Перейти к содержанию

1944_09_24 Зов нового


Рассвет

Recommended Posts

ЗОВ НОВОГО

 

 

Перевод М. Папуша

по изданию 1944 г., София

 

24 сентября 1944г.,

воскресенье, 5ч. у,

Мърчаево.

 

Современный мир обеднел. Самый бедный мир, какой только существовал на Земле, - это нынешний. Это мир бесправия, а мир нуждается в Правде.

Правда - внешняя сторона жизни; чтобы исполнить Божью волю нужна Правда. Внутреннее содержание жизни выражается в формуле: "Всегда будь полон веры и Истины"(*). В этом - Божье благоволение.

_____(*) Полная формула по-болгарски звучит так: "Верен, истинен, чист и благ всякога бъди"._____

Существует два вида людей - красивые и уродливые. Человек сам становится красивым и сам становится уродливым. Выполняя самую малую заповедь или самое малое стремление, которое появляется в твоем уме, сердце или душе, ты чертишь красивые линии на своем лице. Человек становится красивым и здоровым, когда исполняет Божью волю. Если же он ее не исполняет, становится некрасивым. Следовательно, уродство есть признак неисполнения Божьей воли. Необходимо, чтобы человек был красив. Таким, какие вы сейчас, невозможно говорить о красоте.

Когда я смотрю на животных, вижу, насколько они отстали. Вы говорите, что животные добры. Нисколько не добры! Они - самые большие эгоисты. Насыпьте немного зерна курице и увидите, насколько она благородна. Дайте немного пищи животному и увидите, какой в нем живет эгоизм. Животное думает только о себе.

Я не хочу, чтобы вы спрашивали, почему это так. Это так, потому что вы сами так сделали. Ты видишь уродство, но Бог не заставляет тебя его видеть. Ты видишь то, что ты сам есть. То, что ты видишь - это ты. Добрый человек видит добрые дела, плохой видит плохие дела. Больной занимается своей болезнью, здоровый - своим здоровьем. Умный занимается своей разумностью, глупый - своей глупостью.

Единственная этика, с которой вы должны начать - это Правда. Вы должны быть справедливы! Чем отличается птичка-мать? - Своей справедливостью. Она исполняет Божью волю: целый день носится туда-сюда, ищет пищу для своих малышей и кладет им в рот. Когда она их выкормит, они вылетают из гнезда; тогда мать уже не ищет для них пищу, не кладет им в рот. Она говорит: "Дальше - не мое дело". Они уже могут летать и сами искать себе корм.

Поскольку вы еще дети, вы несправедливы. Взрослый человек справедлив. Если вы скажете ребенку, чтобы они пошел работать, он вас не послушается. Если ребенок не подчиняется, это ошибка матери. Когда маленький ребенок, как птенец, научится летать, он должен слушаться мать. Когда мать велит ему идти работать, он должен выполнить ее желание.

Все мы должны летать. Научитесь летать. Вы еще не научились этому искусству. Человек, который несправедлив, еще в гнезде. Человек, который не имеет веры и Истины, - еще в гнезде. Когда вы обретете эти добродетели - вылетите из гнезда.

Я оставляю в стороне вопрос, верите ли вы в Христа. Важен другой вопрос: в гнезде вы или вылетели. Если ты в гнезде - береги свое место, жди мать, чтобы она принесла тебе пищу. Когда наешься - отодвинься, уступи место другим. Поскольку у тебя несколько братьев и сестер, дай место и им. Это твой урок. Первые уроки дают отец и мать. Они нас учат, как поступать, чтобы приготовить свое будущее. Если мы будем выполнять их советы, будем жить хорошо.

Вопрос о справедливости обширен. Она имеет много применений в жизни. Если ты музыкант, как проявишь справедливость? Ты должен уметь петь и играть, должен безошибочно брать каждый тон.

Многие умеют петь и играть, но не справедливы. Когда я говорю о справедливости в музыке, я имею в виду нечто другое. Нужно правильно взять основной тон песни, от этого зависит отношение других тонов. Если основной тон do, нужно правильно его взять.

Когда берешь тон do, в уме должна находиться идея о сеянии семени. Когда посадишь семя в землю, посыпь на него немного земли, и тогда пой. Значит, основной тон do показывает, что ты посеял нечто. Не можешь петь, если не посеял. Как посеешь семя - возьмешь верный тон. Если поешь, не посеяв, - тон неправильный.

Второй основной тон, который нужно взять - re. Что означает этот тон? - Что семя должно прорасти. Если ты возьмешь основной тон re и ничего не прорастет, - значит ты не поешь как нужно. Ты посадил семя в сухую землю, не полил его, солнце его не прогрело. При таких условиях семя не может прорасти. Если семя прорастет, тон re взят верно.

Семя может прорасти, но должно найти себе путь. Поэтому сказано: "Я есмь путь, истина и жизнь". Путь проросшего растения - к солнцу. Этот путь мы называем путем жизни. Это тон mi. Ты не сможешь найти свой путь, если не возьмешь верно тон mi. После этого оформляется все дерево - тон fa.

Если возьмешь верно четыре тона, растение сформировалось. Остаются еще три тона, которые показывают внутреннее содержание растения. Мысль или чувство не могут расцвести, если ты не возьмешь верно тон sol, если в твоей душе нет Любви. Иметь Любовь значит одеться в лучшие одежды, в лучшие мысли и лучшие чувства. В Любви не существует никакого уродства. Если станешь красивым, губы твои уже не будут такими тонкими, руки не будут кривыми, спина - горбатой, глаза не будут вытаращены; все в тебе приобретет гармоничные линии.

Люди часто отчаиваются; они делают усилия, но обнаруживают, что дела их не идут хорошо. К какому бы скрипачу вы ни пошли, он прежде всего научит вас настраивать скрипку, находить отношение между четырьмя струнами. Есть определенные законы, по которым ее настраивают. На скрипке нижний основной тон - sol, после него идет re, потом la и последняя струна - mi. Настройте струны по восходящей линии четырех тонов и тогда играйте.

Настройка - внешняя сторона жизни, о которой вы должны подумать. Каков основной тон вашей мысли? Вы хотите любить, но не знаете, каков основной тон вашего чувства. Хотите поступать хорошо; каков основной тон вашего поступка? Отныне нужно заниматься основным тоном вещей.

Основной тон есть и в еде. Когда ешь, язык должен быть в порядке. А ты садишься есть и находишь недостатки, говоришь: "То нехорошо, это не хорошо". Так не едят. Когда садишься за стол, имей перед собой одну еду: утром одну еду, в обед одну и вечером одну, - три блюда на весь день. При этом в еде должно быть разнообразие: внешнее разнообразие, а внутреннее единство.

Язык должен быть справедлив. Какой язык справедлив? - Язык, который не мучается. Например, когда к тебе приходит должник, чтобы заплатить свой долг, он не мучается, потому что у него есть деньги. У кого нет денег, тот пожимает плечами, вертится туда-сюда - мучается. Так ведет себя ученик, когда не знает урока. Учитель его спрашивает, а он кривится, морщится. Тот, кто знает свой урок, свободен, самостоятелен, хорошо мыслит.

Я встречал много учеников, разговаривал с ними. Иной мне говорит: "Не знаю, как жить". Я веду его к груше и говорю: спроси грушу, как она жила и как живет, - она тебе ответит, даст тебе урок.

Что тебе скажет груша, если я приведу тебя к ней зимой? Она не сможет дать тебе никакого урока. Снаружи холодно, груша не дает уроков. Это профессор, который не расположен говорить зимой. Нужно подождать несколько недель или месяцев, пока она пожелает преподать тебе свой урок. Чья это ошибка? Я должен был привести тебя летом или осенью, когда на груше зреют плоды. Тогда ты можешь приходить к груше несколько дней подряд, и она тебе покажет, как нужно жить.

Идешь к груше, срываешь сладкий плод. Говорю: съешь этот плод! Нравится тебе? - "Хороший, сладкий плод". - Будь и ты таким. Вот первый урок. Будь сладким, как груша. Говорю: когда мы живем хорошо - это сладкий плод, сладкая жизнь; когда живем плохо - это горький плод, горькая жизнь.

Что такое горечь? Иногда и груша рождает горькие плоды. Она научилась этому от людей. Первоначально груша училась у ангелов, поэтому и плоды ее были сладкими. Все сладкие плоды на деревьях научены ангелами. Ты никогда не сможешь стать сладким, если не думаешь об ангелах.

Что вносит красота в человека? - Радость. Поистине, когда ты приближаешься к красоте жизни, - радуешься. Поэтому я говорю: люби красивых людей. Если ты заболеешь, ты не красив. Если разгневаешься - ты не красив. Если ты сердишься, раздражаешься из-за малейшей причины - ты не красив.

Дети сердятся, что в тарелке у них меньше еды, чем у старших братьев и сестер. Малый ребенок хочет, чтобы ему в тарелку положили столько же еды, как и большим. Если малый ребенок может съесть столько же еды, как его старший брат, он должен быть готов работать, как брат. Кто много работает, много ест; кто мало работает, мало ест. Тот, кто много ест, а мало работает, - грешит.

Однажды знаменитая певица Аделина Патти впервые приехала в Нью-Йорк. Ей нужно было получить 25 тысяч долларов на почте. Она пошла получать деньги, но у нее не было ни рекомендательных писем, ни знакомых. Чиновник ей сказал: "Извините, мы не можем выдать вам деньги, мы вас не знаем". Тогда она встала посреди салона и запела. Услышав ее голос, кассир сказал: "Это певица Аделина Патти. Сейчас же отдайте ей деньги".

И вы, как Аделина Патти, запойте первую песню Любви. Когда вы придете на почту и вам не будут выдавать деньги, - запойте песню Любви. Если получите свои деньги - хорошо пели; если не получите - придется искать какого-нибудь знакомого, чтобы он вас рекомендовал. Если нас рекомендуют внешние люди, мы не хорошо поем. Когда нас рекомендует наше пение, мы - хорошие певцы.

Новая эпоха требует, чтобы каждый сам себя рекомендовал. Чем? - Своим пением. Когда поется верно, все знают, когда неверно - тоже все знают. У человека есть чутье. Неверный тон вызывает раздражение. Это не музыкальное пение. Когда человек поет хорошо, он не позволяет другим петь неправильно. Если человек не поет хорошо, пусть молчит. Слушайте того, кто поет хорошо, учитесь у него. Тот, кто поет хорошо, - учитель, у него каждый может учиться.

В Болгарии много соловьев. Они хорошие певцы, дают хорошие уроки. Они разливаются в своих трелях с раннего утра. Если бы люди слушали ранние песни соловьев, их жизнь была бы лучше, чем сейчас. Плохо, что люди спят, когда соловьи поют, что они обращают на соловьев мало внимания.

Говорят, что соловьям делать нечего, вот они и поют. Нет, соловей поет, когда делает самую важную работу. В остальное время он не поет. Соловей поет в мае, когда высиживает птенцов. Следовательно, и человек должен петь, когда делает самую важную работу.

Я говорю о пении в широком смысле слова. Человек, мысль которого чиста, не делает ошибок. Человек, чувство которого чисто, не делает ошибок, Человек, поступок которого чист, не делает ошибок. Тогда он поет. Когда человек мыслит, он поет; когда чувствует, он поет; когда совершает поступки - поет. Добрая мысль, доброе чувство и добрый поступок сопровождаются пением. Когда вы недовольны собой, вы не поете. Когда едите лучшую еду и не довольны ею, причина или в вашем желудке, или где-то в вашем теле. Если едите хорошую пищу и довольны ею, вы здоровы. Здоровье приносит радость и веселье.

Приведу вам в пример рассказ о нескольких турчанках и болгарской хозяйке. Рассказ относится ко времени, когда болгары были под турецким игом. К болгарской хозяйке пришли турчанки. Чтобы показать свое гостеприимство, она их угостила сладким вином - хардалией**. Выпив, они развеселились и начали плясать, а вернувшись домой, рассказали баю, что болгарка угостила их напитком, который веселит человека. Тогда бай пришел к болгарину и сказал: "Дай и мне того, что веселит людей и заставляет их плясать, я тоже хочу попробовать".

Выпив, бай развеселился и стал говорить болгарину: "Мне хочется кричать!" - "Кричи!" - "Мне хочется плясать!" - "Пляши!" Так турецкий бай попробовал хардалии. - То, что заставляет нас хорошо говорить, хорошо плясать, петь и веселиться, - хорошее вино жизни. Это хорошее чувство и хорошие поступки.

Что вас занимает сегодня? Вы интересуетесь новостями. Современный мир проходит через такие испытания, о каких и не думал. Во всем мире война. Люди бьют друг друга за то, что неправильно учились. И вот мы видим искалеченных людей: у одного нога сломана, у другого - рука, у кого голова проломлена. Миллионы людей воюют, потому что не научились хорошо мыслить, хорошо петь, хорошо поступать. Кто в этом виноват? Те, кто отбросил Божий закон и поставил свой закон. Они создали нынешнюю войну. Сейчас повсюду проводится человеческие законы, везде царит личный эгоизм. Все думают, что мир создан только для них, для того, чтобы им было хорошо.

Мир - школа, в которой люди имеют право пользоваться пособиями, созданными для всех. Никто не имеет права присваивать вещи как свою собственность. Солнце не может быть собственностью, на него нельзя иметь купчую. Звезды не могут быть твоей собственностью, на них нельзя иметь купчую. Реки, которые текут, не могут быть твоей собственностью. Моря не могут быть твоей собственностью. Это все общее, это должно принадлежать всем.

В каком положении окажется мореплаватель, если океан разыграется? Океан не может не играть, иначе он перестанет существовать. Океан живет, играя и волнуясь. Если ты находишься на пароходе и смотришь на волны, ты скажешь: "Океан бурлит, большие волны поднимаются". Океан играет как турецкий бей, развеселившийся от сладкого вина. Когда ветер утихнет и появится солнце, океан успокаивается. Если ты пляшешь не вовремя, как турецкий бей, тебя назовут сумасшедшим.

Какой человек сумасшедший? - Тот, который не может найти свой путь. Один болгарин заблудился в лесу и, блуждая в колючем кустарнике, порвал свою одежду. Если бы он не заблудился, не порвал бы одежду. Следовательно, когда люди жалуются на жизнь и находят ее плохой, причиной тому - колючий кустарник. Люди попадают в кусты, которые рвут их одежду.

Несколько лет назад в селе под Варной появились два нищих из села Бительское. Один был слепой, а другой, который с ним шел, играл на волынке. Они пришли к богатому селянину просить милостыню. Он спросил их: "Почему не работаете? Идите-ка на поле копать!" - рассердился, взял палку и погнал их вон. Слепой бросился бежать, а за ним и волынщик. Крестьянин засмеялся и пошел в корчму рассказать односельчанам, как он впервые в жизни открыл глаза слепому: палкой заставил человека видеть.

Что такое палка? - страдание, которое в руках вспыльчивого болгарина заставляет слепого прозреть. Иной залепит глаза воском, чтобы казаться слепым, но когда приходит страдание, воск спадает с его глаз и он прозревает.

Некто говорит, что не может сделать того или иного. - Если мы пришли на Землю, - все можем сделать. Под "всем" я понимаю то, для чего мы созданы. Если скрипач упражняется, он может сыграть самые трудные, самые красивые пьесы.

Каждый стремится стать красивым, добрым, умным человеком. От чего зависит красота? От надежды. Она имеет отношение к физическому миру. Она занимается малыми величинами. Человек не может быть красивым, иметь красивое лицо, красивые руки и ноги, если он не в состоянии сделать малое добро.

Говорят о ком-то, что он оптимист. Хорошо быть оптимистом. У оптимиста сильно развита надежда. Если ты не оптимист, твоя надежда слаба. Если хочешь усилить свою надежду, нужно делать такие мелкие добрые дела, на которые никто не обращает внимания.

В одной из нью-йоркских газет было помещено объявление, что богатый банкир ищет молодого честного человека на должность кассира. По объявлению пришло много юношей, все с рекомендательными письмами. Директор банка прочел письма и каждому отвечал, что будет иметь его в виду. В конце приема пришел опрятно одетый молодой человек без всяких рекомендаций. Он учтиво поклонился и сказал: "Я прочел в газете, что вам нужен кассир. Я не имею никаких рекомендаций, но сейчас я свободен и могу работать." Входя, он увидел на полу упавшую бумажку. Он сразу же наклонился, поднял бумажку и положил на стол. Директор посмотрел на него и любезно сказал ему: "Вы имеете лучшую рекомендацию в себе самом, вы будете кассиром нашего банка".

Спрашиваю: какого большего блага ожидаете, чем служить Богу с любовью? Нужно не бояться Бога, а служить Ему. Что почувствуешь, если тебе дадут билет на концерт великого музыканта или певца? Испытаешь большую радость. Служа Богу, ты научишься лучшим вещам, какие только существуют в мире.

К Богу нельзя идти, не мысля хорошо, не чувствуя хорошо и не поступая хорошо. Единственное, чем человек может приблизиться к Богу, это красивая мысль, красивое чувство и красивые поступок. Иначе говоря, если ты не мыслишь с Любовью, если не чувствуешь с Любовью и не поступаешь с Любовью, - не можешь прийти к Богу. Любовь - язык Бога. Каждый язык имеет свою азбуку, свою грамматику. свои буквари, свою литературу, свою музыку и поэзию.

Часто меня спрашивают, когда кончится война. Что в ней плохого? С точки зрения Божественного мира война - это музыкальный хор, в котором люди не умеют петь и поэтому сражаются. Каждый поет, как придется, и все говорят: "Так не поют". Певцы этого хора еще не умеют петь. Когда придет дирижер хора, он велит певцам остановиться и даст им первый урок, чтобы они поняли, как нужно петь.

Думаете, он не может заставить певцов замолчать? Что будет, если земля запляшет, люди начнут подпрыгивать на четыре-пять метров в высоту? Будут ли они воевать? Что будут делать воюющие, если их начнет подбрасывать в воздух? - Перестанут воевать. Но пусть не дойдет до этого. Господь располагает всеми средствами остановить войну.

Есть ли человек в мире, который бы не голосовал за войну? Есть ли мужчина, который бы не голосовал за войну? Есть ли женщина, которая бы не голосовала за войну? Есть ли ребенок, который бы не голосовал за войну? Есть ли животное, которое бы не голосовало за войну? Есть ли растение, которое бы не голосовало за войну? Все живое голосовало за войну.

Хорошее дело - война, но когда люди сражаются друг с другом, это не война. Говорят, что и добро воюет. Это так, есть война добра, но за что оно воюет? Чтобы освободить узников, дать свободу тем, кто связан тысячелетиями. Все, что создает беспорядок в мире, происходит от узников. Освободим всех тех, кто ждет тысячи лет, чтобы кто-нибудь пришел сказать им сладкое слово.

Вы говорите: "Будем проповедовать людям!" - Как ты будешь проповедовать Христа по-новому? Как проповедовать больному? Не говори ему, что Господь его исцелит, но скажи, что ты послан Господом, чтобы ему помочь. Восприми Божью Любовь и в ее имя скажи больному: "Братец, вставай, приходи ко мне домой в гости". Приведи его к себе домой, угости, а потом оба идите на поле работать. Это - проповедь. Если же ты скажешь больному, что будешь за него молиться, от этого он не выздоровеет. Одними словами не лечат. Если что-то скажешь, сразу нужно это сделать.

Некоторые пытаются лечить одними словами, но приходят к тому же результату, который переживал человек, болевший 38 лет. В течение всех этих лет он ходил к купальне, но некому было спустить его в воду. Нужно было, чтобы пришел Христос и сказал ему: "Встань, возьми свою постель и иди!" Больной сразу же встал и пошел работать. Он эвакуировался(*) с постелью. Человеку постоянно нужно нести какой-нибудь груз - без груза не может.

_____(*) /Прим. перев./ Намек на обстановку, в которой происходит беседа: Учитель и многие ученики эвакуировались из подвергшейся бомбардировке Софии в пригородное село Мърчаево. _____

Говорю: рекомендация певца - в его голосовых связках. Рекомендация скрипача - в его скрипке. Рекомендация пианиста - в его фортепиано. Рекомендация оратора в его языке. Язык доброго человека красив; добрый человек умеет говорить.

Устройство мира зависит от людей. Как люди говорят, мыслят, чувствуют и поступают, так и мир строится. Какова жизнь людей, таковы и растения. Посадите дерево и начните заботиться о нем, поливать его с любовью, посылать ему добрые мысли и чувства, и увидите, какое хорошее дерево вырастет. Но если жизнь ваша не гармонична, если ваши мысли и чувства не гармоничны и если поступки ваши не гармоничны, дерево, за которым вы ухаживаете, будет уродливым. Так и в болгарской пословице говорится: волк не нападает на стадо доброго пастуха. Один болгарский пастух говорил, что тридцать лет пас овец, и ни один волк не напал на его стадо. Этот пастух был хорошим человеком. Если пастух плох, то и волки, и медведи нападают на его овец.

Многие жалуются на искушения. Искушения - не что иное, как волк, нападающий на стадо. Причина в вас самих. Если вы болеете- вы сами тому причиной; если нищи - вы сами тому причиной; если вы невежественны и глупы - вы сами тому причиной. Вы скажете, что причина в матери и отце. И они - причина чего-то, но их вина второстепенна.

Бог создал человека по Своему образу и подобию и показал ему, как нужно жить. Впоследствии человек сам отклонился от закона Любви и создал непонятую жизнь. Большинство людей стремится применить закон Любви. Те, кто его не применяет, испытывают последствия своего непослушания. Их сейчас наказывают, им дают первые уроки.

Перед войной, до бомбардировок люди не верили в закон самоотречения и не хотели его применять. Но когда начались бомбардировки, люди оставили свое богатство, свое имущество и разбежались, куда глаза глядят. Раньше они не были готовы применить Христово учение, но бомбардировки их заставили. Хотя это произошло через насилие, через насилие все исполнили Божью волю, а где насилие, там нет гармонии.

Нынешним людям нужно правильное обхождение. Я нахожу, что люди не умеют обращаться друг с другом. Если кто-то встречает на улице ребенка, он не готов уступить ему дорогу, дать пройти. Разумный человек готов уступить всем. Он не придерживается прямой линии, когда идет, а отклоняется, всем уступая дорогу, - малым и старым. Не жди, чтобы люди уступили тебе дорогу. Все страдают от того, что люди их не уважают, не дают им дорогу. Будь готов сам уступить всем. Уступи другим, а для себя выбери новую дорогу. Если все идут одним и тем же путем, неизбежно столкнутся. Умный и добрый человек идет новым путем, по которому никто не проходил.

Ты говоришь, что люди невоспитанны, не умеют разговаривать. Кто тебя заставляет их слушать? Если не хочешь слушать и смотреть, что делают люди, стань невидимым, тогда никто не будет тебя беспокоить. И после всех недоразумений и споров иной скажет, что следует закону Любви! Бог есть Любовь. Можешь ли ты следовать закону Любви, если Бог не с тобой? Можешь ли ходить по пути солнца, если оно не взошло? Можешь ли ходить по Земле, если она не организована? Ты говоришь, что нужна дорога, чтобы ходить по ней. Какие дороги есть у птицы? Какие дороги есть у света? Свет проходит 150 миллионов километров от Солнца и сам себе прокладывает дорогу.

Ныне говорю вам: если примете Любовь, войдете в Божественный мир. Если вы - с Любовью, то если даже войдете в неорганизованный мир, - он сразу преобразится. Мир, в котором мы живем, темен, потому что Бог еще не сошел на Землю. Его солнце еще не взошло для нас. Христос пришел на Землю, но люди Его схватили и распяли. Он, в сравнении с Богом, был звездой, а не Солнцем. Когда Господь придет на Землю, сможет ли Его кто-нибудь схватить? Он - Солнце жизни, которое восходит. Какое растение противится солнцу? Когда солнце восходит, все живое прорастает, растет, цветет и дает плод. Все, скрытое в земле, выходит наружу. Когда солнце заходит, все прячется. Будьте готовы: Солнце жизни восходит! Каждый должен его использовать.

Вы все хотите знать, что сказал Учитель, часто цитируете, что я сказал. Я хочу, чтобы все вы пели хорошо, чтобы запели основную песнь жизни. Хочу, чтобы все проявили мягкость. Каков основной тон мягкости? - Соль. Я говорил только о четырех основных тонах. Болгарин точнее всего берет тон фа. Поет ли, плачет ли, - он берет тон фа. Думает ли о своем поле, о своем доме, об одежде, - он все берет тон фа.

Новая эпоха идет в мир! Не нужно ждать второго пришествия, чтобы начать свою работу. Суд мира происходит сейчас. Что может быть больше этого суда, какое еще нужно второе пришествие? Война в воздухе, война на суше - везде война. Изобрели даже удушающие газы. Не хватает только одного: чтобы земля загорелась и все сгорело. Не ждите второго пришествия, чтобы все сгорело. Что тогда станет с людьми? Руда будет брошена в огонь, пепел выброшен вон, а золото растопится и будет использовано.

Не раздражайте Господа, как в Ветхом завете. Если Божий гнев проявится, все скроются в убежищах, разбегутся по горам и лесам, а когда прекратятся бомбардировки, выйдут из своих убежищ. Когда Бог придет в мир, Он все превратит в добро. Я вижу, что Господь начал уже говорить с людьми. Если бы Бог не был на Земле, головы наших партизан, спустившихся с гор, не уцелели бы. Он с ними, Он со всеми.

Новое учение наведет порядок в мире. Вы все - партизаны. Вы спуститесь с гор, выйдете из леса, но не будете рубить людям головы. Вы скажете: "Прощается вам". Вы не будете искать своих врагов, не будете их преследовать, а простите их. Прежде всего прощайте людям ошибки, которые они делают. Не ведите счет чужим ошибкам.

Есть закон: будь всегда полон веры и Истины. В этом смысл жизни. Будь всегда справедлив; это внешняя сторона жизни. Освятим Божье имя Правдой и Справедливостью! Призовем Бога, чтобы Он навел порядок в мире. Ныне Правда может устроить мир, чтобы люди зажили хорошо. Ничего нельзя достичь без веры и Истины. Каждый человек, который не свободен, не познал Истину. Каждый человек, который не исполнен веры, лишен прямой и правильной мысли.

Все люди хотят быть любимыми. Грушу любят за ее плоды. Повара любят за вкусную еду. Поэта любят за хорошие стихи. Певца любят за хорошее пение, здорового человека - за силу, которую он несет. За что вас должны любить люди?

При нынешних условиях, если вас любят - плохо, если не любят - тоже плохо. Что должно быть? Вы говорите, что кто-то преувеличивает свою любовь. В Любви нет преувеличения. Она этого не позволяет. Когда придете на источник за водой, наполните ведро и отойдите, не стойте с полным ведром у источника.

Сейчас ждут второго пришествия, прихода Христа с ангелами. Христос уже пришел. Во всей Европе и по всему миру ангелы косят. В Писании спрашивается: "Когда Сын Человеческий придет на землю, найдет ли достаточную веру?" Вот что важно! Найдет ли Христос сердца, открытые, чтобы признать Любовь?

Говорят о войне, о количестве убитых и раненых, о победе. Это внешний приход Христа. Это гнев Божий, который изливается, чтобы восстановилась Божья Правда. Если Любовь не придет, как прекратится нынешняя война? Как люди узнают друг друга? Как осознают, что то, что они делают, преступление? Когда народы воюют, нет закона, который бы их судил. Нет суда, который осудил бы кого-нибудь за то, что убили тысячи и миллионы людей. Сколько миллионов человек убито в России! Сколько миллионов людей убито в Англии, в Германии, в Америке!

Хотят, чтобы Господь исправил мир. Если Господь исправит мир, а мы не исправлены, что будет достигнуто? Если придет сейчас Христос, какими Он нас найдет? Если придет сейчас Христос, как люди Его понимают, будет срубание голов, убийства, споры. Но если придет Христос Любви, Он скажет: "Не судите, да не судимы будете. Любите врагов ваших". Готовы ли вы к этому?

Нужно дать место Богу проявиться через нас. Если хозяйка умеет развести огонь, приготовить еду, почему не умеет любить? Вот идет человек, подходит к плодовым деревьям, ходит вокруг них, срывает грушу. Если бы шел с любовью, он поглядел бы на дерево, поблагодарил Бога, что научил его давать хорошие плоды, и прошел, не сорвав груши. Или спросил бы: "Господи, можешь ли Ты дать мне одну из этих хороших груш, чтобы я научился жить, как она?" Если получит позволение, сорвет грушу и поблагодарит. Зачем наполнять карманы грушами?

Когда я встречаю человека, я смотрю ему в глаза, хочу увидеть, какой у него взгляд, какой свет исходит от его глаз, какие плоды он в себе несет. Если он добр, он возьмет мое страдание, посветит мне, облегчит мое положение. Так мы можем помогать друг другу. Тебе помогут, и ты помогай. Пока ты болен, есть смысл тебе помогать; как выздоровеешь, и ты должен помогать.

Когда поешь, не спрашивают, богат ты или беден, слушают, как поешь. Три вещи требуются от нас: мыслить хорошо, чувствовать хорошо и поступать хорошо. Нужны люди, которые имеют красивые мысли, красивые чувства и красивые поступки. Это люди без недостатков. Я смотрю на нынешних людей и вижу: у одного нос не на месте, у другого глаза не на месте, брови не на месте. Трудно встретить красивого человека. Вы надеетесь на будущее поколение. Будущее поколение происходит от нынешнего. Вы станете певцами, если хорошо поете.

Говорят, что мир плох. Нет, это мир, который создают люди, имеет свои недуги. Божий мир хорош. Он проявляется через хлеб, который мы едим, через воду, которую мы пьем, через воздух, которым дышим, через свет, который принимаем. Поблагодарим Бога за этот мир! Поблагодарим Бога за свет, который проникает в наш ум. Поблагодарим Бога за чувства, которые проникают в наше сердце. Поблагодарим Бога за каждый поступок. Пусть наша жизнь будет полна благодарности за великую Любовь, которая каждый день изливается на нас.

Когда учитесь Любви, всегда занимайте последнее место. Ошибка людей заключается в том, что они стремятся занять первое место. Невозможно понять Любовь, если не занимаешь последнее место.

Две вещи важны: Великое большое и Великое малое. Бог и в том, и в другом. Великое большое спускается вниз и уменьшается. Оно не может остаться большим. Великое малое стремится вверх, оно восходит. Великое малое стремится к Великому большому, и Великое большое стремится к Великому малому. Мы живем в Великом малом, но стремимся к Богу, а Бог стремится к нам, чтобы нас возвысить.

Как должно проявляться Великое малое? Как малые вы стремитесь наверх, к Богу, хотите стать большими, управлять миром. Это задачи Бога. Сам человек не может исполнить все задачи жизни. Если он, например, учитель и хочет что-то сделать, в помощь ему придут все учителя и вместе исполнят задачу. Предположим, министр издает некий приказ, касающийся учителей. Все учителя, как разумные существа, примут приказ и найдут способ, как его исполнить. Так и Бог посылает Свою мысль к нам, а мы, все вместе, должны знать, как ее воспринять и передать.

Если все только цитируют приказ министра, этого недостаточно. Все вместе должны принять, исполнить и передать приказ правильно. Дается, например, песня. Недостаточно ее переписать, нужно ее спеть. Вот правильное исполнение приказа министра. Песня переписывается и поется. Каждый учитель поет песню, то есть исполняет данный приказ. Что касается Любви, говорю: кто любит, споет песню и покажет людям, что такое Любовь.

В человеческой любви есть некое лицемерие, некая жадность. Лицемерие и жадность - две крайности. От чего это зависит? - От неправильного восприятия и неправильной передачи песни Любви. Молодая девушка закрывает глаза, хочет показать, что ни о ком не думает, ни на кого не смотрит. На самом деле это не так, она смотрит на многих юношей, но хочет показать, что смотрит только на одного. Есть закон: нужно иметь в уме только одну мысль. Девушка должна сказать: один юноша у меня на сердце, самый красивый, это мой избранник. Вот идеал разумной девушки. Если она скажет, что и уродливого можно любить, у нее нет идеала.

Каковы условия проявление Любви? - Хорошая мысль, хорошее чувство и хороший поступок. Без хорошей мысли Любовь не может проявиться, без хорошего чувства Любовь не может проявиться, без хорошего поступка Любовь не может проявиться. Если тело не здорово, Любовь не может проявиться. Если рука не нежна, то есть не имеет качества мягкости, Любовь не может проявиться, Если ноги - не выразители Добродетели, Любовь не может проявиться. Любовь не терпит боли в ногах, в руках, в теле. Если служишь Богу, от тебя должна исходить песнь: ноги должны петь, руки должны петь, сердце должно петь, ум должен петь, - во всем должна слышаться музыка. От края до края мира пусть слышится только песнь исполнения Божьей Любви. Если ты говоришь, что у тебя болит голова - ты в неорганизованном мире.

Новое идет в мир!

Новое - в голосах, новое - в песнях.

Новое, идущее в мир, - в мысли.

Новое, идущее в мир, - в сердце.

Новое, идущее в мир, - в душе.

Новое, идущее в мир, - в духе.

Каждый должен слушать свой ум, каждый должен слушать свое сердце, каждый должен слушать свою душу, каждый должен слушать свой дух. Это - язык Бога. Это зов, который обращен сейчас ко всем людям в мире.

 

 

Воскресенье 24 сентября 1944 года, 5 часов утра.

 

Мърчаево

* Полная формула по-болгарски звучит так: "Верен, истинен, чист и благ всякога бъди".

* Вино, приготовленное с горчицей, чтобы оставаться сладким.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 years later...

 

ЗОВ НОВОГО

 

Перевод А. Левицкой по изд. 1999 г. (“Жануа 98”)

 

X Соборная  Беседа,

От 24 сентября 1944 года,

с. Мърчаево, в доме брата Темелко,

5 часов утра.

 

Молитвы по наряду.

 

Современный мир обеднел. Самый бедный из когда-либо существовавших на земле миров — это сегодняшний мир. Мир нуждается в правде. Наш мир — мир бесправия. Сейчас нам нужна правда. Она является внешней стороной жизни и необходима, чтобы мы исполнили Волю Божию. Внутреннее содержание может быть выражено стихом: "Всегда будь верен и истинен. В этом Бог благоволит".

В жизни есть две стороны: одни люди красивы, другие — некрасивы. Мы сами становимся красивыми и сами становимся некрасивыми. Всегда, исполняя самую малую заповедь, данную нам, мы реализуем самый слабый импульс, появившийся в нашем уме, сердце или душе, прорисовываем эти линии  красоты. Человек становится красивее, здоровее, когда он исполняет Божью волю. Когда он не исполняет Божью волю, даже в самой малой степени, он постепенно теряет красоту. Следовательно, уродство это признак неисполнения Божьей воли в течение всей жизни. Нам нужно стать красивыми. При том, какие мы сегодня, нельзя говорить о красоте. Я смотрю на животных и вижу, насколько они отстали. Вы говорите, что животные очень добры. Нисколько они не добры. Самые большие в мире эгоисты — это животные. Насыпьте курам немного пшеницы, и вы увидите, как они благородны. Дайте пищу животным, и вы увидите, что в них живет личный эгоизм. Любое животное думает только о себе. Я не хочу, чтобы вы спрашивали, почему это так. Почему это так? — Потому что мы это так сделали. В мире ты видишь уродство, но ведь не Бог же заставляет тебя видеть его. Бог заставляет тебя видеть себя таким, каков ты есть. Что вы видите, то вы и есть. Хороший человек видит хорошее, плохой — плохое. Больной занимается своей болезнью, здоровый — своим здоровьем. Умный занимается своим умом, глупый — своей глупостью.

И я говорю: единственная в мире этика, с которой нужно начинать — это этика правды.  Начинайте с правды. Вы должны быть справедливыми! Чем, к примеру, отличается птица-мать? — Своей справедливостью, тем, что исполняет Божью Волю. Целый день летает она в поисках еды, приносит ее птенцам и вкладывает им в клювики. Но, когда она уже вырастила их и птенцы начали сами летать, она больше не вкладывает им в клювы еду, она говорит: «Не мое это дело». Она ни крошки не кладет в клюв птенцу, который уже умеет летать. Сейчас вы еще дети, и вы несправедливы, потому что взрослый человек справедлив. Если вы прикажете ребенку идти на работу, он не пойдет — не будет подчиняться. И это ошибка матери. Когда же малыш научается летать, он должен летать. И тогда, если мать скажет ему идти работать, пусть летит.  Все мы должны летать. Так что, учитесь летать. Мы пока летать не умеем. Человек, который несправедлив, еще в гнезде. Человек, который не верен и не истинен, еще в гнезде. Приобретя эти добродетели, он вылетит из гнезда.

Я оставляю в стороне вопрос, верите ли вы в Христа, верите ли вы в Бога.  Я поставлю вопрос, в гнезде вы или нет. — Если в гнезде, сиди на месте и жди мать. Когда она даст тебе поесть, и ты насытишься, уступи место другим. В гнезде действует справедливость. И поскольку у тебя несколько братишек и сестренок, дай место им тоже. — Учи урок. Первые уроки дают отец и мать: с чего нужно будет начинать. Если начнешь, как они, будешь жить. Эта тема обширна.

У справедливости много, очень много приложений. Если человек музыкант, в чем заключается музыкальная справедливость? — Он должен спеть любой тон, взять его верно, без ошибок. Многие умеют петь, но, рассуждая о музыке, я под умением петь понимаю другое. Нужно взять основной тон песни, например «до». Что означает «до»? — Ты должен взять его верно, от него будут зависеть отношения других тонов. В моем уме всегда, когда я пою "до", возникает идея, что нужно посеять семя. Спеть «до» — значит посеять в землю семя, придавить землю двумя пальцами: один на другой, и тогда петь. Если ты спел "до", это «до» показывает, что ты сделал то, что нужно: посеял. Ты не можешь петь, если не посеял. Если посеешь, сможешь взять тон верно. Если поешь, не посеяв, тон будет фальшивым. Второй тон, который нужно взять, — "ре". Что он означает? — Что семя должно прорасти, пока ты поешь. Если поешь второй тон, "ре", и ничего не проросло, ты ошибся, ты его не полил. Ты посадил семя в сухую землю, не полил его, солнце его не согрело, оно не может расти. Если семя начинает расти, "ре" взято верно. Оно проросло, но ему еще нужно путь найти. Христос говорит: "Я — Путь, Истина и Жизнь". Если растение прорастает, оно должно найти свой путь. Путь растения  всегда к солнцу. Путь жизни — это "ми". Ты не можешь найти свой путь, если не можешь взять верно тон "ми". И после этого формируется все дерево — это тон "фа". Теперь у тебя полностью развитое дерево. Эти четыре тона нужно взять верно, чтобы верно сформировалось все растение. Остаются еще три тона, которые указывают на внутреннее содержание растения. В тебе никогда не может расцвести мысль, не может расцвести чувство, если ты не можешь взять верно тон «соль». Музыка — это закон. Ты не можешь взять верно тон «соль», если в душе твоей нет любви. Оденься в самую красивую одежду, в самые красивые мысли, в самые красивые чувства. Чтобы не было ничего безобразного! Чтобы не было тонких cжатых губ, чтобы не было рук, стиснутых в кулаки, чтобы ты не горбился, не жмурился, чтобы глаза у тебя были открыты не так, как у филина.

Сегодня вы делаете в жизни усилия, и порой находите, что дела у вас не идут. Любой скрипач, кого ни возьми, сначала, когда вы только приходите к нему, научит вас настраивать скрипку. Между ее четырьмя струнами есть соотношение, ее настраивают  по известным законам. Первым идет основной тон: — "соль". За ним "ре", потом "ля" и "ми". Настройте их, и тогда, в соответствии с определенными правилами, играйте. Это внешняя сторона. Вы хотите мыслить. Каков основной тон вашей мысли? Или хотите любить. Каков основной тон вашего чувства? Или хотите поступать хорошо. Каков основной тон вашего поступка? В дальнейшем вам нужно будет все это изучить.

Основной тон есть и в еде. Первое: когда ешь, язык твой не должен быть изранен, он должен быть здоров. На языке не должно быть трещинок, он не должен страдать от ревматизма. Ты садишься есть и говоришь: "То не хорошо, это не хорошо". Ты ешь какую-то еду и говоришь: «Это не еда». Когда садишься за еду, перед тобой должно быть только одно блюдо: утром одно, в обед одно и вечером одно — три еды в день. Не ешь на обед то, что ел утром или будешь есть вечером — в еде должно быть разнообразие. И в каждой еде должно быть единство. Язык должен быть справедлив. Какой язык справедлив? — Который не мучается. Когда к тебе приходит должник, если у него есть, чем платить, он не мучается. Тот, кому нечем платить, будет пожимать плечами, ходить из угла в угол. Иной раз я обращал внимание: когда учитель вызывает какого-то ученика, тот, если не знает урок, начинает морщиться. Тот, который знает, самостоятелен, мыслит ясно.

Я встречал много учеников, говоривших: "Не знаю, как жить". Когда мне кто-то говорит, что не знает, как жить, я подвожу его к груше и говорю: спроси эту грушу, как она жила, и груша даст тебе урок. Теперь, представьте себе, что я подвожу вас к груше зимой. Такой урок очень трудно будет выучить: холодно, да и груша при такой погоде не дает  уроки. Зимой этот профессор крайне неприветлив. Нужно подождать день, два, три, или месяц, два, три, пока ему не придет на ум дать вам урок. А с вами что будет? Понимая закон, я приведу тебя к груше, когда плоды вот-вот созреют. День-два мы будем приходить к груше, и она покажет тебе, как жить. Подходишь к груше, и падает хороший зрелый плод. Говорю: «Съешь его. Какой он, этот плод?» — «Очень вкусный, сладкий». — «И ты таким будь». — Это первый урок: будь сладким, как груша. Я говорю: когда мы живем хорошо, это сладкая жизнь; когда мы живем плохо, это горькая жизнь. Что такое горечь? Иной раз груша рождает горькие плоды. Этому она научилась у людей. Поскольку груши, вообще-то,  учились у ангелов, плоды у них сладкие. Все, кто дает сладкие плоды, учились такой жизни у ангелов. Ты никогда не сможешь быть сладким, если не можешь думать об ангелах.

Если тебя привлекает красота жизни, нужно радоваться. Кто-то сказал: «Люби красивых людей. Это Божье благо». Красота в этом смысле несет здоровье. Если болеешь, ты некрасив, если гневаешься — некрасив. Пусть, даже, не гневаешься, а просто раздражаешься по малейшему поводу, — ты некрасив. Дети часто сердятся, что в миске у них еды меньше, чем у старших братьев. Маленький ребенок хочет, чтобы ему положили еды столько, сколько брату. Тогда, если ребенку наполнить миску, как старшему, он должен съесть все это, как старший, а потом быть готовым идти и работать, как старший. Тот, кто много работает, ест много; кто мало работает, ест мало. Если тот, кто мало работает, много ест, он грешит.

Я уже приводил пример, про то, как знаменитая певица, Аделина Пати, приехала в Нью-Йорк и хотела получить на почте 25 тысяч долларов. Она пришла получать деньги, а гарантийного письма нет, и удостоверения личности тоже нет. Ей говорят: "Мы не можем выдать вам деньги, Вас никто не знает".  Тогда она выпрямилась и стала петь. Кассир сказал: "Да, это Аделина Пати. Выдайте ей деньги". Начните с первой песни — песни Любви. Если вы приходите на почту и вам не хотят давать деньги, спойте песню Любви. Если вам дают деньги, значит, вы спели хорошо, если не дают, поищите кого-нибудь, кто вас порекомендовал бы. Пока нас рекомендуют другие люди, мы плохо поем. Если нас рекомендует наше пение, мы спели хорошо. Сегодня, в новой эпохе, каждый сам себя будет рекомендовать. Чем? — Своим пением.

Ты многое узнаешь, когда поешь правильно, когда поешь неправильно, теряется чутье. В музыке, когда чувствуешь, что тон неверен, это раздражает, это непонимание музыки. Если человек умеет петь хорошо, он никогда не позволит другим петь плохо. Допустим, что десять человек, и вы вместе с ними, куда-то идут. Если вы не умеете петь хорошо, и при этом умны, вы будете молчать. Подставьте ухо тому, кто хорошо поет, — вам нужно учиться. Тот, кто хорошо поет, тот учитель, учитесь у него, кем бы он ни был. В Болгарии достаточно соловьев, это самые лучшие певцы, они могут дать самые лучшие уроки. Поют они утром, у них замечательные трели. Если бы люди слушали по утрам соловьев, когда соловьи поют, жизнь у них была бы лучше. А болгары спят, когда поют соловьи, очень мало внимания обращают они на соловьев, говорят: "Делать им нечего, вот и поют". Соловей поет, только тогда, когда выполняет самое важное дело, в другое время он не поет. Имея самую лучшую работу, он поет. Соловьи, когда они поют в мае, выполняют самую лучшую свою работу. Следовательно, когда человек выполняет свою самую лучшую свою работу, он должен петь. "Пение" я понимаю в очень широком смысле: человек, у  которого мысль чиста, не делает ошибок. Безошибочна мысль, у того, у кого чисто и безошибочно чувство. У кого поступки безошибочны, тот поет. Человек, который мыслит, поет. Человек, который хорошо чувствует, поет. Человек, который хорошо поступает, поет. Если вы недовольны собой, значит, вы не поете. Если вам дали самую лучшую еду, и вы, поев, остались недовольны ею, причина в вашем желудке, или в языке, или в вашем теле. Если вы здоровы, и вам дают хорошую еду, радуйтесь и будьте ею довольны.

Есть один смешной анекдот, турецких еще времен. Несколько женщин, турчанок, пришли в гости к богатой болгарской помещице. В те времена болгары были в рабстве у турок. Тогдашняя помещица это, как сегодня, жена сельского старосты, не такая уж она была благородная, эта помещица.  У нее была настойка, и она дала им выпить. Выпив настойку, женщины развеселились и стали танцевать. Вернувшись домой, они рассказали бею, что помещица дала им такой напиток, от которого человек, выпив его, пускается в пляс. Приходит бей к ее мужу и говорит: "Налей мне, хозяин, того, от чего люди пускаются в пляс. Я тоже хочу попробовать". Ему налили, и он, выпив, говорит помещику: «Покричать бы». — "Кричи!" — "Хозяин, потанцевать бы». — "Танцуй!" — Испробовал он настойку. То, что заставляет нас хорошо говорить, хорошо плясать, — это прекрасное вино. Это прекрасные мысли, прекрасные чувства и прекрасные поступки в жизни.

Что нас сегодня занимает? Например, интересуетесь вы новостями. В современном мире идет та-кой бой, какого он не еще знал. Во всем мире идет бой. Эти учителя бьют людей за то, что они плохо учились. У кого-то нога сломана, у кого-то голова пробита. Миллионы людей дерутся из-за того, что, не умели петь, не знали, как поступать. Кому мы обязаны всем этим? Тем, кто отверг Божью Любовь и установил свой закон. Они развязали сегодняшнюю войну. Это человеческие законы, личный человеческий эгоизм. Мы думаем, что мир создан только для нас, чтобы нам было хорошо. Мир — это школа, в которой человек имеет право использовать все, что в нем есть, но не имеет права присваивать это. Солнце не может быть собственностью, у тебя не может быть на него документов. У тебя не может быть документов на звезды. На реки, которые текут, у тебя не может быть документов, что они твои. У тебя документов не может быть и на моря, и на океаны — все это общее, и всем этим можно пользоваться. Допустим, ты путешествуешь, каково твое положение? — В какой-то день океан разыгрался. Я говорю: океан разыгрался, заплясал.  Если он не будет плясать, он или с ума сойдет, или умрет. Чтобы не умереть, он пляшет. И ты, находясь на пароходе, скажешь: "Огромные волны"! Океан пляшет, как турецкий бей: напился сладкого вина и пляшет. Когда его припечет солнце, он утихнет. Про такое говорят: «Он с ума сошел». По-болгарски сумасшедший, значит заблудившийся, не нашедший свой путь1.

Один болгарин продирался как-то через колючки, и одежда у него вся порвалась. Если бы он нашел дорожку, одежда его была бы цела. Мы жалуемся на  плохую жизнь. Да, иной раз мы продираемся через колючки. Несколько лет назад в селе Варненском двое нищих зашли к одному болгарину просить милостыню. Тот, будучи человеком вспыльчивым,  увидел их и сказал:

— Почему вы не работаете, почему не на поле, вам что, не говорили?

Один из нищих играл на дудке, а другой был слеп. Болгарин говорит:

— Что ты водишь этого слепого? Подожди, сейчас ты у меня получишь урок.

Он схватил палку и видит: слепой бросил дудочника и давай бежать… Сидит болгарин в корчме и говорит: "Впервые в жизни я открыл глаза слепому". Вспыльчивый крестьянин — это страдания в твоей жизни,  которые заставят тебя прозреть. Кто-то залепил себе глаза воском. Когда придут страдания, они соскребут этот воск. Вы говорите: «Я этого не могу, и того не могу». Мы на земле все можем сделать. Под словом "все" я понимаю то, для чего человек создан. Скрипач играет все трудные упражнения, все трудные песни. У каждого скрипача есть стремление — сыграть самые сложные, самые красивые вещи.

Так вот, я говорю: Вы хотите стать красивыми.  Ваши руки, ваши ноги не могут стать красивыми, если вы не понимаете закон надежды.  Или: закон надежды — это делать самое малое добро — надежда занимается самыми маленькими делами. Если вы не занимаетесь самыми маленькими добрыми делами,  ваши ноги не могут быть красивыми, руки не могут быть красивыми и лицо не может быть красивым. О ком-то вы говорите: «Он оптимист». Во всех оптимистах сильно развита надежда. У кого нет оптимизма, в том надежда развита слабо. Чтобы подкармливать в себе надежду, ты должен делать самые маленькие добрые дела, такие, на которые никто не обращает внимания.

Приведу пример, чтобы показать вам, что я понимаю под словом «надежда». Один богатый миллионер в Нью-Йорке дал объявление, что ему в банк нужен кассир. Пришло десять-двадцать человек, и все с рекомендациями. И всем директор банка сказал: "Я буду иметь вас в виду". Тут входит молодой, аккуратно одетый человек. Войдя, он тут же поднимает с пола бумажку, и откладывает в сторону. Другие, те, у кого были рекомендательные письма, эту бумажку не увидели и не подняли.  Молодой человек говорит: «Я не принес никаких рекомендательных писем». «Ты, — говорит директор, — несешь в себе самые лучшие рекомендации». В мире, если ты поднял бумажку, это рекомендация намного серьезней, чем самая лучшая рекомендация от кого бы то ни было.

Я спрашиваю: Что может быть лучше, чем служить? Есть ли что-нибудь красивее, чем служить Богу? Не будем бояться Бога. Служить Богу — это самое красивое, что человек может совершить. Я приведу вам такой пример: разве это наказание, когда тебе дают билет на концерт какого-нибудь виртуоза  или известного певца, разве ты этого испугаешься? — Тебе будет приятно. Если ты идешь к Богу, чтобы служить, ты изучишь самое лучшее, что существует в мире. Мы не можем идти к Богу, если мы хорошо не мыслим, хорошо не чувствуем и хорошо не поступаем. Единственное, с чем мы можем к Нему идти, это красивая мысль, которая есть у человека, красивое чувство и красивый поступок. Или, говоря по-другому: если ты не мыслишь с любовью, не чувствуешь с любовью и не поступаешь с любовью, ты не можешь идти к Богу. Ко всем ты идти можешь, а к Богу не можешь. Следовательно: Любовь — это язык Бога. У каждого языка есть своя азбука, ее нужно учить. Много лет потребуется, чтобы изучить азбуку Любви. У нее свои буквы, свой букварь, своя грамматика, своя литература, своя поэзия, своя музыка.

Сегодня некоторые спрашивают, когда закончится война. Вы хотите, чтобы война закончилась, а кто-то хочет, чтобы продолжилась. Почему вы хотите, чтобы она закончилась, что плохого в войне? Война с точки зрения Божественного мира — это музыкальный хор, в котором хористы, не умея петь, дерутся. Каждый бьет кого-то по голове и повторяет: "Так не поют, так не поют". Все дерутся, каждый кого-то бьет. При этом петь не умеет никто. — Наши современники подрались в хоре.  Придет капельмейстер, прикажет им прекратить драку и даст первый урок, как нужно петь. Думаете ли вы, что их нельзя утихомирить? Если земля затанцует так, что людей выбросит на четыре-пять метров за пределы атмосферы, как они биться-то будут, кто будет биться? — скажите, пожалуйста. Если тех, кто воюет, начнет выбрасывать в безвоздушное пространство, разве не перестанут они воевать? Но пусть лучше до этого не дойдет. Господь располагает всеми средствами, чтобы остановить войну. Есть ли среди вас кто-нибудь, кто не голосовал за войну? Есть ли такая женщина, которая не голосовала за войну или такой мужчина? Есть ли такой ребенок, который не голосовал за войну? Есть ли такая собака, которая не голосовала за войну, или такое растение, которое не голосовало за войну? — Все голосовали за войну. Хорошая вещь война, но биться друг с другом — это не война. Вы говорите: «Добро воюет». Бывает война Добра. — Освободим заключенных, дадим свободу тем, кто связан уже тысячи лет. Вещи, которые сегодня в беспорядке, — это заключенные люди, это человек, который уже тысячи лет ждет доброго слова.

Вы говорите: "Пойдем и будем проповедовать". Как нужно проповедовать Христа по-новому? Что ты будешь проповедовать больному человеку? — Ты скажешь: «Господь тебя исцелит». Нет, навещая больного, скажи ему: «Господь меня послал, чтобы тебя исцелить». Скажи ему: "Вставай, брат, пойдем работать". Приведи его к себе домой и, прежде всего, угости. А после запряги телегу, и садитесь в нее оба: ты и он. Езжайте на поле, работать. Вот это — проповедь. А ты ему говоришь: «Я помолился за тебя, ты выздоровеешь». Если ты человеку даешь только свою молитву, он никогда не выздоровеет. Придет другой проповедник и скажет: «Я тебя излечу». И лечат годами, как в том примере из Писания: тридцать восемь лет лечился человек. Пришел Христос и сказал: «Встань, возьми свою постель». —  А лежал этот человек уже давно. — «Бери постель и вставай! Иди работать, не лежи в постели». Тот встал да еще и прихватил кое-что с собою.2 — Нельзя же без багажа?

Так вот, я говорю: певца рекомендует его ларинкс, скрипача — его скрипка, пианиста — рояль, оратора — язык. У хорошего человека красивый язык, он умеет говорить. Мы не должны делать лишней работы. Нужно знать, что от того, как мы говорим, как люди говорят, как они мыслят, как чувствуют и поступают, зависит, как устроится мир. Как мы мыслим, так и растения будут цвести. Можем сделать опыт: если ты, посадив дерево, будешь любить его,  поливать, думать о нем хорошо, вырастет самое лучшее дерево. Если твоя жизнь не гармонична, если не гармоничны твои чувства и поступки, ты искалечишь это дерево. И, кроме того: есть болгары, которые знают и говорят о том, что у хорошего пастуха волк на стадо не нападает. Рассказывал мне как-то один такой болгарин: «Тридцать лет я пас овец и ни одну из них не съел волк». К хорошим пастухам волки не ходят. Если пастух плохой, и волки, и медведи задерут его овец. Иной раз вы поддаетесь искушению, и волки часто появляются в вашем стаде. А ошибка в вас. Вы болеете — причина в вас. Вы бедны — причина в вас. Вы глупы — причиной этому вы сами: не отец ваш и не мать,  они тут на вторых ролях.

Есть закон: Бог создал людей по образу и подобию Своему, показал им, как нужно жить. Потом мы исказили Божий закон, перестали жить по закону любви, и в результате имеем непонятую жизнь. В мире, в общем-то, люди живут хорошо. Тех, кто не живет хорошо, сейчас наказывают. Эта война для них. Им,  жителям Софии, дают первые уроки. Они не верили в Христово учение — учение самоотречения: «Как это — человек оставит имение свое?» Но, когда начались бомбежки, разве не исполнили они Христово Учение, бросив все имение свое? — Побежали, куда глаза глядят. — Приложилось-таки Христово учение, но по закону насилия — через насилие исполнили они Божью волю. В таком исполнении нет гармонии.

Главное, что нужно: всем вам нужна обходительность. Я считаю, что у людей ее нет. Встретив на своем пути ребенка, человек и не подумает свернуть, но умный человек ребенка обходит. Когда идешь, иди не по прямой — обходи, всем дай пройти: и молодым, и старым. Не жди, пока тебе уступят дорогу. Все мы страдаем, поскольку хотим, чтобы нам уступали дорогу. Потому и сталкиваемся. Каждый должен обходить других, чтобы все могли пройти по этой дороге. А мы пойдем по другой дороге, по новой. Умные люди пойдут новым путем, которым еще никто не ходил. Тогда столкновений не будет.

Ты говоришь о ком-то: «Это невоспитанные люди, они не умеют говорить». Никто не заставляет тебя слушать, как они говорят. Или, например, сегодня тебя мобилизуют. Мобилизуют? — Стань невидим. Пришли к тебе домой, а ты невидим. Призывают на войну? — Стань невидим.  Но ты на виду, ты всем известен, поэтому каждый хватает тебя и говорит: «Давай, сражайся. И ты слушаешься, сражаешься.

Говоришь: «Я иду Божьим путем». Можешь ли ты идти Божьим путем без Господа? — Это невозможно. Можешь ли ты идти путем Солнца, если Солнце не взошло? Можешь ли ты идти по Земле, если она не организована? Вы говорите: «Путь должен быть».  А какие пути у птиц? Какие пути у света? Сто пятьдесят миллионов километров проходит он от Солнца до Земли. Кто ему прокладывает путь? — Он сам себе прокладывает путь и сам идет по своему пути.

Я говорю: если воспримете любовь, вы войдете в Божественный мир. Если с любовью вы  войдете в неорганизованный мир, он сразу же преобразится. Господь еще не на земле, здесь Его нет, Он еще не взошел. Мы еще в темноте. Христос пришел на землю, Он был маленькой звездочкой. Схватили Его на Земле, распяли Его. Когда Господь придет на землю, Он будет Солнцем, которое восходит. Какие же тогда растения взбунтуются против солнца? Когда взойдет Солнце, оно принесет влагу и разовьет все то, что скрыто в земле: скрытое прорастет и даст плод. Зайдет солнце, и все спрячется. Говорю вам: вы должны быть готовы: солнце жизни восходит. Каждый из вас должен использовать его.

Иной раз вы цитируете, что говорит Учитель. Вот я и говорю: я хочу, чтобы все вы хорошо пели. Основную песнь нужно петь. У вас нет мягкости в языке. Нужно поставить основной тон. Какой тон мягкости? — Соль. Я говорил только об четырех тонах. Когда солнце начнет тебя согревать, ты уже будешь воспринимать как чаша. Сейчас вы едва достигли «фа». Болгарин очень хорошо поет "фа". О миске он поет «фа», о ниве — «фа», чтобы пшеницы было много — «фа», об обуви — «фа». Из всех тонов болгарин точнее всего берет «фа». И когда плачет, он "фа" берет верно.

Я говорю: Сейчас идет новая эпоха. Я не хочу, чтобы вы ожидали до второго пришествия. Сейчас идет суд. Большего суда я не знаю. Это ко второму пришествию. Война идет в воде, война  идет на суше, война идет в воздухе. Всюду война, отравляющие газы. Осталось только одно: чтобы вся земля зажглась и все сгорело. Не будем ждать, пока наступит второе пришествие и все сгорит. Что с нами тогда будет? — В огне руда выгорит и останется золото.

Мы не будем ждать, как в Старом Завете, не будем провоцировать Господа. Когда придет Божий гнев, все из Софии побегут. Вы побежите во все стороны,  в бункера побежите, в убежища. Когда перестанут падать бомбы, вылезете. В мире, когда Бог придет, все превратится в добро. Я вижу, что Господь уже начал говорить людям. Например, наши партизаны, что спустились с гор. — Если бы не было Господа, головы с плеч полетели бы тысячами. Но Он с ними и говорит им: «Нет!»

Новое учение установит в мире порядок. Вы все — партизаны. Спускайтесь с гор и не рубите людям головы. Скажите: "Прощаем". Спустившись, не ищите всюду врагов, простите им. Самое главное: прощайте всех за их ошибки, за то, что они делают, не ведите счет чужим ошибкам. Это нелегко. Закон таков: всегда будь верен и истинен — это смысл жизни. Всегда будь справедлив — это внешняя сторона жизни. Имя Бога мы сегодня должны освятить правдой и справедливостью. Нужно призвать Бога, чтобы Он установил порядок в мире. В мире есть порядок. Только правда может обустроить мир так, чтобы в нем жили люди. Без верности и истинности невозможно. Истина несет свободу. Человек, который не свободен, не знает истины. У человека, который не верен, мысль не правильна.

Всем вам хочется, чтобы вас любили люди. Грушу любят за ее плоды. Повара любят за то, что он хорошо готовит. Поэта любят за хорошие стихи. Певца — за красивое пение, сильного — за то, что он несет силу, что умеет работать. Мы хотим, чтобы нас любили. За что нас должны любить люди? Если вас любят, это плохо, и если не любят — тоже плохо. А как должно быть? Иной раз вы говорите, что кто-то чрезмерен в своей любви. В любви нет чрезмерности. Когда вы приходите к источнику, наполните свой кувшин и отойдите. Не стойте у источника с полным кувшином: наполни кувшин и отходи.

Вы ожидаете второго пришествия, что придет Христос с ангелами. Ну вот, пришел Христос в Европу, и всюду ангелы косят. Есть один стих, в котором говорится: "Когда Сын Человеческий придет на землю, найдет ли Он достаточно веры?"3 Найдет ли Он человеческие сердца, способные воспринять любовь? Сегодня говорят о войне: сколько убитых, кто победит. Это внешний приход Христа, это гнев Божий, он изливается за правду, которая существует. Если любовь не придет, как прекратится эта война, как люди поймут друг друга, как осознают, что это самое большое преступление, то что они творят? Нет закона, чтобы судить народ, когда он воюет, за то, что убили сто, двести тысяч, миллион человек. Сколько миллионов убито в России? Сколько миллионов убито в Германии, Англии, всюду?

Мы ждем, что Господь исправит мир. Если Господь исправит мир, что мы, неисправленные, будем делать? Если Христос придет сегодня, какими увидит Он нас? Если Христос придет такой, в какого верят люди, — будут виселицы, будут  головы рубить. Но если придет Христос любви, Который говорит: "Не судите, да не судимы будете», «Возлюбите врагов своих", — готовы ли мы к этому? Сегодня нужно дать в себе место Богу, чтобы Он проявился в нас. Если хозяйка умеет разжечь огонь, умеет приготовить еду, стыдно раздумывать нам, как нужно любить. Смотрю, приходит сюда человек, срывает грушу. Если приходишь по любви, ты посмотришь, поблагодаришь Бога, поймешь, что эта груша родила прекрасные плоды, что она по любви живет. И тогда скажи: "Господи, можешь ли Ты дать мне одну из этих замечательных груш, чтобы и я научился жить, как эта груша?" А потом сорви и снова поблагодари. Незачем тебе набивать карманы грушами. Это и есть новый способ. Я встречаю человека и хочу посмотреть, какие у него груши, какой у него взгляд. Из его глаз должен исходить свет, мягкий свет.  Когда встречаешь хорошего человека, он забирает твое страдание, он светит тебе, и на душе у тебя становится радостно, ничто тебя больше не мучает. Вы ждете, что кто-нибудь придет, чтобы вам помочь. Это хорошо, так оно и будет. Но после того, как нам помогли, мы сами должны идти помогать. Пока человек болен, помощь ему уместна, когда он выздоравливает, он должен идти и помогать. Пение я люблю, потому что певца, не спрашивают: царь он или князь, богат он или беден, а, вот, хорошо ли он поет — это важно.

Нам важны три вещи. Нам нужны люди, которые хорошо мыслят, хорошо чувствуют и хорошо поступают в полном смысле этого слова. Или люди, у которых красивые мысли, красивые чувства и красивые поступки, или люди, у которых нет никаких недостатков.  А на сегодняшних людей смотришь: нос у них не на месте, глаза не на месте, брови не на месте, руки не на месте. Трудно встретить красивого человека. Вы говорите: "Посмотрим на будущее поколение" — Будущее поколение произойдет от настоящего. Певцами вы станете, если поете хорошо. А если будете слушать, как галки галдят, что за певцы из вас получатся?

Все говорят, что мир плох. Нет, это у человеческого мира, того, который люди создают, есть недостатки. А Божий мир, это мир, в котором мы живем. Он в воздухе, которым мы дышим, в свете, который воспринимаем, в воде, которую пьем. Поблагодарим Бога за свет, который освещает человеческий ум. Поблагодарим Бога за чувства, которые волнуют сердце. Поблагодарим Бога за каждый поступок. Так что, да исполнится наша жизнь благодарностью за великую любовь, которая каждый день изливается на нас.

Прочитана 13 глава Первого послания к коринфянам.

Изучая любовь, занимайте последнее место. Вся ошибка в том, что люди, начиная изучать любовь, занимают первое место. Любовь ты никогда не сможешь понять, если не займешь последнее место. В мире важны две вещи: великое большое и великое малое. В этих двух вещах Бог. Великое большое спускается вниз, оно уменьшается, оно не может оставаться большим. В великом малом есть стремление вверх, оно поднимается. Великое малое стремится к великому большому и великое большое стремится к великому малому. Сейчас мы живем в великом малом, но стремимся к Богу, а Бог стремится к нам. Бог стремится к нам, чтобы нас поднять. Как же должно жить великое малое? Все вы стремитесь, у вас стремления, подобные стремлениям Бога, все вы хотите стать великими, управлять миром. Это — дела Бога. Скажем, министр отдает  приказ: «Сделать то-то и то-то». Министр отдает приказ учителям, чтобы они это сделали. Сам он этого сделать не может, но тысячи и тысячи учителей будут это исполнять. А если эти учителя глупы, что будет? — Тысячи и тысячи учителей начальных школ, гимназий и прогимназий должны знать, как передать этот приказ. Сейчас Бог посылает свою мысль, и мы должны знать, как ее передать. А что, если все только цитируют приказ министра: «Чтобы то-то и то-то было сделано», и цитируют, и цитируют? Я это вот чему уподобляю: вам нужно уметь записывать ноты. Дают вам песню, вы ее переписываете. Другие переписывают у вас. Этот приказ министра переписывают. А нужно песню спеть. Каждый учитель в своем классе исполняет песню — исполняет отданный приказ. Мы говорим о любви. Кто любит, пусть споет песню и покажет людям, что такое любовь. В любви есть некоторое лицемерие,  некоторая ненасытность. Лицемерие и ненасытность — две крайности. Юная девушка закрывает глаза на то, чего не хочет замечать: что она много думает о других. Она хочет убедить себя, что ни на кого не глядит. Но ведь это не так: она заглядывается на многих юношей, а себя хочет убедить, что смотрит только на одного. А это не так, это неправда. У человека в данном случае должна быть только одна мысль. Пусть девушка скажет: "Мне нужен самый красивый парень. Он мой избранник". А она говорит: «Он может быть даже некрасивым». Тогда у нее нет идеала.

Любовь без отличной мысли не может проявиться. Любовь без отличного чувства не может проявиться. Любовь без отличного поступка не может проявиться. Любовь без здорового тела не может проявиться. Любовь без нежной руки не может проявиться. Для любви необходимы отличные ноги, чтобы не скрипели, когда ты куда-то идешь. А ты, идешь по дороге и говоришь: «Колено болит».  Когда начинаешь служить Богу, должна звучать песня: твои ноги должны петь, пальцы должны петь, колени должны петь. Сердце твое должно петь, легкие должны петь. Музыка должна звучать всюду. От края мира и до края нужно, чтобы была слышна только одна песня — песня об исполнении Божьей Любви.

 

Вы говорите: «У меня болит голова». Это неорганизованный мир. Я говорю: новое, которое идет в мир, в голосе. Новое, которое идет в мир, в мысли. Новое, которое идет в мир, в сердце. Новое, которое идет в мир, в нашей душе. Каждый сегодня пусть слушает свой ум, пусть слушает свое сердце, свою душу, свой дух. Это зов, это язык Бога, который обращается сегодня к нам.

 

(Мото)4

-------------------

19 октября (четверг) 1944 г.5 Учитель Дънов оставляет Мърчаево и возвращается на Изгрев, в Софию

(Согласно Бояну Боеву, «Письма к друзьям» от 7.II.1951г.)

---------------------------------

Примечания

 

1. В болгарском языке слова «заблудя» — заблудиться  и «подлудя» — сойти с ума однокоренные. Корень «луд» является самостоятельным словом и означает «сумасшедший, неистовый, буйный.

2. Ин.5:1-9

1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний…

3 Лк 18:8

…. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

4. В текстах молитвенника есть два текста, в названиях которых употребляется слово «мото», какой из этих двух текстов читался переводчику не известно:

 

Мото

Господь Любви, Ты — исполнение в нас всех законов. Ты радость для всех отныне и вовеки веков.

 

113. Мото-молитва

 

Господи, молю Тебя, усиль стремления мои, привести личную жизнь мою в гармонию с Божественной

Жить с сознанием, что нужно только служить и учиться в каждом посланном мне положении в жизни

Проверять и контролировать каждый шаг в своей жизни и оцениваеть, поступаю ли правильно, исправляю ли в каждый момент мысли, чувства и поступки, питаюсь ли по правилам, держу ли тело свое в абсолютной чистоте, дышу ли глубоко, пою ли я.

Указание: В течение одной недели выберите себе какую-то молитву и повторяйте ее много раз в течение дня. Отмечайте, сколько раз вы ее произнесли. Этот опыт послужит вам темой, которая свяжет вас с невидимым миром»

Учитель.

 

_____________________________

5. Замечание относительно даты чтения беседы:

Беседа издавалась 1-й раз в 1944г. И в этом издании она датирована 24 сентября 1944 г.

3-й раз она издавалась в 1999 г. В издании Кърджали. Перед самой беседой стоит дата 24 сентября 1944 г. В конце беседы дано такое примечание:

uVqabKE6jpQopYgy-xH3DRTTnYjtb-qxvwjhu4E1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...