Перейти к содержанию

1944_08_28 Тень и реальность


Рассвет

Recommended Posts

ТЕНЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

Перевод М. Папуша

по изданию 1944 г., София

 

28 августа 1944 г.

6 часов утра

Над приютом Эдельвейс, Виитоша

 

 

 

(Читается беседа "Живые линии сознания" из книги "Открытые формы")

 

Все говорят о реальных и нереальных вещах. Что реально? Реально то, в чем человек живет в каждый данный момент. Нереально то, о чем он только думает. Сидишь и думаешь о какой-то будущей жизни, но какая это жизнь, сам не знаешь; это - тень. Существа, которые живут в реальности, иногда отбрасывают на нас свои тени. Изучая эти тени, мы смотрим на них как на реальность и называем их жизнью. Значит, тени реальности - это наша реальность.

Мы изменяемся и удивляемся, почему происходят эти перемены. Вот ты молод, но через некоторое время стареешь. Снаружи ты стар, изменился, но внутренне чувствуешь себя молодым. Как справишься с этим противоречием?

Когда стареет человек? - Когда перестает любить. Каждый, кто перестает любить, стареет; каждый, кто любит, молодеет. Есть старики, которые не стары; есть дети, которые не молоды. Любовь делает человека умным, добрым и сильным. Это - качества любящего. Люди Любви не изменяются, они вечно молоды. Внешне изменяются, а внутренне - никогда.

Что вы понимаете под "молодым" и "старым"? Это непонятые слова. Старый человек имеет желание быть молодым, то есть иметь тепло. Не отделяйте свет от тепла.

Когда вы отделяете свет от тепла, вы молоды. Когда свет - внешний процесс, человек стар; когда тепло - внутренний процесс, человек молод. Когда свет снаружи, а тепло внутри, - это совершенный человек. Совершенный человек проявляет одновременно и свет, и тепло. Старый человек имеет только внешний свет. Он лишен внутреннего тепла, поэтому он хочет быть молодым. Молодой имеет внутреннее тепло без внешнего света, поэтому хочет быть старым. И дети хотят вырасти.

Молодой человек должен стремиться к свету, не теряя своего внутреннего тепла. И старый человек может помолодеть, не теряя своего внешнего света. Если ты молод - прими свет извне. Так ты обретешь качество старого человека. Если ты стар - прими тепло изнутри, так ты помолодеешь.

Приятно посмотреть на ребенка в положении взрослого человека, когда он тебя учит. Однажды я остановился около шестилетнего ребенка, который играл в свои игрушки. Он на меня взглянул и спросил: "У тебя есть такие игрушки?" - Нет. - "Тогда я тебе покажу, как в них играть. Эта машинка не поедет, если не повернуть ключ. Если я ее не заведу, она не поедет. Так и ты должен делать". - Учит меня ребенок, а я его слушаю.

Вы скажете, что для меня унизительно учиться у малого ребенка. Что из этого? Я слушаю ребенка и спрашиваю себя: "Все ли я знаю, что происходит в природе? Могу ли "завести" растение, чтобы оно начало расти?" Некое разумное существо "завело" растение, и оно растет вверх. Человек горюет, а ты не можешь его "завести" и превратить его скорбь в радость. Однако нет горя, которое бы не прошло. Умер ребенок, мать плачет, не может утешиться. Заведи пружину его машины, и ребенок оживет.

Все, что закручено - раскрутится; и все, что раскручивается, развивается, может быть закручено. Говорят о ком-то, что его "завели". Раз завели - раскрутят. Кто развивается, тот герой. Закрученный слаб, но когда раскрутится, разовьется, - станет сильным. Не плохо, что ты заведен. Раз заведен - разовьешься.

Что такое ошибка? - Непонятая добродетель. Что такое добродетель? - Понятая ошибка. Дают тебе семя, ты смотришь на него, ничего особенного не видишь. Посадишь его - из него вырастает большое дерево, которое через некоторое время дает плод. Плод - это добро, скрытое в семени. Ты смотришь на дерево, радуешься плодам, не даешь их собирать, Они висят некоторое время на дереве, пока не сгниют и не опадут. Это зло, человеческая ошибка. Вы оставляете плоды на дереве и убеждаете людей, что они не для еды. Это зло в мире. Если у тебя есть семя - посади его. Из его плодов оставь себе только один, а остальные дай окружающим.

При нынешних условиях жизни вы не можете применить эту идею, потому что воззрения людей узки. В стеклянную бутылку вместимостью один литр нельзя влить пять литров жидкости.

Но если у тебя есть литровая бутылка Истины, то, сколько бы ты в нее ни налил, она будет расширяться, — она гибкая. Чем больше нальешь, тем больше она расширяется. Можешь наливать, сколько хочешь. Наливаешь мало, бутылка уменьшается; наливаешь много - увеличивается. Не нужно носить много бутылок, бутылка Истины гибка - не разобьется.

Эта бутылка сама себя моет и чистит, не позволяет залезать в нее и чистить. Рассказывают об Эдисоне, что когда его одежда пачкалась во время опытов, он раздевался и помещал ее под электрический ток высокого напряжения, 70-80 тыс. вольт, и одежда становилась чистой.

Говорится о малой и большой любви, об обыкновенной и необыкновенной любви. Малая любовь производит мало тепла. Исчезнет тепло - исчезнет и любовь, приходит тепло - приходит и любовь. Малое тепло производит и мало света. Откуда исходит тепло? - Из солнечного сплетения. Это тепло должно увеличиться. Если тепла у тебя мало, ты можешь принять и угостить только одного человека. Если придут двое, ты их не принимаешь.

В реальности есть место для одного человека, есть место и для тысячи человек. Христос понял этот закон, поэтому мог накормить пять тысяч человек только пятью хлебами. Как он это сделал? Сколько вам ни объясняй, вы не поймете. Когда сделаешь что-то сам, тогда поймешь. Что бы тебе ни рассказывали о сладости, ты поймешь ее, только когда попробуешь. Сладость определяется на вкус.

Что показывает сегодняшний ясный день? Что положение людей начало улучшаться. Разумный мир разработал новый проект, по которому скоро придет нечто хорошее. Новый свет проникает в сознание людей. Они увидят ошибки и преступления, которые совершали, и будут знать, как их исправить. Ошибки прошлого должны быть исправлены. Человек несет в себе и доброе, и злое, Зло должно превратиться в добро. Неразрешенные задачи должны быть разрешены, а разрешенные должны быть реализованы. В исполнении разрешенных задач - будущее человека. Все ждут светлого, хорошего будущего.

Представьте себе, что некий человек вас любит. Что вы должны для него сделать? Почему вы молитесь Богу? Бог есть Любовь. Что вы Ему прибавите вашей молитвой? Мы молимся Господу, потому что Он совершен. Следовательно, к тому, кто нас любит, мы можем только отправить добрую, светлую мысль и благодарить его. Совершенному, любящему мы посылаем свои добрые мысли - больше мы ничего не можем ему дать.

Думай о Боге, чтобы стать совершенным, как Он.

Думай о Боге, чтобы стать добрым, как Он.

Думай о Боге, чтобы стать благим, как Он.

Говорю: если хочешь сделать что-то, думай о Боге. Ты думаешь о Боге, но дела не идут, как ты ожидал. Почему? - Мысль твоя не пряма. Если думаешь о Боге и гневаешься, ты не на правой стороне; если думаешь о Боге и впадаешь в уныние - ты не на правой стороне; если думаешь о Боге и сомневаешься - ты не на правой стороне. Сомнение неизбежно придет, но оно должно остаться снаружи. Не принимай сомнение к себе внутрь. Если примешь его, оно должно стать верой.

Многие смотрят на Любовь как на преходящую, нереальную величину. В болгарском языке слово "любовь" потеряло свою силу. По мне, Любовь - это сила, которая спускается от разумного мира, протекает через специальное отверстие и вливается в корыто. Люди ее используют как воду, в которой они стирают грязную одежду. Когда вода испачкается, ее выливают вон как ненужную. Кто изучает Любовь в этом состоянии, тот приходит к ложным заключениям. Значит, Любовь, чистя людей, становится нечистой. После этого говорят: "Это любовь". Не понимая ее, люди бросают свои нечистоты ей на спину и думают, что ее знают.

Качество Любви - чистить людей. И ты, если любишь, будешь чистить грязь других. Грязь людей - удобрение для растений, а их грехи - удобрение для земли. Значит и грехи нужны. От людской грязи растения дают сладкие плоды, которые мы едим. Благодарите Бога за свои ошибки и грехи. Радуйтесь добродетелям, которые в вас вложены. Будем радоваться тому, что мы принимаем; будем благодарить за то, что посылаем. Возблагодарим, что нас освобождают от грязи.

Иногда и на спине человека есть грязь. Трудно человеку любить человека. Любить кого-то значит знать, в чем он нуждается. Не говори ребенку, одаренному музыкальным талантом, сладких слов, не давай ему денег, дай ему инструмент, чтобы он играл. Певцу создай условия для пения, а не хвали его.

Любовь хочет, чтобы все люди проявили свои дарования и одни другим помогали в проявлении того доброго и хорошего, что в них заложено. Если люди нас не любят, мы не можем проявить добро; если мы их не любим, - не даем возможности добру в них проявиться. Когда любишь кого-то, ты даешь ему возможность проявиться; если тебя любит кто-то, он дает тебе возможность проявиться. Любя кого-то, дай ему возможность проявиться. Он станет музыкантом, поэтом, станет сильным - всем станет.

Прежде всего вы должны любить (болг. "да любите и да обичате"), и нужно, чтобы вас любили. Когда любишь - помогаешь, когда тебя любят - тебе помогают. Радуйтесь, когда люди проявляются. Каждый, кто любит, дает хороший пример. Когда любишь, ты - хороший пример. Если любишь, нет разницы между богатыми и бедными.

Никто не хочет быть бедным, все хотят быть богатыми. Хорошо, чтобы все были богатыми, Но иногда не хорошо человеку быть богатым. Зачем тебе на спине больше богатства, чем ты можешь нести? Богатый должен раздать свое богатство. Если он не раздаст его как нужно, у него нет будущего; если раздаст как нужно, у него есть будущее. Если богатый обеднеет, он будет нищенствовать.

Современные люди не умеют просить. Просит ли скрипач? Он вынимает скрипку и играет свое лучшее произведение. За такую игру дорого платят. Поиграет в десяти местах и получит хорошее вознаграждение. Нищ ли этот скрипач?

Нужно ли художнику просить? Он нарисует красивую картину, отдаст ее даром, но все, кто ее увидит, щедро его вознаградят.

Сегодняшняя ясная погода показывает, что то, что я говорю, сбудется. Если вы живете хорошо, солнце будет вам светить и вас согревать. Некоторые из вас плохо одеты, у них нет теплой одежды. Это показывает, каковы ваши старые взгляды. Человеческая любовь устарела, она похожа на старую одежду. Некто говорит, что когда-то любил кого-то. Человек стареет от любви прошлого. Кто так любит, тот обирает плоды человека, обламывает его ветви, и от него остается только ствол. Человек выправится, но много времени пройдет, прежде чем вырастут новые ветки. Обижаете друга - сломали ветку. Будьте умными, не ломайте ветви Любви. Не позволено ломать ветви любви.

Некоторые жалеют, что любили. Почему нужно жалеть? Бог вас возлюбил, послал вас на Землю жить. Солнце для вас светит, ветер для вас веет, листья для вас шелестят, цветы для вас цветут, реки для вас текут, а вы печалитесь и говорите: "Как я несчастен!" Если ты так думаешь, ты не умный человек.

Бедный человек, попав к богатым, должен иметь уважение к себе и сказать: "Вы богаты благодаря мне". Он должен чувствовать себя их кредитором. Некто - царь; радуйся, что он царь. Когда царь обнаружит, что ты его понял, он станет тебе другом. Если бедняк не станет другом царя, он не понял Любовь; если царь не станет другом бедняка, и он не понял Любовь. Пусть бедняк станет хорошим другом царя, пусть не смотрят на него как на вышестоящего. И царь пусть радуется, что имеет в друзьях бедного человека. Царь пусть понимает бедняка, а бедняк пусть понимает царя.

Говорю: Господь нас понимает, а мы его не понимаем. Так мы входим в столкновение с ним.

Вы спрашиваете: "Кто создал Бога?" - Никто Его не создал. Тот, Кто Его создал - сам Бог. Тот, Кто создает - это Бог. Если другие могут Его создать, это не Бог.

Иногда в человеке появляется мысль, что никто его не создал. Это все равно что взрослому отрицать, что он был когда-то малым ребенком на груди у матери. Человек боится, как бы Бог, - если он признает, что произошел от Него, - не отнял у него все, что ему дал, как бы не простер руку Свою и не взял обратно все данные человеку блага. В этом заключается ошибка людей.

В сущности, Бог радуется и ошибкам, и добродетелям людей. Если бы Он страдал от наших ошибок, мы были бы сильнее Его. Кто тебя огорчил, тот сильнее тебя. Но ты сильнее того, кто не может тебя огорчить. Когда любишь - ты силен; когда не любишь - слаб. Когда двое любят, они одинаково сильны. Если не веришь - ты слаб; если теряешь надежду - ты слаб; если просишь - ты слаб; если не хочешь учиться - ты слаб. Если ты не хочешь просить у людей, ты должен что-то для них сделать.

Бог создал мир, оставил нас разумно пользоваться Его благами, слушает наши философские и научные рассуждения о создании мира, но ничего не говорит. Чтобы мы испробовали свои теории, Он кладет их нам на спину.

Нужно иметь правильные взгляды. Все должно быть сделано вовремя и хорошо. Скрипач должен хорошо играть на скрипке. Кто имеет язык, должен хорошо говорить. Кто имеет глаза, тот должен хорошо видеть; кто имеет уши, тот должен хорошо слышать. Все дары, данные Богом, мы должны проявлять в их совершенных качествах.

Помните: кто любит, тот свободен; кто любит, тот имеет знание; кто любит, тот имеет жизнь. Кто не любит, тот не свободен; кто не любит, не имеет знаний; кто не любит, - не имеет жизни.

То, что я вам говорю, - для вас, а не для мира. - "Но мы должны изменить мир". Как его изменишь? Кто-то завязал себе глаза шарфом, ничего не видит, спотыкается. Я подхожу к нему и сдергиваю с него шарф. Он может кричать, сколько хочет, я срываю шарф и говорю: "Смотри!" Все шарфы и заблуждения должны быть сорваны с людских глаз. Но сначала должны быть сорваны ваши шарфы и заблуждения.

Ты говоришь: "Никто меня не любит, я одинок". Одиночество - качество Бога, а не людей. Единственный, Кто одинок - это Бог. С нашей точки зрения нет ничего лучше одиночества. И нет ничего страшнее одиночества. Красивее одиночества ничего нет, и безобразнее нет. Это нужно признать с верой.

Когда мы шли от дома к полянке, все шли в одном направлении но по разным тропинкам. Каждый шел особым путем. Нет двух людей, идущих одним путем. Не хорошо идти одним и тем же путем. Когда человек живет хорошо, он идет своим путем. Если ты понимаешь человека, и он тебя понимает, ваши пути соответствуют друг другу.

На чем основывается раздвоение и противоположности в жизни? Если ты хорошо поел и встречаешь человека, который говорит, что голоден, эти слова не имеют одинакового значения для тебя и для него. Ты должен войти в его положение, накормить его; тогда слова "я голоден" имеют одинаковое значение для обоих. Ты несешь хлеб - утоли его голод; несешь плоды - дай ему грушу или яблоко. От услуги, которую ты ему окажешь, и ты получишь пользу. - "Но мне самому ничего не останется". - Не думай об этом, другой о тебе позаботится. Поставьте добро основой своей жизни, оно вас освободит от противоречий.

Несколько дней назад была сильная буря. Она показывала мысли людей. Хотели бомбардировать Софию, но дело уладилось, Божественное взяло верх. Сегодняшний день показывает это. Завтра может быть облачно, а потом снова разъяснится. Перемены, которые происходят с людьми, бросают тень на всю жизнь и на природу. Каково ваше состояние? Что чувствуете?

Вы ждете улучшения жизни. Появляется хороший скрипач, вы отправляетесь его слушать, но глухи. Что услышите? Ничего не услышите. Причина в вас. Салон хорошо отоплен, скрипач имеет хорошие условия для концерта, но вы не слышите и не понимаете, что он играет.

Сегодня дается концерт. Мир исправляется. Я вижу, как те, кто восемь тысяч лет управлял людьми, собирают багаж и кладут его в автомобили. Они уже уезжают.

Мы стали нейтральными. Обезоружим зло, пусть уходит. Ни с одной из воюющих сторон не будем сражаться. Мы в согласии с небом. Те, кто идет сверху, чтобы вас освободить, - это Белые Братья. Они не хотят, чтобы мы с кем-нибудь воевали. Достаточно мы жили чужим умом, чужой философией. Порвем с ними!

Некоторые люди поплачут о разрушенных домах и квартирах. Не слушайте никого, проститесь со своими квартирами. Ни волоска от старого! Что осталось от старого, пусть уходит! Белые Братья, которые идут, несут все новое. И кровати, и обувь, и шапки, и кастрюльки, и тарелки - все старое вон! Не нужно плакать о мире. До сих пор мы были в мире черных братьев, лжи. Хватит лжи!

Единственное, что мы можем сделать, - проявить любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь ко всем братьям и сестрам, любовь к матерям и отцам, любовь к самым малым растениям и жучкам. Все это - братья, принявшие различные формы, чтобы совершить определенную работу. Они - ваши братья и сестры. Под "братом" я понимаю каждое существо, которое в данном случае может тебе услужить. Корова - твоя сестра. Яблоня - тоже твоя сестра. Мало кто из людей знает своих братьев и сестер, которые им служат. Свет, который сходит сверху, - наш брат, тепло - наша сестра. Так я смотрю на вещи.

Встаньте и поднимите белое знамя. Любовь встречают белым знаменем. Белое знамя - оружие, которое может превратить все в пыль и прах и принести мир. Когда мы решим исполнить Божью волю, знамя поднято. Если все народы решат служить Богу, исполнять Его волю и поднять белое знамя, придет мир и везде восстановится порядок.

Вы сидите на сосновых стволах и они вам говорит: "Из-за своего непонимания мы дошли до такого положения, что вы на нас сидите. Если и вы не поймете, и на вас будут сидеть. А мы теперь понимаем и вместе с вами воскреснем".

"Сия есть жизнь вечная - познать Тебя, Единого Истинного Бога и Христа, Тобою посланного".

Это вечная жизнь - познать истинную Любовь, которая несет жизнь.

Это вечная жизнь - познать Бога и все блага, которые Он посылает в мир.

Это - вечная жизнь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 months later...
ТЕНЬ И РЕАЛЬНОСТЬ
IX беседа, 
от 28. VIII.1944 г., (Понедельник 6 ч.у.), 
Изгрев—София. 
Перевод А. Левицкой по изд. "Заветът на Любовта
Сянка и реалност ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944
Първо оригинално издание Кърджали 1999 г.
 

91 псалом. 

Молитва Царства. 

Добрая молитва. 

Дух Божий.

Прочли беседу “Живые линии сознания” из книги “Открытые формы”.

Что реально? Реально то, в чем человек живет в данный момент. Не реально то, о чем он думает. Он думает о возможной будущей жизни, но какая она, не знает — это тень. Современные существа иной раз отбрасывают тени из своей реальности. Мы изучаем тени существ нашего времени и называем это жизнью. — А это тени. Тени реальности — это наша реальность. Я говорю: Мы меняемся. Ты молод, но станешь старым. Ты изменился и не знаешь, почему. Видишь, что внешне изменился, но внутренне чувствуешь себя молодым. Снаружи ты стар, внутри молод, как устранить это противоречие? Человек всегда стареет, когда перестает любить. Каждый, кто постарел, перестал любить. Каждый, кто любит, молодеет. Есть старые люди, которые не стары, и есть дети, которые не молоды — встречаются и слабые дети. Любовь отличается одним качеством: человек, у которого есть любовь, учен, добр и силен. Это качества. Люди любви не меняются. Небольшие перемены в них происходят, но в целом они не меняются – они вечно молоды. Как вы понимаете слова: “молодой” и “старый”? Старость и молодость – это не понятые вещи. Быть старым человеком, значит стремиться стать молодым, чтобы было тепло. Вы разделяете свет и тепло. Отделяя тепло от света, вы стареете, отделяя свет от тепла — молодеете. Когда тепло становится внутренним процессом, ты молод. Когда свет становится внутренним процессом, ты стар. Если у вас есть одновременно свет снаружи и тепло внутри, вы — совершенный человек. У старого человека снаружи свет, а тепла нет; у молодого есть тепло внутри, но нет света. Поэтому дети хотят быть старыми. Свое тепло нужно сохранять. В то же время старый человек хочет помолодеть, но если он не впустит в себя тепло, он никогда не сможет помолодеть. 

Однажды у меня случился такой опыт: у одного вполне интеллигентного ребенка, лет шести, было много разных игрушек: был зайчик, был самолетик, машинка была, и живая кукла была. Говорит он мне: «Я прочитаю тебе лекцию о том, чего ты не знаешь. Есть у тебя все эти игрушки?» Нет, – говорю. Он начинает заводить машинку, и машинка едет, а ребенок говорит: «Не заведешь — не поедет. Когда-нибудь тебе дадут такую машинку, и она у тебя не поедет, если не заведешь. Знай это». Слушая его, кто-то может и вскипеть: «Как? – ребенок будет меня учить тому, что я и без него знаю о природе?» А может ли этот человек «завести» растение так, чтобы оно росло? — Кто-то растение завел, вот оно и растет. Человек скорбит, и ты не можешь сделать его радостным. Но нет скорби, которую нельзя превозмочь. Умер ребенок — это мать забыла его «завести». — Заведи машинку этому ребенку. Все заведённое развивается, то, что развивается, заведено1. О ком-то говорят: «Заведённый он, что ли?» Если тебя «заводят», ты разовьешься. В мире те, кто развивается, — герои. Но герой все делает с радостью. Заведенный человек, считавшийся слабым, обретает силу. Когда начинает развиваться, он становится сильным. 

Говорю человеку: у тебя есть ошибки. Что такое ошибка? Ошибка — это непонятая добродетель. Что такое добродетель? – Это понятая ошибка. Приведем простое объяснение: дают тебе семя, ты в нем ничего не видишь. А это семя, если его посеять, через какое-то время станет деревом, даст плод. — Это добро. Хорошо, но ты к этому дереву, которое может дать плод, и к самим плодам, никого не подпускаешь, никому не даешь, хочешь, чтобы они оставались на дереве. В конце концов, они упадут. Но ты и собирать их не даешь, а это – зло. Мы допускаем, чтобы плоды падали и гнили, и убеждаем людей, что они не для еды. Это зло в мире. Посей семена и плод, который они дадут, отдай. У тебя есть право только на одно яблоко с дерева, все остальные яблоки для других.

Мы не можем реализовать эти идеи при нынешнем порядке вещей из-за узости взглядов. — В литровую бутылку пять литров не вольешь. Но если у тебя литровая бутылка Истины, то в нее, сколько ни вливай, она растянется, потому что она эластичная. Вольешь литр – вместит литр. Вольешь два – вмесит два — бутылка растянется. Можешь влить три, четыре литра — сколько хочешь. Вольешь мало — сожмется, вольешь много — растянется. Нет нужды носить двадцать, тридцать бутылок. Бутылка растягивается и сжимается – она эластична, не лопается. Эта бутылка сама себя моет, она не допускает, чтобы ты совал в нее руки и мыл, она сама себя чистит. Об Эдисоне рассказывают, что он, когда во время опытов пачкалась его одежда, вечером пропускал через нее электрический ток в семьдесят-восемьдесят тысяч вольт. При этом вся грязь с одежды слетала, и она становилась чистой. Каждый вечер одежда становилась чистой из-за того, что через нее проходил ток высокого напряжения. 

Сейчас речь идет об обычной любви. Кто-то говорит: «Я чувствую небольшое тепло». Исчезает тепло — исчезает любовь. Приходит тепло — я радуюсь. Это не плохо. Из этого небольшого тепла исходит небольшой свет. Небольшое тепло исходит из солнечного сплетения. Солнечное сплетение должно увеличиваться. Когда к тебе приходит один человек, ты готов его накормить. Когда приходят двое, ты колеблешься, говоришь: «У меня на двоих не хватит».

Реальность может накормить одного, может накормить и тысячи, как это было, когда Христос взял пять хлебов и накормил ими пять тысяч человек2. Но Он понимал закон. Спрашивают: «Как же Он их накормил?» — Что бы я вам об это ни рассказывал, объяснить это невозможно. То, что сам сделаешь, ты поймешь. Что бы я вам ни говорил о сладости, когда я дам вам попробовать эту сладость, вы ее поймете. В вас есть такой орган, такая способность или такое чувство – то, чем вы понимаете.

В данном случае что реально? Сегодня ясный день, о чем это говорит? — Это говорит о том, что положение людей стало улучшаться. Из невидимого мира сюда запущен определенный проект. Скоро в мир придет то, лучше нынешнего. Почему придет? — Потому что идет такой свет, который проникнет в сознание людей, и люди увидят свои ошибки, увидят преступления, которые они совершили, и будут знать, как их исправить. Потому что прошлые преступления должны быть исправлены. Сегодня все вы ожидаете добра. Мы несем и преступления. И добро, и зло мы несем в себе. Зло мы должны исправить, нерешенные задачи должны решить, а решенные задачи — исполнить. То, что не решено, решить, то, что решено — исполнить. В исполнении есть очень хорошая сторона.

Скажем, есть человек, который вас любит. Что нужно сделать ради него? Вот Бог, который Любовь, – зачем мы идем молиться Ему? Дадим ли мы Ему хоть что-то? Мы говорим: Господь всесилен, Господь — то, Господь — это, Он всеблаг. Что мы дадим Господу? — скажите! Когда молимся, мы должны идти к Богу, потому что Он совершен. К совершенному мы посылаем свою мысль. Думая о Боге, мы становимся совершенными, как Он; думая о Боге, мы становимся добрыми, как Он. Думая о Боге, мы в этот момент становимся благими, как Он. Если мы хотим сделать что-то, мы должны думать, что это ради Него. Если не думаем, что это ради Него, и не получается ничего, и мысль твоя неправильна. Если думаешь о Боге и сердишься, ты не на правой стороне. Если думаешь о Боге и отчаиваешься, ты не на правой стороне. Сомнение придет, это не грех, но мы всегда должны держать сомнение вовне, не впускать его внутрь. Но если мы принимаем в себя сомнение, оно должно стать верой.

И вот я говорю: вы считаете Любовь, чем-то преходящим, нереальным. Но и слово-то болгарское, “любов”, не такое уж сильное. Для себя я Любовь толкую так: это сила, которая спускается из разумного мира, протекает по желобу и вливается в корыто, как вода. Эту воду люди набирают и стирают в ней одежду, делают ее нечистой и выливают, как выливают помои. Иной человек, изучая любовь, изучает помои. Чистая любовь, очищая людей, становится нечистой. Изучая ту любовь, что очистила людей, приняла в себя все их нечистоты, мы говорим: “Вот такая эта любовь”. Свои помои мы вылили на спину любви и говорим: “Такая эта любовь”. Ты обязательно запачкаешься, если любишь людей — ты будешь чистить их грязь. Грязь — это навоз, удобрение для растений. Грехи нужны: наши грехи — это удобрение для земли. Навоз развозят на телегах, удобряют им растения, а растения дают потом сладкие плоды. Сладкими плодами, рожденными из этой грязи, они угощают нас, чтобы мы их вкусили. Будем благодарить Бога за грехи, будем благодарить Бога за все наши ошибки. Будем радоваться добродетелям, которые дал нам Бог. Тому, что принимаем, будем радоваться, за то, что отдаем, будем благодарить. Будем благодарить за то, что нас освободили от этой грязи. 

Мы часто несем на спине навоз. Очень трудно человеку любить человека. Любить это значит знать, что человеку нужно в данный момент. Ребенок, рожденный талантливым, музыкальным, не любит, когда говоришь ему сладкие слова, когда даешь ему деньги. Ты дай ему инструмент, пусть играет. Певцу создай условия петь – не хвали его. Я говорю: Любовь состоит в том, чтобы всем людям рассказывать об их способностях, о тех замечательных вещах, которые Бог вложил в них, чтобы они их проявляли. Одновременно мы хотим, чтобы и они нам помогали, чтобы в нас проявилось добро. Если люди нас не любят, добро в нас не может проявиться, если мы их не любим, мы не даем возможности, чтобы в них проявилось добро. Когда любишь человека, ты даешь ему возможность проявиться. Если он любит тебя, он дает возможность проявиться тебе. В мире мы не можем проявиться, если не любим друг друга, нет у нас такой возможности. Мы говорим: Господь все устроит. Если любишь, ты дашь Господу возможность все устроить. Если любишь человека, ты сделаешь так, чтобы Он проявился. Он станет музыкантом, станет поэтом, станет сильным — все это будет. 

Я говорю: первое, что нужно, это любить, нужно, чтобы вы и любили, и принимали любовь. Нужно чтобы и вас любили и принимали вашу любовь3. Когда ты любишь, ты помогаешь людям, когда тебя любят, тебе помогают.

Так что радуйтесь, когда люди проявляют себя. Каждый, кто любит, это хороший пример, и каждый, кто принимает любовь, – хороший пример. И ты, когда любишь, — хороший пример. В этом отношении в мире нет разницы между богатыми и бедными. Иной раз вы не хотите быть бедными. Никто не хочет быть бедным, все вы хотите быть богатыми. Это очень хорошо. Очень хорошо, быть богатым. Тогда, почему же не нужно быть богатым? — Тебе на спину взвалили богатства больше, чем ты можешь нести. Зачем тебе это? Богатый человек должен стараться раздать свое богатство. Если он не раздает богатство должным образом, у него нет будущего; если раздаст, будущее есть. Став нищим, ты, должен будешь искать людей, должен будешь просить подаяние.

Современные люди не умеют просить. Если бы вы были нищим, как бы вы просили? Когда ко мне приходит скрипач, будет ли он просить? — Он вытащит скрипку и сыграет самую красивую мелодию. А я вытащу не один лев, а тысячу, и положу ему в карман. Если этот скрипач сыграет в десяти разных местах и везде ему дадут по пятьдесят-шестьдесят тысяч левов, будет ли он бедным? Художник не может быть нищим. Он даром нарисует самые лучшие картины, даром отдаст их людям, а они из карманов вытащат деньги. Он не будет назначать цену.

На то, о чем я говорю, и погода указывает: Если вы живете именно так, погода будет такой же ясной, и солнце будет так же светить. Сегодня среди нас есть братья, которые плохо одеты: у них нет зимнего пальто, нет теплой одежды. Их одежда – это наши старые взгляды. Наша старая любовь похожа на ветхую одежду. Человек говорит: Когда-то я его любил. Меня люди так любили, что я постарел от их любви. Когда они приходили, чтобы взять у меня плоды, они брали их не так, как нужно: они ветви обламывали, и я стал похож на пень. И я, конечно же, выправлюсь, но времени уйдет достаточно, пока вырастут новые ветви. Скажем, вы обидели друга. — Вы сломали одну ветвь. Будь разумен, не ломай ветви любви. Единственное, что не позволено, это ломать ветви любви. Некоторые люди жалеют, что любили. Почему вы жалеете, что любили когда-то? Что тут неправильного? Бог вас полюбил, послал в мир. Солнце вам светит, ветер вас овевает. Для вас растут листья, цветут цветы, текут реки, а вы повесили голову и говорите: «Как несчастен человек!»

Вы думаете, что вы из умных людей. Бедняк, когда он среди богачей, должен иметь сознание, должен думать: «Вы богаты ради меня. Я беден для того, чтобы вы могли дать мне кредит». Он — царь. Я радуюсь, что он сам себе царь. Царь вне тебя. Царь, почувствовав, что ты его понял, позовет тебя, чтобы ты стал ему другом. Если бедняк не может стать другом царю, он не понял любви. Если царь не может стать другом бедняку, и он не понял любви. У них неправильное понимание. Пусть бедняк станет другом царю, добрым другом, пусть не считает, что царь выше его. А царь пусть радуется, что у него есть бедный друг.

Далее: Господь нас понимает, а мы Его не понимаем. Не знаю, как вам это объяснить. Мы приходим в столкновение. Идея вот какая: Бога никто не создавал. Потому что, тот, кто Его создал, и есть Бог. Тот, кто создает, тот Бог. Тот, кого создают, – не Бог. В нас, в людях, появляется злоба, мы иной раз думаем, что никто нас не создавал. Став взрослыми, мы думаем, что не может быть, чтобы человек сначала был ребенком своей матери. Признавая, что мы произошли от Бога, мы опасаемся, как бы Он не раскаялся и не забрал обратно все, что когда-то дал. Мы смотрим в будущее и опасаемся, как бы Он не простер руку и не отобрал все те блага, что у нас есть. Это ошибка, это наша ошибка на земле. Бог, в сущности, радуется и нашим ошибкам, и нашим добродетелям, потому что, если бы Его огорчали наши ошибки, мы были бы сильнее Его. Ты огорчаешься из-за кого-то. Тот, кто тебя огорчил, сильнее тебя. Если он не смог тебя огорчить, ты сильнее. Если ты любишь его, ты сильнее; если не любишь, ты слабее. Тогда, если вы любите и любимы, вы оба одинаково сильны. Если не любишь, ты слаб. Если не веришь, ты слаб. Если отчаялся, ты слаб. Если просишь подаяние, ты слаб. Если не хочешь ни у кого учиться, ты слаб. Раз не хочешь просить у людей, тогда создавай им условия, делай что-то для них. Бог создал мир, оставил его нам и наблюдает за нами. Мы используем все Его блага. Господь следит за нами, выслушивает все наши теории о мире и ничего не говорит. Говорит Он только одно: «Очень хорошо». Всегда, когда ты предлагаешь Богу свою теорию, Он помещает ее тебе на спину, чтобы ты сам ее испытал. Поэтому у нас должны быть правильные взгляды. Все должно быть сделано вовремя. Скрипач должен хорошо играть. Тот, у кого есть язык, должен хорошо говорить. У кого есть глаза, должен хорошо смотреть, у кого есть уши, должен хорошо слушать. Все таланты, которые Бог нам дал, мы должны проявить в их совершенном качестве. Вещи становятся все более совершенными, но возможности для проявления многих благ запятнаны.

Вот это пусть станет для вас правилом, все остальное — теория: тот, кто любит, свободен; у того, кто любит, есть знание; у того, кто любит, есть жизнь; у того, кто не любит, нет свободы; у того, кто не любит нет знания; у того, кто не любит, нет жизни. Эти три вещи я говорю только вам, миру их незачем рассказывать. Мы должны изменить мир, вот и все. Странные люди — они спрашивают: «Как мы его изменим?» Человек нацепил на глаза повязку так, что ничего не может видеть, спотыкается. Подхожу, срываю повязку с его головы. Он может кричать, орать, сколько хочет. Говорю ему: “Посмотри на мир”. И я говорю: все повязки и все заблуждения с людей нужно сорвать. И прежде всего, с вас их нужно сорвать. Главное заблуждение: “Никто меня не любит, я одинок”. Одиночество — это качество, которое есть только у Бога, это не наше качество, мы не можем его испытать. Единственный, кто в мире одинок, — это Господь. С нашей точки зрения, нет ничего лучше одиночества и нет ничего страшнее одиночества. Нет ничего ужасней одиночества и нет большей красоты, чем красота одиночества. Это вы должны принять на веру, сейчас я не могу рассказать вам об этом.

Все мы шли в одном направлении: от хижи4 до этого места, но все не идут одной тропой. — Каждый идет своим особым путем. Две души не идут одним путем. Нехорошо идти одним путем. Люди говорят: «мы идем одним путем», а это неправильно. Человек, если он живет хорошо, идет своим путем. Но, если ты понимаешь человека, и он тебя понимает, тогда вы идете одним путем. 

Прежде всего, мы должны увидеть, отчего возникают контрасты. Я встречаю человека, когда я сам уже сыт. Слова “я голоден”, для меня означают не то же самое, что для него. Нужно войти в его положение, нужно, чтобы он пошел поесть. Я ему скажу: «Подожди, не пришло еще время». Если у человека есть небольшая нужда, удовлетворите ее. Этим вы приносите пользу самим себе. Вы можете удовлетворить его потребность: принесите ему хлеб. Вы знаете закон. — Достаньте хлеб, дайте ему булочку, яблоко, дайте грушу. Но вы говорите: «Если я дам ему, мне ничего не останется». 

Главное: сделаем добро основой нашей жизни. Попробуйте освободиться от противоречий. Несколько дней назад была большая буря, возможно, что и Софию бомбили, это показывает, о чем люди думали. Если все дела в порядке, Божественное пересиливает. Люди наводят порядок, сегодняшний день говорит об этом. Завтрашний день может оказаться облачным, а на третий день может снова проясниться. Перемены, которые происходят в людях, отбрасывают тень на реальную жизнь, на то, в каком вы состоянии, как чувствуете себя. При этом вы ждете, что жизнь станет лучше. Приходит очень хороший скрипач, вы идете слушать его. Если вы глухи, как вы услышите? Причина в вас. В зале тепло, скрипач играет, но вы говорите: «Не слышно». Значит, кроме хорошего скрипача, должны быть еще и уши. Пусть даже в салоне тепло, но, если скрипач пришел, а вы не можете его понять, как вы услышите его? Сегодня дается концерт, мир исправляется. Я вижу, что в мире собирают вещи. Это нынешние правители собирают – те, кто правят уже восемь тысяч лет. Сейчас они собирают вещи, грузят их на машины. Они уже уходят. Мы стали полностью нейтральны. Разоружим зло, пусть уходит. Мы в согласии с небом и ни с кем не будем воевать, ни с одной из воюющих стран. Те, кто приходит сверху, чтобы нас освободить, это Белые Братья, они вооружены, они выставляют нам ультиматум: мы должны порвать с черными братьями. Они хотят, чтобы мы с ними не воевали, а просто порвали, они хотят, чтобы мы порвали с черными братьями. Их умом, их философией мы жили уже достаточно. Некоторые из вас начнут плакать, причитать: «А что будет с нашими разрушенными квартирами?» Не слушайте их, оставьте эти квартиры. Я хочу, чтобы от них не осталось ни волоска. Чем владеют, пусть уносят. Белые Братья, которые идут, принесут все новое: и кровати, и шапки, и миски, и кастрюли, и обувь. Все старое вон! Незачем плакать, что будет с миром. Мы пришли в мир, где устроились черные братья, где нам лгали. Хватит! Сейчас остается единственное, что мы можем сделать. Единственное — это любовь к Богу, любовь к ближним, любовь ко всем братьям и сестрам. Любовь к отцу, к матери, к брату, к сестре. И слуга тоже твой брат. Маленький жучок, дерево, все в мире — братья, они притворились — приняли разные формы. Вы говорите: «Все это не для нас». – Вот это дерево, возможно, твой брат. Под словом “брат” я понимаю любое существо, которое может тебе помочь в данный момент. Корова дает тебе молоко – она твоя сестра. Яблоня дает тебе плод – она твоя сестра. Мы едва знакомы с нашими братьями и сестрами, которые нам служат. Свет, который приходит сверху, и он брат. Тепло, которое приходит к нам, наша сестра. Я так это вижу. Мы говорим: «Нет, тепло это не сестра». — Теплота это его речь. Открой свету, это твой брат. В свете я вижу нашего брата, в тепле — нашу сестру.

Сейчас поднимите и водрузите белое знамя. Любовь встречают с белым знаменем. Как-то один немец сказал: «Мы обладаем страшным оружием, если мы применим его, все превратится в пепел». Мир наступит сразу же. Что это за оружие такое? — Белое знамя. Если мы решили исполнить Божью волю, знамя поднято. Если все народы решат служить и исполнять Волю Божью, поднять белое знамя, придет мир, все будет устроено и приведено в порядок.

Сейчас мы сидим вот на этих братьях ( мы сидели на сосновых стволах). А знаете, что они говорят? — “Мы чего-то не понимали, вот вы на нас и сидите». А еще они говорят: «Если и вы будете чего-то не понимать, и на вас будут сидеть». Снизу они мне говорят: «Мы уже все поняли и воскреснем вместе с вами. Такими непонимающими мы больше не будем”.

“Это есть жизнь вечная: познавать Тебя, Единого, Истинного Бога и Христа, Которого Ты послал”.

Это есть жизнь вечная, познавать истинную Любовь, которая несет жизнь.

Это есть жизнь вечная, познавать Бога и все блага, которые Бог послал в мир. Это есть жизнь вечная.

9. Беседа Учителя, 28 августа, понедельник, 6 часов утра 1944 г.

Над хижей “Эдельвейс” на Витоше.

-----------------

Примечания

1. Болгарское слово «развия» означает и «раскручиваться, разворачиваться», и «развиваться». Здесь присутствует двойной смысл.

2. Ин. 04 — 11

4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставши-мися у тех, которые ели.

3. Учитель здесь работает с двумя полюсами любви. В болгарском языке для любви существует два слова: «обич» — любовь, как приятие, принятие — женский полюс Любви. И Любовта — любовь, как давание — мужской полюс Любви. В нашем обычном понимании и в русском языке Любовь не поляризована. В русском языке есть только одно слово для обозначения любви. Поэтому, там, где это необходимо, где Учитель работает с обоими полюсами, различая и противопоставляя их, в переводе слово «обич» переводится как «обичь» или как приятие (принимать, принимаю…) 

4. Хижа — хижина, горный приют (болг.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...