• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Рассвет

1944_11_17 Самое малое применение / Самое малое приложение

В теме 2 сообщения

САМОЕ МАЛОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

17 ноября 1944 г., пятница, 5 ч. утра, София – Изгрев

 

 

– Божья Любовь несет изобильную и полную жизнь.

 

Спойте песню "Я помолодею" ("Аз ще се подмладя").

 

В чем сила этой песни? Вы скажете, что сила ее кроется в омоложении. Сколько есть способов помолодеть? Есть только один способ помолодеть – путь добра. Только тот, кто встанет на путь добра, помолодеет. Без добра это не происходит. Зло старит человека, а добро омолаживает. Кто служит злу, тот преждевременно стареет.

 

У вас есть буквы: "a*n" и "b*n". Буква "а" означает источник, который непрестанно течет, – "n" раз, или человека, который нагружен бесконечное число раз. Буквы "b*n" означают сеяние чего-то тысячи раз. Когда встанешь на путь добра, помолодеешь "n" раз. Добро омолаживает, знание нагружает. Приобретать знание значит нагружаться. Становиться лучше значит быть посеянным. В этом смысле чувство – сеяние, знание – принятие груза.

 

Вы скажете, что это нуждается в объяснении. Однако сила не в объяснении вещей. Ты можешь объяснить нечто, но это еще не истина. Под "истиной" я понимаю то, что ты можешь сделать. Ты можешь объяснить нечто, можешь играть, но сила не в самой игре. Сила в том, как ты играешь. Некто берет смычок, начинает играть, машет смычком во все стороны. О нем говорят, что у него широкий размах. Он широко размахивает смычком, но не умеет играть. Из его широкого размаха ничего не получается. Если скрипач не вложил в скрипку и в струны свою мысль, тон извлечь невозможно.

 

Говорят о ком-то, что он – хороший человек. Он хорош, но у него нет энергии, ничего не может сделать. Какой человек хорош? – У которого есть энергия. Как сожмет камень, – сверху появляется огонь, вниз течет вода. А только переносить камень с места на место – это еще не добро.

 

Говорят, что хороший человек бросает камень далеко. Не то же ли делает и сеятель? И он берет зерна из горшка и бросает их на поле. – Почему бросает? – У него есть идея. Каждый может бросать зерна, но нужно вложить в них небольшой импульс. Нужно бросить зерно на поле, а не в вне поля. Притом не нужно сеять дважды на одном и том же месте. Сей все время на новых местах. Сей и проявляй добро.

 

Ошибка часто состоит в повторении. Поругаться с кем-то – это не ошибка. Но ругаться с тем же человеком во второй, в третий раз – это ошибка. Такая ссора уже неуместна. Поругайся с человеком один раз и потом скажи себе: "Я уже засеял это место. Летом мы придем сюда вдвоем и будем жать". Слово "ругаться" (болг. "карам") имеет нечто общее с турецким "кара" – черное. Это – запутанное дело. "Кара", – черное, – значит, что люди могут ругаться только ночью, когда снаружи темно. Но ссориться днем, на свету, – это не дело. Вы должны иметь основание, должны знать, почему ссоритесь. Почему люди больше всего ругаются? Какая ссора лучше всего? Назовите мне хорошее ругательство.

 

Ссорятся два студента-музыканта. Один другому говорит: "Ты невежда, ничего не понимаешь." Тот отвечает: "Это верно, одно время я ничего не понимал, сейчас начинаю понемногу понимать, а в будущем буду понимать и уметь еще больше. Спасибо, что ты меня ругаешь. С этого момента я начинаю понимать. Если бы ты меня не ругал, я бы так и остался простаком." Когда двое друзей ссорятся, они становятся ученее.

 

Что означает слово "простак"? Оно содержит в себе несколько элементов: завязывание плода, его созревание и продажу. Простак имеет условия, чтобы плод его завязался, созрел, и чтобы нашелся торговец, который купит его плод, погрузит его на лошадь и куда-нибудь отвезет на продажу. Плохо, если простак не имеет условий, чтобы его плод завязался и созрел, или если он не может использовать условия.

 

Простота дает сладкие плоды, но они скоро загнивают и становятся горькими. Ешь эти плоды, пока они свежие, только что сорваны. Иной раз вы хотите поругаться с кем-то, целыми днями или даже месяцами думаете, что скажете ему то или это, и время проходит напрасно. Это время потеряно. Если надумал поругаться, поругайся один раз и покончи с этим делом.

 

Все, что происходит в мире, хорошо и уместно. Если бы это было не так, природа бы этого не допустила. Раз допустила, значит это уместно. Плохо для тех, кто не понимает. Для тех, кто понимает, все хорошо.

 

Например, летом бывает невыносимая жара. Плохо ли это? Если бы не было такой жары, плоды не могли бы зреть. Зимой бывает большая стужа. Плохо ли это? Если бы не было большой стужи, развивались бы микробы, а стужа ограничивает их развитие. Некто говорит, что у него стынет сердце. Радуйся, что стынет, – микробов не будет. Если оно будет слишком горячим, разовьются микробы и появятся различные болезни. При большой любви развиваются различные болезненные состояния. Следовательно, когда говорят, что сердце человека очень горячо или очень холодно, – это только утверждения. Что мир плох – это только утверждение. И что мир хорош – тоже только утверждение.

 

Значит, вы "n" раз даете, и "n" раз берете. Когда даете, нужно знать, как взять. В селе Провадийском было два соседа – болгарин и турок. Болгарин дал турку взаймы восемь мер (болг. "крина" – около 15 кг) пшеницы. Турок расплачивался с ним десять лет пшеницей, и после этого остался должен болгарину еще 80 мер. Дело оказалось очень сложным. Турок платил долг со сложными процентами.

 

Чтобы не попадать в затруднительное положение, следуйте пути природы: берите как можно меньше. Только малые величины не попадают под закон сложных процентов. И в приобретении знаний следуйте законы природы. Пусть знание будет небольшим, но надежным. Что есть малое? – То, что приятно нести. Что есть большое? – То, что нести неприятно. Может ли вселенная повториться "n" раз? – Не может. А молекула или атом могут повториться "n" раз.

 

Значит, долг нужно платить вовремя, чтобы не набегали проценты. Иначе задача остается неразрешенной. До коих пор задача остается неразрешенной? – Пока человек не научится давать. Когда научится давать, он разрешит свою задачу правильно. Если человек только берет, не давая, он делает ошибки. Чтобы брать, нужно большое знание. Искусство – знать, как взять.

 

Что осталось у вас после этих объяснений? Как понимаете лекцию? На что похожа эта лекция? Она похожа на чашку воды, которую я выливаю в озеро. Заметите ли вы, что в озеро вылита чашка воды? Произошло ли с озером какое-нибудь изменение? Насколько в нем стало больше воды? Количество воды немного увеличилось, но почти незаметно, микроскопически. Мало кто обращает внимание на такие числа. И вы, слушая лекцию, не интересуетесь тем, чтобы совершить хотя бы микроскопический опыт.

 

Обращайте внимание на самое малое, что в вас вливается. Это вам на пользу. Что бы вы ни делали, все это на вас отразится, отпечатается на вашем лице, как рисунок на листе, с которым работал художник.

 

Многие занимаются рисованием, но мало истинных художников. Кто-то рисует человеческое лицо с коротким носом. Не подозревая этого, он создает себе несчастье. Рисуй лицо с длинным носом. И себе пожелай длинный нос; природа, увидев твое желание, даст тебе его. Кому природа дает короткий нос? – Детям. Какой клюв у аиста? – Длинный. – По какой причине у маленькой птички короткий клюв, а у аиста – длинный? Аист долго думал, какой клюв себе создать, чтобы было удобно хватать змей, ящериц и лягушек. В конце концов природа ему помогла создать длинный клюв. В этом отношении природа крайне изобретательна. Она приспосабливает каждую форму к условиям.

 

Вы часто сравниваете произведения обыкновенного поэта и поэта гениального. Чем отличается гениальный поэт? Он хорошо знает законы речи и их использует. Он правильно соединяет слова, поэтому и мысль его легка и логична. Некий человек любит поэтический слог и говорит: "Горы высоки, долины глубоки." Это логичное сочетание слов, потому что только при высоких горах бывают глубокие долины, и при глубоких долинах есть высокие горы. Встречали ли вы высокого человека с короткими ногами, или маленького человека с длинными ногами? Это неестественные сочетания, которые редко встречаются в природе.

 

Хотите ли вы иметь маленькое тело с длинными ногами? Зачем вам длинные ноги? Это все равно как пожелать зимой иметь легкую обувь. Земля может быть и сухая, но снаружи холодно – зима наступила. Желайте реальных вещей, которые можно применить.

 

Притом знайте, что последнее впечатление, последняя идея, последняя мысль оказывают сильное влияние на человека. Кто-то недоволен собой, считает себя некрасивым. Почему он некрасив? Последний человек, которого, – перед тем, как его родить, – видела его мать, был некрасив. Если последний человек, которого женщина видела, перед тем как родить, был красив, и ребенок будет красивым. Если кто-то учен, причина в том же: когда мать его рожала, последний человек, которого она видела, был ученым.

 

Все, что человек встречает или видит в последний час или последнюю минуту дня, оказывает на него сильное влияние. Добро оказывает хорошее влияние на человека, зло – дурное влияние. Если встретишь милосердного человека, в сознании у тебя отпечатается милосердие. Каждая добродетель оказывает соответствующее влияние на человеческое тело.

 

Ты говоришь о ком-то, что он – плохой человек. Не говори так, потому что сам себе причиняешь несчастье. Не ищи у людей недуги. Это – последнее дело. Только ученый, сильный человек имеет право заниматься ошибками людей. Когда станешь судьей, тогда рассматривай ошибки. Пока ты не судья, – не имеешь права.

 

Вы часто рассматриваете вопрос, кто прав и кто неправ. Кто-то пошел в виноградник, набрал винограда и поставил корзину в стороне. Прошел другой человек, увидел корзину, сел спокойно рядом и наелся винограда. Вы скажете, что он совершил преступление. В чем заключается его преступление? Он облегчил ношу другого человека, его корзина полегчала. С другой стороны, он дал ему возможность еще раз сходить в виноградник, набрать винограда, сколько хочет. Человек, который поел винограда из корзины, задолжал природе.

 

Никто не может освободиться от своих долгов. Внешне никто может не знать об ошибках человека, но природа его уже поймала. Она следит за тем, что ты делаешь, и заставляет тебя отвечать за это. Ты должен исправить свою ошибку и гармонизироваться с ней. Природа сосчитала, сколько зерен ты съел, и ждет, что ты сочинишь из них песню. Каждое зерно – нота. Природа тебя спрашивает: "Какую песню ты сочинил?"

 

Каждый человек носит корзину с неразрешенными задачами. Каждое семечко – задача. Его нужно посадить, чтобы оно выросло и дало плод. Семя познается по плоду. Точно так же и мысль – это семя. Будучи посаженной, она дает плод. По плоду мы определяем, какова мысль. В Писании сказано: "По плодам их узнаете их." Если вы хотите узнать, какова данная мысль, посейте ее. Люди страдают от неиспытанных вещей, от неразрешенных задач.

 

Часто люди своими мыслями и чувствами обременяют тело. Вопреки этому о ком-то говорят, что он – хороший человек. Чтобы узнать, хорош ли человек, посмотрите на пальцы его ног. По отношению между пальцами ног можно определить добро и разумность в человеке. Современные физиономисты рассматривают ноги в целом, а не отношение между пальцами. Посмотрите, как устроены пальцы ног. Они устроены не так, как пальцы на руках, отличаются от них. Человеческие ноги построены по другой гамме, не по той, по которой построены руки. Если ваш приятель раздражителен, причина этого кроется в пальцах ног. Если ты хочешь подружиться с каким-то человеком, пойди с ним в баню, посмотри устройство пальцев его ног. Вы дружите с кем-то, не зная, каковы его пальцы.

 

Если большой палец устроен хорошо, ты можешь на него рассчитывать. Скуп человек, или щедр, можно узнать по мизинцу. Безымянный палец показывает отношение человека к красоте, средний – каков он, когда берет и дает, то есть какова его совесть. Указательный палец определяет обхождение человека. Большой палец показывает взгляды человека: руководится ли он во всех своих делах идеей Бога, то есть руководит ли им какой-нибудь высший закон, или он живет по свои законам.

 

В будущем судья, прежде чем вынести приговор обвиняемому, будет рассматривать пальцы его ног. Он не будет искать свидетелей, как сейчас. Пять пальцев – это пять свидетелей. Они определят приговор человека. Некультурные народы будут решать дела нынешним образом, а культурные – новым способом, по пальцам.

 

В турецкое время дела решались быстро, попросту. Судья писал обвинение: "Иван, действительно ли ты должен?" – "Должен" – "Сколько?" – "Сто левов" – "Плати!" Иван вынимает деньги из кошелька и платит. Тем дело и кончалось. Сейчас дела тянутся месяцами и годами. Современный человек и свои внутренние дела рассматривает подобно нынешнему делопроизводству: сначала выяснит, в чем состоит дело, потом начнет его исследовать, будет откладывать на месяцы и годы, пока наконец придет к какому-то решению. А дело просто. Если ты должен кому-то деньги – отдай их, и дело с концом.

 

Что тебе стоит, когда проходишь мимо сестры, с которой у тебя что-то неправильно в отношениях, остановиться на момент и сказать: "Я плохо с тобой обошелся, думал о тебе плохо, но я изменил свое мнение, хочу, чтобы наши отношения улучшились." Скажи так, подай ей руку и иди дальше. Встречаешь другую сестру, с которой у тебя плохие отношения; остановись и около нее, скажи ей несколько добрых слов, чтобы забыть дурное. Скажи, что видишь в ней хорошую сестру.

 

Верно ли это? – Верно. До сих пор ты видел дурное в человеке. Начни видеть хорошее. Ты живешь со своим братом десятки лет, от одной матери, от одного отца вы родились, а ты говоришь, что он – плохой человек. Если брат твой плох, тогда и мать, и отец – такие же, как он. Они родили его, но и тебя они же родили. Скажи брату и сестре, что они хороши. Скажи, и не сомневайся в своих словах.

 

Я объясню вам эту идею. Прохожу через песчаное место; вынимаю из кармана три плодовых семечка и сажаю их, подсыпаю немного земли и ухожу. Через год они уже выросли. Я их поливаю, ухаживаю за ними, и они хорошо развиваются. Кто-то проходит мимо и говорит: "Зачем ты посадил тут эти деревья, их здесь коровы затопчут." У людей нет оснований так говорить. Место, где я посадил семена, – не пустыня. Вообще, там, где человек сажает семена, появляется рай. Место, которое не обработано, становится пустыней.

 

Ты собираешься сделать какое-то доброе дело, но откладываешь и в конце концов от него отказываешься. Ты сам себе создаешь несчастье – хорошее место превращаешь в пустыню. Все люди, которые не реализуют свои мысли и чувства, причиняют большие несчастья человечеству. Примени самое малое, иначе ты создашь в себе пустыню. Посей самое малое семечко, приведи его в себе в действие. Что хорошего надумаешь, примени, не откладывая. Если отложишь, сам себе создашь несчастье.

 

Разговаривают два христианина. Один спрашивает другого: "Скажи, почему дьявол богат?" – "Скажу тебе. Каждый раз, когда какой-то христианин надумает дать милостыню и отложит это, дьявол берет эти деньги себе. То, что люди обещают и не выполняют, становится капиталом дьявола. Все, что кто-либо не исполнит, идет в банк дьявола. Поэтому он богат. Если люди начнут жить хорошо, если будут применять добро, дьявол обнищает." А что делаете вы? Вы постоянно вкладываете нечто в банк дьявола, и он богатеет. Он обманывает вас, говорит, что что-то вам даст, но ничего не дает. Однажды посмотришь, – а банк твой обанкротился.

 

Я видел, как человек отломил кусок хлеба, чтобы дать кому-то, но ему показалось, что мало дает, и он отломил кусок побольше. Другой отломил большой кусок, но ему показалось, что это слишком много, и он отломил от него половину и отдал ее. Тот, кто отломил сначала большой кусок, а дал маленький, создает себе несчастье. Тот, кто отломил сначала маленький кусок, а потом дал большой, создает себе счастье. И первый исправляет свою ошибку, и второй, но в противоположном направлении.

 

Допустим, кто-то из вас письмоносец. Что он должен делать, послушав лекцию? Он должен разносить письма. Принесет кому-то письмо и скажет: "Вам письмо, пожалуйста." Значит, после лекции он будет раздавать друзьям письма. Представьте себе, что кто-то получил письмо, в котором его просят сесть на первый же поезд и приехать. Письмоносец не принес письмо вовремя. Близкие ждут человека, а он не приехал. Что делать? Нужно исполнять задачу безотлагательно.

 

Советую вам не сообщать никому о своих проектах, иначе люди начнут вас отговаривать: это, мол, не получится. Почему не выходят некоторые дела? Как они могут получиться? Ты говоришь, что хочешь стать кротким человеком. Знаешь ли ты, что такое кротость? Хочешь стать мягким человеком. Знаешь ли, что такое мягкость? Хочешь говорить разумно. Знаешь ли, что такое разумная речь?

 

Нелегко говорить разумно. Трудно убедить других в том, во что ты сам не веришь. В природе вещи происходят сразу, потому что она верит в то, что задумала, и применяет это. Мир может перевернуться с ног на голову, но то, что она решила, произойдет. У нее не появляется отрицательных мыслей, что-де то или иное не получится. В этом ее сила. Что нечто опаздывает, не получилось вовремя, – ничего не значит. Она не отказывается от своих решений.

 

Многие любят фантазировать, стремятся к вещам, которых не могут реализовать. Например, кто-то воображает, что может переместить Витошу. Прежде всего, это невозможно. Кроме того, люди не будут довольны перемещением Витоши. Куда вы ее переместите? Человеку следует стремиться к вещам, которые могут реализоваться, если не в физическом мире, то в духовном.

 

Если у вас есть драгоценный камень, вам нужно знать, куда, на какой палец его поместить. Если драгоценный камень в перстне, вы легко найдете ему место. Кто-то надевает перстень на указательный палец. Это показывает, что он должен быть благородным. Если надеваешь перстень на средний палец, это показывает, что ты должен быть справедливым. Если надеваешь его на безымянный палец, должен стремиться к красоте. Если надеваешь перстень на мизинец, должен правильно относиться к тому, как давать и как брать. Иной человек надевает перстни на все пальцы, на обе руки.

 

Итак, не перемещайте Витошу. Лучше попробуйте переместить мысль – все – чему-нибудь да научитесь. Научитесь перемещать свои желания. Допустим, вы пошли куда-то в гости, и на вас оказалась вошь. Что вы будете с ней делать? У турок есть обычай, поймав вошь, бросать ее на пол комнаты или на землю. Но так вши начнут ползать по людям. Если поймаешь вошь, отнеси ее в поле, пусть пасется на траве. Скажи ей, что ты очень занят, что у тебя нет времени ею заниматься. Вошь, как паразит, представляет собой непотребную человеческую мысль, или непотребное человеческое желание, которое нужно отнести в поле, чтобы они питались травой. Только так ты освободишься от ненужного в себе. Или нужно схватить ее, зажать между большим и указательным пальцами, то есть между Божественным и человеческим, и дать ей хороший урок – переломить ее. Итак, если поймаете на шее или на голове свою ошибку, отнесите ее в поле, пусть научится есть траву. Если будете так поступать, дела ваши устроятся хорошо.

 

Прочтите лекцию "Язык природы" из книги "Путь к жизни". В следующий раз мы будем ее разбирать.

 

Спойте песню "Благость". Сколько образов в этой песне? Говорится о благости, которая несет свет и радость. Что она делает? Поднимает старого и молодого. Одинаково ли встают старые и молодые? Что еще делает благость? Больных милует, здоровых радует. Когда вы поете, нужно передавать динамику, чтобы образы были яркими.

 

Часто говорится о справедливости, о милосердии. Справедливость имеет один ритм, а милосердие – другой. Справедливый человек без милосердия сух, костляв, обезжирен, губы его собраны, натянуты. Если справедливость и милосердие соберутся вместе, образуются красивые формы. Кто-то хочет немного пополнеть. Чтобы достичь этого, ему нужно милосердие. Если ты только справедлив, ты будешь сухим и костлявым. Сухость – это непонятая справедливость. Она делает человека строгим, требовательным. Быть только справедливым значит петь песню, как ребенок поет, – без исполнения, без чувства, буквально. Если ребенок поет как взрослый, это неестественно. И если взрослый поет как ребенок, тоже неестественно. Пой и как молодой, и как взрослый, и как старый. Как пишешь тремя пальцами, так и в пение вложи три элемента.

 

Как вы начинаете песню "Благость"? – Тихо, очень тихо. Когда поете, что она "несет радость жизни" ("Радост носи заживота"), измените тон, станьте веселыми. "Больных гладит" ("Болни милва") – под больными подразумеваются также и недовольные. Человек недоволен, потому что дела его не идут хорошо. Нужно принять в себя новую идею, чтобы встать и ожить. Больной должен сказать: "Достаточно я пролежал в этой постели. Я был здоров, мне было нечего делать, – стал больным. Сейчас опять могу быть здоровым." Вносите новые идеи в свой ум. Пойте песню по-новому, с новыми образами.

 

Есть в природе ритм, который отрицательно действует на человека. Этот ритм встречается и в турецких, и в болгарских песнях. После того, как вы услышите такую песню, нужно много времени, пока вы от нее освободитесь. Есть в музыке нечто испорченное, ложное, от чего она должна очиститься. Некоторые болгарские песни живые, активные, быстрые. В классической музыке есть удлинение, замедление. И это хорошо, но нужно время, а сейчас времени нет. Кто-то должен платить, вексель не ждет. Как будете петь: аллегро или анданте?

 

(Учитель играет на скрипке веселый, красивый мотив. Содержание мотива: я молод, у меня долги, не знаю, как их отдавать; ко мне пришли гости, не знаю, как их встретить).

 

– Божья Любовь несет изобильную и полную жизнь.

 

 

Самое малое применение

Най-малкото приложение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
САМОЕ МАЛОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
XXII лекция молодёжного оккультного класса, 
от 17. XI.1944 г., (пятница 5 ч.у.), 
Изгрев—София. 
 
Перевод А. Левицкой 
Перевод сделан по изд. "Заветът на Любовта
ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944 Първо оригинално издание Кърджали 1999 г.
     
Скачать


    Божья Любовь несет изобильную полную жизнь.
 
 
В чем сила этой песни? Вы говорите: «В том, что человек помолодеет». «А каким образом он помолодеет?» — Нет разных способов помолодеть. Есть только один способ: помолодеет тот, кто вступит на путь добра. Без добра помолодеть невозможно. Зло старит человека, добро делает молодым. Все люди сегодня стареют потому, что служат злу. Поэтому человек стареет, становится умней.
 
Что означает выражение «a•n=»? Это выражение означает, что есть источник, который изливается непрестанно. А выражение «b•n=», что означает? В выражении «a•n», «n» означает — нагруженный бесчисленное число раз, а в выражении «b•n» «n» означает — посеянный тысячи раз. Я говорю: на пути добра ты омолодишься n раз. Знание — это груз. Приобрести знание — значит нагрузить себя. Для человека стать лучше значит посеять себя. Чувство — это посев, знание — груз. В математике «n» раз — это неопределенное число раз. Что такое «сила», ты не объяснишь. Ты можешь объяснить, что такое «работа», но это будет не истина. 
 
Истина — это то, что ты можешь сделать. Если ты можешь только объяснить, это ещё очень мало. Ошибка человека в том, что он говорит: «Я могу это объяснить». Ты можешь объяснить, можешь даже сыграть, но сила не в игре. Игра включает в себя и метод игры: как именно нужно играть. Иной скрипач берет смычок, и не знает, как его держать. Играя, он размахивает смычком и говорит: «Нужен широкий взмах, сильный взмах». Какой звук извлечешь ты сильным взмахом? Что это за скрипач, если он не может передать свою мысль струнам? Скрипач должен передать свою мысль струнам, чтобы извлечь из скрипки звук. Хорошие люди, к примеру, ничего не могут создать. А почему? Бывает, о человеке говорят: «Это хороший человек, но у него нет энергии». Что значит «хороший человек»? — Когда хороший человек стискивает камень, из камня сверху выходит огонь, а снизу течет вода. Такого человека я называю хорошим. Он берёт камень и с одного места переносит его на другое. О нем говорят: «Это очень хороший человек». Если он бросил камень, разве он не хорош? Не так ли он поступает и с пшеницей? — Достает из кувшина зерна пшеницы и выбрасывает. Зачем выбрасывает? — Чтобы направить их куда-то — идея у него есть. Ты можешь взять пшеницу и выбросить ее. Говорят: «Сегодня мы не должны быть добрыми». — Мы выбросим пшеницу, но не из нивы, а в ниву. Дважды в одном месте не сей, в следующий раз посей на новом месте.
 
Сейчас вы делаете ошибку, и вот в чем. Бывает, что вы с кем-то поругались. Это не ошибка, если ты поругался с человеком впервые. А вот во второй раз — это уже ошибка. А в третий раз — это вообще неуместно. Поругавшись, скажи: "Я засеял это место. Через год мы придём сюда вместе и будем жать». Слова "ругаться» (карам се — болг.1) по-турецки значит — «чёрное». «Кара» и «карам», «кармакаришик», — это значит «полная несусветица»2. Поэтому ругаться («да се кара») это означает «ругаться вечером». Когда темно людям можно ругаться, — при свете дня человеку ругаться не нравится, душа не лежит. Так вот, нужно определить, какими должны быть условия, при которых можно ругаться. Например, из-за чего вы ругаетесь больше всего? Какие ссоры самые лучшие? Расскажите мне о доброй ссоре.
 
Ссорятся два студента-музыканта: 
— Ты невежа, ничего не понимаешь.
— Правильно, было время, когда не понимал. Понимать я начал только сейчас, а со временем буду понимать ещё больше. Я был невежей, в этом ты прав. Но, благодаря тебе, тому, что ты поругался со мной, я кое-что понял в музыке. И ты бы остался невежей, если бы со мной не поругался.
 
Всегда, когда двое друзей ссорятся, они становятся учёнее. Знаете ли вы значение слова «простак»? — Приведу вам основные составляющие этого слова. Слово «Простак» означает, что завязался плод, что есть все условия для его созревания, что есть торговец, который купит плоды; и есть конь, который их перевезёт. Значит, у простака есть все условия для созревания плодов. Простота плоха, когда нет таких условий, когда плоды некому перевезти, некому купить и некому съесть. Простая еда хороша, она очень сладкая. Если ее не едят, тогда плохо — простые плоды быстро сгнивают и становятся горькими. Если такой плод сорвать и съесть, он будет сладким на вкус. Иной раз вы хотите поругаться с кем-то, целый год думаете об этом. Не откладывайте на год, ругайтесь прямо сейчас. Но вы целый год развиваете тему, думаете, что сказать. Ты сидишь и думаешь про себя: «Вот это я скажу», потом подправляешь себя: «Скажу ему, вот это и вот это». Целый год подправляешь себя. — Гиблое дело. 
 
Все, что происходит в мире, хорошо, а если бы было не хорошо, природа бы этого не допустила. Всё, что природа допустила, хорошо. Плохое для нас это то, чего мы не понимаем, а если понимаем, то это хорошее. Если бы было нехорошим, природа бы этого не допустила. Например, летом стоит жара: температура сорок-пятьдесят-шестьдесят градусов, но при этом зреют плоды. Если бы не было такой жары, плоды не могли бы созреть. Однако бывает и очень холодно. Холод ограничивает жизнь микробов, они сжимаются, перестают размножаться. Вы иной раз говорите, что у вас сердце стынет. Радуйтесь, потому что нет микробов. Когда очень жарко, появляются микробы, развиваются разные болезни. При большой любви возникает много болезней, развиваются болезненные чувства. Все это только утверждения. «Мир плох» — утверждение, «мир хорош» — тоже утверждение. 
 
Имеете: a•n — это значит: n раз дал; или b•n, а это значит, что n раз взял. Когда даете, нужно знать, как вы будете брать. Вот математическая задача: в селе Провадийском3, было два крестьянина, два соседа: один — турок, другой — болгарин. Болгарин дал турку взаймы восемь кувшинов зерна. Турок десять лет выплачивал долг, и в конце этого срока оказался должен ещё восемьдесят кувшинов — очень глупым был этот человек. 
Всегда следуйте природе. Берите мало, так мало, как только возможно. В знании тот же закон: не ищите большого знания — ищите малое. То, что вы получаете, пусть будет маленьким, но верным. Вот, в вас зарождается желание. Что есть самое малое? — Малое это то, что тебе приятно нести. А что — большое? Большое — это то, что нести неприятно. Может ли вселенная повториться "n" раз, как целое? — Не может. Атом "n" раз, может, и повторится — маленькая частичка может повториться "n" раз. Тогда получаете: «a•n» — это долг, который должен быть выплачен, «b•n» — это то, что скрыто в земле — нерешённая задача. До тех пор пока человек даёт, он решает правильно. Если он начинает брать, возникает ошибка, потому что, когда берёшь, требуется большое искусство, большое знание.
 
Например, что в вас остаётся из того, что я рассказал? Что остаётся после нашей беседы? Я это так объясняю, вот чему уподобляю свою лекцию: я несу чашу воды, чтобы пойти и вылить её в озеро. Озеро без этой воды может обойтись. Если я вылью в него воду, кто узнает о том, что я сделал? Кто заметит изменения? — Изменения произошли, но очень маленькие. Насколько поднялось озеро? Если говорить о нас, то, читая лекцию, я заметил, что вы не прикладываете ни малейших усилий, чтобы сделать какой-нибудь микроскопический опыт. Если хочешь поумнеть, знай: то, что ты делаешь, на тебе отражается. 
 
%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPG
 
 
Допустим, ты хочешь рисовать. Если нарисуешь такой образ, ты сам себе создашь несчастье. Не рисуй такой короткий нос.
 
 
 
 
 
%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B42.JPG
Ты хочешь, чтобы у тебя был длинный нос? — Сделай его длинным. Природа, увидев твое желание, даст тебе длинный нос. Даст не то, что ты хочешь, а то, что тебе придётся по сердцу. Хочешь короткий нос — даст короткий. Кому нужно давать короткие носы? — Детям. А почему аисту, природа дала такой длинный клюв, такой длинный нос? Почему аисту она дала длинный клюв, а птичкам короткий, маленький, по каким причинам? Наверно в далёком прошлом аист сделал этот клюв таким длинным, чтобы быть неуязвимым для пресмыкающихся и ядовитых змей: чтобы он мог их ухватить, а они его нет. Много времени думал аист о длинном носе, чтобы им можно было хватать змей. Природа дала ему такой нос, и он им воспользовался. 
 
Чем отличаются гениальные поэты? Гениальные поэты намного лучше понимают законы, по которым возникла речь, они знают, как сочетать слова: какие слова сочетаются лучше. Иной раз поэт может остановиться и воскликнуть: "Как высоки эти горы, как глубоки долины". Но это же вполне логично: только вблизи высоких гор есть глубокие долины и только вблизи глубоких долин бывают высокие горы.
 
Приходилось ли вам встречать высокого человека с короткими ногами или маленького человека с длинными ногами? Как-нибудь я приведу вам примеры. Вы возмущаетесь, что природа не дала вам того, чего вы хотели. Вы становитесь смешны. Вы хотите чего-то неразумного. Вы хотите маленькое тело с длинными ногами. Зачем вам длинные ноги? Допустим, приближается зима, а вы ищете лёгкую матерчатую обувь. Сейчас сухо, но близится зима, и природа не дает вам такой обуви. Вы говорите: «Пусть она даст мне лёгкую обувь». Если она даст вам на зиму такую обувь, эта обувь разлезется в один день. Так вот, самое главное: просите, желайте то, что реально, что можно применить. Есть вещи, у которых нет применения. 
 
%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B43.JPG
Какая часть этой фигуры наиболее выразительна? То, что нарисовано на фигуре (1) — неестественно. В чём дефект второй фигуры? — В губах. В третьей фигуре рот открыт, о чём это говорит? — Человек спрашивает: «А что тут можно съесть? — Я голоден». А подбородок говорит: «Однако на большие деньги не рассчитывай, у меня столько нет». Если мы исправляем линию подбородка, вместе с ней меняется характер. 
 
Вы, сами по себе, можете быть великими трезвенниками. Но человек, которого вы встречаете последним, оказывает на вас сильнейшее влияние: вы пойдете с ним в трактир и сделаете так, как он хочет. А потом будете удивляться: откуда у вас взялась такая идея? — Это человек, которого вы встретили последним, так на вас повлиял. Последняя идея оказывает самое большое влияние. Последняя ваша идея должна нести в себе то, что созрело.
 
Вы смотрите на себя и говорите, что вы некрасивы. Ты некрасив, потому что матери твоей во время беременности встретился кто-то некрасивый. Почему некрасив? — Твоя мать, рожая тебя, думала о некрасивом человеке. Ты несешь образ этого человека. Если бы мать встретила красивого человека, ты нес бы в себе красоту. Мать должна давать красоту. Мать передала тебе внешнюю красоту того, кого встретила. Если последним она встречает учёного человека, ребёнок будет ученым. Кого бы она ни встретила, этот человек оказывает на неё большое влияние. Если встретите добро, повлияет добро, если встретите милосердие, повлияет милосердие. Если мать встречает добродетель, эта добродетель сразу же повлияет на ваше тело. Сегодня, встретив какого-то человека, вы говорите: «Это плохой человек». Вы своей критикой сами себе создаёте несчастье. Встречая человека, не ищи в нем недостатки. Недостатки ищи только в самом конце. Когда станешь учёным, сильным человеком, когда станешь царём, судьёй, вот тогда и ошибки ищи. Если ты не судья, не ищи никаких ошибок. А станешь судьёй — решай правильно. Пока ты не судья, ты никого не можешь рассудить: кто сейчас пришел? кто-то прав? кто-то неправ?
 
Человек собрался в гости, набрал в корзину винограда и где-то оставил её. Другой пришёл и съел виноград из корзины. В чём тут преступление? — Человека освободили: виноград съели, и корзина стала лёгкой. Ему создали условия: теперь он еще раз пойдет на виноградник. С полной корзиной не пошёл бы, а с пустой пойдёт. А тот, кто съел виноград, стал должником природы. В природе существует закон сохранения. Она дала тебе в долг. Ничто не может освободить тебя от этих долгов. О них никто не знает, но она уже поймала тебя, смотрит, что ты сделал. Ты уже ее должник. Тебе непременно нужно уравновесить свой поступок. Природа устроит тебе экзамен. Она говорит: «Виноград ты съел, а какую песню сложил?» Она посчитала, сколько зёрен ты съел. Всякое зерно — это нота, тысячи нот. Какая песня могла бы соответствовать содержимому корзины? И сейчас у вас много корзин с нерешенными задачами. Лоза это лоза, семя это семя — оно, когда прорастёт, даст плод. Всякую мысль, какая она, можно определить, когда она даст плод. Непосеянное семя не определить. По тому, каков плод, вы узнаёте, каким было семя. Писание говорит: "По плодам их узнаете их"4. Каждая мысль должна быть посеяна. Каждое чувство должно быть посеяно. Каждый поступок должен быть посеян, проверен по плодам. Все мы страдаем из-за того, что не проверено.
 
%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B44.JPG
 
Это карикатура. Она для ученых людей. Нам такого искусства не преподают. Какая разница между этим рисунком и последним, из приведенных выше? Все углы, которые здесь выпуклы, говорят о разных уровнях понимания. В случае (1) вы имеете трезвую мысль, а случае (2) — очень материальный мир, в нем эта черта не развита.
 
 
Я говорю: мыслями и чувствами мы часто нагружаем свое тело. Чтобы увидеть, добрый ли это человек, я должен посмотреть на пальцы его ног. Добрый ли он, умный ли, ты увидишь по соотношению пальцев ног, по их пропорции. Современные физиономисты рассматривают ноги целиком, они не рассматривают соотношение пальцев ног. А пальцы ног устроены иначе: не так, как пальцы рук. Большой палец ноги длинный, первый и второй пальцы поменьше. Ноги человека устроены в соответствии с другой гаммой. Если ваш друг вспыльчив, причина в ногах. Если ты хочешь подружиться с человеком, нужно сначала с ним в баню сходить, посмотреть, какие у него ноги, какие на них пальцы, а потом дружбу заводить. Сейчас вы заводите дружбу, не посмотрев на пальцы. А пальцы проявляются. Например, большой палец: если большой палец хорошо устроен, на человека можно рассчитывать. Чтобы увидеть, насколько человек сварлив, насколько он щедр, посмотри, какой у него мизинец на ноге. Когда вы уходите в иной мир, часто вслед за вами какой-нибудь ангел относит туда отпечатки ваших ног. Пальцы показывают, щедр ли этот человек — мизинец указывает на щедрость человека. Безымянный палец показывает, любит ли он красоту. Средний — по совести ли он берёт и даёт. Указательный говорит о том, учтив ли он. И, наконец, большой палец указывает на то, была ли у человека, во всех его делах, идея о Боге, полагался ли он на определённый закон. Поэтому судье будут приносить отпечатки ног обвиняемого, и, посмотрев на них, он решит и огласит решение. Свидетели не нужны. Пять свидетелей — пять пальцев. Тогда культурные народы будут решать по пальцам, а некультурные — так, как решают сегодня. Культурные народы будут решать, посмотрев на пальцы: представишь пальцы — получишь решение. 
 
В турецкие времена мировой судья приходил и говорил: 
— Иван, у тебя есть долги? 
— Есть. 
— Сколько? 
— Сто левов. 
— Заплати. Заплати прямо сейчас, и все дела.
Иван вытаскивает деньги, платит, и делу конец. А сегодня суд должен установить, сколько платить сейчас, а сколько потом. Пройдёт год или два, пока Иван всё выплатит. Турецкий судья в этом случае скажет:
— Должен платить?
— Должен.
— Плати.
 
Сейчас в вас работает старое судопроизводство: хочешь сделать что-то, осознаешь это желание, после чего проходит еще месяц или два. Должен деньги? — Отдай и делу конец. Что вам стоит пройти мимо сестры и сказать: «Я всегда плохо к тебе относилась, думала о тебе плохо, но сегодня вижу, что ты очень хорошая». Встречаешь другую сестру: «Сестра, я думал, что ты очень плохая, но сегодня понял, что наоборот: ты очень хорошая». Верно, ведь! То, о чем ты вслух не говоришь, это верно. Так что же лучше? Скажи: «Сегодня я понял, что ты очень хорошая!» Ты живёшь со своим братом, его родили твой отец и твоя мать, и ты думаешь, что он не хорош. Если твой брат не хорош, то и отец твой не хорош, и мать не хороша. Скажи брату: «Ты очень хороший».
 
Я поясню свою мысль. Представь себе, что ты проходишь через песчаное место. Я вытаскиваю три зернышка, сажаю их, присыпаю землёй. Через год они прорастают. Я подрезаю их, сажаю ещё три зёрнышка. Кто-то начинает об этом рассуждать, говорит: Зачем на пустом месте ты насадил эти три лозы, их же вытопчут коровы». Есть ряд рассуждений, которые не содержат никакой философии. Везде, где люди хотят посадить что-то, будет расти. Везде, где люди ничего не хотят сажать, возникают пустыни. В уме ты решил сделать что-то хорошее, но не делаешь. Этим ты образуешь в себе пустыню. Те, в ком зарождаются хорошие мысли, от которых они потом отказываются, делают самые большие гадости в мире. Сделай самое малое, поскольку иначе ты создашь пустыню. Приведи в действие самое малое, размером с песчинку, запусти в себе это. Что задумали, сделайте, не откладывайте. Откладывая, вы создаёте себе самое большое несчастье.
 
Разговаривают двое христиан. Один христианин спрашивает другого:
— Скажи, почему дьявол богат? 
— Скажу: у каждого христианина, который задумал подать милостыню и отложил это, её забирает дьявол. То, что люди не сделали — его капитал.
То, чего человек не сделал, поступает в банк дьявола. Потому он и богат. Если люди начнут жить хорошо, если будут делать всё, что собирались, он разорится. Вы постоянно что-то вносите в его банк, вот он и богатеет. Он вас обманывает: говорит, что будет давать и отдавать. Посмотришь однажды, а банк-то обанкротился. Я видел, как многие, отломив кому-то кусок хлеба, находят, что этого мало, и отламывают кусок побольше. А другие, посчитав, что слишком большой кусок отломили, делят его пополам. Первые создают свое счастье, вторые — несчастье. Тот, кто себе отламывает много, а отдает мало, сам себе создает несчастье. Кто себе отламывает мало, а другим много — создаёт свое счастье — он исправляет свою ошибку. И тот, первый, тоже исправляет, но в другую сторону. 
 
Допустим, что здесь, в классе, присутствует почтальон. Что он должен делать после того, как прослушал здесь лекцию? — Ему после лекции нужно разнести письма друзьям. Лекция закончится, и он пойдет разносить письма, пришедшие на почту, Он придет к адресату и скажет: «Вам письмо, возьмите, пожалуйста». Представьте, что человеку пришло письмо, в котором его просят выехать первым же поездом, а вы доставили его с опозданием. — Он не сможет приехать вовремя к тем, кто его ждет.
 
На тот случай, когда вы кому-то рассказываете о своих планах, дам вам совет: если у вас есть какие-то важные проекты, никогда не рассказывайте о них никому. Если расскажешь о большом проекте, тебе скажут: «Это не получится». Ты расскажи о маленьком проекте. Например, какие-то проекты у тебя есть, а дела почему-то не идут. — А как же они пойдут? Вот, ты хочешь быть кротким человеком, а знаешь ли ты, что такое кротость? Или хочешь быть мягким, а знаешь ли ты, что такое мягкость? Хочешь говорить разумно, а знаешь ли ты, что такое разумный разговор? Это нелегко — говорить разумно. В том, во что сам не веришь, ты никогда не сможешь убедить людей, ты не сможешь сделать так, чтобы тебе поверили. У природы все получается, потому что она верит в то, что делает. Мир может перевернуться вверх тормашками, но то, что она делает, у нее получается. У природы нет отрицательных мыслей, что может что-то не получиться. Всё, что она делает, происходит. В этом её сила. А если что-то запоздало или не исполнилось, это ничего не значит.
 
Допустим, что вы нафантазировали то, чего не может быть. Вы представляете, что за один час вы сможете передвинуть Витошу5 с одного места на другое. Вы представляете себе, что переместили её. А будут ли люди довольны тем, что вы переместили Витошу? Вам пришло на ум её переместить. Куда вы переместите её? У вас есть драгоценный камень, куда его нужно положить? Представьте себе молодую девушку, пятнадцати лет, и представьте другого человека, двадцати пяти лет, — у него тот же вопрос, теперь представьте человека шестидесяти лет и, наконец, последнего — ста двадцати лет. Как им поступить, где носить этот камень? Куда должна надеть перстень молодая девушка, на какой палец?
 
Вы надеваете перстень на третий палец — хотите быть красивым. На средний палец перстень почти не надевают — средний палец требует справедливости, воздержанности. Если на первый палец надеваете — у вас должно быть достоинство, вы должны быть великим человеком. А если на мизинец надеваете, что это значит? Мне кто-то рассказывал, что видел человека с перстнями на обеих руках, на всех пальцах: на левой руке от мизинца до большого пальца, и на правой руке на всех пальцах. Если перстень на первом пальце, ты должен быть благороден. Если на среднем пальце — справедлив. Если на третьем, на безымянном пальце, ты должен быть красив. Если он на мизинце, у тебя должна быть правильная позиция в отношениях, в которых ты берёшь и даёшь. 
Однажды спросил меня ребёнок: 
— Ты воду пьёшь? 
Говорю ему:
— Пью.
— А если я принесу тебе воду, ты будешь пить?
— Буду.
— Так ты много воды выпьешь.
Ребёнку было четыре-пять лет и у него были определённые идеи. — В его в уме засела идея, что я должен пить из чашки так, как это он себе представляет, а не так, как понимаю я. Если ты хочешь узнать характер человека, нужно посмотреть, какие у него правила поведения. Тогда ты его поймёшь. Если ты не понимаешь его правила, а он не понимает твоих, вы не сможете понять друг друга.
 
Не передвигайте Витошу с места на место. Представьте себе, что на вас сидит вошь. Откуда она взялась? — Вы были в гостях, прикоснулись к двери и подхватили вошь. Что нужно делать? Турки, подхватив вошь, говорят: «Бумбара» и сбрасывают её на землю. Один сбросит, другой сбросит, а потом эти вошки заползают на тебя. Подхватив вошь, скажи: «У меня очень важная работа, вытащи её, отнеси в поле и оставь там — пусть себе на травке пасется. Так и с желанием своим поступай: вытащи и определи на работу — пусть пасется. Вы говорите: «Вошь». Эта вошь — твоя непотребная мысль, выбрось её в поле пастись, пусть учится. Освободись от неё. Подхвати её двумя пальцами: большим и указательным — Божественным и человеческим — и дай ей хороший урок. Ухватите свою ошибку на шее или на голове, отнесите на какую-нибудь поляну, оставьте ее там, и всё пойдёт на лад. Постарайтесь освободиться от своих неестественных мыслей.
 
Прочитайте лекцию "Язык природы" из книги "Путь к жизни", мы разберём её в следующий раз. Спойте песню "Благость"6. Сколько образов в этой песне? Благость, несет свет и радость. Благость поднимает старых, поднимает молодых. И как же они поднимаются, молодые и старые, одинаково? Третий образ: благость милует больных, радует здоровых. Когда поете, придайте образам соответствующую динамику.
 
Вы говорите о справедливости. У справедливости иной ритм — не тот, что у благости, и у милосердия иной. Скажем, человек справедлив. Справедливый человек без милосердия сух, костляв, его губы поджаты, сомкнуты, он подтянут, нигде нет ни капли жира. Милосердие и справедливость в сочетании дают красивые формы. Милосердие костлявому человеку придает плавные линии, он становится красивым. Бывает, что человек хочет поправиться — ему необходимо милосердие. Если вы справедливы, вы усыхаете, справедливость — это засуха. Непонятая справедливость — засуха. Ты взыскателен, думаешь, что этого требует справедливость. Ты не понял справедливость. Справедливость, это когда человек поет песню как ребенок, как того песня требует — вот, что такое справедливость. Когда ребенок поёт как взрослый, он несправедлив — тут идея чем-то нагружена. Когда взрослый поет, как ребенок, — и это нагруженная идея. 
 
Вы пишете тремя пальцами. Каждая мысль должна иметь Божественный элемент — элемент большого пальца, благородство первого, и справедливость второго. Ты написал письмо, чем его нужно завершить? — Не извиняйся, что письмо получилось с помарками, что у тебя не было времени, что ты торопился. Это не извинения. Если хочешь извиниться, скажи: «Я стал немного неряшлив, письмо у меня получилось грязное, и мне это не нравится», или: «Скажи мне, что ты думаешь о моём письме». 
 
Как нужно начинать песню "Благость"? — Благость поётся очень тихо. Учитель тихонько поёт «Благость». Когда подходят слова «радость несёт», радость меняет тело. Человек должен быть весёлым. В радости есть свет. В этой песне нет больных, есть недовольные. Они недовольны — жизнь у них не складывается. Нужно внести в неё новые идеи и нужно, наконец, ожить. Человек должен сказать: «Достаточно пролежал я на этой койке, я был здоров, мне просто нечего было делать». Он сам встаёт, это ни о какой органической болезни не говорит. Внеси в ум красивые идеи. Иной раз нужно спеть по-новому, образно. 
 
Есть ритм, который на меня действует крайне отрицательно. Играли при мне некоторые турецкие и болгарские мотивы, они очень плохо отражаются на психике. Как-то мне спели одну болгарскую песню, так я целую неделю должен был восстанавливаться — было в этой музыке что-то искаженное, искривленное. Песня должна идти очень гладко. Вообще-то, болгарские песни живые, активные. А тот ритм как-то сразу тормозит. Доходим до классики — там протяжность. И это красиво, но на это нужно время, а сейчас времени нет. — Человеку нужно выплатить долг, как он будет петь? — Аллегро, у него нет времени на анданте. В музыкальном отношении это трудно исправить. (Учитель играет на своей скрипке.) Хочет человек сказать: «Я молод» — играет весело, — «Деньги нужно платить, а я не знаю, как их платить. Гости пришли, а я не знаю, как их выпроводить». — Болгарам нравится медленный ритм (играет). Этот мотив — один из самых мелодичных. Тот, кто создал его, был музыкантом. 
 
БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ НЕСЕТ ИЗОБИЛЬНУЮ ПОЛНУЮ ЖИЗНЬ. 
 
 
______________________ 
 
Примечания
 
Перевод А. Левицкой. Перевод сделан по первому оригинальному изданию Кръджали 1999 года.
1. кара (болг.) — прил, уст. — черный;
КАРА
В древнетюркском языке слово кара имело следующие значения: Черный цвет. 
2. Игра болгарских слов: «кара» — черный, «карам» — много значений, вот некоторые из них: гать, заставлять, принуждать, продолжаться, ругать, «карам се» — ругаться, «карма» — карма; 
Значение на думата кармакарашик: Напълно объркано, разбъркано — полностью запутано, перемешано (Из словаря talkoven.onlinerechnik.com). «Кармакарашик» — беспорядочно, бессистемно, путано, неразбериха.
3. Провадийское — село в Болгарии
4. Мф.7:16 «По плодам узнаете их».
5. Витоша — гора в окрестностях Софии.
5. В болгарском тексте ошибочно приводится название Път в живота. Эта книга называется «Путь к жизни»,
6. Благость — братская песня
 
Благость
Благость, благость, благостъ
носи, носи, носи
светлината, светлината, светлината.
Радость носи за живота,
радость носи за живота, }2
радость носи за живота,
за живота тя. (3)
Стари вдига, млади вдига,
стари вдига, млади вдига }2
отъ леглото тя. (3)
Болни милва, здрави радва,
болни милва, здрави радва, }2
кога иде тя. (3)
И реки текатъ обилно,
и цветя цъфтятъ красиво, }2
кога иде тя. (3)
 
Изд 1999 г САМОЕ МАЛОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ XXII лекция молодёжного класса 17.11.1944 г. 
 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты