Перейти к содержанию

1936_08_26 Человеческое и божественное


Рассвет

Recommended Posts

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ

 

 

Современные люди жалуются на страдания и не знают причин этих страданий. Очень просто! Причина страданий, несчастий, болезней, через которые проходят люди, в том, что они живут в неорганизованном мире. Что надо сделать, чтобы справиться с условиями, в которых они живут? Они должны организоваться. Организованность должна начаться с их ума. Чтобы человеческий ум организовался, в него надо внести нечто новое. Только новое в состоянии освежить ум человека.

В чем разница между организованным и неорганизованным миром? В организованном мире каждая частица живет для себя, но живет и для целого. В неорганизованном мире части живут исключительно для самих себя. В организованном мире люди знакомятся полностью, а в неорганизованном лишь отчасти. Следовательно, когда части не связаны между собой, тогда говорится о неорганизованном мире.

Исследуя личную, семейную, общественную, религиозную, духовную жизнь современных людей, вы повсюду увидите эту неорганизованность. Вследствие этого люди находятся в поиске доброй, правильной жизни. Добрая жизнь подразумевает разумность. Разумный человек ищет причину вещей и учится на всем. Оказавшись не в настроении, перед каким-то противоречием, он сразу ищет их происхождение, чтобы смочь с ними справиться.

Те, кто не понимают причин своих несчастий и страданий, говорят, что плохи условия, что во всем виновато общество. Может это и так, но это не решает вопросов. Если вода не чиста, ты должен быть настолько разумным, чтобы не употреблять ее в таком состоянии. Чего можно ожидать от неорганизованного мира?

Кто-то был образован, да недоволен, что люди не оценили его. Он должен знать, что в неорганизованном мире, в коем он живет, люди могут оценивать его настолько, насколько используют его. Например, у вас есть здоровая, сильная лошадь. Пока ее используете, вы ее цените. Если лошадь заболеет и не сможет больше вам служить, вы уже ее не цените и списываете ее. Такое же отношение вы встретите и среди людей.

Одной из причин страданий людей является собственная их переоценка, присвоение себе прав больше, чем ему дано. Они сердятся, обижаются, недовольны, что им не дают тех прав, к которым они стремятся. Что касается их прав, они готовы бороться до конца. Дойдет ли дело до тех же прав других людей, они сразу готовы отказать в них. Право для тебя – это право и для других.

Все вещи в жизни людей происходят из двух источников: от понимания и от непонимания. Понимание производит гармонию, а непонимание – дисгармонию. Кто-то поет, но не имеет слуха, чтобы понять, как он поет, вследствие чего считает себя хорошим певцом. О тех, кого любите, вы думаете хорошо, о тех, кого не любите, вы хорошо не думаете. Это непонимание вещей, порождающее противоречия. Это естественно! Земля, на которой мы живем, это хорошо устроенный мир, но еще не совершенный. Это несовершенство заметно и во всех народах. Существуют разные степени их развития.

Когда вы путешествуете по разным странам, где-то вас встретят хорошо, а где-то и знать вас не хотят. Это случается не только за рубежом, но и в своем отечестве. Приходит какой-нибудь болгарин в круг своих земляков, но они принимают его как чужого, не признают его своим человеком. Говорят ему:

- Ты не из наших.

- Почему?

- Потому что не могут его использовать.

Пока генерал на поле боя дает приказы и добивается побед, все признают его своим человеком. Как только потеряет свою силу, он уже отброшен от передовой линии, никто не признает его героем.

Сейчас я подвожу вас к вещам, которые вы должны иметь в виду. Если не примете их во внимание, будете страдать. Страдания обязаны тому, что вы проходите через неорганизованную местность. Вопреки этому, вы говорите, что Бог промыслил обо всем. Отчасти вы правы, но не полностью. Не спрашивали вы себя, почему Бог об одних промыслил, а о других не промыслил? Один больной молится и выздоравливает, другой больной молится и умирает. Один молится, и ему помогает; другой молится, и ему не помогает. Он даже теряет все, что имел. Почему так происходит? – Потому что некоторые вещи человеческие, а другие Божественные. Пока ты молод, ты весел, в хорошем настроении. Как постареешь, становишься кислым, недовольным, никак тебе не живется, не находишь смысла в жизни. – Нет, жизнь всегда имеет смысл, безразлично, молод ты или стар. Только для тебя жизнь бессмысленна, потому что ты спустился в человеческий мир, где нет никакого изобилия, но ты ожидаешь результатов Божественного мира. Ты должен дать ход Божественному началу в себе и от него ожидать результатов. Божественное внутри человека, а не вовне. Раз уж пришел на землю, человек должен испытать и человеческое, и Божественное. Человеческое слабо, а Божественное сильно. Человеческое рвется, Божественное не рвется. Человеческое умирает, Божественное воскресает.

Зная различие между этими двумя мирами, вы должны испытывать вещи, испытывать людей, кто с какими мерками работает. Таким способом вы избежите страданий и разочарований. Что же вам разочаровываться в человеке, пользующемся величинами человеческого мира? Сколько бы ни обещал, он никогда не исполнит свое обещание. Прежде всего, сознание этого человека не пробуждено. Оно постоянно прерывается. Он и в пении, и в музицировании, и в речи образует неправильную линию. Рассматривая эту линию, вы не можете начертать путь ее движения. Она то спускается, то поднимается, из-за чего создается дисгармония в жизни человека. Когда он поет, вы слышите, что в начале песня идет хорошо. Дойдя до какого-то места, вдруг появляется дисгармония, потом опять исправляется и так далее. Это человеческое пение. В Божественном пении нет никакой дисгармонии. Там линия, даже искривляясь, сохраняет восходящее положение. То же замечается и в почерке человека. Буквы одного человека правильны, с красивыми линиями, а у другого никакой красоты, никакой линии.

Современные люди говорят о красоте, не зная, что собой представляет истинная красота. Они говорят, что некоторые вещи гладкие, красивые. В чем состоит красота гладких вещей? Все красиво на своем месте. Если шоссе, по которому вы едете, гладкое, его гладкость на месте. Но если горная вершина, на которую вы поднимаетесь, гладкая, это качество не на месте. Если гладкая, она не может слыть красивой вершиной. Пока человек на земле, он не знает, через какие места пройдет, какие трудности и страдания переживет. Хорошо бы человеку предвидеть все, что ему предстоит пройти, но если не может предвидеть, будь готов хотя бы справиться со всеми неожиданностями, со всеми трудностями в своей жизни. Человек не может все уладить сам, но есть дела, в которых ему никто не может помочь. Он сам должен их уладить.

Когда человек не может справиться со своими трудностями, он жалуется на жизнь, на себя и говорит:

- Удивительно, глаза имею, а ничего не вижу. Уши есть – ничего не слышу.

- Вот так, все зависит от того, какими глазами и ушами ты пользуешься. Если пользуешься человеческими глазами и ушами, дела твои постоянно будут не улажены. Если пользуешься Божественными очами и ушами, достигнешь всего, чего пожелаешь. Если ты в человеческой жизни, не жди достижения своих идеалов; если ты в Божественной жизни, то можешь всего добиться.

- А вот люди не щедры, не благородны.

- Да и ты не из самых щедрых и благородных. Как ты критикуешь людей, так и тебя будут критиковать. В человеческом мире критика касается всех.

- А кто-то не по-доброму живет.

- Это в порядке вещей. У этого человека нет необходимого понимания, вследствие чего он разрушает свою дружбу с людьми.

Итак, человек пришел на землю, чтобы научиться правильно жить и слушать своими Божественными ушами. Он должен начать с человеческих ушей, а завершить Божественными. Человек думает, что в любой момент Божественное начало находится в нем. – Нет, нет, он еще не привел Его в действие. Когда в человеке вполне начнет проявляться Божественное, люди лучше поймут друг друга и всегда будут взаимно любимы.

Если любовь не взаимна, вина или в самом человеке, или в окружающих. Люди разделены между собой потому, что имеют разные интересы. Каждый стремится обеспечить себя, свою жену и детей. Это не плохо, что человек заботится о себе, о своем доме, но таким способом он ограничивается, не дает Божественному в нем возможности правильно и свободно функционировать. Божественное исключает любую обиду, любые придирки.

Что нужно делать, если вы обидели человека? Не извиняться перед ним, а искать случая, чтобы помочь ему. Когда он окажется в затруднении, вы сразу придете ему на помощь. Когда вы ему поможете, он всё забудет. Таким способом исчезает любая обида, любое нерасположение. А иначе, сколько бы вы ни говорили, сколько бы ни извинялись, ничего не помогает.

Современные люди хотят улучшить свою жизнь. Улучшить ее они могут легко, но надо себя спросить:

- Человеческим способом они хотят улучшить жизнь или Божественным?

Человеческая жизнь иссушает, а Божественная освежает и воскрешает. Какие бы выгоды ты ни имел в человеческой жизни, в конце концов жизнь твоя становится бессмысленной. Чтобы не попасть в такое положение, ты должен сам всё осмыслить. (Роди ти се дете) Роди себе ребенка. Скажи себе:

- Буду заботиться о Божественном в этом ребенке, и содействовать его развитию.

- Да я уже состарился.

- Пока живешь по-человечески, непременно постареешь. Если осмыслишь свою жизнь, если дашь в себе ход Божественному, то и старость твоя станет приятной.

Христос говорит: «Если не станете, как малые дети, не можете войти в Царство Божье». Это значит: Если не начнете с Божественной жизни, вы постареете и лишитесь условий для вхождения в Царство Божье.

Человеческое представляет собой упаковку всех вещей в жизни, а Божественное – их сущность. Совершив оплошность, человек торопится извиниться. Не извиняйте ошибки, которые сами себя не извиняют. Не рекомендуй добродетели, которые сами себя не рекомендуют. Человеческое отталкивает, разделяет людей, а Божественное притягивает их, объединяет. Оно как магнит. Именно поэтому о человеке говорят, что он магнетичен, то есть притягивает людей к себе.

- Как этого достигают?

- Очень легко. Кто живет Божественным способом, тот всегда притягивает людей. Многим это не удается, поскольку они живут по-человечески, а желают результатов Божественной жизни.

Следовательно, чтобы прийти к Божественной жизни, всем людям предстоит великая задача: работать над собой, познавать себя и отличать человеческое от Божественного в каждой свое мысли, в каждом своем чувстве и действии. Пишешь что-то, - смотри, где человеческое, а где Божественное. Расстроился, - смотри, где в тебя проник человеческий элемент.

Человеческое прерывает сознание людей. Они теряют связь с Божественным и ищут способ снова восстановить эту связь.

Кто живет по-человечески, тот нуждается в помощи людей. Кто живет Божественным способом, тот помогает людям. Значит, попрошайничество присуще человеческой жизни.

И у человеческой жизни есть хорошие черты, но она временна, не может прилагаться постоянно. Она непременно должна замещаться Вечной, Божественной жизнью.

Современные люди дошли до самого опасного места – до границы человеческой жизни, где совершаются большие ошибки. Они находятся в положении путников, идущих по скользкой горной местности.

- Что надо делать, чтобы благополучно миновать эту местность?

- Надо бодрствовать, быть догадливым, иметь сильное воображение.

Говорят:

- Жизнь дается один раз, проживем ее, как сможем.

- Это не так. Жизнь имеет смысл, когда она от человеческой переходит в Божественную. Если происходит обратное, жизнь теряет смысл. Адам, первый человек, попал в такое положение. Когда он был в раю, то имел все условия проявить в себе Божественное, но все потерял. Он видел вещи не изнутри, а снаружи, вследствие чего не видел своей ошибки и не выдержал свой экзамен.

Ошибка его заключалась в желании иметь жену. Он видел, что ему чего-то не хватает. Когда человеку чего-то не хватает, это значит, что он живет по-человечески. Как именно родилось у Адама желание иметь подругу, и как она появилась, об этом создано много легенд.

Один еврейский раввин представляет следующую легенду о создании Адама и Евы. Он говорит, что первоначально Бог создал Адама и Еву одновременно. Ева была невидима для Адама. Он постоянно носил ее на спине, как ранец, из-за чего ощущал некоторую тяжесть. Он молил Бога освободить его от этого груза. Однажды Бог порвал завязки его груза. Ева сразу спрыгнула со спины Адама и предстала перед ним. Увидев ее, Адам обрадовался, потому что ощутил большое облегчение за спиной, но и сам он не знал, как и откуда пришла Ева.

Верна или нет эта легенда, и мы не знаем, но верно, что, жалуясь на страдания на трудности, люди показывают, что они носят за спиной тяжесть, и молят Бога освободить их, чтобы изменились их условия, чтобы они вошли в новую жизнь.

Моисей же писал, что Бог создал Адама из красной глины, из-за чего его называют красным человеком (Адам Кадмон) – мужчиной. Еву же он создал из ребра Адама, в связи с чем ее называют женщиной. Часто от женщин можно услышать:

- Зачем Бог создал нас женщинами?

- Потому что было недостаточно красной глины.

Мужчина и женщина различаются естеством материи, из которой они созданы. То, что создано из глины, имеет одно естество; то, что сделано из ребра, имеет совсем другое естество.

Когда мы говорим, что вещи отличаются по естеству, мы подразумеваем, что они различаются по форме, содержанию и по смыслу. Форма вещей – это человеческое; содержание – духовное, а смысл – Божественное. Смысл вещей связывает их форму, содержание и смысл. Всё, что не имеет смысла, порочит и разрушает вещи. Смысл их обновляет. Божественное придает вещам смысл, делает их свежими, чистыми – обновляет их.

Пришло время войти людям в Божественную жизнь, дать в себе ход Божественным идеям. Эти, а не человеческие идеи придадут смысл их жизни. Кто-то хочет быть богатым, сильным, образованным, но ни богатство, ни сила, ни образованность не в состоянии сделать человеческую жизнь осмысленной. Всё, что обретается извне, не в состоянии сделать человеческую жизнь осмысленной. Только Божественное дает ей смысл.

Когда жизнь человека становится осмысленной, он уже видит перед собой все возможности для достижения своих идеалов. Вот что означает стих из Писания: «И перейдешь от славы к славе». Пока переходит из славы в славу, человек живет в Божественном. Переходя из чести в бесчестие, он вступает в человеческое. Что надо делать такому человеку? – Единственное, что может его спасти, надо чтобы он вышел из человеческого и вошел в Божественное. Божественная жизнь – это жизнь работы. Там каждый работает, не дожидаясь других. Работы и учебы требует Божественная жизнь от человека. Только так он поймет ее суть.

Изучая жизнь, вы сами начнете отмечать разницу между человеческим и Божественным. Это различие особенно ярко выступает в любви. Парень любит девушку, готов для нее на любые жертвы. После женитьбы в первый же год их жизнь разлаживается.

- Почему?

- Потому что она позволила себе взглянуть на другого мужчину.

Это любовь человеческая. Божественная любовь такой разницы между людьми не делает. Если и есть какое-то различие, то оно в форме вещей, а не в их содержании и смысле. При этом в человеческой любви наблюдается нисхождение, а в Божественной – восхождение.

Когда кто-то говорит, что терпеть не может людей, это показывает, что он живет еще в человеческой любви. Пока вам люди в тягость, вы в человеческой жизни. Пока ваши умы помрачаются от знаний, вы в человеческой науке. Счастье есть только в Божественной жизни. Истинная наука – только в Божественной жизни.

И человеческая наука имеет свое место, но ей не хватает истинной связи, которая бы объединяла все факты, все явления и законы в одно целое. В этом состоит причина того, что все факты и явления в человеческой науке разбросаны, как предметы в музее.

Придя в какой-нибудь народный музей, вы найдете разложенные без разбору предметы, по которым трудно восстановить, какой была жизнь этого народа. Если пойдете в естественнонаучный музей, увидите разложенные кости, черепа различных животных, по которым трудно восстановить их формы.

Современные люди пришли к более высокой фазе развития. По черепам, костям допотопных животных они восстанавливают древние формы животного царства. Не только это, они также изучают головы людей и отсюда определяют с мельчайшими подробностями их характер. В заключение своих исследований они говорят, что не все человеческие головы одинаково правильны.

Следовательно, на вопрос, что делать для улучшения своей жизни, можно ответить прямо:

- Чтобы улучшить свою жизнь, ты сначала должен изменить свою голову.

- Как ее изменить?

- Войдя в Божественную жизнь.

Там и гнев, и обида на своем месте. Это энергии, которые впрягаются в работу и дают хорошие результаты. То же можно сказать и о добродетелях. Например, щедрость, примененная к месту, может принести добрые плоды. Щедрость, приложенная не к месту, причиняет ряд пакостей и несчастий. Что за щедрость, от которой умирает больной? Приходите вы к больному и приносите много еды. Он пробует еду, хорошенько наедается вкусного. На другой день его положение ухудшается. В таком случае предпочтительней быть скупым, чем щедрым.

Итак, когда люди жалуются на свои страдания, это показывает, что они еще в человеческой жизни. Именно в этой жизни несчастья и страдания растут, как грибы. И вопреки всему, люди ищут счастья. Они правы, но им надо знать путь, по которому счастье может прийти.

Встречаете вы бедного, но талантливого певца и начинаете думать, как ему помочь. Он сам себе может помочь.

- Как?

- Двумя способами: как обыкновенный попрошайка, или как певец.

Если поставит себя в положение обыкновенного нищего, он протянет руку тому-другому, ожидая подачки. Проходящий мимо него подбросит лев-два и с недовольством скажет себе:

- Дам ему что-нибудь, чтобы освободиться от него.

Если же он проявится как певец, то у каждого прохожего появится желание дать ему что-то, внести свою лепту в помощь талантливому певцу. Если у тебя есть талант в пении, ты должен употребить свой талант, чтобы обрести нечто существенное. Пой, приложи Божественное внутри себя для улучшения своей жизни.

Если имеешь силу, приложи и ее. Если имеешь терпение, посмотри, как и его приложить. Все надо применить в свое время и на своем месте. Будешь терпеть, но не предоставлять возможность детям бить тебя. Позволить детям бить себя – в этом нет никакой философии.

Так вот, изучайте одновременно и человеческую и Божественную жизнь, а то, что поймете, приложите в своей личной жизни. Берегитесь закисания. Закисание свойственно человеческой жизни, но не Божественной. В Божественной жизни плоды не подвержены брожению. Там не происходит никакой ферментации.

Человеческое исправляется через Божественное. Человеку достаточно иметь сильное желание исправить свою жизнь, чтобы ему помогли. Возвышенные существа из Божественного мира спускаются к нему и помогают.

- Как это происходит?

- Разными способами: внешне – через других продвинутых людей, и внутренне – через самого человека. Как только произнесешь какую-нибудь ложь, они тебя сразу корректируют. Они докажут тебе, что человек может исправиться только с помощью истины.

Современные люди стремятся к прогрессу. Они даже не подозревают, что прогресс заключается в нахождении истины, в глубоком внутреннем понимании вещей. У кого есть внутреннее понимание вещей, тот постепенно справляется с трудностями в своей жизни. Вот что значит переход человека от человеческой к Божественной жизни.

И тогда, будучи слабым, посредственным учеником, он начинает развивать свои задатки и становится даровитым учеником. Тот же, кто возвращается от Божественной жизни к человеческой, постепенно теряет свои способности и становится обыкновенным, посредственным учеником.

Чтобы не попасть в такое положение, человек должен бодрствовать. Пока человек думает, что он прав во всем, что он знает и делает, он еще в человеческой жизни. В человеческой жизни счастья нет. Там человек может учиться, но счастливым быть не может.

Какой-нибудь юноша хочет жениться на красивой, богатой девушке, чтобы быть счастливым. Какого счастья ждет он от женитьбы, не основывающейся на любви? Его близкие начнут подыскивать ему невесту, прислушиваться, кто же им порекомендует добрую, красивую и богатую девушку. Родители девушки, желающие от нее освободиться, любезно примут юношу в своем доме, хорошо его угостят, будут вести сладкие беседы, пока не обманут его. Когда юноша женится на девушке, родители спокойно вздохнут и скажут:

- До сих пор мы носили ее на плечах, а отныне ты станешь ее носить.

Нет, так девушку не выбирают. Когда какой-нибудь юноша хочет изучить характер приглянувшейся ему девушки, он должен войти в ее дом в качестве слуги. Не зная его, не зная его намерений, родители девушки, да и сама девушка проявятся так, каковы они в действительности. Так и Бог испытывает людей. Он посылает в их среду ангела и смотрит, как они отнесутся к нему. По поведению людей с этим ангелом и познают их характер.

Люди стремятся к небу, к Божественной жизни, потому что не довольны своей жизнью. Однако они видят, что не могут достигнуть того, чего желают.

- Почему?

- Потому что они имеют множество грехов, которые необходимо искупить.

Действительно, пока не исправят свои ошибки, пока не искупят свои грехи, люди не покинут землю. Они должны усиленно работать над собой, исправлять свои ошибки, корректировать свои формы и только тогда ожидать пробуждения в себе Божественного.

Божественное – это нечто неуловимое. Вы видите его в данный момент в человеке, а в следующий момент его уже нет. Малейшее отклонение человека от прямого пути в состоянии закрыть в нем путь для Божественного. От человека требуется понимание, сознание, чтобы уловить, что собой представляет Божественное начало.

Многие думают, что, попав в Божественный мир, они получат то, чего ищут. Нет, войдя в Божественный мир, вы должны отдать все, что приобрели. Когда уйдете на тот свет, вы должны взять с собой весь капитал, который нажили на земле, и сказать:

- Пожалуйте, все, что я нажил, - в вашем распоряжении.

Разумные существа примут вас хорошо и поприветствуют словами:

- Добро пожаловать!

Следовательно, когда вы придете в Божественный мир, вы должны быть готовы отдать все свое богатство. Если отдадите все, все получите.

 

«Божья Любовь несет полную жизнь»

 

Беседа от 26 августа 1936 года, 5 часов утра, София – Изгрев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...