Перейти к содержанию

1931_07_14 День добра


Рассвет

Recommended Posts

ДЕНЬ ДОБРА

 

 

Прочли четвёртую главу из Первого послания к Фессалоникийцам:

 

1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,

2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;

4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;

6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,

10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать

11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам;

12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших

16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

18 Итак утешайте друг друга сими словами.

 

Сегодняшний день назовём днём Добра.

Житейская мудрость, житейская философия говорит: «Когда человек поест, ему не надо беспокоиться, как переварится пища». Следовательно, если человек садится за стол, сначала он должен почувствовать благодарность за то, что у него имеется возможность поесть, отведать Божьих благ. Затем он должен начать есть, испытывая удовольствие от пищи, которую принимает, и, наконец, должен поблагодарить за то, что наелся. Как переварится и переработается принятая желудком пища, на эту тему не надо задавать никаких вопросов. Когда голодный ищет еду, неужели он думает, как будет есть, куда попадёт пища и как она переварится? Голодный думает только об одном: удастся ли найти еду и сколько еды.

 

Современные люди часто думают, что с ними станет в будущем. Это не их забота. Когда вы покупаете перо и вставляете его в ручку, разве вы думаете, что станет с ним? — Вы об этом совсем не думаете. Вы вставляете перо в ручку, и оно пишет. Когда вы подводите трубу к источнику, разве вы думаете, какую работу будет выполнять труба? — Вы подводите трубу к источнику и больше ни о чём не думаете. Тот, кто посмотрит на источник, уже знает, какую работу выполняет труба. Должна ли труба, в свою очередь, бросать всю свою работу и рассказывать людям, какая у неё служба? Труба выполняет свою работу и молчит, а тот, кто приходит к источнику, понимает, что труба на своём месте. Нужно ли лошадям, которые тянут повозку, останавливаться по дороге и рассказывать одному, другому, какую работу они выполняют? Нужно ли возчику останавливать телегу и рассказывать прохожим, кто везёт телегу и кто управляет лошадьми? Достаточно только посмотреть на телегу, чтобы понять, кто какую работу выполняет. Не наша забота исследовать вопрос, кто везёт телегу и кто управляет лошадьми. Совсем неуместно останавливать телегу и спрашивать, кто её везёт. Если вас кто-то остановит и спросит: «Зачем ты пришёл на землю?» — ты ответь: «Я пришёл на землю для того же, для чего и ты пришёл». — «Я не знаю, для чего я пришёл». — «И я не знаю». Красота именно в незнании. Если бы мы знали, зачем пришли, нам незачем было бы приходить на землю. Поскольку мы не знаем, мы пришли узнать, какая у нас задача на земле. Когда мы узнаем, мы вернёмся туда, откуда пришли. Если какая-нибудь рыба попадёт на удочку, но сумеет освободиться, будет ли она второй раз хватать наживку? Второй раз её не обманешь, она уже откажется от приманки на удочке.

 

Я говорю: в современном мире много людей, которые интересуются рыбами, хотят их ловить. И вы видите, что в мире много архаического, оставшегося от прошлого, которое служат приманкой. Соблазны в мире — не что иное, как удочки, которые приманивают людей. В этом отношении мир — бурное море, в котором бесчисленное количество удочек. А человек — рыба, которая свободно плавает по морю, пока не наткнётся на какую-нибудь удочку. Он издалека видит удочку и сразу же направляется к ней, думая, что найдёт там что-то особенное. Если его подцепят на удочку, он уже выходит из Бога. Выйдя из Бога, он теряет свою свободу, он уже не хозяин своего положения, и вы видите его на сковородке или в кастрюле на огне, или в человеческом желудке.

 

Когда-нибудь, когда он вернётся в море, его спросят: «Ну и что было на крючке, на котором тебя вытащили из моря? Что ты там узнал?» — Он ответит, как тот американец, который залез в хорошо просмоленную закрытую бочку и в ней спустился с Ниагарского водопада по течению. Когда его спросили, как он себя чувствовал в бочке, он ответил: «Полезай в бочку и сам поймёшь. Одну важную вещь я узнал: даже если весь мир мне предложат, второй раз не полезу в бочку, чтобы спускаться в ней с водопада». Этот человек хотел прославиться, чтобы все газеты писали о его подвиге. Однако, приобретя такой опыт, он сказал: «Что будут сейчас писать обо мне газеты, это меня не интересует. Одно знаю: второй раз не полезу в бочку, которая крутится во все стороны». В первое же мгновение он потерял сознание. Так что, из этого опыта он не вынес для себя ничего нового.

 

Итак, бочка представляет собой беспорядочную жизнь, через которую проходят некоторые люди. Тот, кто попадёт в такую жизнь, будет знать столько же, сколько знал и до того, как вошёл в неё. Из этой жизни он обязательно выйдет с каким-то опытом, но в конце концов скажет: «Второй раз не полезу в такую жизнь!» Этим примером я хочу навести вас на мысль, что бочки созданы для искушения. У кого самая большая бочка? — У корчмаря. У него подвалы полны бочек, в которых хранится и старое, и молодое вино. У кого ещё много бочек? — У торговца оливковым и другим растительным маслом, он продаёт их людям. И, наконец, мы дойдём до людей, у которых нет бочек, но они наливают горячую воду в свои термосы, когда идут на прогулку в горы. Следовательно, больше всего бочек и при том самых больших — у корчмаря.

 

Я спрашиваю: в больших или в маленьких бочках нужно хранить наши мысли и желания? У кого есть большая мысль или большое желание, закупоренные в большой бочке, тот находится в корчме. Эта великая мысль, закупоренная в большой бочке, через какое-то время взорвётся, разорвёт бочку и выплеснется наружу. Такую мысль можно уподобить молодому вину, которое ещё не перебродило. Как молодое вино, закупоренное в бочке, может разорвать бочку и вылиться наружу, так и великая мысль, войдя в человека, производит такой же взрыв. Мы говорим тогда, что этот человек пьян. Но всякая возвышенная, всякая красивая мысль мала, как семечко или как пшеничное зерно. Ей не нужны большие бочки. Для неё достаточно самой маленькой скорлупки. Если она попадёт в почву, благоприятную для её развития, она проклюнется и начнёт расти и развиваться. Таким мыслям не нужны ни бочки, ни амбары. У мыслей, которые кладут в амбар, другое предназначение. Вы скажете: «Эти мысли можно положить в амбар, чтобы они сохранились». — Нет, все мысли, которые кладут в амбар, пойдут на продажу.

Мы уподобляем возвышенные мысли пшеничному зерну, потому что в нём природа скрыла свои великие тайны. Пшеница символизирует великую жертву в жизни. Зачем пшеница пришла на землю, это знают только люди, завершившие своё развитие. Одна из задач пшеницы — улучшить жизнь людей, помочь им в их эволюции. Если человек ест хлеб и не может понять и осмыслить жертвы, которую приносит пшеница ради него, он никогда не сможет понять слов, которые Христос высказал в стихе: «Я — живой хлеб, сошедший с небес; кто ест Меня, будет иметь жизнь в себе». Если вы поймёте глубокий смысл этого стиха, вы будете брать хлеб в рот с трепетом и благоговением, потому что будете знать, что в вас входит Божественное. Что делают современные люди с хлебом? Одни люди, наевшись, собирают крошки хлеба и бросают их курам или другим птицам, другие бросают их муравьям. И это неплохо, всё-таки крошки идут в дело. Есть люди, которые даже так не используют крошек, они их бросают на землю, под ноги. Правильно будет, когда человек наестся, собрать аккуратно крошки и вымыть то место, куда они упали. После этого надо положить крошки в предназначенное специально для них место, где их не топчут ногами и не заливает вода. Если их положить в специальное место, их можно будет использовать в определённых случаях самым правильным образом.

Вообще, если человек хочет жить правильно, у него должны быть верные понятия о том, что и как делать в жизни. Например, человек должен знать, как есть, как умываться, куда выливать воду, которой он мыл лицо и руки. Сейчас люди моются, где придётся, а потом выливают воду в первое попавшееся место, куда поближе. Вы скажете: «Если каждый момент обращать внимание, куда мы бросили крошки после еды, куда вылили воду после мытья, мы будем жить в постоянном страхе». Современные люди живут так, что сами создают ненормальности в своей жизни, которые плохо отражаются на их организме. Если вы в горах и вам надо вымыть лицо, что следует делать? Пойдите к какому-нибудь источнику, зачерпните из него воды и, отойдя немного в сторону, вымойте руки и лицо. Если в том месте есть озёра, как здесь, пойдите к ближайшему озеру и войдите в него на два-три шага, чтобы вода с вашего лица не падала вне озера. Если же в той местности, где вы находитесь, есть цветы, вымойтесь над ними, чтобы вода упала на цветы.

 

Сегодня большинство людей отличается крайним непослушанием. Они думают, что очень послушны, а на самом деле это не так. Человек потерял два существенных качества: послушание и смирение. Взамен их он развил в себе чрезмерную гордость. Гордость — самый большой враг развития человека. Если человек дошёл до уровня адепта, но в нём есть хоть малейшая гордость, он может подойти к дверям Царства Божьего, но его сразу же повернут назад. Даже самый маленький недостаток в человеке в состоянии остановить его перед вратами рая. Там не терпят никакой нечистоты, никаких недостатков. И в оккультной науке говорится, что тот, кто хочет войти в Царство Божье, должен быть абсолютно чист! Без чистоты, без смирения ничего нельзя достичь. Гордость — опасная вещь для духовного человека. Гордый представляет собой высокую скалистую вершину, которая ничего не даёт. Гордый человек — скряга, он думает только о себе и хочет, чтобы все люди говорили о нём. Он думает, что весь мир создан только для него. Все стремления гордого есть результат его эгоизма, его желания стать большим, великим. Восемь тысяч лет подряд человек силится стать большим, и мало того, что ему это не удалось, но он ещё больше измельчал и в своих мыслях, и в чувствах, и в поступках.

 

Современные люди хвалятся своими большими достижениями в области религии, науки, искусства и в жизни. Они говорят: «Посмотрите, какие у нас изобретения, какие картины, посмотрите, что мы создали!» Несколько лет назад пригласили меня в греческую церковь в Анхиале посмотреть, как её разрисовал местный художник. Вхожу я в церковь — на стене висит картина: образ Христа. Этот художник хотел нарисовать Христа, но нарисовал Его с несоразмерно большой головой, а черты лица представляют собой скорее черты преступника, чем Христа. Никакого искусства не было в этой картине, её нужно было выбросить. Не проходит много времени, как эта церковь сгорает! Я говорю: исходя из этого, каждый человек должен спросить себя: «Образ, который я ношу, соответствует ли Божественному во мне?» Кто-то спрашивает: «Знаешь, кто я такой?» — Ну и кто ты такой? Этот человек думает, что он создан по образу и подобию Божьему. Я говорю: кто так думает, пусть скажет, каковы отличительные черты образа, созданного по подобию Бога. Если вы встретите лицо, созданное по образу и подобию Божьему, вы увидите, что из всех его пор исходят лучи, вибрации электричества и магнетизма, которые делают его абсолютно чистым. Никакая грязь не может удержаться на таком лице.

 

Сейчас приведу вам одну положительную мысль и рассмотрю её и в буквальном, и в переносном смысле. Приходит ко мне человек и спрашивает: «Я тебе нравлюсь?». Я ему говорю: «Ты первый в еде, последний в работе». Он задумался, не понимает меня. Я говорю: это не обидно, это верное положение, взятое и в буквальном, и в переносном смысле. Прежде чем начать какую-то работу, человек сначала должен поесть, а потом работать. Когда он немного поработает, он опять поест. Следовательно, работа расположена между одной и другой едой. С утра человек ест, до обеда работает, а в обед опять ест. Значит, еда всегда предшествует работе. Это — импульс, результат внутреннего желания в человеке.

 

Теперь переведу этот закон. Любовь всегда предшествует поступкам и действиям человека. Человек не может выполнить никакой работы, пока не поел пищи любви. Если он не поест этой пищи, он не может работать. И поэтому, когда я говорю, что кто-то первый в еде, я понимаю под этим, что он первый в любви. Кто питается любовью, у того и начало, и конец работы будут замечательными. У такого человека на лице не должно быть никакой грязи, засоряющей поры, мысли его должны быть чистыми, ясными. Тогда, какие бы противоречия ни появились в его сердце, они мгновенно будут разрешены. И у него будут противоречия и трудности, но он будет разрешать их правильно. И у него путь не абсолютно прямой, и он будет отклоняться туда-сюда, но поступь его надёжна. Когда он проходит через опасные места в своей жизни, он ставит свою ногу так, как будто вбивает. Как только поднимет ногу, он снова свободен. Это и означает быть праведным.

 

Ваши прогулки по горам представляют собой внешнюю сторону жизни. Разве испытания для человека — не прогулки по горам? Когда вы идёте по высоким, крутым склонам, вы ужасаетесь, боитесь поскользнуться и упасть. Разве бедность, болезни, невзгоды и неудачи в жизни людей не вносят в них такого же ужаса и страха? Эти явления в жизни представляют собой такие же крутые горные места, какие вы встречаете и на прогулках. Когда вы смотрите на эти склоны, вам становится страшно и вы говорите: «Как нам прожить, как прокормить себя? В мире много плохих людей, что нам делать?». Я говорю: это ещё мелочи. Когда-нибудь вы потеряете веру в Бога, потеряете смысл своей жизни, потеряете всякий свет и вокруг вас настанет полный мрак. В другой раз вы окажетесь там, где большое стихийное бедствие: будет греметь гром, сверкать молнии, ваш горизонт затянется облаками, польёт дождь, вокруг вас будут падать камни и ваши надежды одна за другой будут рушиться и исчезать. Что вы тогда будете делать? Что может быть для человека ужаснее таких состояний? Но кто ходит в законе любви, тот увидит, что все эти ужасы ему только мерещатся, они лопнут перед ним, как мыльные пузыри.

 

Рассказывал один знакомый, что как-то вечером ему было очень холодно, и, ложась спать, он положил ноги на нагретый камень, чтобы их согреть. И всю ночь ему снилось, что он ходит по раскалённым горам. Проснувшись утром, он вспомнил свой сон и понял, что этот сон был вызван нагретым камнем, который он положил на ночь себе в ноги. Температура камня была едва тридцать пять-сорок градусов, но во сне впечатление у него было преувеличено. На следующую ночь он не клал нагретого камня в ноги, и поэтому ему не снилось, что он ходит по раскалённым горам. Значит, между сном и действительностью есть определённая связь.

 

Итак, я хочу, чтобы сегодня в вашем уме оставалась мысль, что сегодняшний день — это день добра. Человек должен сражаться во имя добра в мире, но нужно знать, как сражаться. Значит, человек не должен быть миролюбив. Если стоит вопрос о мире, то человек должен быть в мире с добром, но не со злом. Между добром и злом не может быть ни мира, ни согласия, ни равновесия. Зло всегда стремится подчинить себе добро, стать его господином и использовать его. Но и добро, со своей стороны, стремиться подчинить себе зло. В конце концов, один из двух принципов подчинится другому и заставит его служить себе. До сих пор добро служило злу, но отныне зло будет служить добру. Если вы хотите быть свободными, станьте господами зла. Вы не можете быть друзьями зла, но его господами можете стать. Пришло уже время для этого. Положение зла изменится: кто был злым, теперь станет слугой. А раз он станет слугой, можно предсказать, что его ждёт. В прошлом добрые люди были слугами, а злые — господами.

Сейчас будет наоборот: добрые люди будут господами, а злые — слугами. Следовательно, господа будут хорошими, а слуги плохими.

 

Итак, опасность, пугающая современное человечество, исходит от слуг, а не от господ. Поскольку в прошлом зло было господином, а добро слугой, то говорили, что тот, кто господин, тот на кривом пути, а кто слуга, тот на правильном пути. Но сегодня должно быть наоборот: добро должно стать господином, а зло — слугой. В прошлом добро жаловалось на своего господина, а сейчас, чтобы дела пошли на лад, зло должно хвалиться своим господином. Только таким способом осуществится мысль, высказанная пророком Исайей: «Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищей: они не будут причинять зла и вреда».

 

Сейчас цель нашего пребывания здесь — установить связь с невидимым, с реальным миром. Вы думаете, что кроме вас здесь никого нет, что горы пусты. Нет, в горах бесчисленное множество глаз, которые следят за вами и экзаменуют вас. А раз есть глаза, то есть и уши, они всё видят и всё слышат. Когда Моисей вывел евреев из Египта, он их повёл в пустыню, где, как детей, должен был учить их, как вести себя, как сохранять абсолютную чистоту. Он говорил: «Бог ходит среди вас, поэтому вы должны соблюдать полную чистоту, чтобы Он не увидел ничего нечистого». Но и до сих пор евреи не живут в такой чистоте. И болгары тоже не соблюдают такой чистоты. Если бы они внесли чистоту в свою жизнь, они бы развивались быстрее. Во всей Болгарии самые чистые люди — еленчане[ii], в этом отношении они стоят выше американцев. Наш лагерь должен быть абсолютно чистым, чтобы каждый, кто пройдёт здесь, остался доволен.

 

Итак, если вы хотите пользоваться благами природы, каждый день не меньше трёх раз нужно мыть ноги до колен: с утра мойте тёплой водой, в полдень можете мыть в озере и вечером опять тёплой водой. Мойте ноги и не бойтесь. Хорошо обливать водой отдельные части тела, иногда это предпочтительнее, чем обливаться целиком. Вообще природа любит разнообразие. Немецкий врач Луи-Куне понял этот закон, и потому слабым, больным людям он рекомендовал сидячие ванны, то есть обмывать одну половину тела, а другая должна оставаться сухой. Например, в один день человек вымоет верхнюю часть тела до поясницы, а другая часть, нижняя, должна оставаться сухой. На другой день он вымоет нижнюю часть тела, от поясницы и ниже, а верхняя часть останется сухой. Или, если утром человек вымоет лицо, в полдень пусть слегка смочит заднюю часть головы. Таким способом можно вызвать правильный обмен в теле. Кто знает, как надо мыть руки, у того мытьё рук хорошо отразится на ногах. И наоборот, если вы правильно моете ноги, это отражается и на руках. При этом, когда моете ноги, не спешите поскорее их вымыть. Если вы их моете быстро, это показывает, что вы не понимаете законов. Погрузите ноги в воду и посидите некоторое время в этом положении. Мойте ноги мысленно, пока не почувствуете приятные ощущения, реакцию в руках. После этого медленно вымойте ноги. Если вы так моете ноги, силы в организме распределятся правильно. Когда в организме начнётся реакция, человек может постепенно вымыть все части тела. Таким способом можно уравновесить энергии в организме человека.

 

Часто люди приносят себе вред ваннами, поскольку не знают, как правильно их принимать. Например, примет кто-нибудь тёплую ванну, а после этого идёт в холодный душ. Эти резкие воздействия на тело — не для обычного человека, они только для богов. Кто не закален, тот должен принимать тёплые ванны, давая возможность энергиям тепла действовать на организм. Холодные души, под которые вы попадаете в природе, хороши, но только при определённых условиях. Кто-то говорит: «Я принимаю холодные ванны, чтобы закалиться». — Пока человек будет закаляться, резкие перемены будут вызывать самые различные реакции, тело начнёт затвердевать, вследствие чего в организме накопится много электричества, с которым будет трудно справиться. Если стоит вопрос о холодном купании, я бы рекомендовал всем людям дождевой душ, в первую очередь в мае, июне, июле, самое позднее, — до середины августа. В эти месяцы дождевые капли тёплые и полны электричества и магнетизма. Я не рекомендую дождевого душа в остальные месяцы. Когда вы не можете принимать дождевой душ, хорошо купаться в воде, нагретой самое большее до тридцати пяти-сорока градусов, то есть близко к естественному теплу тела. Есть много природных источников с такой водой. При более высокой температуре вода несёт в себе расширяющую силу, что нехорошо для тела. Дождевые души лучше принимать не на голое тело, а через тонкую одежду. Если так принимать душ, то дождевые капли будут вырабатывать особую энергию, которая благотворно действует на организм. Берите пример с животных. Природа покрыла их специальной одеждой, благодаря которой дождевые капли очень правильно выполняют свою работу. Одежда животных предохраняет их от неблагоприятных условий жизни. Они шерстью воспринимают энергии природы и правильно их используют.

 

Итак, человек должен держать своё тело в большой чистоте. Он должен проделать ряд опытов, пока не найдёт правильного и положительного способа мыть руки, лицо, ноги и остальные части тела. Есть много способов правильно умываться, но человек сам должен найти, что для него больше подходит. В этом направлении я проделал много опытов и дошёл до положительных результатов. И вы должны проводить опыты, чтобы найти свой собственный способ. Дам вам один совет: не устраивайте себе холодных обливаний! Ни в коем случае не мойте ноги холодной водой, особенно после еды. Один наш знакомый в горячий летний день поел, после этого вымыл ноги холодной водой, а потом слегка задремал. Когда он мыл ноги, из его организма вытекло очень много энергии, из-за чего его состояние так ухудшилось, что он едва вернулся с того света. Во время купания человек должен обращать внимание и на состояние своего духа. Он должен быть абсолютно свободен и в хорошем расположении духа, должен забыть все трудности и заботы, тогда купание доставит человеку большое удовольствие, а тёплая вода вызовет в нём чувство благодарности. Такое купание — самое большое благо для человека. Во время еды, во время сна нужно соблюдать тот же самый закон. Человек должен есть и спать в самом хорошем расположении духа. В любой жизненной ситуации человек должен быть господином положения.

 

Вы говорите: «Человек должен остерегаться ветра, сквозняков, чтобы не простудиться». — Верно, человек должен оберегать себя, не надо стоять на сильном ветру, но есть приятный тихий ветерок, от которого не нужно прятаться. Этот ветерок вызывает у человека очень хорошее состояние. Я называю этот ветерок дыханием Бога. Существа невидимого мира, любящие нас, посылают нам приятный тихий ветерок, чтобы он нас овевал. Но есть сильные, большие ветра, тёплые течения, которые опасны для человека, поскольку вытягивают влагу из его тела. Такие тёплые течения возникают иногда днём, иногда ночью. Тихий ветер хорош для воздушных ванн. Человек может стоять на таком ветру, ничего не боясь. Сегодня во всей Европе люди принимают такие воздушные ванны, но, поскольку не знают, как и в какое время их принимать, они не получают хороших результатов. Когда человек найдёт правильный способ принимать воздушные ванны, он поймёт закон, которому подчиняются его мысли.

Одновременно с этим он узнает закон, по которому он может правильно распределять свою дневную работу: он будет знать, что нужно делать утром, что после обеда и что — вечером.

 

Современные люди пребывают в большом хаосе, они не знают, когда и что делать, из-за чего тратят много энергии, а получают слабые результаты. Если вы хотите, чтобы ваши дела шли хорошо, — прямо с утра, как только проснётесь и пока вы ещё в постели, поблагодарите Бога за всё, что Он вам дал. Вы спросите: «А где Господь?» — Господь за солнцем, за небом, за землей, за воздухом, за ветром, за камнями, за растениями, за животными, за людьми — повсюду Бог. Нет ничего в мире, за чем не стоял бы Бог. Всё, что в нас и вне нас, всё, что нас окружает, представляет собой фон, за которым, подобно великому художнику, скрывается Бог. Он хочет нас испытать, проверить, как мы понимаем всё это. Когда я смотрю на природу и понимаю её, я знаю, что за мной, надо мной и вокруг меня — повсюду Бог, я радуюсь всему, что Он сделал, и думаю о Его делах. Пока я думаю о Господе, — Он передо мной, если перестану думать о Нём, Он позади меня.

Следовательно, когда Бог перед вами, — у вас одно состояние; когда Он позади вас, — у вас другое состояние. Какое из двух состояний лучше? Лучше, когда Бог перед вами. Представьте себе, что вы один в лесу, сбились с дороги и не знаете куда идти. Вдруг вы видите, что навстречу идёт человек, и вы рады, что он может показать вам дорогу. Вчера вечером одна сестра пошла немного прогуляться и отошла далеко от лагеря. Увидев, что вокруг никого нет, она начала кричать, молиться, но никто не отозвался. В какой-то момент она услышала шаги у себя за спиной, оборачивается и видит, что идёт один из братьев. Кто этот брат, как его зовут, это ей не важно. Она рада уже тому, что рядом человек, с которым она может вернуться в лагерь. Она звала, молилась, не подозревая, что Господь у неё за спиной. В данном случае в лице этого брата она увидела Бога. Часто в своей жизни люди попадают в такое же положение. Например, испытывает кто-нибудь затруднения, оказался в безвыходном положении, не знает, что делать. Вдруг сзади к нему подходит какой-то человек, трогает его за плечо и говорит: «Не бойся, это я». В первый момент тот пугается. Потом видит, что этот человек — его друг и пришёл вытащить его из трудного положения, в котором он оказался. Таково проявление Божьей любви. Так что, в самых больших испытаниях, страданиях и трудностях Бог явится человеку в той или иной форме, чтобы его утешить и помочь ему.

 

Я говорю: мы пришли сюда изучать Божьи дела, увидеть, что Бог сотворил, а затем мы встретимся с Ним и немного поговорим. Если вы скажете постороннему человеку, что вы разговаривали с Богом, что он подумает о вас? Стоит ли рассказывать людям, которые вас не понимают, о том, что вы видели и с кем вы разговаривали? Если встречу художника, чьи картины я видел, я ему скажу: «Я очень рад, что видел твои картины, они мне очень нравятся». Стоит ли рассказывать о картинах этого художника человеку, который ничего не понимает в живописи? Человеку, который не любит прогулок и никогда не ходит по горам, стоит ли рассказывать, зачем я хожу на прогулки? Что бы я ему ни рассказывал, он всё равно меня не поймёт. Но если я скажу этому человеку, что в где-то горах зарыто много золота, он сразу же поймёт меня. Хотя ему совсем не нравятся прогулки и он никогда и не ходил по горам, он сразу же соберётся и отправится в путь. Стремление найти зарытое золото придаст ему сил пройти самый трудный путь. Как-то я упомянул при нескольких своих приятелях, что во многих местах на Риле есть золото. Они сразу же попросили: «Скажи, где это золото, потому что нам уже надоело жить в бедности». — Во многих местах на Риле, где не ступала нога человека, находится первичный жизненный элемент, который искали ещё древние алхимики. Достаточно человеку стать на то место, где находится этот элемент, чтобы мгновенно помолодеть. Если он стар, он помолодеет, если борода у него поседела и поредела, она сразу же станет чёрной и густой, если волосы на голове поседели, они мгновенно станут чёрными. И когда человек посмотрит на себя, он сам удивится, как он преобразился. Если кто-то проведёт определённое время в Рильской пу?стыни[iii] и вернётся к своим знакомым таким преображённым и помолодевшим, что они будут говорить? Поверят ли они тому, что он им расскажет? — Никто не поверит, все будут спрашивать его: «Ты кто такой? Мы тебя не знаем». Сколько бы он им ни говорил, что он — их старый знакомый, они ему не поверят.

Апостол Павел говорит: «Мы не умрём, но изменимся». Следовательно, все вы должны так измениться, чтобы никто вас не узнал. Когда-нибудь и вы ступите на такое место, и с этого момента для вас начнётся новая эпоха в этой жизни. Именно на такое место ступил когда-то Моисей, поэтому Бог ему сказал: «Сними обувь твою, ибо место, на которое ты ступил, — свято». И с этого момента Моисей стал сильным, мощным и был в состоянии вывести израильский народ из Египта. Однако Моисей долгое время колебался, браться ему за эту задачу или нет. Когда Бог начал говорить ему, он стал смиренным. У Моисея было много знаний, но он не решался принять на себя возложенную Богом работу и говорил: «Господи, эта задача трудна для меня, я не готов подвергаться таким испытаниям, я косноязычен. Возложи эту работу на кого-нибудь другого». Господь ему сказал: «Поскольку ты ступил на священную землю, Я на тебя возлагаю эту миссию». Как сказал Бог, так и стало. Косноязычие Моисея показывает, что он был боязливым человеком. До того, как он убил египтянина, он не был косноязычным. А после того, как он его убил, он стал косноязычным. Человек становится косноязычным, когда испугается. Моисей не имел права убивать, поскольку был членом Белого Братства, а любого члена Братства, совершившего убийство, очень строго наказывают. Чтобы искупить этот грех, Моисею пришлось целых сорок лет пасти овец в пустыне. И после этого он должен был жениться, чтобы убитый египтянин мог заново родиться от него. Как видите, каждый грех дорого искупается. Долгое время придётся пастись овцам, пока человек не искупит своих грехов. Вы говорите: «Моисей — это другое дело, а у нас нелёгкое положение». — И у Моисея положение было нелёгким. Такой знаменитый на весь Египет учёный, как он, должен был сорок лет оставаться пастухом, чтобы искупить свой грех. Большое терпение и смирение требовались для этого. Но так Моисей изучал Божьи пути. Однажды Бог ему явился в пустыне и сказал: «Я услышал страдания и вопли народа Моего, поэтому ты пойдёшь освободить их из египетского рабства».

 

Жизнь Моисея представляет собой историю человеческих испытаний. Каждый человек должен пройти через такие испытания, чтобы когда-нибудь, когда Бог явится ему, он знал, что делать. Когда Бог является человеку, Он посылает его на работу. И в тот день, когда Бог посылает человека на работу, человек должен быть готов. В первый момент он будет немного колебаться, но потом станет сильным, примет возложенную на него работу и выполнит её успешно. Бог явился Ионе и послал его в Ниневию проповедовать жителям города, чтобы они раскаялись. Если не раскаются, то все погибнут. Иона отказался от этой работы и отправился на корабле в Испанию. Когда он сел на корабль, на море поднялась буря. И бросили Иону в воду, где его поглотила большая рыба, в чреве которой он провёл три дня и три ночи. Когда он осознал свою ошибку, рыба выплюнула его на берег моря. Увидев себя на свободе, он обратился к Богу с мольбой: «Господи, прости меня! Что Ты мне ни прикажешь, я всё готов исполнить». Господь его спросил: «Теперь пойдёшь проповедовать?» — «Пойду, Господи, куда меня пошлёшь». Он пошёл в Ниневию проповедовать людям о том, что если они не раскаются, то через сорок дней погибнут. После этого он поднялся на высокое место посмотреть, исполнятся ли Божьи слова. Когда он увидел, что слова Господни не исполнились, он сказал: «Я знал, что так и будет. Бог подверг меня большому испытанию. Теперь все станут говорить обо мне: “Вот, какой лжец!”». Тогда Господь его спросил: «Как ты думаешь, неужели Мне не стоит пожалеть людей, которые, от царя до последнего нищего, все смирились и раскаялись?» После этого Бог преподал ему хороший урок. Иона построил себе шалаш, а за его скорбь Бог повелел тыкве прикрыть этот шалаш тенью. Но на утро червь подточил тыкву, и она засохла. Иона опять оказался на солнце, оно палило его, и он обратился к Богу со словами: «Господи, ты послал меня проповедовать и передать Твои слова жителям города Ниневии, но они не сбылись. Ты дал мне тыкву и отнял её у меня. Зачем нужно было забирать у меня эту тыкву?» И ему стало жалко тыквы. Бог его спросил: «Если тебе жалко тыквы, над которой ты не трудился, неужели Мне не смилостивиться и не пожалеть целый народ, который раскаялся?»

Я говорю: Божьи пути велики и неисповедимы. Если мы хотим познать Божьи пути, мы не должны быть боязливы, как Моисей или Иона.

Нужно ли нам после проповеди в Ниневии следить, исполнятся ли Божьи слова? Нужно ли нам, если Бог дал нам тыкву и она высохла, негодовать из-за неё пред Господом? Нужно ли нам, как Моисей, отказываться от работы, которую Бог на нас возлагает, потому что мы косноязычны? Бог спросил Моисея: «Кто создал красивую речь? При том ты знаешь причину своего косноязычия». Сегодня и вы, как Моисей, не хотите оставить своих овец и идти освобождать свой народ. Когда Бог явился Моисею, тому было восемьдесят лет, и он сказал себе: «Разве можно в этом возрасте браться за такую трудную задачу — освобождать свой народ? Лучше я буду пасти овец, как до сих пор пас. К тому же я косноязычен, не могу говорить красноречиво». Бог ему говорит: «Ты возьмись за эту работу, всё прочее образуется. Я позову твоего брата Аарона, чтобы он тебе помогал. Возьми свою палочку, то есть знание, оставь своих овец и отправляйся в путь». Овцы Моисея представляют собой Израильский народ. Бог сказал Моисею: «Сколько лет ты был пастухом, столько же лет будешь водить еврейский народ по пустыне, где будешь иметь дело с живыми овцами». И однажды Моисей обратился к Господу со словами: «Господи, овцы, которых Ты дал мне, еще немного, и побьют меня камнями». Я говорю: и вы, как Моисей, были пастухами, пасли овец в пустыне, но теперь вы будете пасти живых овец. Всё время, пока евреи ходили по пустыне, ангел Господень постоянно сопровождал их и говорил им, что нужно делать. Из своего пребывания в пустыне Моисей вынес новые знания и выдержал свой экзамен, вследствие чего покончил со своей кармой. Закончив свою работу, он передал еврейский народ в руки своему преемнику, чтобы тот продолжил путь в Ханаанскую землю.

 

Итак, новый путь, по которому мы сейчас идём, — это путь учения. Что ни случается в жизни человека, всё определено Богом. Всякая вещь — на своём месте. Первое, что требуется от тех, кто пришёл на Рилу, — это абсолютная чистота: чистота физическая, чистота сердечная, чистота умственная. Это значит, что любую мысль, любое желание, любой поступок нужно анализировать, чтобы видеть, какие из них — животные, какие — человеческие и какие — Божественные. После этого человек должен отделить одни от других, как отделяют металлы от примесей или от элементов, с которыми они в соединении. И после того, как он разделит свои желания и распределит их по местам, он должен взять из них только Божественные. Есть желания, которые не нужны человеку, — их он отставит в сторону. Есть желания, которые ему необходимы, — их он будет использовать как строительный материал при постройке Божественного здания.

Второе, что необходимо всем вам, это вставать рано и не поддаваться лени. Раз уж вы пришли сюда, пойте все вместе, работайте вместе, молитесь вместе. Не думайте, что, уединившись, вы переделаете много дел. Человек может быть в уединении и среди общества. Уединение — не внешний процесс. Представьте себе, что человек управляет кораблем среди бурного моря. От чего зависит его благополучное прибытие в определённое место? От его ума, от его умения управлять своим кораблём. Но он не всю свою жизнь проживёт на корабле. Корабль представляет собой место уединения. Следовательно, уединение для человека временно, оно не может продолжаться всю жизнь. Для человека уединение — это состояние испытания. Когда он пройдёт испытание, закончится и уединение. После этого он должен прийти к людям, работать вместе с ними и для них, сознавая, что все души суть одно и то же, поскольку все души вышли из Бога. Это привилегия для человека — быть в общении с какой-нибудь душой или с растением, с животным, с водой, с воздухом, с ветром, с камнями… Почему? — Потому что всё создано Богом.

 

Следовательно, кто рассуждает иначе, тот останется только со своим начальным образованием. Среднее и высшее образование начинаются с глубокого понимания жизни. Кто получил такое образование, тот видит повсюду в жизни полный ряд и порядок. Без такого взгляда на вещи, человеку всё кажется разбросанным, но и такое положение представляет собой предметное обучение. Камни вокруг нас разбросаны, они ждут, чтобы пришёл кто-нибудь и навёл среди них порядок. Они — материал для работы. Сейчас все горы на Балканском полуострове опускаются и через несколько тысяч лет они превратятся в долины, в поля. На месте сегодняшних полей появятся новые горы. Так что, сегодняшние горы превратятся в долины, в поля, а сегодняшние поля — в горы. Или, по-другому говоря, почва, которая была под водой, выйдет на поверхность, станет полем для обработки, а почва, которая была над водой, окажется под водой. Это подразумевает, что высокие места в нас, на которых ничто до сих пор не росло, опустятся, станут долинами и полями, на которых будут расти пшеница, кукуруза и разные плоды. Тогда жизнь людей станет лучше. В Писании сказано: «Горы понизятся», то есть неблагоприятные условия жизни станут благоприятными.

 

Сейчас, когда я веду эту беседу, приходит мне на ум следующий пример. У одного ревностного евангелиста[iv] был маленький ребёнок, который часто просил своего отца, чтобы тот привёл его в церковь посмотреть, как люди молятся. Отец отказывал ребёнку, считал, что тот ещё мал, чтобы его водить в церковь, но ребёнок всё настаивал. Наконец отец согласился, привёл ребёнка в церковь. А у их проповедника была привычка всё время, пока длилась молитва и проповедь, стоять на коленях. Так же делали и богомольцы. Отец сказал ребёнку: «И ты должен стоять на коленях». Ребёнок послушался отца и стал на колени. Постояв полчаса на коленях, ребёнок устал и спросил отца: «Папа, долго мы ещё будем стоять на коленях?» — «Подожди, проповедник ещё в пустыне. Он должен выйти оттуда, пройти весь Ветхий завет и под конец войти в Новый завет, а для этого требуется много времени». Проповедник обычно начинал с Книги Бытия и заканчивал Откровением. Ребёнок, простояв столько времени на коленях, сказал отцу: «Папа, я очень устал. Я подумаю, идти ли мне второй раз в церковь». И сейчас, когда я с вами беседую, вы говорите себе: «Очень уж это трудная работа, надо подумать, сможем ли мы её выполнить». Этому ребёнку нужно было стоять на коленях только пятнадцать минут, а потом сесть на стул и слушать, что говорит проповедник. Я говорю: всякая истина, которую можно применить в жизни, имеет форму, соответствующую состоянию ума, сердца и воли человека. Следовательно, каждый должен её применять в соответствии со своими возможностями и представлениями. Вы спрашиваете: «А если мы совершим какую-нибудь ошибку?» — Вы примени?те истину и, если совершите ошибку, тогда спрашивайте.

Представьте себе, что встречает вас какой-нибудь знакомый и просит, чтобы вы рассказали ему о Господе. С чего вы начнёте? Если вы идёте за город, вы всегда должны нести с собой сумку, полную яблок, груш, слив, персиков и других плодов. И когда вас кто-нибудь попросит, чтобы вы ему рассказали о Господе, вы достаньте из сумки яблоко и скажите: «Пожалуйста, попробуй! Как тебе на вкус?» — «Скажи мне что-нибудь о Господе!» — Достаньте грушу и скажите: «Пожалуйста, ешь! Как тебе на вкус?» Он берёт и грушу, но ему всё равно хочется, чтобы вы ему рассказали о Господе. Вы будете доставать из сумки плоды и давать ему, пока он не перестанет спрашивать. После этого вы с ним расстанетесь, сказав ему: «Когда встретимся в следующий раз, опять поговорим». Этот человек остаётся в недоумении. Встречает он своего друга и говорит ему: «Удивительное дело! Видел недавно одного своего знакомого — очень странный человек. Я попросил его, чтобы он мне сказал что-нибудь о Господе, а он достал из сумки красивое яблоко и дал мне. Съел я яблоко и опять повторяю вопрос. Он мне даёт спелую грушу. Съел я и грушу. И как только я спрашивал его о Господе, он мне давал какой-нибудь плод и ничего не отвечал. Наконец, когда я перестал его спрашивать, он закрыл сумку и сказал мне: “В следующий раз опять поговорим”. Что ты думаешь об этом человеке?» — «Он тебя в чём-то испытывал». — «Возможно».

 

Итак, сейчас и вам я даю такую задачу. Каждый должен носить с собой сумку, полную плодов, и когда вас попросят рассказать что-то о Господе, предложите один из плодов, которые у вас в сумке. Если вы не хотите носить с собой сумку с плодами, тогда можете носить сумочку с золотыми монетами и раздавать их всем, кто вас спросит о Господе. Однако такой способ проповедовать очень дорог. Так могут проповедовать только миллионеры. Для вас есть первый способ: проповедовать плодами. Вот почему у всех вас должна быть сумка, полная различных и самых вкусных плодов. Если вы будете носить с собой сумку с плодами, то и вам хватит, и вашим ближним хватит. Какой другой способ проповедовать может быть практичнее и реальнее? И тогда станут верными слова, что ягнёнок, волк, лев и змей будут пастись вместе и никому не будут причинять зла.

 

Пятая беседа Учителя

14 июля 1931 года

8 часов утра

 

 

Анхиал (болг. Анхиало) – современное название Поморие.

[ii] Еленчане — жители города Елен, маленького городка близ Велико-Тырново.

[iii] Рильская пустынь — Рильский монастырь и местность вокруг него в юго-западной части Рильского горного массива.

[iv] Евангелисты (евангельские христиане) — протестантская секта, близкая к баптистам. В 1944 объединились с баптистами.

 

 

День добра

Денят на доброто

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...