Перейти к содержанию

Простые и сложные движения


Recommended Posts

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

13 июля 1922 г., Чам-Корня1

 

(Читаются сочинения на тему «Зачем Бог создал человека».)

 

 

Часто говорят о простых и сложных движениях. Простые движения мы называем еще первичными. Простые движения – это те, которые встречают мало сопротивления на своем пути, а сложные – те, которые встречают боль­шое сопротивление. Простые и сложные движения существуют и в сознании человека. Какое движение вы совершили, чтобы прийти на Чам-Кория? – Сложное. Простые, первичные движения направлены к Богу. Они чисты, кри­стальны, в них нет никакого раздвоения. Сложные движения вызывают раз­двоение в сознании. Когда человек отправляется на курорт, он раздваивается. Когда поднимается на гору, тоже раздваивается.

 

Мало кто из людей осуществляет одно определенное движение – к Богу. Куда бы люди ни пошли, они руководятся многими побудительными причина­ми. К какому роду движений вы отнесете женитьбу, к простым движениям или к сложным? Юноша и девушка вступают в брак, во-первых, из-за любви друг к другу; кроме того, они хотят иметь детей. На третьем месте стоит же­лание обеспечить себя: юноша хочет, чтобы кто-то ему готовил, а девушка – чтобы кто-то ее поддерживал и обеспечивал. Поэтому вступление в брак – сложное движение.

 

Чем более сложно данное движение, тем большие препятствия оно встре­чает на своем пути. Поэтому, когда вы попадаете в поток сложных движений, знайте, что встретите значительные препятствия или сильное сопротивление. Как ученики вы должны различать силы, которые в вас действуют, знать, к ка­кой категории относится то или иное движение: к первичным – простым, или к вторичным – сложным. Зная это, вы будете легко ориентироваться.

 

Нынешние люди впадают в большие противоречия, потому что пупки простые и сложные движения и вместо желаемого результата получают другой Не зная сил, которые действуют в движениях, они попадают в какое-нибудь сложное движение, и, думая, что движение просто, ожидают результатов простого движения. В другой раз попадают в простое движение, а ожидают результатов сложного движения, и в конце концов чувствуют себя обескураженными.

 

Чтобы не быть обескураженными, вы должны различать движения и знать, что каждое движение имеет строго определенные результаты. Смешно религиозному человеку ожидать богатства. Тот, кто хочет стать религиозным человеком в абсолютном смысле слова, не только не может стать богатым, но потеряет и то богатство, которое он имел. Почему? Потому что богатство са­мо по себе – сложное движение. Невозможно в один и тот же момент двигаться в различных направлениях. Путь духовного человека – это узкий путь, путь уединения. Это не значит, что ты всегда будешь один, но путь узок, по нему может идти только один человек. Поэтому мы говорим, что духовный путь прям, это путь простого движения.

 

Путь светского человека относится к сложным движениям. Светский чело­век движется среди многих людей, по широкому пути. Проходя между многими людьми, человек естественно поворачивается в ту или иную сторону. Тут пройдет, там обойдет, пока проложит себе путь и выйдет на свободу. Выйдя из толчеи, он говорит: «Слава Богу, благополучно выбрался. Большие препятствия преодо­лел». Не желая того, человек может попасть на какой-нибудь многолюдный пра­здник, и чтобы проложить себе путь, ему придется применить метод сложных движений. Ему придется отклоняться в ту и в другую сторону, пока в конце кон­цов он выберется из толчеи. Если кто-то скажет, что много отклонялся, – знайте, что он попал в какое-то человеческое движение. Если же человек говорит, что шел прямо, почти без препятствий, он попал в Божественное движение. Человеческое движение относится к сложным, а Божественное – к простым.

 

К каким движениям относится истинная дружба? – К простым.

 

Сложное движение связано с расходованием больших средств, большой энергии, а простые не требуют больших расходов.

 

Какова причина существования движений? – Жизнь. Если бы не было жизни, и движения бы не было. Следовательно, там, где появляется какое-то движение, обязательно есть жизнь. Какое-то живое существо направило все силы, чтобы найти себе пищу.

 

Энергии, то есть силы, в жизни происходят из умственного мира. Значит, мысль выражается в жизни как импульс, побуждение к движению. Движение – не что иное, как реализация мысли и жизни всех живых существ. Если мысль проста, она производит простую жизнь с первичным, чистым, простым движением. Если мысль сложна, она производит сложную жизнь, со сложны­ми движениями. Например, если у какого-то существа родится мысль испы­тать Божью Любовь в ее чистых формах, движение его сознания будет про­стым. Однако если у какого-то существа появится мысль стать великим, со­здать солнечную систему, в сознании его произойдут сложные движения.

 

Сталкиваясь и с простыми, и со сложными движениями, люди хотят их примирить, то есть сочетать каким-то образом. Это невозможно. Вы никогда не сможете сочетать простое движение со сложным. Невозможно, чтобы святой и грешник жили в одном месте. Физически они могут быть вместе, но в сердеч­ном и умственном мире они не находятся на одном месте. Святой будет рядом с грешником, пока его не поднимет, то есть излечит его недуги. Врач будет око­ло больного, пока его не вылечит. Иначе они не могут жить в одном месте. Мать будет вместе с ребенком, пока не поставит его на ноги, пока он не сможет сам двигаться. Приняв от матери все, что ему нужно, ребенок пойдет своей дорогой.

 

На вопрос, зачем Бог создал человека, некоторые отвечают, что Бог со­здал человека, чтобы проявиться через него. Перед кем может Бог проявить­ся? Значит, есть другое божество в мире, перед которым Бог должен проявить­ся? Но и это божество хочет проявиться. Так возникает борьба. На самом де­ле у Бога нет соперника, с которым Он мог бы бороться.

 

Что понимается под словом «создание»? – Творчество, построение. Од­нако слова «творчество», «построение» имеют отношение к материальному миру. Люди строят мост, чтобы перейти с одного берега реки на другой. Мост – средство сообщения. В этом смысле и человек – это мост для сообщения между различными мирами.

 

Люди говорят о Божественном мире, об умственном, сердечном, физическом мире, не зная их в их сущности. Они живут в физическом мире, не познав его пол­ностью. Каково отношение между Божественным и физическим миром, мало кто знает. Недостаточно только говорить о различных мирах, их нужно понимать. Не­достаточно только говорить о Духе и материи, их тоже нужно понимать.

 

Некоторые говорят, что Дух – великое начало жизни – находится в посто­янной борьбе с материей. Почему Дух должен воплощаться в материи и бороть­ся с ней? Вы скажете, что материя – неразумное начало человека. Почему тогда Разумное и Бесконечное начало должно было воплотиться в материи – в нера­зумном начале – и дать ему себя ограничить? Вы скажете, что это ограничение необходимо для Духа, чтобы приобрести определенный опыт. Мы же говорим, что для того, чтобы материя могла ограничить Дух, нужно предположить, что и она разумна. Невозможно, чтобы неразумное ограничило разумное.

 

Но что бы ни говорилось о Духе и материи, этот вопрос остается нераз­решенным. Это все равно что подняться на вершину Мусалы и думать, что вы можете изучить ее историю, узнать, как и когда была создана эта вершина. Се­годня мы поднимемся на Мусалу, спустимся вниз и оставим вам вопрос о ее происхождении. Вы будете мыслить долгое время, пока его решите. Вопросы легко задавать, но трудно разрешать.

 

Например, легко задать вопрос, почему человека пробуждают от сна. Hi ли ты слуга, хозяин тебя будит, чтобы ты работал. Когда устанешь, снова ляжешь спать, чтобы отдохнуть. Положение нынешнего человека похоже на положение слуги, которого хозяин разбудил от сна. До сих пор он спал, но теперь его уже разбудили, чтобы он работал. Это пробуждение мы называем творчеством. Когда человек работает, через него проявляется его хозяин. Кто работает, тот проявляется через то, что сделал. Хозяин же проявляется через планы, которые он дал своему слуге, то есть человеку, который работает.

 

Итак, когда мы говорим о том, зачем Бог создал человека, лучше задан, вопрос, зачем человек пришел на Землю. На этот вопрос легче ответить. Что­бы ответить на первый вопрос, нужно, чтобы был кто-то, кто вас любит, что­бы он открыл книгу природы и прочел вам нечто из нее. Пока человек не про­никнет в анналы природы, он никогда не сможет ответить, каковы его отноше­ния к Богу, и увериться, что без Бога, без прямой связи с Ним он не может рас­ти, не может радоваться жизни, не может проявить разумную умственную де­ятельность. Это естественно: разумное исходит от разумного, жизнь проистекает от жизни, деятельность от деятельности.

 

Поскольку человек имеет отношение к сложным движениям, он должен искать свой импульс в первичных, простых отношениях. Это значит для чело­века быть связанным с Богом по необходимости самого Бытия, причем прин­ципиально, внутренне, по сущности, а не по форме, по содержанию или смыс­лу как внешним положениям. Только таким образом Божья мысль может дать импульс человеческой жизни. Только так Божественные движения подтолкнут человеческую жизнь.

 

При таком положении все возможно и достижимо. Помните: без связи с Богом вещи становятся недостижимыми. И тогда, какие бы усилия человек ни прилагал, чтобы овладеть некими природными силами, эти усилия напрасны. Не понимая этого закона, некоторые люди влезают в сад своего соседа и оби­рают его грушу. Они думают, что имеют право владеть этими грушами. Когда один работает, а другой собирает плоды и ест, – это не владение. Каждый че­ловек работает, чтобы приобрести знание, но никто не имеет права распола­гать его знанием. Иное дело, если люди друг друга любят. Тогда каждый доб­ровольно дает свои блага свои ближним.

 

«Если так, будем любить друг друга!» – Любить друг друга значит для лю­дей построить между собой мост. Думаете ли вы, что ваши дела тогда попра­вятся? Если две стороны настроены враждебно, лучше чтобы между ними не было моста. Они постоянно будут ссориться. Если настроены по-дружески, пусть между ними будет мост. Когда люди готовы служить Богу, пусть между ними будет мост. Если не готовы служить Богу, лучше, чтобы между ними не было моста.

 

Как ученики вы должны быть внимательны, не путать вещи. Животное всегда останется животным, поэтому должно занимать свое место. Человече­ское тоже должно быть на своем месте, и Божественное – на своем. Они не могут примириться. Пока человек руководится своей животной и человечес­кой природой, он не может сказать, что живет по Божьим законам. На словах псе можно сказать, но когда человек останется один, он поступит по-своему. И волк может сказать, что соблюдает закон Христа, но когда встретит овцу, он говорит: «Поскольку я люблю Бога, люблю и овцу как Его дитя. Она должна пожертвовать собой ради меня». Так думает волк, но овца так не думает. Ког­да волк съедает овцу, она переживает большие страдания. Когда медведь съедает человека, он тоже проходит через большие страдания. Вообще вели­ки страдания высшего, когда оно попадает в пасть низшего.

 

Человек пришел на землю не для того, чтобы создавать зверинец, следо­вательно, животное пусть будет на одном месте, человеческое – на другом, а Божественное – на третьем. Иными словами говоря, волк пусть будет на од­ном месте, овца – на другом, а человек – на третьем. Между ними должны быть пустоты чтобы они были отделены друг от друга преградами и через эти преграды говорили друг с другом по-братски. Некто мыслит как волк, другой – как овца; некто чувствует как волк, другой – как овца; некто поступает как волк, другой – как овца. После всего этого они смотрят друг на друга через преграду и говорят: «Дай-ка уберем преграду, чтобы понять друг друга». Это невозможно. Между волком и овцой не может быть никакого взаимопонима­ния ни по уму, ни по сердцу, ни по воле. Они не могут примириться.

 

Вы скажете, что Бог может сделать все. Это так, Он может всех прими­рить. Он может все сделать, но не вы. Не пытайтесь делать то, что Бог дела­ет. Человек должен делать только то, что входит в круг его возможностей. Ученик не имеет права выходить за границы своих возможностей. Не уби­райте преждевременно преграду между животным и человеком. Когда к вам придет новое понимание, оно найдет себе место, но не ломайте старое преж­девременно. Не примиряйте идеи Божьей Любви с идеями человеческой любви.

 

Идеи Божьей Любви сжигают непотребное и нечистое в человеке, пока не оголят его совершенно. Они подобны светящимся шаровым молниям в ат­мосфере, которые, если прикоснутся к человеку, сожгут его или целиком, или сожгут только его одежду, а он останется голым, как новорожденный ребенок. Кто не готов к этим идеям, тот или весь сгорит, или одежда его сгорит, а он, увидев себя голым, усомнится в Боге. Кто готов к Божьей Любви, тот будет до­волен, что освободился от своих обносков.

 

Стремитесь к новому пониманию Любви, с новым содержанием и смыслом. Не думайте, что если вы напишете на себе новое название Любви, поддерживая старое понимание, вы уже живете в Божьей Любви. Не думайте, что одна ваша жертва ведет к Божьей Любви. В Божьей Любви нет никаких жертв. Жертва – это результат сложных движений любви, проявленной в физическом мире. Когда говорится, что человек должен жертвовать собой, это не относится к Божьей Любви. Жертва имеет отношение к физическому миру, куда чело­век должен спуститься, чтобы понять Божью Любовь.

 

На Земле человек изучает законы жертвы, откуда постепенно поднимаем­ся к Божьей Любви. Посредством жертвы человек учится правильно транс формировать Божественные энергии. Христос говорит: «Если не едите Мот плоть и не пьете Мою кровь, – не имеете в себе жизни и не можете обрести вечной жизни». Следовательно, если вы хотите кого-то понять, вы должны по жертвовать собой ради него. Если хотите, чтобы кто-то вас понял, он должен пожертвовать собой ради вас.

 

В этом смысле еда, то есть жертва, – это символ. Физическая жизнь ос­новывается на еде и питье. Если исключить из жизни еду и питье, жизнь по­теряет смысл. После того, как человек съест хорошую грушу, в его уме появляется светлая мысль, он решает написать стихотворение. Когда человек ест, он воодушевляется, приобретает расположение к работе, к учению и написа­нию хороших произведений. Поэтому Христос говорит: «Я – хлеб живой, со­шедший с небес, и кто Меня ест, тот имеет в себе жизнь».

 

Задача ученика – применять закон жертвы разумно. Идти на мелкие уступ­ки – это не жертва. Жертва – это закон, посредством которого примиряются все противоречия. Представьте себе, что вы находитесь в беде, столкнулись с боль­шой трудностью, в которой замешаны ваше имя и материальное положение Что вы должны сделать, чтобы справиться со своей трудностью? Откажитесь от денег, которые кто-то вам должен, пожертвуйте чем-то своим, и ваша скорбь сразу сменится радостью. При таком положении вы не будете ждать денег, ко­торые вам должны, но сами займетесь своими запутанными счетами.

 

Внутренний мир человека стоит больше всех материальных благ. Некто жалеет, что не занимает высокое общественное положение, чтобы хорошо жить. Пожертвуй этой идеей, примирись с положением, в котором находишь­ся, скажи себе: «Не нужно быть видным человеком. Я могу жить хорошо и как обыкновенный человек». Если скажешь так, ты успокоишься, освободишься от бремени, которое носишь в своей мысли.

 

Жертвовать собой не значит перейти в другую крайность, отречься и от су­щественного. Кто не понимает закона, говорит: «Мне не нужно знание, не нуж­но богатство, не нужно много еды». Это ложное понимание закона. Знание, бо­гатство, пища нужны человеку. Но человеку необходимо знание, а не блага, ко­торые оно несет. Иметь знания не значит, что нужно стать министром, доктором и т.п. Чистое знание – простое движение, а блага знания ведут к сложным дви­жениям. Мы рекомендуем ученикам чистое знание. Быть внутренне богатым не­обходимо для человека, и это простое движение. Внешнее богатство представля­ет собой сложное движение. Поэтому внешне богатый человек стремится к при­обретению домов, имущества, земли, садов и пр. Все, что человек несет в себе, так же необходимо для него, как необходимы свет, воздух, вода и пища.

 

Следовательно, что касается внутренних благ, которые вы несете в себе, будьте щедрыми, давайте бескорыстно, как природа дает вам свои блага. При­рода дает всем людям изобильно воздух, воду и пищу безвозмездно или, как сказано в Писании, даром. Чем более разумен человек, тем правильнее он ис­пользует блага природы. Природа хочет от человека разумности, чтобы он це­нил то, что получает от нее, и умел этим пользоваться.

 

Некоторые думают, что, приняв новые идеи, станут лучше. Хорош ли че­ловек, зависит от его развития и применения закона жертвы. Чем лучше пони­маешь и применяешь закон, тем ты лучше. Время – не что иное, как проявле­ние закона жертвы.

 

Когда я рассказываю о жертве, некоторые утверждают, что не следует так говорить. Как нужно говорить? Если у вас есть камень в руке, вы может по­вернуть его на восток, на запад, на север или на юг, можете положить его вы­ше или ниже. Важно однако положить камень на определенное место. Если даже для камня место точно определено, сколь в большей степени определе­но место человека! Если человек оказывается на своем месте, он доволен. Од­нако бывают случаи, когда человек нашел свое место, но все же не доволен. Едва попав на свое место, он сразу его оставляет – сам портит свою жизнь.

 

Следовательно, если вы окажетесь на своем месте, там нужно и остаться. Иначе вы столкнетесь с большими противоречиями, будете ждать, чтобы при­шли другие и вас переместили. Каждый камень должен быть на своем месте и выполнять свою службу. Если вы перемешаете камни, здание само по себе рух­нет. Если даже удастся его закрепить на один-два года, комиссия, которая его рассмотрит, сама его обрушит и скажет: «Камни этого здания не находятся на своем месте». Так распадаются семейства, общества, государства, религии и т.п.

 

Каждый человек подвержен опасности строить по-старому. Откажитесь от старого способа и примите новый, который основывается на законе жерт­вы. Каждая ваша мысль, каждое чувство и действие должны быть абсолютно чистыми, бескорыстными.

 

Вы скажете, что нужно жить по-братски между собой. Хорошо жить по-братски, но пока вы дойдете до этого положения, волк должен жить с волком, медведь – с медведем, овца – с овцой, человек – с человеком и т.д. Один из про­роков сказал, что придет день, когда ягненок и лев будут жить вместе. Когда это будет? Когда Господь начнет жить во всех живых существах. Между ними будет большой простор, все будут довольны и сыты. Пока не придет этот день, не примиряйте добро со злом, не помещайте в одно и то же место дурные и хо­рошие мысли и чувства. Пусть все будет на своем месте. Не понимая природу людей, вы приводите волка в стадо овец и говорите: «Он хороший, очень ум­ный, интеллигентный, он заслуживает этого места». А назавтра он покажет свои зубы и когти, поест овечьего мяса. Куда ни повернетесь, встретите волков и волчиц, медведей и медведиц, которые находятся не на своем месте.

 

Изучайте символы, которыми пользуется природа, чтобы познать себя. Все минералы, растения и животные – не что иное, как символы, которые представляют собой азбуку природы. Природа прошла великий путь развития. Она претерпела большие изменения, пока достигла того положения, в котором мы сегодня ее находим.

 

Чтобы понять и познать себя, человек должен вернуться к первичным дви­жениям, которые подразумевают движения абсолютной чистоты и бескорыстия. Нынешний человек идет по пути сложных движений, которые ведут к трудно­разрешимым задачам. Чтобы решить свои задачи, он должен быть сообрази­тельным, выносливым, иметь такт, умение, волю, знания. Если он не обладает этими качествами, он будет понимать вещи неверно и попадать в противоречия.

 

Один священник проповедовал в церкви о жертве и подкрепил беседу сти­хом, в котором Христос сказал: «Если у тебя есть две рубахи, отдай одну бед­ным». Вернувшись домой, попадья решила применить этот стих в жизни. В дверь постучал бедный, оборванный нищий. Она тут же вытащила новую ру­башку мужа, у которого были две рубашки, и отдала нищему. Вернувшись из церкви, священник стал искать свою новую рубашку и, не найдя, спросил же­ну, куда она ее положила. Попадья, довольная своим поступком, ответила: «Я отдала ее нищему, потому что хотела выполнить то, что говорилось в стихе, о котором ты сегодня проповедовал». Священник же рассердился и сказал, что она неверно поняла стих: «Если ты решила применить Христов закон, нужно было отдать свою рубашку, а не мою. Отдать свою рубашку – это моя задача».

 

Не отдавайте чужие рубашки бедным. Если хотите исполнить Христов закон, отдавайте свое. Вы возразите, что сказано: «Даром получили, даром да­вайте». Так и есть, но давайте свое.

 

Что ваше? – Плод. Следовательно, если в ваш ум проникнет Божественная идея, вы не имеете права отдавать ее другим, пока не посадите и не обработа­ете. Только когда плоды завяжутся и созреют, вы имеете право отдавать их. По­ка вы не посадили и не вырастили идею, она не ваша, вы не имеете права ее отдавать. Плоды же ее можете раздавать всем. Христос говорит, что всякая вет­ка виноградника должна давать плод. Как ученики великой жизни вы должны приготовиться сеять, жать и раздавать свои плоды. Это одна из сложных задач.

 

Есть и более сложные задачи, но к ним вы еще не готовы. Что означают слова «не готовы»? Представьте себе, что я предлагаю вам пойти в зимний хо­лодный день на гору, покрытую снегом и льдом. У вас нет обуви, теплой одеж­ды. Можете ли вы выполнить такую задачу? Не можете, вы к ней не готовы. Вы скажете, что в Боге все можете сделать. – Бог все может сделать, но не вы.

 

Чтобы хорошо выполнять задания, ученик должен быть послушным, точ­ным и исполнительным, не проявлять никакого любопытства. Представьте се­бе, что я даю вам следующую задачу. На расстоянии десяти километров отсю­да вы найдете полный мешок. Возьмете его, положите в телегу и отвезете на ближайшее поле. Когда достигнете определенного места, развяжете и посеете зерно на поле, которое уже вспахано. Когда придет день жатвы, пожнете пше­ницу и зерно соберете в амбар. Тогда будете иметь право подумать о задаче, которую выполнили. Сначала нужно действовать, а потом думать. Если же вы проявите любопытство и захотите развязать мешок, чтобы посмотреть, что в нем, захотите объяснений, зачем нужно везти его в поле, где находится это по­ле, кто его вспахал и пр., то потеряете много времени, пока удовлетворите свое любопытство и будете слушать объяснения, а вместе с тем пропустите и благоприятные условия для сеяния. Поэтому в Божественном мире не позволяется никакого колебания, никакой потери времени. Если вам дают какую-то задачу, исполняйте ее вовремя.

 

Поднявшись на гору, стремитесь воспринять от нее как можно больше энергии, чтобы правильно решать свои задачи. Когда поднимаетесь в горы, будьте точны и исполнительны. Вершина Мусалы сейчас покрыта оледенев­шим снегом, который препятствует восхождению. Вы все должны быть вни­мательными, нужно проверять каждый шаг. Если основа под ногами твердая, прочная, можно смело идти вверх. Не хорошо и возвращаться назад, но про­веряйте свой путь. Хорошо быть смелым и решительным, но в таких экскур­сиях требуется разумность. Не нужно спешить. За спешку человек может по­платиться жизнью. Притом, когда ходите по горам, старайтесь не разбрасы­вать камни. Если будете их разбрасывать, какой-нибудь камень может ударить кого-то по ноге или по голове и причинить большое несчастье. Каждая зада­ча, которая не выполняется правильно, дает плохие результаты.

 

Экскурсии, которые мы совершаем, имеют целью познакомить вас с теми возвышенными существами, которые принимают участие в ваших действиях. Не думайте, что в горах вы можете делать все, что захотите. Каждый ваш по­ступок прослеживается. Чтобы справиться с горными условиями, вы должны иметь живую веру, которая не отступит ни перед какими трудностями. Живая вера делает поступки людей необыкновенными. Если ваши поступки необык­новенны – и любовь ваша необыкновенна.

 

 

 

(Тайная молитва.)

 

 

1 Современный Боровец, недалеко от Рильских гор и вершины Мусала, куда Учитель неред­ко водил учеников на экскурсии. В более поздние годы на Рильских озерах летом устраивали ла­герь и проводили соборы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...