• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Рассвет

Трапеза Нового Завета

В теме 1 сообщение

ТРАПЕЗА НОВОГО ЗАВЕТА

"И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его"
1

 

 

Вот обыкновенный стих "без смысла" и "без содержания", подобный обыкновенному камушку, богатство которого не снаружи, а внутри. Я беру слово мытарь в современном языке в смысле простые люди. Бедный и грешный – это два брата. Бедный лишён денег, золота, следовательно, не имеет средств, и богатый всегда использует бедного для работы. Грешный – это человек, лишённый мудрости, знания, потому он и грешит. Простых людей я называю банкирами, а современных банкиров называю сборщиками налогов: по 5%, 10% – они собирают налоги по скольку могут. И подати сегодня собирают эти сборщики налогов.

 

Все эти мытари и грешники пришли и сели на трапезе у Христа. Вы можете спросить: "Как возможно, чтобы такой Учитель позволил подобным людям сидеть вместе с Ним на трапезе?" Под словом трапеза я понимаю школу, но не старую школу, старый завет Моисея, а новую школу Христа. Ученики Христа – это первые ученики новой школы, Нового Завета Мытари и грешники – представители старой культуры, старого учения, Моисеева закона. Разве все дети, приходящие в школу, образованны? Большинство из них просты и невежественны. Сколько детей ходит в школу в рваной одежонке и штанишках, но учатся они гораздо прилежнее сыновей богатых людей. Следовательно, эти мытари и грешники – ученики, пришедшие изучать новое учение.

 

Современные христиане, не понимая глубокого смысла этого учения, разделили церковь на грешников и праведных, на действительных членов церкви и оглашенных. Оглашенные есть во всех церквях, и годами их держат на испытании, пока они станут членами церкви. Такого человека, бывшего 10-15 лет оглашенным, спрашивают, чему он научился в христианстве, а он отвечает: "Когда придёт Христос, Он нам объяснит". Я желал бы, чтобы современные христиане были проэкзаменованы на аттестат зрелости, после чего они либо заканчивают класс, либо им уже пора уйти из школы. Тогда мы окажемся в противоречии, какое видим в следующем рассказе из древних времён.

 

Один великий мудрый царь древности хотел выявить наклонности своих самых умных, самых добрых подданных и поэтому устроил им следующее испытание: он выбрал великолепное здание и поместил в нём десять очень красивых предметов, затем позвал десять своих подданных, каждый из которых был представителем одного из десяти существовавших тогда сословий. У нас тоже существуют такие сословия. Эти сословия и тогда носили некое имя, данное им их основателем, подобно тому, как и любое новорожденное дитя при крещении наделяют каким-либо именем. Имя освящается самим человеком, а не имя делает человека; не марка делает торговца честным, но честный торговец создаёт репутацию честной своей фирме; не кадило делает священника святым, но сам священник освящает своё кадило; не книга делает человека умным и содержательным, а человек делает книгу умной и содержательной. Итак, этот мудрый царь собрал на эту выставку всех десятерых, чтобы каждый выбрал себе по одному из выставленных там предметов. Это были следующие десять предметов: драгоценная корона, стоившая миллионы; большой старинный кувшин, полный золота; золотая сабля; золотое перо; подзорная труба; сосуд, наполненный жизненным эликсиром, который, по мнению алхимиков древности, омолаживал людей; циркуль; пшеничное зерно; книга великого мудреца и яйцо. Итак, царь позвал представителей этого народа, то есть этих сословий, выбрать себе то, что им понравится. Первому понравилась золотая корона, он взял её, чтобы возложить себе на голову, второй взял кувшин с золотом, третий взял золотую саблю и тут же надел её на пояс, четвёртый взял золотое перо, пятый – подзорную трубу, шестой – сосуд с эликсиром для продления жизни, седьмой – циркуль, восьмой – пшеничное зерно, девятый – книгу мудреца и последний – яйцо. Кто из них выиграл? Вы все умны, как бы вы разрешили эту загадку?

 

Первый человек, взявший корону, стал царём, второй – банкиром, третий – самым известным генералом в государстве, четвёртый – юристом, величайшим законоведом и писателем, так как занимался Божественным правом в мире (нынешнее право – это человеческое право); пятый, взявший подзорную трубу, стал астрономом и изучал звёзды (с той поры возникла астрономия); шестой, взявший жизненный эликсир, стал врачом; седьмой, выбравший циркуль, стал инженером; восьмой, взявший пшеничное зерно, стал земледельцем; девятый, взявший книгу мудреца, стал учителем, а последний, который взял яйцо, не приобрёл ничего. Все эти девять что-то приобрели, а взявший яйцо не приобрёл, в отличие от других, никакого занятия. Этот последний думал, что делать с этим яйцом, попытался его продать тут и там, но никто не хотел его покупать – на вид это яйцо не имело никакой ценности. В конце концов, ему пришло на ум положить яйцо под какую-нибудь курицу и посмотреть, не выведется ли кто-то из него. И действительно, из этого яйца вылупился красивейший петух, который, однако, был очень прожорлив, поэтому другие куры и петухи не хотели принимать его в свою компанию. Хозяин принялся кормить петуха, но столь многим приходилось жертвовать для него, что вскоре он стал попрошайничать и был вынужден пойти к девятерым, приобретшим что-то благодаря своим предметам, и просить у них помощи на содержание своего петуха. И воистину, сегодня все говорят об этом петухе, образуются благотворительные общества, цель которых – улучшение положения этого петуха, то есть того народа, ради которого они собрались работать. Создаётся какая-то новая партия и объявляет: "В нашу программу входит улучшение положения нашего народа".

 

Сегодня у всех нас добрые стремления, добрые желания, но где же существенное? Исполнили ли своё истинное предназначение те предметы, которые получили девять человек? Каждый предмет, попавший в хорошие или плохие руки, может исполнить либо одно, либо другое предназначение. Например, саблей или ножом можно сделать операцию больному и этим улучшить его положение, но можно и отсечь голову человеку на поле боя. Пером можно написать отличную книгу, но можно написать и настолько плохую книгу, что яд её будет разноситься веками, а можно подписать и смертный приговор. При помощи подзорной трубы можно открыть что-то новое, и оно принесёт пользу, но в то же время можно обнаружить раба, сбежавшего от своего господина, и передать его власти – можно стать предателем. Жизненным эликсиром вы можете продлить жизнь людей, но с ним же и разбогатеете. Много раз, когда заболевал какой-либо богатый человек, поднимали на ноги самых знаменитых европейских врачей, и они оказывали помощь, делали всё возможное, чтобы ему помочь, потому что их ожидало хорошее вознаграждение. А о каком-нибудь бедном больном не проявляется такой заботы, его предоставляют помощи Господа. Когда умирал русский царь Александр III, в Россию приехали все европейские знаменитости.

 

Я объясню стремление современного человечества. Когда Христос был на Земле, с Ним на трапезе сидело много мытарей и грешников, это две категории людей Ветхого завета. Эти старозаветные люди ещё занимают видное место в современном обществе, хотя теперь у них новые имена. Государство, в котором людей убивают, вешают, в котором есть тюрьмы, – ветхозаветное. В Царстве Божием нет никаких виселиц, тюрем и расстрелов. Вот Христово учение. Но вы скажете: "Что делать с теми грешниками, с теми преступниками, которых так много на Земле?" Дайте каждому взять то, что ему необходимо. Если дадите человеку саблю или перо, или подзорную трубу, или циркуль, или что-то другое из этих десяти предметов, вы дадите работу его уму, и она его удовлетворит. Это всё стимулы, не осуждайте его, пусть он попробует. Я не осуждаю человека, который взял себе корону и возложил её на голову, желая управлять, пусть испытает и эти свои стремления. Если Бог допустил волков, медведей и различных букашек, иногда и вредных, то почему бы и нам не допустить, чтобы каждый проявился в жизни в соответствии со своими побуждениями? Если Бог посылает и вредным животным Свой свет и пищу, то что мы можем иметь против этого? Потому и нам нужно терпеть всех, быть толерантными ко всем и ни от кого не отворачиваться. Волки и лисы существуют не только вовне, в Природе, они есть и среди людей. Все эти типы, все их виды есть и в вас, все эти волки, лисы, медведи, букашки и прочие есть в людях. Вы посылаете пулю в волка за то, что он съел овцу, а в обществе есть люди-волки, съедающие по десять человек, но им вы ничего не говорите. Где справедливость? Бедняк крадёт хлеб, чтобы накормить своё бедное и больное семейство, и его сажают в тюрьму на несколько месяцев, а какой-то богач крадёт тысячи и тысячи левов, и о нём говорят, что он получил комиссионные с какой-то сделки. Сорока съест яйцо одной из ваших кур, и вы её убиваете; я оцениваю жизнь сороки в 1000 яиц, так что вы имеете право её убить только тогда, когда она съест эту 1000 яиц. Тот же закон я устанавливаю и для волка: и его вы можете убить только тогда, когда он съест 1000 овец. Таково Божественное правило в мире.

 

Мытари и грешники, собравшиеся вокруг Христа, слушали новое учение, которое Он проповедовал. Многие сейчас говорят себе: "Как было бы хорошо, если бы и мы попали на Христову трапезу". Но эта трапеза была очень проста, не похожа на царскую трапезу: там не было ни печёного ягнёнка, ни курицы, ни фаршированных помидоров, ни супа с яйцом, ни тыквочек с бараниной, ни карначе2, ни шашлыков, ни брыжейки, запечённой над огнём, ни чего-либо другого. А раз не было всех этих прекрасных вещей, то чего стоила такая трапеза? На трапезу, лишённую всех этих блюд, я бы не пошёл. Сказано: "Эти мытари и грешники собрались вместе с Христом и Его учениками".

 

Новое учение – это великий процесс, великая трапеза, на которой есть самые изысканные яства. Но сначала вы должны научиться присутствовать на обыкновенной трапезе желудка. И современное человечество приходит на эту трапезу. Не буду сейчас описывать вам, какой должна быть трапеза желудка, уступаю это право вам, так как в этом вы специалисты. Вторая трапеза, на которой должен присутствовать человек, это трапеза дыхательной системы, и после этого, пройдя через процесс очищения, человек будет присутствовать на отличном банкете, какого мир ещё не знает. На трапезе желудка есть 10.000.000 кувертов3. Каждый гость поднимает бокал, берёт вилку и говорит: "О, как приятна эта работа". С этими 10.000.000 душ, или клеток, и мы принимаем участие в этой трапезе и переживаем их радость. Это не аллегория, а факт: в желудке 10.000.000 клеток, которые едят, пьют и выполняют работу. В лёгких ещё больше гостей, ещё большее количество клеток, выполняющих свою определённую работу Когда мы поднимемся на горную вершину и подышим чистым воздухом, клетки лёгких поднимают бокалы и говорят: "Как приятно нам здесь, да здравствует наш господин, он привёл нас на это высокое место!" Если подниметесь выше, в мозг, куда были приглашены мытари и грешники, то там трапеза ещё величественнее, там три биллиона шестьсот миллионов клеток – столько гостей приглашены вместе с Христом и Его учениками. Поэтому, когда пропустишь через свой ум великую мысль, тогда в тебе, в твоём уме, происходит такой большой банкет, какого ты не можешь почувствовать ни в желудке, ни в лёгких. Следовательно, умственные переживания самые высокие. Это не иллюзия. Разве то, что ты переживаешь желудком и лёгкими, – иллюзия? Но вы говорите: "Я владею домом, полями и так далее". Вот это иллюзия. Всё, что пропадает, – иллюзия, а иллюзия не что иное, как закон движения; это вещи реальные, но преходящие, а это значит, что иной раз они проходят через нас, а другой раз – мы через них. В одном случае наши мысли и желания пройдут перед нами, как в кинематографе, а в другом случае мы пройдём перед ними, как путники, и будем рассматривать эти фотографии. Следовательно, в современном обществе и один и другой процесс сменяются, только тех путников, что обходят Землю, очень мало.

 

Рассказывают одну историю, характеризующую англичан, немцев, французов и русских. Четверо представителей этих народов однажды были где-то в Европе на курорте и вместе ели и пили. Вдруг все заметили, что в пространстве, очень высоко, парят две большие птицы. Англичанин, увидев их, сразу обратил внимание на направление, откуда они прилетели, и, поняв, что они прилетели с востока, тотчас взял свою сумку и на первом же пароходе отправился их исследовать. Француз подхватил свою шляпу и пошёл проверить, что пишут об их появлении вечерние газеты. Немец направился в библиотеку, чтобы навести справки в работах учёных-предшественников, нет ли там намёка о прилёте этих птиц. А русский лёг на спину и, поглядев на птиц, сказал: "Э, да это орлы". Кончено дело! Вот как легко славяне решают все вопросы. И болгарин, выпив пол-литра вина, скажет: "Это орлы, что тут долго думать, зачем тут много философствовать – это орлы, и делу конец!" Вот приобретение знания. Получив знания, ты говоришь: "Я знаю этот вопрос, мне не нужны ни газеты, ни библиотека, я вижу, что это орлы". Не отдаю предпочтения никому из этих четверых, поскольку все действуют сообразно своему темпераменту. Все люди проявляют характер согласно своему темпераменту.

 

Изучая жизнь народов, я изучаю её объективно, пользуясь меркой положительной науки, и знаю, что кроется в этой жизни. В свете этой науки нет ничего скрытого, утаённого, и тогда мы можем сказать, что такой-то человек честный и почтенный. А кто же нечестный и непочтенный? Разве волк, съедающий ягнят из чужих стад, не честный? Или тигрица, играющая со своими детьми, не почтенна? То, что волк поступает нечестно, это чужое мнение. Волк говорит: "Я не хочу знать мнений людей". Вы говорите, что ягнёнок и овца – благородные животные; а спросите траву, что скажет о них она: проходя по ней, они её щиплют, топчут, и она не может расти. Мы говорим, что овцы – эмблема благородства. Какие овцы? Вы заблуждаетесь, думая, что благородны эти овцы; есть другие овцы в мире, а не те, которых пасут наши пастухи: эти овцы – только тени истинных. Христос говорит: "У Меня есть и другие овцы, не из этого дома, и Я их соберу". Что подразумевает Христос под словом агнец? Вы скажете: "Знаем мы, что такое агнец, он рождён овцой, хорошенький, шаловливый, а когда ему отрежут голову, он вкусен в еде".

 

Агнец означает огонь, очищающий жизнь, и когда говорят, что Христос – Агнец, это означает, что Он – Божественный огонь, очищающий человечество. Каждый, кто может найти этот Божественный огонь, находит эликсир здесь, на Земле. Теперь остаётся вопрос об овце, подумайте над этим словом, в другой беседе я буду говорить вам об овцах. Я разговариваю с ними каждый день, вы тоже их встречаете, и я нахожу, что с ними поступают в мире несправедливее всего, но они же и самые благородные, и нет счастливее их. Волк не может их съесть, глисты не попадают в их желудки, чесотка их не берёт, от голода они не умирают, ножа овчара не боятся, шерсть свою на землю не бросают, молока своего не дают, сыра и масла извлечь из их молока невозможно. Но знайте, что красота их шерсти несёт жизнь и благословение всему миру. Говорят они очень мало, не красноречивы, как ораторы, и говорят лишь во время паузы, когда оратор поднимает стакан; и тогда они успевают сказать одно только слово. Но всё обязано собою этим овцам: все великие изречения, высказанные ещё испокон века и не потерявшие смысла, сказаны ими. Автор этих великих изречений не известен, но благодаря им существует мир, и нынешние авторы прославляются. Иной автор, написав сегодня книгу, говорит: "Эта книга написана мной, и никто не имеет права печатать её без моего позволения".

 

Слушая это, вы, наверное, думаете, что у меня есть какая-то особенная цель; я просто хочу поговорить с вами, дать вам угощение. Я не занимаюсь философскими делами, однако не лишаю этого права тех авторов, которые могут заниматься философией. Царских корон не трогаю, не беру ни кувшина с золотом, ни подзорной трубы, ни циркуля, ни пера, ни пшеничного зерна, и яйца не трогаю. Я выбрал число 11, это несчастливое число в мире. Более несчастливого числа, чем 11, для евреев не было. Сегодня для культурного европейца несчастливым числом считается 13, вам с трудом удастся поселить его в комнате отеля с № 13. Почему число 11 несчастливое? Оно не имеет в мире ни матери, ни отца, это число противоречий в жизни. Почему существуют противоречия в жизни? Для этого есть определённая причина; и число 4 – тоже закон противоречий, но причина этого – правда. В мире есть причины, определяющие любое проявление. Бесполезно искать красивые цветы в зимнее время, потому что зима выражает число 4; ищите их в определённое время, в определённый сезон года, то есть в числа 1 и 2. Если ищете разнообразных плодов, вы найдёте их тоже в определённое время года – в число 3. Для всех проявлений в жизни есть также определённое время, и когда болгары говорят, что есть несчастливые дни, они имеют на это право, это не суеверие. Например, вы отправляетесь в путь на Северный полюс, но уезжаете в один из жарких летних дней. Если вы не сообразите, что на Северном полюсе вам понадобится тёплая одежда, то, приехав туда, вы сразу простудитесь. Следовательно, зимние холодные дни – это несчастливые дни в жизни. Я слышал, как некоторые болгары говорят: "Я не выхожу из дома и не начинаю работу во вторник и в пятницу". Они правы, ибо, поистине, есть несчастливые дни в жизни. Желал бы я увидеть того несуеверного, который тронется в путь в один из несчастливых дней, и тогда посмотрим, как далеко он уйдёт. Если это человек учёный, он скажет: "Я не смог добраться до нужного места вовремя, потому что был туман, случилась большая буря и так далее". А простой человек объяснит неудачу в деле тем, что отправился в путь во вторник или в пятницу, а это фатальные дни. Учёный говорит, что гром гремит, когда соединяются две противоположные силы, а простой человек говорит, что по небу едет святой Илия на двухколёсной колеснице. Простой человек знает, что причина образования облаков – электричество, но он допускает ещё и некую другую, высшую силу. Предание говорит, что святой Илия разъезжает по небу на колеснице, запряжённой двумя конями, так что, кроме положительного и отрицательного электричества, есть ещё два коня и человек, то есть разумная причина, направляющая эти две силы. Хорошо, объясните мне как учёные люди, отчего происходит следующее явление. Я нахожусь на расстоянии 50 км от вас, и в моём распоряжении есть большая пушка, стреляющая на 50 км. Когда до вас долетит шрапнель от выстрела из моей пушки, вы услышите грохот и одновременно испытаете результат, произведённый этой шрапнелью. Спрашиваю, какая причина принесла к вам эту шрапнель? Вы скажете, что причина этого в эффекте, вызванном взрывчатым веществом. Это верно, но вы объясняете только треть истины, потому что есть и другая причина, соединяющая эти взрывчатые вещества, и под действием этих нескольких сил происходит взрыв. Рассуждая так, вы дойдёте и до ума изобретателя.

 

Для каждого явления в жизни существуют одновременно три причины, вот почему мы не можем сказать, что очень учёны, ибо не знаем всех трёх причин, вызывающих известное действие. Мы говорим, что знаем, как произошло известное политическое событие, и что лица, принявшие в нём участие, подкуплены, и так далее. Однако причина, по которой эти люди были подкуплены, находится гораздо дальше, чем это видится нам. Объяснение этого психологического момента иное. Как может человек, любящий своё отечество, продаться за какие-то деньги, даже за несколько миллионов? Причина может быть совсем другой. Говорят, что Иуца предал Христа за 33 серебряника; это ещё не всё – важно, какова причина, заставившая его предать. Причина этого предательства гораздо глубже. Объяснив себе истинную причину, мы не будем никого судить. Благодарите этого Иуду, исполнившего незавидную роль предателя: если бы Христос не был распят на кресте, не пришло бы и спасение человечества. Вы скажете: "Вот человек, который говорит нелогично". Я объясню вам, почему так думаю. Если я посажу пшеничное зерно в землю, то разве я для него не Иуда? Для этого зерна я на время окажусь предателем, но в то же время я для него и спаситель: как могло бы развиваться и размножаться это зёрнышко, если бы не было посажено? Так что всё нужно обсуждать умно, серьёзно, без осуждения, а в сегодняшних газетах только нападки и критика, это не наука. Нужно всегда изучать истинные мотивы вещей, событий и тогда выносить приговор. И если мы хотим исправить человечество, нам нужно понимать законы, управляющие человеческой душой.

 

Некоторые спрашивают меня: "Ты думаешь, что, говоря так много, исправишь мир?" Я отвечаю им, что не имею даже цели такой, я лишь даю банкет своим гостям. Тот из вас, кто голоден, жаждет, пусть придёт ко мне, я устрою банкет, он наестся и пойдёт себе, куда захочет. Когда он выйдет из моего дома, я даже имени его не запишу, я не желаю помнить, что он мне должен; а если на его одежде или обуви окажется пыль, я даже дам ему щетку, чтобы он почистился, пусть оставит свою пыль в моём доме и выйдет совершенно чистым. Как вы примирите эти два противоречия в жизни? Христос говорит: "Если в каком-то городе вас не примут, выйдя из него, отрясите с себя пыль". Где? На улице. А я говорю: "Когда я тебя накормлю и ты выйдешь из моего дома, отряси свою пыль не на улице, а в моем дворе". Если ты понимаешь этот великий закон, то когда кто-то придёт к тебе в гости, пусть он отрясёт свою пыль в твоём доме, чтобы ты разбогател. Это закон, который можно проверить. А что делаете вы? Если кто-то приходит к вам в гости, вы заставляете его стряхивать с себя пыль на улице, чтобы он входил к вам чистым. Вы выбрасываете своё благословение, и психологически в вас начинает действовать закон разрушения. В Божественном мире разрушения не допускаются. Всё в мире должно творить, потому что зло и грех — это только ребусы для людей. О ком-то говорят, что он большой грешник; это показывает, что этот человек – мастер больших грехов, поэтому я хотел бы иметь некоторые из его ребусов, такие люди очень изобретательны. Некоторые ополчаются против дьявола, но современное общество не знает, насколько оно ему обязано. Вам нужно благодарить дьявола, если бы он исчез из мира хоть на день, случилась бы большая смута: деньги обесценились бы, священникам некому было бы проповедовать, матери не рождали бы, не было бы еды, желудок, лёгкие, мозг отказались бы работать, все хотели бы быть свободны и так далее. А сегодня все говорят, что дьявол очень плохой. Когда у вас есть телега, вывозящая ваш мусор и мусор ваших знакомых, вы все говорите: "Ах, как плохо пахнет этот мусор!" Нет, благодарите эту телегу, вывозящую ваш сор, иначе, если бы этот мусор остался при вас, вы разболелись бы. Вот почему и вам сегодня нужно благодарить этого великого духа, несущего грехи людей. Кто бы сегодня ни согрешил: поп, владыка, царь, мать, отец, – всё виноват дьявол. Я же вам говорю: этот дьявол – отличный учитель. Иногда я встречаю его, приветствую и спрашиваю, где он был. "Живу среди этих культурных людей, которые только воюют, убивают друг друга; я их учу одному, они же делают другое, а потом жалуются своему Отцу, что это я виноват в их ошибках".

 

Христос сказал: "Видел сатану, падавшего сверху вниз, как молния". Я скажу: видел, как солнечные лучи падали сверху вниз. Что означает падение? Если бы солнечные лучи не падали, что стало бы с Землёй? Современный христианский мир полон противоречий и заблуждений, но нет учителей, объясняющих вещи правильно, то есть так, как они происходят в Природе. Например, кто-то говорит, что нужно быть очень мудрым, очень умным, чтобы стать царём; другой говорит, что для того, чтобы управлять, нужно быть очень богатым; третий говорит, что нужно быть генералом, чтобы управлять своим народом. Но смысл жизни не в этих вещах. Я знаю два вида царей, банкиров и генералов. Знаю генералов, воюющих, не убивая людей, и мы в современном обществе всё больше нуждаемся в них. Иные говорят, что нам не нужны генералы. Нет, они нам нужны, только пусть они правильно исполняют свой долг. А завидовать богатому и стремиться занять его место – это не решение вопроса. По-моему, двое или трое не могут носить одну саблю; так что тот, кто рождён генералом, пусть исполняет свою службу. В оккультных науках говорится, что на одном стуле могут сидеть одновременно несколько существ, не беспокоя друг друга. Вы спросите: "Неужели это возможно?" Объясню вам: допустим, у вас есть бидон, вмещающий самое большее 10 кг, будем класть в него крупные пули, пока он не наполнится. Мы говорим, что бидон уже полон, но в промежутки можно вложить ещё несколько килограммов мелкой дроби. И опять мы говорим, что он полный, но в оставшиеся маленькие промежутки можно насыпать мелкий песок, пока и они не заполнятся. В тот же бидон можно влить ещё, по крайней мере, литр воды, и всё же ещё останется немного места, куца можно будет налить около 100 граммов лучшего спирта. Так что все эти противоречивые элементы заняли место в этом бидоне, который, на первый взгляд, уже казался доверху наполненным одними крупными пулями. Так что идея, что на моём стуле не может усесться много душ, неправильна, на мой стул могут сесть 10 человек, взявшие по одному предмету у царя, и даже я, одиннадцатый, тоже могу сесть на тот же стул. Следовательно, тут не будет никакого противоречия.

 

Я выбрал число 11, потому что оно заставляет людей думать, а это происходит, когда человек проходит через величайшие испытания. Все великие народы, обладающие характером, прошли через величайшие испытания, через огонь и воду. Героям в мире нужно подражать, а не жалеть их, такие люди сами выбирают свою судьбу и легко несут на спине свою ношу. Герои не нуждаются в спасении, они спасают себя сами. Сейчас и среди вас, болгар, есть герои. Рассказывают об одном очень ловком жулике, жившем в Англии. Однажды английская полиция сумела его поймать, его посадили в тюрьму и, чтобы он не убежал, ему связали ноги и руки верёвкой. Сторож, приносивший ему пищу, как-то вечером забыл у него свечу. Жулик сразу сообразил, что может спастись при помощи этой свечи, и осторожно пережёг свечой веревки на ногах, а потом и на руках. Освободившись от тюремных уз, он сразу выскочил в окно и выбрался на свободу. Обнаружив себя взаперти, как этот жулик, вы начинаете охать и жаловаться, что вас преследует тяжёлая судьба. Знайте, что дьявол, поймав вас и связав, всегда оставляет вам зажжённую свечу, при помощи которой вы можете спастись; он говорит: "Ха, теперь посмотрим, какой ты герой". Но вы стоите и рассуждаете: "Как это возможно? Ведь свеча жжёт. Я предпочитаю быть связанным, чем обжечься". Будь героем, пережги верёвку и выйди!

 

У каждого из вас есть такая зажжённая свеча – это человеческий ум. Если дьявол и сделает вам какую-то пакость, Господь прикажет ему оставить вам свечу, при помощи которой вы можете спастись. Тогда дьявол скажет: "Сейчас посмотрим, какой ты герой, готов ли ты к Небу, или останешься моим рабом: достоин ли ты быть развязанным и пойти узким путём наверх или останешься пахать на меня". Почему нынешние болгары пашут? Они не смогли освободиться вовремя, не сумели развязаться, и дьявол их запряг и кричит: "Но, но! "Это аллегория, помогающая вам мыслить. Многие сегодня говорят: "Так говорил когда-то Пифагор, так писал Трисмегист на своей золотой пластине, так сказал Кант", и так далее. Моё почтение всем этим труженикам, но знаете ли вы, откуда взяли эти учёные люди своё учение? Все восхищаются их учениями и толкуют их, и толкования их похожи на те, которые дают иные современные богословы в отношении определённого и неопределённого членов4, используемых в посланиях Апостола Павла и других. Они говорят, что Апостол Павел поставил не туда тот или иной член, и в этом состоит вся их критика и толкование. Когда вы что-то пишете, не думайте о том, куда поставить тот или иной член, а смотрите, чтобы ваша мысль была правильной, имела содержание. Апостол Павел мог ту же мысль изложить и без этих членов, и без запятых. Когда кроите какую-то одежду, одна часть одежды будет передом, а другая – спиной. Если кто-то думает об определённом члене, это показывает, что сам он определённый член какой-то церкви; а если кто-то говорит о неопределённом члене, это означает, что он оглашенный, и никакой философии здесь нет.

 

А глубокая философия заключена в том, что выработала Природа. В цветке гораздо больше содержания, чем в научном трактате Пифагора или в "Чистом разуме" Канта или в Десяти правилах Трисмегиста, написанных на золотой пластине. Ты проходишь по поляне и наступаешь на цветок, который стоит больше, чем книги этих людей, и продолжаешь философствовать: "Так сказал Кант". Да, дружок, ты растоптал цветок и не прочёл, что написано на нём, в его книге. Ты говоришь: "Я верю в Бога". Нет, приятель, ты самый невежественный человек, ты человек ветхого завета, мытарь и грешник. Ты поднял большую суматоху из-за субботы и тому подобного, но мир создан вовсе не ради суббот, и нет определенной субботы для отдыха. В мире есть только одна суббота – это суббота Любви и крещения огнём. Герой своих добродетелей тот, кто соблюдает закон Любви. Кто окрестился Божественной Любовью и Мудростью, тот будет Сыном Божиим, и следовательно, Любовь без Мудрости ничего не значит и Мудрость без Любви – тоже. Эти две великие силы – Любовь и Мудрость – должны проникнуть в вас глубоко, чтобы вы поняли их во всей их широте и глубине, то есть так, как они проявляются в этом широком Божественном мире. Только так наполнится смыслом нынешнее учение.

 

Если я примусь рассказывать о современной алгебре и геометрии, они оживут; если правильно изучать рисование и поэзию, будет совсем другой результат. В нынешней поэзии главное внимание обращают на рифмы, например, "по плет се скитам, и за тебе питам" (вдоль плетня я хожу, о тебе выспрашиваю), или "раз, два, три, генералът се скри" (раз, два, три, генерал в укрытии). Мир полон такой поэзии. Вы скажете: "Опасно, что генерал скрылся". Ничего, что он скрылся; человек, который скрывается, очень скромный, он не хочет быть на виду О ком-то говорят, что он любит высовываться. Если мы сравним такого человека с фонарём, то он будет служить для освещения, а если он какая-то горная вершина, то сможет издалека показывать направление, поэтому ничего плохого нет в том, что он любит высовываться. Что понимается под стихом "по плет се скитам"? Это значит: я изучаю законы в Болгарии. "И за тебе питам" – значит: и делаю всё это для тебя. Вы скажете, что этот поэт написал очень глупое изречение. Напротив, это очень умное изречение; так что умное и неумное – это вещи относительные.

 

В приведённом выше рассказе о выборе одного из предметов, предложенных царём, больше всех выиграл тот, кому досталось яйцо, из которого появился петух. Что такое петух? Он символ закона самопожертвования, то есть ты постоянно должен давать, а другие будут брать. Благодаря этому великому закону самопожертвования мир движется вперёд, и все эти 10 предметов: корона, перо, подзорная труба и так далее, обязаны своим прогрессом петуху. Но есть и нечто более высокое, чем петух, – это обретение смысла жизни при всех своих неудачах.

 

Ты надеваешь на голову царскую корону, но и это положение не удовлетворяет тебя; петух кричит "Кукареку!" Это значит: ты пропел не вовремя – корону взял, но существенного в жизни не нашёл.

 

Ты торговец, но возвращаешься домой обескураженный, недовольный; петух кричит: "Кукареку!".

 

Ты написал книгу, но она не имеет большого успеха, ты чувствуешь себя несчастным; петух кричит: "Кукареку!"

 

Ты читал какую-то книгу мудрости, но ничего в ней не понял; петух кричит: "Кукареку!"

 

Ты посеял пшеницу и другие злаки, но год был неплодородным, ты разочарован в своих надеждах; петух кричит: "Кукареку!"

 

И при всех занятиях, при всех делах людей современный петух кричит им: "Кукареку!" Это кукарекание означает многое.

 

Я оставлю вас рассуждать о слове кукареку до следующей беседы.

 

 

Беседа состоялась 25 мая 1919 года в Софии.

 

 

 

1 Мф 9:10

2 Карначе – рубленое мясо, жареное на решётке в форме колбасок. – Прим. перев.

3 Куверты – столовые приборы. – Прим. перев.

4 Член (грамматический) – артикль. – Прим. перев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты