мне, не забудь обо мне!» Поскольку кошка – коллективное существо, то суще­ства из невидимого мира хотят через неё выразить совсем другое. Они хотят показать вам через кошку, какой характер вы должны иметь, чтобы не было вам совестно. Кошка говорит: «Я хорошо понимаю и бла­годарю Учителя. Я готова к послушанию; если меня позовут, я готова». Но оставим сейчас кошку, она отвлекла наше внимание.

 

Говорю: «В самовоспитании человек никогда не должен себя истязать». При нынешнем своем разви­тии ему нужно постоянно исправлять свои ошибки. Все ошибки коллективные. Например, иной раз льёт дождь – и стена пачкается. Возьмешь кисть и побе­лишь стену! Кто-то разбил окно. Купишь новое сте­кло и вставишь его в окно! Иной испачкал что-то – ты очистишь! Такие вещи случаются постоянно. Мир полон хороших и плохих мыслей, и человек, не понимающий законов, постоянно подвержен внеш­ним влияниям. Если вы войдёте в какое-либо обще­ство, сразу воспримете его настроение. Если вы нахо­дитесь среди учёных, музыкантов, религиозных или каких бы то ни было людей, вы воспринимаете их настроение. Если греетесь на солнце, воспримете настроение солнца, у вас будет хорошее настроение. А когда вы под лунным светом, у вас будет совсем другое настроение. В духовном отношении мир достиг такого положения, когда требуется внутрен­нее понимание, требуется от каждого из вас сильная мысль, чтобы не зависеть от среды, в которой живё­те, а войти в более высокую среду. Например, в вас входит Божественная мысль. Как вы узнаете, что эта мысль Божественная?

 

Скажем, кто-то пришел к вам в гости. У вас мель­кает мысль дать ему две тысячи левов, чтобы он ушел. Мелькает и другая мысль – купить ему костюм, одежду и выпроводить. И третья мысль – принять его и завтра проводить. Из этих трех, какая мысль Божественная? Иной подумает, что боже­ственная мысль – дать две тысячи левов. Другой подумает, что вторая мысль Божественная. С моей точки зрения Божественна третья мысль, и я посту­плю так – деньги и одежду не буду ему давать, а приму его и угощу. Почему? Потому что если бы закон требовал от меня денег и одежды, то что мне делать, если Бог посылает птицу? Птица посещает меня: садится на мое окно, ходит по карнизу, хочет войти. Она несколько часов сидит под окном и ждёт. Чего хочет эта птица? Она пришла ко мне в гости. И если бы Божественный закон требовал, чтобы я дал деньги и одежду, то нуждается ли эта птица в них? Она нуждается в пище. Следовательно, Божественно то, что в данном случае является общим для всех: дать необходимое, то, что общее для птички, челове­ка и ангела. Именно это Божественное, эта мысль Божественная. А другие вещи являются специфиче­скими. Кто поступает по-человечески, тот окажется в противоречии. После того, как дашь человеку две тысячи левов, он испугается и скажет: «Пошли свое­го слугу охранять меня от воров, чтобы меня не обо­крали!». А если ты накормишь его, ему нечего боять­ся. А если попросит, чтобы я с ним послал своего слугу, я этого не сделаю, потому что он послан неви­димым миром служить, а не с тем, чтобы ему служи­ли. Каждый человек послан служить. Тот, кто не понимает закона и ждёт, чтобы ему служили, забыл своё обещание. Много болезней идёт в мир из-за этого закона. И когда ты скажешь, что тебе надоело наво­дить порядок и что ты хочешь отдохнуть, или поже­лаешь заиметь слугу, то слуга придёт, но ты начнёшь болеть. Господь пошлет тебе слугу. Я говорю это вам, тем, кто хочет вершить волю Божию, и не понимаю, как может слуга желать, чтобы другие ему служили в то время, как он слуга более высокого господина. Значит, он хочет быть господином другому слуге. Божественный закон гласит: пока ты в состоянии служить, желай служить – и будешь здоров. Пока хочешь служить Богу, ты здоров, и с ногами твоими всё в порядке, и впредь будешь здоров – ничего боль­ше. Не говори: «Надоело служить!». Как только надумаешь заиметь слугу, как только захочешь быть господином, и твоя дочь, и твой муж, и все будут недовольны тобой, потому что восприняли твои мысли. Твоя мысль передаётся твоему мужу, и он хочет быть господином. И тогда все в доме начинают воевать, все на ножах. Дочь твоя тоже не подчиняет­ся и говорит: «И я не хочу служить!». Вы сами часто создаёте несчастья в своем доме. То, что пожелаете вы, пожелают и другие. Ты захочешь иметь краси­вую одежду, но и твой сын, и дочь, и другие тоже захотят иметь красивую одежду, а денег на всех нет. Тогда все начнут ссориться, потому что одному пошита новая одежда, а другому нет.

 

В мире существует и другой закон, который осо­бенно ясно выражен у птиц: чем больше они носят свои одежды, тем красивее они у них становятся. Если упадёт одно перышко, появится новое. Если соблюдаете этот закон, ваша одежда никогда не будет вытираться. Я знаю людей, которые десять лет носят один костюм, а он всё не ветшает. Носить десять лет один костюм – это экономия! Тот, кто живёт по Богу, экономит: десять лет носит один костюм за две тыся­чи левов! Если живёшь по Богу, твоя одежда будет всегда новой. Какой-то святой тридцать лет сидел в одной накидке, которая всё оставалась новой. У свя­того, не выдержавшего испытание, накидка ветша­ет. Христос не снимал одежды со спины и не вешал её, когда входил в какой-нибудь дом.

 

Хочу вас навести на основную мысль, мысль о великой вере в Божественное, которая даёт мир и спокойствие человеческой мысли, даёт то самосозна­ние, с которым в любом данном случае преодолева­ешь затруднения. Например, ты огорчена, тебе тяже­ло, но как только отправишь свои мысли к Богу, тяжесть твоя исчезнет. Или у тебя спор. Ты отпра­вляешь мысль к Богу и говоришь: «Господи, уладь это дело!». Если испачкана одежда, ты её выстира­ешь – и дело будет сделано. Кто-то что-то тебе сказал – попытаешься понять это, найти в этом Божествен­ный смысл. После любого плохого слова, сказанного вам, после каждого испытания, если вы их выдержи­те, вам явится великое благословение, о котором вы даже не подозреваете. Испытания – это Божествен­ные блага, которые скрыты для того, чтобы вас испы­тал Бог. Бог вам пошлет большое благо, которое выглядит столь страшно, что вы скажете: «Я этого не хочу!». Вы не понимаете Божиего пути, и потому Писание говорит: «Все те, кто вытерпит то, что с ним случится, все те, кто правильно решит вопро­сы, будут иметь спокойствие и внутреннюю силу». Каждая из вас может быть выведена из равновесия. Например, идёте ночью через лес, и кто-то кричит: «Засада!». Нет никакой засады! Там, где есть Гос­подь, какая может быть засада? Никакой медведь к тебе не приблизится, если ты слушаешь Бога. Мед­ведь, пройдя мимо, уйдет. Но если ты не слушаешь Господа, медведь прочитает тебе лекцию, он спросит тебя: «Почему не выполнила воли Божией?».

 

Писание говорит: «Кто не дверью входит...». Эта дверь – Божественная любовь, вера, что в Боге нет никакого изменения. То, что сказал Бог, не изменяет­ся. Есть наука, которая не зависит от знаний челове­ка, потому что, если ребёнок посадит семя и учёный посадит семя, результаты будут одни и те же. И ребё­нок, и учёный засыплют семя землей, и семена дадут один и тот же плод. Вы думаете, если вы учёны, то будете счастливее. Нет, учение для вас – один лишь придаток. Оно принесёт вам пользу только до извест­ной степени. Невежество же не принесет вам пользы.

 

При нынешних условиях вы должны справляться с определёнными трудностями. Допустим, вы хотите развить у себя ясновидение. Иной говорит: «Учи­тель, почему не откроете нам глаза? Я молчу. Скажу, почему не открываю вам глаза. Представьте себе, что вы из комнаты хотите увидеть горы. Из комнаты вы не можете видеть горы. Нужно выйти из неё, чтобы увидеть их своими глазами, но вы спрашиваете, нет ли бинокля, нет ли телескопа. Говорю: «Выйдешь и на том самом месте увидишь горы». Поднявшись на высокую вершину, вверх, увидишь то, чего при обыкновенных условиях не можешь видеть. Те, кото­рые не хотят развивать эти способности, скажут: «Очень высоко, наверху в горах, у нас может разор­ваться сердце. Там холод, снег. Когда проложат спе­циальные пути, мы поднимемся туда на автомобиле или аэроплане». Этих условий нужно ждать двести, триста лет. А сейчас, и не дожидаясь аэроплана, можешь пойти и приобрести, что тебе требуется.

 

У вас существует представление, что ясновидение может быть дано извне. Я вам скажу, как можно приобрести ясновидение. Представьте себе, что вы живёте в доме, где ваши предки никогда не мыли окна. Они испачканы, и через них проходит слабый свет. Мы смотрим в них и говорим: «Ничего не видно». Вы каждый день их моете, но всё равно ниче­го не видно. Говорю: «До сих пор вы мыли их снару­жи, а сейчас вымоете их изнутри и сразу прозреете, будете ясно видеть сквозь окна». Иная сестра может сказать: «Это не для нас, мы можем упасть с лестни­цы. Пусть придет служанка и вымоет их». Служанка никогда не сможет вымыть ваши окна ни снаружи, ни изнутри. Спрашиваю: «Как моют окна?». Если вы не можете вымыть ваш ум, то не можете изгнать и проходящие чуждые низкие мысли, которые иногда на вас нападают. В своем уме человек должен соору­дить запруду, с помощью которой будет останавли­вать все непотребные мысли и не позволять им его смущать. Это подобно тому, как ученик должен овла­девать материалом, заданным его учителем, а не думать о том, как относится его учитель к тому или другому. Когда придёшь на экзамен, тебя не будут спрашивать, любишь ли ты своего учителя, а спро­сят, знаешь ты или нет, учил ты или нет. В невиди­мом мире тот, кто не учит, плохо себя и ведёт. Там учение и поведение идут вместе. Здесь, на земле, иногда встречаются ученики с очень хорошим пове­дением, которые, однако, не учат. В рассеянном уче­нике есть нечто плохое и в ученике с очень хорошим поведением, но который не учит, есть нечто плохое. Это психологически верно. Он, может, кажется хоро­шим учеником, но для Природы, которую не обма­нешь, он имеет одну плохую привычку, которая рас­сеивает его ум и мешает концентрироваться. Эта рас­сеянность, возможно, не так и велика: сидишь и думаешь, что было бы, если бы ты была княжеской дочерью, имела хорошую комнату, детей, слуг, была бы обеспечена. Много вещей воображаешь себе и так постоянно отвлекаешься, не учишь. Ты соберёшься и скажешь себе: «Никакого князя, никакой княги­ни!». Одна сестра говорила другой: «Наша Райна княгиня, небесная наша слугиня».1

 

Нужно уметь работать, уметь учиться, рассчиты­вать на то, что Бог в тебя вложил! Вы все можете раз­вивать то, что вложено в вас, можете развивать свои способности. Духовная наука даёт методы, с помо­щью которых вы можете их развивать. А любое на свете учение может быть доступно человеку только тогда, когда он любит. Если вы любите какого-то человека, вы запомните его слова, а если не любите его, то не запомните их. Если любите какой-то пред­мет, вы будете преуспевать в нём. Сколько в вас любви, столько будет у вас и памяти. Память слабеет тогда, когда вы механически помните вещи.

 

Способный ученик учится, учится, учится... Ему дан талант, но он работает, чтобы заслужить то, что он получил. Тебе нужно взять с него пример. Успешный человек не только имеет талант, но он работал над ним. И хороший музыкант тоже работал над своим талантом. Это верно в отношении любого таланта.

 

Теперь хочу вас подвергнуть такому испытанию, какому подвергал Пифагор2 своих учеников. Ска­жем, вы находитесь в Пифагорейской школе. Туда шли учиться княжеские сыновья, но прежде, чем их принять в ученики, их подвергали в течение трех-четырех лет насмешкам, которые глубоко их задевали. И если кандидат в ученики выдерживал, то через четыре года его принимали в школу, чтобы изучать тайные науки. Если над вами один месяц насмехать­ся, то не знаю, сколько человек выдержит. Вы пере­живёте такое, что вам и не снилось, и скажете: «Почему Господь допускает это?». Это экзамен. Если кандидат не ответит на насмешки, то продержится четыре года. Он рассуждает, что его цель войти в школу, пройдя это испытание. Если человек хочет войти в небеса, то стоит ли обращать внимание, когда ему скажут, что он извращён или ненормаль­ный. Может, вам скажут, что вы, хотя и молитесь Господу по три раза в день, не богаты и живёте в цыганской хижине, а те, что не молятся, живут в палатах. Вам скажут: «Ну оставьте же эти глупо­сти!». И однажды вы спросите себя: «А не правы ли эти люди?». Я же задаю вопрос вам, неглупым: «Имеете ли вы кладбища, закапывают вас, отпевают вас священники?». Мы, по крайней мере, глупы, и когда умрём, то ли нас закопают, то ли нет; и не зако­пают, нам всё одно – на погребение денег не оставля­ем. Вы скажете, что нужно похоронить того, кто умрёт. Христос даёт притчу: бедного Лазаря никто не погребает, а кладут его в телегу и устраивают про­стые похороны; умирает богатый – ему устраивают торжественное погребение с музыкой и кимвалами. На том свете богатого отправляют в пекло, а бедного Лазаря, кого тащат в могилу на носилках, ангелы относят на лоно Авраамово...3 Таков старый порядок вещей. При новом порядке человек не будет умирать. Придёт день, когда не будут умирать. Просто, когда придёт время, человек сознательно пойдёт на тот свет. Он уйдёт, и никто не будет знать, куда он ушёл – и ничего больше. Сейчас знают все. Уйдя на тот свет, Илия оставил свою милоть, а Елисей её взял.4

 

Одна сестра говорит очень красноречиво. Эта сестра в сущности представляет вам ребус – она гово­рит одно, а подразумевается аллегория. Это ребус! Она говорит: «Иван, Драган, ты таков». Но ивановцев и драгановцев тысячи. Согласно этой теории ребуса, каждый ученик находится в состоянии боль­шого внутреннего испытания. Но при нынешних условиях эти вещи непонятны.

 

Теперь, для всех нет материальных условий быть счастливыми: в семьях нет достаточно умных сыно­вей и дочерей, чтобы сделать счастливым дом. Они ещё не достигли той степени развития. Отныне люди должны подготовиться, чтобы понять, что нужно работать по великому Божиему закону. И вы должны понять Божии пути.

 

Есть различные способы изучения Библии. Есть механический способ, но есть и другой способ изуче­ния. Некоторые изучают Библию подобно человеку, у которого было десять амбаров с косточками слив, яблок, груш, мушмулы. Он каждый год доставал семена, пересчитывал их и снова клал в амбар; знал, сколько косточек в каждом амбаре. Люди таким же образом знают Библию, но это не знание. Знание заключается в посадке: нужно посадить косточку, а после усвоить плод, чтобы он стал плотью и кровью человека. Если не примешь соков черешни, то не можешь воспринять и её силы. Черешня – письмо. Только прочитав это письмо, поймешь её. Нынешнее понимание полностью механическое.

 

Сейчас люди хотят стать здоровыми, а здоровье зависит от человеческих мыслей, человеческих чувств и поступков. Любой человек может быть впол­не здоров, когда между его мыслями, чувствами и поступками полное единство, без каких бы то ни было противоречий. Скажем, что у вас есть картофе­лины, и их нужно испечь. Некоторые мысли похожи на картофелины, которые нужно испечь в любви Божественного огня. Плоды деревьев тоже испечены самым прекрасным светом.

 

Один турок из варненской округи нагрузил телегу черешнями и отправился продавать их в Добрич. Всю дорогу он ел черешни прямо с косточками и, когда приехал в Добрич, не мог слезть с телеги. Пришлось делать ему операцию, и извлекли из его кишечника восемь килограммов косточек. У людей есть неестественные желания. К тебе приходит одно желание, второе, третье. Наполнишь свое сердце косточками, а потом знаете, что может случиться? Съешь мясистую часть черешни, прожуй её, а косточку посади! Съешь десять черешен – этого достаточно. Незачем весь день есть черешни. Гово­рю: «Мы хотим разрешить вопросы, как этот турок: он думал, что решит все вопросы, поместив в себя восемь килограммов косточек. Но после этого нужно было делать ему операцию, чтобы извлечь косточ­ки». Желудок – место для пищи, а не для косточек. И человеческий ум, мозг, не скотобойня, а священ­ное место, где нужно мыслить. Мозг должен быть священным, иметь красивые мысли! И сердце не место, которое ты наполнишь тревогами, а носитель самых прекрасных желаний и чувств. Если ты осоз­наешь это и каждый день будешь так поступать, жизнь для тебя будет иметь другой смысл, и ты не будешь бояться смерти. Каждая из вас боится, что однажды умрёт. Каждый, кто родился, пройдёт через смерть. Но смерть сама по себе не страшна, и Христос прошел через неё. Все мученики и святые, все люди, хотят они того или нет, всё же пройдут через смерть. Вы должны понять, что смерть опасна только тогда, когда умираешь без любви, а когда умираешь с любовью, это не смерть. Каждый, кто не входит в жизнь через дверь, каждый, кто не изучает так истину, вор и разбойник, разбойник в отношении благ, которые дал ему Бог. Он вор и разбойник и по отношению к себе, потому что его осудят на сто лет тюрьмы, и там он проведет всю свою жизнь. Но он может вопреки болезням и несчастьям прожить жизнь, как хороший человек; он может среди бурно­го моря житейских невзгод прожить добрую жизнь. Все так и есть для того, кто понимает законы.

 

Над всеми условиями стоит Божий закон, Боже­ственный промысел. В мире есть общий промысел, общее сознание, которое заботится обо всех суще­ствах. Так обстоит дело и с народами. Что бы ни про­исходило в мире, что бы люди ни думали, есть нечто, что помогает и на что человек всегда может рассчи­тывать. И насколько человек осознаёт этот закон, насколько его соблюдает, настолько он может быть счастлив. Бог сказал, что Он написал на Своей ладо­ни имена тех, кто Его любит и исполняет Его закон. Это символ, показывающий заботы, которые про­являет Бог. Его Дух всегда устраняет невзгоды и страдания, встречаемые человеком. Ты мучаешься, но эти условия заканчиваются, и идёт нечто хоро­шее. Не бойся, потому что есть такой пример в Писа­нии. Когда апостол Пётр был заключен в темницу, сто двадцать человек помолились о нём – и ночью пришел ангел, который ему сказал: «Выйди и не возвращайся!». Так бывает, когда человек верит. Иной скажет, что это было когда-то. И сейчас то же самое. И нынешнее время – это то же самое время. Всегда время, когда человек верит, и всегда не время, когда человек не верит. Если человек верит, такое возможно. Я говорю о той живой вере в любви, которая творит чудеса.

 

Да будьте все носителями нового в мире! Эта мысль должна быть главной. Человек должен быть проводником Божией любви. Кто-то скажет: «Что может зависеть от меня?» Через каждое окно входит свет, а если много окон, войдет и много света. Снача­ла сделаешь один шаг, потом второй, третий; тысячи шагов сделаешь. В этом отношении каждый человек имеет великое будущее. Того, чего предстоит достичь, несравнимо больше того, чего человек достиг до сих пор. Сейчас человек пребывает в обла­сти скорби, после скорби придёт страдание, а после страдания человек войдёт в радость; после страдания придёт радость. Христос говорит: «Так и вы теперь имеете скорбь, но Я увижу вас опять, и скорбь ваша в радость будет».

 

Отче наш.

 

Беседа Учителя, проведенная 19 мая 1932 г., в четверг, в 16 часов, в Софии в Изгреве.

 

 

1 Слугиня – прислуга (прим. пер.).

2 Пифагор (около 580-496 гг. до Христа) – известный древне­греческий философ, основатель Пифагорейской оккультной школы.

3 Лук 16:19-31.

4 4 Цар 2:9-14; милоть – кожаный плащ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...