• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Рассвет

1944_08_26 Нищий и богач / Бедный и богатый

В теме 2 сообщения

НИЩИЙ И БОГАЧ

 

 

Перевод Михаила Папуша

по изданию 1944 г., София

 

26 августа 1944 г.

6 часов утра

Приют Острец — Виитоша

 

(Читается беседа "Поливка")

 

Если бы я был чужестранцем, то, слушая беседу, сказал бы, что она происходила в неблагоприятных условиях. Погода была холодная, салон не обогрет, пианино расстроено; люди думали, как бы поскорее перебраться в тепло. Таково впечатление от беседы. Болгарский язык не подходит для беседы в такой обстановке, а европейские языки - в еще меньшей степени. Для такой беседы нужен язык, в котором каждое слово имеет только одно значение.

Представьте себе, что великий музыкант дает концерт. Рояль большой, хороший, но расстроен. Может ли музыкант хорошо на нем играть? Вы скажете, что музыкант не хорошо играет. Играет он хорошо, но рояль не отвечает условиям, которых требует гармония. При том и публика больна. Один жалуется на живот, другой - на ревматизм в колене. Как слушать беседу таким людям? Только и смотрят, скорей бы она кончилась. Любовь требует здоровых, а не больных людей. Если вы больны, не ходите слушать, когда она придет.

Вы скажете, что нужно соблюдать определенные правила: когда человек далеко от вас, говорить громко, чтобы он слышал, а когда близко - говорить тихо. Сами же вы поступаете прямо наоборот: когда вы близко друг к другу - говорите громко, когда далеко - тихо говорите. Так вы и Любовь понимаете - по-человечески. Близко к людям - громко говорите, с далекими людьми тихо говорите. Думаете ли вы, что это - понятая Любовь? Думаете ли, что и те и другие вас хорошо услышат?

Любовь говорит самым тихим голосом, какой только существует в Бытии. Нет голоса тише. Чтобы слышать тихий голос Любви, нужно иметь развитое ухо, хорошо настроенный ум. Сильные звуки, громкая речь, грубое выражение чувств, горящее сердце, сильный свет - непонятые вещи.

Как видит Господь в темных местах? Господь видит и там, куда никто не проникает. Он видит в самых отдаленных местах. Как вы думаете, кто умнее: тот, кто кладет себе в чашку пять кусков сахара, или тот, кто кладет один кусок? Если кусок сахара стоит сто левов, пять кусков стоят пятьсот левов. Кто из двоих экономнее? Ты скажешь, что привык пить чай с пять кусками сахара. - Это неестественная привычка.

Другое положение. Как идет человек в баню: в новом костюме или в старом? Если ты идешь в баню в новом костюме, - снимешь его, когда войдешь. В новой одежде в баню не входят. То же относится и к тому, кто идет в старой, рваной одежде: прежде, чем войти в баню, он должен раздеться. И в том, и в другом случае нужно войти в баню голым. Если ты войдешь в баню в старой, рваной одежде, она там отстирается, и ты выйдешь в чистой, постиранной одежде. Если войдешь в новой одежде, - испортишь ее форму и вид. Из Любви невежды выходят учеными, ученые же выходят невеждами, с испорченным видом и формой.

Каково положение ребенка в утробе матери? Пока он в утробе, он облачен в царскую мантию, он в раю. Как согрешит - рождается. То, что мы называем рождением, - не что иное как согрешение. Бог изгоняет ребенка из рая, то есть ребенок выходит из утробы матери. Сказано в Писании: "Если семя не попадет в землю и не сгниет, не сможет прорасти; а если не сможет прорасти, не даст плода". Это аналогия.

Когда вы пользуетесь аналогией, вы сопоставляете какие-то вещи, чтобы прийти к правильному пониманию. Понимание возникает в человеческом сердце и человеческом уме. Сердце воспринимает вещи одним образом, ум - другим. Сердце понимает сладость, а ум - красоту. Ум никогда не может понять, что такое сладость. И сердце никогда не может понять, что такое красота. Когда сердце хочет понять, что такое красота, оно поднимается в ум; когда ум хочет понять, что такое сладость, он опускается в сердце. Если ум не может опуститься в сердце, он не понимает сладости. Если сердце не может подняться в ум, оно не понимает красоту.

Вы часто спрашиваете себя, зачем человек спускается на землю. - Чтобы понять сладость и горечь. Зачем ему подниматься на небо? - Чтобы понять красоту и безобразие. На небе понимают уродство и красоту, на земле понимают сладость и горечь . Уродство - тень красоты, горечь - одежда сладости.

Сладость одета в горечь. Она не может проявиться без горечи. Если нет сладости, нет и горечи; если нет горечи, нет и сладости. Они идут вместе. Люди хотят сладости без горечи. Невозможна сладость без горечи и горечь без сладости.

Что требуется от современных людей? - Чтобы они пели. Пусть каждый напишет самую лучшую песню, по всем правилам, со всеми украшениями. Чтобы спеть или сыграть хорошо написанную песню нужен лучший певец с хорошо развитым горлом или лучший музыкант с лучшим инструментом. Так и без хорошо настроенного сердца невозможно понять сладость, а без хорошо настроенного ума нельзя понять красоту. По тому же закону, чтобы передать Истину, нужны хорошо настроенные душа и дух.

Представьте себе, что ребенок идет через речку глубиной в пять сантиметров. Вы кричите, чтобы он не шел туда, а то утонет. Это не истина. Не кричите, а скажите ребенку: "Переходи речку спокойно". Другое дело, если ребенок хочет перейти речку глубиной в десять метров. Там можете кричать, потому что ребенок действительно может утонуть. Когда мы говорим что-то, нужно всегда выражать Истину.

Не говорите, что в мелкой воде человек утонет; это неверно. Ты говоришь, что твое сердце горит. Сердце не горит. То, что горит и сгорает, - это мелкая вода, четыре-пять сантиметров. Утонешь ли в такой воде? Не утонешь. Вода в такой речке легко пересыхает, и тогда на поверхности образуется слякоть. Пока есть вода, хоть и мало, мы говорим, что это мелкая речка. Если вода пересохнет, появляются песок и грязь.

Когда я, чужестранец, слушаю, как вы читаете, я вижу, как из ваших ртов появляется нечто твердое, как вяленое мясо. Его нужно варить самое меньшее пять-шесть часов, чтобы оно размягчилось. Чтение отвечает погоде. Вы облекли Любовь в рваные одежды. Она возмущается, и появляется туман. Она хочет показать, что вам нужно отправиться в баню.

Как войдешь в баню: одетым или голым? Если не снимешь одежду, ты - невежда. Если войдешь в баню в хорошей одежде, ты - невоспитанный, бесхарактерный человек. Если тот, кто одет в обноски, и тот, кто одет в хорошую одежду, разденутся и войдут в баню голыми, - оба умны. Разница только в том, что тело того, кто был в хорошей одежде, чище тела того, кто был в оборванной одежде. Но, помывшись в бане, оба будут чистыми.

Под баней подразумевается Божественное учение. То, что люди одеты в хорошие или в рваные одежды - это земная, человеческая любовь. И тем, и другим нужна баня. Кто не войдет в эту баню, не сможет познать Божественную Любовь. Страдание представляет собой снимание хорошей одежды. Примирение, то есть купание в бане, представляет снимание оборванной одежды. Выход из бани - это Божественная радость. Это новое понимание, которое осмысляет жизнь. Прочее остается непонятым.

Если я займусь исправлением беседы, как стенограф, вы ее не узнаете. И десять раз прочту - вам не надоест. Ей нужно пройти через баню. Кто входит в баню, пусть соблюдает правила: нужно раздеться и входить голым. Хорошая у тебя одежда или оборванная, - раздевайся и входи голым. И Адам был голым в раю. Обнаженность - это чистота. Одевание, как люди сейчас одеваются, - это греховное состояние.

Когда кого-то сажают в тюрьму, снимают с него одежду, но не оставляют его голым, а одевают в тюремный халат, на ноги и на руки вешают цепи, чтобы звенели. Узник становится тщеславным. Два-три адъютанта сопровождают его и издали о нем объявляют. Какова разница между царем и заключенным? И царя сопровождают, и заключенного сопровождают. Царь хорошо одет, а затворник в халате, и оба идут в баню. Оба разденутся и войдут в баню голыми. Почему царь радуется своему положению, а заключенный скорбит? Это непонимание.

Каким будет положение царя, если его посадят на тощего, слабого коня? Это будет для него самая большая обида. Каково будет положение заключенного, если его посадят в прекрасный фаэтон? Заключенный обрадуется. Что скажут люди, глядя на это со стороны? Они возмутятся. Что тогда нужно сделать? Заключенный должен сесть на слабого коня, а царь - в фаэтон. Это естественный порядок вещей.

Что такое царь и что - заключенный? Царь - богатый человек, а заключенный - бедный. Бедный должен просить, чтобы наполнили его мешок. Когда мешок его наполнится, он должен сам его поднять, тут нечего просить. Когда нужно просить богатому? Когда мешок у него на спине. Он просит, молится, чтобы с него сняли мешок. Как опустошится мешок, он его берет и убегает. Богатые люди нуждаются в опустошении мешка, бедные - в наполнении мешка. Богатые имеют опыт полных мешков, бедные - опыт пустых мешков. Когда бедный жалуется на пустой мешок, это уместно. Когда богатый жалуется на полный мешок, и это уместно. Когда богатый жалуется на пустой мешок, это не уместно. И когда бедный жалуется на полный мешок, это тоже неуместно.

Когда вам говорят о Любви, вы представляете ее себе как сильное течение. Любовь - не течение. Единственное невидимое в мире - этот Любовь. Откуда идет, куда приходит, как течет - неизвестно. Она несет все блага, но остается невидимой. Она невидима не только по форме, но и по существу. Она идет тишайшим образом и несет самые полезные вещи.

Вы принимаете за Любовь блага, которые она оставляет. Это блага, а не сама Любовь. Плод, который вы берете, вы считаете Любовью. Сладость, которую вы чувствуете на вкус, вы считаете Любовью.

Сладость воспринимается на вкус, но что это такое в сущности? Вы видите яблоко, видите его форму, но сладость невидима. А вы хотите видеть Любовь, как видите яблоко. Единственное невидимое - это Любовь. Ее можно испытать, вкусить, почувствовать, но не увидеть. Значит, то, что чувствуешь, ощущаешь, испытываешь - это сладость. Что представляет собой Любовь? Ты не можешь дать ей форму, но чувствуешь, ощущаешь, что она вносит в тебя сладость.

Однако сладость груши, яблока, сливы различна. Легко описать разницу между ними, а сладость определить трудно. Желтый цвет груши - это не сладость. Красный цвет яблока - это не сладость. Синий цвет сливы - этот не сладость. Все это - этикетки. Плоды Любви видимы, а Любовь невидима. Когда мы говорим, что Бог невидим, подразумеваем сладость. Не будучи видимой, она чувствуется реально. Что бы вы ни говорили, вы все имеете понятие о Любви.

От вас требуется одно: когда приблизитесь к Любви, будьте довольны. Если появится малейшее недовольство - ты вне Любви. Она не терпит абсолютно никакой дисгармонии. Если хочешь понять Любовь, ты должен войти в нее голым, как в баню. Совершенный человек гол. В нем есть красота. От голого человека исходит свет. Он одет в свет. И обычный человек может раздеться догола, но от него исходит темнота. Есть два вида голых людей: от одних исходит свет, от других - темнота. И белый человек может быть голым.

Что означает белый цвет, и что - черный? Черный цвет обозначает пустоту. Черен пустой мешок; полный мешок бел. Значит, черное означает пустоту, белое - полноту. Пустота нуждается в наполнении. Что такое свет? - Полнота. Когда вы опустошите свет, образуется темнота, то есть пустота. Это идейное понимание белого и черного, света и тьмы. В этом смысле нищий - это темнота и пустота, богатый - свет и полнота.

Мы говорим о естественном богатстве, а не о неестественном. Естественно богатый доволен. Неестественно богатый недоволен. Почему? - Он носит свое богатство на спине. Он находится в положении нагруженного животного: идет, пыхтит, хочет, чтобы с него сняли груз. В жизни богатые люди нагружены и недовольны. Бедные разгружены и довольны. Если ты доволен своим знанием, ты приобрел Божественное благо. Знание должно вас радовать. Все, что мы имеем должно нас радовать. Это Божественное понимание.

Когда ты печалишься, это показывает, что среда, в которой ты живешь, тебя не ценит. Вот ты врач. Как будут тебя ценить и уважать, если ты уморил десять детей? Истинный врач тот, у кого не умер ни один ребенок. Врач, у которого умерло десять детей, несет ответственность, его будут судить. Он должен изучать искусство лечения. Каждый певец, который не научился хорошо петь, бывает освистан. Десять раз явится на сцену, его освищут. Неправильное пение какой-то песни - то же, что плохое лечение. И певец своим плохим пением может кого-то убить. Кто пел хорошо, по всем правилам, тот хорошо акушерствовал, и ребенок родился живым. Быть хорошим врачом значит хорошо принимать роды.

Итак, когда вы помогаете родиться своим мыслям, смотрите, чтобы ни одна из них не умерла. Если допустите смерть одной из них, будете отвечать. Вы - врачи своим мыслям, своим чувствам и своим поступкам. Если вы отвечаете за одну мысль, одно чувство, один поступок, насколько больше ответственность за десять мыслей, десять чувств, десять поступков.

Я не сужу врачей. Если я возьмусь их судить, и меня будут судить. Сказано: "Какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится".

Вы хотите примириться. Пока богатый и бедный не войдут в баню - не примирятся. Человек в чистой одежде не может примириться с тем, кто одет в нечистую одежду. У него тонкое обоняние. Как любить человека со многими недугами? Вы говорите: "Нужно иметь человечность". Чтобы быть любимым, нужно войти в баню. Богатый и бедный побратаются, когда войдут в баню.

Есть закон: богатый радуется, когда освободится от своего богатства; и нищий радуется когда освободится от своей нищеты. Тогда оба оказываются на одном уровне. Если богатый сожалеет, что потерял свое богатство, и если нищий сожалеет, что потерял нищету, они тоже на одном уровне. Но нищий обычно не жалеет, что потерял нищету. Редко можно встретить нищего, который сожалел бы, что потерял нищету. И богатый не радуется, когда теряет богатство. Редко можно встретить богатого, который бы радовался, потеряв богатство.

Под "нищим" в широком смысле я понимаю доброго человека, который не совершил никакого преступления. Под "богатым" в широком смысле понимаю человека, который совершил много преступлений. Пусть радуется человек, когда освободится от своего богатства. Пусть сожалеет, когда потеряет нищету. Нищета - богатство неба, богатство - нищета земли.

Теперь пора поесть, дойти до блага вещей.

 

 

 

Четверг, 22 июня 1944 года, 6 часов утра.

Вершина Острец — Витоша.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

БЕДНЫЙ И БОГАТЫЙ

 

Перевод А. Левицкой по изд. 1999 г. (“Жануа 98”)

VII Беседа, от 26 августа 1944 года,

6 часов 30 минут утра

Тайная молитва

Читается беседа «Поливка», проведенная в предыдущий день на вершине «Острец»

Если бы я слушал беседу со стороны, я сказал бы, что она проводилась в очень неблагоприятных условиях: погода холодная, в зале не топлено, пианино расстроено, людям хочется поскорее уйти. Такое, вот, впечатление от беседы. Идею беседы вы пока не поняли. Кроме того, болгарский язык для этой беседы не подходит. Европейские языки подходят еще меньше. Для такой беседы нужно, чтобы у каждого слова было одно значение, а не два. Допустим, великий музыкант дает концерт. Пианино расстроено. Оно большое и достаточно хорошее, но расстроено. Как вы думаете: сможет ли этот музыкант дать хороший концерт? — Хорошо он не сыграет. Не то, чтобы он плохо играл, просто пианино не отвечает условиям, которых требует гармония. Теперь представьте себе другое: публика больна, у кого-то желудок болит, у кого-то ревматизм в коленях. Слышу, как люди говорят: «И когда только он закончит, надоело». Любовь требует здоровых людей, а не больных. Когда она придет, не ходите слушать ее, если вы больны. Вы скажете, что нужно соблюдать определенные правила. Когда человек далеко от вас, нужно говорить громче, чтобы он вас услышал.  Когда он близко, нужно говорить тихо. А вы, когда близко, говорите громко, когда далеко — тихо.

Как вы понимаете любовь? Любовь вы понимаете так: если это близкие вам люди, вы говорите громко, если это далекие люди — тихо.  Думаете ли вы, что это понятая любовь? Думаете ли вы, что вас могут услышать? Любовь говорит самым тихим голосом, какой только существует в Бытии. Нет голоса тише, чем у нее. Нужен настроенный ум, чуткое ухо, чтобы услышать этот тихий голос. Такая громкая речь, такие  проявления чувств, как пылающее сердце и яркий свет — это всё не понятые вещи, громкие вещи. Как вы думаете: Господь видит там, где темнее всего? — Господь видит и там, куда никто не может проникнуть,  где темнее всего. Как вы думаете, кто умнее: тот, кто кладет в чашку пять кусочков сахара и тот, кто кладет только один кусочек?  Представьте себе, что каждый кусочек стоит сто левов, пять кусочков — пятьсот левов. Человек говорит: «Я привык пить с пятью кусочками». Эта привычка неестественна.

Поясню по-другому. Идете вы в баню. Люди ходят в баню в двух костюмах: в самом новом, или в самом старом. Допустим, идете вы в самой лучшей одежде, входите в баню и снимаете эту новую одежду. В новой, красивой одежде в баню не входят. И по тому же самому закону: тот, кто приходит в самой старой, рваной одежде, тоже должен ее снять. Если кто-то придет в баню в старой, рваной одежде, ее там вычистят, и грязная одежда станет чистой, выстиранной. Если кто-то войдет в новой одежде, она потеряет свой вид. Так же и в любви:  невежественные люди выходят из нее учеными, а ученые — немного помятыми.

А как в природе? — Пока ребенок в материнской утробе, он одет в царскую мантию. В утробе своей матери он в раю, одет в мантию. Согрешив, ребенок рождается. Мы называем рождением, то, что происходит после совершения греха. Господь изгоняет ребенка из рая наружу — он покидает утробу матери. «Семя, посаженное в землю, если не умрет, не сможет прорасти»1. Я говорю: в аналогиях и сравнениях нужно сопоставлять ясное понимание, существующее в сердце человека, с пониманием его ума. Сердце понимает одним образом, ум — другим. Сердце понимает сладость, ум понимает красоту. Ум не может понять сладость, и сердце не может понять красоту. Когда сердце хочет понять, что такое красота, оно поднимается в ум; когда ум хочет понять, что такое сладость, он спускается в сердце. Что такое сладость? — Ум спускается в сердце. Если ваш ум не может спуститься в сердце, он не может понять сладость. Если ваше сердце не может подняться в ум, оно не может понять, что такое красота.

Иной раз вы спрашиваете: “Зачем человек должен был придти на землю?” — Чтобы понять, что такое сладость и что такое горечь. Нужно подняться в небо, чтобы понять красоту и уродство. В небе красота и уродство становятся понятными. Уродство — это тень красоты. Горечь — это одежда сладости. Сладость одета в горечь. Сладость не может проявиться без горечи. Она проявляется в контрастах. Если нет сладости, нет и горечи; если нет горечи, нет и сладости. Они приходят вместе. Люди хотят, чтобы сладость была, а горечи не было. Это невозможные вещи: сладость без горечи и горечь без сладости.

Сегодня необходимо пение. Напиши самую лучшую песню, напиши по всем правилам, укрась ее всячески. А когда песня написана хорошо, чтобы сыграть ее или спеть, нужен самый талантливый певец, с хорошо развитым горлом, нужно самое лучшее фортепиано, самая лучшая скрипка, или арфа. И вот я говорю: без хорошо настроенного сердца нельзя понять сладость. И без хорошо настроенного ума нельзя понять красоту. Представьте себе, что ребенок переходит речушку глубиной сантиметров в пять. Вы кричите ему, чтобы он не переходил реку, не то утонет. Вы говорите не истину. Не нужно кричать. Скажите ребенку: “Перейди эту речушку”. Но если он переходит реку глубиной десять метров, тут уже можно и крикнуть: «Утонешь». Всегда, когда мы говорим что-то, мы должны выражать истину. Никогда не нужно говорить, что на мелком месте человек утонет, потому что это неверно. Ты говоришь: «Сердце мое горит». — Сердце никогда не горит. То, что горит и сгорает, так это мелкая вода, глубиной в два сантиметра. «Ты утонешь!» — Не утонешь. «Вода пересохнет». Когда речка пересыхает, она она становится безводной, от нее только ил остается. А пока течет вода, это еще мелкая речка. Когда речка пересыхает, когда в ней уже нет воды, в речке остается только ил. Что такое вода? Вода исчезает, чтобы пройти через пескок.

Говорю вам: те заметки, что вы сейчас сделали, неверны — слишком жестко. У меня, от вашего чтения возникает ощущение какого-то сушеного мяса, которое нужно поварить часов пять-шесть, как минимум, чтобы оно размягчилось. Ладно, сейчас подумаем. Мы одели любовь в лохмотья, она возмутилась и пришла к нам с туманом. Говорит: «Сходите в баню». Так вот, чему бы вы уподобили этот процесс? Если ты входишь в баню и не раздеваешься, ты — невежда. Если входишь в красивой одежде, ты — человек невоспитанный, у тебя характера нет. Если тот, кто хорошо одет, разденется и останется в бане голым, и если разденется тот, кто пришел в лохмотьях, они оба умны. Может показаться, что у того, кто в красивой одежде, тело более чистое, белое; а у того, кто в лохмотьях, черное. Но, когда они вымоются и выйдут из бани, оба выйдут белыми. Когда дело доходит до выхода из бани, это уже Божественное учение. А когда люди одеты в хорошую одежду или в рваную, то это земная любовь — тут баня нужна. Кто не вошел в эту баню, не может познать Божественную Любовь. Страдание — это, когда снимают хорошую, красивую одежду. Когда снимают рваную, это примирение, это купание в бане. А вот когда выходишь из бани — это Божественная радость. Такое понимание имеет смысл. Все остальное остается непонятым.

Был бы я был редактором и засел бы я за исправление беседы, вы бы ее не узнали. И тогда, она вам не надоела бы, даже если бы я ее десять раз прочитал. А так, я даже второй раз не хочу ее читать — не хочу второй раз выходить из бани. Вот правило: в бане нужно раздеваться. Кто в хорошей одежде, кто в рваной, все должны раздеться ؙ— нагими должны войти. Адам в раю был наг. Нагота это чистота. Одеваться, как сейчас одеваются люди, — это греховное состояние. Когда человека сажают в тюрьму, ему выдают халат и надевают на него кандалы, чтобы звенели. Тут он становится честолюбивым: о приходе его объявляют, сопровождают его два-три адъютанта, у него своя свита. Чем отличаются царь и заключенный? И  царя сопровождают, и узника сопровождают. — Царь одет хорошо.  Но вот заходят они в баню. Царь, который был хорошо одет, входя в баню, раздевается донага. С узника, одетого в лохмотья, снимают цепи, и он тоже  входит нагим. Обоих сопровождают и оба идут не торопясь.  Почему же, если ты царь, ты радуешься, а если преступник, скорбишь? — Потому что не понимаешь. Представьте себе, что царя везут на жалкой кляче. Это будет самая большая обида. И представьте себе, что преступника везут роскошной карете. Что тогда? Люди со стороны, посмотрев на это, скажут: «Это преступление, когда царь едет на кляче, а преступник на прекрасном коне, да еще и в роскошной карете.  Что в этом случае нужно сделать?  — Пересадить преступника на клячу, а царя в карету. Это естественный порядок вещей.

Так вот: бедный должен молиться, когда мешок у него пустой. А как мешок наполнится, он должен не молиться, а взвалить  этот мешок себе на спину. А богатый когда должен молиться? — Бедный должен молиться, когда мешок у него пустой, а богатый — когда мешок у него на спине, чтобы сняли. И как опорожнит мешок, пусть хватает его и бежит. Вот это понимание жизни. Богатые хотят, чтобы у них забрали мешки, а бедные, чтобы их мешки стали полными. Богатые знают на опыте, что такое полные мешки, а у бедных такого опыта нет. Когда бедняк с пустым мешком кричит, это в порядке вещей, и когда богач с полным мешком кричит, это тоже в порядке вещей. Но если кричит богач с пустым мешком, это неуместно; и если кричит бедняк с полным мешком, тоже неуместно. «Крик», это слово, у которого есть два значения.

Рассуждая о любви, вы думаете, что любовь это сильное течение. Единственное в мире, чего нельзя увидеть, это Любовь. Откуда она приходит, где течет, неизвестно. Она приносит все блага, но остается невидимой. Единственное, чего нельзя увидеть, это Любовь. Не форма, но существенное в ней невидимо. Она приходит тихонько, тише не бывает, и приносит то, что полезней всего. То, что она, уходя,  оставила, вы считаете любовью. А это благо Любви, это плод, который остался у вас. Вы принимаете его за любовь, за сладость. Сладость вы чувствуете, но не знаете ее. Яблоко сладость само по себе. Сладость невидима. Вы видите только форму. Иной раз мы хотим увидеть, именно, любовь. Единственное, чего нельзя увидеть — это Любовь. Это опыт. То, что ты ощущаешь как сладость, это и есть Любовь. Какая она? Ты не можешь ей придать никакой формы. Чувствуешь, что одна сладость от другой отличается. Сладость груши отличается от сладости яблока, сливы. В чем заключается разница сладости? Ты можешь сказать, что слива синяя, что яблоко может быть красным, а груша —  желтой. Синева, краснота, желтизна — это не сладость. Это обёртки. Я говорю: единственное, что в мире невидимо, это Лю-бовь. Плоды ее видны, но сама она невидима. Мы говорим, что Бог невидим, и это точно так же, как сладость: она невидима, но чувствуешь ее вполне реально. Так вот я говорю: у всех у вас есть понимание Божьей любви. Единственное, что, приближаясь к любви, вы должны быть довольными. — Малейшее недовольство, и ты вне любви. Любовь не терпит в мире абсолютно никакой дисгармонии. Все, что есть у тебя, —  заблуждение. Если хочешь понять любовь, ты должен войти нагим. Я слово «нагой» понимаю так: наг тот, кто совершен. Только совершенный человек наг. В нагом человеке есть красота. От этого нагого человека исходит свет: он одет. И другой человек может быть наг, но в нем темнота. Наг и тот, кто излучает свет, и тот, в ком темнота. Белые люди нагие, и черные нагие. Что красивее, что лучше: белый или черный? Черное означает пустоту. Пустой мешок — черный, полный мешок — белый. Что такое белое? — Полнота. А что такое черное? — Пустота. Следовательно, ей нужно наполниться. Что такое свет? Если убрать свет, остается темнота. Истинное понимание темноты — это пустота. А свет — полнота. И вот это уже идейное понимание:  бедный — это темнота, богатый — свет и полнота.

Сейчас мы говорили о естественном богатстве. Другое состояние, бывает, когда богатый недоволен, когда богатство лежит грузом на его спине. Это состояние нагруженного животного.  Животное идет, оно хочет, чтобы груз с него сняли, чтобы разгрузили его. В мире богатые люди нагружены. Если ты богат и при этом недоволен, значит, ты нагружен. Если ты доволен знанием, если ты доволен богатством, то это Божье благо.  Знание должно радовать нас и богатство должно радовать.  Все, что у нас есть, должно радовать — это Божественное. Вот почему, если вам тоскливо, значит в среде, в которой вы живете, вас не ценят. Врач, который довел до смерти десятерых детей, перестал быть врачом. Только тот врач, у кого не умер ни один ребенок. Любого врача, у которого умерло десять детей, призовут к ответу, будут судить. Он изучит искусство врачевания, начнет лечить. Любого певца, который не научился хорошо петь, десять раз освищут — он виноват. Это то же самое: если он не спел песню как нужно, он убил ее. Я считаю, что певец, который не спел песню, как следует, убил ребенка. Кто спел песню по всем правилам, тот принял роды и ребенок родился живым.

Итак, вы хотите быть врачом. Когда у вас рождаются мысли, постарайтесь их не убить. Вы врач своим мыслям, вы врач своим чувствам, вы врач своим поступкам. Если вы убьете десять мыслей или десять чувств, или десять поступков, вам придется держать ответ.  Я никогда не сужу врачей. Поскольку, если я скажу, чтобы их судили, будут судить и меня. “Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить”2. Иной раз вы хотите помириться друг с другом. Пока богатый и бедный не сходят в баню, они не смогут помириться. Человек в дурнопахнущей одеждой не может помириться с тем, кто чист: обоняние не позволит. Если у человека, множество недугов, что с того, что он хочет, чтобы его любили? — Это невозможно. Нужно иметь человечность? — Нужно в баню войти. Богатый и бедный должны войти в баню, и  там побрататься. Один из министров так, ведь, и говорил: «В кровавую баню». Выйдя из кровавой бани, люди познакомятся,  братьями станут.

Есть закон: богатый должен радоваться, когда освобождается от богатства, и бедный должен радоваться, когда освобождается от бедности. Тогда они будут равны. Когда богатый сожалеет, что потерял богатство, а бедный, что потерял бедность, они и тут равны. Но сегодня люди не сожалеют, что потеряли бедность. Есть, однако, такие бедняки, которые сожалеют. Под “бедняком” мы понимаем хорошего человека, который не совершил никакого преступления. “Богачами” я называю тех, кто совершил все преступления. Пусть радуется человек, когда он освобождается от богатства, и пусть он сожалеет, когда теряет бедность. Бедность — это богатство на небе. Богатство — это бедность на земле.

 

 

 

А сейчас пора закусить.

Перейдем к благам Любви.

 

 

 

----------

1. Ин. 12:24

24. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода

2. Мф.7:2

2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и ка-кою мерою мерите, такою и вам будут мерить

 

 

 

Перевод А. Левицкой по изданию Кърджали 1999,

ИК "Жануа'98" Съдържание на томчето

 

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты