Влияние музыки


Рассвет
 Share

Recommended Posts

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ

22 июня 1922 г., София

 

(Тайная молитва.)

 

 

(Читаются сочинения на тему «Влияние музыки».)

 

 

Из какого мира исходит музыка? Из умственного. Почему? Потому что только интеллигентный человек может петь и играть. Значит, между музыкой и интеллигентностью имеется определенная связь. Они идут параллельно. Правильная и прямая («права») мысль – это ничто иное, как музыка.

 

 

Задача. Выучите основную гамму в восходящем и нисходящем порядке и, будучи в хорошем расположении духа, пойте. Кто не умеет петь, пусть по­старается, все чего-нибудь да достигнет. Пользуйтесь для настройки фортепи­ано или органом, чтобы начинать от естественного тона, а не произвольно.

 

Если вы в дурном настроении, если сердитесь, – тоже пойте гамму и на­блюдайте, как отразится на вас пение. Если гневаетесь или испытываете страх, пойте гамму верх и вниз и наблюдайте, в каких тонах появляется дис­гармония. Вы заметите, что всякое отрицательное состояние дисгармонично отражается на определенном тоне. Делая эти наблюдения, вы поймете, где ва­ше слабое место, и сможете сами на себя воздействовать. – «Как?» – Посред­ством музыки. Когда вы поете какое-то время, вы себя настраиваете.

 

Некоторые музыканты не берут правильно тон «ре». Почему? Они слиш­ком активны. Другие не берут правильно тон «до», третьи – «си» или какие-нибудь другие тоны. Истинный певец или музыкант – тот, кто берет тоны пра­вильно. Малейшая дисгармония в пении или игре показывает, что певец или музыкант не соблюдает разумные природные отношения между тонами.

 

Говоря о музыке, мы берем ее в широком смысле, не только как пение и игру на инструментах. В этом смысле и речь – музыка. Чем более проработан человек, тем музыкальнее он говорит. Он тоже делает акценты на определен­ных словах, но в нем все гармонично. А сердитый, гневающийся человек на­рушает гармонию своей речи. Он говорит то «форте», то «пианиссимо» где нужно и где не нужно, а это делает речь немузыкальной, непонятной. По­скольку люди не дошли еще до музыкальной речи, это показывает, что чувст­во тона в них не развито. Поэтому от всех требуется работать над музыкой.

 

Это особенно необходимо потому, что музыка продлевает жизнь. Жизнь. укорачивается из-за отсутствия музыки в человеке. Преступность тоже возни­кает из-за отсутствия музыки. Музыка – стимул в жизни. Когда человек поет и играет, он привлекает кровь к передней части мозга, ко лбу, где находится центр музыкальности.

 

Если человек теряет стремление к музыке, это дело черных братьев. Уви­дев, что кто-то поет, они начинают ему нашептывать: «Что распелся на старо­сти лет? Жизнь развивается и без твоего пения. К тому же ты сегодня в дур­ном настроении, нечего петь, терять силы». Ты вслушиваешься в это нашеп­тывание и перестаешь петь. Сегодня не поешь, завтра не поешь, пока не поте­ряешь своей мягкости, начинаешь грубеть. Кровь спускается в заднюю часть мозга, и центр музыкальности пересыхает.

 

Некоторые люди стесняются петь, боятся, что над ними будут смеяться. Нечего стесняться. Каждый поет для себя. Не думайте, что в мире есть много певцов и певиц. Истинных певцов мало. Все остальные певцы и музыканты – посредственные. Музыкальность – это естественное чувство в человеке, в ко­тором должны принимать участие не только ум и сердце, но и душа. Если ду­ша не принимает участия, певец – обыкновенный.

 

Хороший певец поет и не думает, откуда начать, понравится ли он слуша­телям и пр. Кто думает о таких вещах, тот не может петь. Вполне естествен­но: кто думает, как выплатить свои долги, у того нет денег в кошельке. Кто не думает об этом, у того кошелек полон. Если кто-то приходит к такому челове­ку и говорит, что должен получить от него определенную сумму, он открыва­ет кошелек и спрашивает: «Сколько я тебе должен'?» – «Столько-то». – Чело­век вынимает деньги и платит. Нынешние люди много думают. Возникает ли вопрос о какой-то добродетели – они начинают думать; о знании – тоже дума­ют; о делании добра – тоже думают. Это показывает, что кошельки их пусты. Все люди думают, но и ученики Божественного учения тоже думают, и у них пустые кошельки.

 

Коли кошельки ваши пусты, работайте над музыкой. Без музыки вы не мо­жете быть учениками. Еще при поступлении в Школу ученик держит экзамен по музыке. Это первый экзамен. Вам дадут легкую песню, но нужно спеть ее по всем правилам музыки. Если вы не споете ее правильно – провалитесь на экза­мене. Пойте и мыслите, но не о мнении окружающих, а о пении как искусстве.

 

Музыка оказывает большое влияние и на воспитание человека. Вместе с тем она настраивает и создает тонус. У каждого человека, духовного или свет­ского, есть любимая песня. Если вы придете к нему домой и обнаружите его в особенном состоянии, разгневанным или упавшим духом, спойте его люби­мую песню и посмотрите, какое влияние это на него окажет. Не пройдет двух-трех минут, как состояние его изменится.

 

Итак, пойте гамму две недели подряд, утром, как встанете, три раза, и ве­чером, перед сном, три раза. Одновременно наблюдайте, посмотрите, какое влияние окажет на вас гамма.

 

Вы хотите изучать великие науки, пользоваться силами природы, но без музыки вы ничего не сможете достичь. Вибрации природных сил много выше и недоступны человеческому уху. Как вы их воспримете, если не можете раз­личить два музыкальных тона? Поэтому я советую вам работать над музыкой. Без музыки нет достижений. У разумной природы есть такая музыка, которая может собрать песчинки в одно место или заставить самый твердый камень рассыпаться на мелкие песчинки. Эта музыка в состоянии остановить течение реки, а вместе с тем она может заставить пересохший ручей снова потечь.

 

Следовательно, если кто-то жалуется, что пересох, что в нем нет жизни, причина этого кроется в том, что он перестал петь. Если кто-то скажет, что Бог его не любит, – его ручей пересыхает. Пойте и восхваляйте Бога, чтобы текли ручьи вашей жизни. – «Плохо мне, не могу петь». – Именно тогда и пой. Именно когда тебе плохо, тебе нужна песня, а не тогда, когда ты радостен и в хорошем расположении духа.

 

Песнями можно лечить себя. Если у вас чирей, пойте гамму, утром три раза и вечером три раза; чирей прорвется и пройдет. Люди, которые потеряли музыку в себе, не могут лечиться. Пока в них есть музыка, они легко справля­ются с болезнями, с дурным настроением, с неприятностями и пр. Если ты бо­лен, если у тебя температура 40 градусов – пой. Песня понизит температуру, и ты почувствуешь себя лучше. Пойте при всех условиях своей жизни, чтобы увидеть большое влияние музыки на человека во всех отношениях. Нас инте­ресует это, а не противодействия в жизни. Против отрицательного и дисгар­моничного мы выступим с гармонией, то есть с музыкой и песней. Такова причина, по которой музыка применяется повсюду – в школе, в церкви, дома. Какая мать не пела своему ребенку, чтобы его успокоить и усыпить?

 

Говоря о музыке, мы приходим к вопросу о двух путях в жизни: восходя­щем и нисходящем. Восходящий путь – это прямой путь, называемый еще правым путем, который включает все восходящие силы, с их формами, содер­жанием и смыслом. Нисходящий путь называют еще левым путем. Он вклю­чает все нисходящие силы, выраженные в соответствующих формах с соот­ветствующим содержанием и смыслом. Что мы понимаем под словом «путь»? Путь включает все возможности, которых жизнь требует в каждый данный момент. В этом смысле музыка – одно из средств, которые ведут человека в восходящем, то есть прямом, пути жизни. Поэтому всякая жизнь должна на­чинаться с музыки.

 

Когда поете гамму, пойте не как ученики в обычной школе, пропевая тон за тоном, пойте с мыслью. Взяв тон «до», подумайте, что начинаете жизнь, то есть сейчас входите в жизнь. Когда поете «ре», думайте, что нужно собран, материал для оформления жизни. При «ми» подумайте о распределении мате­риала, при «фа» – о сочетании и применении его в своей работе. При «соль» думайте создать свой дом, при «ля» – о том, чтобы его оштукатурить, при «си» – о навеске дверей и окон.

 

Когда дойдете до дверей и окон, не рассматривайте их как механические вещи, относитесь к ним сознательно. Окно представляет собой отверстие, че­рез которое свет входит не только в дом человека, но и в его ум. Дверь – это место, через которое человек входит и выходит, то есть путь движения чело­веческой души.

 

Итак, пробуйте так петь гамму, чтобы и душа ваша принимала участие в пении. Это значит, что принимать участие должны не только ум и сердце, но и мозг, и дыхательная система – голосовые связки, легкие, сердце. Одним сло­вом, пусть поет вся природа человека, пусть вибрирует каждая клетка. Мозг и симпатическая нервная система также должны принимать участие в пении. Только так вы научитесь говорить правильно, то есть музыкально.

 

Каждый день пойте гамму по несколько раз подряд, пока приобретете чи­стоту в пении. Каждый тон должен быть чистым, ясным, определенным. Что­бы петь правильно, человек должен иметь здоровые, хорошо развитые легкие, дышать глубоко. Развитию легких способствуют экскурсии, особенно восхож­дение в горы. К следующему разу напишите сочинение на тему: «Польза от восхождения на горные вершины».

 

Темы сочинений, которые даются вам в Школе, не произвольны, поэтому вам нужно относиться к ним с должной серьезностью. Они основываются на определенных законах. Переписывайте свои сочинения в отдельные тетради и время от времени перечитывайте. При каждом чтении в вашем уме возникнут новые мысли. Чем более вы продвинетесь вперед, тем более сложные задачи вам будут даваться, и вы должны быть к ним готовы. Позже вы будете связы­вать свои сочинения. Например, вам будет дано задание: «Отношение между музыкой и горными вершинами». Чем более сложны темы, тем большая под­готовка требуется от ученика. Важно положить здравую основу своему уче­нию, чтобы вы могли на ней построить свою будущую жизнь.

 

Школа, в которой вы находитесь, имеет великие задачи: с одной стороны, развить добродетели: Любовь, Мудрость, Истину, с другой стороны – чувства и умственные способности: веру, надежду, музыкальные способности, рассу­док, воображение, творческий ум, а также регулировать честолюбие, гордость и пр. Только так она будет способствовать развитию речи в человеке, создаст правильные формы жизни. Что касается разрушительных сил в человеке, Школа дает различные методы, посредством которых они могут быть вовле­чены в работу. Каждый центр мозга связан с определенным космическим течением, которое должно использоваться разумно. Радуйтесь, что вам есть че­му учиться и что делать.

 

Представьте себе, что вы – ученик гимназии или университета и прова­лились на экзамене. Что будете делать? У вас нет средств продолжать учение. Наш благодетель отказывается вас поддерживать. Нужно ли отчаиваться, пре­кращать свою жизнь? Лучше найти способ справиться со своими трудностями. Примените музыку. Начните петь гамму в восходящем порядке и думайте о жизни, как о восходящем пути. Когда дойдете до верхнего «до», начните спускаться и скажите себе: «Провал на экзамене – это не что иное, как нисхо­дящая гамма». Следовательно, пойте гамму правильно и чисто, как восходя­щем, так и в нисходящем порядке. После этого начните петь заново восходя­щую гамму. Когда научитесь петь правильно гамму и вверх, и вниз, вы хоро­шо выдержите свой экзамен.

 

Так что если провалитесь на экзамене, не сожалейте, потому что вам да­ется возможность лучше подготовиться и положить хорошую основу будуще­му учению. Какая вам будет польза, если вы случайно получите хорошую оценку, не освоив весь материал? Ученик должен знать, что нельзя перейти из класса в класс, если не изучил материал как следует. Здесь не позволяются ни­какие хитрости. Не думайте, что можете переходить из класса в класс без зна­ний. В знаниях не допускаются никакие пробелы, все связано. Если не знаешь предыдущего материала, не можешь двигаться вперед. Придешь на экзамен и провалишься. Страдания – не что иное, как провал на экзамене. Учись и сда­вай экзамены, пока не выдержишь испытания. После этого приходит радость.

 

Некто думает, что добродетелен, но, придя на экзамен, проваливается. Значит, есть нечто, чего он не знает. Не легко быть хорошим. Искусство — уметь проявить добро. Хороший человек – тот, кто умеет пользоваться разум­ными силами природы, применять их формы уместно. Хороший человек от­личается способностью каждой Божественной силе давать соответствующую форму. Хороший человек знает, какие формы соответствуют природным си­лам при различных состояниях человека и в различных возрастах. Он без ошибок работает с силами и их формами. Таким способом и ученик приобре­тает больше света на своем пути.

 

Кто хочет сознательно работать над собой, пусть применит следующее правило: начнет с малых величин, а не с больших. Если человек, отправляясь в путь, спешит поскорее достичь цели, делает большие шаги – он легко уста­нет и остановится посреди дороги, не закончив свою работу. А если вы види­те, что кто-то выходит, двигаясь равномерно, не тратя лишние силы – возмож­но, что к концу он пойдет быстрее, удлинит шаг и вовремя достигнет опреде­ленного места. Он хорошо выполнит свою работу, потому что думает о тепе­решнем моменте, а не о будущем.

 

Следовательно, как ученики, старайтесь учить уроки, которые сейчас вам преподаются, а о завтрашних не думайте. Если хотите сразу закончить учение, ничего не достигнете. Думайте только о предстоящем шаге, а не о всем пути. Ученик первого класса начальной школы пусть думает только о своем классе, Если начнет думать, как закончит начальную школу, потом – гимназию и университет, как его встретят в жизни, – ничего не достигнет. Многие ученики любят мечтать о будущем, но так они только напрасно теряют силы. Своими мечтами они заходят в различные области и напрасно теряют свое время Мечты допускаются вне Школы, а не в Школе, где программа составлена. Кто хочет мечтать, пусть спускается в ад. Там место великим мечтам, проектам и планам человечества. Когда кто-то хочет стать великим, Бог отправляет его в ад, чтобы он посмотрел на великие мечты и планы видных священников, учи­телей, матерей и отцов. Чтобы не спуститься вниз преждевременно, пользуй­тесь методами Божественной Школы, которая открывает ученику путь к ма­лым делам и постепенно ведет к большим.

 

Поэтому и вам говорю: начинайте с самых слабых импульсов в себе, с са­мых малых сил и постепенно двигайтесь вперед. Если начнете с больших им­пульсов, вы сами себя остановите. Кто начинает с малых величин, тот в состо­янии работать и с большими. Если отец оставил тебе большое богатство, с ко­торым ты можешь работать, это в порядке вещей. Однако если отец тебе не ос­тавил ничего и ты из ничего сделал нечто, – ты истинный человек. Пока при­обретете эти качества, работайте с малыми силами. Так работали все великие люди. Поэтому сказано, что малое благословляется.

 

 

(Тайная молитва.)

Link to comment
Share on other sites

 Share