Анна

Administrators
  • Публикаций

    2
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Neutral

Информация о Анна

  • Звание
    Newbie

Profile Information

  • Gender
    Female

Посетители профиля

2 403 просмотра профиля
  1. Посмотрите на полевые лилии, как они растут Мф. 6:28 28 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут» (Синодальный перевод) Христос был велик не только в великих вещах: в создании людей и миров, но и в малых вещах. Он говорит: «Идите и поучитесь у лилий…» Чему вы будете учиться? Во-первых — терпению, во-вторых — тишине. Они не тревожатся о своей одежде, и они бедны. У них есть только два тела. — У них нет Тела желания и Тела мысли. В новой Божественной жизни, прежде всего, требуется спокойствие тогда, когда у нас ничего нет, а не тогда, когда у нас есть все и мы ни в чем не нуждаемся. Вечером, ложась спать, вы снимате свои украшения, солдат вечером оставляет свое ружье, свой рюкзак и теперь он свободен. Идите и посмотрите на лилии — они белого цвета. Не может человек быть спокойным, если он не бел, если не чист. У человека от его прошлого остались осадки, а они не несут тихой и спокойной жизни. Все люди беспокоятся: проповедники, чиновники, государственные мужи и прочие. Твое беспокойство — это движение, первоначальный импульс к движению. Мы должны понять закон движения — он в том, что Господь работает в вас. Не беспокойтесь. Вот лилия: ее топчут ослы, а она все растет и дает все лучшие и лучшие цветы. Нужно спасать себя с помощью искусства — лилия поняла это искусство. Многие христиане похожи на того отшельника, который двадцать лет прожил высоко в горах и, когда счел себя чистым и святым, решил спуститься в город, к своему брату, который был сапожником. Отшельник слепил снежный шар и спустился к брату, чтобы показать ему, что он чист, как этот снег. Но к брату пришла женщина, чтобы снять мерку для обуви. Брат спокойно снял мерку, а отшельник посмотрел на приподнятую полу ее платья, увидел ножку женщины, и его снежный шар начал таять. Сапожник говорит ему: «Братец, твой снег тает» — двадцать лет святой жизни растаяли от одной женской ножки. И святой сказал себе: «Почему я двадцать лет был так глуп, что не женился и не завел детей?» И так же тает двадцатилетний мир женщины от ноги какого-то мужчины, так же тает двадцатилетняя жизнь из-за десяти мер золота, и прочие, и прочие примеры. Эта параллель является не эпизодом в жизни — мы свидетели, как каждый день люди таят (Учитель приводит пример героини Ибсена, Ирины, сбежавшей из-за мраморной статуи). Жизнь — это не поцелуи — и Иуда целовал Христа. Сколько сердец разбито поцелуями! И кошки улыбаются мышам… «Идите к лилиям — говорит Христос — их снег не тает». Цвет Христа не тает. Евреи были избранным народом, и у них было тридцать шесть тысяч обещаний от Бога, но их снег расстаял от женской ножки; они закалывали коров, овец, они ставили статуи во имя Бога, но снег их растаял. Вы хотите подвизаться в духовной жизни, и я вам говорю: «Учитесь у лилий». Есть три уровня в мире: физическое поле, атмосфера и свет. Физическое поле — это основа, атмосфера — это влияние и действие сил, которые работают, а свет — это отношения между живыми и разумными существами. Господь возлюбил мир, то есть Он спустился для того, чтобы научить людей, как друг к другу относиться. У женщины одежда цвета лилии и она говорит мужчине: «как это чисто и бело!» Но после того, как священник прочитает над ними последнюю молитву, спустя три месяца белый снег начинает таять. Я хочу, чтобы эта лилия росла в вашем сердце. В природе она растет хорошо, но она редко бывает в сердцах, в детях, в народах, она редко бывает в церкви, я и в проповедниках редко находил эту лилию. Сейчас я сюда пришел, я иду по земле и я с вами, чтобы посмотреть, где какие лилии и как они растут. Женщины виноваты — они оказались причиной, они выгнали Бога из рая. Я не сужу вас, но говорю истину. В царстве Божьем нет мужчин и женщин — все люди. Если туда войдут мужчины и женщины, они все там испортят. Не для того, чтобы обидеть — я вам так говорю, потому что вы люди и снег ваш не должен растаять. Если бы у меня были миллионы, людей вокруг меня было бы больше. Мое положение, как у дервиша, что пошел в баню купаться: он выкупался, но денег заплатить у него не было. Банщик, однако, требовал плату, и дервиш помолился: Господи, или дай мне один грош, чтобы заплатить, или снеси эту баню!» И вот, снаружи что-то затряслось, банщик вышел посмотреть, что происходит и дервиш освободился. Потом он увидел ходжу, который молился,и ходжа ему сказал, что молится за один грош… И все люди молятся, чтобы получить деньги от Господа, но это не Его деньги, не Он их создал. Они в земле, и мы, зная закон, добудем из земли золото и нарубим его на монеты. Но вернемся к лилиям. Христос посылает к ним своих учеников. Их чашечка открыта вверх, то есть взгляд направлен к Богу, к Животворящему Духу, и если ваши сердца открыты Богу, они будут чисты, как лилии. Мы должны расти, как лилии, и не нужно смешивать Божественный мир со светским. Блага, которых мы хотим для себя, нужно желать и давать всем остальным — это закон. Чтобы расти, развиваться и каждый день нужно закладывать по одному камню. Самое главное, что нам говорит Христос, это чтобы мы остановились, то есть, посмотрели внутрь себя. В людях есть желание двигаться в разные стороны. Нет, остановитесь как лилия, обратитесь к Богу, посмотрите внутрь себя. И тогда ваш снег не растает. Уже восемь тысяч лет снег людей все тает и тает. Приходят ко мне люди и говорят: «Вот этот человек отнял у меня покой», что означает: «Растаял шар моего снега». Я хочу, чтобы символ «женской ножки» понимался в широком смысле. Святой приносил снег извне, а снег его брата-сапожника в нем самом, в его сердце. Так и вы — будьте всегда довольны. Вот эти страдания, которые есть в мире, они чем-то управляются: пуля солдата управляется умной интеллигентной силой. Если вы побеждаете, вы на месте сапожника, если побеждены, значит снег ваш начал таять. Мы часто можем заниматься внешними вещами. Лилия все получает от Солнца, от ветра и влаги. И мы должны остановиться, как остановился сапожник, как остановилась лилия, и Господь будет работать над нами. Забудьте иллюзии своей жизни, возьмите существенное, как в дорогу: вы ведь берете с собой в дорогу не весь свой дом, вы берете только то, что необходимо. Носите при себе только необходимую сумму, и когда вас поймают разбойники, отдайте им деньги. Не будьте, как тот адвокат, который никогда не носил с собой денег, и когда его в дороге поймали разбойники, ему нечего было им дать. Они побили его, а он пообещал, что теперь он будет носить с собой деньги. Если ты не ученый человек, если не известен, не богат, если у тебя не получается и т.п., то это причина, почему твой снег тает. Снег — это символ воды, она не должна теряться. Никогда наше Божественное желание не должно менять свое направление движения. Каждая жизнь растет в определенном направлении: растение растет внутри круга, животные — внутри цилиндра, а люди растут в спирали, которая постепенно поднимается вверх, к Богу. Взгляды и поцелуи для меня одно и то же. Если вы раздражаете сами себя, это говорит о том, что центры спирали вашего роста не правильно расположены. Лилия — это великий дух-Херувим, который всегда стоит перед лицом Бога и который невозможно подкупить. Заключений я делать не буду. Я желал бы, чтобы вы были и в положении святого, спускающегося с гор, и в положении сапожника. Я желал бы, чтобы вы были и на месте Моисея у купины. Идите к этой великолепной белой лилии, которая сеейчас растет в Болгарии всюду, и знайте, что вы будете добры, что будете служить своему народу. Аминь Воскресенье, 10-12 ч. 25] ЗАМЕЧАНИЯ ИЗ РАЗГОВОРА С УЧИТЕЛЕМ Никогда не пускай в свою душу, в свою Святая Святых, нечистого человека. Не старайся исправить его. Пусть он исправляется во внешнем дворе, но не в твоем внутреннем дворе. Если кто-то говорит тебе, а ты не хочешь его слушать — встань и уходи, но не прерывай его. Он источник, который течет. Предоставь этому источнику течь и тогда говори, или уходи, если не хочешь слушать. Христос это брат, проданный в Египет. Потом Его снова продали, язычникам, и Он снова вернулся. А сейчас люди идут к нему, чтобы ему поклониться. Человек должен постоянно молиться, чтобы находиться в связи с Богом. Судьба должна предаваться в Его руки с Верой. Он доведет тебя иной раз до того, что ты будешь на волоске, но тебя не оставит. Отец добр, но если у него есть дети, он оставляет им «на долгую счастливую жизнь», и это его главная ошибка. — Что было хорошо для отца, то должно делаться и для детей. Они хитрые и легко понимают слабость. Люди часто начинают с Христа, а заканчивают Моисеем. Есть закон: Начинай с Моисея, заканчивай Христом. Пусть всегда у тебя будет один Господь — один центр, а не много центров. Когда твой Господь рассердится, это плохо, но если друг рассердится, не беспокойся об этом. Пока Господь не является твоим Учителем, тебя и никто другой не учит, но когда Господь Христос начинает тебя учить, тут же появляются учителя, чтобы научить тебя тому или иному, показать тебе другие пути. Они лживы, не слушайте их, а только Христа Господа слушайте в тайне, не показывая этого появившимся другим учителям. Страдания наши должны приводить не к потере духа, а наоборот — к воодушевлению. Все писатели писали свои самые лучшие творения, когда больше всего страдали. Солунская акция — это троянский конь — греки его доставили в Солун, а болгары утащили первыми. Конец, который наступает, хорош. Вы хотите увидеть новую эпоху — это она и есть. 19 ноября 1916 г., после полудня София, ул."Опълченска" № 66, в доме брата Петко Ив. Гумнеров Посмотрите на полевые лилии, как они растут 1916-11-19 ВБ Посмотрите на полевые лилии как они растут ред.doc
  2. ТРИ НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ Прочитаю 12 главу Евангелия от Иоанна с 25 стиха до конца. 1. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. 2. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 3. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 4. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и ещё прославлю. 5. Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 6. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 7. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 8. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 9. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 10. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? 11. Тогда Иисус сказал им: ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 12. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 13. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 14. да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 15. Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия, 16. народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 17. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём. 18. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 19. ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. 20. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. 21. И видящий Меня видит Пославшего Меня. 22. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 23. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. 24. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. 25. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. 26. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. Каждая жизнь занимается решением своих особых задач. У каждого человека есть своя особая задача для решения. Иногда суждения светских и религиозных людей становятся настолько однообразными, что они теряют смысл жизни. Каждый должен решить свою задачу в свое время. Ребенок, например, должен расти, стать большим человеком. На сколько он должен вырасти? На сколько нужно. Определено, насколько должен вырасти человек в умственном и сердечном отношении. Красота человека заключается в его правильном росте и развитии, в развитии его ума и его сердца. Красота человека не в красивой одежде. Эта одежда для здорового человека. На здоровом человеке красивая одежда хорошо смотрится. Какие бы одежды и украшения ни надели на мертвого человека, они исчезнут, ничего на нём не останется. Значит, существенным для человека является не одежда, а рост. Ребенок должен расти умом и сердцем, подобно тому, как он растет в высоту и ширину. Кто-то говорит, что верит в Бога. Веришь, но вера твоя относительна. Вера познается в испытании. Если ты наталкиваешься на большие испытания и начинаешь колебаться и сомневаться в том, во что веришь, вера твоя слаба. Ты сомневаешься и в правде, и в любви. Всё, что происходит в мире, определено. Всё, что происходит с человеком, определено. Никто не может убежать от своей судьбы. В этом отношении и праведник, и грешник проходят своим определенным путём . Есть разница между жизнью праведника и грешника. Через какие бы испытания ни проходил праведник, всё обратится в добро. Через какие бы испытания ни проходил грешник, всё обратится в зло. — Что же мы приобретем, если верим? — Всё обратится в добро. — Если не верим? — Всё обратится в зло. Добро и зло представляют собой конечный результат человеческой жизни. Зная это, стремитесь, чтобы всё, что вы переживаете, обратилось в добро. Часто вы отчаиваетесь из-за того, что люди не слушают вас и не верят в то, что вы им говорите. А кому они верили и верят? Ведь верят люди или не верят, это не критерий. Важно, чтобы вы верили в то, что говорите. Жаль, что вы не верите в самих себя. И если так, то как вы можете требовать от других, чтобы они вам верили? Сила Вашей веры в следующем: все могут сомневаться в вас, только вы в себе не сомневайтесь. Когда Солнце заходит, все люди могут сомневаться в нём, но я должен верить, что на следующий день оно взойдет снова. Я верю: то, что Бог создал, никогда не пропадет. Во всём проявляется внутренняя разумность. Когда в вашей жизни появляются облака и небо становится мрачным, вы отчаиваетесь. Небо снова прояснится. В изменениях есть что-то красивое. Пока ум человека тих и спокоен, его небо ясно и хорошо видны звезды. Когда небо человека замутилось, звезд не видно. Тогда появляются бури, ветры, и мы говорим, что ум человека помутился. Не бойтесь бурь и ветров. Они дают дождь, влагу и проветривание. Во время дождя люди прячутся, чтобы не повредить одежду. Иной раз одежда портится, но иной раз она только намокает. Не плохо, что одежда намокает. Болгарская поговорка говорит: «Пока рыбак не вымокнет, рыбу не выловит». Рыба не будет ждать его на берегу. Если ты не вымокнешь, вымокнет другой. Кто-то всё равно должен вымокнуть. Те, кто писал священные книги, все были мокрыми. Вы читаете готовенькое, как покупатели едят кем-то приготовленную рыбу. Пусть кто-нибудь из вас сходит на море, посмотрит, как ловят рыбу. Однажды иду я берегом моря и вижу: несколько рыбаков тянут одну большую сеть. Тянули, мучались, пока не вытащили на берег сеть, полную кефали. Один из них продел сеть в кольцо и завязал. Тем не менее, несколько кефалей выбрались из сети и скачками понеслись в воду. И рыбаки хитры, но и рыбы нисколько не проще. Они говорят: «Не хотим мы оставаться в этом конусе. Тут мы потеряем свободу, а нам приятней жить на свободе, в воде». В сети осталась едва ли десятая часть рыбы. Я говорю: И плохие люди используют сети, как рыбаки. И ловят в них праведников. Несколько раз сеть забрасывают в воду, наполняют её праведниками, а те, попав на берег, начинают прыгать снова в открытое море, на свободу. Следовательно, столкнувшись с каким-либо испытанием, поступай, как поступают рыбы: Если оказался на берегу, выскакивай из сети и прямо в воду. Сейчас вы в конце века, и кто, что изучил, о том его и спросят. Каждый явится сдавать на аттестат зрелости, придёт показать, что изучил и что понял. Экзамен на аттестат зрелости может быть и при окончании отделения прогимназии, и гимназии, и университета. Важно, что каждый будет держать выпускной экзамен. Чем выше поднимаешься, тем трудней становится экзамен на зрелость. Если вы думаете, что легко войдете в царство Божье, вы ошибаетесь. Некоторые входят в царство Божье легко, это те, кто сдал экзамен на зрелость. Разбойник, который был распят на кресте вместе с Христом, обратился к нему со словами: «Господи, помяни и меня в Царстве Своём ». Христос говорит ему: «Ныне же будешь со мною в раю». (Лк 23:42-43). Этот человек держал свой экзамен вместе с Христом. Сказано, что оба разбойника, по обе стороны от Христа, были привязаны, к крестам, один только Христос был прикован гвоздями. Тот, что был слева от Христа, проявил свой страх и неверие. Он сказал Христу: «Ты, ведь, сильный, ученый человек. Почему не сходишь с креста, чтобы спасти и себя, и нас?» Христос ничего не ответил. Его молчание означало: «Ты останешься на земле и после смерти твоей». Другой, что был справа от Христа, сказал: «Мы — грешники, мы заслуженно несем свою судьбу. Но этот человек праведен. Он страдает за наши грехи». После чего обратился к Христу со словами: «Господи, помяни и меня в Царстве Своём ». Христос ему ответил: «Сегодня ты выдержал свой экзамен на зрелость, поэтому мы явимся вместе пред лицо Господа»[1]. Цитировать стих: «Господи, помяни и меня в Царстве Своём » легко, Но сказать так может только тот, кто был на кресте и на кресте умер. В одном из своих рассказов Толстой приводит разговор богатого человека с проповедником. Богатый сказал: «Чтобы войти в Царство Божье, много давать не нужно. Вот разбойник, что был на кресте вместе с Христом, ничего не давая, вошел в Царство Божье». Проповедник ответил: «Этот человек был умирающим разбойником, он умер вместе с Христом, а ты — живой разбойник, и ты не войдешь в Царство Христа». Значит, умирающие разбойники входят в Царство Божье, а живые разбойники не могут войти. У разбойника справа от Христа, было пробужденное сознание. При том, история не знает ничего об его жизни, не знает, какое он имел отношение к Христу, о том, что с Ним стало. Сегодня мы интересуемся великой Истиной, которая стоит перед нами. Она вечна и неизменна. Наша жизнь — это сцена, которая постоянно меняется. Однажды условия этой жизни изменятся, и мы её оставим. Сколько времени продолжается представление? — Несколько часов. После этого оно сменится другой ситуацией. Пока мы на представлении, нам нужно внимательными, чтобы хорошо его понять. Не жалей, что представление закончится, но извлеки урок из того, что видел и слышал. От тебя требуется одно: понять истину, которая представляется на сцене. Сегодня идёт новая драма, содержание которой мы должны узнать. Зачем человек пришел на землю? — За тремя вещами: найти свою мать, своего отца и своего брата. Вы знаете это, но вы это забыли. Сейчас я вам напомню. — Где сестра? — Она в вас. Кто ищет, тот и есть сестра. Вы скажете: Мы — мужчины. — Никакие вы не мужчины. — Мы женщины. — И не женщины. Под сестрой я понимаю деву, девицу, символ чистоты. Значит, человек — это та чистота, которая ищет истину. Только обладая чистотой, человек может найти свою мать, своего отца и брата. Когда найдет их, сознание у него пробудится, и он достигнет условий для своего развития. Многие разочаровываются в жизни и говорят, что им некого любить и нет никого, кто любил бы их. — Это удивительно, что тебе некого любить! Сначала полюби свою мать, которая первая пробудила тебя к жизни, затем полюби отца и, наконец, брата. Это великий закон, данный Моисеем. Этот закон гласит: «Люби Господа, Бога твоего всем своим умом, всем своим сердцем, всей своей душой и силой».[2] Всем своим умом это значит с отцом твоим, который тебя родил, всем своим сердцем — с матерью твоей, которая тебя пробудила, всей своей душой и силой — с братом своим и сестрой своей. В этом случае, что бы ты ни делал, тебе будет делать это приятно. Высокую несешь ты службу или низкую, перед тобой встает священная идея, священный образ — твоя мать. И ты уже знаешь, что есть, кого тебе любить, и есть, кому любить тебя. Раз так, то каждое дело делается хорошо, каждая жизнь приятна. И, пока живешь, тебе легко, и когда умираешь. Когда есть любовь, и жизнь, и смерть, имеют смысл. Если нет любви, ни жизнь, ни смерть не имеют смысла. Чтобы вещи наполнились смыслом, должна придти любовь — мать жизни. Это и значит, реально чувствовать присутствие своей матери везде и во всём. Если живешь в любви, что бы ни происходило вокруг тебя, ты и глазом не моргнешь. Знай, что и через величайшие опасности будешь проходить, ничто тебя не коснется[3]. Что произошло с тремя мужами, которых бросили в огненную печь? Они вышли оттуда живыми и невредимыми, ничто их не коснулось. Они пели и славили Бога. Кто их бросил в печь, тот и пострадал[4]. Что случилось с Даниилом, которого бросили в ров со львами?[5] И он вышел здоровым и невредимым. Сегодняшний век требует от людей сильной непоколебимой веры. В том, у кого есть такая вера, проявляется любовь. В том, у кого есть такая вера, проявляется надежда. В том, у кого есть такая вера, проявляется жизнь. Вера без любви не может проявиться. Любовь это мать веры. Вера это мать надежды, а надежда — мать жизни. Жизнь это то, что мы любим и к чему стремимся. Это слова, в которых есть содержание только, если есть любовь. С любовью и самое малое семя, брошенное в землю, начинает расти и развиваться, приносить плод. Без любви семя падает на каменистую почву[6]. Оно не может прорасти. От этого семени не ожидается никакого плода. Это значит жить с сухой верой. Человек веры похож на хорошего математика, который легко решает даже самые трудные задачи. — Я сильный человек, у меня есть вера. — Подними этот мешок. — Не могу, он тяжелый. — Если не можешь поднять мешок, весом в сто килограммов, ты слабый человек, со слабой верой. Сильного узнают по трудностям и противоречим, с которыми он сталкивается. Он легко справляется с ними. Так человек узнаёт, насколько он силен. Один знакомый, полковник, поделился со мной своим опытом времен мировой войны. Был он на Солунском фронте, вместе с одним генералом. Пока шло обучение солдат, генерал был смел и бесстрашен. Солдат воодушевлял словами: Вперед, бойцы! Но в какой-то момент англичане принялись нас обстреливать. Началось ожесточенное сражение. Было очень страшно. От страха меня трясло. Генерал спрашивает: Как вы, господин полковник? — Хорошо. А вы? — И я хорошо. — В сущности, трясло и меня, и генерала. Внешне мы оба проявляли смелость. Вскоре мы нашли окоп, в котором укрылись. Если бы не укрылись, были бы убиты. А по-моему, им не следовало укрываться. Если прячутся, значит, вера и надежда у них слаба. Прятаться не плохо, но, если прячешься постоянно, твоя жизнь станет игрой. Как ни укрывайся, всё равно тебя найдут. Что тогда будешь делать? — Будешь решать новую задачу. Если не сможешь решить, будешь отворачиваться, как школяр, который если не знает урока, отворачивается. А учитель смотрит на него и видит, что он не знает. Учитель вытаскивает свою тетрадочку, смотрит на одного, на другого ученика и вызывает именно того, кто ничего не знает. Ученик говорит про себя: И что это он решил меня спросить сегодня? Вчера я знал урок, но меня не вызвали, вызвали сегодня, чтобы я получил плохую отметку. Почему он не поднял какого-нибудь способного ученика? Способные и хорошие ученики всегда готовы к экзамену. Я говорю: все люди должны быть готовы к экзамену. Что делает ученик, когда не знает урока? — Плачет. Плакать — это не плохо, но плачь от сердца. Одна ученица рассказывала, как спаслась с помощью плача. Не зная урока, она намочила глаза слюной, чтобы показать учителю, что ей нехорошо. Увидев, её мокрые глаза, учитель сказал: Сядь на место. Спрошу тебя другой раз. Сегодня многие наслюнявили глаза, но в духовном мире слюна не помогает. Она помогает только при пережевывании пищи. Глаза мокнут от слез, а пища — от слюны. Не смочишь пищу слюной, начнет роптать желудок. Если смочишь слюной, желудок доволен. Значит, глаза нужно мыть слезами. И потому, если плачешь, плачь, как следует. Многие плачут, но не знают, как им плакать. Один наш брат пришел в гости к другу. Плач и крик он услышал ещё с порога. Плакал ребенок. Мать и отец старались его успокоить, но ничего не помогало. Гость сказал: дайте ребенка мне, я с ним справлюсь. Он подсел к ребенку поближе, погладил его. Ребенок закрыл лицо руками и продолжил свой плач. И он, подражая ребенку, тоже стал тереть глаза руками. Ребенок плачет, и он плачет; ребенок кричит, и он кричит. Немного погодя ребенок отнял руки от глаз, посмотрел на гостя и сказал: — Эй, ты сильно плачешь. Кто тебя побил? — Наконец-то ребенок перестал плакать. Увидев, что плачет другой, ребенок спрашивает себя: Почему плачет этот взрослый человек? Я знаю, почему я плачу, но почему он плачет? Начав думать, ребенок перестает плакать. Плача, ребенок утешается, в его чувствах наступает перемена. Плач появляется вследствие перехода от твердого состояния к влажному. При этом человек становится мягче. Если человек не может плакать, это говорит о том, что он твердый, жесткий человек. Кто-то говорит: Хватит слёз! Не сожалейте, что вы плачете. Слезы это благословление человека. Они промывают глаза. После плача человек яснее видит. — Сколько времени человек должен плакать? — Несколько минут, от одной до пяти. Но ни в коем случае не позволяйте себе плакать часами. Если глаза хорошо промылись, и сознание прояснилось, плач достиг своей цели. Если видишь, что кто-то плачет, не утешай его; не говори, что плакать плохо. Как бы ты ни говорил ребенку, что не нужно огорчать мать и отца, он этого не понимает, он плачет. Но, заметив, что ты плачешь с ним вместе, он начинает думать и перестает плакать. Если видишь, что кто-то скорбит и плачет, плачь с ним и ты, плачь не утешая. Сегодня, размышляя о жизни Христа, вы спрашиваете себя: Разве Христос не в силах был справиться с трудностями в жизни, Он должен был быть распят? Он должен был принимать участие в страданиях людей? Христос был в силах, но Он должен был пройти через самые большие страдания, Его любовь нужно было испытать. В какой-то момент Он обратился к Господу с мольбой, чтобы Его, по возможности, минула горькая чаша. Но возможности не было. Когда понял это, Он сказал: «Господи, да будет воля твоя![7] В Твои руки передаю Дух Свой[8]». Пройдя через это испытание, Христос сказал: «Дана мне всякая власть, на небе и на земле. Идите и проповедуйте, и я буду с вами до скончания века[9].» Каждый человек пройдет через испытание Христа. Хотя бы раз в жизни он будет прикован к кресту. Почему люди плачут? Ребенок плачет, когда его бьют или не дают то, чего он хочет. И взрослый должен плакать по той же причине? По-моему, он должен плакать только тогда, когда пропустил условия делать добро. Если согрешишь, не плачь, а исправляй ошибку. Однако, если ты ежедневно не делаешь какое-то небольшое добро, ты должен плакать. Не сожалей, если сделал ошибку, сожалей, если не сделал добро. Не сожалей, что ненависть тебя посетила; сожалей, что не проявил любовь. Не сожалей, что стал неверующим; сожалей, что не проявил веру. Держись за положительное в жизни. Жизнь это великое училище, в котором ты будешь учиться, и будешь проходить испытания. Кого любишь, тот тебя и испытает. Испытает, когда ты этого не ждешь. Учитель, который любит своих учеников, непременно их испытает. Если учитель не испытывает учеников, они ничего не приобретают. В процессе испытания, между ним и учениками создается внутренняя связь. Ученик может не знать урока, учитель может промолчать, не поставить ему плохую отметку, но связь между ними создается. Значит, связь обязана собой испытаниям наших учителей, равно как и тем испытаниям, через которые мы проходим. Без испытания не может возникнуть связи между Богом и нами. В испытаниях человек становится крепче, а связь его с Богом усиливается. Иной человек не выдерживает больших трудностей, но есть у него внутри что-то, что выдерживает. Например, Христос и Петр вместе сдавали экзамены. Христос свое испытание выдержал, а Петр провалился. До того, как ему был назначен экзамен, Петр сказал Христу: «Все могут отказаться от тебя, я никогда не откажусь»[10]. Однако, когда Петра спросили, не был ли он учеником Христа, Петр отрёкся. Выйдя вон, Пётр осознал свою ошибку, раскаялся и горько заплакал[11]. Что означает слово «Пётр»? — Камень. Пётр — краеугольный камень христианской церкви. Это указывает на испытания, через которые пройдет церковь. Верующие до сих пор спорят, какая из церквей стоит на правильном пути: православная, католическая или евангельская. Сегодня люди спрашивают не о том, любят ли они Христа, а о том, кто во что верит. Одни верят в церковь, другие — в папу, третьи — в Евангелие. Где Христос? — В Петре, который отрёкся от Христа. Задача Петра — вернуться к Христу и проповедовать людям Христово учение. Это прошлые дела, о которых не нужно говорить. Они вносят соблазн. Зачем говорить ребёнку, чтобы он не крал? Пусти его в сад и оставь одного. Там всё и проявится. Если начнет рвать плоды без позволения, значит, любит красть. Ну, скажешь ты ему: — Не кради — если это желание в него вложено, оно проявится. И Бог, точно так же поступил с Адамом и Евой. Он дал им возможность жить в райском саду свободно, испытал их. Человек, когда грешит, оправдывает себя своими страданиями. — Какие у вас страдания? — Маленькие, но и их вы не можете выдержать. А что вы будете делать, когда придут большие страдания? Маленькие страдания предвестники больших страданий. Кто знает это, говорит: «Эй, худо, иди сюда, без тебя ещё хуже». Значит маленькие страдания предвестники маленьких благ, а маленькие блага — предвестники больших благ. Это путь, по которому каждый должен пройти. Что бы вы делали, если бы вас подвергли испытанию: отказаться от всего, что у вас есть, от самих себя, от своей жизни? Это не лёгкое испытание. Вы, находясь среди своих близких, страдаете, если вас не любят, если вам не верят, не ценят вашу работу, мысли и чувства. Это испытание. Если вы с этим испытанием не можете справиться, как вы отречётесь от самих себя, от своей личности, от своей жизни? Как вы справитесь с таким испытанием? Это всё равно, что спрашивать бедного, как он справится со своей бедностью. На этот вопрос я отвечаю: Бедный справится со своей бедностью, став богатым, добрым, учёным. Когда он станет богатым, все изменят своё отношение к нему; если станет добрым, он всем будет нужен, если станет учёным и приобретёт большие знания, будет помогать людям. Значит, бедному необходимы три вещи: богатство, доброта и знание. Что нужно богатому? — Тоже три вещи: любовь вера и надежда. Однако, без любви, веры и надежды, богатство ещё ничего не решает. Бедный на своём месте, если приобрёл богатство, доброту и знание. Богатый на своём месте, если приобрёл любовь, веру и надежду. Так вот, богатым и бедным я говорю: Свяжитесь с Христом и следуйте Его путём без колебаний и сомнений. Внутренне все вы колеблетесь. Встречаю человека, который мне говорит: Не хочу умирать. — Почему? — Ещё не готов. Через десять лет снова говорит: Не хочу умирать. — Почему? — Не готов, пожить хочу. — А когда приготовишься? И вот, стал он восьмидесяти — восьмидесятипятилетним старцем, и всё ещё не готов? Ты всё ещё в училище и не хочешь из него уходить. Сегодня крайний предел жизни — сто двадцать лет. Есть исключения, некоторые люди живут и больше ста двадцати. Готов, не готов, но через сто двадцать лет ты должен будешь оставить училище на земле и отправиться в другое училище. Так ты пройдёшь через внутреннюю смену состояния. Без этой смены человек находится в обыкновенной жизни, где теряет смысл всех вещей — В каком случае человек теряет смысл жизни? — Если он живет в обыкновенной вере, обыкновенной надежде и в обыкновенной любви. Чтобы не потерять смысл жизни, вы должны войти в область необыкновенного, где ничего не изменяется и не изменяет. Необыкновенное это великое в жизни, то, что несёт все блага. Сказано в Писании: «Только Бог благ[12]». — Почему? — Потому что только Он несёт в себе всё то, в чём мы нуждаемся. В этом причина, что Бог не изменяется и не изменяет. Нет силы в мире, которая могла бы изменить естество Бога. Что человек несёт в себе? — Богатство, знание и добродетели. — Что требуется от него? Изъявить вовне то, что он несёт. Единственное, чего человек не знает, это как проявиться. Встречаю женщину, вижу, что ей пришло время проявить свою любовь, но она не знает, как. Мать сшила ей несколько платьев, но она не знает, какое надеть, чтобы понравиться мужчине. У неё много платьев, но нет умения, она не может проявиться. Если бы я был на её месте, то сначала надел бы зелёное. Если бы я в нём не понравился, надел бы жёлтое, с золотистым оттенком. Не понравился бы в нём, надел бы светлоголубое. Наконец, надел бы белое платье. Если бы я и в нём ему не понравился, то прямо тут же сжег бы всю его одежду. Если кто-то говорит, что женщина сожгла его одежду, значит, она не понравилась ему ни в одном цвете. Тогда пусть горит его одежда! То, что горит одежда человека, означает, что старое в нём загорелось и должно сгореть. Есть внешние вещи, которые от человека не зависят, но он должен справиться со своим внутренним недовольством. Пока недовольство в нём, что бы он ни делал, что-то его будет точить изнутри. Это может быть слабенькое недовольство, но оно гложет человека, подобно тому, как соринка, даже самая маленькая, раздражает глаз. Так вот, это искусство, знать человеку, как ему проявиться. Оденься в зелёную одежду, чтобы показать людям, что им нужно быть богатыми. Оденься в жёлтую одежду, чтобы показать им, что нужно быть умными. Оденься в синюю одежду, чтобы быть любящим истину. И, наконец, оденься в белую одежду, чтобы жить в чистоте и святости. Так ты зажжёшь одежду, чтобы сгорела. Если твой возлюбленный спрашивает, зачем ты подожгла его одежду, скажи: Я подожгла твою одежду, чтобы ты стал богатым, умным, добрым и жил в чистоте. Три вещи нужны человеку: богатство, разумность и доброта. Это и значит жить в чистоте и святости. Если этого не исполнить, придёт огонь. Христос говорит: «Не мир пришел Я принести, но меч[13]». Почему Он принёс огонь? — Потому что Его не поняли. Сегодня все люди горят. — Зачем? Чтобы стать богатыми, добрыми, умными, любящими истину и чистыми. Пройдя через огонь, люди приобретут эти добродетели. И если это так, не жалейте их. Желаю вам стать богатыми, добрыми и разумными, войти в Царство Божье, жить вместе с Господом. Тайная молитва. В Божьей любви благо человека. 13. Утреннее слово Учителя от 28.02.1937 София-Изгрев ______________________ [1] Лк 23:42 и далее [2] Втор 6:5 [3] Пс 90:7 [4] Дан 3:15-96 [5] Дан 14:23-42 [6] Мф 13:3-8 [7] Мф 26:42 [8] Лк 23:46 [9] Мф 28:18-20 [10] Мф 26:32 [11] Мф 26:69-75 [12] [13] Мф 10:34