• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Рассвет

1944_12_15 Неделимые вещи

В теме 2 сообщения

НЕДЕЛИМЫЕ ВЕЩИ

 

15 декабря 1944 г., пятница, 5 ч. утра. София – Изгрев

 

 

В чем состояла основная мысль предыдущей лекции? – В различии между человеческим и Божественным порядком.

 

Великое содержится в малом, а малое разносит Великое по всему Божественному миру. Божественное прямо не передается, оно передается только через малое. Вам удивительно, почему большое не передается прямо, и почему оно не видимо? Очень естественно: как поместишь в рот большой каравай хлеба? Разломишь хлеб на несколько маленьких кусочков и по одному будешь брать их в рот.

 

Малые вещи прямо входят в Божественный мир. Божественное само по себе неделимо. По видимости и Божественное делится, но в сущности оно неделимо. Слово "неделимо" подразумевает физическую, внутреннюю связь. Нога неотделима от тела. Если ее отделить, она потеряет свою жизнь и перестанет работать. Нога совершает определенную работу, пока связана с телом. Глаз тоже выполняет свою работу, пока связан с телом; если он потеряет свое единство с телом, – перестанет ему служить.

 

Говорю: малые вещи должны стать ясными. Чтобы они стали ясными, нужно поместить их в фокус и так на них смотреть. Если предмет не попадает в фокус, ты не можешь видеть его ясно. Если рассматриваешь вещи в фокусе, будешь иметь большие достижения. Фокус необходим повсюду. Все, кто хочет достичь чего-то легко, без приведения вещей в фокус, остаются разочарованными. Достижение подразумевает помещение предметов в их фокус. Только тогда они становятся ясными.

 

Вы все были учениками, знаете это. Если учитель посмотрит строго, ученик все забывает. Испытующий взгляд учителя в состоянии потрясти ученика – он замирает на месте.

 

Один известный американский проповедник рассказывал об интересном переживании. Он всегда писал свои проповеди и выучивал их наизусть. Однажды, когда он проповедовал, вошла женщина с черными глазами и посмотрела на проповедника. В этот момент проповедь исчезла из его головы, он ничего не мог вспомнить. Только он хотел извиниться перед слушателями и отложить беседу, сказав, что нерасположен проповедовать, как в комнату вошел молодой человек с открытым лицом и живыми улыбающимися глазами и посмотрел на проповедника. Этот взгляд подействовал на него так, что он вспомнил всю беседу и продолжил свою работу.

 

Есть ученики, в присутствии которых учитель не может преподавать. Есть и такие учителя. Один взгляд учителя в состоянии так смутить ученика, что тот забывает свой урок. Один взгляд учителя в состоянии и восстановить его мысль.

 

Говорю: вы должны изучать закон малых величин. Не только говорить о них, но быть сведущими. Иной раз ты недоволен жизнью. Спроси себя, мал ты или велик. Малый всегда доволен, а большой никогда не может быть доволен. Если ты недоволен – ты большой, ты – человек с достоинством, ты гениален, играешь роль большого человека.

 

В чем заключается величие поэта? В его поэзии. Если поэт располагает несколькими тысячами слов, и каждое слово имеет свое значение, поэзия его будет богата.

 

Человеческий язык охватывает различные области мысли. Есть мысли, которые в определенном случае могут произвести только определенный вид явлений. Есть мысли, которые порождают огонь, и другие, которые создают холод. Все вы, когда были учениками, испытали холод некоторых мыслей. Вы дрожали, как будто вас облили холодным душем. Иногда ваши мысли производили внутреннее тепло. Ум производит холодные мысли, а сердце – теплые чувства. Холод и тепло вызывают различные состояния.

 

Многие из вас кашляют и спрашивают, что такое кашель, от чего он зависит. Кашель вызывается мелкими, микроскопическими существами, которые умны, знают, где загнездиться. Они находят самое деликатное место – горло, где производят свои опыты: выделяют различные соки, в виде химических соединений, чтобы посмотреть, какой у тебя голос, как ты должен петь.

 

Что делать с этими микробами? – Не давай им пищи, оставь их голодными. Ты их кормишь по три-четыре раза в день, так что они у тебя сыты, а потом удивляешься, почему портится твой голос. Устрой им трех-четырехдневный пост, не давай им никакой еды.

 

Если при таком, как у вас сейчас, кашле, вы справитесь с ним за один день – вы сильные люди. Если кто-то сможет справиться за неделю – тоже сильный человек. Иной человек и за год не может справиться со своим кашлем. Болезнь естественно приходит, но у вас должна быть гордость, чтобы справиться с нею. Это задача, которую вам нужно разрешить.

 

Случается, что кто-то смеется над тем, кто кашляет. Не проходит много времени, он сам начинает кашлять. Что теперь нужно делать, чтобы освободиться от кашля? Нужно исправить свою ошибку. Пока человек не исправит свою ошибку, кашель его не оставит. Не смейся над тем, кто кашляет. Кашель – крайне тщеславное существо. Где ни пройдет, все его слышат, все издали его узнают.

 

Помните: чтобы справиться с болезнями и трудностями, нужно быть разумными, понимать, какие вещи реальны, а какие нереальны. Сталкиваясь с нереальными вещами, вы не можете себя узнать и спрашиваете: "Я ли это, или кто-то другой?" Представьте себе сильного человека, который мог нести на спине сто килограммов. Приходит день, когда он так ослаб, что два килограмма не может поднять. Он спрашивает себя: "Куда девалась моя сила? Я ли это?"

 

Человек должен изучать себя. Когда двойник человека из духовного мира входит в физический, он, не желая того, создает человеку большие трудности и страдания. Ненужные страдания, которые у вас сейчас есть, происходят из-за вашего двойника. Попав в физический мир, он не может найти себе почву под ногами; нет ничего, что могло бы его радовать. Он похож на человека, который дробит камни долотом, или на художника, который считается гениальным, но, рисуя картину, видит, что в ней не хватает чего-то существенного. Если в картине художника не хватает чего-то важного, – значит это не великий художник.

 

Некоторые вещи маловажны, а другие важны. Нужно знать, каких вещей не хватает человеку. Например, встречаешь кого-то, но не хочешь его видеть. Разреши эту задачу, пойми, почему не хочешь видеть этого человека. Ты скажешь, что это неважно. Нет, разрешение этого вопроса очень важно. Это социальный вопрос. Ты не в первый раз встречаешь этого человека, и в будущем будешь встречать его много раз. Иногда на Земле необходимо видеть данного человека, а иногда ты можешь не встречать его. Некий человек не причинил тебе никакого зла, но ты не хочешь его видеть, а другого – хочешь. Почему это так – ты не знаешь. Для всего есть свои глубокие причины.

 

Один адвокат ехал из Софии к себе домой, в Горное Орехово. На вокзале его остановил крестьянин и сказал ему: "Господин, мне не хватает тридцати стотинок на билет, помоги мне, пожалуйста." – "Не могу тебе ничего дать," – сухо ответил адвокат. Крестьянин примирился, поднял свой мешок и пошел в путь пешком. Адвокат видел из поезда, как крестьянин пешком шел в свою деревню.

 

Через пять-шесть лет адвокат уехал в Англию. Случилось, что ему нужно было переехать из одного городка в другой. Он пересчитал свои деньги, и оказалось, что ему не хватает тридцати пенсов на билет. Посмотрел вокруг, нет ли кого знакомого, но знакомых не оказалось. Пришлось ему идти пешком. Взяв вещи в руки, он вспомнил крестьянина, которому не захотел помочь. Нужно было дать ему только тридцать стотинок, но адвокат не был готов оказать помощь.

 

Если ты не хочешь помочь ближнему, и тебе не помогут. Нет ничего лучше, как помочь кому-нибудь в каждый данный момент. Но есть случаи, когда помогать не нужно. Тут требуется разумность, нужно понимать, когда следует помочь, а когда нет. Кому-то нужен револьвер, чтобы кого-то убить; будешь ли ты ему помогать? Кто-то хочет, чтобы ты дал ему большой нож. Дашь ли? Нож – вещь опасная, не для него. Есть вещи, от которых нужно воздержаться. Нельзя дать человеку все, чего он хочет.

 

Каковы свойства малого? В химии и физике говорится о протонах, как малых величинах. Как ученые обнаружили свойства протонов? Сколько ни увеличивать протоны, они все равно остаются невидимыми. Как ученые их открыли? Представьте себе, что разумные существа переносятся с одного места на другое с помощью протонов, как мы ездим на автомобилях или самолетах. Что вы об этом скажете? Вы спросите: "Неужели у разумных существ нет другого дела, как перемещаться с помощью протонов из одного места в другое?"

 

Что представляют собой разумные существа? Это существа смирения, они могут уменьшиться настолько, что проходят через самые маленькие щелки. Там, где проходят разумные существа, никто не может пройти. Закрытые места для них открыты. Как они там проходят, только они сами знают. Знайте, что когда и вы проходите через места, через которые никто не может пройти, этим вы обязаны разумным существам.

 

Представьте себе, что кому-то снится красный конь. Человек во сне садится на коня, едет до определенного места и останавливается. Потом он слезает с коня, а конь продолжает свой путь. Проснувшись, человек спрашивает, как он связан с конем. Куда направляется конь? Почему человек слез с него?

 

Конь представляет собой конкретный человеческий ум, на котором человек ездит. Есть у тебя конь, а через некоторое время ты остаешься без него. Это случается с каждым обычным человеком. Есть у тебя благо, но через некоторое время ты его теряешь. У совершенных существ, однако, это не так. Никто не может лишить совершенное существо тех благ, которые ему даны. Разумный человек – сонаследник природы. Чего пожелает, то будет иметь. Для него природа всегда открыта. Для неразумных, которые не являются сонаследниками природы, все закрыто.

 

Какой вопрос для вас наиболее важен? Когда утром просыпаетесь, что вас больше всего интересует? Какое слово в болгарском языке для вас самое важное? А какая буква по-вашему самая важная? Каждое слово и каждая буква имеют специфическое значение, занимают специфическое место.

 

И в природе так же; каждая часть Целого занимает специальное место и выполняет специальную работу. Посмотрите, какое положение занимают отдельные части цветка. Венчик повернут вверх. Когда на него падает дождь, он поворачивается вниз. Значит, цветок направлен снизу вверх; плод же направлен сверху вниз. Чем более зрелым он становится, тем ниже опускается. Таким образом, есть два противоположных движения. Поэтому когда вы срываете цветок, будете иметь один результат, а если сорвете плод, будете иметь другой результат. Притом результат зависит и от времени, когда вы срываете цветок или плод.

 

Мысль человека – это его цвееток. Вы должны знать, когда своей жизни сорвать цветок. Не следует рвать цветы своей жизни, нужно внимательно, с корнем вынимать их и пересаживать на новое место.

 

Спойте песню "Махар бену аба". Ее можно петь различным образом, и она произведет различные результаты.

 

Сейчас музыка несколько отошла на задний план, ее заменила музыка орудий. Когда гремят пушки и дальнобойные орудия, они заглушают всякую музыку. Что бы сейчас ни говорилось о музыке, люди находятся в положении узников, которые почти ничего не знают о своей свободе.

 

В Лондоне два полицейских сумели схватить одного из самых известных разбойников и передали его в полицию. Его поместили в комнате на третьем этаже, связали ему руки и ноги крепкими веревками и оставили в таком положении, пока суд решит, какого наказания он заслуживает. По невниманию надзиратель забыл свечу в комнате и ушел.

 

Разбойник был умен; он увидел зажженную свечу и, когда шаги надзирателя удалились, начал соображать, как использовать ее, чтобы бежать из тюрьмы. Он добрался до свечи, сунул руки в пламя, чтобы пережечь веревку; потом поместил свечу под веревку, которой были связаны его ноги, и пережег и ее. Освободив руки и ноги, он взял с постели простыню, разрезал ее на куски, хорошо связал их между собой, и у него получилась веревка, по которой он спустился из окна. Сообразителен был этот разбойник.

 

Вы скажете, что неправильно бежать от своей судьбы. Разбойник решал вопрос о своей свободе в своем уме и в своем сердце. Зажженная свеча – это его ум, а простыня – его сердце. Он впряг ум и сердце в работу. После этого надзиратель вошел в комнату и не нашел разбойника. Таким же образом и вы можете использовать зажженную свечу и простыню, чтобы обрести свободу.

 

Певец рассчитывает на свой голос. А на что рассчитываете вы? Человек должен рассчитывать на четыре существенные вещи: на свой дух, на свою душу, на свой ум и на свое сердце. С душой связана воля. Если ты не рассчитываешь на свой дух, на свою душу, на свой ум и на свое сердце, – на что другое можешь рассчитывать? Если не рассчитываешь на Божественный, духовный и физический мир, на какой мир будешь рассчитывать? Божественный, духовный и физический миры – это те миры, на которые только и может рассчитывать человек.

 

К какому миру относится пение? Вы скажете, что пение имеет отношение к сердцу. Нет, пение относится к уму, то есть оно принадлежит умственному миру. Музыкальные произведения литературные. Музыкальное чувство находится на границе между творческим и Божественным умом в человеке. Работайте над собой сознательно, чтобы улучшить свой голос.

 

Как его улучшить? Если бы я преподавал музыку, первой моей заботой было бы пробудить в учениках любовь к ней. Это самый простой метод. Если ученики полюбят каждый тон, он для них оживет. Каждый тон, – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, – живой. Петь с любовью – это трудное искусство. Например, тон "ля" – это зреющий плод в гамме баса. Гаммы сходят на землю как блага, которые радуют малые существа.

 

Как человек раздает блага? Как он открывается людям? Когда поешь, ты открываешься и даешь от благ, которые несешь. Раздай свои блага так, что окружающие будут только на тебя смотреть и тебе радоваться, не грабя тебя. Радуйся, что кто-то открылся и поет. Если ты его ограбишь, он не сможет петь хорошо. Искусство – когда поешь, знать как открыть дверь.

 

(Учитель поет песню "Махар бену аба" басом).

 

Как вы споете эту песню колоратурно? Хорошее пение то, в котором есть содержание.

 

Слово "махар" означает подготовку духа, души, ума и сердца к работе, которая их радует. Петь басом значит проявить сначала отца, который спускается к своим детям – сопрано, тенору и альту, – и говорит: "Я вам дам первые уроки." Он обращается к одному из детей и спрашивает его: "Голоден ли ты, хочешь ли поесть супа?"

 

Суп расстраивает желудок, потому что разжижает желудочный сок. Так расстраивается и голос. Песня, похожая на суп, не может хорошо научить.

 

Встречаете ученицу, которая хорошо поет, рисует и шьет – она одарена, но чего-то ей не хватает. Чего ей не хватает, она не знает. Однако за хорошее пение ее везде хорошо принимают. Достаточно хорошо петь, чтобы путь тебе был открыт. Пойте и не думайте, одарены вы или нет. Если человек думает, что он не одарен, это заблуждение.

 

Нужно образовать школу певцов, в которой один будет петь за подснежник, другой – за крокус, третий – за фиалку, четвертый – за розу, пятый – за гвоздику. Каждый хорошо выучит первую песню, а потом перейдет ко второй, третьей и так далее. По пению можно узнать характер человека. Каждое движение, каждый тон, который исходит от человека, говорит о нем самом.

 

Каков характер человека, если верхняя губа его развита больше, чем нижняя? Кто-то больше работает верхней губой, другой больше работает нижней губой. Движение верхней или нижней губы показывает, какие силы действуют в человеке в данный момент.

 

Слушаешь лекцию какого-то профессора и делаешь отрицательное движение лицом. Почему? – Не доволен лекцией. Не занимайся отрицательными силами, потому что этим ты приносишь вред прежде всего себе. Какой-то человек упал на улице и испачкался. Ты проходишь мимо него и говоришь: "Не хочу останавливаться около этого человека." – Остановись, примени добро, помоги человеку встать и очиститься. Когда помогаешь другим, ты помогаешь и себе. Как веришь в себя, так будешь верить и другим. И наоборот: если веришь другим, усилишь и свою веру.

 

Несколько лет назад я знал учителя математики, – духовного человека, который умел вдохновлять учеников. Он вызывал ученика к доске и говорил: "Я вижу, что ты гениален, сейчас я дам тебе задачу, ты сразу ее решишь." Ученик просматривал задачу и говорил: "Господин учитель, никак не могу решить эту задачу, она для меня трудна" – "Решишь, ты же гениальный." Ученик опять просматривал задачу, брался с той или другой стороны, начинал решать. Учитель стоял рядом с ним и его поддерживал. Ученик напрягался, мыслил усиленно и решал задачу. Потом учитель говорил: "Вот видишь, как только мы стали решать вместе, у нас получилось."

 

Хорош был этот учитель. Он ходил между учениками, когда они решали задачи. То одному посмотрит в глаза, то другому: передавал что-то от себя. И ученик посмотрит на него и поймет, что надо делать. Если ученик ошибался, то легко находил свою ошибку и исправлял ее.

 

Если ученик не мог решить задачу, учитель говорил: "Что с тобой делать? Единицу тебе, что ли, ставить? Мне кажется, что ты не стоишь большего, чем единица; ты не понимаешь значение единицы. Поэтому я поставлю тебе единицу, чтобы ты ее понял."

 

Учитель входил в класс веселым – улыбался, но не смеялся. Ученики его любили. Он часто делился с ними своими взглядами. Когда он поступал с ними строго, на следующий день говорил: "Не принимайте близко к сердцу то, что я вам сказал. Когда-то я и сам был невеждой, как вы. В будущем и вы будете как я – учеными людьми."

 

Природа, как воспитательница, не представляет собой "табула раса" – чистого, неисписанного листа. В ней решаются самые трудные задачи. Зная это, не усердствуйте излишне. Начинайте с самого малого. Пусть оно постепенно растет и увеличивается. Таков закон. Не говорите, что из вас ничего не выйдет, не предрешайте вопросы.

 

Возьмите, например, число 999. Знаете ли вы, какое число получится, если возвести его в такую же степень? Получится огромное число. Едва ли найдется кто-нибудь, кто умножит это число само на себя 999 раз. Если кто-нибудь возведет его в квадрат или в куб, после этого устанет и не захочет дальше его умножать. Квадрат какого-то числа представляет собой его цветок, а куб – его плод. Мысль – это цветок, когда находится в двумерном мире. Она становится плодом, когда оказывается в трехмерном мире. В этом мире вещи динамичны.

 

Один молодой человек, студент, поступил на работу в богатое семейство. Он был очень одаренным, отличался музыкальными способностями, понимал в живописи, скульптуре, вообще многое знал. Все ему что-то приказывали – и муж, и жена, и дети. Все, что ему приказывали, он исполнял точно и хорошо. Когда он провел в этом семействе два-три месяца, все поняли, что он – не обычный слуга, и начали просить у него совета, спрашивать, что делать в том или ином случае. Так что через некоторое время роли переменились: они исполняли, а он приказывал. Значит, тот, кто знает и понимает вещи, тот и хозяин. А кто ждет всего готового, – тот слуга.

 

Говорю: иногда вещи внешне выглядят простыми. В сущности это не так. Думаете ли вы, что зрение – простой процесс? Часто через глаза вашего ума проходят возвышенные существа, которые оставляют вам целую галерею картин и образов. Если вы расположены, – будете ими забавляться и чему-нибудь да научитесь. Если не расположены, – возвышенные существа заберут свой аппарат и уйдут. Так они помогают разрешению трудных вопросов в вашей жизни.

 

Пусть теперь три человека, – две сестры и один брат, – споют песню "Махар бену аба", без подготовки.

 

(Поют песню).

 

Эта песня означает: "Приходите в наш сад, попробуйте зрелых плодов, увидите, как они красивы и сладки."

 

(Учитель еще раз поет "Махар бену аба").

 

Спойте песни: "Все в жизни достижимо", "Сила живая", Сила, здоровье – это богатство".

 

– Светлый путь Мудрости ведет к Истине.

 

– В Истине скрыта жизнь.

 

 

 

Неделимые вещи

Неделими неща

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

НЕДЕЛИМЫЕ ВЕЩИ

ХХIХ лекция молодежного класса 

от 15.XII.1944, 

Пятница, 5 ч.у.

Изгрев – София

Перевод А. Левицкой

Отче наш. 

Махар бену аба.1

Каковы основные мысли предыдущей лекции? 

В чем разница между человеческим и Божественным порядком? Великое должно содержаться в малом. Малое должно быть распространено по всему Божественному миру. Напрямую Божественное не воспринимается. Вам сейчас кажется странным: почему великое не вмещается в человека? Представьте себе, что у вас есть большой пирог, можете ли вы вместить его в рот целиком? Вы отломите один маленький кусочек, съедите, потом второй, третий. В Божественный мир входят малые вещи. Божественное, великое, неделимо. Оно не делится, в нем нет деления. Существует представление, будто оно делится, но нет – оно неделимо. Под словом «неделимо» мы понимаем внутреннюю органическую связь, как неотделима от человека его нога – отделившись, она теряет свою жизненность. Будучи связанной с целым, она может выполнять любую работу. Нога, связанная с целым, может выполнять свою работу, но если единство с целым прекращается, она перестает служить. Вот эти маленькие вещи должны стать для вас ясными. Потому что человек видит, когда предметы в фокусе. Если предмет не попадает в фокус, ясно ты его не видишь. Если он попадает в фокус, ты всего достигаешь. Фокус есть в добром, разумном, – везде необходим фокус. У всех, кто хочет достигнуть чего-либо легко, без фокусировки, не идут дела. Значит, предмет должен быть ясен, он сам должен себя обосновывать.

Вы, ведь, были учениками. В школе есть такие учителя, которые, как посмотрят на ученика, так, словно, замораживают его – ученик всё забывает. Посмотрел такой учитель на ученика на экзамене, и тот всё забыл. Мне рассказывал один американец, известный проповедник. «Написал я – говорит – свою проповедь, знал её наизусть, а записи забыл дома. Поднимаюсь на амвон, начинаю проповедовать. Тут входит женщина в черных очках, и сразу же проповедь исчезает из моей головы – ничего не помню. Я уже приготовился было сказать, что сегодня не расположен проповедовать, отложить проповедь, и тут входит молодой человек, со светлым лицом, и я сразу же ее вспоминаю». Есть люди, которые поглощают. И ученики есть такие, и учителя. Есть такие ученики, при которых учитель не может преподавать – это законы такие – как посмотрят, так всё и забываете. Выходите из класса – и тут же вспоминаете.

Я говорю: сейчас нужно изучать закон малого. Не разговаривать о нем, а изучать. Скажем, иной раз ты недоволен жизнью, какой ты при этом: маленький или большой? Маленький не может быть недовольным – он всегда доволен. Недоволен большой. Если ты недоволен, ты большой человек. У тебя большое самомнение, у тебя есть и достоинство, и гениальность, чего у тебя только нет – ты великий человек. В чём заключается величие поэта? Поэт знает несколько тысяч слов, и каждое из них имеет свое значение. В человеческом языке существуют различные области. Обдумывая мысли, ты замечаешь, что есть такие мысли, которые в ряде случаев могут вызвать определённые явления. Есть мысли, которые могут вызвать огонь. Даже у вас, у учеников, иной раз, когда вы на экзамене, возникает озноб, вы дрожите. А иной раз приходит мысль, от которой у вас появляется внутреннее тепло. Первая мысль – холодная – она для ума. Тёплое чувство для сердца. Это разные вещи. Вот, например, кашель. Что такое кашель? Его вызывают мелкие существа, микроскопические, их нужно в тысячу раз увеличить, чтобы увидеть. Они очень хитрые. Они проникают в горло, в самое деликатное место певца, оседают в гортани и раздражают ее: выделяют химические соединения, разъедающие ткани – в результате появляется налёт. И что станет с твоим голосом? А что нужно делать? – Не давать им пищи, оставить их в покое. Вы ко́рмите их, три раза в день ко́рмите. Вы ко́рмите свой кашель, хорошо ко́рмите и этим портите голос. Устройте ему одно, двух, трёх, четырехдневный пост, не давайте ему есть. Человек должен быть сильным. И вот вы, те, кто кашляет, если справляетесь за один день, вы достаточно сильны. Если справляетесь за два, три, четыре, пять дней, а в некоторых случаях и за год, вы не из сильных людей. Чтобы справляться с болезнями, вам нужны амбиции. Болезни придут, это естественно, но с ними можно справиться. Это задача, которую нужно решить. Часто случается, что ты смеёшься над человеком, который кашляет. Ты засмеялся, и в тот же момент тебя самого схватил кашель. И пока не вылечишь кашель, ты не исправишь ошибку. Не смейтесь над теми, кто кашляет. Нет существа более тщеславного, чем тот, кто кашляет. Он хочет, чтобы все его знали: всюду, где бы он ни проходил. 

Иной раз, находясь среди нереальных вещей, вы считаете, что человек не может себя познать. У человека возникает вопрос: он это или кто-то другой? Представьте себе человека, который был силён, мог поднять сто килограммов. И вот этот человек становится слабым: даже двух килограммов не может поднять. Куда ушла его сила? – Закон нужно изучать. – Когда человеческий двойник из духовного мира переходит в физический, он может создать нам большие препятствия. Те ненужные страдания, которые мы сейчас испытываем, обязаны собой нашему двойнику. Переходя из духовного мира на физическое поле, он не может найти для себя почву. Ничто не может его обрадовать. Он похож на человека, который долотом дробит камни, или на художника, который кистью наносит краски. Ну, и что с того? Ему кажется, что это гениально, но, написав картину, он сам видит, что многого в ней не достает. В картине самого великого художника чего-то не достает: всё в ней не так, как в природе. Что-то существенное, самое важное, нарисовано выпукло, ярко, но многого из того, что тоже важно, нет. Вот вы, ученики, не расположены к каким-то своим знакомым, не хотите смотреть на них. Реши задачу, почему это так, почему ты не хочешь смотреть на них. Потому что, если ты решишь этот вопрос, а это очень важный социальный вопрос, в следующий раз ты встретишь его уже не впервые, ты еще тысячу раз встретишь этот вопрос, когда-нибудь он да появится. На земле иногда тебе нужно чего-то не заметить. Будешь проходить мимо и не захочешь смотреть. Ты сам себе не отдаешь отчета, что в человеке отвращает тебя от него так, что ты смотреть на него не хочешь. Никогда раньше ты его не встречал. А на кого-то ты хочешь смотреть. У всего этого есть свои глубокие внутренние причины. Я уже приводил этот пример об одном болгарском адвокате на вокзале в Горном Оряховице: к путешествующему софийскому адвокату подошел крестьянин, которому не хватало на билет тридцати стотинок2. Крестьянин сказал: «Помоги мне, дай тридцать стотинок». Адвокат в ответ: «У меня нет тридцати стотинок». И поскольку не нашлось никого, кто дал бы ему денег, крестьянин взял свою сумку и пошёл пешком. А адвокат сел на поезд и из окна вагона смотрел на шедшего пешком крестьянина. Через пять-шесть лет этот адвокат приехал в Англию, пришел на вокзал, хотел сесть на поезд, но ему не хватило тридцати стотинок. И ни один англичанин их ему не дал. Он взял свою сумку и пошел. И тут он вспомнил крестьянина, который просил у него тридцать стотинок. Теперь ему самому понадобились тридцать стотинок. Тогда он не захотел помочь, а теперь ему никто не помог. Есть в мире Божественный закон. Нет ничего лучше, чем помочь в подобном случае. А иной раз помогать не нужно. Есть дела, в которых не нужно помогать. Кто-то хочет, чтобы ты дал ему револьвер. Зачем ему это давать? Кто-то хочет большой нож. Это опасно, это не для него. Есть вещи, которые нужно держать при себе, которые нельзя давать людям. Почему? – Существует нечто невозможное. 

Каковы качества малого? Как современные люди обнаружили протоны? Протон, даже если его увеличить до размеров Земли, всё равно остается невидимым. Увеличивай хоть в миллионы раз, он все равно невидим. Как же его открыли учёные? – У них было откровение. Представьте себе, что на протоне перемещаются разумные существа. Протон – это такой автомобиль, на котором перемещаются разумные существа. Что скажешь? – Скажешь: «Ему ничего другого не остаётся, как быть автомобилем». Так вот, разумные существа этим и отличаются. В чем их разумность? – Самые разумные существа проходят через самые маленькие щелочки, через которые никто другой пройти не может. Там, где разумный проходит, другой не может пройти. Поэтому мир открыт. Когда проходит разумный, мир открыт. Как он проходит через это место, он и сам не знает. Итак: там, где мы можем пройти, а другие не могут, там присутствует разумность.

Скажем, спите вы и вечером просыпаетесь. Вам снился сон. С чем он связан? – Появляется красный конь, вы садитесь на коня, уезжаете. И просыпаетесь. С чем связан этот конь? Значит, во сне вы видели, что вы сели на коня, въехали в дом, слезли с коня, и проснулись. Куда ушел этот конь? Конь – это человеческий ум. Именно человеческий ум находится в услужении у человека. 

Совершенные существа отличаются тем, что у них нет страданий. Никто не может лишить их какого-либо блага. Они сонаследники в природе. Что хотят, то и получают. Для людей, которые не являются сонаследниками, природа закрыта. 

Что вас сейчас интересует, что является самым важным? Утром, когда вы встаёте, что вас интересует? Если бы вам нужно было выбирать, какую букву болгарского алфавита вы бы выбрали? Из всех букв, какая для вас самая удобная? Попробуйте нарисовать себя как часть природы. Вот цветок, его чашечка повёрнута вверх. Как только падает первая капля, чашечка поворачивается вниз. Значит, цветок это перевёрнутая чаша. Движение цветка происходит снизу вверх. Зреющий плод движется сверху вниз. Следовательно, вы имеете два разных результата. Если вы сорвете цветок, у вас будет один результат, если сорвете плод – другой. Это зависит от того, когда вы сорвёте плод. Так вот я говорю: Нужно знать, когда срывать свою мысль – свой цветок. Иной раз вы как и все люди рвёте цветы. – Ты вырой цветок с корнем и посади на новое место. 

Песню: «Махар бену аба», можно спеть и по-другому. Есть такой способ, что если им спеть, получится совершенно по-другому. Теперь о музыке: когда начинают петь эти орудия, эти пулемёты, какие музыкальные тоны они издают? Вот, что бы вы ни говорили, но когда человек заключен в тюрьму, он мечтает о свободе. В Англии, в Лондоне, двое полицейских схватили одного из известных воров и связанного по рукам и по ногам отвели в тюрьму, заперли в камере на третьем этаже, а в ней оставили только зажженную свечу. И ушли. Но вор был умен. Когда полицейские ушли, ему пришло в голову, что зажженная свеча может его спасти. Он поднес веревку, которой были связаны его ноги, к пламени свечи и пережёг. Затем размотал веревку, которой были связаны его руки, и освободил их. В камере нашлась простыня, он разорвал её на полоски, связал из них верёвку, вылез из окошка, спустился по веревке вниз и сбежал. У него была сообразительность, была тактика. Он не рассуждал о том, что если кто-то убегает из тюрьмы, то это судьба. Нет, он сразу решил, зачем Провидение оставило здесь свечу. Свеча – это его мысль. Простыня, которая стала веревкой, это его сердце. Стражники приходят, а его и след простыл. Я говорю: и вы, точно так же можете использовать свечу и простыню. 

Если вы споёте песню определённым образом, вы что-то приобретёте. Это так естественно – что-то приобрести. Приходит обыкновенный певец, поёт песню, ему дают пять, десять левов, и он уходит. Приходит хороший певец, его оставляют на обед, угощают. Он поёт песню, и ему говорят: «Оставайся». И он уже не может уйти. 

Итак, на что вы рассчитываете? Существенно для человека рассчитывать на четыре вещи: нужно рассчитывать на свой дух, на свою душу, на свой ум и на своё сердце. С душой связана воля человека. Если ты не можешь рассчитывать на свой дух, на свою душу, на свой ум и на своё сердце, на что ты тогда можешь рассчитывать? Если ты не можешь рассчитывать на Божественный мир, на духовный и физический мир, на что ты будешь рассчитывать? – На эти миры ты можешь рассчитывать. 

Некоторые из вас певцы. Пение относится не к сердцу, оно относится к уму. Литературное произведение это музыка. Музыкальное чувство это граница между творческим и Божественным умом человека. Вы никогда не уделяли времени тому, чтобы улучшить свой голос. Вы не знаете, как его улучшить. Если бы я преподавал музыку, я преподавал бы её очень просто. Я заставил бы всех учеников музыку полюбить. Чтобы, когда они поют «До», это «До» было живым, чтобы они его любили. Они живые, эти «До», «Ре», «Ми». Красивое пение это искусство. Вот тон «Ля». Это зреющий плод в басовой гамме. Гамма сошла на землю, свои блага она раздаёт малым, чтобы те могли радоваться. Как мы должны брать? И как начинать с давания? Как открыться? Только не так, что как только ты открылся, так на тебя сразу же наорали, а так, чтобы люди сидели и просто смотрели, и радовались тому, что ты открылся. А по другому: тебя ограбят, и ты не сможешь петь. Как вы теперь возьмете «ля»? – Так, будто дверь открывается. Какое в этом случае получается «Ля» в басовой гамме? (Учитель поёт «Махар бену аба»). Теперь оно уже басовое. (Учитель поёт песню.) Этот тон ещё лучше можно взять. Как его взять поярче? В хорошем пении есть содержание. «Махар» означает, что сначала нужно подготовить свои ум, сердце, душу и дух и только тогда начать работу, которая будет тебя радовать. Как вы споёте «Махар бену» в басовой гамме? В данном случае бас это отец, который говорит: «Сопрано, тенор и альт, давайте-ка спустимся к этим детям, чтобы преподать им первые уроки. Он начинает с голода. Драганчо, а можешь ли ты есть суп? Я еще раньше понял, если суп не поёт, как следует, то портится желудок. Хорошая еда хорошо поёт. А суп глотают. Единственные невыученные песни – это песни супа. 

Представь себе, что ты ученица: ты талантлива, умеешь хорошо петь, хорошо рисовать, хорошо шить, но чего-то всё же тебе не хватает. Где бы ты ни была, если ты хорошо поёшь, ты будешь для людей желанной гостьей. Самое главное: пой хорошо, чтобы путь тебе был открыт. Начиная петь, не думайте о том, что вы не талантливы. Это заблуждение, что вы не талантливы. Должна быть организована школа пения, в которой одни будут начинать с подснежника, крокуса, другие – с фиалки, третьи – с розы, гвоздики. 

Скажем, если ваша верхняя губа во всём принимает бо́льшее участие, чем нижняя, какой в этом случае у вас характер? Некоторые из вас, поднимая верхнюю губу, отдают приказы. А другие делают манёвры нижней губой. От таких манёвров у вас полностью меняется характер. Или, например, слушая лекцию какого-то профессора, вы корчите гримасу. Незачем заниматься отрицательными вещами. Упал человек на дороге, запачкался. Ты говоришь: «Это его дело – не нужно было падать». Прими в нём участие, помоги человеку, этим ты поможешь себе.

Был один такой учитель математики, Вълев его звали, с хорошим чувством юмора. Вызывает он ученика и говорит: 

– Ты так умён, задачи решаешь гениально. Сейчас я дам тебе задачку, а ты её решишь. 

Учитель даёт задачу, а ученик удивляется, говорит: 

– Господин учитель, я никак не могу её решить. 

– Ты решишь её, ты гениальный человек, ты просто притворяешься.

Ученик вгрызается в задачу, начинает в ней разбираться, а учитель делает ему то один, то другой, то третий намёк, глядишь, ученик и решает задачу. Учитель ему говорит:

– Видишь, объединившись, мы с тобой выполнили эту работу.

Он ходит по классу между учениками, кому-то смотрит в глаза, и глаза его говорят ученику, что нужно сделать и где ошибка. Ученик его понимает. Когда ученику указывают на ошибку, он всегда понимает. Никогда не думайте, что он не способен решить задачу. Когда ученик не мог решить задачу, учитель говорил ему: «Ну, и что тебе поставить? – Поставлю кол. Больше единицы ты не стоишь». Вы не понимаете ценность единиц. Они стоят намного больше, чем вы думаете. Этот учитель был хорошим математиком, он шутил, делился своим мнением с учениками. И все ученики его любили. Сам он был при этом серьёзен, не смеялся. Улыбка была, а смеха не было. У него сознание было. Иной раз он извинялся. Он говорил: «Я вам что-то сказал? – Не принимайте этого близко к сердцу. Когда-то и я был точно таким же невежей, как вы. Вы временами на медвежат походите. Но однажды вы станете такими же учеными, как я сейчас». 

Природа, когда она появилась, представляла собой не tabula rasa3. Что вы называете tabula rasa? Tabula rasa бывает там, где решаются самые важные задачи. Ничего не надо преувеличивать. В первую очередь желайте малого. Не преувеличивайте своих желаний. Маленькое желание будет постоянно расти в вашем уме. – Это закон. Не говорите: «Из этой мысли ничего не вышло». Никогда не решайте заранее. Например, есть в математике число 999. Если возводить его в степень, равную ему самому, сколько времени вам на это понадобится? Нужно будет много раз умножить и в результате получится очень длинное число. Люди начинали умножать, несколько первых умножений делали и дальше не шли. А если число возводить в квадрат или в куб, в чём разница? – Квадрат это цветок, куб – плод. Какая-то мысль в вас – цветок, поскольку одномерна, а другая – плод – она динамична, она в мире трёх измерений. 

Я вам только один пример приведу: один очень талантливый студент, высокого происхождения, был музыкантом, художником, скульптором. Он многое умел. Как-то он нанялся слугой в одну семью. Все ему приказывали. Хозяин приказывал, его жена и дети – все приказывали. Он исполнял все приказания, но по прошествии двух-трёх месяцев они увидели, что не они тут господа, а он. И поскольку он играл, пел, всё знал, все к нему и обращались. Говорю вам: тот, кто может что-то сделать, тот в данном случае и господин. Тот, кто ждет, что ему что-то сделают, – слуга. 

Иногда вы думаете, что зрение это простой процесс. Много раз через ваши глаза в ваш ум будут проходить высшие существа. Они развернут перед вами целое направление, целую галерею картин и мыслей. Но всё это – развлечение. Если вы к этому расположены, вы этим воспользуетесь, если нет, они просто уйдут. Но если эти существа из невидимого мира приглашены, они вам помогут. 

Теперь пусть трое из вас споют «Махар бену аба»: две сестры и один брат. Спойте, не думая об этом. (Две сестры и один брат спели). Вы говорите: Войдите в наш сад, где зрелые плоды и попробуйте, потому что они сладкие и красивые. Как бы вы спели басом? (Учитель поёт песню). А как бы вы спели тенором? (Учитель поет два раза). Спойте: “Всичко в живота е постижимо, Сила жива, Сила здраве е богатство4.

Только светлый путь Мудрости ведет к Истине. В Истине…5

__________

1. Махар бену аба – Песня Учителя, братская песня.

2. стотинка – мелкая болгарская монета – 1/100 лева

3. tabula rasa (лат.) – чистая доска

4. Братские песни: 

·         Всичко в живота е постижимо          –Всё в жизни постижимо, 

·         Сила жива                                           –Живая сила, 

·         Сила здраве е богатство                  –Сила, здоровье это богатство

5. Формула: Только светлый путь Мудрости ведет к Истине. В Истине есть скрытая жизнь.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты