• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Рассвет

1944_10_27 Измененное направление

В теме 2 сообщения

ИЗМЕНЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

27 октября 1944 г., пятница, 5 ч. утра, София-Изгрев

 

 

О чем была последняя лекция в прошлом году?

 

Иногда вы хотите знать свое прошлое, то есть свое прошлое воплощение. Человек легко забывает. По какой причине вы забыли? Я интересуюсь не самим процессом забывания, но тем, почему вы забыли.

 

Забывание имеет отношение к нежеланию. Ты забываешь, когда не хочешь чего-то делать. Почему иногда человек не хочет делать добро, а иногда хочет? Почему иной раз человек расположен делать зло, а иной раз нерасположен? Вы думаете, что скрипач, который играет по салонам, играет людям из любви? Иногда он играет из нужды, чтобы заработать на хлеб. Болгарские волынщики и скрипачи играют больше из расчета, у них нет идеи. Они говорят: "Мы бедны, нам приходится играть."

 

Крестьянину нужен целый год, чтобы вырастить пшеницу, а скрипач за полчаса-час сеет и собирает плоды. Он быстро делает свою работу. Все дела легко делаются, если делаются музыкально. Так и вы забыли лекцию, потому что немузыкальны. Может быть через год вспомните. Помните ли вы, что было в прошлую пятницу? Сколько человек было в классе? Сколько песен пели? Какую молитву читали?

 

Представьте себе, что два человека смотрят на какой-то предмет. Предмет для них находится в фокусе, и оба получили от него определенное впечатление. Когда предмет отдаляется от них, он становится меньше, то есть уменьшается. Уменьшение происходит потому, что уменьшается угол зрения. Так же уменьшается и пространство. И солнце, диаметр которого 1429500 километров, кажется маленьким, потому что оно очень далеко от нас. Когда предмет приближается, он увеличивается. Одновременно с этим и пространство может увеличиться.

 

Когда предметы видятся ясно, а когда – смутно? Некоторые вещи смутны в нашем уме. Значит, они не в фокусе. Если предмет находится точно в фокусе, вы имеете о нем ясное представление. Все вещи, которые находятся в фокусе в вашем уме или ваших чувствах, вы любите, потому что образы их ясны.

 

Вы говорите, что имеете ясное представление о чем-то. Ясное представление – это зрелый плод. Представление или мысль в умственном мире – это плод; у тех, кто живет в умственном мире, тоже есть плоды. У них есть и цветы, как в физическом мире. Вы скажете, что вам неясно, как это в умственном мире есть цветы.

 

Когда вы думаете о Любви или о Мудрости, есть ли в вашем уме какая-то идея? Есть ли у вас ясное представление о них? Каково представление о Любви в вашем внутреннем мире? Даже и животное имеет какое-то свое представление о Любви. У животного не такое представление, как у человека, но в соответствии со своим представлением и животное имеет отношение к миру. Чем выше стоит данное существо, тем его представления более ясны и всеобъемлющи.

 

Представьте себе теперь, что перед вами – дом. Существо, которое достигло высокого уровня развития, видит дом с четырех сторон, а также сверху и снизу. Неразвитое существо видит только маленькое оконце дома. По какой причине оно видит столь ограниченно? – Угол зрения его мал. Чем меньше угол зрения существа, тем менее ясными представляются ему предметы.

 

Вы встречаете какого-то человека и говорите, что он хорош. Что вам дает повод для этого? Под каким углом зрения вы его видите? Откуда вы знаете, что он хорош? У хорошего человека есть определенные черты, которые проявляются более или менее ясно. Когда вы видите эти черты, вы знаете, что этот человек хорош.

 

Хороший человек деятелен. Добро – как белый цвет. Как вы узнаете белый цвет? – По отражению света. Белый цвет полностью отражает свет. Черный цвет вообще не отражает свет. И Добро обладает свойством полного отражения, потому оно и есть Добро. Зло ничего не отражает – оно черно.

 

У Добра есть свой цвет, у Милосердия есть свой цвет, у Правды есть свой цвет. Каковы цвета этих добродетелей, я сейчас не буду говорить, но каждая из них имеет свой цвет. Если бы у Правды не было своего цвета, она осталась бы непонятой. Цвет делает ее доступной для нас. Благодаря цвету мы изучаем ее качества. Правда расставляет дисгармоничные вещи по своим местам. Без Правды в мире была бы полная анархия. Без Добра вещи не имели бы содержания.

 

Сейчас многие изучают физиогномику. С точки зрения физиогномики, чем дальше у человека глаза от носа, тем больше впечатлений он воспринимает. Говорю: вы не помните прошлой лекции, потому что угол вашего зрения был мал. Вы восприняли какие-то впечатления, по большей части смутные, поэтому все стерлось из вашей памяти. Если увеличить угол зрения, вы сразу все вспомните. Если, например, вам дать премию в 250 лир, вы сразу вспомните все, вся лекция восстановится в вашем уме. Разумеется, это произойдет не сразу, а постепенно. При этом деньги должны быть не бумажные, а золотые.

 

Чтобы человек учился, ему нужен некоторый стимул побуждение. Без побудительной причины человек не может мыслить. Человек думает только о тех вещах, которые произвел на него впечатление. Каждое впечатление – это некое побуждение.

 

Каждый предмет в нашем уме важен настолько, насколько производит какое-то приятное впечатление. Ты любишь слушать музыку, потому что испытываешь нечто приятное посредством уха. Любишь смотреть на цветы, потому что испытываешь приятное глазами. Любишь быть около цветов, потому что воспринимаешь их аромат, поскольку он приятно действует на твой нос. Ты любишь какую-то пищу, потому что она вкусна, потому что она вносит нечто в твой организм. Некая мысль настолько важна для тебя, насколько приятна для твоего ума. Чувство полезно для тебя настолько, насколько приятно отражается на твоем сердце.

 

Я беру слово "приятность" в простом смысле. Только хорошие вещи приятны. Иногда и дурные вещи приятны поначалу, но к концу – горьки. Есть вещи, которые поначалу горьки, а к концу – сладки. На земле почти все плоды, за редкими исключениями, поначалу горьки, потом терпки, кислы, а потом становятся сладкими. Растения обладают знанием, умеют превращать горечь в сладость. Они извлекают горькие элементы из почвы и превращают их в сладкие. Некоторые растения не применяют это искусство, поэтому плоды их остаются горькими. В этом смысле растения не такие невежды, как о них думают. Они имеют обширные знания по своей специальности.

 

У вас есть некий горький опыт, вы хотите его отбросить. Но он – плод вашей жизни, вы должны его преобразовать. Как преобразуются горькие мысли? Каков ваш опыт? Например, некий ваш приятель или ваша подруга вас огорчили. Как превращается горечь в сладость? Это процесс происходит в вас без того, чтобы вы о нем знали.

 

У горьких вещей длинные волны, а у сладких – короткие. Все плоды, излучающие длинные волны, горьки. Плоды, излучающие короткие волны, сладки.

 

Что вы скажете о черве, который двигается медленно, потихоньку? Умное ли он существо? Он не умен. Почему? Существа, которые движутся потихоньку, имеют внутренние недостатки; они связаны преимущественно со своей внутренней жизнью, ничто извне их не интересует. Они не интересуются ни цветами, ни небом. Они говорят, что связаны с землей, только на нее могут смотреть. Если они будут смотреть наверх, то небольшое количество влаги, которое у них есть, пересохнет, и жизнь из них уйдет. Голова у червя очень мала. Ваша голова в миллиарды раз больше червиной.

 

Современные люди могут думать о многих вещах, но они мало думают. Некоторые думают только об обуви, о шапках, об одежде, о еде; лишь изредка подумают о какой-то книге, о какой-то звезде, о каком-то цветке. Говорят о ком-то: "У него есть голова на плечах!" Головы современных людей не слишком культурны.

 

Некоторые люди любят критиковать, находят у других людей ошибки. Человек, ум которого занят ошибками других, не может быть культурным. Ошибки – отражение человеческой жизни. Каков человек, то он и видит. Хороший человек, когда видит дурного, видит в нем хорошее; дурной человек, когда видит хорошего, видит в нем дурное. Он думает, что хороший человек овладел каким-то искусством, чтобы его одурачить, скрыть что-то. Он не верит хорошему. Ему нужно жить по меньшей мере десять лет с хорошим человеком, чтобы понять, что в нем есть что-то хорошее. Но потом он все равно останется при особом мнении. Это закон.

 

Вы видите, что Бога, Который поступает с людьми только хорошо, все еще подозревают в дурном; люди говорят: "Кто знает, не играет ли нами Господь?" Некто говорит о Боге, что Он взял у него ребенка, взял вола. Кто ему послал ребенка, кто ему дал вола? Ты думаешь, что причина того, что у тебя умер ребенок, – Бог, что вол умер тоже из-за Него. Человек не вовремя женился, ребенок его зачат не вовремя, жена нездорова, – ребенок умер. Кто виноват? – Опять Господь. То, что создал Господь, никогда не умирает.

 

Что Божественно? То, что никогда не умирает. Что Божественно? – То, что не теряет своей красоты. Что Божественно? – То, что никогда не теряет своей разумности. Что Божественно? – То, что не теряет своего качества добра. Все вещи, которые изменяются, имеют другое происхождение, они не от Бога. Именно так вы составите себе ясное представление о Божественных вещах.

 

Вы носите на себе отпечатки тысяч поколений. Они оставили в вас некоторые свои недостатки. Вы должны освободиться от них, чтобы проявились Божественные качества, вложенные в вас с самого начала. Божественные вещи глубоко зарыты в человеческой душе, покрыты толстым слоем осадков. Этот слой нужно убрать. Божественные зародыши должны выйти на поверхность человеческой души, дать свои плоды.

 

Сейчас у вас в уме живет идея: "Почему Бог так создал мир?" – Люди его создали таким. В старо-турецком языке над некоторыми буквами ставятся точки. Каждая точка что-то означает. Но муха, севшая на книгу, может оставить точку там, где не следует. Тогда изменится смысл, будет читаться одно вместо другого. Так поступили и люди с книгами Божественного мира. Они понаставили точек там, где не следует, и теперь неправильно читают.

 

Однако точки, которые ставят люди, стираются, а точки, поставленные Богом, остаются навсегда. Чтобы узнать, что человеческое, а что – Божественное, возьми губку с водой и проверь, что стирается, а что – нет. Человеческое стирается, а Божественное остается. Божественное никоим образом не может стереться.

 

Вы часто обижаетесь. Это вещь человеческая, человеческая точка. Ты кого-то обидел, поставил точку. Стираешь точку, – обида исчезает. Если ты впадаешь в безверие – это человеческая точка. Сотри ее губкой, – и безверие исчезнет.

 

Легко можно заставить кого бы то ни было думать дурно. Сначала ты хорошего мнения о человеке; но он берет у тебя взаймы тысячу или две тысячи левов и не отдает. Ты сразу начинаешь думать о нем дурно. Ты говоришь: "Очень хороший был человек, но не платит." Изменять хорошее мнение о человеке – это человеческое проявление, не Божественное. Почему человек не платит? У него есть какая-то точка на написанном. Возьми губку, сотри точку, и он сразу заплатит.

 

И разбойник любит брать деньги, не имея на это права. Один религиозный человек пришел к миллионеру просить деньги во имя Бога. Миллионер ему сказал: "Разве ты не веришь в Бога? Он тебе дал ум, сердце, чтобы ты работал. Почему ты просишь? Найди себе какую-нибудь работу. Нищему место в тюрьме."

 

В Англии человек, который просит у прохожих деньги, должен сделать за это какую-то работу: сыграть или спеть какую-то песню, показать фокус. Только тогда он может поднести свою тарелочку, чтобы ему что-то заплатили.

 

Не получив ничего, религиозный человек начал изучать характер миллионера. Однажды вечером ему удалось залезть в его контору с револьвером в руке и спрятаться под столом. Богач пришел, вынул мешочек с золотом, начал считать свои деньги и радоваться им. Бедняк вылез из-под стола и направил на него револьвер. – "Прошу тебя, не убивай меня! Возьми, сколько хочешь!"

 

Наполнив карманы, бедняк спросил миллионера: "Узнал ли ты меня? Я – тот человек, который просил у тебя денег во имя Бога. Ты ничего мне не дал и сказал, чтобы я шел работать. Силой этого оружия, которое я купил, я научился работать. Сейчас я даю тебе урок, и ты за него платишь. Когда придет кто-нибудь еще просить у тебя денег, дай ему столько, сколько ты хочешь. Так он возьмет меньше. Впредь и мне можешь давать, сколько хочешь, а сейчас, благодаря своему искусству, я возьму столько, сколько я считаю нужным."

 

Так поступают многие современные люди, так поступаем и мы. Когда появляется револьвер – ненужные страдания, – мы сразу готовы на всяческие жертвы. Это не плохо, так мы учимся. Верен ли пример? Идейно верен, а насколько фактически верен, я не знаю.

 

Я приведу еще один пример, чтобы пояснить первый. Тот же человек пришел к другому миллионеру, чтобы его убить и взять деньги. Но этот миллионер владел искусством увлажнения пороха, так что если на него был направлен револьвер, он мог сделать порох сырым. Разбойник вошел к нему, направил на него револьвер, но миллионер сказал: "Ты хочешь меня испугать, но твой револьвер не стреляет. Попробуй-ка!" – Разбойник пощелкал курком, но порох не воспламенялся.

 

Говорю: если вы хотите, чтобы люди вас не обижали, вы должны владеть искусством увлажнения пороха. Приходит кто-то к вам, хочет вас обидеть, но обида вас не берет. Пока вы обижаетесь, вы – слабые люди. Пока верите всему, что вам говорят, – вы слабые люди.

 

И верующий, и неверующий, – оба правы. Для духовных людей благо всегда идет от Бога. Что бы ни произошло, духовный человек благодарит за это Бога. Он никогда не будет благодарить другого человека. Если ему кто-то помог, он говорит: "Бог тебя надоумил мне помочь, твоего решения в этом нет." Неверующий не благодарит Бога, он благодарит людей, которые ему помогли. В чем ошибка?

 

Вы скажете, что духовный человек прав. Обе стороны правы, но не абсолютно. Потому что каждый человек, – и верующий, и неверующий, – ваш ближний. Первый закон – Божественный, второй закон – человеческий. Когда приходит первый закон, одновременно должен прийти и второй – закон о ближнем. Неверующие люди начинают с закона о ближнем, а люди духовные сначала действуют на основании закона о Боге, они оставляют закон о ближнем в стороне. Оба закона должны действовать одновременно.

 

Представьте себе, что вам дают задачу: как поступить, когда кто-то оказал вам услугу. Например, богатый человек дает вам 20-30 тысяч левов, и вы его благодарите. Этот хороший, умный человек, который сделал вам добро, наблюдает, как вы поступите, сделаете ли кому-нибудь добро. Если вы не сделаете никому добра, в другой раз он вам даст меньше. В первый раз дал вам двадцать тысяч, во второй раз даст десять тысяч и опять будет за вами наблюдать. В третий раз, когда вы к нему придете, даст вам пять тысяч. А потом ничего вам не даст.

 

Когда кто-то жалуется на судьбу, знайте, что первоначально Бог ему давал много сразу, потом постепенно все меньше и, наконец, вообще перестал давать ему что бы то ни было. Как изменить судьбу? Открой свое сердце и начни давать. Тогда и Господь откроется.

 

Ты, богатый, носишь чек на двадцать тысяч левов. Встречаешь бедняка, который тебя спрашивает, не можешь ли ты ему чем-нибудь помочь. Ты машешь на него рукой и проходишь мимо. Но Господь на тебя смотрит. В Писании сказано, что когда-то, не зная этого, вы угостили какого-то ангела. Если ты угостишь ангела, он тебе отплатит за услугу, которую ты ему оказал.

 

Добро нужно делать не так, как сейчас многие делают. Дашь пять левов и думаешь, что что-то сделал. Что такое пять левов? Сказано: "Если у тебя есть две одежды, дай одну бедному." Какое объяснение вам давали по поводу этого стиха? Иметь две одежды – это несчастье. Поэтому отдай одну, чтобы освободиться от несчастья.

 

Один священник проповедовал в церкви о давании. Он процитировал стих: "У кого есть две одежды, пусть одну отдаст бедным." Попадья слышала проповедь и, вернувшись домой, решила ее исполнить. Нищий постучал в дверь и попросил чего-нибудь. Попадья ему отдала одну из одежд попа.

 

Вернувшись из церкви, священник захотел переодеться в чистую одежду. Попадья ему сказала: "Одежды нет, я ее отдала нищему. Я поступила так, как ты проповедовал." – "Я говорил о других, к нам это не относится!"

 

Священник захотел переодеться, потому что вспотел. Когда человек потеет? Когда оказывается в трудном положении. Здоровый человек не потеет, потеет больной. Когда человек здоров, в его организме есть магнетизм, влага, которая его очищает. Чрезмерное потение не хорошо, это нездоровое состояние. Мы должны стремиться к нормальной, правильно функционирующей жизни.

 

В жизни нам нужно иметь правильную мысль. Часто говорится, что даванием ничего не достигнешь. Это верно, но, не давая, мы тоже ничего не достигнем. Если зерно посеяно на поле слишком густо, оно всходит плохо. Густо посеянная пшеница дает мало плода. Зерно нужно сеять редко, чтобы пшеница росла хорошо, чтобы ветвилась.

 

Делать добро – это упражнение, но когда человек делает добро, другие не должны знать об этом. Если ты делаешь добро, и люди об этом знают, ты не получишь от этого пользы. Что будет, если вы поцелуете струны скрипки скрипача? Вы только испортите их. Каждый человек, который хочет, чтобы его благодарили, портит струны скрипки. Если вы будете целовать струны, скрипач не сможет играть. Скрипка не нуждается в поцелуях. И скрипач не нуждается в поцелуях. Пока скрипач играет, не целуйте и не благодарите его.

 

Когда мать целует ребенка? Когда концерт кончится. Зачем мать целует своего ребенка? В поцелуе есть нечто эгоистическое. Некоторые дети полны магнетизма, магнетической силы, и каждому хочется взять часть этого магнетизма. Обычно люди целуют магнетичных детей; тех, у которых нет магнетизма, не целуют. Детей богатых родителей целуют больше, бедных детей меньше целуют. Иной ребенок, когда его целуют, плачет, кричит. Он говорит: "Не хочу, чтобы меня целовали." – Почему? Некоторые люди, когда целуют, только берут. Некоторые, целуя, дают что-то. Мать дает что-то своему ребенку, поэтому его целует. От всех требуется разумность.

 

Проделайте опыт в течение недели. Представьте себе, что кто-то вас обидел: сказал вам обидное слово, посмотрел косо, или сделал какое-то движение рукой, которое вам не нравится. Пусть тот, кто обиделся, найдет близкого человека и спросит его, как справиться с обидой, а потом применит совет, который получил, посмотрит, правилен ли он. Спроси не одного человека, спроси по меньшей мере десять человек, чтобы посмотреть, каким методом скорее всего можно справиться с обидой. Если не найдется человека, который бы вас обидел, не жалейте об этом. Все не могут обижать, и все не могут обижаться. Если вас спросят, и вы дайте совет. Наблюдайте, сколько времени будет длиться обида, и, когда примените совет, – через какое время она исчезнет.

 

Определено, сколько времени длится каждая обида, как определено время действия и значение каждого знака препинания – точки, запятой и других знаков. Что означает точка? – Это знак остановки, отдыха. Сколько времени нужно переждать после точки? И в музыке есть знаки отдыха: целая пауза, половина, четверть, восьмая. Что означает запятая? Что означает двоеточие? Сколько времени длится остановка на них?

 

Вы скажете, что пауза – знак молчания. Прочтешь одно предложение и помолчишь. После этого должен прийти какой-нибудь суфлер, чтобы подсказать тебе, что читать дальше. Значит, точка – это остановка до тех пор, пока придет суфлер, запятая – тоже. Суфлеры помогают при чтении. На точке ты останавливаешься, слушаешь, что говорит кто-то другой. Когда читаешь, вслушиваешься: нечто говорит тебе изнутри. Когда тебе скажут что-то, ты продолжаешь читать и опять останавливаешься. Очень естественно: между человеческими мыслями происходит обмен. И паузы в музыке следуют тому же закону. Когда музыкант останавливается, он вдохновляется; он принимает что-то во время паузы. Сейчас и вы хотите поставить каждый знак на свое место, но не знаете точно, куда какой знак поставить. Точку ставят там, где кончается предложение.

 

Каков самый трудный вопрос, который вас смущает? Вы говорите: "У меня плохое настроение." Значит, смущение – это ваше дурное настроение. Встаете утром в дурном настроении; даете концерт в дурном настроении; движетесь, ходите в дурном настроении; обувь у вас есть, одежда есть, – а настроение плохое.

 

Трудно человеку быть в хорошем настроении. Некто посмотрит на свои ноги, и приходит в дурное настроение. Обувь ему жмет. Другой пожимает плечами, одежда ему неудобна в плечах, или жмет в подмышках. Потом трогает шапку – тоже что-то его смущает; то надвинет шапку поглубже, то поднимет, чтобы принять побольше света.

 

Говорю: научитесь, когда ботинки жмут, не смотреть на них. Они производят в вас диссонанс. Скажи себе: хорошо ходить в этих ботинках, они хороши. Иди вперед и не смотри на свои ботинки.

 

С точки зрения современной гигиены обувь должна быть точно по ноге, чтобы нигде не жала и не была широка. И одежда также должна быть свободной, чтобы нигде не стесняла, но хорошо прилегала.

 

Ученикам полезно наблюдать, как люди ходят. Поищите людей, которые ходят правильно. Найдите что-то хорошее в походке, в движении людей. Мир – предметное учение. Если вы не научитесь хорошо наблюдать в физическом мире, вы не сможете делать верные заключения на основе фактов, на основе того, что вас окружает. Если не сможете делать правильные выводы о физическом мире, как будете наблюдать отвлеченные мысли и чувства? Если не понимаете видимые вещи, как поймете невидимые?

 

Если вы не можете оценить добро, зло никогда не сумеете оценить. Человека воспитывает не зло, добро его воспитывает. Зло не может дать воспитание, оно только ограничивает. Например, зло тебя ограничивает, чтобы ты не ел слишком много. Говорю: единственное, что может воспитать человека, это добро; это пища для сердца. Зло тебя ограничит, чтобы ты не ел слишком много, а добро тебя накормит.

 

Что такое воспитание? – Результат добра. Добро – это пища, которая дается человеку: хорошая пища, хорошие мысли, хорошие поступки; все это – видимое в мире.

 

Каковы основные мысли этой лекции? – Добро, которое воспитывает человека, и зло, которое его ограничивает.

 

В воспитании важную роль играют одежда, обувь, шапка. Важно при этом, из чего сшита одежда – из хлопка, шелка или шерсти. Различные виды материи оказывают различное влияние. Опыт это показывает. Если ребенка одевать только в шелк, характер его испортится, поскольку ради шелка тысячи шелковичных червей пожертвовали собой. Лучшая одежда для воспитания – льняная и хлопковая. Шерстяная одежда хороша для больных людей; пусть больные носят шерстяную одежду. Наименьшее преступление человек совершает, когда носит лен и хлопок.

 

Чтобы получить от овец шерсть, люди стригут их преждевременно; чтобы взять шелк у шелковичных червей, приходится их преждевременно убивать. Шерстяная одежда хороша, тепла, но для самовоспитания рекомендуется лен и хлопок. В будущем шерсть хорошо стричь в теплое время, когда овцы отдают ее с любовью. Погладь, приласкай овцу, и она будет довольна, что ты остриг ее шерсть. Такая одежда будет хороша. А от того, как сейчас поступают с овцами, польза мала.

 

Сейчас люди шьют одежду из хорошей шерсти с шелковой или хлопковой подкладкой. Это неправильно. Одежду нужно шить без подкладки. Сейчас вопрос об одежде и тканях труден. Зимнюю одежду нельзя носить летом; летнюю одежду нельзя носить в зимнее время. Я пробовал носить в зимнее время шерстяную одежду без подкладки. Заметил, что одежда хорошо держит тепло, даже если она расстегнута. Если ты здоров и носишь такую шерстяную одежду, вместо подкладки образуется магнетическая оболочка между одеждой и телом, которая не пропускает внешний холод.

 

Самая тонкая одежда, если только она пропитана магнетизмом, держит тепло, Толстая одежда не всегда держит тепло. Сделай себе одежду из чистой шерстяной ткани, внеси в нее свои хорошие мысли и чувства и надень ее. Она содержит в себе магнетическую силу, которая способствует здоровью.

 

Поэтому не следует раздавать одежду, которую ты носил, когда болел. Не хорош обычай раздавать одежду умерших. Не носите одежду умершего человека. И одежду, полученную от умерших шелковичных червей и от умерших овец, не носите.

 

Соблюдая эти правила, вы вырабатываете характер. Это относится к вашей личной жизни, а не к социальной. Социальные дела идут своим определенным путем – это неизбежно. Общество нельзя легко исправить. Себя мы можем исправить, можем экспериментировать, но что касается общества, методы должны быть другими.

 

Соблюдайте правило: не надевайте одежду, которую не любите; не надевайте обувь, которую не любите. Как ведут себя люди – это их дело. Что касается вас, то путь, на котором вы создадите свой характер, таков: не носи вещи, которые не любишь.

 

Сколько мыслей вы запомнили из этой лекции? Все мысли нельзя запомнить. Чтобы человек смог все применить, нужны годы. Можешь ли ты сегодня найти чистую шерсть? Где ты найдешь кожу, из которой сделаешь ботинки, какие тебе нравятся? Где найдешь подходящий материал для шапки?

 

Как делают одежду растения? Какой портной им шьет? Кто учит растения создавать цветы? Какой портной сделал перья птицам? Посмотрите, как одета райская птица, – как царица. У нее прекраснейшая одежда. Кто позаботился о ней? Если и мы решим жить таким образом, найдется кому заботиться и о нас. Поскольку мы не проявляем интереса, и невидимый мир нами не интересуется. Если бы мы этим интересовались, невидимый мир сразу принял бы участие в нашей жизни. Мы не проявляем интереса, и нами не интересуются. Птицы, которыми невидимый мир интересуется, имеют прекрасную одежду. Почему одежда у одних птиц красива, а у других – нет? Есть птицы, цвет перьев которых неуместен. Птицы и их оперенье очень различны.

 

Первое, что от вас требуется, – изменить направление ваших мыслей, направление ваших чувств и направление ваших поступков. Не нужно отказываться от старого. Пусть ваши старые навыки будут корнями, как корни деревьев. Новые навыки пусть будут ветвями с плодами. Живите одновременно снаружи и внутри, в корнях и ветвях, и так вы примирите свои противоречия. Берите пример с растений.

 

Спойте песню "Я могу любить".

 

Помните правило: Божественные вещи сами идут к нам. Божественное не нужно искать. То, что нужно искать, – человеческое. Божественный свет приходит сам; воздух приходит сам, – они вокруг тебя. Вы часто заблуждаетесь, думая, что когда обойдете весь мир, тогда найдете Божественное. Человеку нужно только изменить свое направление, и Божественное само его найдет. Нужно хорошо усвоить Божественное, чтобы хорошо усвоить и человеческое. Поскольку вы не усвоили как следует Божественное, то и человеческое, которое ищете, не можете усвоить, – в этом ваша ошибка. Если Божественное будет хорошо усвоено, и человеческое легко найдется. И человеческое необходимо, но оно второстепенно.

 

В каждом возрасте человеческой жизни есть одна основная мысль, которая руководит человеком. Имейте расположение только к основному. Мне нравится один пример, который до некоторой степени поясняет, что такое Божественное. Одна бедная девочка, оставшаяся без отца и матери, круглая сирота, отличалась большим стремлением к музыке. Однажды одна услышала, что великий скрипач дает концерт, Она хотела пойти на концерт, но у нее не было денег. Как она ни пыталась найти способ услышать великого скрипача, никто ей не помог. Она пришла туда, где должен был состояться концерт, но осталась снаружи.

 

Когда скрипач вышел из зала, где давал концерт, он обратил внимание на заплаканную девочку. Он посмотрел на нее и спросил, чего она хочет. Она сказал: "Я пришла тебя послушать, но у меня не было денег на билет, и я осталась снаружи." Скрипач взял адрес девочки, отправился к ней домой, и дал для нее специальный концерт.

 

Когда у нас есть такое Божественное желание, скрипач придет. Те, у кого нет сильного стремления к Божественному, купили билеты и пошли слушать скрипача. К девочке он сам пришел. К человеческому идем мы, а Божественное к нам приходит само. – "Когда?" – Когда мы его хотим. Может быть сейчас этот музыкант как-то найдет и вас.

 

Только Божья Любовь несет полную и изобильную жизнь.

 

Измененное направление

Изменена посока

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ИЗМЕНЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Перевод по изд. 1999 г. (“Жануа 98”)

Левицкой А.Н.

 

27. X.1944 г., Пятница,

5 часов утра,

Изгрев-София

Отче наш. Аз ще се подмлодя.

 

Можете ли вы сказать мне: какая была последняя лекция? Иной раз вы хотите знать, каким было прошлое, предыдущее рождение. Человек забывает. Так вот вопрос: почему вы забыли, по какой причине? Интересно не само забывание, а почему вы забыли.

Это тот же самый закон! Почему человек иной раз не хочет делать добро? Почему иной раз он настроен  делать зло, а иной раз не настроен? Почему? Думаете ли вы, что скрипач, когда приходит играть в какой-то салон, играет от большой любви к людям? — Работа у него такая, играет он для пропитания. Все болгарские музыканты играют на своих годулках1 для заработка, у них нет никакой идеи. Они говорят: "Голод, приходится играть!" Скрипкой и годулкой зарабатывают они на хлеб. У крестьянина год уходит на то, чтобы вырастить пшеницу,  а скрипач приходит, сеет, жнет — и все за полчаса. Как быстро скрипач делает свою работу! Все музыкальные дела делаются очень легко. Вот эту работу (видимо, лекцию) вы забыли, потому что она не музыкальна. Может, через год вспомните. Что за день был в прошлую пятницу?2  Сколько тут было человек? Сколько песен спели? Какие молитвы прочитали?

Два человека смотрят на один предмет. Предмет для них находится в фокусе3. У каждого из них складываются определенные впечатления. Когда предмет отдаляется от них, он становится меньше, как бы уменьшается. Уменьшение происходит потому, что уменьшается угол зрения и видимые размеры предмета. Видимый размер, который сам по себе ни о чем не говорит и ничем не является, уменьшается. Скажем Солнце, диаметр которого восемь тысяч километров, выглядит маленьким. То, что не является ничем, уменьшается. Так же точно, и тело, и пространство могут увеличиваться. image?w=32&h=24&rev=1&ac=1&parent=1Mgfeyimage?w=32&h=32&rev=1&ac=1&parent=1Mgfeyimage?w=32&h=24&rev=1&ac=1&parent=1Mgfeyimage?w=1&h=48&rev=1&ac=1&parent=1MgfeyZ

Если какие-то вещи в наших умах видны смутно, значит они  не в фокусе, далеко от фокуса. Если предмет помещен в фокус, ваше представление будет яснее. Все вещи, которые находятся в фокусе в вашем уме или в ваших чувствах, вы любите, потому что у них ясные образы.  Вы говорите: "У меня об этом ясное представление". Ясное представление это зрелый плод. Неясное представление — незрелый плод. Представление в умственном мире — это плод, мысль в умственном мире — тоже плод. У тех, кто живет в умственном мире, есть плоды, они находятся там же — в умственном мире. Аналогично, там же у них есть и цветы. Сейчас вы скажете, что вам не ясно, как в умственном мире могут быть цветы. В вашем уме есть идея,  вы думаете о Любви, о Мудрости. У вас, ведь, есть ясное представление о них, не так ли? Каково в вашем внутреннем мире представление о Любви? Каждый из вас имеет определенные представления, и даже животные имеют свои представления, животные. У них представления, не такие как у человека, и соответственно этим представлениям животные относятся к миру.

Вот как можно это объяснить: представьте себе существо, которое сильно продвинулось в своем развитии. Оно  видит дом со всех четырех сторон, и сверху, и снизу. Неразвитое существо видит одно только маленькое окошко. Не большое окно, а маленькое окошко видит оно в этом доме.  В чем причина, почему не видит? — Угол зрения у него очень маленький. Существо с углом зрения "С" будет видеть все уменьшенным вдвое и не так ясно. Скажем, встречаете вы какого-то  человека и говорите, что он добрый. Что дает вам для этого повод? Какой у вас угол зрения? Откуда вы знаете, что он добрый? У доброго человека есть несколько выпуклых черт: крупных или мелких. Добрый человек деятелен. Когда вы замечаете в нем эти черты, вы понимаете,  что он добрый. Добро это как белый цвет. Как вы узнаете белый цвет? Белое полностью отражает свет. Черное ничего не отражает. Добро отражает полностью, потому оно и добро. Зло ничего не отражает, оно черное. 80HfG46V0Yimqi_W7EBkOrpMDI9v590FGdZQyZ1Y

Добро имеет свой цвет, милосердие имеет свой цвет, правда имеет свой цвет. Сейчас я не буду говорить, какие это цвета, но цвет у всего этого есть. Потому что, если бы у правды не было цвета, она была бы непонятой. Цвет делает ее доступной для нас. С помощью цвета мы изучаем ее качества. Всему дисгармоничному правда находит свое место. Без правды все в мире было бы анархией. Без добра ничего не имело бы содержания.

Те, кто изучает физиогномику, говорят, что все это обусловлено следующим законом: чем шире у человека расставлены глаза, тем больше он воспринимает впечатлений, чем ближе глаза к носу, тем меньше впечатлений воспринимает человек. И я говорю: "В прошлой лекции угол зрения был меньше, потому вы ее и не помните. Очень мало осталось впечатлений, впечатления эти смутные, потому все в памяти и стерлось. Если сейчас мы увеличим этот угол, вы сразу все вспомните. Например, если я назначу за это воспоминание премию в двести пятьдесят лир, вы тут же все  вспомните. Кто вспомнит, получит двести пятьдесят лир. Лекция возникнет в вашем уме, вы пороетесь в памяти и восстановите ее, разумеется, не сразу — через какое-то время. Вам дадут не бумажные деньги, а золотые монеты. У человека, чтобы учиться, всегда должен быть стимул. «За деньги учиться?» — спросите вы. Какой-то стимул все-таки должен быть. Без стимула и без побудительной причины человек не может думать. Ты думаешь только о том, что тебя впечатлило. Всякое впечатление — это побуждение.

Каждый предмет для нашего ума важен настолько, насколько вносит в нас что-то приятное. Ты любишь слушать музыку, потому что она вносит в ухо что-то приятное. Ты любишь смотреть на цветы, потому что они вносят в тебя что-то приятное, ты воспринимаешь это зрением. Или ты любишь ходить среди цветов, потому что они приятно действуют на нос. Или любишь какую-то еду, потому что она вкусная, потому она что-то вносит в тебя. Этот закон верен. Мысль в нашем уме настолько важна, насколько она приятна. Любое чувство полезно настолько, насколько оно приятно. Я употребляю слово "приятность" в простом смысле. Только хорошие вещи приятны. Плохие вещи  в начале бывают приятны, но вконце они горькие. Есть вещи, которые сначала горькие, а вконце — сладкие. Почти все плоды на земле, за редким исключением, сначала горькие, затем терпкие, кислые, а потом сладкие. Растения обладают знанием: они могут преобразовать горечь — вытягивают горькие элементы и заменяют их сладкими. Некоторые растения не совершают эту работу, поэтому их плоды остаются горькими. В этом отношении они не такие уж невежи. У них обширные знания по своей специальности.

Основываясь на этом, я вам говорю: у вас есть горькая мысль, и вы хотите ее выкинуть. Она — плод вашей жизни, преобразуйте ее. Как вы преобразуете горькие мысли, каков ваш опыт? Бывает, ведь, что ваша подруга или друг вас огорчили. Каким образом после того, как Вас огорчили, вы горечь преобразуете в сладость? В вас это  происходит, но вы не знаете как. У горького длинные волны, а у сладкого — короткие. Все плоды, имеющие длинные волны, горькие. Те, у которых короткие волны, — сладкие.

Посмотрите на маленького червячка, он ползает медленно.  Маленькие существа это те, которые движутся очень медленно. Какие они? Умны ли? — Не очень умны.  Почему не умны? Те существа, которые движутся медленно, имеют внутренние недостатки, они связаны, заняты своей внутренней жизнью, ничто снаружи их не интересует. Цветы, небо — все это их это не интересует. Они говорят: "Мы только землю видим, мы не свободны, та небольшая влага, что мы несем, испарится и уйдет наша жизнь". Их ничего не интересует. Это такой длинный лучик, как стрелочка, ведь головка у них очень маленькая, заостренная на конце. Во сколько же миллиардов раз ваша голова больше, чем головка этого глиста?

Знаете ли вы, сколько существует вещей, о которых современные люди даже не задумываются? Они мало о чем думают. Некоторые думают только об обуви, о шапках, одежде, еде. Разок-другой они подумают о какой-нибудь книге, посмотрят на какую-нибудь звезду или кой-нибудь цветок. — Смешно. Кто-то скажет: "У меня есть голова". У современных людей головы не культурны ни в малейшей степени. И потом: в мире эти привередники очень мало думают. Человек, у которого ум всегда в работе, не видит ошибок.  

Ошибки это отражение нашей жизни. Ты видишь то, чем являешься. Хороший человек в плохом человеке видит в хорошее. Плохой человек в хорошем человеке видит плохое. Он думает, что хороший человек изучил какое-то тайное искусство, хочет его запутать, хочет спрятаться от него. Он не верит хорошему человеку ни в малейшей степени. И нужно прожить с таким человеком минимум десять лет, чтобы заставить его понять, что в мире есть что-то еще. Но у него все равно остается свое мнение. И вот тут, вы видите тот же закон: Бога, Который уже тысячи лет поступает с людьми только хорошо, и Его подозревают люди. Они говорят: "Кто знает, может, Господь играет с нами. Вот, ребенка забрал, вола забрал. Кто это сделал?". Они говорят: "Ребенок умер — Он причина. Вол умер — Он причина. Все высохло — Он причина». Они говорят, что  Господь всему этому причина. — Этот человек женился не вовремя, ребенок его зачат не вовремя, сам он нездоров, жена его нездорова, ребенок у него умер. Кто не прав? — Господь не прав. — То, что Господь создал, не умирает никогда.

Что Божественно? — То, что не умирает никогда. Что Божественно? — То, что не теряет свой цвет. Что Божественно? — То, что не теряет свою разумность. Что Божественно? — То, что не теряет свою доброту. У всего, что изменяется, характер совсем другой. Прежде всего, нужно иметь ясное представление о Божественном. На вас наложили свои оттенки тысячи поколений, сохранившие в себе определенные недостатки. Нужно освободиться от них, чтобы проявились Божественные качества, вложенные в вас изначально. Они покрылись толстым слоем наслоений. Этот слой нужно убрать. Божественные зародыши должны выйти на поверхность Божественной4 души, чтобы дать свои плоды.  

Сегодня ваши умы занимает мысль: Почему Господь создал мир именно таким? — Потому что люди его создали таким. В старом турецком языке при письме над некоторыми буквами ставили точки. И как-то одну книгу оставили открытой и мухи поставили в ней свои точки, получилось нечитаемо. Так же дело обстоит и с Божественным миром: люди понаставили точек, и читать стало невозможно. Единственное, что точки, поставленные людьми, стираются, а точки, поставленные Богом, остаются. Прежде всего возьми губку и все протри. Что сотрется, то человеческое, а что останется — Божественное. Вы иногда боитесь протереть поверхность губкой. — Все человеческое стирается. Все, что Божественно, остается. Оно никаким образом не может стереться.

Скажем, вы сейчас обиделись. Это человеческое — человеческая точка. Ты поставил точку. Сотрешь точку, и пройдёт обида. Или у тебя неверие: пройдись сверху губкой и неверие исчезнет. Я могу любого из вас заставить плохо думать о другом человеке. Сначала у вас было хорошее мнение о другом человеке. Тот взял тысячу, две тысячи левов взаймы, не платит, и сразу же мнение о нем становится плохим. Вы говорите должнику: "Отдай деньги, ты же был приличным человеком». — Это не Божественные, это человеческие порядки. А я вам скажу, почему он не платит. Найдите губку, вытрите этой губкой все как следует, и он сразу же заплатит. Сегодня даже воры выучили этот закон. Один религиозный человек пришел к англичанину, очень богатому, миллионеру, просить денег. А тот говорит: "Господь дал тебе ум и сердце, иди работать, чего ходишь и просишь? Тому, кто ходит и просит милостыню, место в тюрьме. В Англии за милостыней иди со скрипкой, сыграй что-нибудь или спой. А после этого подставляй поднос, чтобы денег дали. Или какой-нибудь фокус покажи. Что-то нужно сделать, чтобы тебе подали". И вот, один верующий человек стал изучать характер этого богача. Он взял револьвер и однажды вечером сумел проникнуть в контору миллионера и спрятаться под столом. А тот, как раз, складывал золото, пересчитывал деньги и радовался. И тут, вылезает из под стола этот человек и вытаскивает револьвер. Миллионер говорит:  Прошу, прошу тебя, не убивай! Возьми, сколько хочешь!" Наполнив карманы, бедняк сказал: "А ты знаешь, кто я? Я — тот, кто просил у тебя денег во имя Бога, и ты отказал мне, сказал идти работать. Я научился работать. Сейчас я показываю тебе силу оружия, которое я купил, а ты за него заплатишь. Я даю тебе урок: когда другой придет к тебе просить, дай ему — он возьмет меньше. А я возьму больше — за искусство. Тогда я оставил это на твое усмотрение — ты мог дать столько, сколько захотел бы. А я за искусство беру столько, сколько считаю правильным".

Так поступаем и мы. Всегда, когда появляется револьвер — ненужные страдания — мы сразу же готовы на все жертвы. Это не плохо, мы учимся. Все это — объяснения. Этот пример верен? Идейно верен, а фактически не знаю, было ли это на самом деле. Не знаю, насколько фактически верен тот пример, что я вам привел. Приведу еще один пример, для пояснения предыдущего. Тот же человек пришел к другому миллионеру, чтобы его убить. А миллионер владел искусством увлажнять порох. Когда на него направляют револьвер, он увлажняет порох, и револьвер не срабатывает. Вор входит, направляет револьвер на миллионера, а тот говорит: "Хочешь меня испугать? Не хватайся за револьвер, не вытаскивай, он не сработает". Вор  клацал курком, клацал, — не срабатывает револьвер.

Если вы не хотите, чтобы вас обижали люди, нужно уметь увлажнять порох. Придет к вам кто-то, клацнет курком, а револьвер не сработает. До тех пор, пока вы обижаетесь, вы — слабый человек. До тех пор, пока вы верите всему на свете, вы слабый человек. Должен ли человек верить всему? Те, кто не верит, правы, и те, кто верит, тоже правы. Для духовных людей благо идет от Бога. Что бы ни произошло, такой человек говорит: "Благодарю Бога, и никого больше". Когда ты приходишь к такому человеку, чтобы ему помочь, он говорит: "Тебя направил Бог, ты говоришь не от себя". Неверующие люди Господа не благодарят, они благодарят людей, которые им помогают. В чем ошибка? Вы скажете: "Они правы". А правы обе стороны, но не до конца. Потому что каждый человек — это твой ближний. Первый закон — это Божественный закон, но второй закон — закон для людей. Когда приходит первый закон, одновременно с ним пусть приходит и второй: закон ближнего.5 Я говорю: неверующие сначала действуют по закону ближнего, а духовные люди действуют по закону Бога, закон ближнего они оставили в стороне. А действовать должны оба закона.

А если вам задать вопрос: что нужно делать, если кто-то оказывает вам услугу? Это богатый человек, он дал вам десять, двадцать, тридцать тысяч левов, и вы его благодарите. Но этот умный человек, сделав вам добро, посмотрит, будете ли вы, в свою очередь, делать кому-то добро. Если никому не сделаете добра, в следующий раз он даст вам поменьше. Сначала он дал вам двадцать тысяч, потом даст десять, и снова за вами понаблюдает. Третий раз, когда придете, он даст вам пять тысяч, пока, наконец, дело не дойдет до пятачка. Когда кто-то жалуется на судьбу, пусть знает, что Господь, Который дал тебе сразу много, в следующий раз  даст поменьше, и, в конце концов, даст пятачок. Откроешь свое сердце, начнешь давать, тогда и Господь откроется. Ты вытаскиваешь чек на двадцать тысяч. Смотрит на тебя бедный человек и говорит: "Ты можешь мне помочь?" В ты ответ отмахиваешься от него и уходишь. Господь смотрит на тебя. Писание говорит: "Сами того не зная, иной раз, вы угощаете ангела". Если ты угостишь ангела, он отплатит тебе за услугу, которую ты ему оказал. Добро нужно делать не так, как мы делаем сегодня. — Даешь пять левов и считаешь, что ты что-то сделал. А чего стоят пять левов? Сказано: "Если имеешь две одежды, одну отдай"6. Какие объяснения давали вам про эти две одежды? — Это несчастье: иметь две одежы, поэтому одну нужно  отдать, чтобы освободиться от несчастья. Христос говорит: "Кто имеет две одежды, одну пусть отдаст". Отдай одну, освободись от несчастья. В этом случае тот, кто одну одежду отдаст, освободится от своего несчастья. Один болгарский священник проповедовал о давании: "Кто имеет две рубашки, одну пусть отдаст". Попадья, услышав это, выйдя из церкви и придя домой, отдала одну рубашку попа. А тот в церкви вспотел и пошел поискать рубашку, чтобы переодеться. Попадья ему говорит:

- Как ты и говорил, я отдала одну рубашку.

- Так я же говорил это для других, это не для нас.

Священник вспотел, потому что у него было две рубашки. Когда человек потеет? — Когда он в затруднении. Здоровый человек не потеет. Мы считаем, что человек должен потеть. Но это болезненное состояние. Когда человек здоров, в нем есть магнетическая жидкость, и ею он чистится. Не думайте, что пот — это хорошо. В сегодняшних условиях потение — это не здоровое состояние. Мы говорим о нормальной жизни, в которой всё должно функционировать правильно. У нас должна быть очень правильная мысль о жизни. Сегодня часто возражают: "Даванием ничего не достигнешь". — Правильно, но, если не давать, тоже ничего не достигнешь. Если поле густо засеять пшеницей, она плохо поднимется, вырастет слабой. Если пшеница посеяна густо, урожай мал. Зерно нужно сеять пореже, чтобы оно могло расти, давать побеги.

Делать добро в мире — это упражнение. Когда человек делает добро, другие люди не должны знать об этом. Потому что, если ты делаешь добро, и люди об этом знают, тебе это пользы не принесет. Что будет, если скрипачу, который вышел играть, вы начнете целовать стуны? — Вы испортите струны. У каждого человека, который ждет благодарности, портятся струны. Когда целуют струны, скрипач не может играть. Скрипка не нуждается в поцелуях. И скрипач не нуждается в поцелуях. После того, как он закончит играть, его можно и поцеловать. А когда он выходит играть, его целовать не надо. Когда матери целуют своих детей? — Когда кончается концерт. За что мать целует ребенка? А вы какой концерт даете? За что поцелует вас мать?

В поцелуях есть много эгоистичного. Некоторые дети полны магнетизма, магнетической силы. Каждый приходит взять у них что-то. Немагнетичных детей не целуют. Богатых детей всегда целуют чаще, бедных — реже. Я смотрю на ребенка: его целуют, а он кричит. Криком он говорит: "Не хочу, чтобы меня целовали". Некоторые люди, целуя, только берут; другие, целуя, что-то дают. Мать ребенку отдает что-то свое. Она говорит: в жизни должно быть что-то разумное. Энергии, воспринимаемые на слух, могут в данном случае быть, как положительными, так и отрицательными.

Проделайте в течение недели такой опыт: Может быть,  на следующей неделе вас кто-то обидит, все равно как: взглядом, движением руки или каким-то словом. Те, кто обидится, пусть найдут какую-нибудь свою подругу и спросят ее, как исправить эту ошибку. То, что вам посоветуют, постарайтесь сделать, чтобы проверить, правильно ли это. Спросите, как минимум, десять человек, чтобы посмотреть, каким из способов удастся быстрее всего справиться с обидой. Но если вас не обидят, не жалейте. — Не все могут обижать. Если обидят кого-то другого, дайте ему совет. Какой совет вы дадите, как ему исправить ошибку?

Все вы что-то читаете. Что означает точка, согласно законам чтения? — Прочитав предложение, ты делаешь паузу, чтобы отдохнуть. Сколько времени нужно на это? Музыкант, сыграв пассаж, делает паузу, длительностью в одну четвертую, одну восьмую, одну шестнадцатую или одну тридцать вторую. Тогда, чему равна пауза запятой? Чему равны паузы точки с запятой, двоеточия? То, что вы называете молчанием, это пауза. Ты читаешь предложение и останавливаешься. Какой-то суфлер подсказывает тебе. Ты приглашаешь суфлера, чтобы он тебе подсказал. — Начинаешь читать, точка — это суфлер, точка с запятой — тоже суфлер, они тебе помогают. Вы пока этого не знаете. На точке тебе кто-то говорит. Ты читаешь, внимаешь, что-то тебе говорит изнутри. Тебе сказали —  ты прочитал и снова остановился. Это естественно, это обмен мыслями. Паузы в музыке подчиняются тому же закону. Во время паузы музыкант вдохновляется, вбирает что-то в себя. Вы иной раз хотите почиститься, и не знаете, куда поставить точки. Точку ставят там, где кончается предложение.

Что касается вас, то какой самый трудный вопрос, который вас смущает? Часто вы говорите: "Я не в настроении". Самое большее, что вас смущает, это ваше плохое настроение. Утром вы встаете  не в настроении; даете концерт не в настроении; ходите не в настроении. Обувь у вас есть, одежда есть, а настроения нет. Очень трудно человеку быть в хорошем настроении. Иной раз я вижу, что человек посматривает на свои ноги — жмет ему обувь. Или человек пожимает плечами — одежда стесняет его в плечах или в подмышках. Или вижу: сбросил он шапку. Причина есть: он надевает шапку, натягивает ее, а она сползает на глаза. А утром он приподнимает шапку, чтобы получить побольше света. И я говорю: научитесь, когда вам жмет обувь, не смотреть на нее. Это вносит в вас диссонанс. Скажите себе: "Мне очень хорошо идти". Скажи: "Это очень хорошая обувь" вместо того, чтобы идти, уставившись на нее. С точки зрения современных требований обувь не должна доставлять никакой боли, она не должна давить, пальцы должны быть свободными. Одежда должна быть свободной, она не должна стеснять ни в подмышках, ни в плечах, но при этом должна хорошо прилегать.

Попробуйте в течение недели, когда вы куда-то идете, понаблюдать за людьми, как они ходят. Сколько вы найдете человек, которые ходят правильно, у которых красивая походка? Мир — это предметное учение. Если вы не научитесь наблюдать правильно физический мир, вы не сможете делать из фактов правильные выводы. Как можно наблюдать мысли и чувства, это ведь абстрактные вещи? Если мы видимые вещи не понимаем, как мы поймем невидимые? Если ты не можешь оценить добро, зло ты не сможешь оценить вообще. Человека злом не воспитаешь, его воспитывает добро. С помощью зла воспитание не происходит. Зло — это только ограничение, оно ограничивает тебя, чтобы ты много не ел. Я говорю: единственное, чем человек может себя воспитать, — это добро, которое его питает. Зло —  предупреждение от переедания. Что такое воспитание? Воспитание — результат добра. Добро — это пища, которая дается человеку: хорошая еда, хорошие мысли, хорошие поступки, все это — видимое в мире.

И что в итоге? — Добро, это то, что воспитывает человека, зло его только ограничивает. В воспитании важную роль играет одежда: обувь, шапка. Важно также, из чего эта одежда: из шерсти, из хлопка, или из шелка — все это влияет. Если сделать опыт, это можно будет увидеть. Если на ребенка надевать только шелковую одежду, его характер испортится, поскольку для одной шелковой рубашки тысячи шелковичных червей были принесены в жертву. По-моему:  самая лучшая одежда для воспитания это льняная и хлопковая. Шерстяная одежда хороша для больных людей. Человек, который немного болен, должен носить шерстяную одежду. В каком-то смысле самое маленькое преступление мы совершаем, когда используем лен и хлопок. Для шерстяной одежды мы стрижем овец — преждевременно забираем у них одежду, у шелковичного червя мы преждевременно забираем кокон. Очень хороша шерстяная одежда, но для самовоспитания лен и хлопок лучше. Не то, чтобы плохо было носить шерстяную одежду, но в будущем, шерсть будут стричь, когда овца линяет, когда тепло. Тогда мы сможем состричь шерсть с любовью. Ты погладишь овцу, приласкаешь ее, и она будет рада, что ты состриг ее шерсть.  И тогда, если ты сделаешь одежду из этой шерсти, это будет хорошая одежда. А как сегодня вы стрижете овец, так делать не стоит. Чтобы перевоспитать людей, когда-нибудь выведут породу шерстяных людей, чтобы спины овец больше не стричь. Сколько килограммов шерсти нужно на шерстяную одежду? Сейчас одежду делают на подкладке. Это неестествено, не нужно этого, это заблуждение. Одежда должна быть без подкладки, из чистошерстяной ткани. И так оно и будет: хорошо сделанная одежда, без всякой подкладки. А сегодня мы находимся в трудном положении, от того, что нет подкладки. Сейчас ты не можешь летом носить зимнюю одежду, а зимой летнюю. Я как-то раз попробовал поносить одежду без подкладки. В одежде из чистошерстяной ткани я провел зиму, это была очень легкая одежда, и тепло она держала, хотя пуговиц на ней не было — все было расстегнуто. Если ты носишь шерстяную одежду, и если ты при этом здоровый человек, образуется магнетическая  оболочка, через которую холод не может в вас проникнуть. Даже самая тонкая одежда, пропитанная магнетизмом, держит тепло. Одежда, которая держит тепло — это не обязательно тяжелая одежда. Она должна быть сделана из чистошерстяной ткани, должна быть пропитана твоими хорошими мыслями, хорошими чувствами, чтобы ты одевался в магнетическую силу, тогда это будет здоровая одежда. Поэтому человек, переболев, должен выбросить одежду, в которой ходил. Когда кто-то умирает, его одежду раздают. Не носите одежду умершего человека. Не носите одежду от умершей овцы. И одежду от умерших шелковичных червей не носите. Это нужно, чтобы выработать характер.

Ваши дела в обществе как шли, так и будут идти, — это неизбежно. Общество не может исправиться. Себя мы можем исправить, можем делать опыты, но когда доходит до общества, методы совсем другие. Никогда не носите одежду, которую вы не любите. В ношении одежды есть правило: Одежду, которую вы не любите, оставьте в стороне. Обувь, которую не любите, не надевайте на ноги. Это личное. Не носите, как носят другие люди. Если хотите создать себе характер, то это — путь. Никогда не носи того, что не любишь. Никогда не носи тесную обувь, потому что она влияет на твой характер.

Многое ли вы запомнили из этой лекции? Все запомнить невозможно. Человеку требуется несколько лет, чтобы все это приложить. Где сегодня найдешь чистую шерсть? Где сегодня найдешь кожу, чтобы сделать такую обувь? Где найдешь материал для шапки? А как делают свою одежду растения? Какой портной шьет им одежду? А цветы? — кто их учит создавать для себя цвета? Какой портной сделал птицам перья? Посмотрите на райскую птицу, она одета, как царевна — у нее самая красивая одежда. Кто тут потрудился? Если мы решимся жить таким образом, найдется кому кто позаботиться о нас. Но если мы этим не интересуемся, и невидимый мир нами не интересуется. Если бы интересовались, разумный мир сразу же принял бы в нас участие. А так: мы не интересуемся — и нами не интересуются. Птицам, которыми заинтересовались, сделали красивую одежду. Почему у одних птиц красивая одежда, а другим их окраска не подходит. Есть большое отличие в птицах.

Первое, что требуется от вас, — это изменить направление ваших мыслей, направление ваших чувств и направление ваших поступков, и ничего больше. Сейчас не требуется отказываться от старого. Пусть ваши старые навыки будут корнями, подобными корням  деревьев в земле. Новые ваши навыки будут ветвями, на которых вырастут плоды. Живите одновременно и внутри, и снаружи: одни в корнях, другие в ветвях, и таким образом вы примирите противоречия. Противоречия в жизни только так и можно примирить. Возьмем пример с растений.

Спойте песню. (Спели: «Аз мога да любя» — «Я могу любить». Помните правило: Божественные дела сами идут к нам. Божественное не ищут. То, что мы ищем, это человеческие дела. Дела, которые мы ищем, — человеческие. Божественный свет сам приходит, воздух сам приходит — он вокруг тебя. Мы заблуждаемся, когда хотим обойти весь мир, чтобы найти Божественное. Человек должен сделать только одно: изменить свое направление. Божественное само его найдет. И потому, нужно хорошо усвоить Божественное, чтобы хорошо усвоить и человеческое. Мы часто не усваивали Божественное как нужно, и, как следствие, не усваивали человеческое, и потому в том, что ищем, мы делаем ошибки. Если Божественное хорошо усвоить, и человеческое легко можно найти. Человеческое тоже необходимо, но оно второстепенно.

Самое главное: в жизни, в каждом возрасте, есть основная мысль, которую человек воспринял. Имейте настрой только на такие, основные, вещи. Мне нравится один пример, который до некоторой степени объясняет, что такое Божественное. У одной очень бедной девочки, рожденной в нищете, жившей без отца и матери, было сильнейшее стремление к музыке, но не было средств. Как-то услышала она об одном скрипаче и захотела послушать его. Пришла она в одно место, пришла в другое — никто ей не помог. Присела она перед концертным залом. Скрипач вышел и увидел девочку с глазами, полными слез. Он сразу же  заинтересовался, в чем дело. Девочка сказала: "Я пришла послушать тебя, но у меня не было денег на билет". Скрипач взял у нее адрес, пришел к ней домой, и дал ей концерт. Когда у нас есть такое Божественное желание, скрипач придет. Другие, чтобы послушать его, должны билеты покупать за деньги, а сюда он приходит сам.

К человеческому идем мы, а Божественное, когда мы его ждем, приходит само.  Этот пример поясняет идею. И может быть, этот артист где-то найдет и вас.

Только Божья любовь несет изобильную и полную жизнь! (Три раза)

ИЗМЕНЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

24 год,

XIII лекция МОК,

27. X.1944 г., Пятница,

5 часов утра,

Изгрев-София


 

Примечания

1. Годулка, гадулка — болгарский народный инструмент

2. Видимо, ошибка в записи: беседа читалась 27.10.1944 г. Это была пятница. Прошлкая пятница была 20.10.1944 г. Однако, согласно всем хронологическим каталогам, например, вот этому, 20.10.1944 г. Беседы не читались.

3. Словарь Ефремова: Точка, в которой фотографируемый или рассматриваемый  с помощью оптического прибора (в т.ч. глаза) предмет получает наилучшую четкость, резкость.

4. В издании 1944 г. здесь стоит «человеческой души».

5. Мф. 22:34-40

34А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38сия есть первая и наибольшая заповедь;

39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

6. Лк.3:11

11Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

Болг. Протестантская библия 1940 г. Лк.3:11

11 А той в отговор им рече: Който има две ризи, нека даде на този, който няма; и който има храна, нека прави същото.

 

7. Изменен чертеж

В издании “Жануа-98” Кърджали опубликован чертеж

wxKrikK9u7wsJbifyJa3lCp-FZcptecGRzlOM6hd

Он в данной публикации заменен чертежом, который, на взгляд переводчика лучше иллюстрирует текст лекции


80HfG46V0Yimqi_W7EBkOrpMDI9v590FGdZQyZ1Y






 

В издании лекции 1944 г. чертеж, вообще, отсутствует.

Изменена посока,

Първо оригинално издание. Кърджали, Издателска къща „Жануа-98“, 1999. 384 с. ISBN 954-9589-45-5.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты